Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Оценка 4.8

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
администрации +2
1 кл
17.07.2019
Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. За относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный подход к обучению. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.
Проект Школа для каждого.doc
Муниципальное  автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 81» г. Перми ПРОЕКТ «Школа для каждого» Авторы:  Михалева Светлана Ивановна, учитель  начальных классов  Носкова Наталия Александровна, учитель  начальных классов, председатель  школьного ППк  Адрес: г. Пермь. Загарьинская, 6         Телефон: 268­70­97 Адрес электронной почты: [email protected] 0 I. Нормативно­правовая база  по внедрению инклюзивного  образования детей­инвалидов и  детей с ограниченными «Об образовании в Российской Федерации» ­ Федеральный закон  возможностями здоровья «О создании условий для получения образования детьми с   »– Письмо  «Об утверждении и введении в действие федерального  «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности  «Концепция долгосрочного социально­экономического развития РФ на  1. Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ  2. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ­ Закон  Российской федерации  от 24 ноября 1995 г. N 181­ФЗ с дополнениями и  изменениями  3. «Индивидуальная программа реабилитации ребенка­инвалида,  выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико­ социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства  здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н  4. период до 2020 года» ­ Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008  года № 1662­р  5. ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами   Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ­150/06  6. классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой  психического развития» ­ Письмо Управления специального образования  Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881­6  7. государственного образовательного стандарта начального общего  образования» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября  2009 года № 373  8. Утверждена Президентом  Российской  Федерации Д.Медведевым 04 февраля  2010 года, Пр­271  9. 2012 г. 10. образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 11. годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая  "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ­  "О мерах по реализации государственной политики в области  1 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо  "Об утверждении порядка организации и осуществления  "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" 12. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 13. Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР­535/07 от 07.06.2013  года. 14. образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам ­ образовательным программам начального общего, основного  общего и среднего общего образования". Приказ Министерства образования и  науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015. II. Актуальность проекта. Государство   гарантирует   любому   ребенку   право   на   получение бесплатного   общего   образования.   За   относительно   небольшой   отрезок времени   в   России   произошел   переход   от   закрытой   «медицинской»  модели обучения   лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ)   к   более открытым   моделям,   среди   которых   наибольшее   распространение   получил интегрированный   подход   к   обучению.   Педагогическая   интеграция предполагает   совместную   жизнь   детей   с   отклонениями   в   развитии   и   их нормально   развивающихся   сверстников   в   стенах   образовательного учреждения.   Совместное   обучение   ­   сложная   проблема,   поэтому   при   ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально­ образовательную интеграцию. В МАОУ «СОШ № 81» обучаются дети, которым решением городской ПМПК   рекомендовано   обучение   по   специальным   (коррекционным) программам для детей с задержкой психического развития,  дети­инвалиды.  Специалисты рекомендовали организовывать занятия с детьми с ОВЗ согласно   составленным   заключениям:   обучение   по   адаптированным программам в классах для детей с задержкой психического развития; занятия с   логопедом,   психологом,   дефектологом,   педагогическое   сопровождение; лечение и наблюдение у невролога, психиатра. Выбор нашего образовательного учреждения родителями детей с ОВЗ обусловлен   несколькими   причинами.   Во­первых,   чаще   всего   эти   дети проживают   на   территории,   закрепленной   за   школой.   Во­вторых,   не   всегда родители   готовы   менять   школу   на   специализированную,   мотивируя   это разными причинами.   В третьих, как правило, это дети из неблагополучных семей, в которых имеются некоторые финансовые трудности, не позволяющие тратить деньги на проезд до места нового обучения. Для   организации   сопровождения   детей   с   отклонениями   в   развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан и   ведет свою   работу   психолого­педагогический   консилиум   (ППк),   специалистами 2 которого осуществляется сопровождение как детей, имеющих ограниченные возможности здоровья,  так и их нормативно развивающихся сверстников. Для определения   индивидуального   образовательного   маршрута   дети   с   ОВЗ направляются   в   городскую   психолого­медико­педагогическую   комиссию (ПМПК). Количество   учащихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья, поступающих в наше ОУ, постоянно растёт.  