Проект "Давайте правильно дышать"
Оценка 4.9

Проект "Давайте правильно дышать"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
дефектология
Детсад
26.12.2018
Проект "Давайте правильно дышать"
Если ребенок имеет нарушения звуко произношения, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Проект по р-ю дыхания.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 16 «ЛАСТОЧКА» (МБДОУ детский сад № 16 «Ласточка») Логопедический проект «Давайте правильно дышать» Подготовила: Багдасарова Е.Н.                                                                учитель­логопед высшей кв .категории                                        МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» Актуальность             Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного,  призубного и бокового сигматизма.            Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.  Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование,  создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз,  сохранение плавности речи и интонационной выразительности.             Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания,  нормализовать его ритм, выработать плавный,  длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование  правильного речевого дыхания, но ипомогают также научить ребенка  правильно произносить те или иные звуки.            Звуки речи образуются при определенном положении  артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ,  мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения  звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке  артикуляционного аппарата) звучать по­разному: «м, мь», «н, нь» — при  прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе  воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш»,  «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести  в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная  воздушная струя. Если ребенок имеет нарушения звукопроизношения, то начинать работу по  развитию речи следует прежде всего с развития дыхания, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различныеигры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе  логопедического занятия или как часть его.                                    Паспорт проекта: Образовательная область – «Речевое развитие». Тип проекта – игровой. По числу участников – групповой. По времени продолжения – долгосрочный. По характеру контактов ­ в контакте с семьей. Участники   проекта ­  1.Дети. 2.Педагоги. 3.Специалисты: учитель­логопед. 4.Родители.   Место реализации ­ МБДОУ д/с «Ласточка» г. Ессентуки    Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить  нижнедиафрагмальное дыхание. Задачи: 1.Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей. 2.Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи. 3.Развитие сильного плавного выдоха:  ­ на материале гласных звуков,  ­ на материале согласных звуков  ­ на материале слогов, слов  ­ на материале предложений и фраз. 4.Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания Ожидаемый результат: дети  научатся правильному дыханию  при речи, в  результате речь станет более чёткой, разборчивой. Будет разработан перспективный план и картотека по формированию  речевого дыхания. Конечным продуктом проекта будет являться: ­ Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. ­ Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе ­ Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе  оказания поддержки детям с речевыми нарушениями       Этапы реализации проекта 1 этап      Организационный  1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания сентябрь Составление перспективного плана работы над дыханием.   2.           сентябрь Планирование работы с родителями по вопросу формирования  3. правильного дыхания сентябрь                     октябрь Выработка глубокого вдоха                                          ноябрь Формирование физиологического дыхания,                                                               декабрь Развитие силы голоса и речевого дыхания                     январь Закрепление диафрагмального дыхания                       Работа с детьми:  Выработка длительного плавного выдоха, 2 этап Внедренческий     1.       Дифференциация ротового и носового выдоха 2. 3.            развитие его силы 4. 5.            на материале гласных  и согласных звуков 6.            на материале слогов, слов и предложений   1.Консультация тренинг :«Развитие речевого  Закрепление диафрагмального дыхания             Работа с родителями:                 февраль,март                    апрель, май дыхания детей – дошкольников»                                   октябрь 2.Оформление консультаций : «Упражнения  на развитие речевого дыхания детей»                         декабрь Индивидуальные консультации с родителями Проведение  консультации – тренинга: 3. 4.            «Играем и учимся»                                                                      февраль       в течение года                                                  Работа с педагогами ДОУ 1.Консультация «Речевое дыхание –  энергетическая основа речи»                                                         октябрь Презентация игр и пособий 2.       по развитию дыхания у детей                              3.Посещение занятий по развитию звуковой стороны  речи у воспитателей 3 этап Итоговый                                                                              февраль                                ноябрь 1. 2. Участие детей, занимавшихся на логопункте,  в весенних  утренниках Разработка картотеки упражнений  на формирование речевого дыхания                             апрель                                                        март, май   План реализации проекта: «Осенние листочки»,«Пароходы»              «Федорины помощники»,«Прогулка в лес»     «Путешествие по цветущему саду»,«Узнай фрукт» месяц             Темы занятий октябрь   ноябрь                          «Узнай овощ» декабрь январь февраль, март «Звуковые дорожки»,«Поезд»,«Шаловливые котята»   апрель, май      «Поездка в деревню»,Инсценировка сказок «Колобок»        «Зоопарк»,«Свистульки»,«Произнеси так, как я»      «В гостях у дедушки Мороза»,«Узнай по голосу»                  «Три медведя»,«Теремок»,участие в утренниках                 «Веселые клоуны»,«Поможем Кате и Вите» Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых  условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи  необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного  звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и  артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание­основа для  нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на  развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект.  