Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности которой определяется рядом параметров, от социально-экономических условий до демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывает школа, а если ребенок с ограниченными возможностями здоровья, то коррекционная школа. Для этого есть все объективные и субъективные предпосылки. Коррекционная школа создает возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве, ситуация успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я-оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решать проблему всестороннего, гармоничного развития личности школьника.
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и школой возникла идея в разработке проекта «Мы – единая семья».
Программа позволяет всем, кто работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включиться в контекст современных проблем воспитания, понять феномен “воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.
Ведущая идея программы - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
• опора на базовые потребности ребенка;
• развитие личности в процессе воспитания;
• совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
• профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
Цель:
Создание условий для сотрудничества детей с ограниченными возможностями здоровья и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Задачи :
• создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
• обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
• воспитание у детей с ограниченными возможностями здоровья ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
• организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
• формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей.
Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на результативное взаимодействие.
проект Мы - единая семья.docx
Проект «Мы – единая семья»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья персональная среда жизни и развития ребенка, степень благоприятности
которой определяется рядом параметров, от социальноэкономических условий до
демографического фактора. Какую бы сторону развития ребенка мы ни брали, всегда
решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Важную помощь семье в воспитании ребенка оказывает школа, а если ребенок с
ограниченными возможностями здоровья, то коррекционная школа. Для этого есть все
объективные и субъективные предпосылки. Коррекционная школа создает возможность
для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве, ситуация успеха для
каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я
оценку”, а также эмоциональнопсихологическую защиту. Именно здесь создаются условия
для социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решать проблему
всестороннего, гармоничного развития личности школьника.
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой
личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни общества,
установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и школой возникла идея
в разработке проекта «Мы – единая семья».
Программа позволяет всем, кто работает с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, включиться в контекст современных проблем воспитания, понять феномен
“воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное
пространство личности, обогатить воспитанников эмоциональным и нравственным опытом.
Ведущая идея программы установление партнерских отношений с семьей каждого
воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Основными приоритетами при реализации данной программы являются:
опора на базовые потребности ребенка;
развитие личности в процессе воспитания;
совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;
профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
Цель:
Создание условий для сотрудничества детей с ограниченными возможностями здоровья
и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей, направленные на поддержку и развитие
физического, психологического и нравственного здоровья учащихся.
Задачи :
создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля
позитивного общения с семьей;
обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с
ней;
воспитание у детей с ограниченными возможностями здоровья ответственности,
чувства гордости и уважения за свою семью;
организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и
социальной деятельности детей;
формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической
позиции через психологопедагогическое просвещение родителей.
Общение с детьми и их родителями предполагает модель, направленную на
результативное взаимодействие. Модель взаимодействия
“АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК – ПЕДАГОГ”
Проект “Мы – единая семья” предполагает тесное взаимодействие педагогов,
Срок реализации: 3 года.
Участники : учащиеся, педагоги, родители.
воспитанников и их родителей и имеет трехуровневую структуру.
1. “Забота о ребенке”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на те семьи, которые озабочены развитием,
воспитанием, обучением детей.
2.“Просветительский”.
Сопровождение этого уровня ориентировано на две основные категории семей: семьи, в
которых родители ощущают дефицит психологопедагогических знаний, и семьи с детьми
школьного возраста, где доминантой родительского поведения является отстраненность.
3. “Консультационный”.
консультирование, также психологический тренинг для родителей.
Для выполнения задач проекта программы “Мы – единая семья ” необходимо выделить
основные направления организации взаимодействия семьи и школы:
Сопровождение этого уровня ориентировано на индивидуальное и семейное
1. Направление
“Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей”
предполагает:
проведение исследования с целью изучения как родительских запросов в отношении
образовательных услуг, так и установок родителей на нравственное и эстетическое
развитие детей; их социализацию;
для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм
организации;
изучение семьи воспитанника для того, чтобы ближе познакомиться с ним, понять стиль
жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка
с родителями.
Методы изучения: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры.
2. Направление
“Психологопедагогическое просвещение семьи” предполагает:
создание “просвещенной культуры” родительства и создание максимально
благоприятных условий отношений союза, единства педагога и родителей важный
источник качества знаний и развития ребенка.
