Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
Оценка 4.9

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
1 кл—11 кл
22.03.2019
Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду школы. В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Кондрашова Л.Л. Проект инклюзивной среды.docx
Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении Автор проекта:  Кондрашова Лариса  Леонидовна, учитель русского языка и  литературы МБОУ СОШ №8  р.п. Шолоховский Белокалитвинского  района Ростовской области Пояснительная записка В   настоящее   время   в   условиях   изменения   концептуальных   и организационных   основ   общего   образования   одним   из   наиболее   актуальных   и востребованных запросов общества становится инклюзивное образование. Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию   для   детей   с   особыми   потребностями).   Таким   образом,   в   основе инклюзивного   образования   лежат   идеи   равного   отношения   ко   всем   людям, исключается любая дискриминация детей, создаются специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Определение необходимых условий для получения образования, адекватного возможностям   ребенка   с   ОВЗ,   ребенка­инвалида,   опирается   на   Всеобщую декларацию   прав   человека   от   10   декабря   1948   года,   Конвенцию   о   правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года), Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N46­ ФЗ «О  ратификации Конвенции о правах инвалидов», статью 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273­ФЗ от 29 декабря   2012   года,   Федеральный   закон   «О   социальной   защите   инвалидов   в Российской Федерации». В   результате   в   образовательных   учреждениях,   в   том   числе   реализующих   гарантирующие   должны   создаваться   условия, инклюзивную   практику, возможность: •   достижения   планируемых   результатов   освоения   основной образовательной   программы   начального   общего   образования   всеми обучающимися;  • использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений   ребенка   с   ОВЗ,   соответствующих   его   особым   образовательным потребностям; • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ   совместно   всеми   участниками   образовательного   процесса,   включая   и работников школы, и родителей (их законных представителей);  • индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;  • целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;  • выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов,   секций,   студий   и   кружков,   организацию   общественно­полезной деятельности,   в   том   числе   социальной   практики,   используя   возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;  • включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования,   научно­техническое   творчество   и   проектно­исследовательскую деятельность; •   включения   детей   с   ОВЗ,   их   родителей   (законных   представителей), педагогических   работников   и   общественности   в   разработку   основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;   •   использования   в   образовательном   процессе   современных   научно обоснованных   и   достоверных   коррекционных   технологий,   адекватных   особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;  •   взаимодействия   в   едином   образовательном   пространстве общеобразовательной   и   специальной   (коррекционной)   школы   в   целях продуктивного   использования   накопленного   педагогического   опыта   обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов.  Следовательно,   это   серьезная   интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса.    инклюзия   ­ Актуальность создания экспериментальной площадки Процесс   образовательной   и   социальной   адаптации   учащихся   с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания в Белокалитвинском  районе Ростовской  области. В   настоящее  время в школах района   увеличивается   с   каждым   годом   количество   обучающихся,   которые относятся   к   категории   детей   с   ограниченными   возможностями,   вызванными различными   отклонениями   в  состоянии   здоровья,  и  нуждаются  в  специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия,  умственно отсталые  дети и дети с задержкой   психического   развития,   дети   с   выраженными   расстройствами эмоционально­волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи. В   МБОУ   СОШ   №8   р.п.   Шолоховский   число   лиц   школьного   возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 2% (13 чел.) от общего   состава   (650   чел.)   