Проект "Извергающийся вулкан"
Оценка 5

Проект "Извергающийся вулкан"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география
9 кл
04.06.2018
Проект "Извергающийся вулкан"
Цели работы: познакомиться с природными явлениями – вулканам, так же узнать о существующих вулканах мира Задачи: • Дать определение понятию вулкан • Рассказать о всех видах вулкана • Выяснить особенности действующего вулкана • Сформировать представление о строении вулкана, причине вулканизма. • Формировать умения получать информацию из различных источников. • Развивать память, воображение, логическое мышление.конспект
конспект.docx
Творческий проект «Извергающийся вулкан» Цели работы: познакомиться с природными явлениями – вулканам,  так же  узнать о существующих вулканах мира Задачи: • Дать определение понятию вулкан • Рассказать о всех видах вулкана • Выяснить особенности действующего вулкана • Сформировать представление о строении вулкана, причине вулканизма.  • Формировать умения получать информацию из различных источников.  • Развивать память, воображение, логическое мышление.  Тип   проекта:   тип   проекта   по   доминирующему   способу   деятельности   – творческий. План: Введение (обоснование темы). I. II. Основная часть. 1. История вулканов в легендах 2. Определение и типы вулканов 3. Крупнейшие вулканы мира и вулканические пояса 4. Классификация вулканов 5. Продукты вулканических извержений III. Заключение. IV. Литература. I.  Введение Я очень люблю читать разные познавательные журналы, книги, энциклопедии, смотреть познавательные фильмы. Как­то раз на канале «Карусель» я смотрел увлекательную телепрограмму, в которой рассказывалось  про вулканы. Что же такое вулканы? Как они появляются? Где они находятся? Как избежать ярости вулканов? Почему происходят извержения вулканов? Почему взрывается земля? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, сделать творческую работу про вулканы. Так я начал свой проект. Я начал читать все, что связано с вулканами. Это оказалось настолько интересным, что время пролетало незаметно. Смотрел много исторических, документальных и художественных фильмов про вулканы. В них очень много ярких иллюстраций и фотографий. Вот, что же я узнал нового, путешествуя по страницам журналов и энциклопедий, интернета. II. Основная часть. 1. История вулканов в легендах В далеком прошлом человек думал, что извержения вулканов вызваны гневом богов. Слово «Вулкан» из истории  и   происходит   от   имени   древнеримского бога   огня   Вулкана.   Мировую   известность  вулкан получил благодаря своему экзотическому звучанию и   красивой  исторической   легенде  о   трагической   любви   дочери   императора. Истаксиуатль и неугодного ему воина Попокатепетля. Император отослал юношу на войну, а затем пустил слух, что тот погиб в бою. Не вынеся горя, девушка покончила с собой, а вернувшийся с победой воин в отчаянии решил последовать за ней. И тогда боги, пораженные силой любви, накрыли их тела снежным одеялом и горы. превратили в       Сегодня гора Истаксиуатль известная как «Спящая женщина», а Попокатепетль как «Дымная гора», которая до сих пор низвергает пепел и лаву на жителей, мстя смерть   за поклонялись     своей этим горам,   считая   их   богами, каждый   год   приносили   им возлюбленной.   Ацтеки расположенным   рядом дарующими   дождь,   и жертвы.      2. Определение и типы Сегодня   мы   знаем,   что   причина   извержений   носит   естественный   характер   и вулканов кроется в недрах земли. В начальную стадию развития нашей планеты  вулканы покрывали,   вероятно,   всю   ее   поверхность.   Позже   они   стали   возникать   лишь вдоль   крупных   разломов   в   земной   коре.   На   протяжении   всей   истории   земли постоянно происходят извержения вулканов. Наша Земля живая и это одно из ее свойств.   Вулканы  — геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы,   камни   (вулканические   бомбы)   и   пирокластические   потоки.   Наука, изучающая   вулканы,   —  вулканология.  Вулканы   делятся   в   зависимости   от степени   вулканической   активности   на:   действующие,   спящие,   потухшие   и дремлющие. Действующим вулканом принято считать вулкан, извергавшийся в исторический период времени. Понятие активный достаточно неточное, так как вулкан,   имеющий   действующие   фумаролы,   некоторые   учёные   относят   к активным,   а   некоторые   к   потухшим.   Спящими   считаются   недействующие вулканы,  на   которых   возможны   извержения,   а  потухшими   —  на   которых   они маловероятны.   Вместе   с   тем,   среди   вулканологов   нет   единого   мнения,   как определить вулкан. активный     Период активности вулкана  может   продолжаться   от   нескольких   месяцев   до нескольких   миллионов   лет.   