При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет  быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха,  удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее  поставить необходимые звуки.   В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм  коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии  со всеми участниками образовательного процесса. Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо  в коррекционно­логопедическом процессе для более прочного, полноценного  освоения детьми новых умений и навыков.Но эта деятельность должна носить  коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования  различные познавательно­практические задачи вместе со взрослыми и  сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые  возможности, тренировать языковые навыки и умения. Литература:      1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии:  «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.  2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание.  М.,Знание 1987.  3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,  2010 5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 Логопедический проект «Давайте правильно дышать» (Длительность проекта 1 учебный год) Пояснительная записка Многие дети, занимающиеся на логопункте, имеют нарушения речи в форме ФФНР, осложнённое дизартрическим компонентом.  От 50– 70% детей имеют легкую или среднюю степень дизартрии. Дети в общей своей массе плохо   говорят,   искажаются     согласные,   дефекты   их   речи   носят   стойкий характер   с   огромным   количеством   случаев   межзубного,   призубного   и бокового сигматизма.   Как   известно   произношение   звуков   тесно   связано   с   дыханием. Правильное   речевое   дыхание   обеспечивает   нормальное   звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение   плавности   речи   и   интонационной   выразительности.   При правильном   дыхании   возрастает   объём   лёгких,   сила   и   выносливость дыхательных мышц,  улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный,  длительный, экономный выдох. Кроме   того   дыхательные   упражнения   не   только   влияют   на   формирование правильного речевого дыхания, но и способствуют профилактике заболеваний ЛОР органов. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.    Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить  нижнедиафрагмальное дыхание. Задачи: 1.Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей. 2.Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи. 3.Развитие сильного плавного выдоха:   ­ на материале гласных звуков,   ­ на материале согласных звуков  ­ на материале слогов, слов  ­ на материале предложений и фраз. 4.Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания Ожидаемый результат: дети  научатся правильному дыханию  при речи, в  результате речь станет более чёткой, разборчивой. Будет разработан перспективный план и картотека по формированию  речевого дыхания на учебный год. Этапы реализации проекта Мероприятия Сроки Ответственные 1 этап  Организационный Изучение литературы по вопросу развития речевого  дыхания Составление перспективного плана работы над  дыханием. Планирование работы с родителями по вопросу  формирования правильного дыхания сентябрь Файзулина М.Э. сентябрь Файзулина М.Э. сентябрь Файзулина М.Э. 2 этап Внедренческий Работа с детьми: Выработка сильного направленного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха Выработка нижнедиафрагмального дыхания Формирование диафрагмального дыхания, развитие его силы Закрепление диафрагмального дыхания  сентябрь,  октябрь ноябрь декабрь январь,  Закрепление диафрагмального дыхания на материале  гласных  и согласных звуков Закрепление диафрагмального дыхания на материале  слогов, слов и предложений Участие детей в конкурсе чтецов среди  логопедических пунктов города Работа с родителями: Файзулина М.Э.  Файзулина М.Э. Файзулина М.Э. Файзулина М.Э. муз. руководитель:  Мельникова Т.И. Файзулина М.Э. февраль,  март апрель, май Файзулина М.Э. январь Файзулина М.Э., воспитатели Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания  детей – дошкольников» Оформление ширм «Упражнения на развитие речевого  дыхания детей  старшей группы», «Упражнения на  развитие речевого дыхания детей  подготовительной   группы» Индивидуальные консультации с родителями  октябрь Файзулина М.Э. Файзулина М.Э. декабрь В течение  Файзулина М.Э. № п/п 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. Проведение  консультации ­ тренинга «Играем и  учимся» года февраль Файзулина М.Э. 1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая  октябрь Работа с педагогами ДОУ Файзулина М.Э. основа речи» 2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у  ноябрь Файзулина М.Э. детей старших групп 3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи февраль Файзулина М.Э. у воспитателей старших групп 1. Участие детей, занимавшихся на логопункте, в  весенних  утренниках 3 этап Итоговый март, май Файзулина М.Э. 2. Разработка картотеки упражнений на формирование  апрель Файзулина М.Э. речевого дыхания Литература:    1.Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В.  Физическое и речевое развитие  дошкольников: взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физкультуре. М.  2009.  2.Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления дошкольников. М., 1999.  3.Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно­ речевые занятия для дошкольников с ОНР. Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2005.  4. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный  ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.  5.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.  6. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006 г.  7. Шевцов Т.И., Хоменко Н.А. Педагогика оздоровления в системе коррекции у детей  общего недоразвития речи Предлагаю коллегам, а особенно  начинающим логопедам, проект работы по  формированию речевого дыхания с детьми старшего дошкольного возраста. В проекте  расписана последовательность работы над речевым дыхание, начиная с регуляции носового и ротового выдохов до формирования умения регулировать дыхание при речи. На  основании этого проекта был составлен тематический план, в который включён речевой  материал и расписаны упражнения на развитие речевого  дыхания. Этот материал  планирую предложить вам в следующей публикации.

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"

Проект "Давайте правильно дышать"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2018