Проект «Мы-исследователи»
Оценка 4.7

Проект «Мы-исследователи»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
3 кл
23.09.2017
Проект  «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»предназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, на личие своего мнения, коммуникативных качеств.
проект Мы исследователи.doc
Проект  «Мы­ исследователи» для учащихся 3 класса Разработала : Гладкова Е.В.,                 учитель начальных классов Проект «Мы­исследователи» Пояснительная записка. Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д.И.Писарев.              Современная школа  требует развития новых способов образования,  педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности,  творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на  воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия,  быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в  образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной  деятельности.         Проект «Мы – исследователи» будет одной из таких форм.         Проект предназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся  исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащихся умения  поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость  ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения,  коммуникативных качеств.        Актуальность проекта обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для  организации учебно­исследовательской деятельности, в будущем станут основой для  реализации учебно­исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,  личностно ориентированный, деятельностный подходы.        Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие  у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных  способностей.  Задачи:     познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со  способами поиска информации;          мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и  самостоятельности;  Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и  энциклопедиями;  прививать интерес к исследовательской деятельности. В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида  учебно­познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в  микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение  рекомендаций по организации учебно­исследовательской деятельности.         Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,  сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию,  обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и  использования информации.           Основные принципы проекта. Принцип системности.  Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития  способностей детей. Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся ; опора на них.     совместной деятельности детей и взрослых. Принцип   Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской  деятельности: планировании, обсуждении, проведении.            Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо   обсудить,   что   получилось   и   что   не   получилось,   изучить   их  мнение, определить их настроение и перспективу.  Принцип успешности. И   взрослому,   и   ребенку   необходимо   быть   значимым   и   успешным.   Степень успешности определяет самочувствие человека, его  отношение к окружающим его людям, окружающему миру.  Если ученик будет  видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы   оценка   успешности   ученика  была   искренней   и   неформальной,   она   должна отмечать реальный успех и реальное достижение. Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения. Проект рассчитан на 34 часа. В основе практической работы лежит выполнение  различных заданий по выполнению учебно­исследовательских проектов.          В результате работы по проекту учащиеся должны знать:  структуру учебно­исследовательской деятельности;  понятия цели, объекта и гипотезы исследования;  основные источники информации;  правила оформления списка использованной литературы;  способы презентации исследования. Учащиеся должны уметь:  выделять объект исследования;  разделять учебно­исследовательскую деятельность на этапы;  выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;  работать в группе;  пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными  пособиями. Тематический план Количество часов теория практика Итого  1 1 1 2 1 1 1 1 14 22 2 2 2 3 1 1 1 2 2 18 34 № п/п 1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю   Тема занятий 2. своих о способностях. Структура и содержание учебно­ исследовательской деятельности 3. План работы над учебным исследованием.  Объект, предмет и гипотеза исследования. 4. Основные источники получения  информации. 5. Оформление списка литературы и  использованных электронных источников. 6. Методы исследования. Мыслительные  операции. 7. Обработка результатов исследования.  Методика оформления результатов. 8. Оформление работы. Подготовка доклада. 9. Как правильно делать презентацию.  Знакомство с Microsoft  Power Point.  10. Тематические учебные исследования. 1 1 1 1 1 1 1 4 Итого  11 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ. 1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч) Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить.  Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос. 2. Структура и содержание учебно­исследовательской деятельности. (2 ч) Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура  исследовательской деятельности. Определение содержания. Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности»,  определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои  родственники». 3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза  исследования. (2 ч) Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект  исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез. Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по  исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез. 4. Основные источники получения информации. (3 ч) Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари,  справочники, энциклопедии. Электронные пособия. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с  электронным пособием. 5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1  ч) Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление  списка использованных электронных источников. 6. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч) Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно­исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. 