Проект "Куклы наших предков"
Оценка 4.9

Проект "Куклы наших предков"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
искусство
4 кл
02.12.2017
Проект "Куклы наших предков"
Проект на тему "Куклы наших предков" является социальнозначимым для любого человека, интересующегося историей своей страны, своих предков. Потому как только у той страны есть будущее, которая помнит свое прошлое. Целью проекта является изучение истории появления кукол, изучение литературы по выбранной теме, ну, и конечно, изучение технологии изготовления древней куклы.
мой проект печать.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, иностранных языков г.Зернограда Проект на тему:  «Куклы наших предков» Направление: социальное, культурологическое Автор: Марьясина В.А. г.Зерноград 2017г. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» народная мудрость Актуальность выбранной темы: Даная тема выбрана нами не случайно. Мы знаем, что игра является ведущей деятельностью ребенка. В современном мире появилось много игрушек разной направленности и назначения, которые не всегда несут положительную функцию воспитания. А с какими игрушками играли дети в прошлом? Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают!   Этот   проект   способствует   пробуждению   в   человеке   интереса   к русским   народным   традициям,   обычаям,   обрядам.   Воспитание   гражданина   и патриота, знающего и любящего свою Родину, привитие ребенку нравственных ценностей не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди на Руси и как украшали свой   быт,  во   что   одевались   и  какими   игрушками   играли,   кроется   не  только познавательный   интерес,  но   еще   и   естественное   стремление   знать   и   помнить прошлое   своего   народа.   Мы   думаем,   что   народная   игрушка   незаслуженно забыта. Цель проекта:  познакомить   детей   с   куклами   наших   предков   ­   древних   славян, историей   их   появления;   пробудить   интерес   детей   к   русской   культуре   и традиционной народной кукле. Задачи проекта: 1. Изучить научно­популярную литературу, фольклорные  тексты;  познакомиться с историей возникновения куклы. 2. Формировать знания о разнообразии и назначении русских кукол;  изучить обереговые и обрядовые куклы. 3. Изучить технологию изготовления народных кукол, учить детей  изготавливать кукол своими руками. 4. Закрепить на приёме изготовленных кукол понятия о семье, семейных  традициях и быте русского народа. 5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к  культуре своего народа. 6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы. Вид проекта: исследовательский / творческий     Этапы проекта: 1. Исследовательский этап (поиск и изучение информации о куклах) 2. Практическая часть (изготовление кукол) 3. Защита проекта 4. Выставка наших работ С одержание: I. Введение      I.1.     История возникновения кукол     II.       Основная часть     II.1.   Обереговые куклы     II.2.   Обрядовые куклы     II.3.   Игровые куклы    III.      Практическая часть    IV.      Заключение     V.      Литература ВВЕДЕНИЕ I. I.1.     ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ «Мы берём этих кукол в руки – Оживают истории звуки» Кукла первая среди игрушек…  Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое ­ детская   игрушка   в   виде   фигурки   человека.   Второе   ­   в   театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и   управляемая   актером   (кукловодом).   Третье   ­   фигура,   воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). Русское   слово   «кукла»   родственно   греческому   «киклос»   («круг»)   и означает   нечто   свернутое,   например,   деревяшку   или   пучок   соломы,   которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В наше время существует огромное количество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой   становится   та,  которая   сделана   своими   руками,  потому   что   в  неё вложена ваша фантазия и душа… В Чехословакии, в захоронении «Брно­2» найдена маленькая фигурка из мамонтовой   кости.   