Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным
Адаптация первоклассников.doc
Адаптация первоклассников.
О неврозах детей начальной школы.
Никому не бывает так тяжело, как первокласснику: новый вид
деятельности, новая окружающая среда, новые требования,
несравнимые с теми, что были раньше, и, как следствие, новые
психологические проблемы, встающие перед ребёнком.
Страх перед неизвестностью – один из основных у каждого
человека. Представьте себе, какие страхи встают перед
вчерашним дошкольником, впервые идущим в школу! Недаром 67
лет – пиковый возраст детей, когда у них максимальное число
страхов. Безусловно, эти страхи связаны с началом новой жизни
ребёнка, но их скрепление в представлениях первоклассника,
усиление и всемогущество – к сожалению, результат работы
начальной школы.
Окружающая среда, куда попадает и с чем сталкивается
первоклассник: школы, кабинеты, дети, учитель, далеко не
всегда безопасна для ребёнка. Зачастую она и вовсе агрессивна.
Особую роль здесь, конечно, играет учитель: крики, холодность,
усталость, раздражение – всё это ежедневно сваливается на
ребёнка начальной школы. Поэтому и он, в свою очередь,
считает новую окружающую среду – школу – отнюдь не
безопасным местом.
С каждым годом пребывания в начальной школе неврозы, если
ими специально не заниматься, только усиливаются, растут,
закрепляются, и в результате становятся неотъемлемой
частью личности; и понятно, что далеко не самой лучшей её
частью.
Неврозы сказываются и на поведении детей, и на их учёбе, и на их
взаимоотношениях с окружающими. Через нашу начальную
школу проходит много таких детей, умных, симпатичных, вполне
сообразительных и талантливых, но зажатых в рамках своих
неврозов.
Встречаются и дети, которые в результате приобретённых
неврозов вынуждены принимать лекарства. И таких детей
тоже становится всё больше. Тенденция, с которой приходится
считаться. Соответственно и обучение в начальной школе начинает
строиться с учётом данных особенностей учеников. На первое
место среди учительских качеств становятся такие, как
терпение, спокойствие, умение адекватно отреагировать на
любую возникшую ситуацию. Повышением голоса и уж тем более
авторитарностью работать с такими детьми бесполезно: они
настолько привыкли к такому обращению, что уже не реагируют
на него, или, напротив, реагируют, защищаясь, агрессивно.
Важную роль играет эмоциональное состояние учителя.
Довольно тяжело работать с невротическими детьми
эмоционально холодному учителю. Какими бы знаниями и
опытом он ни обладал, не будет у него на уроке комфортно
ребёнку с неврозами. С неврозами можно справляться только
эмоционально тёплому человеку, готовому делиться своим
теплом с детьми.
У такого учителя дети начинают оживать, в них просыпается
вера в себя. В свои силы. Не будем лишний раз говорить, что
значит учитель для ребёнка в начальной школе – на первых порах
он по своему авторитету перекрывает родителей, и если такой
учитель доброжелателен и отзывчив, то и ребёнок постепенно
становиться доброжелательным и отзывчивым. С таким
учителем дети готовы работать, причём, подчас и без устали,
готовы к преодолению возникающих у него на пути не, только
учебных, но и личных препятствий. У такого учителя дети
учатся, конечно, не сразу, правильно реагировать на замечания,
спокойно переживать плохие оценки и, безусловно, с надеждой
смотреть в своё будущее, которое им уже перестаёт казаться
чёрным и бесперспективным.
Так что всё во власти учителей: создавать, закреплять неврозы
или сглаживать, снимать их. Всё зависит от установки учителя:
Пользуюсь я любовью маленьких учеников для наведения
дисциплины и порядка в классе, где учитель – главная фигура, или
помогаю им, преодолевая трудности, обрести себя как личность.
Адаптация учащихся 1х классов к школе
Адаптация учащихся 1х классов к школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.