Рассмотрены аспекты формирования связной речи посредством Сказкотерапии. Её методическая ценность в процессе коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения. Представлен примерный план-проект и практический материал, который может помочь в работе специалистам над этой темой. Также сделан акцент на этапность этой работы.
сказкотерапия.docx
«Сказкотерапия как средство развития
связной речи в коррекционной работе с
детьми, имеющими речевые нарушения»
Автор составитель: Верхотурова Елена Николаевна Содержание.
Введение..………………………………………………………………………….
I. Основная часть. Теоретические аспекты развития связной речи детей с ОНР III
уровня посредством сказкотерапии………………………..
1.1.Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи.………....
II. Практическая часть.
2.1. НОД по развитию речи у детей с ОНР III уровня посредством
сказкотерапии.
……………………………………………………………………………………..
2.2. Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии…
3.
Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Пересказ русской
народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)»
……………………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………...
Презентация Введение.
В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное,
всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГТ.
Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий
и содержания воспитательнообразовательного процесса.
Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное
влияние, комплексно воздействуя на детей.
Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок: быть
дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.
Сказки, несут в себе активизирующее воздействие как на эмоциональную сферу
ребенка, так и на речевую деятельность, обеспечивая комплексный подход в развитии
ребёнка.
Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только
познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё
отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу
сказки.
При организации сказочноигровых ситуаций идёт постепенный переход от
невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом активизируется словарь
ребёнка.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны
с давних времён. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная
зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти) и российскими (Е.Лисина,
Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.ЗинкевичЕвстигнеева) учёными.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В.
Гнездилов, Т. М.Грабенко, Н.А.Погосова, М.А.Поваляева, Д.Ю.Соколов,
О.В.Защиринская, С.А.Черняева и многие другие.
Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной
речью.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников и младших школьников
это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности
зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня,
который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.
Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапияэффективный,
развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, который
позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу.
Тип проекта: информационно – практический; долгосрочный 12 года.
Цель: использование сказкотерапии, как эффективное средство в развитии связной
речи у детей с ОНР III уровня.
Участники проекта: дошкольники старшего возраста с ОНР III уровня, педагоги,
родители.
Предмет исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи.
Задачи:
проанализировать психологопедагогическую и специальную литературу по
проблеме влияния сказки на связную речь детей с ОНР III уровня;
разработать перспективный план работы по формированию связной речи
посредством сказок;
создать в процессе образовательной деятельности благоприятную
психологическую атмосферу, обогащать эмоциональночувственную сферу ребенка.
развивать связную речь у дошкольников через интегративные образовательные
области посредством сказок;
проанализировать результат и перспективность влияния сказки на развитие речи
детей с ОНР III уровня.
Практическая значимость проекта.
Данный проект направлен на:
развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению;
сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе развития связной речи
посредством сказкотерапии. Содержание работы может быть использовано педагогами
дошкольных образовательных учреждений. I. Основная часть. Теоретические аспекты развития связной речи детей с
ОНР III уровня посредством сказкотерапии.
1.1.Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи.
Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам
речи. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт
говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром
голоса; ситуативность. Диалог как форма речи состоит из
реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он
осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде
разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.
Монологическая речь (монолог), понимается как связная речь одного лица,
коммуникативная цель которой — сообщение о какихлибо фактах, явлениях реальной
жизни). Монолог наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной
передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее
содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется
монологическая речь, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения.
Таким образом, связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и
диалогическую. Монолог более сложная форма речи.
В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало
исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей:
Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о
возможности использованиясказки дляразвития связности речи детей. Н. Погосова
отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить
диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.
Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные
функции:
Лексикообразную, поскольку формирует языковую культуру личности;
Активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
При пересказе, драматизации — становление речевой культуры; Развиваются основные языковые функции экспрессивная (вербальнообразный
компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);
развивающетерапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект,
который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение,
снятие стресса).
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку
никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия
на речевую сферу ребенка.
Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания
ребенка;
• совершенствование лексикограмматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения,
восприятия и выразительности;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
• сотрудничество педагога с детьми и друг с другом;
• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение
эмоциональночувственной сферы ребенка;
• приобщение детей народному фольклору.
Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:
активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в
речевом действии;
самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных
ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к
совместному составлению словесных описаний;
эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению
собственного опыта в действии, ритме и слове; произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев,
понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и
эмоциональных поступков;
связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о сказочных
образах.
Выводы:
метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное
обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в
логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее
перспективных.
работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И
благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения
давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные”
занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно
запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно
создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта
способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что
тормозит его развитие.
2. Практическая часть.
2.1. НОД по развитию речи у детей с ОНР III уровня посредством
сказкотерапии.
Обучение пересказу на материале сказок проводится на логопедических занятиях,
которым предшествует работа по формированию у детей грамматически правильной
речи с использованием логосказок Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.
