проект "Математика против курения"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 01.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня, как никогда, встала проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин - курение. В моей работе я решаю математические задачи о вреде курения и доказываю, что курение – это опасное оружие, которое уничтожает здоровье, которое несет несчастье, разорение и смерть, то есть веду борьбу с курением.
Иконка файла материала Проек Математика против курения.docx
Филиал МБОУ  Сосновской  СОШ №1              в деревне Заречье Математический проект  « Математика  против курения» Автор: Петрова  Нина – 8 класса Руководитель: Парамзина Татьяна Владимировна 2017  ­ 2018 учебный год 1Мой проектназывается «Математика против курения» Автор: Петрова  Нина – 8 класс Руководитель: ПарамзинаТатьяна Владимировна Актуальность проекта:  Министерство здравоохранения  свидетельствует, что  наша нация постепенно  вымирает: растет детская смертность, число детей имеющих психологические  отклонения увеличивается, почти каждый третий школьник в России пробовал  наркотик.  Сегодня, как никогда, встала проблема сохранения здоровья подрастающего  поколения. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа  жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин  ­ курение. В моей работе я  решаю математические задачи о вреде курения и  доказываю, что  курение – это опасное оружие, которое уничтожает здоровье,  которое несет несчастье, разорение и смерть, т.е.  веду  борьбу  с курением . Гипотеза: Предположим, что вред курения можно доказать посредством решения  математических задач. Цель проекта: привлечение внимания к проблеме подросткового курения  через содержание и решение математических задач Задачи проекта:  Познакомиться с историей  возникновения курения и табака;  Изучить информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;  Выявить отношение школьников и родителей к данной проблеме;  Создать цикл математических задач  о вреде курения.  Создать буклет «Математика  против курения».   Создать брошюру «Решение задач. О вреде курения математическим языком»  Методы исследования:  Изучение литературы и интернет – ресурсов;  Анкетирование школьников и опрос родителей; 2 Наблюдение;  Обработка и анализ полученных результатов. Теоретическая часть работы над проектом 1.1. История возникновения курения и табака История табака полна недоразумений и тайн. Табак как представитель дикой флоры был известен еще в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке. Листья его   сжигались   на   костре,   и   их   дым   оказывал   на   людей   одурманивающее действие.   О   курении   упоминается   в   древнекитайских   летописях.   Курили   и египетские фараоны. Однако вплоть до средних веков нашей эры курение было лишь частью религиозных ритуалов. Распространение   табачной   заразы   среди   народов   мира   связывают   с   именем Христофора  Колумба.  В 1492 г. испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующейся при сжигании листьев растений. Поверив в целебные   свойства   этого   растения,   Колумб   и   его   друзья   вывезли   семена   в Европу. Этим растением оказался табак, названный в честь провинции острова Гаити   Тобаго.   Семена   табака   посеяли   впервые   в   Испании.   В   1559   г. французский   посол   в   Португалии   Жан   Нике   подарил   королеве   Екатерине Медичи,   страдавшей   мигренью,   табачный   порошок   под   названием   Нико. Поэтому и названо основное вредное вещество табака – никотин.                     В Россию табак был завезен в 1585 г. английскими купцами через Архангельск. «Злой, черной, чертовой травой, исчадием ада»   называли табак. Быстрому распространению табака способствовало удивительное его свойство – тяга к курению, с которой было очень трудно совладать человеку.  В дальние времена считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов и т. п. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Табачные   листья   использовали   как   лечебное   вещество.   В   1604г.   после опустошительного   пожара   в   Москве,   курение   было   запрещено   под   страхом смерти. Уличенные в курении в первый раз получали 60 ударов палок по стопам, во второй раз – отрезали нос или уши.   