Проект: « Новая школа – школа здоровья».
Принципы проектирования:
- аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников проекта, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из базовых ценностей человеческого бытия;
- деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика через активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъект-субъектных позиций и направленную на реализацию здоровьесберегающего педагогического процесса;
- системный подход, который рассматривает Школу как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать эффективность достижения поставленных целей.
Паспорт.
Проект:
«
Новая школа – школа здоровья».
1. Наименование ОУ Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная
школа.
2. Адрес 168075, Республика Коми, Усть Куломский район, поселок Тимшер, улица Школьная, дом №11а
Телефон факс 88213795668 электронный адрес: scolatimseradm
сайт школы: timsersoch.ucoz.ru
3. Социальный заказ (миссия) ОУ. Создание здоровьесберегающей среды в школе
@ mail
. ru
4. Разработчик проекта директор школы – Паршукова Надежда Алексеевна.
5. Принципы проектирования:
аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников проекта, как в
личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из
базовых ценностей человеческого бытия;
деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика через
активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъектсубъектных позиций и направленную на
реализацию здоровьесберегающего педагогического процесса;
системный подход, который рассматривает Школу как управляемую систему и позволяет организовать необходимые,
изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности черезсоздание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе
мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать эффективность достижения поставленных целей.
6. Сроки реализации Проекта сентябрь 201 201
1. Обоснование необходимости проекта
Идея создания новой школы школы здоровья возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования
Российской Федерации, определенными национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в соответствии
с требованиями модернизации образования и актуальными задачами повышения качества образования в школе.
«Здоровье подрастающего поколения в ближайшем будущем может обеспечить оптимизацию всех сфер общества, являясь
показателем и критерием его качества и актуального отношения к человеку в обществе. Здоровье и образование – ценности,
стоящие в одном ряду как взаимовлияющие и определяющие качество друг друга».
«Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья дело не
только семьи, но и педагогов».
Закон «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», принятого Государственной Думой подчеркивает, что
«в образовательных учреждениях независимо от организационноправовых форм должны осуществляться меры попрофилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по
организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства».
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности в МОУ Тимшерской СОШ выявил ряд проблем, связанных со здоровьем
обучающихся.
К ним можно отнести следующие:
1) все меньший процент детей, приступающих к обучению в школе, имеют первую группу здоровья;
2) показатели здоровья за время обучения в школе снижаются
3) растет число детей школьного возраста, имеющих вредные привычки
4) снижается уровень физической подготовленности школьников.
В основе разработки проекта лежит представления о здоровье и здоровьесберегающей среде.
2. Методологические основы проекта
"Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) это состояние полного физического, психического
и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов".
Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно: физический аспект здоровья физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни, позволяет
справляться с учебной нагрузкой;
интеллектуальный аспект здоровья хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность,
самообучаемость;
нравственный аспект здоровья потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали,
самокритичность;
социальный аспект здоровья коммуникабельность, умение жить в социуме;
эмоциональный аспект здоровья уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стрессов
Школьная среда мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной,
естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость
превращения образовательной среды в реабилитационнооздоровительную и просветительскую среду, с целью создания
единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу, семью и
социум. Школа со здоровьесберегающей средой это педагогическая система, в которой должны быть методики
обеспечения психологомедикосоциального сопровождения обучающихся на каждом возрастном этапе.
3. Нормативноправовая и организационная основа проектаПри разработке проекта учитывались:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
существующие подходы к созданию здоровьесберегающй среды в общеобразовательном учреждении.
В качестве нормативноправовых, научнометодических и опытноэкспериментальных материалов используются:
Конвенция о правах ребенка
ФЗ закон «Об образовании в РФ»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная приказом Президента Российской
Федерации Д.Медведевым № 271 от 04 февраля 2010 г.
4. Концептуальная модель
Предлагаемая модель здоровьесбережения вносит такие изменения в школьную практику, которые затрагивают всю систему
работы образовательной деятельности и ее инфраструктуры: управление образовательным учреждением, учебную и
воспитательную работу, коммуникативное пространство, а также предлагает построить физкультурнооздоровительную
работу, используя современные подходы в этом направлении. Конкретным способом внедрения этой модели является
предварительная проектировочная деятельность коллектива Школы, в ходе которой после подготовительного обучения
через систему повышения квалификации и самостоятельную апробацию проектировочной практики педагогическая командареализует в своих педагогических действиях необходимые здоровьесберегающие условия, предусмотренные системной
моделью в рамках конкретного образовательного учреждения.
