Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Соликамский политехнический техникум»
Смотр – конкурс учебно – методических
и дидактических материалов
Номинация:
«Обобщение педагогического опыта»
Конкурсная работа на тему:
«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние студентов группы 31ТД»
Автор: Рожкова Е.С.
преподаватель истории и обществознания
Соликамск, 2017
В условиях студенческой жизни студенты часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию.
Арт-терапия, методы и приемы которой развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи обучающимся в нормализации своего состояния.
Актуальность проекта заключается в изучении возможностей использования арт-терапии как помощника в здоровьесбережении.
Гипотеза: использование арт-терапии эффективно в целях профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний студентов.
Объект исследования – студенты группы 31 ТД.
Предмет исследования – техника арт-терапии как метод снятия напряжения.
Цель: экспериментально проверить эффективность использования приемов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний.
Задачи:
1.Изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать основные подходы к применению приемов арт-терапии.
2. Провести первичное исследование психоэмоционального состояния участников проекта и анкетирование «Знают ли студенты об исцеляющей роли искусства».
3. Применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.
4. Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений.
5. Представить результаты проекта и проектный продукт.
На первом этапе проекта был проведен теоретический анализ научной литературы, изучены материалы Интернета по теме проекта, которые позволили изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать подходы к применению приемов арт-терапии.
Основную часть своей работы мы начали с того, что разработали критерии, по которым будут отслеживаться эффективность проводимой работы, подобрали методики:
№ |
Наименование критерия |
Наименование методики |
1 |
Нервно-психическая устойчивость |
Методика оценки актуального психоэмоционального состояния студента. |
2 |
Настроение (характеристика эмоционального состояния) |
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/САН. Авторы: В.Доскин, Н.Лаврентьева и др. |
3 |
Личностная и реактивная (ситуационная) тревожность |
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина. |
А также разработали опросник на выявление уровня осведомленности студентов об арт-терапевтических возможностях изобразительного искусства:
Далее было проведено первичное диагностическое исследование, с использованием вышеперечисленных методик. Результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности студентов группы об арт-терапии, ее направлениях, практическом применении.
В тоже время результаты диагностики показали, что у ряда студентов выявлен повышенный уровень тревожности, сниженный уровень нервно-психической устойчивости (что свидетельствует о повышенном уровне непродуктивной напряженности, сниженном эмоциональном тонусе, переутомлении), сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).
Выводы: обучающимся необходимо познакомиться с арт-терапией как одним из способов профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний, арт-терапевтическими техниками, доступными для освоения обучающимися.
После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы приступили к практическому этапу проекта, задача которого была: применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.
Для этого были подобраны арт-терапевтические упражнения, доступные для освоения студентами группы 31 ТД. На специальных занятиях, которые проводили после уроков мы рассказывали своим одногрупникам об арт-терапии, знакомили ребят с арт-терапевтическими упражнениями и предлагали упражнения на неделю для самостоятельного выполнения дома. Данный этап работы длился 1 месяц.
С целью оценивания эффективности применения арт-терапевтических методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям.
Полученные результаты позволили сделать вывод, что число студентов с высоким уровнем нервно-психической устойчивости увеличилось на 40%. Число обучающихся с низким уровнем нервно-психической устойчивости уменьшилось на 5%.
Число обучающихся, имеющих высокий и хороший уровень эмоционального состояния увеличилось на 30%.
Число обучающихся с высоким уровнем ситуационной и личностной тревожности уменьшилось на 30%.
С целью более детального рассмотрения динамики, была проведена сравнительная характеристика полученного среднего балла по каждой методике:
В настоящее время в педагогической деятельности активно изучаются и используются методы арт-педагогики и арт- терапии. Интерес к данным методам обусловлен широкими возможностями искусства в области образования, коррекции и терапии.
Задачи арт-педагогики направлены на создание условий для творческой реализации личности, формирование осознания ребёнком себя как личности и понимание собственной ценности в обществе. Арт-педагогика включает в себя все виды искусства, которые педагоги задействуют для развития различных сторон психики ребёнка. Данное направление помогает формировать стремление к тому, чтобы обучение переросло в самообучение, соответственно воспитание- в самовоспитание, а развитие- в саморазвитие.
Нами было проведено 2 исследования на базе группы 31 ТД (первичные показатели и итоговые). Сравнительная характеристика исследований показала, что приемы арт-терапии эффективны с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний. Арт-терапия положительно влияет на психо-эмоциональное состояние группы 31 ТД Результаты подтвердились по трем критериям: уровень нервно-психической устойчивости, уровень эмоционального состояния, уровень ситуационной и личностной тревожности.
Закончив проект, мы можем сказать, что все, что было задумано нами, получилось. Например, мы провели все запланированные исследования, подобрали интересные и эффективные арт-терапевтические упражнения, которые были посильны для обучающихся, сформировали группу из одногруппников, которые согласились участвовать в проекте. Самое главное, никто их них «не сошел с дистанции», все участвовали в проекте до его завершения.
Работа над проектом показала нам, что увлечение рисованием не только доставляет эстетическое удовольствие, развивает фантазию, творчество, но и помогает выразить свои мысли и чувства, помогает снять нервное напряжение, справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие.
Свою работу мы планируем продолжить. Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. Мы планируем провести исследование, направленное на выявление влияния занятий оригами на развитие творческого мышления.
1. Воробьева Д.И. Гармония развития: интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности. М.: Детство-Пресс, 2011
2. Дополнительное образование http://festival.1september.ru
3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб.: Речь, 2015
4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2015
5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, - СПб.: Речь, 2013
6. Периодические издания www.lib.ua-ru.net
7. Приемы арт-терапии arterapiya.ucoz.ru.
8. Психологические тесты. Упражнения www.effecton.ru
9. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования Волгоград, 2014
10. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка / Под ред. Н.Н. Соловьевой. М.: АПК и ПРО, 2014
11. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2010.
12. Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2013
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.