Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"
Оценка 5

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика
7 кл
15.05.2018
Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"
Презентация
Публикация является частью публикации:
НПК Платонова Анастасия.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 р.п.ПАЧЕЛМА «Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм»  Автор: Платонова Анастасия,     ученица 7 «Б» класс  Руководитель:  Крымкина Наталья Васильевна,  учитель математики Пачелма 2016 г. Оглавление: 1.Введение  3 2.Основная часть 4­7 3.Заключение 8­9 4.Список литературы 9 5.Приложения 10­11 2 Введение. Социальной основой развития естественных наук в XV­XVIII вв. является становление   в   рамках   феодального   общества   новых   капиталистических общественных   отношений.  Быстрый   рост   производительных   сил,  более   полное   и разностороннее   использование   природы,   открытие   новых   источников   сырья   и драгоценных   металлов,   а   также   новых   рынков   в   результате   многочисленных путешествий   и   расширения   торговли   ­   всё   это   изменило   экономику   Европы   и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран. Период   ломки   феодальных   отношений   и   перехода   к   капитализму   не совпадал   по   времени   в   различных   странах   и   отличался   в   каждой   из   них определённым   своеобразием.   В   Италии,   например,   так   называемая   эпоха Возрождения началась уже в XIV в. В XV­XVI вв. она достигает здесь расцвета. Однако затем Италия в силу ряда причин начала отставать в развитии капитализма от   Англии   и   Франции.   В   Голландии   и   в   Англии   ломка   феодальных   отношений происходила на протяжении XVI­XVII вв. Во Франции она происходит в VIII в. и завершается Великой французской буржуазной революцией 1789 г. Германия вплоть до   начала   XIX   в.   была   экономически   отсталой,   политически   раздробленной.   В России разложение феодализма в основном завершилось к середине XIX в, хотя остатки его сохранялись и давали знать о себе до начала XX в. Переворот   в   социальной   структуре   европейских   стран,   завершившийся буржуазными революциями, вызвал коренные сдвиги и в общественной идеологии. 3 Основная часть. Декарт     ­   французский   философ   и   математик,   являясь   одним   из основоположников "новой философии", был глубоко убежден, что на истину "... натолкнется   скорее   отдельный   человек,   чем   целый   народ".   При   этом   он отталкивался от "принципа очевидности", при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного "света разума". Это предполагало отказ от всех суждений, принятых на веру (например­ обычаи, примеры, как традиционные формы передачи знаний). Великий философ, предложивший свою систему координат в математике (декартова ­ прямоугольная система координат) предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту, научное знание должно было быть построено как единая система, в то время как до сих пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции").  У истоков и в центре философии Декарта стоит человек, Я как «мыслящая вещь».   Под   нею   Декарт   понимает   «вещь   сомневающуюся,   утверждающую, отрицающую,   знающую   весьма   немногое   и   многое,   не   знающую,   любящую, ненавидящую и чувствующую». Доказательство   могущества   разума   начинается   у   Декарта   с   критики притязаний   чувственного   познания   быть   абсолютным   критерием   истинности   и   с универсального сомнения в «старых истинах», опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности. Декарт   видит   первую   определенность   философии   в   том,   что   «во   всем должно сомневаться». Он призывает не превращать данные органов чувств в истину. 4 Это   же   относится   к   вопросу   о   достоверности   познания,   основанного   на   имени «авторитетов».   Прежде   чем   довериться   данным   органам   чувств   или   мнению «авторитетов»,   надо   исследовать   творческие   возможности   интеллекта.   В   центр внимания выдвигаются проблемы человеческого познания. Воспев   разум   и   показав   реальные   возможности   своей   методологии   на практике, — через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии, — Декарт был осторожен в вопросах, которые могли вызвать недовольство церкви. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи, но оставлять в стороне вопрос, для чего, зачем он это делает. Материя   по   Декарту   делима   до   бесконечности   (атомов   и   пустоты   не существует), а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили   Декарту   отождествить   природу   с   пространственной   протяженностью, таким образом, оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты). Понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает   различие   между   естественным   и   искусственным.   (Растение   такой   же равноправный   механизм,   как   и   часы,   сконструированные   человеком   с   той   лишь разницей,   что   искусность   пружин   часов   настолько   же   уступает   искусности механизмов   растения,   насколько   искусство   Высшего   Творца   отличается   от искусства творца конечного (человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума ­ кибернетику: "Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой. " Таким образом, если мир ­ механизм, а наука о   нем   ­   механика,   то   процесс   познания   есть   конструирование   определенного варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод, в основу которого легли следующие правила: ­ Начинать с простого и очевидного. 5 ­ Путем дедукции получать более сложные высказывания. ­   Действовать   таким   образом,   чтобы   не   упустить   ни   одного   звена (непрерывность   цепи   умозаключений)   для   чего   нужна   интуиция,   которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них. Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические   определения   ­   протяжение   (величина),   фигура,   движение. Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок. Последовательным   рационалистом   Декарт   оставался   даже   при рассмотрении категорий этики ­ аффекты и страсти он рассматривал как следствие телесных  движений,  которые  (пока  они  не  освещены  светом  разума)  порождают заблуждения разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум, а свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум еще не располагает ясным  сознанием. Наиболее   существенные   работы   Р.