Её   конечности   были   подвижно   прикреплены   к   туловищу. Некоторые   исследователи   предлагают   считать   эту   находку   началом   истории куклы. Возраст ее составляет 30­35 тысяч лет. То, что эта фигурка представляет собой   куклу,   не   вызывает   никаких   сомнений,   но   являлась   ли   она   игрушкой, остается загадкой. История куклы известна с глубокой древности. Изначально   кукла  служила   тотемом,  обрядовым   символом   и  каждая выполняла   свои   «обязанности».   Кукла   была   человеку   защитой   от   болезней, несчастий, злых духов. Она берегла, ее так и называли: оберег или берегиня. В старых   куклах   непременно   содержаться   особые   символы,   характерные   для мифологического   сознания   наших   предков.   Вопреки   распространенному стереотипу,   исконно   русскими   являются   вовсе   не   знаменитые   матрешки, появившиеся в России лишь в конце ХIX века. На протяжении многих столетий до   этого   сформировался   целый   ряд   кукольных   архетипов   –   столбушки, крестушки, пеленашки, закрутки и многие другие. Для разных регионов России характерен особый внешний вид кукол каждого типа. В каждой семье ее делали по­своему,   однако   внутренний   символизм   и   способы   изготовления   игрушек являлись универсальными. Наши предки, тонко чувствуя природу ребенка, давали ему игрушку, которая   не   только   развлекала,   но   и   обучала   малыша,   подготавливая   его   к взрослой жизни. Мамы мастерили кукол из кусочков ткани и веревок. Играя с тряпичной   куклой,   девочка   приучалась   быть   в   будущем   хорошей   матерью   и хозяйкой в доме. К тому же, дети развивали свои творческие способности, ведь зачастую девочки сами мастерили кукол, придумывали внешность и характер, шили наряд. Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. Часто  на посиделки  вместе  с прялкой девочки­подростки брали   повозку   с   куклами.   По   ним   судили   о   мастерстве   и   вкусе   владелицы. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах,  запирали  в  ларчик и  брали на  жатву. Кукол  разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14­ти лет. Она прятала их на чердаке   и  тайком   играла   с  ними.  Старшим   в   доме   был   свекор,   и   он   строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям. Кукол передавали от дочки к дочке.  Изготавливали   кукол,   как   правило,   только   женщины.   Делая   кукол, мастерицы   формулировали   желания,   напевали,   читали   молитвы,   и   только   в редких случаях хранили молчание. Считалось, что чем больше кукол в доме, тем больше   в   семье   счастья.   При   изготовлении   использовались   природные материалы: дерево, лоза, трава, солома, нитки. Если ткань, то натуральная и обязательно «счастливая», то есть та, которая носилась в хороший жизненный период, не омраченный бедами и болезнями. Главная черта народных кукол – это чистый лик, без носа, рта и глаз. Известно, что глаза – зеркало души и по старинным поверьям считалось, что именно через них душой может завладеть дух.   Нарисуешь лицо ­ и вселится нечистая сила, злой дух, приносящий человеку вред. В  наряде   обязательно   присутствовал   красный   цвет   –   цвет   судьбы, жизни, солнца, тепла, здоровья. Еще считали, что он оберегает от сглаза и травм. При   изготовлении   не   допускалось   использование   режущих   или   колющих инструментов,  нитки   и   ткань   не   резали,  а  рвали.  Лоскуты   соединяли   между собой нитками и узелками. Создавались куклы неспешно и обстоятельно, с надеждой и, главное, с большой   любовью.   Люди   верили,   что   куклы   способны   защитить   от   беды   и болезни, привлечь в дом счастье и богатство. Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. Если в процессе работы над куклой что­то не ладилось – нитка не там оборвется   вдруг,   или   никак   ровно   не   получается   расправить   какую­нибудь складку – говорили: «несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался   оберег)   обойдёт». По   окончании   работы,  по   старому   крестьянскому обычаю,   дабы   избавиться   от   какой­нибудь   напасти,   куколку   три   раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром». II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ II.1.   