Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
искусство
3 кл
01.02.2017
Как нам известно из японских летописей, примерно четыре столетия назад, когда японки стали практиковать сооружение на голове замысловатых причесок, возникла и необходимость их украшать. Декор для хитроумных укладок был впечатляющим – шпильки, гребешки, заколки, причем не простенькие, служащие лишь для удержания сложно переплетенных прядей, а самые настоящие произведения искусства из панцирей черепах, редких видов деревьев, драгоценных камней и металлов, дорогого натурального шелка. Доступны эти украшения были, понятное дело, только избранным, обычным же девушкам только и оставалось, что с завистливыми вздохами созерцать невиданную красоту.
Возможно, как раз тогда и были придуманы доступные техники изготовления канзаши, чтобы каждая девушка, в мечтах стремящаяся быть первой красавицей, могла своими руками сотворить собственное сокровище. К такой технике относится цумами, очень напоминающее знакомое всем с детства оригами – поделки из искусно сложенной бумаги, только для канзаши вместо квадратиков бумаги используются тканевые лоскутки.
Объектом исследования является технология изготовления цветов из атласных лент в технике канзаши.
Предмет исследования: цветы из атласных лент, изготовленные в технике канзаши.
Гипотеза исследования: искусство канзаши помогает нам быть модными, современными и оригинальными.
Цель работы: изучение техники канзаши для создания украшения своими руками.
Искусство канзаши (проект)..docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Искусство канзаши:
красота, польза и
увлечение
Исполнитель: Снегирёва Екатерина,
ученица 3 «В» класса
Научный руководитель: Султангалиева
Алия Рафисовна
ГО Первоуральск
2016г Содержание
Введение……………………………………………………………………...2
1. Что такое канзаши?.......................................................................................4
1. История канзаши………………………..…………………………4
2. Виды канзаши……………………………..……………………….5
3. Канзаши в России…………………………….……………………7
4. Виды лепестков канзаши…………………….……………………8
2. Практическая работа «Изготовление цветказаколки в технике
канзаши»………………………………………………………………….8
1. Создание круглого лепестка…………………....…………………9
2. Создание острого лепестка………………………..………………9
3. Сборка цветка из лепестков………………………..…………….10
Заключение………………………………………………….………………11
Используемые источники и литература …………………...………..….....12
Приложения……………………………………………………….….…..…13
1 Сидит мастерица, творит канзаши,
Всю душу пытаясь в цветочек вложить.
Быть может, вот так? Или лучше вот так?
И смотришь ,сияет в руках ее Мак!
Светлана Никонова
Введение
Признайтесь, девочки, кто из нас хотя бы однажды не сталкивался с
необходимостью както преобразить свой привычный внешний вид? С
гардеробом дело обстоит проще – открыл шифоньер выбрал самое красивое вот
и всё. А вот как быть с прической, ведь не будешь делать разные стрижки и
укладки каждый день? Между тем есть замечательный выход – украсить свою
прическу канзаши для начинающих, которое мгновенно изменит ваш облик!
Изящные украшения для причесок – канзаши – изобретение изысканных
японских красавиц. Посмотрите, какие они необычные и завораживающие своей
красотой! А создать всю эту красоту можно своими руками!
Во все времена было так, что люди срывали цветы, составляли из них
букеты, вплетали в волосы. Это было и на Руси, ведь недаром же существует
традиция плетения венков из полевых цветов. Однако всегда ли использовались
живые цветы для этого?
Как нам известно из японских летописей, примерно четыре столетия назад,
когда японки стали практиковать сооружение на голове замысловатых причесок,
возникла и необходимость их украшать. Декор для хитроумных укладок был
впечатляющим – шпильки, гребешки, заколки, причем не простенькие, служащие
лишь для удержания сложно переплетенных прядей, а самые настоящие
2 произведения искусства из панцирей черепах, редких видов деревьев,
драгоценных камней и металлов, дорогого натурального шелка. Доступны эти
украшения были, понятное дело, только избранным, обычным же девушкам
только и оставалось, что с завистливыми вздохами созерцать невиданную
красоту.
Возможно, как раз тогда и были придуманы доступные техники
изготовления канзаши, чтобы каждая девушка, в мечтах стремящаяся быть
первой красавицей, могла своими руками сотворить собственное сокровище. К
такой технике относится цумами, очень напоминающее знакомое всем с детства
оригами – поделки из искусно сложенной бумаги, только для канзаши вместо
квадратиков бумаги используются тканевые лоскутки.
Объектом исследования является технология изготовления цветов из
атласных лент в технике канзаши.
