Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.
Проект Школа для каждого.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 81» г. Перми
ПРОЕКТ
«Школа для каждого»
Авторы:
Михалева Светлана Ивановна, учитель
начальных классов
Носкова Наталия Александровна, учитель
начальных классов, председатель
школьного ППк
Адрес: г. Пермь. Загарьинская, 6
Телефон: 2687097
Адрес электронной почты: school@inbox.ru
0 I.
Нормативноправовая база по внедрению инклюзивного
образования детейинвалидов и детей с ограниченными
«Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон
возможностями здоровья
«О создании условий для получения образования детьми с
»– Письмо
«Об утверждении и введении в действие федерального
«О единых требованиях к наименованию и организации деятельности
«Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на
1.
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
2.
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Закон
Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ с дополнениями и
изменениями
3.
«Индивидуальная программа реабилитации ребенкаинвалида,
выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико
социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н
4.
период до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008
года № 1662р
5.
ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами
Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ150/06
6.
классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой
психического развития» Письмо Управления специального образования
Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/28816
7.
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября
2009 года № 373
8.
Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля
2010 года, Пр271
9.
2012 г.
10.
образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599
11.
годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761
"О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая
"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
"О мерах по реализации государственной политики в области
1 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо
"Об утверждении порядка организации и осуществления
"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
12.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597
13.
Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР535/07 от 07.06.2013
года.
14.
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования". Приказ Министерства образования и
науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015.
II.
Актуальность проекта.
Государство гарантирует любому ребенку право на получение
бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок
времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более
открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил
интегрированный подход к обучению.
Педагогическая интеграция
предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их
нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного
учреждения. Совместное обучение сложная проблема, поэтому при ее
решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и
практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально
образовательную интеграцию.
В МАОУ «СОШ № 81» обучаются дети, которым решением городской
ПМПК рекомендовано обучение по специальным (коррекционным)
программам для детей с задержкой психического развития, детиинвалиды.
Специалисты рекомендовали организовывать занятия с детьми с ОВЗ
согласно составленным заключениям: обучение по адаптированным
программам в классах для детей с задержкой психического развития; занятия
с логопедом, психологом, дефектологом, педагогическое сопровождение;
лечение и наблюдение у невролога, психиатра.
Выбор нашего образовательного учреждения родителями детей с ОВЗ
обусловлен несколькими причинами. Вопервых, чаще всего эти дети
проживают на территории, закрепленной за школой. Вовторых, не всегда
родители готовы менять школу на специализированную, мотивируя это
разными причинами. В третьих, как правило, это дети из неблагополучных
семей, в которых имеются некоторые финансовые трудности, не позволяющие
тратить деньги на проезд до места нового обучения.
Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии
непосредственно в условиях образовательного учреждения создан и ведет
свою работу психологопедагогический консилиум (ППк), специалистами
2 которого осуществляется сопровождение как детей, имеющих ограниченные
возможности здоровья, так и их нормативно развивающихся сверстников. Для
определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ
направляются в городскую психологомедикопедагогическую комиссию
(ПМПК).
Количество учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
поступающих в наше ОУ, постоянно растёт.
Так, в 201112 учебном году в школе обучались 6 детейинвалидов, 11
детей с ОВЗ, в 201213 уч.г. 7 детейинвалидов, 13 детей с ОВЗ, в 2013
14уч.г.5 детейинвалидов, 17 детей с ОВЗ, в 201415 уч. г. в нашем
образовательном учреждении обучается 7детей –инвалидов и 20 детей с ОВЗ.
Кроме этого, 13 человек состоит на учёте школьного консилиума, и были
направлены в этом году на ПМПк для изменения образовательной программы.
После анализа сложившейся в образовательном учреждении ситуации,
возникла проблема: стабильное сохранение контингента детей с
ограниченными возможностями здоровья и отсутствие системы работы с
такими детьми. Поэтому включение в проект по инклюзивному образованию,
реализуемый в Пермском крае и в городе Перми, явилось для нас
возможностью решения данной проблемы.