ОБЕРЕГОВЫЕ КУКЛЫ По предназначению традиционные русские куклы делятся на:       обрядовые (культовые),        обереговые   игровые.  Большинство кукол были оберегами.  Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.  Обереговая кукла  ­    древний,  загадочный   и  таинственный символ   славян.   Они   призваны   защищать   дом,   детей   от   темных   сил,   ссор, болезней, сглаза. Куклам отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданое. Каждая кукла имеет свое обережное значение   и   связана   с   главными   значимыми   вещами   и   событиями   в   жизни русского человека – с родом, семьей, домом, счастьем, здоровьем, достатком. Кра́сный у́гол у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором вешались иконы и стоял стол. Иконы (божницы) в красном углу отождествлялись   с   алтарём   православного   храма,   а   стол   —   с   церковным престолом. Войдя в избу, человек прежде всего крестился на иконы в красном углу,   а   затем   уже   здоровался   с   хозяевами.   В   красном   углу   сажали   самых почётных гостей.  В русской избе, обычно ориентированной по сторонам света, красный   угол   устраивался   в   дальнем   углу   избы,   с   восточной   стороны,   в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. «Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим» «БОЖЬЕ ОКО» ИЛИ «КРЕСТЕЦ» Это   самая   древняя   обережная   кукла   наших   предков.  Крестообразная композиция выражает идею распространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света. «Божье Око» помещают над входной дверью в дом, комнату,   над   кроватью   ребенка,   в   место,   которое   хорошо   видно   входящему человеку.   Яркий   и   неожиданный   образ   оберега   притягивает   внимание входящего, который сразу же забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома, если таковое имелось. «КРУПЕНИЧКА» «ГОРОШИНКА») («ЗЕРНУШКА», Крупеничка, красная девица. Кормилка ты наша, радость сердца. Цвети, выцветай, молодейся, Мудрее, курчавей завивайся, Будь всем добрым людям в году. Это оберег на сытость и достаток в семье. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном, пшеницей или горохом. Это главная кукла в семье. Делалась после сбора урожая. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в   образе   этой   куколки.   Зерно   в   ней   символизировало   сбереженные   силы кормилицы­Земли. После уборочной страды куклу вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили. Считалось, что эта каша   придает   силы   Матери­Земли.   Входящий   в   избу   гость   мог   по   кукле определить, сытно ли живет семья. «КУВАДКА» («КУВАТКА») Если над кроваткой ребенка висит Кувадка, то она отгоняет злую силу. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, ребенок смотрел на эти куклы и спокойно играл. В наряде обязательно присутствовал красный цвет. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение   –   оберегать   ребенка.   Как   правило,   эти   игрушки   были   небольшого размера и все разных цветов, что развивало зрение младенца. «ДЕНЬ-НОЧЬ» Эти обереги на каждое время суток. День и Ночь – два маленьких ангела: один сделан   из   темной   ткани,   другой   –   из   светлой.   Они   соединены   двухцветной ниткой   и   неразделимы;   днем   вперед   помещали   одного,   ночью   –   другого. Говорили: «День прошел, и Слава Богу, пусть так же пройдет и ночь». «12ЛИХОРАДОК» («ТРЯСОВИЦЫ», «ЛИХОМАНКИ»)  – так в древнерусской мифологии называли духов болезней в образе женщин – «сестер­трясовиц». В памятниках XVIII века встречаются имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестер – трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличия. Трясовицы – маленькие куколки на связке, изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая старшая сестра – лихорадка Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В народе считали, что по приказанию Кумохи сёстры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только   заговорами.   