Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"
Оценка 5

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
математика +2
1 кл—4 кл
09.01.2017
Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, гораздо легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.Цель работы- создание на уроке здоровьесберегающей среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения, познавательному и эмоциональному развитию детей и достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
проект.docx
Оглавление Введение ……………………………………………………………………… Глава   1.   Здоровьесбережение   как   одна   из   задач   образовательного процесса………………………………………………………………………………. Глава   2.   Здоровьесберегающая   организация   учебного   процесса   в соответствии с требованиями ФГОС НОО………………………………………….       2.1 Требования к уроку с позиций здоровьесбережения……………….       2.2  Методы и методики………………………………………………….. Глава   3.  Результаты   диагностики   и   эффективности   системы сопровождения младших школьников по сохранению здоровья………………….  Заключение……………………………………………………………………. Список литературы…………………………………………………………… Приложение…………………………………………………………………… 2 4 9 9 11 17 22 24 26 «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым».  Ж.Ж.Руссо  Введение  Современный ученик не только усваивает определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными   видами   информации,   свободно   высказываться   в   устной   и   письменной   форме, осознавать и понимать  различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия   и   многое  другое.   И   учится   он   этому   на  уроке.  Работая   в   образовательном 1 учреждении, я неоднократно сталкивалась с проблемой – ослабленное здоровье учащихся. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными и приобретенными заболеваниями.  Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться,  в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности.  С   1   сентября   2011   года   все   российские   школы   перешли   на   новые   стандарты начального   общего   образования.   Федеральный   государственный   стандарт   второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373. «Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и   укрепление   здоровья   детей.   Школа   должна   обеспечить   школьнику   возможность сохранения   здоровья   за   период   обучения   в   школе,   сформировать   у   него   необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.»[1­8 с.] ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных  и   обеспечивает   формирование   знаний,   установок,   ориентиров   и   норм поведения,   обеспечивающих   сохранение,   укрепление   здоровья,   заинтересованного отношения к собственному здоровью.  Актуальность  избранной мной темы очевидна: проблема воспитания здоровой и гармоничной   личности   стоит   на   первом   месте   в   любом   обществе,   тем   более,   что социальные   условия   усложняются   и   требуют   от   сегодняшних   школьников   активности, инициативы,   предприимчивости,   самостоятельности   и   просто   энергии   для   того,   чтобы  Возрастающий   поток   информации,   постоянная   модернизация   и трудиться.  интенсификация   программ,   широкое   использование   новых   средств   обучения,   увеличивающих объем учебной нагрузки создают ощутимое давление на организм ребенка (нарушение   осанки,   зрения,   речевого   развития,   слуха),   вызывая   напряжение   и перенапряжение, способствуя ухудшению состояния здоровья. Следовательно, возникает необходимость   активного   использования   в   учебно­воспитательном   процессе   системы здоровьесбережения.  Отсюда я выявила проблему: ­как   помочь   обучающемуся   получить   необходимые   знания   с   наименьшей   потерей здоровья.  Целью  моей   работы   я   считаю   создание   на   уроке   здоровьесберегающей   среды, способствующей формированию личностных ориентиров и норм поведения,  познавательному и эмоциональному развитию детей и достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.  Основными задачами являются: 1. Изучить литературу по теме проекта. 2 2. Проанализировать условия для практической реализации здоровьесберегающего подхода к обучению и воспитанию на уроках.  3.  Провести диагностику и мониторинг состояния здоровья младших школьников. Объект   исследования:  урок   с   позиций   здоровьесбережения   в   соответствии   с требованиями ФГОС НОО. Гипотеза: использование здоровьесберегающих технологий способствует  созданию комфортной   развивающей   образовательной   среды   для   достижения   планируемых результатов   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования. В исследовании  использовала различные методы. Теоретический метод:   Изучение и анализ психолого­педагогической,   методической литературы и нормативных документов по проблеме исследования.  Изучение   передового   педагогического   опыта   по   использованию здоровьесберегающих технологий в обучении. Проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. Наблюдение, сравнение, обобщение, тестирование. Эмпирический метод:    Практическая   значимость  работы   заключается   в   разработке   методических рекомендаций  по  применению на уроке здоровьесберегающих технологий, объединяющих в   себе   все   направления   деятельности   по   формированию,   сохранению   и   укреплению здоровья учащихся. Глава 1. Здоровьесбережение как одна из задач образовательного процесса  Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития в школьном возрасте. Закономерно возросло внимание  к здоровью школьников, потому что состояние   здоровья   подрастающего   поколения   –   важнейший   показатель   благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.  