Предмет исследования: цветы из атласных лент, изготовленные в технике
канзаши.
Гипотеза исследования: искусство канзаши помогает нам быть модными,
современными и оригинальными.
Цель работы: изучение техники канзаши для создания украшения своими
руками.
Задачи:
1. Изучить историю техники канзаши
2. Познакомиться с видами канзаши
3. Научиться изготовлению простых лепестков в технике канзаши для
создания украшения
Меня заинтересовала техника создания цветов, которые выглядят как
настоящие, радуют глаз и не вредят природе. Что это за техника? Почему она
так называется? Откуда возникла и для чего? Могу ли я самостоятельно создать
такие цветы? Эти вопросы я постараюсь раскрыть в своей работе.
3 1. Что такое канзаши?
Канзаши – традиционные японские украшения для волос [приложение 1].
Еще вчера канзаши носили те, кто носит кимоно или невесты. Сегодня это
украшение можно увидеть на волосах, одежде, аксессуарах практически у
каждой девушки.
В русском языке часто используется некорректная транскрипция
«канзаши» или «канзаси», у японцев произносится как «кандзаси» (в
транскрипции ромадзи – kanzashi).
Изготавливают канзаши из различных материалов. Таких как лакируемое
дерево, золото и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром или
золотом), панцири черепах и шелка (впрочем, сейчас стали производить
кандзаши из пластмассы и различных тканей).
В повседневной жизни чаще встречаются цветочные украшения: шпильки,
заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами, которые называются Hana
kanzashi. Изготавливаются они из квадратных отрезков тканей техникой,
известной как цумами канзаши (от японского «tsumami», складывание). Каждый
квадрат ткани сворачивается при помощи щипцов и превращается в один
лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или
собираются с помощью нити или клея, чтобы получилась последовательность
цветов [приложение 2].
2. История канзаши
4 Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически:
женщины прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы
– nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки,
палочки, гребни. Именно тогда простая расческагребень превращается в
изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим
произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не
допускал наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок
являлись главной красотой и полем для самовыражения, а также демонстрации
вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах, если присмотреться, можно
видеть, как японки запросто навешивали на свои прически до двадцати дорогих
канзаши.
Японские kushi (гребни) и kanzashi (шпильки) стали выражением женского
характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую
прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит
женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее
детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в
гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали
стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно. До начала
современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим
именем kanzashi, были важной частью японской моды и социальной культуры.
В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает
кимоно, или люди, связанные с кимоно ввиду своей профессии, на японской
чайной церемонии и во время создания икебаны. Однако в настоящее время
наблюдается возрождение традиций использовать канзаши среди молодых
японских женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим
прическам.
5 1.2 Виды канзаши
В Японии существует множество видов канзаши. Вот некоторые из них:
Kushi – это гребень, а не шпилька как большинство канзаши. Они обычно
представляют собой округлые гребешки, сделанные из панциря черепахи или
лакируемого дерева, часто инкрустированные перламутром или золотом.
Декоративная часть гребня обычно делается широкой, чтобы обеспечить
максимальную площадь для нанесения рисунка, который, во многих случаях,
будет простираться и на зубцы. Кроме того, есть гребни, называемые hanagushi.
К деревянной основе гребня крепятся лепестки цветов, сделанные из свернутых
кусочков шелка.
Особое место среди канзаши занимают Hana kanzashi – цветочные
украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они
создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как
tsumami (складывание). Каждый квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов,
превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы
создать целые цветы, или собираются с помощью шелковой нити, чтобы
получилась последовательность цветов.
Гейши (так в Японии называют высокообразованных девушек, хозяек
чайной церемонии) носят различные hana kanzashi в зависимости от месяца или
праздника. Сезонные канзаши повторяют природное цветение растений в разные
времена года. Это относится, прежде всего, к гейшам – именно они носят
канзаши почти постоянно, и вынуждены обращать внимание на смену сезонов.
Январь. Вид январских канзаши меняется из года в год, но обычно они
сохраняют новогоднюю тематику. Также январским мотивом являются
китайская астра, рисовый колос и маленькая фигурка голубя, приносящая удачу
в Новом году.
6 Февраль. По восточному календарю означает уход зимы и наступление
весны. В этом месяце главенствует цветок сливы со струящимися
ниспадающими каскадами лепестков.
Март. Весенний месяц, молодая зелень и яркие желтые цветы масличного
рапса – основной мотив канзаши. И, конечно, бабочки.
Апрель. Сезон цветения сакуры. Вишня – национальный цветок Японии и
основной мотив канзаши в апреле.