В нашем образовательном учреждении практически нет обучающихся с
явными физическими ограничениями. Проблема многих детей скрыта в
нарушении интеллектуального развития или задержке психического развития.
Мы считаем, что инклюзивное образование позволяет формировать такое
образовательное пространство, в котором любой ребенок с разными
психофизиологическими и индивидуальными особенностями может быть
включен в образовательную и социальную жизнь образовательного
учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и
свою значимость в коллективе сверстников.
III. Основная идея проекта:
Обеспечение равного доступа к получению образования и создание
необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми
независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических
возможностей.
3 Данный проект предполагает создание доступных условий
для
изменения общественного мнения к детям с особыми образовательными
создания социальной адаптации детей с особыми образовательными
совместного обучения (инклюзивного образования).
потребностями, их самостоятельной независимости;
потребностями;
формирования отношения к ним как к полноценным людям, помогая
обычным детям становиться толерантными и научиться уважать другие
личности.
IV. Цель и задачи проекта.
Цель:
Создание условий для обеспечения равного доступа к получению образования
и для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, не
зависимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических
возможностей.
Формировать
диагностический
пакет
Создать нормативноправовые, кадровые, программнометодические,
Подготовить кадры социально – психологической службы, тьюторское
Задачи:
1.
материальнотехнические условия, необходимые для реализации проекта.
2.
сопровождение через стажировку, переподготовку, обучение педагогов;
3.
профилактических и психокоррекционных
индивидуальный план сопровождения.
4.
Привлечь узких специалистов и педагогов дополнительного
образования, которым хорошо знакомы проблемы обучения детей с
особыми образовательными потребностями;
Организовать для родителей информационнопросветительскую работу.
5.
6.
Организация персонифицированного обучения детей с особыми
образовательными потребностями через создание индивидуальной траектории
развития каждого ребёнка (адаптированная образовательная программа);
7.
Создать условия для самоутверждения ребенка в значимых сферах
жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его
способности и возможности.
проведения
и (или)
для
занятий;
V.
Ожидаемый результат:
Будут созданы условия для получения более качественного и
1.
доступного образования всеми детьми, независимо от их индивидуальных
особенностей, психических и физических возможностей.
4 Успешная социализация и расширение социального пространства детей
Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с
Укомплектованный штат социальнопсихологической службы;
Сформирован диагностический пакет профилактических и психо
2.
с ограниченными возможностями здоровья.
3.
4.
коррекционных занятий;
5.
детьми с разными возможностями.
6.
Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей
с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые
знания для воспитания своих детей).
VI. Риски и пути их преодоления.
1.Психологическая неготовность
родителей здоровых детей, которые
далеко не всегда однозначно
положительно относятся к практике
совместного обучения их детей и детей с
ОВЗ.
2.Психологическая неготовность
здоровых детей к совместному обучению
детей с ОВЗ.
4.Кадровые (отсутствие специальной
подготовки у педагогов), отсутствие
специальных специалистов
(дефектологов, тьюторов, психологов)
5.Отсутствие необходимой МТБ и
специализированного оборудования на
первом этапе проекта.
1. Информационно
просветительская работа;
психологические тренинги.
Родительский клуб.
2. Совместная внеклассная
деятельность.
Психологические игры с классом
на развитие толерантности,
навыков общения и др.
4.Прохождение курсов
профессиональной
переподготовки
5.Привлечение социальных
партнеров
VII. Стратегия достижения поставленной цели
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы
в рамках внутришкольного контроля и проектная группа. Отчет о работе
заслушивается на педсоветах (в середине и конце учебного года), на
совещаниях при директоре, на заседаниях МО, на заседаниях проектной
группы.
Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в несколько
этапов:
Подготовительный этап (06.02.15 – 07.04.15)
5 Создание проектной группы.
Курсовая подготовка участников проекта.
Сбор информации по предпосылкам вступления в проект по
инклюзивному образованию.
Разработка проекта.
Организационный этап (08.04.201501.09.2015)
Разработка пакета документов, регламентирующих реализацию
инклюзивного образования в образовательном учреждении (локальных актов
школы).
