Проект как инновационный метод учебной деятельности

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современная система образования ориентирована на формирование человека, не только обладающего разносторонними знаниями, но и умеющего добывать необходимую информацию. Приходит понимание, что в век высоких технологий, быстрых изменений, чтобы справиться с большими объемами информации, новыми проблемами и задачами будущего, необходимо научиться учиться. Таким образом, актуальными становится использования в образовательном процессе методов и методических приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя-предметники используют как на уроке, так и во внеурочной работе. Участие в проектной деятельности расширяет возможности для решения различных проблем, преодоления трудностей в учебе и общении. Повышение интереса к учебному предмету (и мотивации в целом), развитие творческих способностей, формирования чувства ответственности – к таким положительным результатам может привести осознанная деятельность учащихся над проектом при целенаправленном руководстве учителя.
Иконка файла материала Проект как инновационный метод учебной деятельности.doc
Проект как инновационный метод учебной деятельности То, что дети могут сегодня сделать только  вместе, завтра они в состоянии сделать  самостоятельно. Л.С.Выготский. Современная система образования ориентирована на формирование человека, не только обладающего разносторонними  знаниями, но и умеющего добывать необходимую информацию. Приходит понимание, что в век высоких технологий,  быстрых изменений, чтобы справиться с большими объемами информации, новыми проблемами и задачами будущего,  необходимо научиться учиться. Таким образом, актуальными становится использования в образовательном процессе  методов и методических приемов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний,  сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. К таким методам  и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые учителя­предметники используют как на уроке, так и во  внеурочной работе. Участие в проектной деятельности расширяет возможности для решения различных проблем,  преодоления трудностей в учебе и общении. Повышение интереса к учебному предмету (и мотивации в целом), развитие  творческих способностей, формирования чувства ответственности – к таким положительным результатам может привести осознанная деятельность учащихся над проектом при целенаправленном руководстве учителя. В своей педагогической деятельности я активно применяю метод проектирования. Проследим процесс подготовки проекта и формы участия школьников в данной деятельности. Первоначально создается  группа, в которую входят учащиеся, мотивированные на исследовательскую деятельность. Инициатором может быть  учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. В 2009–2010 учебном году была проведена исследовательская работа по изучению традиций деревянного зодчества  Древней Руси. Проект получил название “Раз дощечка, два дощечка – будет.. .чудо!”. Эта тема была раскрыта на основе краеведческого материала. Так сложилось, что на границе московского района Южное  Бутово и Подмосковья находится печально известный Бутовский полигон, место массовых расстрелов в 1930­е годы. В  память о невинно убиенных в 1994 году силами родственников был построен деревянный храм Новомученников и  Исповедников Российских в Бутово. Архитектор Д.М.Шаховской использовал традиции строительства  раннехристианских храмов­мартирий. На основе краеведческого материала и возникла тема исследования, которая заинтересовала учащихся 8 класса.  Исследование начинается с четкой формулировки цели работы, гипотезы, которая должна быть подтверждена или опровергнута в процессе  деятельности. Приведем пример по конкретной работе. Цель: доказать на основе краеведческого материала, что традиции деревянного  зодчества Древней Руси являются наиболее оптимальными для деревянных сооружений и в современное время. Гипотеза: Мы предполагаем, что принципы и технология деревянного зодчества Руси сформировались в традицию, так как они соответствуют природным условиям России, а также особенностям духовной жизни общества. Проектная деятельность основывается на различных методах, которые имеют не только теоретический, но и практический характер. Учащимися был собран большой исторический материал о традициях деревянного зодчества Руси 16–17 вв.,  написан реферат. Проект отличается от реферативной деятельности тем, что имеет и практический результат: авторами  проекта был сделан макет 22­главой Преображенской церкви (о. Кижи), жемчужины русского деревянного зодчества.  Работа над макетом очень увлекательна, познавательна и для современных школьников очень необычна. Также авторы работы поставили перед собой задачу исследовать технологию деревянного зодчества и выполнить  технологические операции по изготовлению сруба русской избы (небольших размеров). Сам процесс подготовки  материалов (деревянных брусков), изготовление части сруба по технологии в “обло” был трудоемким. Но результат был  отличным: во­первых, исследование привело к углублению знаний по истории Бутовского полигона (краеведение); во­ вторых, исследование выявило преемственность традиций деревянного зодчества Руси 16–17 вв. и современной России; в­ третьих, исследование в определенной степени подтвердило, что традиционные принципы и технология деревянного  зодчества Руси соответствовали природным условиям России, и также поддерживались особенностями духовной жизни  народа (православные традиции в строительстве церквей). Результаты исследования сами по себе интересны и познавательны. Но для учащихся, авторов проекта, очень важен сам  процесс проектной деятельности, так как он формирует у них способность организовать свою жизнь как проект: умение  определить жизненную перспективу, сформулировать цель, привлечь необходимые средства, наметить план действий и,  наконец, осуществить его, оценить, был ли этот проект успешен.Формирование проектного типа мышления – залог успешности в будущем.