3. Направление
“Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми” предполагает:
сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по
организации совместных дел родителей и детей;
проведение совместных с детьми досуговых мероприятий, на которых родители являются
как активными участниками шоупрограмм, так и благодарными зрителями;
4. Направление
“Ознакомление родителей с содержанием учебновоспитательного процесса”
предполагает:
определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и образованию
ребенка;
присутствие родителей на занятиях ; обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
родители выступают как субъекты целостного образовательного процесса наряду с
педагогами и детьми.
5. Направление
“Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной
деятельности” предполагает:
подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной
и коллективной работы с родителями;
выяснение организационных проблем, существующих в творческих коллективах и как
их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими
методами они предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшему развитию
учреждения.
Для анализа результативности в ходе реализации проекта « Мы единая семья» должен
проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала
(анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями,
собственная рефлексия). Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого
учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями.
Предполагаемый результат:
выстраивание системы взаимоотношений: “администрация педагог – ребенок
родитель”, по принципу “человек человек”;
участие родителей в планировании и анализе деятельности учреждения;
положительное влияние семьи на социализацию личности ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
включение родителей в учебновоспитательный процесс и досуговую деятельность.
Содержание программы
АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИТЕЛЬ
Направления
Изучение семьи с целью
выявления ее возможностей по
воспитанию своих детей.
Психологопедагогическое
просвещение семьи.
Вовлечение родителей в
совместную деятельность с
детьми.
Ознакомление родителей с
Содержание работы
Организация диагностической работы по изучению семей.
Использование оптимальных форм и методов в
дифференцированной групповой и индивидуальной работе
с семьей (методы: собеседование; анкетирование;
тестирование; соц. опрос; диагностические исследования и
др.);
Определение потребностей семьи;
Осуществление контрольнодиагностических функций.
Оказание психологической помощи;
Психологопедагогическое консультирование,
просвещение;
Разрешение возможных конфликтных ситуаций.
Работа по организации совместной общественно значимой
деятельности и досуга родителей и учащихся
(воспитанников);
Включение родителей в активную позицию по вопросам
воспитания, образования.
Обеспечение целенаправленного и эффективного Направления
Изучение семьи с
целью выявления ее
возможностей по
воспитанию своих
детей.
Определение потребностей
семьи.
Выявление мнения родителей
о воспитании детей
Психолого
педагогическое
просвещение семьи.
Составление характеристик
семей обучающихся;
Оказание психологической
помощи; Психолого
педагогическое
консультирование,
просвещение;
содержанием учебно
воспитательного процесса.
Анализ промежуточных и
конечных результатов
совместной воспитательной
деятельности.
образовательного процесса.
Осуществление контрольноаналитических функций;
Отчеты администрации;
Коллективный поиск разрешения общих проблем,
сотрудничество в области связей с общественностью, и
государственными службами.
ПЕДАГОГ РОДИТЕЛЬ
Содержание работы
Формы работы
Беседы, консультации, наблюдения
педагога.
Тестирование: (Примерная
тематика: “Хорошие ли вы
родители?”, “Умеете ли вы
воспитывать детей?”, “В чем
талантлив ваш ребенок?” “Способы
познания окружающего мира”
(аудист, визуалист, деятель) и др.)
Анкетирование: (Примерная
тематика: “Удовлетворение
образовательными услугами”;
“Мотивация ”; “Межличностные
отношения в семье” и др.)
Родительские собрания; Форумы и
др.
Диспуты и дискуссии:
(Примерная тематика:
Ваша семья глазами вашего
ребенка. Умеем ли мы любить
своих детей, Что они могут
спровоцировать и породить у детей
и др.).
Беседы: (Примерная тематика:
Как научиться понимать и
принимать подростка; О
воспитании у детей чуткости и
отзывчивости и др.)
Родительские собрания:
(Примерная тематика: “Мы одна
семья”, “Мой дом – моя семья”,
“Родителям о правах ребенка”, “О
доброте и милосердии” и др.)
Круглый стол: (Примерная
тематика: “Школа , семья и
ребенок”; Самоопределение
личности подростка”;
“Нравственное воспитание Разрешение возможных
конфликтных ситуаций;
Приглашение специалистов
для лекций родителям.
Вовлечение родителей
в совместную
деятельность с детьми.
Включение родителей в
активную позицию по
вопросам воспитания,
образования.
Оказание помощи в
организации и проведении
совместных мероприятий.