Общее руководство проектом осуществляет администрация школы, в состав которого входят директор, заместители
директора по учебной и воспитательной работе, а также руководители школьных методических объединений, педагог
психолог, социальный педагог, библиотекарь, преподавательорганизатор ОБЖ.
Финансирование деятельности осуществляется в пределах фонда оплаты труда, выделяемого образовательному
учреждению.
5. Стратегия проекта
Объектом проектирования является инновационная система образовательного учреждения
Предмет проектирования составляют формы, методы и средства организации здоровьесберегающей деятельности в школе.
Цель проекта – создание и внедрение модели « Новая школа – школа здоровья» как средства повышения эффективности и
результативности здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.
Задачи проекта:
1. Разработать механизм и включить в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии;
2. Разработать и создать систему мониторинга здоровьесбережения в школе;3. Создать комфортную образовательную среду способствующую сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
4. Создать условия для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и
моральнопсихологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;
5. Обеспечить поддержку педагогов, активно внедряющих в образовательный процесс инновационные технологии
здоровьесбережения.
6. Этапы проекта
Первый этап (сентябрь 201 г. – август 201 г.) подготовительный. Предполагает решение следующих задач:
1) мотивация участников образовательного процесса к осуществлению здоровьесберегающей деятельности
2) изучение нормативноправовых документов по организации здоровьесбережения в школе
3) знакомство с современными технологиями здоровьесбережения
4) разработка системы мониторинга по вопросам здоровьесбережения
Второй этап (сентябрь 201 г. – август 201 г.) – внедренческий, связан с постановкой задач организации
здоровьесберегающей деятельности школы:
1) Внедрение системы мониторинга здоровьесбережении2) Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
3) Укрепление и развитие материальнотехнического обеспечения здоровьесберегающей деятельности в школе
4) Педагогическое и научнометодическое просвещение участников образовательного процесса
Третий этап
(сентябрь 201 г. – 201 г.) – обобщающий, направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением
результатов работы педагогического коллектива, определением эффективности реализуемых форм и методов организации
здоровьесберегающей деятельности в школе.
7. Планируемые результаты проекта
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья
школьников.
Создание комфортной среды в школе.
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
8. Показатели эффективности реализации проекта
Эффективность реализации проекта будет определяться следующими показателями:
1. Содержательнодеятельностный эффект, выражающийся в
выработке единой методологической и концептуальной основы здоровьесбеерегающей деятельности педагогического
коллектива,
создании новой воспитательной модели школы.
2. Организационноуправленческий эффект, который проявляется в
создании инновационной модели методической работы (проектных команд, творческих мастерских, проблемных групп),
создании новых форм организации образовательного процесса,
создании здоровьесберегающей среды в школе.
3. Образовательный эффект, связанный с овладением педагогами современными технологиями здоровьесбережения
технологиями исследования и проектирования.
4. Социальный эффект, проявляемый как:
Повышение приоритета здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса
Повышение престижа воспитательной системы Школы в социуме
№ Содержание работы
Сроки Исполнители
Результат
9. План проектных мероприятий
1.
Организационно методическая деятельность по укреплению здоровья детей.
1.1 Изучение нормативноправовых
201
Администрация
документов по организации
здоровьесбережения в школе
Мотивация участников образовательного
процесса к осуществлению
здоровьесберегающей деятельности1.2 Создание рабочей группы по
201
Директор
Координация
реализации Проекта
1.3 Педсовет по ознакомлению с
2011
системой комплексного
обучения с здоровьесберегающими
технологиями и ее организацией
в школе
Зам. директора по
УВР, ВР
Знакомство с современными технологиями
здоровьесбережения
1.4 Создание системы мониторинга
результатов реализации Проекта
2011
Зам. директора по
УР, ВР
Разработка системы мониторинга по вопросам
здоровьесбережения
1.5 Пополнение специальной
литературой библиотеки и её
использование в проведении
мероприятий по ЗОЖ.
1.6 Проведение своевременной
профилактической работы,
обработка данных по
посещаемости учащихся.