В 1697 г. Петр  I  отменил запрет на курение,   так   как   сам   стал   заядлым   курильщиком.   Более   того,   он   всячески склонял к курению своих приближённых и разрешил ввоз табака из­за границы. Курение распространилось с необычайной силой. А вредные свойства табака до 19   века   были   практически   не   изучены,   и   врачи   ничего   не   могли противопоставить привычке курения. Быстро и широко распространившись по планете, табак стал одним из наиболее известных созданий рук человеческих в современной истории. 1.2. Состав табака 3В табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов.  30 из них относятся к разряду натуральных ядов, таких   как  кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон, окись углерода и др.   Главный   компонент   табачного   дыма   –   никотин.   Ради   него   и   тянется человек к сигарете, так как в малых дозах  никотин вызывает возбуждение. И  только в ХХ веке, выделив это вещество в чистом виде, химики доказали, что никотин – сильнейший яд. Он легко проникает в кровь и накапливается в самых жизненно важных органах, разрушая их функции. Птицы   (воробьи   и   голуби)   погибают,   если   к   их   клюву     лишь   поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от  ¼  капли, собака погибает от ½ капли никотина.   Одной капли чистого никотина хватит уничтожить тройку взрослых  лошадей массой  500 кг.             Никотин   всасывается   слизистыми   оболочками   и   разносится   по   всему организму в течение 21­23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная   доза   никотина   для   человека   2­4   капли,   однако   внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г ­ 1 кг никотина.  1.3 Уровень употребления табака в России.  По данным исследований, первое место в мире   по  уровню употребления табака принадлежит России. Если в развитых  странах мира за последние  30 лет количество курящих людей сократилось в 2­3 раза, то в России  их количество увеличилось в три раза. В стране курят  около 39%  населения ­ это примерно 44 млн. человек. Ежегодно от болезней вызванных курением, умирает около 400 тыс. россиян, 80% курильщиков начали курить в школе. И поэтому 25 января 2013 года Госдума рассмотрела и приняла  «антитабачный»  законопроект. По закону   запретили   курить     в   госучреждениях,   вузах,   школах,   больницах, стадионах, ресторанах, поездах, на вокзалах и на метро. 12 февраля 2013 года президент России В.В.Путин подписал закон  « Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон вступил в силу 01.06.2013 года  1.4.Подростковое курение. Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России" показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%. Это говорит о том, что подростковое курение 4стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13­14 лет. К 15 годам каждый десятый  подросток уже страдает никотиновой зависимостью  Табак   очень   пагубно   влияет   на   здоровье   подрастающего поколения. • Сильно страдает память • Ухудшается острота зрения • Истощаются  нервные клетки • Происходит патология зрения  • Наступает быстрая  утомляемость • Повышается внутриглазное давление • Возникает раздражительность • Нарушается сон • Преждевременное изнашивание сердечной мышцы • Возникают поражения кожи       После   изучения     литературы   о   вреде   и   последствиях   курения,   меня Курят ли подростки нашей школы? Имеются ли в нашей школе дети с хроническими заболеваниями? Верно ли,что курение влияет на успеваемость учеников. Курение влияет не только на здоровье учащихся, но и на   успеваемость  Число неуспевающих     возрастает   в   тех   классах,   где   курят.   Курение   школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Поэтому курение и школьник понятия несовместимы. Школьные годы ­ это годы роста как физического, так и умственного.   Организму   надо   много   сил,   чтобы   справиться   с   большими нагрузками.   заинтересовали такие вопросы: 1. 2. 3. С   целью     детального   исследования   япровела   анкетирование   детей   школы   по вопросам: 1.Курит ли твоя мама? 2. Курит ли у вас папа? 3. Пробовали ли вы  курить? 4. Курите ли вы сейчас? Так как анкета проводилась анонимно, то здесь приводятся достоверные факты: Всего в нашей школе 26учащихся . Было проанкетировано 20 учеников.  Это   учащиеся   4,5,6,7,8,9   классов.   