1 слайд
Мой ПРОЕКТ
«Как улучшить
свою память»
2013
2 слайдЦель проекта: исследовать память
человека, её виды и способы
развития.
3 слайд
Задачи:
Найти ответ на вопрос: что такое память,
и какая она бывает?
исследовать уровень развития своей
памяти и уровень развития памяти
одноклассников;
изучить способы развития памяти;
выполнить задания по улучшению
памяти своих одноклассников;
проанализировать полученные
результаты.4 слайд
Актуальность.
Чтобы успешно учиться, нужно иметь
хорошую память, потому что каждый день
мы узнаём много новой и полезной
информации, которую необходимо
запомнить. Мне стало интересно: как
развита память у меня и моих
одноклассников и можно ли её улучшить.
5 слайд
Чтобы узнать, что такое память, какая
она бывает и можно ли её улучшить, я
пользовался следующими источниками:
учебник В. А. Крутецкого «Психология»;
энциклопедия «Человек»;
сеть Интернет.
6 слайд
Определение из учебника психологии В.А.
Крутецкого.
Память это - отражение прошлого опыта
человека, проявляющееся в запоминании,
сохранении и последуещем припоминаниитого, что он воспринимал, делал,
чувствовал или о чём думал.
7 слайд
Определение из сети Интернет.
Память – важный мыслительный процесс
сохранения и воспроизведения
информации.
8 слайд
ВИДЫ ПАМЯТИ
по объекту запоминания:
образная память -
это запоминание, сохранение и
воспроизведение образов;
словесно-логическая память –
запоминание, сохранение и
воспроизведение мыслей, понятий,
словесных формулировок;
9 слайд
двигательная (моторная) память –
запоминание и воспроизведение
движений;эмоциональная память –
память на пережитые чувства.
10 слайд
по степени волевой регуляции:
непроизвольная память –
запоминание как бы само собой, без
применения специальных приёмов, без
волевых усилий.
произвольная память –
для запоминания производят волевые
усилия.
11 слайд
по длительности сохранения
информации:
кратковременная память –
информация сохраняется от нескольких
секунд до нескольких минут;
долговременная память –сохранение информации на длительный
период времени с последующим
припоминанием;
оперативная память –
сохранение информации на время
прохождения какой-то операции (решение
задачи).
12 слайд
Для определения уровня памяти я
пользовался следующими диагностиками:
Диагностика 1
Диагностика эффективности запоминания.
Ниже приведены 10 слов (каждое под
соответствующим порядковым номером),
которые следует запомнить. Для
запоминания даётся 40 секунд (слова на
демонстрационном слайде). Ученик
должен написать все 10 слов с их
номерами так, как он их запомнил. Ответсчитается правильным, если одновременно
со словом указывается и его порядковый
номер.
13 слайд
Диагностика 2
Запоминание чисел
За 40 секунд нужно запомнить 10
двузначных чисел с порядковыми
номерами. После этого записать всё, что
запомнили.
14 слайд
Диагностика 3
Приём информации
В таблицу с четырьмя столбцами нужно
распределить 20 слов под диктовку по
смыслу.
После этого
записать все слова, которые запомнили
(порядок не имеет значения).15 слайд
Тест на определение краткосрочной
памяти.
Инструкция: я читаю 10 слов.
Внимательно слушайте и запоминайте их
(прочитать 5 раз).
Для определения уровня
кратковременной памяти попросить
учащихся записать все слова, которые
запомнили (в любом порядке).
16 слайд
Диагностика 5
Тест на определение долговременной
памяти.
Для определения уровня
долговременной памяти попроситьучащихся через неделю записать слова,
которые сможете вспомнить из
диагностики 4 (без повторения).
17 слайд
Подсчёт результатов
выполняется по формуле: число правильно
воспроизведённых слов (чисел) делим на
количество заданных слов (чисел) и
умножаем на 100%, получаем процент
эффективного запоминания.
18 слайд
Уровни развития памяти.
75% - 100% - высокий уровень
развития памяти
50% - 74% - средний уровень
развития памяти
30% - 49% - низкий уровень
развития памяти
Ниже 30% - память не развита или
развита очень слабо.
19 слайдРезультаты на начало года представлены в
таблице.
Красный – высокий уровень развития
памяти
Зелёный – средний уровень развития
памяти
Синий – низкий уровень развития памяти
Чёрный – память развита очень слабо
20 слайд
Высокий уровень развития памяти – 0
Средний уровень развития памяти – 5
(45,5%)
Низкий уровень развития памяти – 4
(36,4%)
Память развита очень слабо – 2 (18,2%)21 слайд
С давних времен люди стремились
развивать и укреплять память при помощи
специальных упражнений – мнемотехники
(от греческого слова «мнемо» — память).
Предлагаю вам несколько занимательных
развивающих заданий для тренировки
памяти.
Упражнение 1
«Мой день Рождения»
Упражнение развивает память,
способность к длительной концентрации
внимания.
Участники группы по очереди называют
свои имена, но к своему имени каждый
участник добавляет еще дату своего дня
Рождения. Второй – имя предыдущего и
дату его дня Рождения, свое имя и дату
своего дня Рождения, третий – имена и
дни Рождения двух предыдущих и свое
имя и дату своего дня Рождения и т.д.Последний, таким образом, должен
назвать имена и даты дней Рождения всех
членов группы.
22 слайд
Упражнение 2
"Осознание визуального материала".
Для этого упражнения потребуются
листок бумаги, карандаши и секундомер.
На рисунке, приведенном ниже,
представлены 12 изображений.
Предлагается рассмотреть рисунки первой
строки, закрыв остальные, чтобы они не
отвлекали внимание. Спустя 30 секунд
нужно нарисовать по памяти предметы
первой строки. Далее перейдите к
следующей строке. С двумя последними
строками поработайте одновременно.24 слайд
Упражнение 3
"Нелогичные" парные ассоциации слов.
В этом упражнении требуется
объединить в воображении два предмета,
не имеющих ничего общего друг с другом,
т.е. не связанных между собой
естественными ассоциациями.
"Попробуйте создать в уме образ
каждого предмета. А теперь мысленно
объедините оба предмета в одной четкой
картинке. Предметы могут объединяться
по любой ассоциации, дайте волю своему
воображению. Пусть, например, даны
слова "волосы" и "вода"; почему бы не
вообразить волосы, промокшие под
дождем, или волосы, которые моют?
Постарайтесь нарисовать как можно более
яркую картинку".25 слайд
Потренируйтесь вслух, рассказывая друг
другу свои картинки, затем поработайте
самостоятельно. Я буду диктовать по
одному слову из пары, а ваша задача
записывать второе.
26 слайд
Упражнение 4
Заучивание стихов
Ребятам раздаются заранее
заготовленные стихи, а на следующий
день они должны рассказать их наизусть
27 слайд
Результаты на начало и конец года
представлены в таблице.
28 слайд
Результаты на конец года
Высокий уровень развития памяти – 4
(36,4%)Средний уровень развития памяти – 5
(45,5%)
Низкий уровень развития памяти – 2
(18,2%)
Память развита очень слабо – 0
29 слайд
Заключение
Память – это важный мыслительный
процесс сохранения и воспроизведения
информации. Память можно и нужно
развивать. Для улучшения памяти полезно:
больше читать, пересказывать, учить
наизусть, выполнять несложные
мнемонические упражнения.
30 слайд
Спасибо за внимание!