Систематизация информации по
В
течение
учебно
го года
В
течение
учебно
го года
Администрация,
библиотекарь
Пополнение библиотечного фонда
Мониторинг здоровья
Соц.педагог,
кл.руководители,
мед. работниксостоянию здоровья и внесение ре
комендаций на соответствующую
страницу классных журналов,
отслеживание изменений в
состоянии здоровья детей,
имеющих хронические
заболевания.
2.
2.1.
Улучшение санитарных условий и
совершенствование санитарнооздоровительных мероприятий
Пополнять образовательное
учреждение необходимым
медицинским и спортивным
оборудованием, ростовой
ученической мебелью
2011
2015
Администрация
школы.
Улучшение материальнотехнической базы
2.2 Осуществлять ремонт
медицинского помещения,
спортивного зала, площадки,
стрелкового тира.
2.3 Осуществлять контроль за
2011
2015
Администрация
школы.
Улучшение материальнотехнической базы
В
течение
Администрация
Упорядочение учебной нагрузки в школерасписанием уроков в целях
упорядочения учебной нагрузки в
школе.
2.4 Подготовить памятки о режиме
дня учащихся и рекомендации для
родителей по организации учебной
деятельности на дому.
2.5 Контролировать выполнение
оздоровительных мероприятий
(гимнастика для глаз,
физкультминутки, дыхательная
гимнастика).
2.6 Утверждение плана
профилактических мероприятий,
направленных на
предупреждение травматизма;
предупреждение нарушения
зрения;
предупреждение утомляемости
учебно
школы.
го года
В
течение
учебно
го года
В
течение
учебно
го года
Август
сентябр
ь
текущег
о года
Администрация
школы.
Родительский всеобуч
Администрация
школы
Выполнение требований
Организация деятельности в рамках Проекта
Учителя
предметники,
классные
руководители,
администрация
школы.Разработка и внедрение системы по улучшению
санитарногигиенических требований
Администрация,
классные
руководители,
завхоз школы
детей в течение учебного года.
2.7 Улучшение санитарно
гигиенических требований:
2011
2015
поддержание чистоты в
помещении школы (классы,
рекреации, спортивный зал,
столовая и т.д.);
соблюдение санитарно
гигиенических требований
(сквозное проветривание,
температурный режим, освещение,
соответствие мебели и т. д.);
3.
Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта
3.1 Разработка и утверждение плана
спортивномассовой работы в
школе на текущий учебный год.
Август
сентябрь
текущего
года
Учитель
физической
культуры, тренера
– преподаватели
ДЮКФП.
Организация деятельности в рамках Проекта3.2 Пропаганда опыта работы по
организации физкультурного
досуга детей с родителями.
В течение
учебного
года
Пропаганда ЗОЖ
Классные
руководители,
учитель
физической
культуры, тренера
– преподаватели
ДЮКФП.
В течение
учебного
года
Учитель
физической
культуры.
Применение современных педагогических
технологий
3.3 Совершенствование учебного
процесса на уроках физкультуры
путём дифференциации,
индивидуализации (в том числе
спортивной нагрузки детей в
соответствии с их группой
здоровья), применение
перспективных технологий,
отбора содержания, форм и
методов урока.
3.4. Проведение мониторинга
физической подготовки
учащихся.
В течение
учебного
года
Учитель
физической
культуры.
Наблюдение за состоянием физической
готовности учащихся4.
Формирование валеологической культуры в системе учебной деятельности
(агитация и пропаганда физкультуры и спорта).
4.1 Принимать участие в научных,
научнопрактических
конференциях, совещаниях
различного уровня по вопросам
оздоровления детей.
4.2 Создание и распространение
(демонстрация) агитационных
материалов, направленных на
пропаганду ЗОЖ, школьные
информационные стенды.
В течение
учебного
года
Администрация
школы.
Агитация и пропаганда физкультуры и спорта
Зам. по ВР
Агитация и пропаганда физкультуры и спорта
В течение
учебного
года
5.
Лечебнопрофилактические мероприятия
5.1 Проведение индивидуальных
консультаций психолога с детьми
и родителями, педагогами.
5.2 Профилактические прививки для
учащихся и учителей.
В течение
учебного
года
В течение
учебного
года
Психолог школы,
кл. руководители.
Проведение своевременных профилактических
мероприятий
Мед. работник
Проведение своевременных профилактических
мероприятий5.3 Витаминопрофилактика.
