ИНОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект: «Индивидуализация предметно-пространственной среды МДОУДС
№ 14 в
контексте ФГОС дошкольного образования»
Пояснительная записка
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Предлагаемый проект индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ, кроме того, обеспечивает индивидуальную траекторию развития ребенка как показатель профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Следует также отметить проблему подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку.
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятии, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия. (Ф.А. Брокгауз , И.А. Ефрон Энциклопедический словарь)
С целью индивидуализации предметно-пространственной среды и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно ориентированной модели, в МДОУДС № 14 Копейского городского округа Челябинской области был разработан проект.
Содержание
Цели и задачи проекта 4
Принципы построения предметно-пространственной среды 6
Содержание методической работы с педагогами 7
План повышения профессиональной компетентности педагогов в области создания, индивидуализированной предметно-пространственной среды в ДОУ 10
Использование отдельных компонентов предметно- пространственной среды дошкольного учреждения 11
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ 14
Цели и задачи проекта
Инновационный подход заключается в том, что индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии:
· исследовательскую (проблемно-поисковую): модель "обучение через открытие";
· коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения;
· имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;
· психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности;
· деятельностную: способность ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
· рефлексивную: осознание ребенком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка является главной идеей проекта. Такой маршрут немыслим вне предметно-пространственной среды. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади, например, коридоры, территорию детского сада.
Вторая идея проекта заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Таким образом, целью проекта стало создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В качестве основных задач проекта были определены:
Принципы построения
предметно - пространственной среды
Основные положения личностно ориентированной модели предметно-пространственной среды отражаются в принципах ее построения.
Так, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
Особенностями развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства (М.И. Лисина).
Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Например, создаются игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, места отдыха и уединения.
Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
Содержание методической работы
с педагогами
Формы повышения квалификации педагогов в рамках данного
проекта выбирались исходя из психологических особенностей их познавательной
деятельности. Так, методическая работа предусматривала следующие инновационные
формы: лекции в виде диалога, семинар-интервью, дебаты (по технологии Е.О.
Галицких), мастер-классы, конкурсы, семинары-практикумы, практикум по созданию
эскизов и мини-проектов, игровое моделирование, метод проектов и проблемно-поисковый.
Методическая работа осуществлялась в три этапа согласно разработанному плану (приложение 1).
На первом – подготовительном – этапе во
время разнообразных педагогических мероприятий педагоги изучали
специализированную литературу, интернет-сайты по вопросам организации
индивидуализированной среды, а затем с учетом приобретенных знаний
сформированная творческая группа обсуждала и предлагала индивидуализированный
дизайн пространства учреждения.
На втором – основном – этапе разрабатывались и вносились в
годовой план индивидуальные проекты для каждой группы, план функционирования
предметно-пространственной среды ДОУ. Параллельно происходил обмен опытом: в
методическом кабинете были сформированы библиотеки для воспитателей по теме
проекта, изготовлен и систематизирован дидактический материал.
На третьем (последне) этапе подводились итоги, планировалась работа на следующий год.
Использование компонентов предметно-пространственной среды.
Идеи, предложенные по ходу реализации проекта, нашли воплощение в
оформлении предметно-развивающей среды всех помещений ДОУ.
Концепция, согласно которой каждая группа имеет свое название и соответствующий
ему стиль оформления, легла в основу дизайнерских разработок по оформлению
приемной групповых помещений.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры. В группах есть стенды или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа. В приемных некоторых групп размещаются желания детей ко дню рождения, Новому году, записанные с их слов воспитателем или самим ребенком (6–7 лет). Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике "Мое настроение". В специально организованные уголки помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и своих товарищей.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Детям открыты и доступны все базисные компоненты единой
предметно-пространственной среды ДОУ.
Стена "Фоторепертаж и наши успехи" используется для
демонстрации личных достижений воспитанников в городских, областных и
Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников.
Постоянно действующая выставка творчества детей и родителей, развивает и вызывает чувство гордости за свою семью.
Территория ДОУ – отличное место для детской субкультуры. Песочные мозаичные
панно включают в себя такие компоненты, как "секретики" в песке,
строительство домиков из веток, палок. На первых порах воспитатели выкладывают
мозаику вместе с дошкольниками, но дети достаточно быстро осваивают технику и
создают собственные композиции, которые на протяжении всего лета украшают
участки детского сада.
Дети старшего дошкольного возраста имеют право выбрать понравившийся им объект и взять над ним шефство (например, ухаживать за растением, следить за чистотой ). Более подробное описание использования компонентов предметно-пространственной среды дошкольного учреждения представлено в приложении 2.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в помещениях и на территории ДОУ стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Преимущества данного индивидуализированного подхода над традиционным можно оценить благодаря сводной таблице (приложение 3), иллюстрирующей изменения, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация по реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ.