Результаты   опроса   показали:   что   из   20 опрошенных учеников курят 5 учеников, пробовали курить 11 ученика, курят мамы у 10 учеников, папы у 15 учеников. 1.5 Результаты анкетирования учащихся 562 38 60 40 60 40 76 24 Да Нет Результаты анкетирования учащихся Опыт курения имеют многие ребята.  Одна из причин возникновения вредной привычки ­ это пример своих родителей. Очень немногие подростки  знают состав табачного дыма,  хотя большинство из них знают о вреде курения.   Это значит,   ученики владеют информацией о вреде курения, но не осознают вред курения полностью.  Анкетирование показало, что проблема курения существует   в нашей школе. Вывод: мы занимаемся нужным и полезным  для подростков делом.   Актуально   вести   борьбу   с   курением,   включающие достоверные факты, факты из реальной жизни.   решая   математические   задачи, Практическая часть работы над проектом. Я составила цикл задач о вреде курения, создала брошюру «Решение задач. О вреде курения языком математики» Приведу примеры некоторых из них: 1.5. Задачи о вреде курения. 6Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, понять её роль в современной жизни.  Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку Условия  задач взяты из реальной жизни  Задачи  в данной работе являются средством, с помощью которого можно получить информацию о вреде курения  Задача №1 Курящие   дети   сокращают   свою   жизнь   на   15%.   Определите,     какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни  в России 56 лет. Решение:   1)15% = 0,15   2) 0,15 ∙ 56 = 8,4 3) 56  Ответ:  47,6 лет продолжительность жизни нынешних курящих детей.  ─  8, 4 = 47,6 (лет) Задача №2 При   курении   учащается   сердцебиение.   Это   отмечается   уже   после   первых затяжек. Известно, что у здорового человека сердце сокращается в среднем 70  раз в минуту, при курении сердцебиение увеличивается до 90 ударов в минуту. Определить на сколько процентов увеличилось сердцебиение? Решение: 1) 90 – 70 = 20(на столько ударов увеличилось) 2) 20 : 70 ∙ 100%   29(%) ≈ Ответ: на 29% увеличилось сердцебиение у курильщика. Задача №3 В табачной смоле, собранной из 1000 папирос содержится 2 кг бензопирена. Этого   достаточно,   чтобы     вызвать   злокачественную   опухоль   у   крысы   или кролика. Сколько  бензопирена содержится в 1 пачке (20 штук)? 2 кг = 2000 г               1) 2000:1000= 2 (г) бензопирена в 1 папиросе Решение: 2) 2 ∙ 20 = 40 (г) бензопирена в 1 пачке Ответ: 40 г.  бензопирена в 1 пачке папирос  Задача №4 7Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6­10 минут. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15%. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 60 лет? Решение:      1) 15% = 0,15   2)  0,15∙ 60 = 9 (лет)   Ответ: на 9 лет сокращают  свою жизнь курящие дети  Задача №5 Сколько денег тратят в семье, где один курильщик ? В день он выкуривает 1 пачку и тратит 70 руб.  Сколько денег потратит семья на сигареты в год. Что можно купить на эти деньги? 1) 365 ∙ 70 = 25550(рублей)  Ответ: 25550 рублей в год потратит семья на сигареты  Решение: Задача №6 Сережа   попадает   в   баскетбольную   корзину     20   раз   за   5   минут,   а   после выкуривания сигарет  15 раз. На сколько процентов сократилась острота зрения у Сережи? 1)20 – 15 = 5(п) – на столько попаданий меньше. Решение: 2) 5 : 20 ∙ 100% = 25 (%) Ответ: на 25 % уменьшилась острота зрения Задача №7 Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г.  Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если: а) курит папа; б) курит мама; в) курят оба. Ответ округлите до единиц. Решение: 1) 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5 (%)­ если курит папа. 2) 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5 (%) –если курит мама. 3)  (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11 (%)­ если курят оба. Ответ: а) 3,5 % б) 7,5 %  в)  11% 8Задача №8 В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. ─  синильной  Определите % содержание самых ядовитых веществ  ─ кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония,    в одной сигарете.  Если никотина  2%, а синильная кислота составляет половину от никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а  полоний  от количества окиси углерода. Решение: ─ 1) 2% = 0,02;  0,02 ∙ 0,5 = 0,01 = 1(%)   синильной кислоты ; ─  табачного дёгтя; 2)  2 ∙ 7,5 = 15 (%)   ─ 3)  0,6 ∙ 15 = 9 (%)    окиси углерода;  ─  полония. 