В Законе РФ “Об образовании” сказано:  –   статья   2:   “Государственная   политика   в   области   образования   основывается   на   приоритет   гуманистический   характер   образования, следующих   принципах: общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...” – статья 51: “Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников”.  3 Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”. Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для   этого   нужно   использовать   здоровьесберегающие   образовательные   технологии, позволяющие   работать   так,   чтобы   не   наносить   ущерба   здоровью   своих   учеников   и   на уроках,   и   в   общей   программе   работы   школы.     Здоровьесберегающие   образовательные технологии,   по   определению   Н.К.   Смирнова,   ­   это   все   психолого­педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья,   личностных   качеств,   способствующих   его   сохранению   и   укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. В.А. Сухомлинский  утверждал,  что «…забота  о здоровье  ребенка­это  не просто комплекс   санитарно­гигиенических   норм   и   правил…   и   не   свод   требований   к   режиму, питанию,   труду,   отдыху.   Это,   прежде   всего   забота   о   гармонической   полноте   всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Здоровье,   по   концепции   ФГОС,   понимается   как   совокупность   нескольких составляющих, среди которых физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.  Охрану   и   укрепление   здоровья   должно   гарантировать     образовательное пространство,   комфортное  по   отношению   к   обучающимся. Здоровьесбережение   может выступать как одна из задач образовательного процесса.  С  этой целью  в соответствии с требованиями   ФГОС   НОО   урок  в   начальной   школе  рассматривается   с   позиций здоровьесбережения. Здоровьесбережение ­ это совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью его участникам. При этом обязательно выполнение следующих условий  (по М.М. Поташнику): 1. Учет индивидуальных особенностей детей; 2. Получение оптимальных результатов обучения при минимально необходимых затратах  времени и сил учащихся; 3. Обеспечение и поддержание благоприятного морально­психологического климата в  классном коллективе; 4. Обучение ребенка самостоятельной собственной защите от стрессов, обид, оскорблений. Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   можно   рассматривать   и   как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных   подходов,   и   как   совокупность   приёмов,   форм   и   методов   организации 4 обучения   школьников   без  ущерба   для   их   здоровья.  В   здоровьесберегающей   педагогике урок строится с учётом потребности детей: в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и   как   качественную   характеристику   любой   образовательной   технологии,   и   как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя   наделяют   их   признаком традиционные   технологии   обучения   и   воспитания, здоровьесбережения.   Каждый   урок   должен   быть   приятным   для   ребенка,   поэтому   при планировании   и   проведении   любого   урока   учитель   должен   помнить   заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”.  Итак,   целью   здоровьесберегающей   педагогики   является   последовательное формирование   в   школе   здоровьесберегающего   образовательного   пространства   с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья.   На мой взгляд, определение педагогической технологии Питюкова В.Ю. наиболее полно   отражает   описание   педагогического   процесса.   Педагогическая   технология   есть комплексный,   интегративный   процесс,   включающий   людей,   идеи,   средства   и   способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.  Гребнева  Т.Э.    выделяет  следующие  типы   педагогических  технологий  в  области сохранения и укрепления здоровья:                                                          1.Здоровьесберегающие  ­ создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей  и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.     2.Оздоровительные  –   технологии,   направленные   на   решение   задач   укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья: физическая подготовка, физиотерапия, музыкотерапия.                               3.Техногии обучения здоровью  – гигиеническое обучение (правильное питание, уход   за   зубами),   обучение   жизненным   навыкам   (управление   эмоциями,   разрешение конфликта   и   др.),   профилактика   травматизма,   профилактика   злоупотребления психоактивными веществами, половое воспитание. Такие технологии реализуются путем включения соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла. 4.