Проект: « Новая школа – школа здоровья».

  • Документация
  • doc
  • 18.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект: « Новая школа – школа здоровья». Принципы проектирования: - аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников проекта, как в личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и стремление быть здоровым как одну из базовых ценностей человеческого бытия; - деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика через активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъект-субъектных позиций и направленную на реализацию здоровьесберегающего педагогического процесса; - системный подход, который рассматривает Школу как управляемую систему и позволяет организовать необходимые, изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности через создание педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное управление элементами системы на основе мониторинга получаемых результатов, что позволяет оценивать эффективность достижения поставленных целей.
Иконка файла материала Проект-Новая школа....doc
Паспорт. Проект:     «     Новая школа – школа здоровья». 1. Наименование ОУ   Муниципальное общеобразовательное учреждение Тимшерская средняя общеобразовательная  школа.  2. Адрес 168075, Республика Коми,  Усть ­ Куломский район, поселок Тимшер, улица Школьная,  дом №11а Телефон ­ факс 8­8­21­37­95­668    электронный адрес:  scolatimseradm сайт школы: timsersoch.ucoz.ru  3. Социальный заказ (миссия) ОУ. Создание здоровьесберегающей среды в школе @ mail . ru 4. Разработчик  проекта  директор школы – Паршукова Надежда Алексеевна. 5. Принципы проектирования: ­  аксиологический подход, предполагающий изменения мировоззренческих установок участников проекта, как в  личностной, так и профессиональной сферах, рассматривающих здоровье и  стремление быть здоровым  как одну из  базовых ценностей человеческого бытия;  ­ деятельностный подход, позволяющий выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика через  активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъект­субъектных позиций и направленную на  реализацию   здоровьесберегающего    педагогического    процесса; ­ системный подход, который рассматривает Школу как управляемую систему и позволяет организовать необходимые,  изменения в образовательном процессе для реализации здоровьесберегающей направленности черезсоздание  педагогических условий, включая оптимальное и адаптивное  управление элементами системы на основе  мониторинга получаемых результатов,  что    позволяет   оценивать   эффективность   достижения   поставленных  целей.  6. Сроки реализации Проекта   сентябрь 201  ­  201   1. Обоснование необходимости проекта Идея создания новой школы ­ школы здоровья возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования  Российской Федерации, определенными национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,  в соответствии  с требованиями модернизации образования и актуальными задачами повышения качества образования в школе. «Здоровье подрастающего поколения в ближайшем будущем может обеспечить оптимизацию всех сфер общества, являясь  показателем и критерием его качества и актуального отношения к человеку в обществе. Здоровье и образование – ценности,  стоящие в одном ряду как взаимовлияющие и определяющие качество друг друга». «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья ­ дело не  только семьи, но и педагогов». Закон «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения», принятого Государственной Думой  подчеркивает, что  «в образовательных учреждениях независимо от организационно­правовых форм должны осуществляться меры попрофилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по  организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства». Мониторинг здоровьесберегающей деятельности в МОУ  Тимшерской СОШ выявил ряд проблем, связанных со здоровьем  обучающихся. К ним можно отнести следующие: 1) все меньший процент детей, приступающих к обучению в школе, имеют первую группу здоровья; 2) показатели здоровья за время обучения в школе снижаются 3) растет число детей школьного возраста, имеющих вредные привычки 4) снижается уровень физической подготовленности школьников. В основе разработки проекта лежит представления  о здоровье и здоровьесберегающей среде. 2. Методологические основы проекта "Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) ­ это состояние полного физического, психического  и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". Поэтому понятие "здоровье" необходимо рассматривать комплексно:­ физический аспект здоровья ­ физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни, позволяет  справляться с учебной нагрузкой; ­ интеллектуальный аспект здоровья ­ хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность,  самообучаемость; ­ нравственный аспект здоровья ­ потребность подчинять свое поведение общественным нормам и требованиям морали,  самокритичность; ­ социальный аспект здоровья ­ коммуникабельность, умение жить в социуме; ­ эмоциональный аспект здоровья ­ уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стрессов Школьная среда ­ мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной,  естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно­оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания  единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу, семью и  социум. Школа со здоровьесберегающей средой  ­ это педагогическая система, в которой должны быть методики  обеспечения психолого­медико­социального сопровождения обучающихся на каждом возрастном этапе.   