Проект «Лесные сказки»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип проекта: познавательно – игровой и образовательный. Вид проекта: творческий, исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный. Возраст детей: 6-7 лет. Актуальность проекта: именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально – чувственном уровне, что в дальнейшем будет являться базой для осознания ребёнком собственной гражданской позиции. Проблема: у детей недостаточно сформированы представления о животном и растительном мире разных регионов России; слабо развит познавательный интерес; дети не умеют пользоваться исследовательскими методами.
Иконка файла материала Проект 15.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 2 СТ. ДОЛЖАНСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН   Проект «Лесные сказки»                                                                                                                                    Воспитатель:                                                                                        Бегун Н.И.                                                                                  2015г. Проект в подготовительной к школе группе  "Смешанный лес и его обитатели"Тип проекта: познавательно – игровой и образовательный.  Вид проекта: творческий, исследовательский.  Продолжительность проекта: краткосрочный. Возраст детей: 6­7 лет.  Актуальность проекта: именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы  гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально – чувственном уровне,  что в дальнейшем будет являться базой для осознания ребёнком собственной гражданской  позиции.  Проблема: у детей недостаточно сформированы представления о животном и  растительном мире разных регионов России; слабо развит познавательный интерес; дети не  умеют пользоваться исследовательскими  методами.  Цель проекта: развитие интереса старших дошкольников к своей стране, к своему родному краю, к разнообразию и богатству России.  Задачи проекта:  Общеобразовательные:   • Обобщить и систематизировать экологические представления детей о лесе и его  обитателях.   • Сформировать понятие «этажи леса», выявить взаимосвязи между растениями и местом  обитания, питания животных.   • Уточнить и расширить представления детей о зимующих лесных птицах; закрепить  умение правильно называть хищных и травоядных   птиц, различать их по внешнему виду, по способу обитания.   • Сформировать знания о пользе и вреде птиц по отношению к человеку, живой природе.   • Закрепить понятие «пищевые цепочки», знания о взаимодействии в   экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы;   сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.  Воспитательные:   • Способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.   • Воспитывать бережное и внимательное отношение к природе, почувствовать красоту  родной земли.   • Вовлечь детей в процесс творчества; привлечь к исследовательской деятельности.Развивающие:   • Упражнять детей в запоминании стихов, отгадывании загадок, рассказывании сказок  своими словами.   • Развивать доказательную аргументированную речь; обогащать словарный запас.   • Развивать творческие способности и игровые умения.   • Способствовать освоению детьми следующих умений: поставить цель (или принять её от  воспитателя), обдумать путь и средства её достижения, осуществить свой замысел и  оценить полученный результат с позиции цели.   • Развивать у детей самостоятельность, активность, ответственность,   чувство доверия друг к другу.  Предполагаемый результат:  1 Выставка: продукты детской творческой деятельности (рисунки, поделки обитателей  смешанного леса)   2 Оформление зоны смешанного леса на карте России   3 Папка – передвижка «Путешествие в смешанный лес»   4 Дидактические игры, пособия, методический материал к НОД.   Работа над проектом:   Первый этап – аналитический:   • Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.   • Вовлечь дошкольников в решение проблемы.   • Определить задачи и предполагаемый результат проекта.   • Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и родителей.  • Собрать материал, информацию.   • Дать домашние задания родителям и детям.  Второй этап – созидательный:   • Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками каждой  подгруппы.   • Проведение намеченных мероприятий.