Так, в 2011­12 учебном году в школе обучались  ­ 6 детей­инвалидов, 11 детей с ОВЗ, в 2012­13 уч.г. ­ 7 детей­инвалидов, 13 детей с ОВЗ, в 2013­ 14уч.г.­5   детей­инвалидов,   17   детей   с   ОВЗ,   в   2014­15   уч.   г.   в   нашем образовательном учреждении обучается 7детей –инвалидов и  20 детей с ОВЗ. Кроме этого, 13 человек состоит на учёте школьного консилиума, и были направлены в этом году на ПМПк для изменения образовательной программы. После анализа сложившейся в образовательном учреждении ситуации, возникла   проблема:   стабильное   сохранение   контингента   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   и   отсутствие   системы   работы   с такими детьми. Поэтому включение в проект по инклюзивному образованию, реализуемый   в   Пермском   крае   и   в   городе   Перми,   явилось   для   нас возможностью решения данной проблемы.  В нашем образовательном учреждении практически нет обучающихся с явными   физическими   ограничениями.   Проблема   многих   детей   скрыта   в нарушении интеллектуального развития или задержке психического развития. Мы   считаем,  что     инклюзивное   образование   позволяет   формировать   такое образовательное   пространство,   в   котором   любой   ребенок   с   разными психофизиологическими   и   индивидуальными   особенностями   может   быть включен   в   образовательную   и   социальную   жизнь   образовательного учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников. III. Основная идея проекта: Обеспечение   равного   доступа   к   получению   образования   и   создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. 3 Данный   проект   предполагает   создание   доступных   условий     для изменения общественного мнения к детям с особыми образовательными создания   социальной   адаптации   детей   с   особыми   образовательными совместного обучения  (инклюзивного  образования).  потребностями, их самостоятельной независимости;  потребностями;  формирования отношения к ним как к полноценным людям, помогая обычным   детям   становиться   толерантными   и   научиться   уважать   другие личности.  IV. Цель и задачи проекта. Цель: Создание условий для обеспечения равного доступа к получению образования и для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, не зависимо   от   их   индивидуальных   особенностей,   психических   и   физических возможностей. Формировать     диагностический     пакет   Создать   нормативно­правовые,   кадровые,   программно­методические, Подготовить  кадры  социально – психологической  службы, тьюторское Задачи: 1. материально­технические условия, необходимые для реализации проекта. 2. сопровождение через  стажировку, переподготовку, обучение  педагогов; 3. профилактических   и   психо­коррекционных   индивидуальный план сопровождения. 4. Привлечь     узких     специалистов     и     педагогов     дополнительного образования,   которым     хорошо     знакомы     проблемы     обучения     детей     с особыми  образовательными  потребностями; Организовать для родителей информационно­просветительскую работу. 5. 6. Организация   персонифицированного   обучения   детей   с   особыми образовательными потребностями через создание индивидуальной траектории развития каждого ребёнка (адаптированная образовательная программа); 7. Создать условия   для самоутверждения ребенка в значимых     сферах жизнедеятельности,   где   в   максимальной   степени   раскрываются   его способности и возможности.   проведения     и   (или)   для     занятий;   V. Ожидаемый результат: Будут   созданы   условия   для   получения   более   качественного   и 1. доступного   образования   всеми   детьми,   независимо   от   их   индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей. 4 Успешная социализация и расширение социального пространства детей Повышение   профессиональной   компетентности   учителя   в   работе   с Укомплектованный штат социально­психологической службы; Сформирован   диагностический   пакет   профилактических   и   психо­ 2. с ограниченными возможностями здоровья. 3. 4. коррекционных занятий; 5. детьми с разными возможностями. 6. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания  своих детей). VI. Риски и пути их преодоления. 1.Психологическая неготовность  родителей здоровых детей, которые  далеко не всегда однозначно  положительно относятся к практике  совместного обучения их детей и детей с  ОВЗ. 2.Психологическая неготовность  здоровых детей к совместному обучению  детей с ОВЗ. 4.Кадровые (отсутствие специальной  подготовки у педагогов), отсутствие  специальных специалистов  (дефектологов, тьюторов, психологов) 5.Отсутствие необходимой МТБ и  специализированного оборудования на  первом этапе проекта. 1. Информационно­ просветительская работа;  психологические тренинги. Родительский клуб. 2.  Совместная внеклассная  деятельность. Психологические игры с классом  на  развитие толерантности,  навыков общения и др. 4.Прохождение курсов  профессиональной  переподготовки  5.Привлечение социальных  партнеров VII. Стратегия достижения поставленной цели Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в   рамках   внутришкольного   контроля   и   проектная   группа.   