3. Нормативно­правовая и организационная основа проектаПри разработке проекта учитывались: ­ приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; ­ существующие подходы к созданию здоровьесберегающй среды в общеобразовательном учреждении. В качестве нормативно­правовых, научно­методических и опытно­экспериментальных материалов используются: ­ Конвенция о правах ребенка ­ ФЗ закон  «Об образовании в РФ» ­ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  утвержденная приказом  Президента Российской  Федерации Д.Медведевым № 271 от 04 февраля 2010 г.   4. Концептуальная модель  Предлагаемая модель здоровьесбережения  вносит такие изменения в школьную практику, которые затрагивают всю систему  работы образовательной деятельности и ее инфраструктуры:  управление образовательным учреждением, учебную и  воспитательную работу, коммуникативное пространство, а также предлагает построить    физкультурно­оздоровительную  работу, используя современные подходы в этом направлении. Конкретным способом внедрения этой модели является  предварительная проектировочная деятельность коллектива Школы, в ходе  которой после подготовительного обучения  через систему повышения квалификации и самостоятельную апробацию проектировочной практики   педагогическая командареализует в своих педагогических действиях необходимые здоровьесберегающие условия, предусмотренные системной  моделью в рамках конкретного образовательного учреждения.  Общее руководство проектом осуществляет администрация школы, в состав которого входят директор, заместители  директора по учебной и воспитательной работе, а также руководители школьных методических объединений, педагог­ психолог, социальный педагог, библиотекарь, преподаватель­организатор ОБЖ. Финансирование деятельности  осуществляется в пределах фонда оплаты труда, выделяемого образовательному  учреждению.   5. Стратегия проекта Объектом проектирования является инновационная система образовательного учреждения Предмет проектирования составляют формы, методы и средства организации здоровьесберегающей деятельности в школе. Цель проекта – создание и внедрение модели « Новая школа – школа здоровья»  как средства повышения эффективности и  результативности здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. Задачи проекта: 1. Разработать механизм и включить в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии; 2. Разработать и создать систему мониторинга здоровьесбережения в школе;3. Создать комфортную образовательную среду способствующую сохранению и укреплению здоровья обучающихся; 4. Создать условия для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и  морально­психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей; 5. Обеспечить поддержку педагогов, активно внедряющих в образовательный процесс инновационные технологии  здоровьесбережения. 6. Этапы проекта Первый этап (сентябрь 201 г. – август 201 г.) ­ подготовительный. Предполагает решение следующих задач: 1) мотивация участников образовательного процесса к осуществлению здоровьесберегающей деятельности 2) изучение нормативно­правовых документов по организации здоровьесбережения в школе 3) знакомство с современными технологиями здоровьесбережения 4) разработка системы мониторинга по вопросам здоровьесбережения   Второй этап (сентябрь 201 г. – август 201  г.) – внедренческий, связан с постановкой задач организации  здоровьесберегающей деятельности школы: 1) Внедрение системы мониторинга здоровьесбережении2) Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс 3) Укрепление и развитие материально­технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности в школе 4) Педагогическое и научно­методическое просвещение участников образовательного процесса Третий этап   (сентябрь 201 г. – 201  г.) – обобщающий, направлен на решение комплекса задач, связанных с оформлением    результатов работы педагогического коллектива, определением эффективности реализуемых форм и методов организации  здоровьесберегающей деятельности в школе.       7. Планируемые результаты проекта  Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.  Повышение приоритета здорового образа жизни.  Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.  Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья  школьников.  Создание комфортной среды в школе.  Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.  