Многие   вулканы   проявляли   вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими. В   общем   виде   вулканы   подразделяются   на линейные   и   центральные,   однако   это   деление   так   как   большинство   вулканов условно, приурочены   к линейным тектоническим нарушениям (разломам) в земной коре. Линейные вулканы  или  вулканы   трещинного   типа, обладают   протяжёнными   подводящими   каналами, связанными с глубоким расколом коры. Как правило, из таких трещин изливается базальтовая   жидкая   магма,   которая   растекаясь   в   стороны,   образует   крупные лавовые   покровы.   Вдоль   трещин   возникают   пологие   валы   разбрызгивания, широкие плоские конусы, лавовые поля. Если магма имеет более кислый состав (более высокое содержание диоксида кремния в расплаве), образуются линейные экструзивные валы и массивы. Когда происходят взрывные извержения, то могут возникать эксплозивные рвы протяжённостью в десятки километров.  Вулканы центрального типа имеют центральный подводящий канал, или жерло, ведущее к поверхности   от   магматического   очага.   Жерло   оканчивается   расширением, кратером, который по мере роста вулканической постройки перемещается вверх. У   вулканов   центрального   типа   могут   быть   побочные,   или   паразитические, кратеры, которые располагаются на его склонах и приурочены к кольцевым или радиальным трещинам. Нередко в кратерах существуют озёра жидкой лавы.       3. Крупнейшие вулканы мира и вулканические пояса Наиболее крупным на нашей планете  является Тихоокеанское   огненное   кольцо,   где   находится   526 вулканов.   Из   них   328   извергалось   в   историческое время.На нашей территории в Тихоокеанское огненное кольцо входят вулканы Курильских островов (140) и полуострова Камчатки (28). Наиболее   активными   по   частоте   и   силе   извержения   являются   вулканы Ключевской,   Нарымский,   Шивелуч,   Безымянный,   Ксудач.   Второй крупный вулканический пояс  протягивается через Средиземноморье, Иранское плоскогорье к Зондскому архипелагу. В его пределах находятся такие вулканы, как  вулкан Везувий  (Италия), Этна (полуостров Сицилия), Сан­торин (Эгейское   море).   В   этот   пояс   попадают   и   вулканы   Кавказа   и   Закавказья.   На Большом   Кавказском   хребте   высятся   два вулкана   Эльбрус   (5642   м)   и   двухвершинный Казбек   (5033   м).   В   Закавказье,   на   границе   с Турцией, разместился вулкан Арарат с конусом, покрытым снежной шапкой. Немного восточнее в   хребте   Эльбурс,   обрамляющем   с   юга   Каспийское   море,   расположен красивейший, вулкан Демавенд. Много вулканов (63, из них 37 действующих) в Зондском   архипелаге   (Индонезия). Третий   крупный   вулканический   пояс  протягивается   вдоль   Атлантического океана. Здесь насчитывается 69 вулканов, из них 39 извергалось в историческое время. Наибольшее число вулканов (40) на острове Исландия, расположенном по оси подводного срединно­океанического хребта, причем 27 из них уже заявляли о своей   активности   в   историческое   время.   Вулканы   Исландии   извергаются довольно часто. Недавно показал свою активность вулкан Эйяфьятлайокудль в   Исландии. Четвертый   вулканический   пояс  относительно   невелик   по   размерам.   Он занимает   Восточную   Африку   (40   вулканов,   из   них   16   действующих).   Самый известный   вулкан   этого   пояса   ­  вулкан   Килиманджаро  (высота   5895   м). 4. Классификация вулканов Классификация вулканов основывается главным образом на характере их извержений и на строении вулканических аппаратов. А характер извержения, в свою очередь, определяется составом лавы, степенью ее вязкости и подвижности, температурой, газов. В зависимости от характера извержения отмечается сложность и многообразие количеством   содержащихся в       ней   вулканических построек и форм залегания вулканического материала. Классификация вулканов По морфологии  Щитовые вулканы   Стратовулканы  По активности  Активные (действующие) вулканы   Условно активные (условно потухшие)   Потухшие вулканы   Палеовулканы  Щитовидные вулканы образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна­Лоа   на   Гавайских   островах,   где   она   стекает   прямо   в   океан.   Шлаковые   конусы  выбрасывают   из   своего   жерла   только   такие   неплотные вещества,   как   камни   и   пепел:   самые   крупные   обломки   скапливаются   слоями вокруг кратера. Из­за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие   частицы   отлетают   на   более   дальнее   расстояние,   что   делает   склоны пологими. Стратовулканы,   или   «слоистые   вулканы»,   периодически   извергают   лаву   и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому   отложения   на   их   конусе   чередуются.   На   склонах   стратовулканов образуются   ребристые   коридоры   из   застывшей   лавы,  которые   служат   вулкану опорой. Купольные вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое  количество просачивается  наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся   под   куполом   газы   буквально   вышибают   из   жерла.    5. Продукты вулканических извержений Основными  продуктами   вулканических извержения  являются   лава,   пепел,   и   др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Лава  –   это поверхность может магма,   изливающаяся   на   земную при   извержениях,   а   затем затвердевающая.   