В течение
учебного
года
Родители, мед.
работник, кл.
руководители
Проведение своевременных профилактических
мероприятий
6.
Работа с педагогами школы
6.1 Проведение диспансеризации
педагогического коллектива (по
согласованию)
Согласно
плана
Администрация
школы.
Профилактика заболеваемости среди учителей
Администрация
школы.
Самосовершенствование и самообразование
6.2. Педсоветы, совещания,
заседания МО по вопросам
здоровья школьников,
особенностей психофизического
развития детей разных
возрастных групп,
профилактики вредных
привычек и пропаганды
здорового образа жизни
По
отдельному
плану в
рамках
профессиона
льной учёбы
педагогичес
кого
коллектива;
на
заседаниях
методически
х
объединений
6.3 Организация и проведение
По
Администрация Самосовершенствование и самообразование,школы,
психолог.
курсовая подготовка
семинарских занятий по
вопросам здоровья школьников,
особенностей психофизического
развития детей разных
возрастных групп,
профилактики вредных
привычек и пропаганды
здорового образа жизни.
отдельному
плану в
рамках
профессиона
льной учёбы
педагогичес
кого
коллектива
6.4. Введение целенаправленной
пропаганды здорового образа
жизни с использованием
механизмов наглядной агитации
и материального
стимулирования учителей
В течение
уч. года.
Администрация
школы, МО
учителей
Мотивирование участников Проекта к
деятельности
7.
Работа с обучающимися
7.1 Разработка и внедрение
дополнительных
образовательных программ
секционных занятий по
различным видам спорта.
Зам. по
ВР,учитель
физкультуры,
тренера.
Утверждени
е программ –
август;
корректиров
ка – в конце
уч. года на
основе
Внедрение новых программ ДО физкультурно
спортивной направленностианализа
результатов
внедрения
программ
В течение
уч. года
(по
отдельном
у плану
мероприят
ий)
Октябрь;
апрель.
(2 раза в
год)
Каникуляр
ный
период
Зам. по
ВР,учитель
физкультуры,
тренера, кл.
руководители.
Кл.
руководители,
психолог школы.
Родители,
администрация
школы, учитель
физкультуры,
тренера.
7.2 Проведение спортивных
праздников, соревнований,
турниров, акций, фестивалей,
Дней здоровья и т.д.
7.3 Проведение мониторинга
психического здоровья детей.
7.4 Организация отдыха учащихся в
каникулярный период, создание
оптимальных условий для
укрепления здоровья, для
занятий спортом.
Организация полноценного досуга,
оздоровление
Проведение своевременных профилактических
мероприятий
Организация полноценного досуга,
оздоровление7.5 Организация работы социально
психологической службы:
выявление детей группы риска;
В течение
учебного
года.
Психолог школы,
соц.педагог, кл.
руководители
Проведение своевременных профилактических
мероприятий
диагностика;
дифференцированная
психокоррекция выявленных
нарушений.
7.6 Лекции (сообщения) по
вопросам здоровья
7.7 Медицинское наблюдение
специалистами (медицинскими
работниками) обучающихся,
проведение диспансеризации
учащихся
Кл.
руководители,
психолог школы,
мед. работник
Мед.работник
В течение
учебного
года.
В течение
учебного
года
Проведение своевременных профилактических
мероприятий
Проведение своевременных профилактических
мероприятий
8.
Работа с родителями
8.1. Родительские собрания по
темам: «Режим дня для часто
В течение
учебного
Зам. поВР,
психолог школы,
Педагогический всеобучгода
соц.педагог,
классные
руководители
болеющих детей»; «Закаливание
ребёнка дома»; «Вредные
привычки у родителей: курение,
употребление алкоголя – и их
влияние на детей»;
«Организация зрительного
режима в вечернее время и в
выходные дни у детей»;
«Пропаганда ЗОЖ в семье»;
«Профилактика простудных
заболеваний» и т.д.
в зависимости от особенностей
класса, запросов, поступивших
от родителей и кл.
руководителей).
Зам.по ВР.
Пропаганда ЗОЖ, организация досуга
8.2 Проведение совместных
спортивных мероприятий
(праздников, соревнований,
акции и т.д.).
В течение
уч. года (по
плану
спортивно
массовой и
воспитатель
ной работышколы).