образовательного процесса.
Определение группы учащихся, включённых в проект.
Информационнопросветительская работа со всеми участниками
Информирование участников образовательного процесса о проекте,
его потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете.
Обучение педагогических кадров.
(анкетирование, работа, тренинги).
образовательных маршрутов, рабочих программ).
Разработка индивидуальных образовательных планов, индивидуальных
Психологическая подготовка педагогического коллектива
Создание системы психологопедагогического сопровождения детей с
индивидуальных
Внедрение технологий инклюзивного обучения.
Привлечение родителей к реализации индивидуальных образовательных
коррекционноразвивающих,
Формирование комфортной образовательной среды.
Реализация
Основной этап (01.09.1501.05.16)
образовательных программ обучения детей с ОВЗ, детейинвалидов.
ОВЗ, детейинвалидов.
программ.
инклюзивного образования.
образовательного процесса.
Привлечение социальных партнеров для успешной реализации проекта.
Сбор материалов для мониторинга результатов реализации проекта.
Информационнопросветительская работа со всеми участниками
Корректировка системы воспитательной работы с учетом принципов
Заключительный этап (01.05.1631.05.16)
данной категории.
Разработка методических рекомендаций по реализации проекта.
Подготовка показателей развития, динамики успехов обучающихся
6
Мониторинговые мероприятия в ОУ.
Обобщение опыта.
Информирование общественности о результатах внедрения
Аналитический этап (01.06.16 31.08.16)
инклюзивного образования в общеобразовательной школе.
Тиражирование опыта инклюзивного образования.
VIII. Описание проекта.
В общеобразовательной школе при обучении таких учеников необходимо
руководствоваться специальными образовательными программами. Еще
сложнее выстроить систему обучения и психологопедагогического
сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения,
социально психологического сопровождения, воспитания и первоначальной
профессиональной подготовки.
Мы понимаем, что нам придётся многое изменить на образовательном
уровне и учителя нашей школы не имеют опыта работы с обучающимися,
имеющими
образовательные потребности. В первую очередь
необходимо провести обучение педагогического коллектива.
особые
Направления работы с педагогическими кадрами:
Курсовая подготовка по теме «Основы инклюзивного образования»
Семинар «Адаптированная образовательная программа».
Семинар «Инклюзивная школа – школа для каждого».
Оказание консультационной помощи педагогам по проблемам обучения.
Панорама открытых уроках по методике работы с детьми ОВЗ.
Составляется
адаптированная образовательная программа,
Проводятся коррекционные занятия с педагогом согласно
Проводится комплексная коррекционная работа со специалистами
Направления работы с детьми ОВЗ
индивидуальный план психологического и логопедического сопровождения.
согласно рекомендациям ПМПк и индивидуальному плану и расписанию.
адаптированной образовательной программе.
Ведётся табель посещаемости занятий.
Каждую четверть специалистами и педагогом отмечается динамика
развития ребёнка.
Классный руководитель организует участие учащегося во внеклассной
работе (соревнованиях, выставках, конференциях и т.д.) и отмечает в
7 Ведётся наблюдение за участием учащегося в дополнительном
индивидуальном плане мероприятия, в которых участвует обучающийся в
течение учебной четверти.
С родителями ведётся информационнопросветительская работа
согласно плану школы (семинары), а также индивидуальная работа
специалистов (консультации).
образовании.
4 раза в год на заседании школьного консилиума происходит
обсуждение каждого ученика, анализируется эффективность методов работы
с данным учеником, динамика его успешности в учебной деятельности,
социализация в классном и коллективе, его успешность в дополнительном
образовании.
Включение в программу дополнительного образования курса О.
Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных
способностей».
В рамках факультатива психолог проводит курс «Уроки психологии»,
где помогает детям приобрести навыки общения и социализации со
сверстниками.
летнего отдыха в школьном лагере для социализации учащихся с ОВЗ.
Ведётся работа с родителями младших школьников по организации
Направления работы с родителями
Обучающий семинар «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания».
Обучающий семинар «Развитие речи» (проводит логопед).