Воспитание культуры здоровья  – воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих   сохранению   и   укреплению   здоровья,   формирование   представления   о здоровье как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение 5 ответственности  за   собственное   здоровье,   здоровье   семьи,   сообщества,   физическое воспитание.  Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся только тогда может считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере профессионально и в единой системе   реализуются   здоровьесберегающие   и   здоровьеформирующие   технологии. Таким образом,   здоровьесберегающие   образовательные   технологии   в   современной   начальной школе должны обеспечить возможность сохранения здоровья учащихся в период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  Цели   здоровьесберегающих   образовательных   технологий   обучения   определяют принципы.  Они выступают в органичном единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические   и   специфические   принципы, закономерности педагогики оздоровления.   выражающие   специфические Основой   здоровьесберегающей   технологии   является   соблюдение   педагогом таких принципов, как: ­     Учет возрастно­половых особенностей.  ­ Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения.  ­   Структурирование   урока   на   три   части   в   зависимости   от   уровня   умственной работоспособности учащихся.  ­   Использование   здоровье   сберегающих   действий   для   сохранения работоспособности   и   расширения   функциональных   возможностей   организма   учащихся.  К ним можно отнести:  ­ оптимальную плотность урока;  ­ чередование видов учебной деятельности;  ­ наличие физкультурной пуазы;  ­  наличие эмоциональных разрядок;  ­ правильная рабочая поза;  ­ положительные эмоции.  Можно   с   убежденностью   сделать   вывод,   что   эффективность   урока   напрямую связана с повышением включенности учащегося в здоровьесберегающий образовательный процесс и формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью.  Процесс создания условий для реализации здоровьесберегающего подхода  к обучению и воспитанию раскрывается в следующих пяти функциях учителя на уроке (по   организационно­ В.Н.Ирхину,   конструктивной,   аналитической,   И.В.   Ирхиной): исполнительской, профилактико­коррекционной и рефлексивно­оценочной. Аналитическая функция включает в себя: 6 ­изучение индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, их самочувствие на уроке; ­анализ реальных учебных возможностей обучающихся; ­определение способов воздействия на обучающихся. Предварительная аналитическая деятельность позволяет определить оптимальный уровень   сложности   и   трудности   урока   для   данного   класса,   сформировать   реально достижимые цели и задачи урока. Конструктивная функция учителя играет важную роль при подготовке к уроку, в нее входят: ­постановка целей и задач урока, определение содержания урока; ­отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения; ­отбор средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Организационно­исполнительская   функция  учителя   предполагает   формирование   и регулирование   системы   взаимодействий   учителя   и   обучающихся   посредством совокупности способов и средств, направленных на достижение целей урока без ущерба здоровья школьников. Её содержание следующее: ­организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика; ­создание на уроке ситуаций успеха; ­создание   положительного   эмоционального   настроя,   благоприятного психологического климата в классе; ­соблюдение   педагогической   техники   учителя,   обеспечивающей   охрану психологического здоровья обучающихся. Сущность  профилактико   ­   коррекционной   функции  учителя   на   уроке заключается в принятии специальных мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у обучающихся отклонений от нормы в психофизиологическом и нравственном состоянии. В ходе реализации профилактической функции решаются задачи: ­мобилизация   обучающихся   (музыкотерапия,   психогимнастика, психоэмоциональный настрой); ­снятие психоэмоционального и статического напряжения; ­профилактика зрительного и умственного утомления обучающихся; ­формирование и коррекция духовно­нравственного аспекта развития личности. Рефлексивно­оценочная   функция  учителя   ­   обязательное   условие   создания развивающей   среды   на   уроке.   В   современной   педагогике   под   рефлексией   понимают самоанализ   деятельности   и   её   результатов.   Рефлексия   направлена   на   осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку. Целесообразно на каждом уроке выделять время для рефлексии. 7 8 Глава 2    Здоровьесберегающая организация учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2.1  Урок   ­ это основа учебного процесса. Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь   здоровьесберегающей  организации   учебного   процесса.   Выделим основные требования к любому уроку, учитывая здоровьесберегающий фактор. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:  1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха,   рациональность   освещения   класса   и   доски,   наличие/отсутствие   монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. 2.   Количество   видов   учебной   деятельности:   опрос   учащихся,   письмо,   чтение, слушание,   рассказ,   рассматривание   наглядных   пособий,   ответы   на   вопросы,   решение примеров, задач и др. Норма: 4 ­ 7 видов за урок.  3.   