МБОУ СОШ №8ст Суворовской
Выполнила: ученица 11 класса
Бабоян Назени
Руководитель: Черемнякова Т.Д. учитель
русского языка и литературы.
2
Содержание
1.Введение…………………………………………………3-4
2. Жаргонизмы в речи учеников………………………..5-9
2.1.Что такое лексика и молодежный сленг?...................5
2.2.Жаргонная лексика…………….……………….…….6
2.3.Социометрическое исследование…………………….7
2.4.Тематика жаргонизмов……………………………….8-9
3.Заключение……………………………………………...10
4.Список используемой литературы…………………….11
5.Приложение……………………………………………..12
3
ВВЕДЕНИЕ
Многие слова русского языка известны всему народу, которые мы называем общеупотребительными, например: вода, небо; синий, длинный, любить. Эти слова употребляют все русские люди, независимо от места жительства, профессии и социальной среды. Но есть в русском языке слова, которые понятны не всем окружающим, к данным словам мы можем отнести молодежные слова, которые употребляют в своей речи ученики.
Актуальность.
Мы выбрали именно эту тему потому, что изучение молодежной лексики позволить лучше понять речь современных школьников.
Цель: выявление жаргонизмов в речи учеников.
Задачи:
-познакомиться с научной литературой по теме;
- провести социологический опрос среди учащихся6-7 классов;
-выявить состав жаргонизмов , употребляемых учениками;
-выяснить значение жаргонизмов на основе проведенного исследования;
-сделать выводы, какова их роль как стилистического средства.
Объекты исследования:
1) жаргонная речь учеников;
2) научно-методическая литература.
Основные этапы работы над проектом.
1. Определение темы и цели проекта.
2. Анкетирование.
4
3. Сбор и анализ нужной информации.
4. Подготовка портфолио.
5. Подготовка презентации.
Продукт моего проекта – глоссарий молодежного сленга.
5
2. Жаргонизмы в речи учеников
2.1.Что такое лексика и молодежный сленг?
Сначала рассмотрим значение термина лексика.
Лексика (гр.lexikos – словесный)
- совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка;
- словарный состав произведений какого-либо автора;
- совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности.
Что такое молодёжный сленг?
Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.
Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.
Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Для чего же нужен молодёжный сленг?
1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной.( На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)
2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов.
http://www.hintfox.com/
6
2.2.Жаргонная лексика
Одной из групп молодёжного сленга являются жаргонизмы.
Жаргонная лексика характеризуются ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения .
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.
Словарный состав языка постоянно подвержен изменениям. Общая речевая картина позволяет судить об уровне культуры общества.
Жаргон может возникнуть в любом достаточно устойчивом коллективе. Например, выделяют следующие жаргоны:
жаргон школьников и студентов ( хвост — ‘задолженность, не сданный вовремя экзамен или зачёт’засыпаться — ‘не выдержать экзамен)’;
молодежный жаргон (байк ‘мотоцикл (обычно дорогой), видак ‘видеомагнитофон’;
армейский жаргон (дед ‘старослужащий по отношению к молодым солдатам, новобранцам’, дембель ‘демобилизация’);компьютерный жаргон (взлом ‘преодоление защиты данных компьютера, компьютерных программ’);
жаргон музыкантов (металл ‘тяжелый рок’, металлист ‘исполнитель рок-музыки в стиле хевиметал’);спортсменов и любителей спорта (качалка ‘тренажер для занятия бодибилдингом, зал с такими тренажерами’) и другие.
Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000.
Причины использования жаргонизмов:
1.По сравнению с общенародной лексикой, жаргонная лексика более экспрессивна и эмоциональна. Жаргонизмы выражают особое, чаще всего иронически-фамильярное отношение к реалиям действительности и к самим словам, эти реалии обозначающим.
2.Жаргонная лексика является средством языкового обособления, языковой конспирации.
3.Следование речевой моде.