Тренинг «Принятие и поддержка ребенка ключ к успеху».
Консультации педагогов и специалистов.
Семейные гостиные. Проводятся совместно с родителями и детьми, где
обсуждаются наиболее острые проблемы взаимоотношений и проблем
подросткового возраста.
Тематические родительские собрания с приглашением специалистов.
Для более эффективной работы с детьми ОВЗ нами было разработано
четыре формы работы, которые требуют материального обеспечения.
1. Ресурсный класс.
Данный кабинет предназначен для коррекционной работы с учителем
дефектологом, а также индивидуальных занятий с педагогом.
2. Группа продленного дня.
Для более всестороннего развития личности, можно рекомендовать
родителям таких детей – обучение в школе полного дня (группа продленного
8 дня). В группе будут созданы условия для физического развития (посещение
бассейна, спортивные секции), творческого развития (посещение кружков
творческой направленности),
эмоционального развития (игры со
сверстниками), умственного развития (выполнение домашнего задания с
помощью педагога). В результате работы группы, у ребенка будет больше
свободного времени для общения с родителями, совместных прогулок и игр,
что положительно влияет на укрепление семейных взаимоотношений.
Кабинет психологической,
3.
логопедической помощи.
нейропсихологической и
Данный кабинет представляет собой помещение, в котором возможны
такие формы работы как психологический тренинг и психологические игры с
учащимися; консультационные встречи с
родителями и педагогами;
нейропсихологические занятия.
4. Сенсорная комната.
Темная сенсорная комната – это особым образом организованная
окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они
воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного
развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения
ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту
восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических
функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное
развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.
Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются:
различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные
школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного
задержки психомоторного и речевого развития;
аутизм (легкие формы);
адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу,
∙
состояния;
∙
∙
∙
смене места жительства и т.п.);
∙
интереса, учебной мотивации);
∙
гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)
∙
∙
∙
напряжения, стрессы, депрессивные состояния
нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)
психосоматические заболевания
различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального
явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром
IX. Формы отслеживания результатов реализации проекта
9
Опросы, анкетирование всех участников образовательного процесса
(аналитические материалы).
Диагностика:
личностного развития детей (диаграммы, графики, сводные
таблицы, результаты продуктивной деятельности)
уровня детскородительских отношений.
Учет посещения родителями общешкольных и классных мероприятий
(журнал учета).
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта,
предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей
работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
X. Финансовоэкономическое обоснование проекта:
Школа не в состоянии справится со всеми вопросами одна.
Сотрудничество с различными организациями по обеспечению учащихся
медицинскими и социальными услугами является очень важным для школы.
Привлечением всех заинтересованных сторон к участию деятельности школы
может стать дополнительным источником ресурсов, усиливая тем самым
эффективность обучения и социализации для каждого школьника.
Компьютерный класс, оснащенный современным оборудованием;
Свободный доступ к сети Интернет, а, следовательно, адрес
Для реализации проекта необходимо наличие современной базы,
позволяющей в полной мере обеспечить процесс инклюзивного образования, а
именно:
электронной почты;
сенсорной комнаты.
Высококвалифицированные кадры;
Социальнопсихологическая служба;
Ресурсный класс, кабинет для группы продлённого дня, кабинет для
Методическое обеспечение;
XI. Список использованной литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Истратова О. Н. «Справочник психолога начальной школы»/
издательство 4е Ростов на Дону: Феникс, 2006 г.
АРКТИ: 2006 г. Москва
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. ст. 23 п. 3.
Конституция Российской Федерации.
Малер А. Р. «Помощь детям с недостатками развития»/ издательство
10 Мусалямова Г. «Мой нестандартный ребенок»/ «Школьный психолог»,
«Положение о службе практической психологии в системе образования
Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в
2007 г. №13
Российской Федерации»проект/ «Школьный психолог»,ноябрь 2006 г., №21.
РФ 1 ноября 1998 г.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное
пособие: гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004: «Система работы
психолога с детьми разного возраста».
Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181Ф.(предложенная поправка).
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
11
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.