8. Показатели эффективности реализации проекта Эффективность реализации проекта будет определяться следующими показателями: 1. Содержательно­деятельностный эффект, выражающийся в ­ выработке единой методологической и концептуальной основы здоровьесбеерегающей деятельности педагогического  коллектива, ­ создании новой воспитательной модели школы. 2. Организационно­управленческий эффект, который проявляется в ­ создании инновационной модели методической работы (проектных команд, творческих мастерских, проблемных групп), ­ создании новых форм организации образовательного процесса, ­ создании здоровьесберегающей среды в школе. 3. Образовательный эффект, связанный с овладением педагогами­ современными технологиями здоровьесбережения ­ технологиями исследования и проектирования.  4. Социальный эффект, проявляемый как: ­ Повышение приоритета здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса ­ Повышение престижа воспитательной системы Школы в социуме    № Содержание работы Сроки Исполнители Результат 9. План проектных мероприятий 1. Организационно ­ методическая деятельность по укреплению здоровья детей. 1.1 Изучение нормативно­правовых  201 Администрация документов по организации  здоровьесбережения в школе Мотивация участников образовательного  процесса к осуществлению  здоровьесберегающей деятельности1.2 Создание рабочей группы по  201 Директор Координация реализации  Проекта 1.3 Педсовет  по ознакомлению с  2011 системой комплексного  обучения с здоровьесберегающими  технологиями  и ее организацией  в школе Зам. директора по УВР, ВР Знакомство с современными технологиями  здоровьесбережения 1.4 Создание системы мониторинга  результатов реализации Проекта 2011 Зам. директора по УР, ВР Разработка системы мониторинга по вопросам  здоровьесбережения 1.5 Пополнение специальной  литературой библиотеки и её  использование в проведении  мероприятий по ЗОЖ.  1.6 Проведение  своевременной  профилактической работы,  обработка данных по  посещаемости учащихся.  Систематизация  информации по  В  течение  учебно­ го года В  течение  учебно­ го года Администрация,  библиотекарь Пополнение библиотечного фонда Мониторинг здоровья Соц.педагог,  кл.руководители,  мед. работниксостоянию здоровья и внесение ре­ комендаций на соответствующую  страницу классных журналов,  отслеживание  изменений в  состоянии здоровья детей,  имеющих хронические  заболевания. 2. 2.1.   Улучшение санитарных условий и  совершенствование санитарно­оздоровительных мероприятий Пополнять образовательное  учреждение необходимым  медицинским и спортивным  оборудованием, ростовой  ученической мебелью 2011­ 2015 Администрация  школы. Улучшение материально­технической базы 2.2 Осуществлять ремонт  медицинского помещения,  спортивного зала, площадки,  стрелкового тира. 2.3 Осуществлять контроль за  2011­ 2015 Администрация  школы. Улучшение материально­технической базы В  течение  Администрация  Упорядочение учебной нагрузки в школерасписанием уроков в целях  упорядочения учебной нагрузки в  школе. 2.4 Подготовить памятки о режиме  дня учащихся и рекомендации для  родителей по организации учебной деятельности на дому. 2.5 Контролировать выполнение  оздоровительных мероприятий  (гимнастика для глаз,  физкультминутки, дыхательная  гимнастика). 2.6 Утверждение плана  профилактических мероприятий,  направленных на ­ предупреждение травматизма; ­ предупреждение нарушения  зрения; ­ предупреждение утомляемости  учебно­ школы. го года В  течение  учебно­ го года В  течение  учебно­ го года Август  ­сентябр ь  текущег о года Администрация  школы. Родительский всеобуч Администрация  школы Выполнение требований Организация деятельности в рамках Проекта Учителя  предметники,  классные  руководители,  администрация  школы.Разработка и внедрение системы по улучшению  санитарно­гигиенических требований Администрация,  классные  руководители,  завхоз школы детей в течение учебного года. 2.7 Улучшение санитарно­ гигиенических требований: 2011­ 2015 ­ поддержание чистоты в  помещении школы (классы,  рекреации, спортивный зал,  столовая и т.д.); ­ соблюдение санитарно­ гигиенических требований  (сквозное проветривание,  температурный режим, освещение, соответствие мебели и т. д.); 3. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта 3.1 Разработка и утверждение плана  спортивно­массовой работы в  школе на текущий учебный год.  Август­ сентябрь  текущего  года  Учитель  физической  культуры, тренера – преподаватели ДЮКФП. Организация деятельности в рамках Проекта3.2 Пропаганда опыта  работы по  организации физкультурного  досуга детей с родителями. В течение  учебного  года Пропаганда ЗОЖ Классные  руководители,  учитель  физической  культуры, тренера – преподаватели ДЮКФП. В течение  учебного  года Учитель  физической  культуры. Применение современных педагогических  технологий 3.3 Совершенствование учебного  процесса на уроках физкультуры  путём дифференциации,  индивидуализации (в том числе  спортивной нагрузки детей в  соответствии с их группой  здоровья), применение  перспективных технологий,  отбора содержания, форм и  методов урока. 