школьников.   Согласно   прогнозным   оценкам   число учащихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   будет   увеличиваться. Значит, чтобы обеспечить успешность включения таких детей в образовательный процесс,   необходимо   разработать   образовательные   программы,   учитывающие физические   и   психические   нарушения   детей   с   ОВЗ,   повысить   эффективность использования  обучающих   технологий   ­   то   есть   создать   образовательную   среду, способствующую эффективному решению проблем социальной адаптации детей с ОВЗ и их интеграции в общество. Краткая аннотация проекта Муниципальное   бюджетное   общеобразовательное   учреждение   средняя общеобразовательная   школа   №8   р.п.   Шолоховский   находится   в Белокалитвинском   районе.   В   данном   муниципальном   образовании  система специальных   коррекционных   образовательных   учреждений   и   интернатов   для детей с ОВЗ развита недостаточно, имеющиеся специализированные учреждения находятся в отдаленности от района.   Не все родители готовы сделать выбор в пользу   спецшколы   или   интерната,   даже   если   он   очень   хороший.   Обучаться далеко от дома по очной форме нелегко даже для здорового ребёнка. Тем более это   трудно   психологически   для   детей   с   ограниченными   физическими возможностями.   Все   это   приводит   к   тому,   что   дети с   проблемами   здоровья часто оказываются   изолированными   от   своих   здоровых   сверстников.   В   то   же время   каждый   ребёнок   вне   зависимости   от   состояния   своего   здоровья   имеет право   жить   в   семье   и получать   качественное   образование   в   среде   своих сверстников.   И   именно в   общеобразовательной   школе   ребёнок   с   нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования.  Данный   проект   позволит   удовлетворить   потребности   общества   в инклюзивном   образовании   путем   включения   детей   с   ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду МБОУ СОШ №8.  В   результате   реализации   проекта   педагоги   школы   освоят   технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители)   ребенка   получат   возможность   обучения   своих   детей   в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их   социализации.   Учащиеся   школы   получат   социальный   опыт   толерантного поведения, гуманного отношения к личности.  Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями   здоровья   в   систему   участия   в   общественной   жизни   школы, коррекционных занятий, индивидуального сопровождения, а также специальных, оздоровительных   мероприятий   с   использованием   психолого­медико­ педагогического сопровождения обучающихся.  Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, педагог­психолог, учителя­предметники, классные руководители. Всего в проекте будут принимать участие 11 педагогов и 13 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется     медицинскими   показаниями   учащихся,   индивидуальной траекторией обучения. Предложенную модель инклюзивного образования можно будет   использовать   в   других   образовательных   учреждениях   города   Белая Калитва и Белокалитвинского района.  Актуальность проекта В школе обучается 650 детей в возрасте от 6,5 до 17 лет. Из них 13 – дети с ограниченными возможностями здоровья.  9 человек обучаются интегрированно в общеобразовательных классах по адаптированным программам. Одноклассники принимают их спокойно, т.к. они учатся с ними в одном классе с 1 класса. Еще 4 ученика (из 2, 3, 5 и 8 классов) занимаются на надомном обучении: учителями – предметниками для данных обучающихся составлены индивидуальные  рабочие программы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме   создать   условия   для   реализации   образовательных   потребностей.   На начальном этапе создан школьный психолого­ педагогический консилиум (ППК) из   8   работающих   в   этих   классах   педагогов   школы   и   психолога.   Из   узких специалистов   в   школе   работает   психолог.   Специалист   находится   в   штате. Ведутся дневники сопровождения. 69% коллектива (32 чел.) педколлектива понимают и принимают ситуацию. 31  %   (13   чел.)   не   видят   перспективы   такого   образования   в   связи   с   тем,  что отсутствует   видение   результата.    Ключевой   вопрос   проекта:   как   дети   смогут обучаться, к чему в результате должны прийти, как будут сдавать экзамены? В связи   с   этим   необходима   помощь   не   только   в   подготовке   педагогического коллектива   к   работе   в   условиях   инклюзии,   но   и   создании   условий.   