Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Оценка 4.6

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
русский язык
Детсад—1 кл
07.10.2019
Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Рассмотрены аспекты формирования связной речи посредством Сказкотерапии. Её методическая ценность в процессе коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения. Представлен примерный план-проект и практический материал, который может помочь в работе специалистам над этой темой. Также сделан акцент на этапность этой работы.
сказкотерапия.docx
«Сказкотерапия как средство развития связной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Автор составитель: Верхотурова Елена Николаевна Содержание. Введение..…………………………………………………………………………. I. Основная часть. Теоретические   аспекты   развития связной    речи детей с ОНР III  уровня посредством сказкотерапии………………………..   1.1.Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи.………....   II. Практическая часть. 2.1.  НОД   по развитию речи    у детей    с    ОНР III уровня     посредством    сказкотерапии.  …………………………………………………………………………………….. 2.2. Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии… 3. Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Пересказ русской  народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)»  …………………………………………………………………………………………… Заключение………………………………………………………………………. Список литературы……………………………………………………………… Приложения……………………………………………………………………... Презентация Введение. В настоящее время модернизация образования предусматривает комплексное,  всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГТ.  Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий  и содержания воспитательно­образовательного процесса. Одним из эффективных средств в работе с детьми, имеющими речевые нарушения  является использование сказки, которая оказывает значительное коррекционное  влияние, комплексно воздействуя на детей. Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок: быть  дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными. Сказки, несут в себе активизирующее воздействие ­ как на эмоциональную сферу  ребенка, так и на речевую деятельность, обеспечивая комплексный подход в развитии  ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только  познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё  отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу  сказки. При организации сказочно­игровых ситуаций идёт постепенный переход от  невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом активизируется словарь  ребёнка. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны  с давних времён. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная  зарубежными (Э. Фромм, Э. Берн, Э.Гарднер, А.Менегетти) и российскими (Е.Лисина,  Е.Петрова, Р.Азовцева, М.Осорина, Т.Зинкевич­Евстигнеева) учёными. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: А. В.  Гнездилов, Т. М.Грабенко, Н.А.Погосова, М.А.Поваляева, Д.Ю.Соколов,  О.В.Защиринская, С.А.Черняева и многие другие. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного и младшего  школьного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников и младших школьников  ­ это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности  зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня,  который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Актуальность темы заключается в том, что сказкотерапия­эффективный,  развивающий метод для развития связной речи у детей с ОНР III уровня, который  позволяет вовлечь ребенка в активную логопедическую работу. Тип проекта: информационно – практический; долгосрочный 1­2 года.   Цель:  использование сказкотерапии, как эффективное средство в развитии связной  речи у детей с ОНР III уровня. Участники проекта: дошкольники старшего возраста с ОНР III уровня, педагоги,  родители. Предмет исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с  нарушениями речи. Задачи:  проанализировать психолого­педагогическую и специальную литературу по  проблеме влияния сказки на связную речь детей с ОНР III уровня;  разработать перспективный план работы по формированию связной речи  посредством  сказок;  создать в процессе образовательной деятельности благоприятную  психологическую атмосферу, обогащать эмоционально­чувственную сферу ребенка.  развивать связную  речь у дошкольников  через интегративные образовательные  области посредством сказок;    проанализировать  результат и перспективность влияния сказки на развитие речи  детей с ОНР III уровня. Практическая значимость проекта. Данный проект направлен на:  развитие связной речи у детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;  создание методических разработок и рекомендаций по данному направлению;  сотрудничество взрослого и ребёнка в процессе развития связной речи  посредством сказкотерапии. Содержание работы может быть использовано педагогами  дошкольных образовательных учреждений. I. Основная часть. Теоретические   аспекты   развития связной    речи детей с  ОНР III уровня посредством сказкотерапии. 1.1.Виды связной речи. Значение сказки в развитии связной речи. Связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам  речи. Отличительными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт  говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром  голоса; ситуативность.                                                    Диалог как форма речи состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций; он  осуществляется или в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде  разговора (беседы) двух или нескольких участников речевого общения.   Монологическая речь (монолог), понимается как связная речь одного лица,  коммуникативная цель которой — сообщение о каких­либо фактах, явлениях реальной  жизни). Монолог ­ наиболее сложная форма речи, служащая для целенаправленной  передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее  содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.             В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется  монологическая речь, являются: описание, повествование, элементарные рассуждения. Таким образом, связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монолог более сложная форма речи.   В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало  исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей:  Водовозовой В.М., Ушаковой О.