Декарта   (1596­1650   гг.),     посвящены методологии исследования. Важнейшая из них ­ "Правила для руководства разума" (1628­1629).   Декарт   интенсивно   занимался   науками   –   анатомией   человеческого глаза, психологией, явился создателем аналитической геометрии. Главной задачей философии он считал отказ от всех догматов и мнений, то есть   поиск   абсолютно   достоверного   начала,   которое   и   должно   стать   исходным пунктом   философствования.   Последовательно   следуя   своему   принципу   "Все должно   быть   подвержено   сомнению",   он   приходит   к   выводу,   что   единственной достоверностью   оказывается   мысль.   Отсюда   и   его   критерий:   "Мыслю   ­ следовательно,   существую".   Так   Декарт   превратил   человеческий   мозг   в метафизическую   сущность,   противопоставив   ее   материи.   Критерием   истинности мышления Декарт объявил ясность и отчетливость созерцания, или интуиции. Все идеи, существующие в человеческом сознании, Декарт подразделяет на производные 6 (от чувственного восприятия) и врожденные. Последние выявляются при помощи интуиции и обладают подлинной достоверностью.     Характерная   черта   философии   Декарта   –   дуализм:   признание   двух независимых   субстанций.   Первая   из   них   –   материя,   вторая   дух,   мыслящая субстанция. В человеке они соединяются и взаимодействуют. Материя,   согласно   Декарту,   состоит   из   мельчайших   частиц   корпускул, которые   он,   в   отличие   от   древнегреческих   атомистов,   считает   бесконечно делимыми   и   сплошь   заполняющими   пространство.   Поскольку   же   материя тождественна протяженности, то пустого пространства не существует. Движение   Декарт   тоже   понимает   механически,   как   пространственное перемещение частиц материи, считая его не атрибутом, не формой существования материи, а только одним из ее свойств. Происхождением своим мир (по мнению Декарта) обязан вихревому движению частиц материи: поскольку пустоты нет, то при   движении   корпускулы   сталкиваются,   отклоняются   от   прямой   линии,   а   в результате образуются вихри. В этих вихрях происходит соединение корпускул, из которых и образуются вещи. Великой заслугой Декарта можно считать то, что он в эпоху господства государства и церкви провозгласил человеческий разум всемогущим. В отличие от Бэкона,   который   считал   индукцию   основным   методом   получения   истинных   (и полезных)   фактов,   Декарт   таким   методов   считает   рациональную   дедукцию.   Но дуализм   его   философии   обусловил   двойственное   истолкование   его   учения позднейшими философами. Поэтому с середины XVII в. картезианство дробиться на различные направления и течения. 7 Заключение. Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных   отношений,   улучшению   жизненных   условий.   Отсюда   защита   ими естественных   прав   человека   и   гражданина,   критика   суеверий,   воплощенных   в религиях. Реализация   подобных   идей   требовала   своеобразной   трактовки   разума. Согласно   философии   Просвещения,   разум   не   дает   вечных   и   общеобязательных истин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными   событиями   и   фактами.   Таким   образом,   основным   свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину. Человек   —   существо   разумное,   и   в   нем   не   должно   быть   ничего   не осмысленного разумом. Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью. Основным   представителем   философии   рационализма,   Декарт, придерживался именно таких идей. Ниже   перечислены   некоторые   научные   достижения   Декарта.   В   истории математики   он   занимает   весьма   видное   место.   Одно   из   важнейших   достижений ренессансной   науки   состояло   в   возрождении   идей   великих   древнегреческих математиков, к концу ХVI в. были изданы в оригиналах и переведены на латинский язык   все   сохранившиеся   (и   найденные   к   тому   времени)   произведения   Евклида, 8 Архимеда, Аполлония,   Диофанта. Декарту они были хорошо известны. Но уже в эпоху Возрождения появились начатки математического естествознания. Теперь же, в эпоху Декарта, без математического естествознания наука была бы не способна стать производительной силой. В свою очередь математизация естествознания, даже в тех скромных масштабах, была бы невозможна без определенного прогресса в самой   математике.   Такой   прогресс,   в   частности,   невозможен   без   успехов формализации.   И   именно   Декарт   сыграл   решающую   роль   в   становлении современной   алгебры   тем,   что   ввел   буквенные   символы,   обозначил   последними буквами   латинского   алфавита   (х,   у,   z)   переменные   величины,   ввел   нынешнее обозначение   степеней,   заложил   основы   теории   уравнений.   Понятия   числа   и величины,   ранее   существовавшие   раздельно,   тем   самым   были   объединены. Историческое  значение  Декартовой  "геометрии"  состоит также в том, что  здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных   координат  означало  создание аналитической геометрии, объединяющей   геометрические   и   арифметические   величины,   которые   со   времен древнегреческой математики существовали в раздельности. Список литературы. 1. Агафонов В.П, Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2003.­718с. 2.  Алексеев   П.  В.,  Панин   А.   В.  Философия:   Учебник   для   ВУЗов.  ­   М.: ТЕИС, 2003. ­ 504 с. 3. Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.­648с. 4. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 2002.­741с. 5. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. ­ М.: Владос, 2003. ­ 304 с. 9 6. Философия.под. ред. Кохановского В.П. Ростов­н/Д.:Феникс,2000.­653с. 7. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С. С. Аверинцев и др. ­ 2­е изд. ­ М.: Сов.энциклопедия, 1990. ­ 814 с. 8. Интернет ­ ресурсы http://www.studfiles.ru/preview/1057008/ Приложения. 10

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"

Проект "Эпоха Декарта: прогресс или консерватизм"
Скачать файл