Отчет   о   работе заслушивается   на   педсоветах   (в   середине   и   конце   учебного   года),   на совещаниях   при   директоре,   на   заседаниях   МО,   на   заседаниях   проектной группы. Реализация   проекта   рассчитана   на   1   год   и   будет   проходить   в   несколько этапов: Подготовительный этап (06.02.15 – 07.04.15)   5 Создание проектной группы.  Курсовая подготовка участников проекта. Сбор   информации   по   предпосылкам   вступления   в   проект   по    инклюзивному образованию.   Разработка проекта. Организационный этап (08.04.2015­01.09.2015)   Разработка   пакета   документов,   регламентирующих   реализацию инклюзивного образования в образовательном учреждении (локальных актов школы).   образовательного процесса.  Определение группы учащихся, включённых в проект. Информационно­просветительская   работа   со   всеми   участниками ­Информирование   участников   образовательного   процесса     о   проекте,           его потенциале и пользе на  заседаниях МО и педагогическом совете.          ­Обучение педагогических кадров.    (анкетирование, работа, тренинги).  образовательных маршрутов, рабочих программ).  Разработка индивидуальных образовательных планов, индивидуальных   ­Психологическая   подготовка   педагогического   коллектива     Создание системы психолого­педагогического сопровождения детей с индивидуальных Внедрение технологий инклюзивного обучения. Привлечение родителей к реализации индивидуальных образовательных   коррекционно­развивающих, Формирование комфортной образовательной среды. Реализация   Основной этап (01.09.15­01.05.16)    образовательных программ обучения детей с ОВЗ, детей­инвалидов.  ОВЗ, детей­инвалидов.   программ.  инклюзивного образования.  образовательного процесса.    Привлечение социальных партнеров для успешной реализации проекта.  Сбор материалов для мониторинга результатов реализации проекта. Информационно­просветительская   работа   со   всеми   участниками Корректировка   системы   воспитательной   работы   с   учетом   принципов Заключительный этап (01.05.16­31.05.16)    данной категории.  Разработка методических рекомендаций по реализации проекта.  Подготовка   показателей   развития,   динамики   успехов   обучающихся 6  Мониторинговые мероприятия в ОУ. Обобщение опыта.  Информирование   общественности   о   результатах   внедрения Аналитический этап (01.06.16­ 31.08.16)    инклюзивного образования в общеобразовательной школе.  Тиражирование опыта инклюзивного образования. VIII. Описание проекта.    В общеобразовательной школе при обучении таких учеников необходимо руководствоваться   специальными   образовательными   программами.   Еще сложнее   выстроить   систему   обучения   и   психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Они нуждаются в особых условиях обучения, социально ­ психологического сопровождения,  воспитания  и первоначальной профессиональной подготовки. Мы   понимаем,   что   нам   придётся   многое   изменить   на   образовательном уровне и   учителя нашей школы не имеют опыта работы с обучающимися, имеющими     образовательные   потребности.   В   первую   очередь необходимо провести обучение педагогического коллектива.   особые   Направления  работы с педагогическими кадрами:       Курсовая подготовка по теме «Основы инклюзивного образования» Семинар «Адаптированная образовательная программа». Семинар «Инклюзивная школа – школа для каждого». Оказание консультационной помощи педагогам по проблемам обучения. Панорама открытых уроках по методике работы с детьми ОВЗ.  Составляется   адаптированная   образовательная   программа, Проводятся   коррекционные   занятия   с   педагогом   согласно   Проводится   комплексная   коррекционная   работа   со   специалистами Направления  работы  с детьми ОВЗ  индивидуальный план психологического и логопедического сопровождения.  согласно рекомендациям ПМПк и индивидуальному плану и расписанию.   адаптированной образовательной программе.  Ведётся табель посещаемости занятий.   Каждую   четверть   специалистами     и   педагогом   отмечается   динамика развития ребёнка.   Классный руководитель организует участие учащегося во внеклассной работе   (соревнованиях,   выставках,   конференциях   и   т.д.)   и   отмечает   в 7 Ведётся   наблюдение   за   участием   учащегося   в   дополнительном индивидуальном плане   мероприятия, в которых участвует обучающийся в течение учебной четверти.    С   родителями   ведётся   информационно­просветительская   работа согласно   плану   школы   (семинары),   а   также   индивидуальная   работа специалистов (консультации).  образовании.  4   раза   в   год   на   заседании   школьного   консилиума   происходит обсуждение каждого ученика, анализируется эффективность методов работы с   данным   учеником,   динамика   его   успешности   в   учебной   деятельности, социализация   в  классном   и  коллективе,   его   успешность   в   дополнительном образовании.    Включение   в   программу   дополнительного   образования   курса   О. Холодовой   «Юным   умникам   и   умницам.   Развитие   познавательных способностей».  В рамках факультатива психолог проводит курс «Уроки психологии», где   помогает   детям   приобрести   навыки   общения   и   социализации   со сверстниками.  летнего отдыха в школьном лагере для социализации учащихся с ОВЗ.   Ведётся   работа   с   родителями   младших   школьников   по   организации Направления работы с родителями  Обучающий семинар «Я и мой ребенок – поиски взаимопонимания».   Обучающий семинар  «Развитие речи» (проводит  логопед).   Тренинг «Принятие и поддержка ребенка ­ ключ к успеху».   Консультации педагогов и специалистов.   