С. и многие другие. Все они свидетельствуют о  возможности использованиясказки дляразвития связности речи детей.  Н. Погосова    отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказка выполняет исключительно важные речевые и коммуникативные  функции:  Лексико­образную, поскольку формирует языковую культуру личности;  Активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;  При пересказе, драматизации — становление речевой культуры;  Развиваются основные языковые функции ­ экспрессивная (вербально­образный  компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);  развивающе­терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект,  который Аристотель обозначил термином катарсис (очищение души, умиротворение,  снятие стресса). Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку  никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели: •        создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания  ребенка; •        совершенствование лексико­грамматических средств языка; •        совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения,  восприятия и выразительности; •        развитие диалогической и монологической речи; •        эффективность игровой мотивации детской речи; •        взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; •        сотрудничество педагога с детьми и друг с другом; •        создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально­чувственной сферы ребенка; •        приобщение детей народному фольклору. Использование сказкотерапии в обучении дошкольников развивает:  активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в  речевом действии;  самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных  ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;  творчество — от подражания взрослому в действии, выразительном слове к  совместному составлению словесных описаний;  эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению  собственного опыта в действии, ритме и слове;  произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев,  понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и  эмоциональных поступков;  связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о  сказочных  образах.                                     Выводы:    метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное  обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в  логопедии, он получил сравнительно недавно, и сегодня является одним  из наиболее  перспективных.  работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. И  благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения  давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки, использует “сказочные”  занятия, но, как показывает практика и исследования специалистов, они прекрасно  запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие, поэтому очень важно  создать такие условия для психологической и педагогической работы, в которых эта  способность проявляется, усиливается и помогает человеку преодолевать то, что  тормозит его развитие. 2. Практическая часть. 2.1.  НОД   по развитию речи    у детей    с    ОНР III уровня   посредством    сказкотерапии. Обучение пересказу на материале сказок проводится на логопедических занятиях,  которым   предшествует работа по формированию у детей грамматически правильной  речи с использованием логосказок   Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской.  Пересказ предусматривает наличие у детей навыка владения фразовой  развернутой речью, восприятия и понимания содержания текста. В современных трудах по дошкольной педагогике, подчеркивается особая роль пересказа в формировании  связной монологической речи, поэтому пересказу сказок на коррекционных занятиях  уделяется большое внимание. При пересказе совершенствуются структура речи, ее выразительные качества,  произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом.  Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию  восприятия, памяти, внимания. При этом посредством имитации дети усваивают  нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых  средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Использование  сказок позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства  языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи.  Это имеет особое значение в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. В непосредственно образовательной деятельности по пересказу сказки сочетаются  с формированием у детей навыков рассказывания элементы творчества.  Используются  следующие приёмы:  Придумывание и завершение сказки,  Составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстративный  материал,  Коллективное сочинение сказки.  Составление вопросов к сказкам умение в контексте задать вопрос, это является  одним из показателей успешного развития дошкольников.                          Постановка проблемного вопроса к содержанию сказки (почему, зачем, каким  образом, а если бы, всегда ли).  Дети начинают искать свои варианты, то есть  решать поставленную проблему;                                          Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом;      Ведение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа.  Это нужно для поддержания интереса к сказке, чтобы повернуть сюжет сказки  в новое русло;    Конструирование слов, словосочетаний и предложений (составить достаточно  длинное, распространенное предложение в игре «От каждого ­ по  словечку» «Колобок» ­ «Колобок катится» ­ «Колобок катится по дорожке» ­  «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.);    Придумывание иных, новых  названий известных сказок, не искажая идеи произведения;  Усложнение восприятия давно знакомой сказки, создание элемента  неожиданности, загадочности.    Пример: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов.  Мы предлагаем детям игровую ситуацию:  «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и  без них отгадать, какая это сказка.    Придумывание дополнительных   монологов героев известных сказок.  «Что  могла бы сказать муха, когда нашла денежку, купила самовар?»        Создание коллажей из сказок   и составление по ним новых сказок.  Таким образом, дети постепенно овладевают доступными приемами творческого  преобразования сюжета – рассказ по аналогии, пересказ с заменой персонажей или  некоторых существенных деталей обстановки, с включением новых действующих лиц и  т.