Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Хомус-наиболее популярный и известный музыкальный инструмент якутов. Чтобы играть на хомусе не требуется музыкального образования. В рамках реализации программы «Музыка для всех» обучение на музыкальном инструменте учащихся одно из требований программы. Обучаясь игре на хомусе учащиеся приобщаются к народной культуре и знакомятся с традициями родного народа.
Cтудия «Хомус» в
рамках
МБОУ «Хоринская СОШ»
руководитель –Лепчикова Татьяна Григорьевна
проекта «Музыка для
всех»
Ты звени, хомус, ты
звени,
Услаждай своим
голосом дни!
Слышим мы в нем,
звонком и нежном,
Как, с приходом новой
весны,
Рассыпается в небе
безбрежном
На осколки голубизны
Песня жаворонка,
который
Пьет лучи зари золотой.
(Элляй (Кулачиков
Серафим Романович)
Перевод Светланы
Кузнецовой)
Хомус – инструмент широко распространенный по
всему миру. У якутского народа, с глубокой
древности сохранился хомус, вмещающийся в
ладони, но обладающий способностью петь голосом
живой природы.
Актуальность
Знание традиционного наследия необходимо
каждому человеку. Наше прошлое – это
фундамент стабильной, полнокровной жизни в
настоящем и залог плодотворного развития в
будущем.
Хомус-наиболее популярный и известный
музыкальный инструмент якутов. Чтобы играть на
хомусе не требуется музыкального образования. В
рамках реализации программы «Музыка для всех»
обучение на музыкальном инструменте учащихся
одно из требований программы. Обучаясь игре на
хомусе учащиеся приобщаются к народной
культуре и знакомятся с традициями родного
народа.
Цель проекта:
Создание условий для
предоставления учащимся
возможности реализовать себя в
творческом направлении и
обучению на музыкальном
инструменте «хомус»
Задачи проекта
• Организация и оформление студии «Хомус»
в образовательном учреждении в рамках
реализации проекта «Музыка для всех»;
• Разработка авторской программы обучения
• Привлечение учащихся в деятельность
на «хомусе»;
работы студии;
• Способствовать практическому усвоению
музыкальным инструментом;
• Раскрыть творческие способности учащихся
Реализация проекта
1 этап (организационный)
• Оформление помещения;
• Закупка оборудования;
• Разработка авторской программы
обучению на музыкальном
инструменте «хомус»
Необходимое
оборудование
наименование
Музыкальный
инструмент «Хомус»
Синтезатор
Динамики
Микрофон
Микрофонная стойка
Ноутбук
Проектор
Мультимедийный
экран
количество (шт)
сумма (в рублях)
5
1
2
2
2
1
1
1
общая сумма
25 тыс.
20тыс. -40тыс.
25т.
20т
6т
30т.
40т.
10т.
186 т.
2 этап (основной)
• Запись учащихся в студию;
• Разделение на группы;
• Обучение учащихся по программе;
• Индивидуальная работа.
3 этап (углубленный)
• Творческие выступления
воспитанников на концертах,
конкурсах, фестивалях
• Выявление одаренных детей
Ожидаемый результат
Участники ансамбля должны освоить:
• Основные жанры народного творчества
и фольклора народов Якутии;
• Обычаи, обряды и историю народа
Саха;
• Окончив курс обучения по данной
программе, дети могут продолжить
образование в колледже культуры
Достижения
обучающихся
• 2010г.Республиканский конкурс «Дьуруьуй хомуьум»,номинация
«Эдэр хомусчут»,с.Бэрдигестях –Лепчикова Софья.
• 2011 г.Районный конкурс «Олонхо дойдутун о5олоро»,с.Абага,1
место, «Сыккыс».
• 2012г. «Олонхо кэрэ эйгэтэ»,2 куен курэс,с.Даппарай,1
место,Лепчикова Софья.
• 2014г.Районный ысыах «Норуот инструменнара»,с.Улахан Мунку,1
место,Лепчикова С.
• 2014г.Районный конкурс «Полярная звезда»,г.Олекминск,диплом 1
степени,трио:Торохов Антон,Голомарева Лилия,Лепчикова Софья.
• 2015г. «Кемус дор5оон» 1 районный фольклорный фестиваль,с.2-
Нерюктяй,диплом 1 степени,ансамбль «Сыккыс».
• 2015г., «Кемус дор5оон»,1 районный фестиваль,с.2-
Нерюктяй,диплом 1 степени,Лепчикова Софья.
• 2017г., «Кемус дор5оон»,2 районный фольклорный фестиваль,с. 2-
Нерюктяй,диплом 3 степени,ансамбль «Сыккыс» 1 группа.
• 2017г., «Кемус дор5оон»,2 районный фестиваль,с.2-
Нерюктяй,лауреат Лепчикова Софья.