• Сбор и обобщение материала  Мероприятия по реализации проекта:  Непосредственная образовательная деятельность:  (Познавательное развитие; Художественно – эстетическое развитие; Социально ­  коммуникативное развитие; Речевое развитие; Физическое развитие.)  «Речевое развитие»: НОД Развитие речи: «Лес, лиственные деревья, ягоды и грибы.»  (Обобщить представления о лесе и лесных растениях). «Дикие животные» (Обобщить и  расширить  представления о диких животных средней полосы). «Перелётные птицы.»  (Обобщить знания детей о перелётных птицах). «Зимующие птицы» (Закрепить  представления о зимующих птицах). «Познавательное развитие» Ознакомление с миром природы: НОД «Лес – царство  растений» (Закрепить знания детей о деревьях, кустарниках и травах как представителях  земной флоры, об их красоте и пользе для человека). «Как растения готовятся к зиме»  (Формировать у  детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и  семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений). «Для чего зайцам нужны  волки?» (Закреплять и пополнять знания о диких животных. Развивать и поощрять  познавательную активность, логическое мышление, умение делать умозаключения). «Художественно ­  эстетическое развитие» НОД Аппликация: «Кудрявые деревья». (Учить  детей вырезать двойные силуэты разных деревьев, передавая характерные особенности  строения ствола и ажурной кроны (берёза, рябина, клён).) «Кто в лесу живёт?» (Учить  детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных по  нарисованному контуру или из бумаги сложенной пополам.)  «По замыслу  (Птицы).»  (Учить детей задумывать содержание аппликации)  «Художественно ­ эстетическое развитие»: НОД Рисование: «Расписной лес»  (Продолжать знакомить детей с жанром пейзажа и репродукциями картин. Учить рисовать осенний  пейзаж, передовая строение и форму разных деревьев) «Грибная поляна» (Расширять  знания детей о многообразии грибов) «Лани гуляют» (Учить детей составлять композицию,  включая знакомые изображения). «Снегири на ветке» ( Учить детей передавать в рисунке  образ птицы) Художественно – эстетическое развитие: НОД  Лепка. «Грибное лукошко», «Лебёдушка»  (Учить самостоятельно намечать содержание лепки, тщательно отделывать форму  предмета, деталей, используя известные способы лепки)  «Познавательное развитие»:  наблюдения за изменениями погоды, природы. «Познавательное развитие»:  ситуативный разговор о диких животных, перелетных птиц,зимующих птиц. ­ «Познавательное развитие»: Беседа «Поговорим о лесе» (развитие интересов детей;  развитие познавательной мотивации; формирование первичных представлений о лесе;  овладение речью как средством общения, обогащение словаря, развитие связной речью;  развитие общения и взаимодействия ребёнка и взрослыми; формирование основ  безопасного поведения в социуме и природе)  ­ «Познавательное развитие»: Беседа «Лесные этажи» (развитие интересов детей; развитие  познавательной мотивации; формирование первичных представлений о лесе; овладение  речью как средством общения; обогащение словаря, развитие связной речью; развитие  общения и взаимодействия ребёнка и взрослыми; формирование основ безопасного  поведения в социуме и природе)   ­ Рассматривание картинок о деревьях, кустах, цветах, диких животных.  ­ Заучивание стихов о лесе, животных.  Игровая деятельность:  ­ «Познавательное развитие»: Мир природы: дидактическая  игра: «Четвёртый лишний»  (развивать умение выделять лишнее слово)  ­ «Познавательное развитие»: Мир природы: дидактическая  игра: «Что где растёт?»  (развивать умение выделять лишнее слово)  ­ «Познавательное развитие»: Мир природы, «Социально­ коммуникативное развитие»:  настольно ­ печатные игры: лото «Ягоды и грибы», домино «Фрукты – овощи»,  «Животные», «Птицы», «Деревья», «Кустарники». ­ «Социально­коммуникативное развитие»: настольно ­ печатная игра, дидактическая игра  по эмоциональному развитию: «Узнай настроение»   ­ «Социально­коммуникативное развитие»: дидактическая игра «Игра в слова»  «Познавательное развитие», «Социально­коммуникативное развитие»: сюжетно­ролевая  игра «Прогулка в лес»  ­ «Познавательное развитие», «Социально­коммуникативное развитие»: сюжетно­ролевая  игра «Мы фермеры»  ­ «Познавательное развитие», «Социально­коммуникативное развитие»:  Настольно­ печатная игра: «Растительный мир»  ­ «Социально­коммуникативное развитие»: этюд «Испугайся, как ребёнок, заблудившийся  в лесу».  ­ «Познавательное развитие»: Мир природы: беседа «Как устроен лес?»  ­ «Познавательное развитие»: Мир природы: дидактическая игра ­ загадки «Растения  нашего леса» (уточнить знания о природных богатствах родного края, о растениях леса своей местности; упражнять в умении отгадывать загадки).  ­ «Художественно­эстетическое развитие»: рассматривание репродукций пейзажей  известных художников.Чтение художественной литературы:  В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», Тургенев И. С. «В березовой роще», В. Чарушин «В  нашем лесу», Л.Толстой. «Дуб и орешник»,Г. Скрибицкий «Лесной голосок», Х.­К  Андерсен «Гадкий утенок», Звонарева Н. П. «Лесная служба спасения», В. Бианки «Лесные домишки», «Сова», В.Бианки «Чей нос лучше?», А. Барков «Голоса леса», Стихи – А.  Барто «Лебединое горе»,  «Перед отлетом», Е. Благинина «Улетают, улетели…»,   Г.  Серебрицкий «Берегите птиц», Н. Сладков «Без слов».  Стихи русских писателей о лесе.  Загадки о диких животных, деревьях, цветах, кустах.  Музыкально­художественная деятельность  Музыкальная подвижная игра «У медведя во бору»  Этюд на выражение радости «Цветок»  Двигательная активность:  Подвижная игра «К дереву беги»  Подвижная игра «Поймай комара» (прыжки)  Малоподвижная игра «Назови такое же»   Подвижная игра «Весёлые старты»  Подвижная игра «Будь внимателен» Подвижная игра «Хитрая лиса» Психогимнастика «Прогулка в лес» Пальчиковая гимнастика: «Листья осенние», «У лисы в лесу глухом» «Птички»  «Кормушка». Логоритмические упражнения: «На берёзе, на осине», «Лиса по лесу ходила», «Кукушка»,  «Снегири». Дыхательные упражнения: «Лес шумит», «Волк». Релаксация: «Звери и птицы спят». Трудовая деятельность  Уборка участка от сухих листьев.  Во время трудовой деятельности обратить внимание на то, что под листьями спрятались  насекомые, они готовятся к зиме.  Заготовить землю для зимних посадок и для выращивания рассады ­ весной.  Взаимодействие со специалистами детского сада  Консультация по отбору подвижных игр, песенок  Взаимодействие с родителями дошкольников  Реклама совместного проекта «Смешанный лес и его обитатели»  Беседа о проекте «Смешанный лес и его обитатели»  Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.  Третий этап – обобщающий:  Презентация проект:1 Выставка: продукты детской творческой деятельности (рисунки, поделки)    2  Консультация «В лес вместе с ребенком», «Безопасное поведение в лесу», «Экологическое  воспитание дошкольников»                     3 Картотеки стихов, загадок, физкультминуток.  4 Картотеки экологических дидактических игр.  5 Гербарий растений Краснодарского края.  6 Подвижные игры.  7 Альбомы с иллюстрациями по временам года.  Результаты проекта радуют своими успехами. Проектная деятельность позволила более  точно определить область исследования данной темы, систематизировать представления  детей о лесе, диких животных.   У детей появился интерес к явлениям природы. Они стали более самостоятельны в выборе  своей деятельности, в определении конкретной цели. Детям нравилась сама возможность  заниматься интересным делом, ставить какую­то проблему и находить её решение. Также  дети с удовольствием занимались продуктивной деятельностью.   Проектная деятельность помогла осуществлять такие задачи, как развитие  сотрудничества, развитие совместно­исследовательской формы деятельности.   В ходе проекта был собран познавательный и игровой материал, оформлены  дидактические игры по экологическому воспитанию, подобран богатый иллюстративный  материал, а так же образцы художественного слова по теме.ПриложениеКонсультация для родителей. «Безопасное поведение в лесу» Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице,  выезжают на отдых с родителями  в лес.  Летний период характеризуется повышением  двигательной активности и увеличением  физических возможностей детей, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и  стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего  времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно  родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период,  сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия  опасных ситуаций. Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять  ребенка без присмотра.  Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья,  можно при условии постоянной заботы о безопасности. Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными,  однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый  взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять  неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно  ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность. Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и  лугах. Объясните, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды травинки).  Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры­классификации,  соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать  ядовитые растения и грибы «в живую». Необходимо развивать у детей потребность в общении с родителями, умение побороть застенчивость во время обращения к взрослым при появлениисимптомов отравления. Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно  держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем­то увлекся и не заметил,  как заблудился?  Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как  только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте.  Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ     «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» Воспитание подрастающего поколения, его обучение – эти вопросы не могут не волновать  каждого взрослого, а особенно тех, кто ответственен за детей, их судьбу, начиная с  дошкольного возраста.  Ребенок – луч, что светит тонко,  Но в нем бессмертье, свет идей .  И детский сад – он для ребенка,  Как это много для людей.  И в каждый год, в любую веху  Детей чужими не зови –  Ведь это дети человека,  Ты – человек, они – твои!  Твои!..  Нельзя от них в сторонку,  Весь смысл жизни –  В их судьбе.  И несмышленый глас ребенка  Ко мне взывает и к тебе. Формирование экологической культуры дошкольников. Что у человечества нет будущего, если оно не изменит своего отношения к окружающей  среде, – это общепризнанный факт. Сейчас многое делается, чтобы отвести экологическую  катастрофу. Даже угроза ядерной войны отошла на второй план. В центре внимания – наша  природа, отношение человека к ней! В XXI веке будут жить, планировать и вести народное хозяйство страны, строить  счастливую жизнь дети, которых мы сегодня воспитываем. И мы должны воспитывать у них уважительное отношение ко всему живому на Земле. Оказывается, деление животных на  «полезных» и «вредных», которое имеет место в существующих методиках, противоречит  современным научным взглядам на природу, мешает воспитанию бережного отношения к  ней. А дети, как известно, проявляют повышенный интерес к окружающей среде. Но из­заотсутствия целенаправленной и единой работы детских садов, семьи и общественности у  многих 6­летних и даже 5­летних детей формируется негативное отношение к некоторым  ее объектам – в большинстве своем к насекомым и земноводным, что приводит к  неправильным действиям детей. Они считают их «вредными», ненужными, не понимая их  значения ни для человека, ни для окружающей среды. В природе все взаимосвязано. Родители должны помочь детям понять, что все живое  нуждается в еде, на поиски которой тратят много времени. Помогите наводящими  вопросами: «Почему бабочки летают над цветами? Что ищут в траве птицы, муравьи?»  Расскажите, чем питаются разные животные. Дошкольникам доступно и понимание  обратной связи между жертвой и хищником (муравьи, питаясь другими насекомыми,  спасают растения, а самих съедаемых насекомых от чрезмерного размножения, которое  неизбежно приведет к их гибели от недостатка еды). Начальные экологические представления становятся регулятором поведения детей в  природе, помогают предусмотреть возможные негативные последствия неправильных  действий – бездушного отношения к растениям и животным, загрязнению объектов неживой природы. На прогулке, в природе мы, к сожалению, часто видим поврежденные деревья,  кусты, вытоптанную траву, погибших животных. Убедительная просьба, товарищи взрослые! Не проходите молча, дайте всему этому оценку, используя мобилизирующую силу жалости, сочувствия. Очень важно повлиять на чувства ребенка, вызвать у него желание помочь  растениям, предупредить повреждения других. Показывая дерево со сломанной веткой или  вытоптанную траву, сравните ее с объектами в отличном состоянии, вместе с ребенком  определите условия их жизни, предложите представить себе, что бы случилось, если бы  было много повреждений – т. е. ориентируйтесь на значимость этих объектов для всего  живого. В процессе наблюдений в природе убедите ребенка, что там, где нет деревьев, не  летают птицы, бабочки и пчелы, на вытоптанных местах не растет даже трава,  поврежденные растения плохо развиваются, болеют. Такие образные характеристики  сыграют важную роль в формировании природоохранных мотивов, в регуляции поведения  ребенка в природе. Лучше эти правила формировать не в негативной форме («не рвать, не  ломать, не топтать»), а в позитивной (помогать, заботиться, оберегать). Важно создать эмоциональный контакт с природой: пусть ребенок самостоятельно  побродит, поищет что­то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или  журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Уважаемые родители! Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их  правильно вести себя в лесу, в поле, у водоемов. Рассказывайте, как губительно действует  на обитателей леса шум. Из­за шума птицы бросают гнезда, а лесные зверюшки убегают из  леса. Поэтому в лесу, да и вообще в природе, необходимо соблюдать тишину.  Рассказывайте детям об опасности пожаров и о том, что нельзя портить деревья, разорять  гнезда, добывать березовый сок, засорять территорию пойм, водоемов битым стеклом,  разорять муравейники и еще многое другое.Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:  – надо охранять и беречь полезные виды растений, животных,  – надо осторожно вести себя в природе, помнить, что в лесу, в поймах, в речке живут  постоянные жители (птицы, рыбы, животные, насекомые), для которых эта среда – родной  дом! Поэтому нельзя разрушать его, портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь;  нельзя забирать живые существа из места их обитания; – надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среда, где существует  все живое. О земле надо заботиться, подкармливать ее, потому что нельзя только брать от  нее и не давать ей ничего;  – воду следует расходовать экономно, ведь она нужна растениям, животным, людям.  Нельзя загрязнять водоемы, разжигать костры на их берегах. И еще один совет: все знания закрепляйте в повседневной жизни, используя вопросы­ ситуации, которыми так богата наша жизнь. Например: • Вова с мамой пошли в пойму собирать грибы. «Мама, мама, смотри, птичка летает так  низко, что я смогу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома». «Нет, этого делать нельзя»,  – ответила мама. Почему она так ответила Вове? • Сережа с мамой и папой пошли на речку. Близко, возле берега, плавало много маленьких рыбок. «Дайте мне баночку, я наловлю  рыбок», – попросил Сережа родителей. «Нельзя их ловить», – сказал папа и объяснил  почему. Что рассказал папа Сереже                           Консультация для родителей                                 «В лес вместе с ребенком» Лето – благоприятная пора для сбора природного материала. Но прежде надо научить  ребёнка собирать его, не нанося ущерб природе. Под деревьями можно найти шишки,  веточки, листочки, которые пригодятся для изготовления интересных поделок. Во время прогулок нужно учить малышей любоваться красотой и многообразием природы,  наблюдать, находить сходства с живыми или сказочными существами, поддерживать  интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней. Встретив ручеёк, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте с малышом песенку  воды. Бросьте в ручей лист дерева, понаблюдайте за его движениями по течению.  Удивитесь сочетанию, восхититесь красотой и неповторимостью цветов вокруг. Огорчитесь тем, что сорванные, они быстро потеряют красоту. Это ваше огорчение должен  почувствовать и ребёнок, чтобы он унёс с прогулки не только радость и восторг от  познанного, увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь её для других. На прогулке, даже если вы заняты своими мыслями, нельзя забывать, что стоит только  вместе с сыном или дочкой наклониться к земле, можно увидеть другой мир – мир жизни  насекомых. Придумайте вместе сказку о Муравьином царстве, и для ребёнка эта прогулкабудет очень интересной, она сблизит вас совместными переживаниями. Уходя из леса, наведите порядок на месте стоянки, поблагодарите его за гостеприимство,  радость, испытанную при общении с природой. Объясните ребёнку, что лес даёт чистый  воздух, спасает летом от зноя, дарит людям и лесным обитателям грибы, ягоды и орехи. Дома предложите ребёнку зарисовать свои впечатления от прогулки, из лесных находок  смастерите поделки, которыми можно украсить комнату. Очень важно перекинуть мостик доверия между вами и вашими детьми, быть  единомышленниками и союзниками во всех творческих начинаниях.