Май. Конец весны, наполненный фиолетовоголубым цветением ирисов и
глицинии. Изящные серебряные бабочки добавляют изысканность майским
канзаши.
Июнь. Лето, начало сезона дождей в Японии. Основной цвет канзаши –
зеленый, часто с небольшими намеками на дождь. Это бумажные зонтики среди
свежих цветов. И самый поэтический мотив – сверкающие капли росы на
зеленой траве.
Июль. В июле проходит традиционный фестиваль канзаши Gion. Кроме
повседневных цветочных композиций можно встретить канзаши, украшенные
веерами различной формы.
Август. Конец лета и самые необычные канзаши. Прически украшаются
впечатляющими травяными пампасами. Канзаши августа бывают разных цветов,
но преобладают светлорозовые и бирюзовые тона.
Сентябрь. Начало осени, прекрасные цветы насыщенного цвета. Чаще всего
это китайские колокольчики розовых и фиолетовых тонов.
Октябрь. Тут правит бал любимица японцев – Хризантема (kiku). Она
недаром символизирует Императорскую Семью.
Ноябрь. С деревьев опадают последние листья. Заканчивается осеннее
многоцветье, наступает зима. Ноябрьские канзаши украшены огненнокрасными
и оранжевыми листьями клена.
7 Декабрь. Завершение года. Японские женщины надевают самые необычные
праздничные канзаши. В каждой композиции по два ярлычка с именами
знаменитых артистов, предназначенные для их автографа, взятого во время
предновогоднего посещения театра.
1.3 Канзаши в России
В Японии ношение заколок, гребней, шпилек и искусственных цветов
строго формализованы, канзаши должны соответствовать социальному
положению и возрасту носящего. Однако в европейских странах украшения в
причёсках не регламентированы, поэтому их можно встретить и на маленьких
девочках, и на взрослых женщинах, независимо от социального положения. В
последние годы украшения в технике канзаши получили большое
распространение не только в европейских странах, но и в России.
Мастера нашей страны многое изменили в традиционной японской технике.
Поменялось многое. Классически канзаши делают из шелка, укрепляя и
склеивая его рисовым клеем. Русские мастера делают канзаши абсолютно из
любых тканей, начиная от атласных лент и заканчивая джинсой. Наиболее
популярными материалами остаются органза, шелк, капрон.
В арсенале японских мастеров всего несколько видов лепестков. Русские
мастерицы создали очень много новых разновидностей [приложение 3].
Канзаши в Японии делают как украшения для волос. В России в технике
канзаши можно встретить и колье, и игрушки, и подхваты для штор, и магниты
на холодильник. Фантазия русских мастеров безгранична!
1.4 Виды лепестков канзаши
8 В канзаши существует два вида лепестков – круглый и острый, однако у
каждого из них очень много вариантов исполнения. В последнее время мастера
усложняют не только композиции в технике канзаши, но и сами лепестки,
придумывая новые формы. Например, существуют многослойные лепестки,
состоящие из двух, трёх и даже четырёх слоёв. Существуют лепестки с
дополнительными декоративными элементами, например, завитками. Лепестки
выворачивают наизнанку, тем самым создавая новый вид лепестка. И, конечно,
сам процесс создания композиции превращается в настоящее волшебство, ведь
каждый мастер канзаши – это художник.
Я хочу рассмотреть самые простые варианты каждого вида лепестков,
круглого и острого.
2. Практическая работа «Изготовление цветказаколки в технике
канзаши»
Цель: изучение лепестков в технике канзаши для создания украшения для
волос в виде цветка.
В технике канзаши создаётся множество различных украшений. Среди
девочек очень популярны заколки с цветочками, поэтому я решила сделать
именно такую заколку. Для получения готового украшения мною были
опробованы две техники создания лепестков – круглого и острого.
Мне понадобилось:
Атласная лента шириной 5 см
Ножницы
Свечка и зажигалка
Клеевой пистолет
Бусина
Основа под заколку
9 Кусочек картона
2.1 Создание круглого лепестка
Для начала я нарезала 5 квадратных кусочков атласной ленты. Стороны
срезов ленты опалить на свечке мне помогла мама, так как это опасно.
Затем я сложила квадрат в треугольник атласной стороной наружу.
Потом углы треугольника совместила к вершине.
В итоге получился ромб.
Данную заготовку я сложила пополам складочками наружу, получив
многослойный треугольник.
У этого треугольника отрезала вершину, а мама помогла подпалить на
свечке, для того, чтобы лепесток закрепился. [приложение 4]
Таких лепестков я сделала пять.