Излияние   лавы происходить   основного   из вершинного кратера,   бокового   кратера   на склоне вулкана или из трещин, связанных с вулканическим очагом. Она стекает вниз   по   склону   в   виде   лавового   потока.   В   некоторых   случаях   происходит излияние лавы в рифтовых зонах огромной протяженности. Твердые   породы,   образующиеся   при остывании   лавы,   содержат   в   основном диоксид   кремния,   оксиды   алюминия, железа, магния, кальция, натрия, калия, титана   и   воду.   Обычно   в   лавах   содержание   каждого   из   этих   компонентов превышает один процент, а многие другие элементы присутствуют  в меньшем количестве. Твердые   вулканические   продукты   образуются   при   эксклюзивных   взрывных извержениях. При этом образуются вулканические бомбы (застывшие выбросы жидкой   лавы),   размером   6   см   и   более.   Скопления   вулканических   бомб   ­ агломераты. Лапикки   ("шарик")   ­   размеры   1­5   см   ­   более   мелкие   продукты   выброса   ­ вулканический   песок,   пепел   и   пыль.   Последняя   разносится   на   тысячи   км. Взрывы   дробят   и   выбрасывают   уже   отвердевшие   вулканические   породы   и распыляют жидкую лаву, образуя туфы, размеры которых от 1­2 долей мм.   газы, Вулканические вулканами   любого   типа,   поднимаются   в атмосферу и обычно не причиняют вреда, выделяемые   однако частично они могут возвращаться на поверхность   земли   в   виде   кислотных дождей.   Вулканы   могут   испускать значительное количество ядовитых газов даже в интервалах между извержениями. Двуокись серы. Одним из самых вредных газов является двуокись серы, которая обладает   едким   запахом   и   даже   при   небольшой   концентрации   раздражает слизистые оболочки носа, горла и глаз. Двуокись серы может распространяться на значительное расстояние от ее источника. Газ реагирует с влажным воздухом, образуя   крошечные   капли   серной   кислоты.   Эти   капли   настолько   малы,   что содержатся   в   воздухе   в  виде   тонкой   взвеси   в  течение   неопределенно   долгого времени.   Аэрозоль   серной   кислоты   может   образовать   вулканический   смог, качество воздуха при этом часто опускается ниже стандартов. Растительность высыхает на корню, а дождевая вода становится кислотной, загрязняя питьевую воду. Фтороводород  и сероводород.  Несмотря   на   очевидный   вред   для   здоровья,   в мире   еще   не   было   доказанных   случаев   гибели   людей   из­за   непосредственного воздействия двуокиси серы. То же самое относится к фтороводороду, другому распространенному   вулканическому   газу,   который   может   абсорбироваться   в частицы   пепла   и   становиться   причиной   фторового   отравления   скота.   Так, соединения   фтора   захватываются   пепловыми   частицами,   а   при   выпадении последних   на   земную   поверхность   заражают   пастбища   и   водоемы,   вызывая тяжелые заболевания скота. Таким же образом могут быть загрязнены открытые источники водоснабжения населения. Вулканогенный сероводород, газ с запахом тухлых яиц, был причиной гибели нескольких людей. Сероводород образуется там, где часть летучих серных паров избегает окисления и не превращается в двуокись серы. Он тяжелее воздуха и собирается в естественных углублениях, где представляет серьезную опасность Углекислый газ. Большая часть жертв вулканических газов приходится на долю углекислого   газа.   Как   и   сероводород,   он   тяжелее   воздуха   и   при   пассивной дегазации может накапливаться в опасной для жизни концентрации. В обычном воздухе   содержится   около   0,5%   углекислого   газа,   а   в   воздухе,   который   мы выдыхаем, примерно в два раза больше. Однако если концентрация углекислого газа в воздухе, которым мы вынуждены дышать, достигает 7,5%, это приводит к сонливости и головной боли.  Заключение. III. Результатом  творческой   работы   и   написания   проекта  стали   новые   и интересные знания о вулканах и их природе. Я нашел ответы на интересующие меня вопросы.  Свою творческую работу   мне очень хочется принести в класс  на урок по географии   и   рассказать   друзьям   о   том,   что   узнал   сам.   Когда   я   вырасту   то обязательно   стану   путешественником­вулканологом.   Открою   новые   вулканы   и дам им красивые названия. И еще мне хочется разработать новые приборы, что бы заранее   узнавать   об   извержениях   и   предотвращать   их,   помогать   людям   в экстренных ситуациях.  Хочу, чтобы извержения вулканов приносило не разрушения, а красоту! IV. Литература. 1. Апродов В.А. Вулканы. ­ М.: Мысль,1982.(367 стр.) 2.  Апродов  В.А.  Дыхание  Земли: вулканы  и землетрясения. ­  М.:  Географгиз, 1963.( 112 стр.)  3. Гущенко И.И. Извержения вулканов мира. –М.: Наука, 1979. (302 стр.) 4. Лебединский В.И. Вулканы ­ грозное явление природы. – М.: АН УССР, 1963. (108 стр.) 5. Лебединский В.И. Вулканы и человек. – М.:Недра,1967.(204 стр.)

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"

Проект "Извергающийся вулкан"
Скачать файл