В исследовательском проекте "Музыка и математика"представлены теоретическая и практическая части. В теоретической части дана информация о связи музыки и математики, а в практической части проведено исследование связи дат рождения (числа) учащихся и учителей с их мелодическим звучанием (музыка), проведён анализ полученных результатов исследования, сделаны выводы.Проект имеет практическую направленность, результаты исследования полезны в работе классного руководителя.разработка - проект "Музыка и математика"
Проект Музыка и математика.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «средняя
общеобразовательная школа» х. Бурковский
Исследовательский проект
«Музыка и математика»
Выполнили:
Арутюнян В.
Манучарян С .
Кузнецова И.
Завьялова В.
Руководитель:
учитель музыки
Осипова Т. П. 2017 год
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Сегодня математика становится всё более популярным, но остаётся при
этом не менее сложным предметом, ценность музыки и музыкального
образования в школе должна повышаться, но это придёт только с пониманием
способности музыки помогать в изучении математики.
В нашей школе на уроках музыки мы занимаемся не только вокальной
работой, но и изучаем теорию музыки, а также проводим анализ музыкального
произведения. Это не всегда приятное занятие, требующее активной
«мыслительной деятельности»,
что вызывает недовольство наших
сверстников. Часто можно слышать такие высказывания: «Зачем нам эта
музыка? Ведь экзамен по этому предмету не сдают и лучше сосредоточить
свои усилия на изучении математики, а на музыке нужно отдыхать!». Но так
ли это? Тогда почему музыка включена в перечень изучаемых предметов до 9
класса? На этот вопрос мы не находили ответа и были солидарны со своими
одноклассниками, но однажды, слушая весёлую песенку «Дважды два
четыре», нас посетила мысль: «Если с помощью этой песенки можно легко
запомнить некоторую часть таблицы умножения, то наверняка существует
связь музыки с математикой».
Мы задали себе вопрос: «Какая связь может быть между математикой и
музыкой? И можно ли эту связь использовать с пользой для себя?» Решили
найти ответы на эти вопросы и доказать, что связь между музыкой и
математикой существует.
Гипотеза: Музыка и математика связаны между собой и занятия музыкой
помогают изучению математики. Цель: доказать взаимосвязь музыки и математики, способствующей
улучшению качества личностных достижений учащихся.
Для достижения цели определили
задачи:
проанализировать литературу по теме исследования;
сравнить материал, изучаемый на уроках музыки и математики;
переложить числа (даты рождения ) на музыку;
установить связь между «звучанием» даты рождения и способностями
личности;
сформулировать выводы.
Объект исследования: музыка и математика.
Предмет исследования: математика в музыке.
Методы исследования:
работа с источниками информации;
анкетирование;
анализ, сравнения, наблюдения.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный: изучение литературы, сбор информации.
этап – аналитический: анализ полученных результатов, выводы.
2 этап – практический: исследование связи цифр и музыки.
3
1 этап
Изучая информацию по теме исследования, мы узнали, что люди давно
задумывались о связи музыки и математики.
Так древнегреческий математик философ Пифагор был первым, кто изучил
и установил связь между музыкой и математикой.
Музыка для Пифагора стала даже не средством вдохновения, а предметом
научных изысканий, и именно в музыке Пифагор нашел прямое
доказательство своему знаменитому тезису: «Все есть число». В результате
своих исследований он создал учение о звуке,
открыл, что основные гармонические интервалы октава, чистая квинта и чистая кварта, возникают,
когда длины колеблющихся струн относятся как 1:2, 2:3, 3:4
В своих исследованиях он использовал особый инструмент – монохорд.
Связь музыки и числа обнаружили также ученые – философы пифагорейцы,
которые открыли числовые соотношения, лежащие в основе музыкальных
созвучий, и сформулировали ряд акустических законов музыки, на которых
сегодня базируется современная наука акустика.
Оказывается, что и в музыке и в математике господствует идея числа и
отношения. Значит, музыка математична, а математика музыкальна.Кроме
того при работе с Интернет источниками нас заинтересовали данные
нейропсихологии, подчеркивающие повышенную
современной науки
аналитичность восприятия и высокое качество пространственных операций
«музыкального мозга». Это навело нас на мысль о совпадении музыкальной и
математической одаренности у одних и тех же людей. Как иллюстрацию этого
суждения, можно взять путь становления музыкального гения Моцарта.