Создание условий по
обеспечению
целенаправленного и
эффективного
образовательного процесса.
Отчет о работе за учебный
год
Ознакомление
родителей с
содержанием учебно
воспитательного
процесса.
Анализ
промежуточных и
конечных результатов
совместной
воспитательной
деятельности.
подростков в семье” и др.);
Лектории и беседы для
родителей: (Примерная тематика:
Детские страхи и их преодоление.
Нервные заболевания у детей.
Психосексуальное развитие детей.
Трансформация роли у ребенка.
Вредные патологические привычки
у детей. Типы и стили семейного
воспитания и др.)
Диспуты и дискуссии:
(Примерная тематика: Мы и наши
родители. Отец – воспитатель и
др.)
Музыкальная гостиная: День
музыки
Литературная гостиная:
(Примерная тематика: Пушкин и
дети. Праздник славянской
письменности и др.)
Конкурсы семейного творчества:
“Супербабушка”, “Рукотворное
чудо”, “Бабушкин сундук” и др.)
Мероприятия: (Примерная
тематика: Творческие мастерские
для родителей.. Совместные
занятия детей и родителей;
Календарные праздники:
“Праздник урожая”, “Встреча
Нового года”, “Веселое рождество”
и др.)
Приглашение родителей на
контрольные срезы. Выставки
творческих работ.
Родительские собрания.
Родительские собрания.
Презентации опыта семейного
воспитания Отчетные концерты,
спектакли, выставки; и др.
ПЕДАГОГ РЕБЕНОК
Направления
Изучение семей
учащихся,
Содержание работы
Формы работы
Определение
взаимоотношений между
Тестирование: (Примерная тематика:
“Наедине с самим собой” (об отношениях с положения детей в
семье и условий их
жизни.
родителями и детьми;
Изучение микроклимат
в семье учащегося;
Социальный и
психологический статус
учащегося;
Психологический
портрет учащегося.
Определение
потребностей и
интересов учащихся в
организации и
проведении культурно
досуговых мероприятий.
Оказание
психологической
помощи; Разрешение
возможных
конфликтных ситуаций.
Оказание помощи в
конфликтных ситуациях
семье; Коррекция
социального поведения
ребенка.
Развитие
взаимоотношений между
педагогом и детьми.
Изучение
потребностей,
интересов и
желаний ребят
Психолого
педагогическое
просвещение.
Вовлечение в
совместную
деятельность с
детьми.
Анализ
промежуточных и
конечных
результатов
совместной
воспитательной
деятельности.
родителями “Познай себя” (диагностика
особенностей темперамента, эмоциональной
сферы, склонностей; “Размышляем о
жизненном опыте” и др.)); Анкеты:
(Примерная тематика: “Изучение
мотивации”; “Выявление степени
сформированности побудительных умений
учащихся” и др.)
Методики: (Примерная тематика:
Методика диагностики уровня творческой
активности учащихся; “Какой у нас
коллектив? Мы – коллектив…Мы –
коллектив!”; Рейтинг культурнодосуговых
дел; Защита авторских проектов и др.)
Беседы; Консультации;
Диагностические исследования;
Наблюдения педагога и др.
Беседы: (Примерная тематика: “Кто Я?
Знаю ли Я себя?”, “Воспитай в себе
личность” и др.)Тренинги; “Час общения”;
“Мир наших увлечения”; “Если не ты, то
кто?” “Познай себя”,
Консультации;Психологические игры:
“Зеркало”; “Прикоснись к синему цвету”;
“Ветер дует”; “Повтори звук”; “Передай
настроение”; “Испорченный телефон”;
Пантомима и др.
Совместные мероприятия; и др.
Уровень воспитанности
ребенка.
Праздник добрых пожеланий;
Персональные выставки;
Отчетные выставки, концерты;
Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы, необходимы следующие условия:
Приобретение методической, художественной литературы по вопросам семейного
воспитания;
Обновление информационного стенда в помощь родителям.
Оснащение методического кабинета материалами по вопросам семейного
воспитания. Укрепление материальнотехнической базы за счет спонсорской помощи и
привлечения внебюджетных средств.
Проект «Мы – единая семья»
Проект «Мы – единая семья»
Проект «Мы – единая семья»
Проект «Мы – единая семья»
Проект «Мы – единая семья»
Проект «Мы – единая семья»
Проект «Мы – единая семья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.