проект "Чистый берег"

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В проекте поднимается важная тема - экология окружающей среды. Речь идёт о создании проекта по очистке реки Айдар и её берегов, которая берёт начало в нашем селе. Благодаря волонтёрскому отряду и местным жителям этот проект был реализован в этом году.
Иконка файла материала 1 проект чистый берег.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области» Социально- экологический проект «Чистый берег – чистая совесть!» Подготовила: Бурыка Татьяна Сергеевна, учащаяся 11 класса Руководитель: Тарабан И.Н., ст. вожатая Новоалександровка, 2017СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение   ……......………………………………………………………..………3 2. Цели и задачи ….………………………………………………………………….4 3. Реализация социального проекта …..................................................................... 5  4. Описание социального проекта…………………………………………………. 6 5. Анализ результатов деятельности......................................................................... 9 6. Предполагаемые результаты проекта.………………………………………….. 10 7. Перспективы развития проекта………………………………………....…...…...10 8. Финансово­экономическое обеспечение проекта……………………………… 101. Введение  Люблю мой край, ­ как странно это слышать:  Ведь каждый человек свой любит край.  Но небо здесь синее, солнце выше.  Зовёт прохладою река.  Люблю мой край!     Много прекрасных мест есть на Земле. Но каждому человеку ближе и роднее то место, где он родился, где живёт. Наше село Новоалександровка  находится в живописном месте, где берёт начало река Айдар.    Река – единый организм   со всеми берегами, родниками, ручьями и притоками. Бассейн реки ­ единая  целостная система и только её сохранение обеспечит сохранение реки. Реки текли до нас тысячелетия и нельзя допустить, чтобы сегодня, при нас, они погибли, чтобы после нас остались грязные канавы и канализационные стоки.    Человек как­нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды   он   не   сможет   жить.   Люди   всегда   обожествляли   воду.   Нет   ни   одного   народа,   у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный великий русский ученый Д.Менделеев   сказал так: «Капля воды дороже золота».     Ребята, представьте летний день… Родник – маленькое чудо природы… и глоток этого студеного кристально чистого чуда.    Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень. Родники называют алмазными бусинками, волшебными сказками природы.    На берегах реки и водоёма, в оврагах и пойменных низинах создаются и разрастаются мусорные свалки. Отношение к рекам хищническое, потребительское – использовать, а потом природа сама все восстановит и очистит. САМА   НЕ   ОЧИСТИТ.   МУСОРА   ОЧЕНЬ   МНОГО!     И   только   наши   усилия   смогут восстановить природное равновесие. Актуальность проекта В последнее время серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение биологических качеств планеты, ухудшение здоровья человека. Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших   действиях   по   сбережению   жизни   на   Земле.   Правительство   России посвящает   каждый   год   актуальной   теме,   к   которой   нужно   привлечь   внимание общественности.   Поэтому   2017   год   объявлен   в   Российской   Федерации   —   Годом экологии.Настоящей работой мы бы хотели обратить внимание на такую проблему, как экологическое состояние истока реки Айдар, берегов реки и водоёмов  нашего села, а также развитие экологической культуры населения.  К сожалению, на большинстве природных территорий, в окрестностях села, за летний период постоянно накапливается много бытового мусора. И чаще всего рядом находится водоём, который также подвергается загрязнению. Инициативная группа учащихся   школы   заинтересовалась   этой   экологической   проблемой   и   в   результате появилась идея создания данного проекта.   Мы хотим, чтобы наш берег был чистым и привлекательным как для жителей, так и гостей села. Цель проекта  Очистка  истока реки Айдар и близлежащих берегов, водоёмов села от бытового мусора.  Привлечение граждан разных социальных слоёв к решению экологических проблем. Задачи проекта  Организовать экологическую акцию по уборке мусора с берегов реки Айдар  «Чистый берег»  учащимися старших классов.   Очистить исток реки Айдар, её берега и водные объекты на территории села от  мусора.  