Именно   поэтому   изготовление   кукол   сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье, либо специально приглашенная ворожея. Делали их из щепок, обмотанных лоскутами (обязательно)   из   сношенной   одежды.   Ставили   на   припечек   или   связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя и вселится в ней вместо кого­то из домочадцев. Хранили кукол до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Ровно год был отпущен этому оберегу. Затем, поработавших свой срок куколок сжигали по весне в Чистый четверг или на Благовещение ( в разных местах по­ разному), освобождая дом от негатива. «БЕССОННИЦА» ( «РВАНКА») Это   магическая   колыбельная   кукла.   Когда   без   видимой   причины   начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала   из  двух  лоскутов  ткани  куклу  – оберег  и  клала  ее в  колыбель, приговаривая: «Сонница ­ бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куклой».  «ЖЕЛАННИЦА» Такая подружка­кукла была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок ей на платьице бусинку,   например,   и   зеркальце   поднесешь   к   личику:   «Гляди,   какая   ты красавица.   А   за   подарочек   мое   желание   исполни».   А   потом   спрячешь   свою подруженьку в укромное местечко до поры… Можете не верить, но все, что попросишь – исполнялось…. «ТОЛСТУШКА-КОСТРОМУШКА» Это   оберег   от   одиночества.   Его   задачей   было   вернуть   плодородие   женщине, приманить душу ребенка. В доме, где очень ждут, желают ребенка, была эта кукла. Шила ее родственница по женской линии. Ставили ее в спальню на видное место. Как только появлялся ребенок, кукле говорили: «Детки появились – иди, поиграй»,   затем   прятали.     Толстушка   ­   Косторомушка   несла   в   себе   образ девочки, в которой сочетались одновременно несколько возрастов: 8­9 лет – девочка­нянька,   10­12   лет   –   девочка­подросток.   Ножки   очень   тоненькие,   в обуви, тело толстенькое (сытая девочка). От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка – формирующаяся грудь. Она как будто говорит: «Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!» Кукла должна демонстрировать сытое, богатое жилье, должна быть нарядно одета.  «КУБЫШКА-ТРАВНИЦА»  Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куклу. Подвешивали ее   там,   где   воздух   застаивался   или   над   колыбелью.   Эта   кукла   наполнена душистыми   лекарственными   травами.   Ее   необходимо   помять   в   руках, пошевелить,   и   по   комнате   разнесется   травяной   дух,   который   отгонит   духов болезни. Через два года траву в кукле необходимо поменять. От куклы исходит тепло, как от заботливой хозяйки. Она и защищала от злых духов, болезней.  «ПОДОРОЖНИЦА» Верный хранитель в дорогу дарится тому, кто уезжает. Ростом она всего 5­6 см. сумку не утяжелит, но всегда напомнит о своем родном очаге. В своем мешочке она   несет   горсть   земли,  золы.  Еще   можно   добавить   туда   кусочек  хлеба   или зернышко, чтобы путник был сыт. «КОЛОКОЛЬЧИК» Эту куклу называют еще куклой добрых вестей, ее родиной считается Валдай. Считалось, что звон колокольчика защищает людей от всех напастей, поэтому у этой   куклы   три   юбки   в   форме   колокольчика:   белая,   желтая,   красная,   т.е. медный,   серебряный   и   золотой   колокольчик.   Даря   колокольчик,   вы   как   бы желаете человеку получать только хорошие вести. Подвешивали такой оберег над входом в дом. «КУКЛА НА ВЕНИКЕ» С благополучием ее никак не связывали, поскольку, какая от веника может быть прибыль. А вот очищать и защищать от зла – самое то. Оттого и пристраивают эту куклу обычно при входе, приговаривая  «С добром к нам входите, а зло оставьте за порогом». «АНГЕЛ»    Время зимних Святок считалось на Руси безвременьем. В этот период на землю к людям приходили духи, как темные, так и светлые. Наши предки верили, что каждый   человек   имеет   своего   Ангела­хранителя,   который   защищает   его   от темных сил. Даря Ангела, мы напоминаем о его существовании и призываем помощь и защиту. «ПЕРЕВЕРТЫШ» («ВЕРТУШКА»)   Кукла Девка­Баба