4)  2/3∙ 9 = 6 (%)  ─   2/3  Ответ:  1%, 15%, 9%, 6%  Задача №9 Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?  ─  содержится никотина в 15 сигаретах 1)5 ∙ 15 = 75 (мг)  2) 20% = 0,2;       75 ∙ 0,2 = 15 (мг) ­   примет человек за один день. Ответ: 15 мг.  Решение: Задача №10 Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит?  Сколько витаминов получит ученик, который курит? Решение: 1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг­ потеряет ученик;  2)  125 – 25 = 100 мг – останется. Ответ: 100мг. Задача №11 9До курения спортсмен попадал в цель 200 раз. После курения 1 сигареты на 15 % уменьшилось попадание в цель. Сколько раз он попал в цель?  Решение: 15% = 0,15 1) 200 ∙ 0,15  = 30(раз) – 15% 2) 200 ­ 30= 170 (раз).   Ответ: 170 раз. 1.6. Выводы: Задачи о вреде курения показали:  На 9 лет уменьшают свою жизнь курящие дети;    На  29%  чаще сокращается сердце человека     47,6 лет ­  продолжительность жизни курильщика;    40 г.  бензопирена в 1 пачке папирос     25550 рублей в год потратит семья на сигареты, а не на умственное и физическое развитие детей.    на 25 % уменьшается острота зрения у подростков    15 мг. никотина принимает курящий в день    11% теряет в весе новорожденный у курящих родителей    1(%)   синильной кислоты ; 15 (%)    ─ углерода; 6 (%)  ─  полония в одной сигарете. ─  табачного дёгтя; 9 (%)    ─  окиси Каждый   день   курящий   подросток,   вдыхая   все   эти   страшные   яды, постепенно убивает себя.  У курящих подростков:  Повышается кровяное давление.    Возрастает склонность к простудным заболеваниям, возникает «кашель курильщика»;  Замедляется рост;  Желтеют зубы, голос становится хриплым;  Появляются болезни сердца, лёгких, губ, горла, желудка;  Появляется одышка и сердцебиение при физических нагрузках  и.т.д.; Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека,  формировать у них негативное отношение к курению. С этой целью я  Создала буклет «Математика против курения» 10 создала   брошюру   «Решение   задач.   О   вреде   курения   языком математики»  оформила памятку « О вреде курения» Провели внеклассное мероприятие «Мы против курения» для учащихся 5 – 9 классов. Каждому ученику  подарили наши буклет и брошюру,  Наш руководитель Татьяна Владимировнапровела в 5­9 классах уроки « О вреде курения – языком математики». Мы организовали встречу с медицинской сестрой   Уваровой С.В. «Курить   –   значит   не   жить!»   Каждому   ученику   подарили   памятки«Состав табачного дыма и его влияние на организм человека», «О вреде курения» Есть результаты нашей работы: 2 учеников школы уже бросили курить. Решение   математических   задач   помогло   доказать   гипотезу   о   том,   что   вред курения  можно доказать посредством решения математических задач. Проведенной   нами   работой   мы   привлекли     внимание   учащихся   школы   к проблеме   подросткового   курения,   решая   математические   задачи   доказали, какой огромный вред приносит курение здоровью курящих подростков. В   нашей   школе   есть   еще   мальчики,   которые   курят,   поэтому   наша   работа полезна и своевременна. Результаты работы над проектом • Познакомились с историей возникновения курения и табака • Составили цикл задач о вреде курения. • Создали   брошюру   «Решение   задач.   О   вреде   курения   математическим языком» • Создали буклет «Математика против курения» • Провели анкетирование с учащимися и родителями  школы для выявления отношения к проблеме о вреде курения • Провели внеклассное мероприятие « Мы должны жить!» для учащихся 5 – 9 классов.Подарили буклеты и брошюру каждому ученику 5 – 9 классов. • Организовали встречу с медицинской сестрой Уваровой С.В. «Курить – значит не жить!» и подарили каждому ученику школы памятки «Состав табачного дыма и его влияние на организм человека»и «О вреде курения» 11• Руководитель провелав  5 – 9 классах  уроки «О вреде курения – языком математики». • Моё пожелание  всем подросткам: Запомни: человек не слаб, Рождён свободным. Он не раб. Сегодня вечером, как ляжешь спать,  Ты должен так себе сказать: «Я выбрал сам себе дорогу к свету И, презирая сигарету, Не стану ни за что курить. Я – Человек! Я должен жить!»  12