2.2 Создание острого лепестка
Для создания острых лепестков мне потребовались также 5 квадратных
кусочков атласной ленты, подпаленных с двух сторон.
Квадрат сложила в треугольник атласной стороной наружу.
Треугольник снова сложила пополам, получив маленький многослойный
треугольник.
Вершину треугольника срезала параллельно основанию (длинной стороне) и
подпалила на свечке, чтобы лепесток закрепился. [приложение 4]
Таких лепестков также сделала пять.
2.3 Сборка цветка из лепестков
10 Одним из самых ответственных моментов создания украшений в технике
канзаши является сборка уже готовых лепестков. В Японии они сшиваются или
склеиваются рисовым клеем. В России используется клей «Момент кристалл»
или горячий пистолет.
Поскольку клей «Момент» является токсичным, мы его не используем,
поэтому я собирала цветок с помощью горячего клеевого пистолета. На выходе
из «дула» температура клея очень высокая, поэтому обращаться с клеевым
пистолетом нужно очень аккуратно, иначе можно сильно обжечься.
Сборка цветка начинается с создания основы для наклеивания лепестков.
Для этого из картона я вырезала круг диаметром с пятирублёвую монету.
Картон обтянула лентой, зафиксировав края клеем. А дальше приступила к
сборке цветка. На круглую заготовку (со стороны склейки) начала аккуратно
приклеивать лепестки, по одному, но плотно друг к другу. В результате
получилась композиция из пяти круглых лепестков. Даже в таком простом виде
маленький цветочек смотрится красиво и законченно, но я дополнила его
острыми лепестками, приклеив их между круглыми. В центр цветка, на большую
каплю горячего клея, поместила бусину. Когда все детали склеились и клей
полностью высох, с обратной стороны на круглую заготовку приклеила
металлическую заколку. [приложение 4]
Итог: в результате этой работы у меня получилась красивая заколка,
выполненная своими руками в традиционной технике канзаши. Результатом
своей работы я осталась очень довольна, ведь у меня получилась не просто
заколка, а уникальное и неповторимое украшение.
Заключение
В XXI веке появилось большое разнообразие всевозможных украшений,
изготовленных массово, в большом количестве. Тем ценнее становятся
11 аксессуары, сделанные в единичном экземпляре, своими руками. Сегодня
направление «hand made» очень популярно, однако работы в технике канзаши
пока не нашли широкого распространения. Тем не менее, техника канзаши
проникает в разные сферы – от мелких украшений и аксессуаров до создания
картин и дизайна помещений. Причём в этой технике создаются не только цветы,
но и бабочки, птицы, животные, всё, на что хватает фантазии мастера.
В технике канзаши можно увидеть не только заколки или брошки. Очень
популярными становятся букеты из лент. Эти цветы никогда не завянут и их
краски не поблекнут, а значит, радость такой букет будет приносить гораздо
дольше букета из живых цветов. Таким образом, мастера канзаши сохраняют
живую природу нетронутой и призывают всех следовать их примеру.
Получается, что японская культура украшения головных уборов в нашей
стране трансформировалась в новое направление по созданию всевозможных
поделок из лент.
Вывод: в результате проделанной работы я изучила историю такого
направления творчества, как цветы из лент в технике канзаши.
Изучив различные источники и мастерклассы, я научилась изготавливать
круглые и острые лепестки в технике канзаши, и в результате создала своё
эксклюзивное украшение.
Благодаря работам в технике канзаши, я научилась делать мир ярче,
красивее, и сохранять природу, заменяя живые цветы цветами из лент.
Используемые источники и литература
1. Козинкина Е. А. Цветы из ткани. – М.: Легпромбытиздат.
2. Японское искусство канзаши: Цветы из атласных лент. – М.: ЭлвиБукс.
3. Японское искусство канзаши: Цветы из атласных лент. – М.: ЭлвиБукс.
4. Козинкина Е. А. Цветы из ткани. – М.: Легпромбытиздат.
12 Электронные ресурсы
1. Канзашимания. – [Электронные ресурсы]. – http://kanzashimania.ru/
2. Мастерклассы по канзаши :
http://www.liveinternet.ru/users/4139637/post344569471/
http://www.magicdom.ru/index/masterklass_mk_quot_kruglyj_lepestok_quot/028
http://www.magic
dom.ru/index/masterklass_mk_kak_sdelat_uzkij_lepestok_kanzashi/030
Приложение 1
13 Приложение 2
14 Приложение 3
15 свадебный браслет
фоторамка
картины
Приложение 4
16 круглый лепесток острый лепесток
цветок
17
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Проект Искусство канзаши: красота, польза и увлечение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.