Актуальность проектаПервые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре и быту.
Задачи:Расширить знания детей о русской избе-жилище крестьянской семьи, о предметах старинного русского быта.Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края и своего народа.Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям, развивать интерес к ним.Обогатить словарный запас детей пословицами, поговорками, загадками, «устаревшими» словами.Привлечь родителей в воспитательный — образовательный процесс.
Проект позволит: - ввести детей в мир истории страны и родного края;- возродить народные традиции; - показать им многообразие исторических источников; - привить навыки исследовательской работы;- пробудить интерес к истории родного края, традициям своего народа; -формировать историческое сознание, воспитывать чувство сопричастности к прошлому, истории своей Родины, края; - создать условия для творческого раскрытия личности ребёнка; -воспитывать нравственную личность, умеющую творчески использовать полученные знания, способную к открытому восприятию мира; - расширить кругозор воспитанников.
Реализация проектаПодготовительный этап.1.Создание творческого коллектива по разработке проекта.2. Изучение методической литературы, интернет-сайтов, оформление и создание предметной развивающей среды.3. Обсуждение предложенных индивидуализированных дизайнов избы.4. Выявление первоначальных знаний детей о старинных традициях русскогонарода.
Практический этап
1. Поиск и реконструкция имеющегося оборудования.
2. Оформление музея в соответствии с задачами проекта, с требованиями охраны жизни и здоровья детей.
3. Открытие музея.
4. Проведение мероприятий в мини-музее «Своя изба-свой простор»: викторин, бесед, практикумов, познавательных и игровых проррамм, мастер-классов, встреч с Бабушкой Ариной и дедом Савелием и др.
Заключительный этап1.Подведение итогов по созданию музея народного быта «Своя изба-свой простор»2. Выявление результатов деятельности всех участников проекта.3. Анализ проделанной работы, обобщение опыта работы, планирование.
Проект показал высокую практическую значимость:
-дети познакомились с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков;
-расширили представления о народных традициях, обычаях, обрядах, об изделиях разных народных промыслов;
-принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников, конкурсах, театральных постановках, викторинах.
У родителей:- Возникло желание открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения.-Активизировалось участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровьесберегающей деятельности.-Проявились позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:-пополнился педагогический арсенал научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и развитии дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.
Вывод: Сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего музея к нам и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.Мини – музей помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.