Таким образом,   в   проекте   участвуют   11   педагогов   (8   учителей­предметников,   2 администратора,   1   педагог­психолог),   они   же   члены   команды.   Обязанности распределены между членами команды.  Анализ   организации   и   создания   условий   обучения   школьников   с ограниченными   возможностями   здоровья   доказывает   актуальность   и обоснованность   реализации   проекта   инклюзивного   образования.   Инклюзия школьников   с   ОВЗ   в   образовательное   пространство   школы   скажется положительно   на   формировании   толерантного   поведения   школьников,   будет способствовать   развитию   гуманной   личности,   способной   к   сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы школьникам и педагогам для достижения успеха. Школа   реализует   следующие   программы   обучения:   общеобразовательная программа;   адаптированная   программа   для   детей   с   ОВЗ   (коррекционный компонент). В общеобразовательном учреждении обучается 2% больных детей. Среди них дети ­ с нарушением слуха, зрения, опорно­двигательного аппарата. Детей с нарушением интеллекта нет. В  плане  воспитательной  работы  для  всех  обучающихся (в  том  числе  для детей   с   ОВЗ)   организована   кружковая   работа   различной   направленности:   «Оригами», художественной,   «Вокал», «Акварелька», «Шахматы», спортивные секции.   «Умелые   руки»,   танцевальной, В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких школьников планируется: ­   создание   индивидуальных   программ   обучения   (образовательных маршрутов); ­ повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики  ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО г. Ростова­на­Дону; ­ распространение опыта работы планируется рассматривать на городских семинарах, конференциях, через стажировки. Цель и задачи программы Цель:  Разработать   и   внедрить     модель   инклюзивной   среды,   адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для   детей   с   ОВЗ,   открытой   для   их   родителей   (законных   представителей), гарантирующей   сохранение   и   укрепление     физического   и   психологического здоровья   обучающихся   в   условиях   МБОУ   СОШ   №8   р.п.   Шолоховский Белокалитвинского района. Задачи:  1. Разработать   нормативно­правовую   базу   школы   по   проблеме   (локальные акты). 2. Организовать   повышение   профессиональной  компетентности   педагогов  и специалистов по проблемам инклюзивного образования. 3. Разработать программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса  4. Обеспечить   психолого­педагогическое   сопровождение   развития   детей   в инклюзивных классах. 5. Обеспечить   материально­техническое   обеспечение,   в   том   числе информационное. 6. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом. 7. Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ. Ресурсное обеспечение проекта Обеспечение   успешности   реализации   «Модели   школы   инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями: материально­техническая база: ­ здание блочное, четырехэтажное, рассчитанное на 700 учащихся. Имеются следующие функциональные группы помещений: ­ вестибюль; ­ помещения: ­ общего образования, включающие классные комнаты для учащихся 1­11 классов, которые полностью оборудованы и укомплектованы; имеются кабинеты информатики, химии (с лаборантской), физики (с лаборантской); технологии (для мальчиков и для девочек отдельно); ­   физкультурно­оздоровительный     оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха; есть актовый зал; (спортивный   зал, ­ административно – бытовые (кабинет директора, завучей), учительская; ­ для питания – столовая на 100 посадочных мест; ­ хозяйственного обслуживания. Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение,  а  также   дополнительный   верхний   свет   и  искусственное   освещение учебных и интерактивных досок. Санузлы   оборудованы   закрывающимися   кабинками   с   санитарными приборами: по 3 унитаза для мальчиков и девочек, по 2 раковины для мытья рук.  В   здании   имеется   автоматическая   пожарная   сигнализация,   на   путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение. учебно­методическое обеспечение образовательного процесса: Школа обеспечена в полном объёме учебно­методическим комплексом для реализации  адаптированной ­ для детей с ОВЗ ­ (коррекционный компонент)  и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2018­2019 учебный год. кадровый состав: Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: высшее образование –100 %. Из них: С высшей категорией – 60 (27 чел.)