Увеличить   число   наших   единомышленников,   активно   выступающих   в   защиту окружающей среды.  Проведение внутришкольных мероприятий, приуроченных к экологической  проблеме с. Новоалександровка: выступление агитбригады «Природа в опасности»,  с показом подготовленной мультимедийной презентации,  конкурса рисунков и  плакатов «Чистый берег – чистая совесть».  Обогатить опыт самоорганизации жизнедеятельности подростков, их  взаимодействия и конструктивного общения с окружающими на основе  общепринятых норм.  Новизна проекта заключается в том, что в нём приоритетное внимание отдаётся  конкретным примерам и делам. Практическая значимость проекта состоит в том, что он способствует привитию любви к  малой родине, ответственности за её будущее и может быть использовано в интересах  качества эффективности экологического воспитания молодёжи. Методы: наблюдение, опрос, изучение. Участники проекта  Учащиеся 9­11 классов школы.  Учителя и общественность. Проект строится по принципам: Принцип   воспитания   и   развития   социально­активной   образованной   личности   в изменяющихся условиях общественной жизни.  Принцип доброты (предполагает ориентацию на человека, заботу об экологическом состоянии природы).  Принцип «Я + МЫ» (предполагает личную значимость деятельности для каждого участника проекта).  Принцип активности. Живём и действуем!  Принцип взаимодействия предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых Сроки реализации проекта:  1 этап: сентябрь 2017 года, подготовительный 2 этап: октябрь­ ноябрь 2017 год, практический 3 этап:  декабрь 2017 – февраль 2018 аналитико­коррекционный 4 этап: март­апрель 2018 года, заключительный (итоги реализации проекта). План действий по реализация  социального проекта  1 этап – подготовительный:  методом наблюдения  и изучения общественного мнения  выявилась  проблема ­  а именно,  грязные  берега реки Айдар и её исток, низкая активность населения  по уборке территории реки ­ которую захотелось решить.   проекта;  свои задачи.   в селе;  формирование проектной группы; разработка проекта: определение целей, задач, результатов и эффектов  деление участников проекта  на микро­группы, каждая из которых имела  конкурса рисунков и плакатов «Чистый берег – чистая совесть». информирование родителей и общественности,  об экологических проблемах  проведение мини­исследований по учебным вопросам для подготовки  теоретической базы проекта; работа проектных групп над своими задачами  и отчеты о готовности.         2 этап – практический (реализация проекта):  участие школьников и жителей села в  социально­экологической акции  «Чистый берег – чистая совесть» выступление агитбригады «Природа в опасности»; размещение плакатов с призывами к чистоте.  3 этап – аналитико­коррекционный:  рефлексия (анкетный опрос); выпуск буклетов, памяток. 4 этап – заключительный:   мультимедийная презентация итоги работы.  Описание социального проекта Сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме. Для этого мы разделились на микро­группы и проделали следующую работу: Микро­группа «Социологи»  провели анкетирование среди учащихся школы,  родителей, взрослого населения села. Социологический опрос школьников: Среди школьников проведен письменный соцопрос. Были предложены следующие  вопросы: 1. 2. Беспокоит ли тебя проблема мусора по берегам реки Айдар? Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора? Социологический опрос взрослого населения поселка: 1. 2. 3. мусора? 4. 5. Беспокоит ли Вас проблема мусора у истока реки и вдоль её берегов? В чем именно состоит эта проблема? Что, по ­ Вашему мнению, необходимо сделать для решения проблемы Готовы ли Вы принять участие в субботнике? Что еще Вы могли бы и хотели бы сделать для решения проблемы? Результаты соцопроса: В начале учебного года нами был проведён социологический опрос жителей села  Новоалександровка. Анкета была посвящена проблеме мусора у истока реки Айдар и  вдоль её берегов. Цель проведенного социологического опроса – узнать отношение  жителей  села  к  проблеме мусора: насколько их беспокоит эта проблема, готовы ли они сами чем­либо  помочь в ее решении. Всего было опрошено 87 человек. Возраст опрашиваемых от  14  до 68 лет, средний  возраст = 35 годам Первой из задач опроса было выяснение,  беспокоит ли население проблема мусора  и в чем она состоит. Вопрос 1.  