7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.( 1 ч) Практика: письменный отчёт­ структура и содержание. Визуальный отчёт –  диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты  загрязнения окружающей среды». 8. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч) Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как  интересно подготовить устный доклад. Практика: доклады по теме: « Моя семья вечером». Проверка оформления работ. 9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с   Microsoft   Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио­ или  телепередача, презентация. Практика: работа в программе Microsoft  Power Point. Презентация «Моя мама». 10. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч) 1) Исследование числа.­ 1ч 2) Исследование суммы, произведения. ­ 1ч 3) Исследование «Лексическое значение слов» .­ 1ч 4) Исследование «Орфограммы в корне слова» .­ 1ч 5) Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» .­ 1ч 6) Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов       Power         Point    . (2 ч) Древней Греции» .­ 2ч 7) Исследование «Вода­источник жизни». Конференция .­ 2 ч 8) Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная  улица моя» .­ 2ч 9) Исследование «Наш город­тыл».­ 1 ч 10) Исследование « Неизвестные герои Великой Отечественной войны» ­1 ч 11) Исследование « Труд в моей семье» ­ 1ч 12)  Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные  привычки». – 2 ч 13) Игра­викторина «Путешествие в стану Знаний». – 1 ч. 11.Итоговое занятие.  Чему мы научились за этот год. (1 ч) Методическое обеспечение.       Занятия по проекту  состоят из практической и теоретической частей. Большее  количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно  определить как  практикумы, дискуссии.       На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебно­исследовательской  деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности  использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для  усвоения детьми.         Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый  последующий этап должен включать в себя какие­то новые, более сложные задания,  требующие осмысления.         Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование  деятельности, консультирование, защита своего исследования. Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает  опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только  грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику.  Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику  последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений,  направленных на формирование необходимых навыков.        Подведение итогов по результатам освоения материала проекта может быть  проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых  столов, дискуссий. Приложение № 1. Структура исследовательской деятельности учащихся. Подготовка учащихся к исследовательской  деятельности ( введение в методологию научного исследования) Выбор проблемы ( от общего к частному) Исследование проблемы (анализ специальной литературы, опросы,  консультации) Разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор  средств и методов исследования) Практическая работа и анализ полученных результатов (работа в архивах, встречи с участниками, опытная и  экспериментальная работа и т.д.) Подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно согласно установленным  требованиям, рецензирование работы) Презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, демонстрация наглядного материала,  ответы на вопросы) (                                                                                                          Приложение № 2. Этапы информационного поиска. 1. Определение информационного запроса. 2. Поиск и локализация информации. 3. Критическая оценка полученной информации. 4. Сравнение информации, полученной из разных источников. 5. Презентация полученных результатов. 6. Подготовка отчёта. Технология защиты учебно­исследовательской работы. 1. Выступление автора с докладом ( 10 мин) 2. Вопросы участников конференции и ответы автора. 3. Вопросы членов жюри и ответы автора. 4. Выступление учащегося­рецензента с отзывом о работе. 5. Ответы на замечания рецензента. 6. Обмен мнениями о работе и рекомендации. План доклада по результатам учебно­исследовательской деятельности. 1. Приветствие 2. Тема учебно­исследовательской работы. 3. Актуальность темы учебно­исследовательской работы. 4. Цель и задачи учебно­исследовательской работы. 5. Гипотеза учебно­исследовательской работы. 6. Значимость учебно­исследовательской работы. 7. Объект и предмет исследования. 8. Этапы учебно­исследовательской работы. 9. Результаты учебно­исследовательской работы. 10.Выводы учебно­исследовательской работы.                                                                                                          Приложение № 3. Требования к содержанию Учебно­исследовательской деятельности. Структура  Титульный лист Оглавление  Введение  Требования к содержанию Содержит: ­ наименование учебного заведения, где  выполнена работа; ­ Ф.И.О. автора; ­ тему учебно­исследовательской работы; ­ Ф.И.О. научного руководителя; ­город и год. Включает название всех глав, разделов с  указанием номеров страниц, на которых  размещается материал. Содержит: ­ актуальность; ­объект исследования; ­ предмет исследования; ­ цель исследования; ­ гипотезу; ­ задачи; ­ методы исследования; ­практическую значимость; ­ апробацию; ­ базу исследования. Основная часть  ( не более 10­15 стр.) Состоит из глав, в которых содержится  материал по конкретно исследуемой теме. Выводы  Краткие выводы по результатам выполненной  работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно­ исследовательской работе. Список литературы Должен содержать перечень источников,  использованных при написании учебно­ исследовательской работы. Приложения  Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. Приложение №4 Виды исследовательских работ Структура  •   в кратких вводных замечаниях — научно­практическая ценность  темы; •   сущность темы, обоснованные научные предложения;  •   выводы и предложения  •   основные положения доклада;  •   основные выводы и предложения  •   заголовок;  •   вводные замечания;  •   краткие данные о методике исследования;  •   анализ собственных научных результатов и их обобщение;  •   выводы и предложения;  •   ссылки на цитируемую литературу  Форм а  Доклад  Тезисы  доклада  Научная  статья  Научный  отчет  •   краткое изложение плана и программы законченных этапов  научной работы; •   значимость проведенной работы, ее ценность для науки и  практики; •   детальная характеристика применявшихся методов;  •   существование новых научных результатов; •   заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее  Реферат  нерешенные вопросы;  •   вводная часть;  •   основной текст;  •   заключительная часть;  •   список литературы ;  •   указатели Приложение № 5 Терминологический словарь ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.  ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.  ОБЪЕКТ  —   это   та  совокупность   связей   и   отношений,   свойств,   которая   существует объективно   в   теории   и   практике   и   служит   источником   необходимой   для   исследователя информации. ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые   подлежат   непосредственному   изучению   в   работе,   устанавливают   границы   научного поиска.   В  каждом   объекте   можно   выделить   несколько   предметов   исследования.   Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ЦЕЛЬ  формулируется   кратко   и   предельно   точно,   в   смысловом  отношении   выражая   то основное, что намеревается сделать исследователь.  Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования. алгоритм, анализ, абстракция, апробация; • библиография; • внедрение; • гипотеза исследования; • дедукция, деятельность; • закон, закономерность; • индукция, историзм, индикатор, исследование; • • концепция, креативность, критерий; • метод, моделирование, мониторинг; • • • • • • • факт; • наблюдение, новация, новшество, наука; обобщение, объект, опыт; проект, предмет исследования, принцип; рецензия, рефлексия; сравнение, синтез, системный анализ; теория, творческий подход, технология; эксперимент. Принципы подбора тем исследовательских проектов Приложение № 6. Темы   и   проблемы  проектных   и   исследовательских   работ   подбираются   в соответствии   с   личностными   предпочтениями   каждого   обучающегося   и   должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые   формы   работы.  Выполнение   проектов   или   исследований   реализуется   как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и   с   привлечением   специалистов  из   профильных   научных   учреждений,   вузов.   Широка перспектива   использования   разнообразных   форм   проектной   и   исследовательской   де­ ятельности: экспедиций, конференций и др. Особое   внимание   надо   обратить   на   то,   что   учащиеся,   выполняющие   учебное исследование,   зачастую   не   видят   разницы   между   докладом,   рефератом   и   собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании. Общие требования к исследовательской работе учащихся Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям: • Четко сформулирована цель исследования. • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования. •Определены задачи исследования, посредством решения которых цель  может быть достигнута. • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме. •Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы  (методика исследования, которая описывается в тексте). •Представлены собственные данные, полученные в результате исследования. •Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором  (группой авторов) избранной области исследования. •Исследование должно соответствовать установленным формальным  критериям. •Исследование должно демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора. •Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если  проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). •Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты  исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской   работы   и   один   из главных   этапов   обучения начинающего исследователя. В   педагогической   литературе,   изучающей   вопросы   учебного   исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся: • информационно­реферативные; • проблемно­реферативные; • • природно­описательные; • экспериментальные; исследовательские. Информационно­реферативные работы — это работы, содержание которых основано  на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую  автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой­либо одной  темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описа­ ние той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно­ реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего  города». Проблемно­реферативные   творческие   работы   ­  это   работы,   содержание   которых основано   на   нескольких   литературных   источниках,   где  описываемая   проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы. Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а   также   на   основе   данного   эксперимента   может   быть   проведен   свой   эксперимент   в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы. Природно­описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности. Исследовательские работы  — это работы, в основу которых положено  не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но   и   использование   научной   методики,   с   помощью   которой   может   быть   получен экспериментальный   материал.   На   основании   данного   экспериментального   материала делается   анализ   и   выводы   о   характере   исследуемого   явления.   Особенностью   ис­ следовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования. Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то  его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники. Приложение № 7. Работа с литературными источниками № 1 Этапы работы  Общее ознакомление  Ознакомление   с   оглавлением.   Беглый  Содержание этапов  2 Внимательное чтение по  главам и разделам  просмотр литературного источника  Выделение наиболее важного текста  3 Выборочное чтение  Перечитывание наиболее важного текста  4 Составление  плана  про­ читанного материала  В пунктах плана отражается наиболее су­ щественная мысль  5 Выписки из прочитанного  Полные и точные (цитата + ее библиогра­ фическое описание)  6 Сравнение и сопоставление  прочитанного с другими  источниками  7 Критическая оценка про­ читанного и запись замечаний  Отмечается общее и отличительное в решении  проблемы  Обращается внимание на объективность  суждений

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»

Проект «Мы-исследователи»

Проект  «Мы-исследователи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2017