Проект «Мы-исследователи»предназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, на личие своего мнения, коммуникативных качеств.
проект Мы исследователи.doc
Проект
«Мы
исследователи»
для учащихся 3 класса Разработала : Гладкова Е.В.,
учитель начальных классов
Проект «Мыисследователи»
Пояснительная записка.
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев.
Современная школа требует развития новых способов образования,
педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности,
творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на
воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия,
быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в
образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной
деятельности.
Проект «Мы – исследователи» будет одной из таких форм.
Проект предназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся
исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащихся умения
поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость
ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения,
коммуникативных качеств.
Актуальность проекта обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для
организации учебноисследовательской деятельности, в будущем станут основой для
реализации учебноисследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Проект позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие
у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных
способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со
способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и
самостоятельности;
Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и
энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежит два главных вида
учебнопознавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в
микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение
рекомендаций по организации учебноисследовательской деятельности.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и
использования информации.
Основные принципы проекта.
Принцип системности.
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации.
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития
способностей детей.
Принцип опоры.
Учёт интересов и потребностей учащихся ; опора на них.
совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской
деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися
необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение,
определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень
успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его
людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело
оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно,
чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна
отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Проект рассчитан на 34 часа. В основе практической работы лежит выполнение
различных заданий по выполнению учебноисследовательских проектов.
В результате работы по проекту учащиеся должны знать:
структуру учебноисследовательской деятельности;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы презентации исследования.
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебноисследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе; пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными
пособиями.
Тематический план
Количество часов
теория
практика Итого
1
1
1
2
1
1
1
1
14
22
2
2
2
3
1
1
1
2
2
18
34
№
п/п
1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю
Тема занятий
2.
своих о способностях.
Структура и содержание учебно
исследовательской деятельности
3. План работы над учебным исследованием.
Объект, предмет и гипотеза исследования.
4. Основные источники получения
информации.
5. Оформление списка литературы и
использованных электронных источников.
6. Методы исследования. Мыслительные
операции.
7. Обработка результатов исследования.
Методика оформления результатов.
8. Оформление работы. Подготовка доклада.
9.
Как правильно делать презентацию.
Знакомство с Microsoft Power Point.
10. Тематические учебные исследования.
1
1
1
1
1
1
1
4
Итого
11
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
1. Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях. (2 ч)
Выявление области знаний, в которых каждый ребёнок хотел бы себя проявить.
Определение коммуникативных умений учащихся.
Практика: анкетирование учащихся, опрос.
2. Структура и содержание учебноисследовательской деятельности. (2 ч)
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура
исследовательской деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности»,
определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои
родственники».
3. План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза
исследования. (2 ч)
Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект
исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по
исследованию « Родная улица моя». Проверка гипотез.
4. Основные источники получения информации. (3 ч) Учебная литература – учебники, хрестоматии. Справочная литература – словари,
справочники, энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием.
5. Оформление списка литературы и использованных электронных источников.(1
ч)
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление
списка использованных электронных источников.
6. Методы исследования. Мыслительные операции.(1 ч)
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые
для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
выводы.
7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.( 1 ч)
Практика: письменный отчёт структура и содержание. Визуальный отчёт –
диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты
загрязнения окружающей среды».
8. Оформление работы. Подготовка доклада. (2 ч)
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как
интересно подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: « Моя семья вечером». Проверка оформления работ.
9. Как правильно делать презентацию. Знакомство с
Microsoft
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио или
телепередача, презентация.
Практика: работа в программе Microsoft Power Point. Презентация «Моя мама».
10. Тематические учебные исследования. (18 ч = 4 ч +14 ч)
1) Исследование числа. 1ч
2) Исследование суммы, произведения. 1ч
3) Исследование «Лексическое значение слов» . 1ч
4) Исследование «Орфограммы в корне слова» . 1ч
5) Исследование «Соединительные гласные в сложных словах» . 1ч
6) Мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов
Power
Point
. (2 ч)
Древней Греции» . 2ч
7) Исследование «Водаисточник жизни». Конференция . 2 ч
8) Исследование названий географических объектов. Исследование « Родная
улица моя» . 2ч
9) Исследование «Наш городтыл». 1 ч
10) Исследование « Неизвестные герои Великой Отечественной войны» 1 ч
11) Исследование « Труд в моей семье» 1ч
12) Вредные и полезные привычки. Театрализованное представление « Вредные
привычки». – 2 ч
13) Игравикторина «Путешествие в стану Знаний». – 1 ч.
11.Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год. (1 ч) Методическое обеспечение.
Занятия по проекту состоят из практической и теоретической частей. Большее
количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно
определить как практикумы, дискуссии.
На занятиях дети знакомятся с этапами организации учебноисследовательской
деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности
использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для
усвоения детьми.
Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый
последующий этап должен включать в себя какието новые, более сложные задания,
требующие осмысления.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование
деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает
опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только
грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику.
Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику
последовательности действий и операций. Для преодоления трудностей, возникающих
по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений,
направленных на формирование необходимых навыков.
Подведение итогов по результатам освоения материала проекта может быть
проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых
столов, дискуссий. Приложение № 1.
Структура исследовательской деятельности учащихся. Подготовка учащихся к исследовательской
деятельности
( введение в методологию научного исследования)
Выбор проблемы
( от общего к частному)
Исследование проблемы
(анализ специальной литературы, опросы,
консультации)
Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, определение цели и задач работы, выбор
средств и методов исследования)
Практическая работа и анализ полученных результатов
(работа в архивах, встречи с участниками, опытная и
экспериментальная работа и т.д.)
Подготовка к защите исследовательской работы
(оформление исследования согласно согласно установленным
требованиям, рецензирование работы)
Презентация и защита исследовательской работы
(научный доклад, демонстрация наглядного материала,
ответы на вопросы)
(
Приложение № 2.