Средняя  продолжительность   и   частота  чередования   различных   видов   учебной   чередование   видов   учебной деятельности   (ориентировочная   норма   –   7­10   минут,   деятельности ­ 4  ­ 7. 4.   Количество   видов   преподавания:   словесный,   наглядный,   аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех. 5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10­15 минут. 6.   Наличие   и   выбор   места   на   уроке   методов,   способствующих   активизации инициативы   и   творческого   самовыражения   самих   учащихся,   когда   они   действительно превращаются   из   «потребителей   знаний»   в   субъектов   действия   по   их   получению   и созиданию.   Это   метод   свободного   выбора   (свободная   беседа,   выбор   действия,   выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки. 7.   Место   и   длительность   применения   ИКТ   (в   соответствии   с   гигиеническими нормами) (при несоблюдении гигиенических норм здоровье ухудшается в 2,5 раза). 8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы). 9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке. Норма: 1­2 физпаузы по 1 минуте из 3­х легких упражнений с 3­4 повторениями каждого. Физпаузы должны быть обоснованными: если писали – для глаз и пальцев, если слушали  ­ для снятия напряжения, смены позы  (Приложение 1). 10.   Наличие   мотивации   деятельности   учащихся   на   уроке.   Внешняя   мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.  9 11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между учениками.  12. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная  картинка, поговорка,  известное высказывание (афоризм) с  комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п. 13.   Плотность   урока,   т.е.   количество   времени,   затраченного   школьниками   на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75 ­ 80%. 14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25­30 минут в 1 классе, 35­40 минут в начальной школе. 15.   Темп   окончания   урока:   спокойное   завершение   урока,   учащиеся   имеют возможность  задать   учителю   вопросы,   педагог   комментирует   заданное   на   дом  задание, учитель и учащиеся прощаются. 16. Желательно использование элементов технологии Шаталова (работа в мелких группах, «вертушка», т.е. активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую) 17. Соизмерение объёма и сложности домашнего задания с возможностями ученика (желательны задания по трём уровням сложности) 18.   Осуществление   индивидуального   дифференцированного   подхода   на   уроке (дополнительные задания для слабоуспевающих и одарённых детей). Организация урока Составные части урока: 1.Подготовительная (1­3 минуты) ­ что бы создать благоприятный настрой необходимо сказать несколько приятных слов классу;     ­   чтобы   успокоить   перевозбужденный   класс   можно   провести   упражнения   на «выдох»: «Надувание воздушного шарика», «Сдувать пушинку с ладони»; ­ чтобы «разбудить» вялый класс провести упражнения на «вдох»: «Нюхать что – то приятное» и т.д.;   ­   чтобы   снять   усталость   после   предыдущих   уроков,   необходимо   провести гимнастику: поднимите плечи, разверните  и отпустите их (несколько раз);  ­ чтобы взбодриться, сделаем следующие упражнения:  1)   Сложите   ладони   перед   грудью,   быстро­быстро   потрите   друг   о   дружку   (это упражнение способствует поднятию энергии и работы всех внутренних органов, так как на ладонях находится много биологически активных зон и точек). 2)   Раздвиньте указательный и средний пальцы на обеих руках, просуньте между ними уши и с силой растирайте кожу. Этот массаж улучшит зрение и активизирует работу головного мозга.  10 2. Основная (30­35 минут) ­   исходя   из   динамики   работоспособности   на   уроке,   нужно   выбрать   правильное время для физ. пауз и провести упражнения:    ­ помогая ребёнку, подходите к нему сбоку и не садитесь за последнюю парту во  «пиджак на вешалке» (можно сидя) «стрельба глазами» (про девочек вставить рассказ)  Сильно сжаться и расслабиться сидя на стуле. время самостоятельной работы. 3.  Заключительная  (2­ 3 минуты) ­ подведение итогов, объяснение домашнего задания, ответы на вопросы. Урок надо завершить   спокойно.   Учащиеся   должны   иметь   возможность   задать   учителю   вопросы, учитель комментирует задание, учитель и учащиеся прощаются. 2.2  Методы и методики обучения Огромное   значение   для   поддержания   работоспособности   обучающихся   на   уроке,   а, следовательно,   улучшения   усвоения   знаний   и   умений   имеют  методы   преподавания.   Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения   средств,   В   позволяющих   решать   задачи   педагогики   оздоровления. здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются 2 группы методов: специфические  (характерные   только   для   процесса   педагогики   оздоровления)   и общепедагогические  (применяемые   во   всех   процессах   обучения   и   воспитания).   Только оптимальное   сочетание   специфических   и   общепедагогических   методов   в   соответствии   с методическими   принципами   может   обеспечить   успешную   реализацию   комплекса   задач здоровьесберегающих   образовательных   технологий   обучения.   