%. С первой категорией – 29 (13 чел.) %. Со второй категорией – 11 (5 чел.) %. Запланирована курсовая подготовка по теме проекта. Стратегия достижения поставленной цели Этап Подготовительный Данный проект рассчитан на 2 года (сентябрь 2018 г. ­  август 2020 г.) сроки Сентябрь  2018 г –  май 2019 г. 1. Изучение потребностей социума в  Задачи 2. организации инклюзивного образовательного пространства.  Изучение возможностей школы для  организации инклюзивного образования  детей с разными возможностями; создание  доступной среды. Этап запуска проекта Основной этап развертывания проекта 3. Разработка нормативно­правовой базы  школы в соответствии с Законодательством  РФ об инклюзивном образовании. 4. Курсовая подготовка кадров. 1.  Диагностика индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ.  Разработка программно­методического  обеспечения (создание адаптированных  программ в соответствии с вариантами  АООП).  Планирование образовательного процесса с  учетом индивидуальных образовательных  потребностей учащихся. 2. 3. 1. Реализация программ обучения по  инклюзии. 2. Проведение коррекционных  индивидуальных занятий с детьми  специалистами. 3. Работа по социализации детей с ОВЗ. 4. Работа с родителями детей с ОВЗ. 5. Накопление и обобщение опыта. Май 2019  г.­ август  2019 г. Сентябрь  2019 г. –  май 2020 г. Завершающий этап 6. Диагностика и контроль. 1. Определение проблем и выбор путей из  проекта решения. 2. Анализ и оценка достигнутых результатов  3. Составление перспективного плана  дальнейшей работы в этом направлении.   Июнь –  август 2020 г. План реализации проекта  «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБОУ СОШ №8 р.п. Шолоховский Белокалитвинского района Ростовской области на 2018­2019 учебный  Мероприятия   проекта   направлены   на   реализацию   модели   инклюзивного образования   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   содержат следующие направления деятельности:  1. Создание нормативно­ правовой базы ОУ. 2. Повышение  квалификации   педагогов  по   инклюзивному  образованию   с ограниченными возможностями здоровья;  3. Материально­техническое и организационное обеспечение. 4. Создание   системы   комплексного   психолого­педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;  5. Создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды. Срок Ответственн проведения ые Директор  Сентябрь – май 2018­ 2019 г. Наименование мероприятия 1. Нормативно ­ правовое обеспечение 1.1 Разработка локальных актов: ­ внесение дополнений  в положение об  инклюзивном классе; ­ требований к рабочим программам и программам дополнительного образования; ­ должностные инструкции специалистов,  реализующих инклюзивное обучение ­ заключение договоров  с учреждениями,  оказывающими помощь детям с ОВЗ 1.2 Лицензирование программ дополнительного  образования 2. Финансовое обеспечение В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта Директор  Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР, педагог­ психолог 2.1.Совершенствование системы стимулирования  деятельности педагогов и узких специалистов,  работающих с детьми с ОВЗ. 3. Кадровое обеспечение 3.1.  Повышение квалификации педагогов школы  по  интегрированному обучению. 3.2. Создание системы научно – методического  сопровождения педагогов:  проведение обучающих (стартовых) и  тематических семинаров по организации  инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей –  инвалидов в ОУ;  проведение мастер­классов по организации  коррекционно­образовательной деятельности в  ОУ в условиях интегрированного/ инклюзивного образования;  участие в  научно – практических семинарах,  конференциях, круглых столах  по проблеме  организации интегрированного/ инклюзивного  образования детей с ОВЗ;  изучение опыта работы других  общеобразовательных учреждений по  организации интегрированного/ инклюзивного  образования детей с ОВЗ.  4. Методическое обеспечение 4.1.Разработка и реализация адаптированных  программ по обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Май 2018г. ­ май 2019г. Педагоги, зам. директора по 4.2 Совершенствование содержания и технологий  образования детей с ОВЗ. сентябрь 2018г. ­ май 2019г. 5. Материально­техническое и учебно­методическое обеспечение 5.1. Приобретение мебели, игрового и технического  В течение оборудования. времени 5.2 Обеспечение учебниками, методическими и  реализации УВР Педагоги, зам. директора по УВР Директор дидактическими пособиями. проекта  5.3 Введение  элементов безбарьерной среды. 6. Информационное обеспечение 6.1.