Первое открытие трехлетнего Вольфганга тоническое трезвучие, но наряду с
нотной грамотой он изучал и арифметический счет. Выдающийся дирижер
Эрнест Ансерме – профессиональный математик, прекрасный пианист,
композитор Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета
Московского университета, современный композитор Эдисон Денисов
преподавал математику в Томском университете, выдающийся виолончелист
Карл Давыдов закончил физикоматематический факультет, Макс Планк
великолепно играл на фортепиано, Альберт Эйнштейн перед каждым великим
открытием обязательно брал в руки скрипку. Анализ данного материала
позволяет сделать
вывод: музыкальные и математические операции
родственны и содержательно и психологически значит, занимаясь музыкой,
человек развивает и тренирует свои математические способности
2 этап Практический
На втором этапе мы попытались на практике
найти общие точки
соприкосновения математики и музыки. 2.1. Связь музыки и математики
Из сопоставления знаний, полученных на уроках математики и музыки, мы
выявили следующие совпадения:
Первое это цифровые обозначения. Как и в математике, в музыке
встречаются цифры: звукоряд – 7 нот, нотный стан – 5 линеек. Интервалы:
прима – 1, секунда – 2, терция – 3, кварта – 4, квинта – 5, секста – 6, септима
– 7, октава – 8. Обозначения аппликатуры и размер произведения
записывается тоже при помощи цифр.
Второе совпадение – это ритм. Ритм важнейший элемент в музыке. Числа,
оказывается, тоже обладают ритмом.
Например, числа кратные 3(трём) обладают следующим ритмом: Начнем с 0 и,
увеличивая каждый раз на 1, будем акцентировать все числа, кратные 3.
Получается 0 1 2 3 4 5 6 7 8…. и т.д. Получается красивый, правильный,
равномерный ритм, звучащий как трёхдольный музыкальный размер 3/4,
который соответствует вальсу.
Если посчитать числа, кратные двум 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. то увидим, что
мы пришли к ритму марша, звучащему как музыкальный размер 2/4. Таким
образом, числа тоже обладают ритмом.
Третье совпадение – наличие в музыке и математике
противоположностей.
Музыка
Мажор минор
Быстро медленно
Тихо громко
Математика
Плюсминус
Больше – меньше
Сложение – вычитание
Низкий звук высокий звук
Бемоль (понижение) – диез
Умножение – деление
Четное число – нечетное число
(повышение)
Четвертое совпадение обнаружили при изучении темы по музыке
«Длительности».
половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, 16 шестнадцатых.
На уроке мы узнали, что в целой ноте две Оказывается, что длительности получаются так же, как и дроби: они
возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно
подсчитывать так же как дробные числа: 1/2, ¼, 1/8, 1/16. Следовательно,
названия длительностей служат одновременно и названиями чисел.
Пятое совпадение – в музыке существуют параллельные тональности.
Также в музыке есть нотный стан, который состоит из пяти параллельных
линий.
А в математике существуют параллельные прямые.
Найденные выше совпадения
подтверждают, что между музыкой и
математикой есть связь.
2.2. Связь цифр и музыки
Далее мы нашли ещё один способ проверить наличие связи между
цифрами и музыкой. Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной
властью над всеми событиями, а значит, числа правят и музыкой. Что такое
наши даты рождений – это ни что иное как ряд чисел. Мы попробовали
«послушать» как звучат даты рождения разных людей и установить связь
между характером звучания и свойствами личности. Для этого были
исследованы даты рождений учителей нашей школы и учащихся 5б класса.
Предположив, что дата – набор цифр, мы переложили даты на ноты,
условившись, что цифра 0– до, 1– ре, 2 – ми, 3 – фа, 4– соль, 5 – ля, 6 – си, 7–
до, 8 – ре, 9 –ми.
У каждого учителя получился мотив, который соответствуют дате рождения.
Если сыграть эти ноты одновременно, получаются аккорды. У учителей
физкультуры, информатики – мелодия получилась с резкими скачками, а
аккорды звучат дисгармонично. У учителя русского языка и литературы
аккорд звучал благозвучно, а у учителей музыки и изобразительного
искусства аккорд звучал не только благозвучно, но даже звуки слились в
унисон и аккорд превратился в благозвучные интервалы терцию и кварту, то
есть наши учителя правильно выбрали свою профессию. И только у учителя
математики мы обнаружили несовпадение. Мелодия звучала благозвучно, интервалы и аккорд тоже. Это даже заставило нас усомниться в теории
Пифагора и только когда мы побеседовали с учителем математики, оказалось
что она совсем не хотела быть математиком, и только усилием воли, ей
удалось постичь эту науку. Вот так пришла разгадка нашего несовпадения.