Педагог   непременно   должен рационально   организовывать   учебную   деятельность   обучающихся,   снижая   чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Использование методов и методик обучения должно соответствовать возрастным возможностям и особенностям обучающихся. В своей работе я использую активные методы и приемы. Это интеллектуальные игры, групповые обсуждения, обсуждение сообщений,  защита проектов, исследовательская работа, викторины, задания­эстафеты. Моя работа характеризуется гуманистической направленностью и имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. На уроке я решаю задачи,   направленные   на   создание   условий   для   нормального   роста   и   развития,   охрану   и укрепление   здоровья,   формирование   ценности   здоровья   и   здорового   образа   жизни   через универсальную технологию  проблемного обучения.  Я мотивирую учащихся     на совместное «открытие» новых знаний, приучаю  школьников к мыслительной деятельности, рассуждению,   условия   для поиску   новых   способов   решения   поставленной   проблемы,   обеспечивая   полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных и жизненных знаний. Проблемное 11 обучение   влияет   на   эмоциональный   комфорт,   самооценку   у   детей,   на   уровень   их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на коммуникативные способности.   Основываясь на личностно­ориентированный подход, я стараюсь обеспечить комфортные бесконфликтные и безопасные условия в процессе   урока, делаю акцент на самостоятельное экспериментирование   и   поисковую   активность   самих   детей,   побуждая   их   к   творческому отношению при выполнении заданий. Существование   индивидуальных   различий   между   людьми   ­   факт   очевидный. Индивидуально­дифференцированный  подход с учетом   возрастных морфофункциональных и психофизиологических   особенностей     обучающихся   (временных   характеристик,   моторных, сенсомоторных и интеллектуальных навыков), а также отклонений в состоянии здоровья нацелен в   первую   очередь   на   укрепление   положительных   качеств   и   устранение   недостатков.   Изучая темперамент обучающихся, я установила, что дети сенсорновосприимчивого типа нуждаются в осязаемом   восприятии   учебного   материала   через   музыку,   конструирование.   Они   склонны   к быстрой смене видов деятельности на уроке, так как быстро теряют интерес к занятиям. Для обучающихся   этого   типа   я   использую   ролевые   и   дидактические   игры.  Итуитивно­ чувствительный   тип  учеников   больше   интересует   общее   представление   о   предмете,   а   не детали.   Такие   дети   предпочитают   работать   в   малой   группе,   любят   дискуссии,   диалог. Школьники  интуитивно­мыслительного типа, напротив, откликаются на сообщение, рассказ. Характер   деятельности   на   уроке   для   них   должен   быть   исследовательским   или   частично­ поисковым, а методы обучения ­ проблемные вопросы и ситуации. А вот репродуктивный способ деятельности ближе  сенсорно­оценивающему типу обучающихся. Они более комфортно себя чувствуют на таких этапах урока, как опрос, повторение пройденного материала. Большое   внимание   в   индивидуальном   подходе   я   уделяю   «медлительным»   детям,   при этом: ­снижаю темп опроса или провожу его индивидуально после уроков; ­даю больше времени на продумывание вопроса и ответа; ­при организации самостоятельной работы даю задание, одинаковое по сложности с другими обучающимися, но меньше по объему.   Обучающиеся,   также   требуют индивидуального подхода. В течение первых дней возвращения в школу работоспособность у   перенесшие   кратковременные   заболевания, них оказывается сниженной. Поэтому я организую для них индивидуальные консультации по предмету, не травмирую возможной плохой оценки при опросе. А учебный материал стараюсь преподавать   эмоционально   и   максимально   наглядно.   В   процессе   его   изложения   широко использую показ иллюстраций, проведение опытов. Такие уроки не только более доходчивы, но 12 и менее утомительны, потому что при этом раздражается не только слуховой анализатор, как при словесном изложении материала, но и зрительный. Существенное   значение   для   реализации   организационно­исполнительской   функции учителя   на   уроке   по   формированию   УУД   имеют  средства   обучения.   Они   помогают поддерживать   на   высоком   уровне   познавательные   интересы   обучающихся,   делают   учебный материал   более   доступным,   интенсифицируют   самостоятельную   работу   обучающихся   и позволяют   ее   вести   в   индивидуальном   темпе.   Информационные   технологии   в   современном обучении   проходят   через   всю   работу   учителя   и   ученика,   интегрируясь   с   каждым   видом деятельности.     С   позиции   здоровьесберегающего   подхода   в   обучении   важным   является   то обстоятельство,   что   при   использовании   ИКТ   у   учащихся   повышается   уровень функционирования   центральной   нервной   системы,   зрительного   и   слухового   анализаторов, улучшается   регуляция   основных   систем,   непосредственно   обеспечивающих   учебную деятельность. Однако, учитывая рекомендации гигиенистов и физиологов Научного Центра Охраны здоровья детей, я не применяю технические средства обучения на нескольких уроках подряд, не стараюсь ими чрезмерно насыщать урок.   