В своём проекте мы рассмотрим школьный жаргон.
http://www.studfiles.ru/
7
2.3.Социометрическое исследование
Для того чтобы определить мотивы употребления жаргонизмов и состав жаргонизмов в речи школьников мы решили провести анкетирование среди учащихся 6-7 классов.
Были разработаны следующие вопросы:
1. Для чего Вы употребляете жаргонизмы?
2. Напишите 5 жаргонизмов, указав их значение.
3. Запишите устойчивое сочетание с жаргонизмами.
4. Укажите ваш любимый жаргонизм.
В социологическом опросе принимало участие 50 человек.
35% считают , что употребление жаргонизмов это модно, 30% используют для упрощения понимания, 25% так выражают чувства и лишь 10% жаргонизмы нужны для связи слов.(см. диаграмму в приложении)
Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные жаргонизмы в речи школьников:
Существительные: литра,физра,матик,лох, чувак, чел, прикол, базар, фигня, тело, хавчик, дискач, копец, халява, кроссы,училка,бабло.
Глаголы: отвали, отвянь, офигел,гонишь, задолбал, обломать, офигел, зашибись, фильтруй, потеряйся.
Наречия: клево, офигенно, прикольно, влом,
Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, ё-моё, я не в курсах, домашка есть ,да ты гонишь, что за фигня, свали в туман, отвечай за базар.
Среди выше перечисленных жаргонизмов можно выделить самые любимые:
свали в туман, хавчик, училка, домашка, потеряйся,фигня.
8
2.4 Тематика жаргонизмов.
В лексике школьного жаргона мы выделили слова, тематически связанные со следующими тремя сферами:
1. сфера школы;
2. сфера досуга;
3.сфера быта.
Слова первой сферы можно разделить на следующие группы: наименования учителей, наименования учебных предметов, наименования реалий учебного процесса.
А) Наименования учителей: физичка -преподаватель физики , училка - учительница.
б) Наименования школьных предметов: физра – физкультура, литра – литература, матика-математика.
в) Наименования реалий учебного процесса: шпора - шпаргалка, ботаник-умный, пара-два, домашка-домашняя работа, девник - дневник, скатать - писать.
2.Сфера досуга
К сфере досуга можно отнести такие слова, как: мобила, винда, велик, телик, дискач, комп, тачка, ящик, предки, бабло, телка.
Среди данных слов можно выделить жаргоны обозначающие действия и состояния:
Отвали –отстань.
Свали-уйди.
Отвянь- отойди от меня.
Офигел- удивился.
Клево-хорошо.
Фигня- ерунда.
9
Задолбал-надоел.
Зашибись-хорошо.
Наехать - придраться.
Тащиться, ловить кайф - получать удовольствие.
Пофиг-безразлично.
Нормуль-нормально.
Копец-конец.
По барабану- всё равно.
Халява- бесплатно.
Чесать языком –много говорить.
3. Сфера быта.
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
А) слова, называющие части тела: дыня - лицо; грабли – руки, лыжи– ноги.
б) Слова, называющие одежду,обувь и аксессуары: кроссы-кроссовки,
косуха- куртка, прикид-современная одежда.
В) Слова, называющие продукты питания: бухло-алкоголь , хавчик-еда .
10
Заключение
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, – тогда это просто какая-то людоедка Эллочка. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно.
В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным. Установлено также, что многие школьники относятся к сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление.
11
Список используемой литературы
1. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. СПб., 1994.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994.
3. Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000.
Интернет-ресурсы:
http://www.studfiles.ru/
http://www.hintfox.com/
12
Приложение
Приложение 1
Вопросы для анкеты.
1. Для чего Вы употребляете жаргонизмы?
2. Напишите 5 жаргонизмов, указав их значение.
3. Запишите устойчивое сочетание с жаргонизмами.
4. Укажите ваш любимый жаргонизм.
Приложение2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.