д. 2.2. Этапы работы по развитию связной речи посредством сказкотерапии.          I этап — познавательно­эффективная ориентировка, направленная на  осмысление сюжета сказки, выразительное интонирование и исполнение сказочного  образа. (Ведущий метод ­словесная игра.) Цели: интонировать голоса героев сказки; использовать звукоподражательные слова,  голоса животных для развития артикуляционного аппарата; знакомить детей с  образными выражениями и смысловыми оттенками слов; обращать внимание детей на  содержательную сторону слова; использовать игры, в которых малыши продолжают  высказывания взрослого. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на  фланелеграфе. Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного  персонажа.         II этап — словесное комментирование эмоционально­аффективных  ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью  словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического  рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование.) Цели: раскрыть замысел сказки, побуждать детей к высказываниям по  содержанию; воспроизвести основные эпизоды и факты, выразить словом свое отношение, составлять совместно словесные описания; активизировать в речи детей  образные выражения, сказочные повторы.         III этап — выражение замещающей потребности, способствующей  приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть  отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети  пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.   Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже  недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Очень  важно включать в занятия на этом этапе специальные игры и упражнения на развитие  воображения, направленные на формирование дыхания, четкой дикции, интонации,  артикуляции. 4.        Непосредственно образовательная деятельность. Тема    : «Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»       (с элементами  драматизации)» Цель: развитие связной речи детей. Задачи :  Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и  артистизм;  Развивать у детей умение распространять предложения определениями;  Развивать мыслительную деятельность;  Расширять знания детей по теме;  Воспитывать у детей самоконтроль за речью. Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи,  костюмы медведя и мужика. Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку»,  «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин». Ход непосредственно образовательной деятельности. Организационный момент.  Игра «Отгадай загадку»  Он и в дождик, он и в зной клубни прячет под землей.  Клубни вытащишь на свет, вот и завтрак, и обед.   (Картофель)  Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок.  Что же это? (Репка)  Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста) Основная часть. Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем,  как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.   1.   Чтение сказки с последующим обсуждением      Что посеял мужик?  Почему ему пришлось делиться с медведем?  Когда мужик собрал урожай репы?  Как он разделил урожай? Почему?  Почему рассердился медведь на мужика?  Что посеял на следующий год мужик?  Как поступил медведь?  Кто выиграл в этот раз? Почему?  Почему не получилось дружбы у мужика с медведем? 2.   Игра «Отгадай по вкусу». Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры,  морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем  одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т.д. 3.   Физкультминутка «Урожай». В огород пойдем, урожай соберем. Мы моркови натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Шаги на месте. «Таскают». «Копают». «Срезают». Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) 4.   Повторное чтение с установкой на пересказ. Показывают круг руками — три  раза. «Рвут». Шаги на месте. 5.   Пересказ текста детьми. После прочтения дети определяют первую,  вторую, третью пару рассказчиков. Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик  — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен  вариант, когда автором будет ребенок. Заключительная часть.  Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?  Кто главные герои?  О каком овоще говорилось в сказке? Заключение. Сегодня достоинство и роль сказкотерапии   в работе с детьми с общим  недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность,  психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой  словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в  самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают   строить  диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа,  интонации, выразительности. Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и  психотерапевтическое средство в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи и  чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере. Вывод: таким образом, на основании выше приведенных материалов, можно  сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе: 1. У ребенка ликвидируются болезненные переживания связанные с  дефектами речи. 2. Укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению  социальной адаптации. 3. Использование комплексной системы коррекционно­воспитательной  работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и  эмоционально­волевой сфере.   4. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика,  звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический  строй, словарь, лексико­грамматические отношения, связная речь. 1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”,  Список литературы 2005г. 2. Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. «Речевое развитие ребёнка в детском саду:  новые подходы» [Текст]: Ростов­н/Д: ТЦ «Учитель»,2005 г.   3. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию  лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи,  развитию связной речи у детей дошкольного возраста ­ учебно­методическое пособие­ конспект. ­ Санкт­Петербург: Детство­пресс, 2007 г. 4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии [Текст]: М.:  “Просвещение”, 1989 г. 5. Шорохова О.А.Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию  связной речи дошкольников. ­ М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"

Проект и презентация на тему: "Сказкотерапия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2019