Способность учащихся к усвоению: 1­4 мин. – 60 % информации 5 ­ 23 мин. – 80 % информации 24 ­34 мин. – 50 % информации 35 ­45 мин. – 6 % информации  Заключительным   этапом   педагогического   процесса   является   контроль   знаний обучающихся.   В   своей   практике   применяю   и   текущий,   и   периодический,   и   итоговый контроль, при этом использую различные методы проверки знаний: наблюдение, устный и письменный контроль, тесты, практические работы. При оценке знаний, навыков, умений, особого   внимания   заслуживают   меры   по   воспитанию   психологического   комфорта. Обучающийся должен уяснить причины своего состояния и поверить, что его тревожность вполне   обратима,   поэтому   я   учу   ребят   переводить   отрицательные   эмоции   в положительные,   В   качестве психопрофилактического   мероприятия   я   применяю   тестовую   форму   контроля   знаний   не   поддаваться   страху,   преодолевать   его. (тесты   с   многовариантным   выбором   ответа).   Вовремя   сказанные   слова   одобрения, справедливая, хотя и строгая, оценка успехов воспитанников, уважительное отношение к ним формируют благоприятный психологический климат в классе, создают положительный эмоциональный фон, который способствует лучшему усвоению знаний обучающимися и формированию культуры здоровья. Уделяю   внимание     и   нетрадиционным   формам   обучения,   как   одному   из   условий формирования   и   становления   творческой,   активной,   самостоятельной 13 личности. Нетрадиционные   уроки   в   школе   по­прежнему   занимают   значительное   место.   Это связано   с   возрастными   особенностями   школьников,   игровой   основой   данных   уроков, оригинальностью   их   проведения,   субъект   ­   субъектными   отношениями. С   помощью нетрадиционных   уроков  можно   решить   проблему   дифференциации   обучения,   организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения. В начальной школе   можно   использовать   следующие   виды   нетрадиционных   уроков:   уроки   в   форме соревнований   и   игр   (конкурсы,   КВН,   викторины);   урок­путешествие;   урок­фантазия;   урок­ сказка;   урок­сюрприз;   урок­отчет;   урок­зачет,   уроки   с   использованием   компьютерной техники. Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.  В ходе поисков инновационных подходов к организации учебных занятий я поняла, что всё  больше   необходимо   учитывать  особую  значимость   игровой   деятельности   (Приложение 2).Содержание   уроков,   наполненное   сказочными   и   игровыми   сюжетами   и   персонажами позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Игры и конкурсы способствуют развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой   и   людьми.   Используются   другие   специфические   для   младшего   школьника   виды деятельности   (изобразительная,   театрализованная   и   др.),   в   конце   занятий   проводится рефлексия в разнообразных формах. Чтобы   заинтересовать   учащихся   учёбой,   необходимо   создание   условий.  Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, снижают   эмоциональную   напряжённость,   улучшают   комфортность   взаимоотношений   всех участников образовательного процесса, тем самым, реализуют основы здоровьесберегающих технологий. Ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Для создания   мотивации   успешности   на     каждом   этапе   урока   помогают   такие   приёмы   как: «Похвала», «Авансирование», «Эврика», «Без тебя бы мы пропали». В   своей   практике   я   использую   рефлексивно­оценочную  деятельность   на   уроках.   Но использую не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Исходя из   функций   рефлексии,     использую   на   уроках   рефлексию   настроения   и   эмоционального состояния, рефлексию деятельности, рефлексию содержания учебного материала. Например,   «дерево успеха» ­ зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2­3 ошибки.  14 Рефлексия   содержания   учебного   материала   используется   мной   для   выявления уровня   осознания   содержания   пройденного.   Эффективен   прием   незаконченного предложения: «Я не знал – теперь я знаю». Я даю ученикам фразы, а они заканчивают их. У ребенка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:  Своей работой на уроке я: ­доволен… ­не совсем доволен… ­я недоволен, потому что… Сегодня на уроке я: ­ научился… ­было интересно… ­было трудно… ­больше всего понравилось … ­этот урок дал мне… Для подведения итогов урока я пользуюсь упражнением «Плюс­минус­интересно». Это   упражнение   я   использую   в     3­4   классах,   его   можно   выполнять   как   устно,   так   и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» ­ «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких­то целей. В графу «М» ­ «минус»  записывается   все,  что  не  понравилось   на  уроке,  показалось   скучным,   вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И»   ­   «интересно»   учащиеся   вписывают   все   любопытные   факты,   о   которых   узнали   на уроке, чтобы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 15 Глава 3.  