Беспокоит ли Вас проблема мусора у истока реки Айдар и вдоль её  берегов?В целом, по   селу Новоалександровка, жители обеспокоены сложившейся ситуацией и считают, что на данный момент проблема стоит достаточно остро. Вопрос 2.  В чем именно состоит эта проблема? По мнению большинства опрошенных проблема состоит в том, что в  селе  слишком  мало урн (44%) , низок культурный уровень жителей(22%) , да ещё и нет специальной  службы, которая занимается вывозом мусора(34%). Это приводит к замусоренности  села   и окрестностей, возникновению несанкционированных свалок. Следующая задача состояла в том, чтобы выяснить, как жители  села видят пути  решения проблемы мусора и свое возможное участие в ее решении. Вопрос 3.  Что, по Вашему мнению, необходимо сделать для решения  проблемы  мусора? Значительная часть населения села (29% ответов) уверена, что в первую очередь  необходимо увеличить количество урн. Многие в качестве возможных путей решения  проблемы называли увеличение штрафов (11 %), субботники (28 %), воспитание  подрастающего поколения (24 %) Вопрос 4. Готовы ли Вы принять участие в субботнике по уборке мусора вдоль  берегов реки или обустройству истока реки? Большинство жителей  села (54%) готовы принимать участие в субботниках и  считают, что только сами смогут решить проблему. Но есть и такие, которые полагают, что этим должны заниматься специальные службы(29%), которые за это получают зарплату.  Процент желающих выйти на субботники достаточно велик. Однако, по их мнению,  необходима правильная организация субботников. Также можно разработать способы  поощрения для тех, кто участвует в субботниках. Вопрос 5. Что еще Вы лично могли бы и хотели бы сделать для решения   проблемы мусора? Жители видят решение проблемы мусора собственными силами: ­ в воспитании у подрастающего поколения культуры, аккуратности, уважения к  чужому труду; собой»). ­ в организации, проведении и участии в субботниках; ­ в изменении собственного поведения («не мусорить, следить в первую очередь за  По мнению значительной части населения села, для решения проблемы мусора  необходимы усилия как самих жителей, так и органов власти. Важное значение, по мнению опрошенных, имеет воспитание и просвещение, как  подрастающего поколения, так и взрослого населения. Большое число людей готовы личным трудом участвовать в решении проблемы  мусора. Нужна продуманная организация  субботников,   трудовых и экологических акций,  разработка способов поощрения их участников.  Микро­группа «Аналитики»  собрали информацию, в редакции  газеты  «Ровеньская нива»  и в Интернете. Связавшись  по телефону с редакцией «Ровеньской нивы», её  заместителем  редактора Бражниковым Василием Ивановичем они выяснили, что проблема мусора  актуальна не только для нашего села, но и для всего района и не раз затрагивалась на  страницах газеты. Поиск обсуждения проблемы мусора в социальной сети Интернет  вывел ребят на  форум, где обсуждается  тема.  Очень  понравилось высказывание одного из «форумчан»:  «Чисто там, где не мусорят, чисто там, где убирают, чисто там, где уважают труд других,  чисто там, где убирают за собой...». Следовательно, обозначенная проблема освещается в   средствах массовой информации и затрагивает не только наше село, но и всю страну.Микро­группа «Специалисты по работе с общественностью» провели  встречи с    главой  сельского поселения Клипиным А.П. и выяснили:  Чем на данный момент более  всего обеспокоено население нашего села в свете социально­экологических проблем?  «Эти проблемы можно было бы изложить с наибольшей долей уверенности в  следующей последовательности:  — проблема уборки и утилизации производимого населением мусора, состояние полигонов ТБО, возникновение невероятного количества несанкционированных свалок мусора; — изношенность и дефицит специализированных транспортных средств и  контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов; — несовершенство системы очистки населённых мест».   Также ребята выяснили, что данная проблема интересует местные власти и  неоднократно обсуждалась. Администрацией  реализуется план благоустройства  территории на 2017­2018 год.  Микро­группа «Юристы» изучили правовую  информативную базу проблемы: ­ "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".  