Семейные гостиные. Проводятся совместно с родителями и детьми, где обсуждаются   наиболее   острые   проблемы   взаимоотношений   и   проблем подросткового возраста.  Тематические родительские собрания с приглашением специалистов. Для   более   эффективной   работы   с   детьми   ОВЗ   нами   было   разработано четыре формы работы, которые требуют материального обеспечения. 1. Ресурсный класс.  Данный   кабинет   предназначен   для   коррекционной   работы   с   учителем­ дефектологом, а также индивидуальных занятий с педагогом.  2. Группа продленного дня. Для   более   всестороннего   развития   личности,   можно   рекомендовать родителям таких детей – обучение в школе полного дня (группа продленного 8 дня). В группе будут созданы условия для физического развития (посещение бассейна,   спортивные   секции),   творческого   развития   (посещение   кружков творческой   направленности),   эмоционального   развития   (игры   со сверстниками),   умственного   развития   (выполнение   домашнего   задания   с помощью   педагога).  В   результате   работы   группы,  у   ребенка   будет   больше свободного времени для общения с родителями, совместных прогулок и игр, что положительно влияет на укрепление семейных взаимоотношений.   Кабинет   психологической, 3. логопедической  помощи.   нейропсихологической   и Данный   кабинет   представляет   собой   помещение,   в   котором   возможны такие формы работы как психологический тренинг и психологические игры с учащимися;   консультационные   встречи   с     родителями   и   педагогами; нейропсихологические занятия.  4. Сенсорная комната. Темная   сенсорная   комната   –   это   особым   образом   организованная окружающая   среда,   наполненная   различного   рода   стимуляторами.   Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Сенсорная   комната   является   мощным   инструментом   для   сенсорного развития,   развития   познавательной   сферы,   расширения   мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций   ребенка   (памяти,   мышления,   внимания,   речи)   и   гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы. Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются: различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные  школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного  задержки психомоторного и речевого развития; аутизм (легкие формы); адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу,  ∙ состояния; ∙ ∙ ∙ смене места жительства и т.п.); ∙ интереса, учебной мотивации); ∙ гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность) ∙ ∙ ∙ напряжения, стрессы, депрессивные состояния нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость) психосоматические заболевания различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром  IX. Формы отслеживания результатов реализации проекта 9  Опросы,   анкетирование   всех   участников   образовательного   процесса (аналитические материалы). Диагностика:           ­   личностного   развития   детей   (диаграммы,   графики,   сводные               таблицы, результаты продуктивной деятельности)       ­        уровня детско­родительских отношений.          ­ Учет посещения родителями   общешкольных и классных мероприятий (журнал учета). Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. X. Финансово­экономическое обоснование проекта:   Школа   не   в   состоянии   справится   со   всеми   вопросами   одна. Сотрудничество   с   различными   организациями   по   обеспечению   учащихся медицинскими и социальными услугами является очень важным для школы. Привлечением всех заинтересованных сторон к участию деятельности школы может   стать   дополнительным   источником   ресурсов,   усиливая   тем   самым эффективность обучения и социализации  для каждого школьника.  Компьютерный класс, оснащенный современным оборудованием; Свободный   доступ   к   сети   Интернет,   а,   следовательно,   адрес Для   реализации   проекта   необходимо   наличие   современной   базы, позволяющей в полной мере обеспечить процесс инклюзивного образования, а именно:   электронной почты;    сенсорной комнаты.   Высококвалифицированные кадры; Социально­психологическая служба; Ресурсный класс, кабинет для группы продлённого дня, кабинет для Методическое обеспечение; XI.  Список использованной литературы Закон Российской Федерации «Об образовании». Истратова   О.   Н.   «Справочник   психолога   начальной   школы»/   издательство 4­е Ростов на Дону: Феникс, 2006 г.    АРКТИ: 2006 г. Москва  Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. ст. 23 п. 3.  Конституция Российской Федерации. Малер А. Р. «Помощь детям с недостатками развития»/ издательство 10 Мусалямова  Г. «Мой нестандартный ребенок»/ «Школьный психолог»,  «Положение о службе практической психологии в системе образования Протокол №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в  2007 г. №13  Российской Федерации»­проект/ «Школьный психолог»,ноябрь 2006 г., №21.  РФ 1 ноября 1998 г.   Рогов   Е.   И.     Настольная   книга   практического   психолога:   Учебное пособие: гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004: «Система работы психолога с детьми разного возраста».  Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181­Ф.(предложенная поправка).  Федеральный   закон   «О   социальной   защите   инвалидов   в   Российской 11

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"

Проект для детей с ОВЗ "Школа для каждого"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2019