Результаты эффективности диагностики и системы сопровождения младших школьников по сохранению здоровья Основной   показатель,   отличающий   все   здоровьесберегающие   образовательные технологии   ­   регулярная   экспресс­диагностика   состояния   учащихся   и   отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало, конец учебного года), что позволяет   сделать   соответствующие   выводы   о   состоянии   здоровья   учащихся.   Большое внимание   нужно   уделять   рационализации   учебной   деятельности   обучающихся, направленной   на   повышение   эффективности   учебного   процесса,   снижение   при   этом чрезмерного   функционального   напряжения   и   утомления,   создание   условий   для   снятия перегрузки,   нормального   чередования   труда   и   отдыха.   В   связи   с   этим   обязательным является мониторинг влияния вышеобозначенных факторов организации образовательного процесса на состояние здоровья обучающихся. Для    выявления   перегрузок   среди   школьников   изучила   их режим   дня и   собрала сведения   о посещении   кружков,   секций.   Для этого   проводится   анкетирование, а при необходимости   и беседа.   Для развитых,   обладающих   крепким   здоровьем   детей, рекомендуется   посещение   нескольких   кружков.   Однако,   и в этом   случае   необходим индивидуальный подход. Учитель    должен вести наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость   и здоровье   детей.   Педагоги    помнят,   что затраты   времени   у учащихся на выполнение  домашнего  задания  составляют:  в начальной   школе  не более  1—2  часов, в среднем звене не более 3­х часов и в старших классах не более 4­х часов. Школьников   учат навыкам планирования своей работы и самостоятельности. Далее  я   провела   исследование   с   целью  выявления   функционального   состояния учащихся,   некоторых ценностных характеристик личности и изучения самооценки детей младшего   школьного   возраста.     Такая   диагностика   поможет   учителю   грамотно организовать урок с позиций здоровьесбережения.  Диагностика обучающихся начальной школы: 1. Мониторинг групп здоровья, физкультурных групп. 2. Анализ заболеваемости по медицинским справкам. 3. Анкетирование «Напряженность функционального состояния». 4. Анкетирование «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Лусканова). 5. Тест «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин).  6. Анкетирование «Состояние здоровья и самочувствия». Мониторинг  показателей  здоровья  учащихся  ­     составная   часть   (наряду   с тестированием уровня знаний) системы оценки качества образования.  Сведения   об   учащихся,   отнесенных   к   различным   физкультурным   группам здоровья 16 Физкультурн 2012­2013 2013­2014 2014­2015 ая группа Основная Подготовител ьная Специальная Освобождены Наблюдая   и   40 3 0 1 40 3 0 1 40 3 0 1   анализируя   результаты   мониторинга   показателей   здоровья обучающихся   класса,  выяснила,   что   на   протяжении   трёх   лет   обучения   стабильными остаются показатели физкультурных групп.  По данным медицинского осмотра выявлено: показатели нарушения осанки уменьшаются, а показатели нарушения зрения держатся на одном уровне.  Анализ заболеваемости по медицинским справкам. Детей: 2012­2013 уч.г. 2013­2014 уч.г. 2014­2015 уч.г. Не болевших ни разу в % Болели 1 ­ 2 раза в %  Болели более 2­х раз в % 9 64 27 32 50 18 50 34 16  Анализ заболеваемости показал, что при применении сдоровьесберегающих технологий возросло количество детей, которые ни разу не болели в течение учебного года, в то время как болевших всего один раз  и болевших более 2 раз стало меньше. Анкетирование «Напряженность функционального состояния» (Приложение 2) показало:  Начало   2014­2015 уч.г. Конец 2014­2015 уч.г. состояние ребенка не вызывает тревоги умеренное напряжение организма значительное функциональное и эмоциональное напряжение, психологического состояния   По   результатам   анкетирования  «Напряженность   функционального   состояния»   можно сделать вывод о том, что увеличилось количество обучающихся, состояние которых не вызывает 84 % 16 % 0 % 77 % 18 % 5  %   ухудшение  тревоги. Оценка   функционального   состояния   организма   имеет   большое   значение   для   решения организационно­методических   вопросов,   поскольку   является   объективным   отображением ответных   реакций   организма   на   физические   и   психологические   нагрузки,   возникающие   в процессе   образования.   Для   повышения   эффективности   образовательного   процесса   и максимального   сохранения   при   этом   уровня   здоровья   школьников   необходима   организация постоянного   мониторинга   функционального   состояния   организма.   Результаты   мониторинга 17 функционального состояния организма позволяют выявить наиболее благоприятные дни недели, которые вызывают минимальные ответные реакции организма на физические и психологические нагрузки, что дает возможность научного обоснования планирования учебного процесса. Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой тревожности у ребенка. Из   них   есть   те,   которые   мы   изменить   не   в   силах,   например,   состояние   развития   общества, экологическая обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая влияние на которые, при определенных стечениях   обстоятельств   мы   можем   изменять   общую   картину.   Следовательно,   на психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей, для которых характерна повышенная   тревожность,   но   и   проводить   исследования   стиля   семейного   воспитания.   