3.4. Проведение мониторинга  физической подготовки  учащихся. В течение  учебного  года Учитель  физической  культуры. Наблюдение за состоянием физической  готовности учащихся4. Формирование валеологической культуры в системе учебной деятельности  (агитация и пропаганда физкультуры и спорта). 4.1 Принимать участие в научных,  научно­практических  конференциях, совещаниях  различного уровня по вопросам  оздоровления детей. 4.2 Создание и распространение  (демонстрация) агитационных  материалов, направленных на  пропаганду ЗОЖ, школьные  информационные стенды. В течение  учебного  года Администрация  школы.  Агитация и пропаганда физкультуры и спорта Зам. по ВР Агитация и пропаганда физкультуры и спорта В течение  учебного  года 5. Лечебно­профилактические мероприятия 5.1 Проведение индивидуальных  консультаций психолога с детьми и родителями, педагогами.  5.2 Профилактические прививки для учащихся и учителей. В течение  учебного  года В течение  учебного  года Психолог школы, кл. руководители. Проведение своевременных профилактических  мероприятий Мед. работник  Проведение своевременных профилактических  мероприятий5.3 Витаминопрофилактика. В течение  учебного  года Родители, мед.  работник, кл.  руководители Проведение своевременных профилактических  мероприятий 6. Работа с педагогами школы 6.1 Проведение диспансеризации  педагогического коллектива (по согласованию) Согласно  плана Администрация  школы.  Профилактика заболеваемости среди учителей Администрация  школы. Самосовершенствование и самообразование 6.2. Педсоветы, совещания,  заседания МО по вопросам  здоровья школьников,  особенностей психофизического развития детей разных  возрастных групп,  профилактики вредных  привычек и пропаганды  здорового образа жизни  По  отдельному  плану в  рамках  профессиона льной учёбы  педагогичес кого  коллектива;  на  заседаниях  методически х  объединений 6.3 Организация и проведение   По  Администрация  Самосовершенствование и самообразование,школы,  психолог. курсовая подготовка семинарских занятий по  вопросам здоровья школьников,  особенностей психофизического развития детей разных  возрастных групп,  профилактики вредных  привычек и пропаганды  здорового образа жизни.  отдельному  плану в  рамках  профессиона льной учёбы  педагогичес кого  коллектива 6.4. Введение целенаправленной  пропаганды здорового образа  жизни с использованием  механизмов наглядной агитации  и материального  стимулирования учителей  В течение  уч. года. Администрация  школы, МО  учителей Мотивирование участников Проекта к  деятельности 7. Работа с обучающимися 7.1 Разработка и внедрение  дополнительных  образовательных программ  секционных занятий по  различным видам спорта. Зам. по  ВР,учитель  физкультуры,  тренера. Утверждени е программ – август;  корректиров ка – в конце  уч. года на  основе  Внедрение новых программ ДО физкультурно­ спортивной направленностианализа  результатов  внедрения  программ В течение  уч. года  (по  отдельном у плану  мероприят ий) Октябрь;  апрель. (2 раза в  год) Каникуляр ный  период Зам. по  ВР,учитель  физкультуры,  тренера, кл.  руководители. Кл.  руководители,  психолог школы. Родители,  администрация  школы, учитель  физкультуры,  тренера. 7.2 Проведение спортивных  праздников, соревнований,  турниров, акций, фестивалей,  Дней здоровья и т.д. 7.3 Проведение мониторинга психического здоровья детей. 7.4 Организация отдыха учащихся в каникулярный период, создание  оптимальных условий для  укрепления здоровья, для  занятий спортом. Организация полноценного досуга,  оздоровление Проведение своевременных профилактических мероприятий Организация полноценного досуга,  оздоровление7.5 Организация работы социально­  психологической службы: ­ выявление детей группы риска; В течение  учебного  года.  Психолог школы,  соц.педагог,  кл.  руководители  Проведение своевременных профилактических мероприятий ­ диагностика; ­ дифференцированная  психокоррекция выявленных  нарушений. 7.6 Лекции (сообщения) по  вопросам здоровья 7.7 Медицинское наблюдение  специалистами (медицинскими  работниками) обучающихся,  проведение диспансеризации  учащихся Кл.  руководители,  психолог школы,  мед. работник Мед.работник В течение  учебного  года. В течение  учебного  года Проведение своевременных профилактических мероприятий Проведение своевременных профилактических мероприятий 8. Работа с родителями 8.1. Родительские собрания по  темам: «Режим дня для часто  В течение  учебного  Зам. поВР,  психолог школы,  Педагогический всеобучгода соц.педагог,  классные  руководители болеющих детей»; «Закаливание ребёнка дома»; «Вредные  привычки у родителей: курение, употребление алкоголя – и их  влияние на детей»;  «Организация зрительного  режима в вечернее время и в  выходные дни у детей»;  «Пропаганда ЗОЖ в семье»;  «Профилактика простудных  заболеваний» и т.д. в зависимости от особенностей  класса, запросов, поступивших  от родителей и кл.  руководителей). Зам.по ВР. Пропаганда ЗОЖ, организация досуга 8.2 Проведение совместных  спортивных мероприятий  (праздников, соревнований,  акции и т.д.). В течение  уч. года (по  плану  спортивно­ массовой и  воспитатель ной работышколы).