Они выяснили, что запрета на уборку мусора с улиц  в данном документе нет, а значит, школьники могут принимать посильное участие в  субботниках и акциях. Микро­группа «Исследователи»  провели мини­исследование, необходимое для  обеспечения теоретической базы проекта, согласно учебным вопросам. Учебные вопросы:   Что входит в понятие "экология" и "экологическая культура"? Что такое мусор? Какие виды мусора можно найти по берегам рек и  Как нужно утилизировать различные виды мусора, не причиняя вреда  прилегающих территориях?  природе?  Какие обязанности должен выполнять каждый человек в отношении  окружающей среды?  Как охраняют и заботятся об окружающей среде другие страны (их  положительный опыт)? Анализ результатов реализации проекта Во   время     реализации   проекта   «Чистый   берег­   чистая   совесть»   ребятами   были проведены   конкурсы   плакатов   и   рисунков,   выступление   агитбригады   «   Природа   в опасности»,   изготовлены   памятки   и       буклеты,   призывающие   к   участию   в   акции   и соблюдению чистоты в своём селе, особенно по берегам реки Айдар. Прошла волонтёрская акция   по очистке истока реки Айдар и её берегов от мусора. Было задействовано 22 учащихся   9­11   классов   и   24   человека   (учителя,   родители,   общественность).   Волонтерский отряд «Миряне» исследовал состояние истока реки Айдар и её берегов. В результате проведенного исследования  было выявлено, что  исток реки, удобные поляны для отдыха, прибрежный парк превращены в свалку, где можно увидеть все: от фантика до бутылок   из­под   пива   и   других   спиртных   напитков.   Был   разработан   план   реализациио   котором   информировали   родителей   и   общественность. проекта,   5   апреля   прошла   акция   «Чистый   берег­   чистая   совесть».     В   рамках   этого   проекта волонтёры вышли на прибрежную зону реки Айдар в с.Новоалександровка, чтобы очистить загрязненные   места   от   мусора.   Несмотря   на   сырую   погоду,   школьники   и   их   родители очистили   исток   реки   Айдар   и   прибрежную   зону   реки,   расчистили   родники.   Заполнили мусором 90 мешков, а затем загружали их в трактор. Для учеников и их родителей это стало   Участники   акции   поставили   заранее   изготовленные   таблички­напоминания   для отдыхающих:   «Не   забудьте   забрать   мусор   с   собой»,   «Береги   природу!».   4   часа   участники   акции   упорно   работали   и   трудились.   Они   остались   довольными,   что совершили   полезное   для   нашего   села   дело.   Их   результат   работы   был   виден   и   высоко оценен. Акции такого рода способствуют бережному отношению к окружающей среде.   Мы   сделаем   все   для   того,   чтобы   наш   берег   был   чистым   и   привлекательным   как   для жителей, так и гостей села.  наглядным экологии.     уроком   №   1 2 3 Оценка эффективности проекта Критерии и показатели эффективности В результате действия проекта,  достигнут конечный результат Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в  будущем Положительный опыт реализации проекта может быть использован другими  коллективами 4 Широкое распространение информации о проекте 5 6 Проект затрагивает природный и социальный  аспекты окружающей среды Педагоги, учащиеся и общественность, работающие по проекту, получили  положительные эмоции от своей деятельности Предполагаемые результаты проекта, их социальная значимость 1. Создание   проекта   «Чистый   берег   –   чистая   совесть»,   и   привлечение   как   можно большего числа взрослых и детей к реализации этого проекта; 2. Получить опыт самостоятельной деятельности; 3. Повышенная активность учащихся в волонтерских социальных акциях;  4. Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам; 5. Приобретение   участниками   проекта   трудовых   навыков,   а   также   навыков социального  поведения и применение их в повседневной жизни6. Сплочение ученического коллектива. Перспективы реализации проекта Перспективы проекта Повышение уровня экологической культуры  Продолжение наблюдения за чистотой природных объектов  На основе данного проекта разработка нового социально­экологического проекта,  направленного на охрану природы родного края. Бюджет проекта №   1 2 3 Наименование сметы расходов Количество Стоимость, Итого, руб Перчатки хозяйственные Мешки Итого: 40 шт 20 шт руб 20 10 800 200 1000