Проект "Математическая сказка"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 10.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект "матем. сказка" был разработан учениками 5 классе . готовили его 2 ученицы.Они подбирали интересный материал, вначале в общем ,что такое сказка и какие бывают сказки: народные ,литературные, а дети составили свои математические,по тому материалу, который им известен, добавили свои
Иконка файла материала Проект Математическая сказка 5 кл.docx
Содержание 1. Введение. 2. Основная часть. Литературный жанр – сказка 3. Вывод. 4. Заключение. 5. Список литературы.Введение Много разных сказок есть на свете. Любят их и взрослые и дети. Однажды на  уроке математики мы услышали необычную сказку о числах. Нас очень  заинтересовало: есть ли еще такие сказки? Кто их сочиняет? Как самим  придумать такую сказку? Это и определило тему нашего проекта:  «Математические сказки». Мы выбрали эту тему потому, что хотели себя  попробовать в роли сказочника – сочинителя, хотели показать  одноклассникам и другим ребятам, что серьезная наука математика, может  быть увлекательной. В начале нашего исследования возникла проблема:  создание математических сказок. И так объект исследования: математическая сказка. Возникли вопросы: 1. Существуют ли математические сказки? 2. Кто их составляет? 3. Можно ли самим придумать такую сказку? Поиски ответа на эти вопросы определило цель нашей работы – сочинение  математических сказок.  Проектным продуктом будет ­ книжка с математическими сказками для  пятиклассников.  Перед собой мы поставили следующие задачи и поиски их решения. Задачи проекта: Шаги (действия по решению  1. Собрать  информацию о  сказках. 2.Изучить  структуру сказки. 3. Найти советы,  рекомендации, как  сочинить  математическую  сказку. 4. Сочинить  несколько  математических  сказок и оформить  книгу. Необходимые ресурсы и источники Интернет­ресурсы, книги,  компьютер. Интернет­ресурсы, книги. Интернет­ресурсы, книги. задач): 1. Чтение статей на  Интернет­сайтах. 2.Посещение библиотеки. 1. Прочитана литература и  статьи 1. Изучена литература. 2. Самостоятельно составили схему написания  математической сказки. 1. Сочинение сказок по теме  проекта. Учебник математики, бумага,  картон, краски, и пр.После выбора темы проекта мы приступили к сбору информации о сказках¸  их видах, структуре, ознакомились с математическими сказками других  авторов. После этого сочинили сказки по темам курса математики 5 класса и  оформили книгу с нашими сказками. Значит гипотеза нашего проекта: математическая сказка –  одна из форм  изучения математики.  При работе над проектом использовались следующие методы:  поисковый метод с использованием научной, художественной  литературы и устного народного творчества, а также поиск  необходимой информации в сети Интернет;  творческий метод: пробы написания собственной сказки;  анализ полученных данных. Основная часть После выбора темы проекта мы приступили к сбору информации. Мы  посетили библиотеку в нашей школе и ознакомились с необходимой  литературой. Сначала мы узнали, что такое сказка. Сказка — произведение  волшебного характера, обычно со счастливым концом. Как правило, сказки  рассчитаны на детей. Сказки могут быть народные и литературные.  Сказка народная — жанр письменного и устного народного  творчества. Народные сказки отражают человеческие отношения и  смену моральных принципов, показывают, что основные ценности  остаются неизменными, учат проводить четкую грань между добром и  злом, радостью и горем, любовью и ненавистью, правдой и ложью.  Сказка литературная — сказка тесно связанная с народной сказкой, но принадлежит конкретному автору. Народная сказка исторически  предшествует литературной. Затем нашли материал о структуре сказки. Русская народная сказка делится  на три части. Начинается сказка с зачина. Он помогает начать сказку.  Например, «жил ­ был старик, и было у него три сына…”­ и все мы понимаем,  что началась сказка. Далее следуют сказочные события. В сказках существуют троекратные повторы каких­нибудь событий, испытаний главного героя. Но  вот сказка заканчивается, как её завершить? Помогает рассказчику концовка.  Например, «тут уж ждать да рассуждать долго не стали – весёлым пирком да  за свадебку» или « и стали они в добре поживать, лиха не знавать». Иногда  рассказчик обращается к присказке. Например: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. Чтобы понять, чем математические сказки отличаются от народных и  литературных, мы ознакомились с математическими сказками других авторов. В основном сказки, которые мы нашли, составлены школьниками, но есть икниги с математическими сказками. «Сказочная математика» авторы А.  Лопатина, М. Скребцова, «Ученые сказки» Феликса Кривина. Стали искать  ответы на вопросы: Кто может быть героем математической сказки? Чем она  отличается от литературной или народной сказки? Мы узнали, что героями  математической сказки могут быть: фигуры (треугольник, квадрат,  прямоугольник и т. д.), цифры и числа. Кроме того героями математических  сказок могут стать чертежные инструменты и письменные принадлежности ­  линейка, циркуль, ручки, карандаши. Структуры математической сказки в  отличие от обычной мы не нашли, но выяснили, что в содержание такой сказки обязательно закладывается математическое понятие или свойство. На одном  из сайтов мы прочитали требования к математической сказке. Мы обдумали  их и сформулировали по­своему, и получилось следующее:  1. В сюжетную линию необходимо закладывать математическое понятие или  свойство понятия. 2.Соблюдать последовательность и логичность сюжета.  3.Стараться, чтобы сюжет был законченным.  4. Сюжет должен иметь свою оригинальность. Вывод Создание математических сказок предполагает не только умение  фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной речью и математическими понятиями. Мы завершили работу тем, что сочинили  несколько сказок, нарисовали к ним иллюстрации, подобрал готовые  картинки. В ходе работы мы столкнулись с трудностями в поиске материала о том, как сочинять математическую сказку. На практике было очень трудно  придумывать сюжет, чтобы он не повторялся в других уже существующих  сказках. Заключение. Закончив свой проект, мы можем сказать, что у нас не получилось придумать  сказки о всех математических понятиях за курс 5 класса. Это произошло,  потому что процесс составления сказки очень трудоемкий. Если бы мы начали работу заново, то постарались бы привлечь к сочинению сказок  одноклассников. Работа над проектом показала, что выражать свои мысли,  выстраивая сюжет сказки, не так­то просто. Чтобы сочинить даже одну  короткую, но интересную сказку, надо много времени. Нам удалось решить  поставленные проблемы и достичь цели своего проекта с помощью созданного книги сказок. Сочинение сказки позволяет самостоятельно рассуждать,  способствуют развитию математического мышления, стимулируют  мыслительный процесс.Список используемой литературы: 1. Литература: Лопатина А., Скребцова М. Сказочная математика Москва амрита – Русь  2009. Арутунян Е. Б., Левитас Г. Г. Сказки по математике Москва Высшая школа  1994 Кривин Ф. Ученые сказки Карпаты 1968 Интернет – ресурсы: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4314/%D0%A1%D0%BA %D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E0 http://sokolova­aa.ru/students­works/matematicheskie­skazki­vypusk­1