означает переход от беззаботной юности к взрослой жизни умудренной опытом женщины. В старину по изготовленной кукле можно было судить   о   том,   готова   ли   девушка,   сделавшая   ее   своими   руками,   принять замужество. Данную мотанку можно отнести как к обереговым, так и обрядовым куклам. Когда   тряпичная   кукла   Девка­Баба   делалась   своими   руками   девушкой   на выданье, по тому, какая из сторон получалась лучше, судили готова ли она к семейной жизни… Если Баба получалась неказистой, а Девка, наоборот, была вся  такая  красавица­раскрасавица, то сами  понимаете,  как  могла  относиться девушка к будущему замужеству. Мотанка была и обереговой, причем вдвойне: если   женщина   хотела   устранить   бытовые   проблемы,   наладить   отношения   с детьми,  то   появлялась   Баба.   А   вот   если   отношения   с   супругом   охладевали, появлялась   Девка.   И   еще   один   интересный   факт   из   истории   слова   Баба. Женщина получала звание (да, именно, звание) Баба только после того, как у нее рождалась дочка – Девка. А до тех пор она была всего лишь Молодуха. Кукла – вертушка невероятно символична: Девка превращается в Бабу, а затем Баба дает жизнь Девке!  Содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая ­ баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.  «ВЕДУЧКА»    Кормилица, ведущая малыша – отсюда и название (ведущая в жизнь). Это образ женщины с ребенком, который недавно начал ходить и который тесно связан со своей мамой. Она его поддерживает, учит делать первые шаги, крепко держит за ручки,   ведет   по   жизни   и   оберегает.  Особенность   Ведучки   –   руки   матери   и ребенка – одно целое. Это символ их тесной связи, единства, близости, любви и преемственности поколений.  Издавна такая хранительница делалась женщиной для того, чтобы быть мудрой, чуткой, внимательной матерью, которая понимала бы своего ребенка и была способна вывести его в жизнь. «ДОЛЯ»    Доля   –   олицетворение   судьбы.   Самое   древнее   женское   Божество.   Макошь наделяла каждого долей, а ее помощницы (Доля и Недоля, Среча и Несреча) пряли нити судьбы для каждого. «Долю» делают и дарят, как замужним, так и незамужним девушкам и женщинам. Издавна считается, что данная кукла­оберег помогает женскому полу устроить или улучшить свою судьбу. Неотъемлемым плюсом данного оберега является то, что долю можно изменять и улучшать при желании владелицы. В каком бы образе она ни пребывала до своего воплощения в Долюшке, мы заставляем ее проявиться в образе красивой жизнерадостной девчушки.   По   сути,   применяем   один   из   основных   приемов   магии:   то,   что изменилось   внешне,   несет   за   собой   и   внутренние   изменения.   Основной особенностью оберега, является ее коса, которая жизнерадостно и живо торчит прямо   вверх.   С   помощью   этой   косы   кукла   подвешивается,   тем   самым олицетворяя   поговорку   "поймать   судьбу   за   хвост".   Многие   рукодельницы считают,   что   чем   длиннее   коса,   тем   больше   вероятности   поймать   судьбу. Любите   и   благодарите   свою   Долю,   какой   бы   она   ни   была! «СЧАСТЬЕ» Это маленькая девочка с очень длинной косой и поднятыми к солнцу ручками. Коса у куклы толстая, символизирует женское начало и силу, здоровье и долгую жизнь.  Куколка   крепко   стоит  на  ногах,  опираясь  на  косу.  Это  говорит   о  ее крепкой опоре в жизни и о счастье, которое она приносит хозяину.  «БЕРЕГИНЯ»     Помощница  хозяек   дома.  Куклы   с  мешочками  счастья   приносят   гармонию   и счастье   в   дом.   Берегиня   наделялась   сильными   обережными   свойствами   и поэтому обязательно присутствовала на Руси в каждом доме. Берегиня от слова «бережет» ­ вот главный смысл обережной куклы – беречь, сберегать дом и семью от внешних напастей,  а внутри дома сохранять гармонию и согласие.  Куклу обычно ставили на уровне или выше головы. Около Берегини размещали других обережных кукол. «БЛАГОДАТЬ»

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"

Проект "Куклы наших предков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2017