Этапы информационного поиска. 1. Определение информационного запроса.
2. Поиск и локализация информации.
3. Критическая оценка полученной информации.
4. Сравнение информации, полученной из разных источников.
5. Презентация полученных результатов.
6. Подготовка отчёта.
Технология защиты учебноисследовательской работы.
1. Выступление автора с докладом ( 10 мин)
2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
4. Выступление учащегосярецензента с отзывом о работе.
5. Ответы на замечания рецензента.
6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.
План доклада по результатам
учебноисследовательской деятельности.
1. Приветствие
2. Тема учебноисследовательской работы.
3. Актуальность темы учебноисследовательской работы.
4. Цель и задачи учебноисследовательской работы.
5. Гипотеза учебноисследовательской работы.
6. Значимость учебноисследовательской работы.
7. Объект и предмет исследования.
8. Этапы учебноисследовательской работы.
9. Результаты учебноисследовательской работы.
10.Выводы учебноисследовательской работы.
Приложение № 3. Требования к содержанию
Учебноисследовательской деятельности.
Структура
Титульный лист
Оглавление
Введение
Требования к содержанию
Содержит:
наименование учебного заведения, где
выполнена работа;
Ф.И.О. автора;
тему учебноисследовательской работы;
Ф.И.О. научного руководителя;
город и год.
Включает название всех глав, разделов с
указанием номеров страниц, на которых
размещается материал.
Содержит:
актуальность;
объект исследования;
предмет исследования;
цель исследования;
гипотезу;
задачи;
методы исследования;
практическую значимость;
апробацию;
базу исследования.
Основная часть
( не более 1015 стр.)
Состоит из глав, в которых содержится
материал по конкретно исследуемой теме.
Выводы
Краткие выводы по результатам выполненной
работы должны состоять из нескольких пунктов,
подводящих итог выполненной учебно
исследовательской работе.
Список литературы
Должен содержать перечень источников,
использованных при написании учебно
исследовательской работы.
Приложения
Содержит список приложений, на которые автор
ссылается в работе. Приложение №4
Виды исследовательских работ
Структура
• в кратких вводных замечаниях — научнопрактическая ценность
темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения;
• выводы и предложения
• основные положения доклада;
• основные выводы и предложения
• заголовок;
• вводные замечания;
• краткие данные о методике исследования;
• анализ собственных научных результатов и их обобщение;
• выводы и предложения;
• ссылки на цитируемую литературу
Форм
а
Доклад
Тезисы
доклада
Научная
статья
Научный
отчет
• краткое изложение плана и программы законченных этапов
научной работы;
• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и
практики;
• детальная характеристика применявшихся методов;
• существование новых научных результатов;
• заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее
Реферат
нерешенные вопросы;
• вводная часть;
• основной текст;
• заключительная часть;
• список литературы ;
• указатели Приложение № 5
Терминологический словарь
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что
предстоит открыть и доказать.
ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует
объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя
информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения,
которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного
поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет
исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то
основное, что намеревается сделать исследователь.
Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
•
библиография;
•
внедрение;
•
гипотеза исследования;
•
дедукция, деятельность;
•
закон, закономерность;
•
индукция, историзм, индикатор, исследование;
•
•
концепция, креативность, критерий;
• метод, моделирование, мониторинг;
•
•
•
•
•
•
• факт;
•
наблюдение, новация, новшество, наука;
обобщение, объект, опыт;
проект, предмет исследования, принцип;
рецензия, рефлексия;
сравнение, синтез, системный анализ;
теория, творческий подход, технология;
эксперимент. Принципы подбора тем исследовательских проектов
Приложение № 6.
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в
соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны
находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини
групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как
курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в
качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе
и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка
перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской де
ятельности: экспедиций, конференций и др.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное
исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно
исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать,
какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.
Общие требования к исследовательской работе учащихся
Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:
• Четко сформулирована цель исследования.
• Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
•Определены задачи исследования, посредством решения которых цель
может быть достигнута.
• Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
•Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы
(методика исследования, которая описывается в тексте).
•Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
•Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором
(группой авторов) избранной области исследования.
•Исследование должно соответствовать установленным формальным
критериям.
•Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
(практических) достижений автора.
•Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если
проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
•Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты
исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской работы и один из
главных этапов обучения начинающего исследователя. В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования,
встречаются следующие виды творческих работ учащихся:
• информационнореферативные;
• проблемнореферативные;
•
• природноописательные;
•
экспериментальные;
исследовательские.
Информационнореферативные работы — это работы, содержание которых основано
на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую
автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какойлибо одной
темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описа
ние той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно
реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего
города».
Проблемнореферативные творческие работы это работы, содержание которых
основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема
рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и
сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.
Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может
быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам,
а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в
зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.
Природноописательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение
природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую
очередь, относятся работы экологической направленности.
Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только
сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников,
но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен
экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала
делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью ис
следовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который
может получиться в ходе исследования.
Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами
исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц,
различного рода первоисточники. Приложение № 7.
Работа с литературными источниками
№
1
Этапы работы
Общее ознакомление Ознакомление с оглавлением. Беглый
Содержание этапов
2
Внимательное чтение по
главам и разделам
просмотр литературного источника
Выделение наиболее важного текста
3
Выборочное чтение
Перечитывание наиболее важного текста
4
Составление плана про
читанного материала
В пунктах плана отражается наиболее су
щественная мысль
5
Выписки из прочитанного
Полные и точные (цитата + ее библиогра
фическое описание)
6
Сравнение и сопоставление
прочитанного с другими
источниками
7
Критическая оценка про
читанного и запись замечаний
Отмечается общее и отличительное в решении
проблемы
Обращается внимание на объективность
суждений
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Проект «Мы-исследователи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.