Современная система образования ориентирована на формирование человека, не только обладающего разносторонними знаниями, но и умеющего добывать необходимую информацию. Приходит понимание, что в век высоких технологий, быстрых изменений, чтобы справиться с большими объемами информации, новыми проблемами и задачами будущего, необходимо научиться учиться. Таким образом, актуальными становится использования в образовательном процессе методов и методических приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники используют как на уроке, так и во внеурочной работе. Участие в проектной деятельности расширяет возможности для решения различных проблем, преодоления трудностей в учебе и общении. Повышение интереса к учебному предмету (и мотивации в целом), развитие творческих способностей, формирования чувства ответственности – к таким положительным результатам может привести осознанная деятельность учащихся над проектом при целенаправленном руководстве учителя.
Проект как инновационный метод учебной деятельности
То, что дети могут сегодня сделать только
вместе, завтра они в состоянии сделать
самостоятельно.
Л.С.Выготский.
Современная система образования ориентирована на формирование человека, не только обладающего разносторонними
знаниями, но и умеющего добывать необходимую информацию. Приходит понимание, что в век высоких технологий,
быстрых изменений, чтобы справиться с большими объемами информации, новыми проблемами и задачами будущего,
необходимо научиться учиться. Таким образом, актуальными становится использования в образовательном процессе
методов и методических приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний,
сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам
и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителяпредметники используют как на уроке, так и во
внеурочной работе. Участие в проектной деятельности расширяет возможности для решения различных проблем,
преодоления трудностей в учебе и общении. Повышение интереса к учебному предмету (и мотивации в целом), развитие
творческих способностей, формирования чувства ответственности – к таким положительным результатам может привести
осознанная деятельность учащихся над проектом при целенаправленном руководстве учителя.
В своей педагогической деятельности я активно применяю метод проектирования.
Проследим процесс подготовки проекта и формы участия школьников в данной деятельности. Первоначально создается
группа, в которую входят учащиеся, мотивированные на исследовательскую деятельность. Инициатором может быть
учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования.
В 2009–2010 учебном году была проведена исследовательская работа по изучению традиций деревянного зодчества
Древней Руси. Проект получил название “Раз дощечка, два дощечка – будет.. .чудо!”.
Эта тема была раскрыта на основе краеведческого материала. Так сложилось, что на границе московского района Южное
Бутово и Подмосковья находится печально известный Бутовский полигон, место массовых расстрелов в 1930е годы. В
память о невинно убиенных в 1994 году силами родственников был построен деревянный храм Новомученников и
Исповедников Российских в Бутово. Архитектор Д.М.Шаховской использовал традиции строительства
раннехристианских храмовмартирий.
На основе краеведческого материала и возникла тема исследования, которая заинтересовала учащихся 8 класса.
Исследование начинается с
четкой формулировки цели работы, гипотезы, которая должна быть подтверждена или опровергнута в процессе
деятельности.
Приведем пример по конкретной работе. Цель: доказать на основе краеведческого материала, что традиции деревянного
зодчества Древней Руси являются наиболее оптимальными для деревянных сооружений и в современное время.
Гипотеза: Мы предполагаем, что принципы и технология деревянного зодчества Руси сформировались в традицию, так как
они соответствуют природным условиям России, а также особенностям духовной жизни общества.
Проектная деятельность основывается на различных методах, которые имеют не только теоретический, но и практический
характер. Учащимися был собран большой исторический материал о традициях деревянного зодчества Руси 16–17 вв.,
написан реферат. Проект отличается от реферативной деятельности тем, что имеет и практический результат: авторами
проекта был сделан макет 22главой Преображенской церкви (о. Кижи), жемчужины русского деревянного зодчества.
Работа над макетом очень увлекательна, познавательна и для современных школьников очень необычна.
Также авторы работы поставили перед собой задачу исследовать технологию деревянного зодчества и выполнить
технологические операции по изготовлению сруба русской избы (небольших размеров). Сам процесс подготовки
материалов (деревянных брусков), изготовление части сруба по технологии в “обло” был трудоемким. Но результат был
отличным: вопервых, исследование привело к углублению знаний по истории Бутовского полигона (краеведение); во
вторых, исследование выявило преемственность традиций деревянного зодчества Руси 16–17 вв. и современной России; в
третьих, исследование в определенной степени подтвердило, что традиционные принципы и технология деревянного
зодчества Руси соответствовали природным условиям России, и также поддерживались особенностями духовной жизни
народа (православные традиции в строительстве церквей).
Результаты исследования сами по себе интересны и познавательны. Но для учащихся, авторов проекта, очень важен сам
процесс проектной деятельности, так как он формирует у них способность организовать свою жизнь как проект: умение
определить жизненную перспективу, сформулировать цель, привлечь необходимые средства, наметить план действий и,
наконец, осуществить его, оценить, был ли этот проект успешен.Формирование проектного типа мышления – залог успешности в будущем.