Проект "Арт-терапия"
Оценка 4.6

Проект "Арт-терапия"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
обществознание
Взрослым
19.02.2018
Проект "Арт-терапия"
Термин «арттерапия» («art» — искусство, «arttherapy» — терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния. Впервые этот термин был употреблен Хиллом в 1938 г. при описании своих занятий с туберкулезными больными в санаториях. Арт-терапия возникла в 30-е годы ХХ века. Впервые арт-терапевтические методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.
арт-терапия.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Соликамский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотр – конкурс учебно – методических

                                                                                               и дидактических материалов

 

 

                                                                             Номинация:

                                                                            «Обобщение педагогического опыта»

 

 

 

 

Конкурсная работа на тему:

«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние студентов группы 31ТД»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

 

 

 

 

                                       Автор: Рожкова Е.С.

                                                                           преподаватель истории и обществознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соликамск, 2017

 

 

 

 

В условиях студенческой жизни студенты  часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция, возрастание нагрузок в связи с подготовкой к экзаменам и многие другие традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию.

Арт-терапия, методы и приемы которой  развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи  обучающимся в нормализации своего состояния.

Актуальность проекта заключается в изучении возможностей использования арт-терапии как помощника в здоровьесбережении.

Гипотеза: использование арт-терапии эффективно в целях профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний студентов.

Объект исследования – студенты группы 31 ТД.

Предмет исследования – техника арт-терапии как метод снятия напряжения.

Цель:  экспериментально проверить эффективность использования приемов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний.

Задачи:

1.Изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать основные подходы   к применению приемов арт-терапии.

2. Провести первичное исследование психоэмоционального состояния участников проекта и  анкетирование «Знают ли студенты об  исцеляющей роли искусства».

3. Применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.

4. Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений.

5. Представить результаты проекта и проектный продукт.

На первом этапе проекта был проведен теоретический анализ научной литературы, изучены материалы Интернета по теме проекта, которые позволили  изучить понятие «арт-терапии», охарактеризовать подходы   к применению приемов арт-терапии. 

Основную часть своей работы мы начали с того, что разработали критерии, по которым будут отслеживаться эффективность проводимой работы,  подобрали методики:

Наименование критерия

Наименование методики

1

Нервно-психическая устойчивость

Методика оценки актуального психоэмоционального состояния студента.

2

Настроение (характеристика эмоционального состояния)

Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/САН. Авторы:  В.Доскин, Н.Лаврентьева и др.

3

Личностная и реактивная (ситуационная)  тревожность

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина.

 

А также разработали опросник  на выявление уровня осведомленности студентов об арт-терапевтических возможностях  изобразительного искусства: 

Далее было проведено  первичное диагностическое исследование, с использованием вышеперечисленных методик. Результаты опроса позволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности студентов группы об арт-терапии, ее направлениях, практическом применении. 

В тоже время результаты диагностики показали, что у  ряда студентов  выявлен повышенный уровень  тревожности,  сниженный уровень нервно-психической устойчивости  (что свидетельствует о повышенном  уровне непродуктивной напряженности, сниженном эмоциональном тонусе, переутомлении),  сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).

Выводы: обучающимся необходимо познакомиться с арт-терапией как одним из способов  профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний,  арт-терапевтическими техниками, доступными для освоения обучающимися. 

После проведенного первичного психодиагностического исследования,  мы приступили к практическому этапу  проектазадача которого была: применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.

Для этого были подобраны арт-терапевтические упражнения, доступные для освоения студентами группы 31 ТД.  На специальных занятиях, которые проводили после уроков  мы рассказывали своим одногрупникам об арт-терапии,   знакомили ребят с арт-терапевтическими упражнениями и предлагали упражнения на неделю для самостоятельного выполнения дома.  Данный этап  работы длился 1 месяц. 

С целью оценивания эффективности применения арт-терапевтических методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по ранее обозначенным критериям.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что число студентов с высоким уровнем нервно-психической устойчивости увеличилось на 40%.  Число обучающихся с низким уровнем нервно-психической устойчивости уменьшилось  на 5%. 

Число обучающихся, имеющих высокий  и хороший уровень эмоционального  состояния увеличилось  на 30%.

Число обучающихся с высоким уровнем ситуационной  и личностной тревожности  уменьшилось на 30%.

С целью более детального рассмотрения динамики, была проведена сравнительная характеристика полученного среднего  балла  по каждой методике:

В настоящее время в педагогической деятельности активно изучаются и используются методы арт-педагогики и арт- терапии. Интерес к данным методам обусловлен широкими возможностями искусства в области образования, коррекции и терапии.

Задачи арт-педагогики направлены на создание условий для творческой реализации личности, формирование осознания ребёнком себя как личности и понимание собственной ценности в обществе. Арт-педагогика включает в себя все виды искусства, которые педагоги задействуют для развития различных сторон психики ребёнка. Данное направление помогает формировать стремление к тому, чтобы обучение переросло в самообучение, соответственно воспитание- в самовоспитание, а развитие- в саморазвитие.

Нами было проведено 2 исследования на базе группы 31 ТД (первичные показатели и итоговые). Сравнительная характеристика  исследований показала, что приемы арт-терапии эффективны с целью  профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний. Арт-терапия положительно влияет  на психо-эмоциональное состояние группы 31 ТД  Результаты подтвердились по трем критериям: уровень нервно-психической устойчивости,  уровень эмоционального состояния,  уровень  ситуационной  и личностной тревожности.

Закончив проект,  мы можем сказать, что все, что было задумано нами,  получилось. Например, мы провели все запланированные исследования, подобрали  интересные и эффективные арт-терапевтические упражнения,  которые были посильны для обучающихся,   сформировали группу из одногруппников,  которые согласились участвовать в проекте. Самое главное, никто их них «не сошел с дистанции», все участвовали в проекте до его завершения. 

Работа над проектом  показала нам,  что увлечение  рисованием не только доставляет  эстетическое удовольствие,  развивает фантазию, творчество, но и помогает выразить свои мысли и чувства, помогает снять нервное напряжение, справиться со своими психологическими проблемам, восстановить эмоциональное равновесие. 

Свою работу мы планируем продолжить. Среди современных средств  и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. Мы планируем провести исследование,  направленное на выявление влияния занятий оригами на развитие творческого  мышления.

Список используемой литературы

 

1.       Воробьева Д.И. Гармония развития: интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности. М.: Детство-Пресс,  2011

2.       Дополнительное образование http://festival.1september.ru

3.       Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб.: Речь, 2015

4.       Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2015

5.       Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий, - СПб.: Речь, 2013

6.       Периодические издания www.lib.ua-ru.net

7.       Приемы арт-терапии arterapiya.ucoz.ru.  

8.       Психологические тесты. Упражнения www.effecton.ru

9.       Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования Волгоград, 2014

10.   Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка / Под ред. Н.Н. Соловьевой. М.: АПК и ПРО, 2014

11.   Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2010.

12.   Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2013

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский политехнический техникум»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский политехнический техникум»

В условиях студенческой жизни студенты часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными

В условиях студенческой жизни студенты часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными

Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений

Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений

После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы приступили к практическому этапу проекта , задача которого была : применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения

После проведенного первичного психодиагностического исследования, мы приступили к практическому этапу проекта , задача которого была : применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения

Арт-педагогика включает в себя все виды искусства, которые педагоги задействуют для развития различных сторон психики ребёнка

Арт-педагогика включает в себя все виды искусства, которые педагоги задействуют для развития различных сторон психики ребёнка

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018