Создание раздела об инклюзивном обучении детей  с ОВЗ, детей – инвалидов на школьном сайте,  размещение публикаций по данному опыту работы  на  школьном сайте 6.2 Укрепление социального партнёрства; работа  с  общественностью. Директор, ответственный за ведение школьного сайта, педагоги, специалисты Директор В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта 7. Организация психолого­педагогического сопровождения детей с ОВЗ 7.1. Внедрение системы сопровождения детей  с ОВЗ. Зам. В течение уч. года 7.2. Организация  тьюторского сопровождение детей с ОВЗ. В течение уч. года 7.3. Комплексная диагностика детей с ОВЗ с целью  определения вида интеграции в образовательное  пространство. 7.4. Создание системы мониторинга и учета детей с  ОВЗ. 7.5. Разработка индивидуальных коррекционно –  образовательных маршрутов, методических  требований к созданию условий для включения  ребенка с ОВЗ в образовательную среду. В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта В течение уч. года директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР, председатель школьного ПМПК, педагог ­ психолог зам. директора по УВР Педагоги, психологи, соц. педагог, зам. директора по УВР 7.6. Разработка методических рекомендаций к  составлению индивидуальных образовательных  программ и учету УУД обучающихся из числа детей с  ОВЗ. 8. Создание толерантной среды в ОУ 8.1.  Анкетирование участников образовательного  процесса с целью проведения анализа их отношения к  совместному обучению детей с ОВ и нормально  развивающихся сверстников. 8.2. Мониторинг результатов работы по  формированию толерантности в образовательной  среде и взаимодействия участников проекта в  условиях инклюзивного образования. 8.3.  Участие и проведение детских мероприятий:  акция милосердия, конкурсы творческих работ  «Школа без границ». Конкурс рисунков «Частичка  добра». 8.4 . Работа с родителями.  Организация работы родительского лектория в ОУ,  целью которого является формирование установок,  определяющих специфику отношений в коллективе в  условиях интегрированного (инклюзивного)  образования. 8.5.  Психологические тренинги с участниками  образовательного процесса  по формированию  толерантного отношения к детям с ОВЗ: с родителями детей­инвалидов; педагогами ОУ; обучающимися ОУ. 8.6. Включение всех детей с ОВЗ в проведение  воспитательных, культурно­развлекательных,  спортивных мероприятий. В течение уч. года Зам. директора по УВР октябрь­ декабрь 2018г. Кл.руководит ели, зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Педагог ­ организатор Зам. директора по УВР,  кл. руководители, специалисты Педагог ­ психолог Педагог ­ организатор В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта 9. Совершенствование системы оказания помощи семьям детей с ОВЗ 9.1. Организация обучения родителей методикам и  технологиям коррекционно­реабилитационной  работы с  детьми ОВЗ, детьми – инвалидами. 9.2. Организация и проведение родительских  собраний, в том числе с отделом социальной  защиты населения по вопросам инклюзии. 9.3. Организация и проведение круглых столов  по  вопросам охраны здоровья, правового просвещения в вопросах инклюзивного образования. 9.4. Родительские мастер­классы (по обмену  опытом по вопросам адаптации детей с ОВЗ и  детей инвалидов в образовательной среде ОУ). В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта В течение времени реализации проекта В течение времени реализации Педагог­ психолог Кл. руководители, зам. директора по УВР Кл. руководители, зам. директора по УВР зам. директора по УВР и классные проекта руководители Практическая значимость результатов проекта 1. Реализация   конституционных   прав   детей   с   ОВЗ   на   образование   в соответствии   с   их   возможностями.  Построение   модели   инклюзивной среды,   обеспечивающей   равный   доступ   к   услугам   образования   детей   с ОВЗ. 2. Получение   детьми   с   ОВЗ   образования   в   соответствии   с индивидуальными возможностями. 3. Комфортные психологические условия  для развития и  социализации детей с ОВЗ. 4. Методические   рекомендации   для   педагогических   работников   учитель­логопед,   педагог   дополнительного   педагог­психолог, (учитель, образования, воспитатель), сопровождающих детей с ОВЗ. 5. Получение   доступной,   качественной   комплексной   психолого­ педагогической и медико­социальной помощи детьми с ОВЗ в образовательном учреждении. 6. Повышение компетентности педагогов школы в области  инклюзивного образования.

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении

Проект инклюзивной среды в образовательном учреждении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2019