Приложение 1
План повышения профессиональной
компетентности педагогов
в области создания индивидуализированной предметно -пространственной
среды в ДОУ
Мероприятие |
Содержание |
1-й этап – подготовительный |
|
Педагогический совет |
Анализ тематического контроля по организации предметно-пространственной среды, введение в проблему изменений среды с учетом индивидуального подхода к ребенку |
Цикл педагогических чтений |
Изучение и обзор печатной литературы по дизайну и интерьеру помещений, вопросам индивидуального подхода к ребенку и организации индивидуализированной предметно-пространственной среды |
Педагогическая гостиная |
Знакомство с опытом работы детских садов России. |
Сайт-экспедиция |
Самостоятельное изучение педагогами данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование, сотрудничество с учреждениями, исследующими предметно-пространственную среду |
Бюро находок |
Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта |
Организация творческой группы |
Разработка дизайн-проекта оформления помещений ДОУ как единого индивидуализированного пространства учреждения |
Мини-презентация. |
Представление проекта творческой группой. Отбор эффективных форм работы с детьми в спроектированной предметно-пространственной среде |
2-й этап – основной |
|
Дизайн-мастерские |
Разработка индивидуальных проектов для каждой группы на основе общего проекта. Модернизация среды, создание компонентов единого индивидуализированного пространства |
Организация творческой группы |
Составление плана функционирования среды с внесением в годовой план графиков движения групп в единой пространственной среде, плана взаимодействия педагогов |
Постоянно действующие мини-типографии на базе |
Разработка, создание, ксерокопирование индивидуальных карточек для детей с заданиями для организации самостоятельной разнообразной деятельности |
Электронный методический банк |
Формирование в методическом кабинете библиотеки для воспитателей по теме проекта: создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео- и фотоматериалы, список литературы, мультимедийные презентации, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями) |
Наглядно-дидактический и методический банк в информационно-методическом кабинете |
Изготовление и систематизация дидактического и раздаточного материала, образцов макетов, коллекций, индивидуальных карточек для использования в работе с детьми и родителями и др. Пополнение методического банка материалами из опыта работы педагогов по организации предметно-развивающей среды. |
Мастер-классы |
Обмен опытом работы. Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм |
3-й этап – рефлексивный |
|
Анкетирование детей, педагогов, родителей. |
Выявление результатов педагогической деятельности по внедрению проекта |
Совещание с участием заведующего ДОУ |
Анализ деятельности. Подведение итогов. Планирование работы
на следующий год |
Приложение 2
Использование отдельных компонентов
предметно - пространственной среды дошкольного учреждения среды в ДОУ
Компонент |
Процесс |
Участник |
Приемная |
||
"Уголок именинника" |
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). |
Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор |
"Мое настроение" |
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние |
Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый |
"СМС-почта", "Я молодец, |
Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду |
Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный |
"Панорама добрых дел" |
Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями |
Ребенок – созерцатель, воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый |
Портфолио ребенка |
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни |
Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник |
"Новости дня" |
Сообщение темы дн, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение |
Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый |
Игровая комната |
||
Творческие |
Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов |
Ребенок – создатель; воспитатель – организатор |
"Островок "Полянка |
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого |
Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный |
Газеты, листовки и знаки |
Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка |
Ребенок – автор |
Макеты |
Создание ребенком предметных образцов пространства |
Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант |
"Мое творчество" |
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка |
Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник |
Детский дизайн-клуб |
Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне" и т.д) |
Ребенок – дизайнер |
Коридоры, вестибюли, дополнительные площади |
||
Стена «Фоторепортаж и наши успехи" |
Используется для демонстрации личных достижений ребенка |
Ребенок – гордый созерцатель; старший воспитатель – организатор |
Стены творчества |
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных выставок |
Ребенок – творец; старший воспитатель – организатор; воспитатель – помощник; родитель – соучастник |
Дизайн-холл |
Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей |
Ребенок и родитель – автор; старший воспитатель – организатор |
Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены" |
Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ |
Ребенок – автор; воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик |
Компьютерный класс |
||
Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, интерактивный стол) |
Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций |
Старший воспитатель – организатор; ребенок – зритель, собеседник |
Территория дошкольного учреждения |
||
"Детская дизайн-площадка" |
Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по
созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"), |
Ребенок – автор, соавтор;
воспитатель – соавтор, |
Приложение 3
Характеристика изменений в
жизни детей и педагогов
в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной
среды ДОУ
Цель образовательного процесса |
Традиционный подход |
Инновационный подход |
Формирование знаний, |
Развитие личности, общих и специальных способностей,
компетентности детей |
|
Методы обучения |
Преимущественно репродуктивные, построены по принципу от
простого |
Преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка |
Педагогические средства |
Преимущественно:
|
Преимущественно:
|
Способы мотивации |
Личные интересы, цели ребенка слабо задействованы в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается с подготовкой к школьному обучению и соответственно будущей успеваемостью или неуспеваемостью |
Интересы, личные цели и ценности учитываются в воспитательно-образовательном процессе. Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игру, творчество, поиск), обеспечением самореализации, достижением социального признания и т. д. |
Дидактические |
Рассчитаны на всех детей или на подгруппу в соответствии со степенью сложности. Готовит воспитатель. |
Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги, родители. |
Тип взаимодействия |
Субъект-объектные. Ребенок – объект педагогического воздействия |
Субъект-субъектные. Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей активности, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни |
Основные функции воспитателя |
Трансляция и формирование знаний, умений и навыков |
Формирование и фасилитация познавательных процессов |
Активность детей |
Преимущественно по инициативе педагога |
Собственная активность и инициатива детей |
Роли детей |
В большей степени исполнитель, презентатор, ведомый и т. п. |
Широкий выбор ролей и позиций: исследователь, аналитик, автор, координатор, художник, критик и т. д. |
Образовательная |
Складывается у педагога в соответствии с его собственным
опытом обучения, профессиональным и личностным опытом. При кажущемся
разнообразии средств приобретает статичный характер. Обеспечивается |
Проектируется и варьируется с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечивается преемственностью образовательных технологий |
Критерии |
Преимущественно обученность детей |
Преимущественно обучаемость и развитость познавательной сферы и личностного опыта |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.