Такую же работу мы провели с датами рождения учащихся 5б класса. При
анализе нотной записи учащиеся разделились на две группы:
I группа дети, у которых мелодия благозвучная, без скачков (мы отметили
их знаком плюс)
II группа дети, у которых мелодия не благозвучная, с резкими скачками
(отметили знаком минус). Далее, анализируя результаты анкетирования
учащихся 5б класса, мы
Оказалось, что в первой группе,
выяснили, чем каждый ученик увлекается.
где мелодия звучала благозвучно,
большинство детей любят заниматься танцами, рисовать, петь и читать книги.
То есть данная группа детей обладает творческими способностями, которые
косвенно или напрямую связаны с музыкой. Это же подтвердил анализ нашей
нотной записи. Например: Из анкеты мы узнали, что Белюга Никита любит
играть в компьютерные игры и решать задачи, головоломки. Если же
посмотреть на нотную запись его даты рождения, его мелодия звучит не
благозвучно, с резкими скачками, то есть у него логический склад мышления.
Результаты анализа анкетирования и нотной записи представили в виде
диаграммы. Чуть больше половины учащихся 5б класса имеют творческие
способности, остальные имеют логический склад мышления. Таким образом,
мы установили, что цифры (даты рождения) можно переложить на ноты и
установить их связь со способностями личности.
Новизна нашего исследования в том, что мы предлагаем новый способ
диагностики свойств личности при помощи цифр и звуков.
Наши исследования имеют практическую значимость.
Результаты исследования оказались интересны не только нам, но и классному
руководителю 5б класса. Они помогут ему планировать работу, как со всем
классом, так и с отдельными учениками, учитывая их свойства личности. В рамках декады музыки мы выступили перед учащимися нашей школы с
сообщением о пользе занятий музыкой для развития математических
способностей.
Лично для себя решили регулярно заниматься музыкой для развития своих
математических способностей и в дальнейшем успешной сдачи экзаменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проведённых нами исследований можно сделать вывод о том, что
математика и музыка имеют общность, и успех изучения одной из этих наук
способствует получению хороших результатов в другой, то есть наша гипотеза
подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Деплан И. Я. Мир чисел. М.: «Просвещение», 2002.
2.Шарапкина
музыки/П.Е.Шарапкина.//Университетские чтения 2006г.
Гармония
П.
Е.
математики
и
3.Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
Интернетресурсы:
1. http://www.stonot.ru/
2. http://www.krugosvet.ru/
3. http://www.wikipedia.org/
4. http://ru.wikibooks.org/wiki
5. http://www.pianonotes.net/ Приложение 1
Монохорд Пифагора
Первым музыкальным инструментом Пифагора был монохорд. Инструмент
под названием монохорд в переводе означает «однострун». Монохорд – один
из первых шагов на пути к рождению фортепиано. Ему было суждено сыграть
в истории музыки огромную роль. Именно он является предком нынешнего
фортепиано.
Сначала к его единственной струне
добавили еще одну, а затем стали
натягивать все большее число струн.
Позднее играли на нескольких
струнах. Появился инструмент
цилибалы, на Руси – гусли. В
средние века (XIV в.) знали и
пользовались органом. Вот и пришла к комуто в голову замечательная мысль: приспособить клавиатуру к
многострунному монохорду.
Так появились клавикорд, клавесин, а затем фортепиано.
2
дат рождения учителей
1.
Приложение
Исследование Приложение3
Исследование дат рождения учащихся 5б класса Приложение4
Анкета по изучению интересов учеников 5б класса
Фамилия,
имя:______________________________________________________________
____
ПОДЧЕРКНИ ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ:
заниматься спортом
читать книги решать разные задачи, головоломки
заниматься танцами
заниматься пением, музыкой
рисовать
играть в компьютерные игры
Содержание
1. Введение
стр. 3 4
.
2.Исследование 2.1. Связь музыки и математики
3.2. Связь цифр и музыки
4. Заключение
5. Список использованной литературы
стр. 4 6
стр. 78
стр. 8
стр. 9
6. Приложение
стр. 1013
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Проект "Музыка и математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.