Пересказ предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой
развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах
по дошкольной педагогике, подчеркивается особая роль пересказа в формировании
связной монологической речи, поэтому пересказу сказок на коррекционных занятиях
уделяется большое внимание. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества,
произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом.
Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию
восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают
нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых
средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование
сказок позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства
языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.
Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.
В непосредственно образовательной деятельности по пересказу сказки сочетаются
с формированием у детей навыков рассказывания элементы творчества. Используются
следующие приёмы:
Придумывание и завершение сказки,
Составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный
материал,
Коллективное сочинение сказки.
Составление вопросов к сказкам умение в контексте задать вопрос, это является
одним из показателей успешного развития дошкольников.
Постановка проблемного вопроса к содержанию сказки (почему, зачем, каким
образом, а если бы, всегда ли). Дети начинают искать свои варианты, то есть
решать поставленную проблему;
Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом;
Ведение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа.
Это нужно для поддержания интереса к сказке, чтобы повернуть сюжет сказки
в новое русло;
Конструирование слов, словосочетаний и предложений (составить достаточно
длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по
словечку» «Колобок» «Колобок катится» «Колобок катится по дорожке»
«Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.); Придумывание иных, новых
названий известных сказок, не искажая идеи произведения; Усложнение восприятия давно знакомой сказки, создание элемента
неожиданности, загадочности. Пример: из сказки извлекаются все глаголы или
существительные, или части слов. Мы предлагаем детям игровую ситуацию:
«Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и
без них отгадать, какая это сказка.
Придумывание дополнительных монологов героев известных сказок. «Что
могла бы сказать муха, когда нашла денежку, купила самовар?»
Создание коллажей из сказок и составление по ним новых сказок.
Таким образом, дети постепенно овладевают доступными приемами творческого
преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или
некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и
т.д.
2.2. Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.
I этап — познавательноэффективная ориентировка, направленная на
осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного
образа. (Ведущий метод словесная игра.)
Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова,
голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с
образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на
содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают
высказывания взрослого.
К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на
фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного
персонажа.
II этап — словесное комментирование эмоциональноаффективных
ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью
словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического
рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.)
Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по
содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей
образные выражения, сказочные повторы.
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей
приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий
метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть
отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети
пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже
недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень
важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие
воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации,
артикуляции.
4.
Непосредственно образовательная деятельность.
Тема
: «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»
(с элементами
драматизации)»
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи :
Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и
артистизм;
Развивать у детей умение распространять предложения определениями;
Развивать мыслительную деятельность;
Расширять знания детей по теме;
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи,
костюмы медведя и мужика.
Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку»,
«Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в
корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».
Ход непосредственно образовательной деятельности. Организационный момент.
Игра «Отгадай загадку»
Он и в дождик, он и в зной клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет,
вот и завтрак, и обед. (Картофель)
Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок.
Что же это? (Репка)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
Основная часть.
Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем,
как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
1. Чтение сказки с последующим обсуждением
Что посеял мужик?
Почему ему пришлось делиться с медведем?
Когда мужик собрал урожай репы?
Как он разделил урожай? Почему?
Почему рассердился медведь на мужика?
Что посеял на следующий год мужик?
Как поступил медведь?
Кто выиграл в этот раз? Почему?
Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
2. Игра «Отгадай по вкусу».
Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры,
морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем
одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует
и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.
3. Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Шаги на месте.
«Таскают».
«Копают».
«Срезают». Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке. (Н. Нищева)
4. Повторное чтение с установкой на пересказ.
Показывают круг руками — три
раза.
«Рвут».
Шаги на месте.
5. Пересказ текста детьми. После прочтения дети определяют первую,
вторую, третью пару рассказчиков.
Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик
— кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен
вариант, когда автором будет ребенок.
Заключительная часть.
Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
Кто главные герои?
О каком овоще говорилось в сказке?
Заключение.
Сегодня достоинство и роль сказкотерапии в работе с детьми с общим
недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность,
психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой
словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в
самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают строить
диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа,
интонации, выразительности.
Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и
психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи и
чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.
Вывод: таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно
сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе:
1.
У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с
дефектами речи.
2.
Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению
социальной адаптации.
3.
Использование комплексной системы коррекционновоспитательной
работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и
эмоциональноволевой сфере.
4.
Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика,
звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический
строй, словарь, лексикограмматические отношения, связная речь.
1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”,
Список литературы
2005г.
2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду:
новые подходы» [Текст]: Ростовн/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.
3. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию
лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи,
развитию связной речи у детей дошкольного возраста учебнометодическое пособие
конспект. СанктПетербург: Детствопресс, 2007 г.
4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.:
“Просвещение”, 1989 г. 5. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.