Для родителей   необходимо   разработать   систему   работы,   направленную   на   просвещение   и психопрофилактику   тревожности   у   детей.   Кроме   этого,   по   результатам   диагностики определяются учащиеся «группы риска», с которыми необходимо проводить индивидуальные занятия.  Было проведено анкетирование  для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой (Приложение 3) № Результат Начало 2014­2015уч.г.  Конец 2014­ 2015уч.г.  1 высокий   уровень   школьной   мотивации, учебной активности 2 хорошая школьная мотивация 3 положительное отношение к школе,  4 низкая школьная мотивация 30% 52% 12% 6% 36% 58% 12 % 0 % В результате анкетирования « Состояние здоровья и самочувствие» (Приложение 4) выявлено: отличное самочувствие имеют  24 % учащихся, хорошее ­ у  58 %,  слишком перегружены – 18 % учеников. Из   вышеизложенного   можно   сделать   вывод:   в   классе   создаётся   образовательное пространство, комфортное  по отношению к обучающимся. Применение здоровьесберегающих технологий   даёт   возможность   не   только   создавать   на   уроке   атмосферу   доверия   и взаимопонимания, снижать риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое,   но   и   физическое   здоровье   школьников,   но   и   способствует   достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это подтверждают и   результаты итоговых тестов. Динамика качества знаний: 18 Итоговые результаты Имеют «5» Имеют «4» и «5» Имеют «3» 2013­2014 уч.год 2 4 3 2014­2015 уч.год 3 4 2 19 Заключение Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Ребенок реагирует       на       любые       изменения, происходящие во взрослой жизни   и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы,  и моя задача помочь ему на этом пути. Чтобы помочь   современному   школьнику,   учитель   должен   владеть   современными   педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей. Внедрение   в   обучение   здоровьесберегающих   технологий   ведёт   к   снижению показателей   заболеваемости   детей,   улучшению   психологического   климата   в   детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.  Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение:   направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;   преемственности, опирается   на   принципы   природосообразности, вариативности, прагматичности (практической ориентации); приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению   усталости и утомляемости; приросту учебных достижений; достигается   через   учёт   особенностей   класса   (изучение   и   понимание человека);   создание   благоприятного   психологического   фона   на   уроке;   использование приёмов,   способствующих   появлению   и   сохранению   интереса   к   учебному   материалу; создание условий для самовыражения учащихся. Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии, поэтому больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе, и вашим   ученикам.   Считаю,   что   успех   работы   по   реализации   здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от: ­активного участия в этом процессе самих учащихся; ­создания здоровьесберегающей среды; ­высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов. Дальнейшее развитие проекта: 20  Продолжить использование системы мониторинга ­ непрерывного контроля показателей здоровья учащихся;  Осуществлять  комплексный  подход  к  сохранению  и  укреплению  здоровья детей. В заключении, следует отметить, что здоровье ученика в норме, если:   в   физическом   плане  –   здоровье   позволяет   ему   справляться   с   учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в   эмоциональном   плане  –   ребёнок   уравновешен,   способен   удивляться   и    восхищаться;  в   интеллектуальном   плане  –   учащийся   проявляет   хорошие   умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.  Поэтому каждый учитель должен овладеть методикой проведения урока с позиций здоровьесбережения в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 21 Список литературы:   1. Акимова   М.К.,   Козлова   В.Т.   Психофизиологические   особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение, 2002. 2. 3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 98.  46 с.  4. 5. Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. —   «Здоровьесберегающая   школа»   Москва,   Педагогический   университет «Первое сентября». 2006 г. 6. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.­2004.­№1. 7. Зенова   Т.В.   Материалы   для   подготовки   комплексно­целевой   программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.­№1. 8. Ирхин   В.Н.,   Ирхина   И.В.    Сущность   здоровьеориентированной дидактической системы учителяФГАОУ ВПО БелГУ, г. Белгород2013_­ 264 с  9. Ирхина И.В. Урок и здоровье школьников: Учебное пособие / И.В. Ирхина, В.Н. Ирхин. – Тирасполь: Изд­во Приднестр. Ун­та, 2009. – 216 с. 10. Карасева   Т.В.   Современные   аспекты   реализации   здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. ­ № 11.  11. Касаткин В.Н.,  Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно ­ методическое пособие для учителей 1 ­ 11 классов, Москва, 2001 г. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004. 12. 13. Митина   Е.П.   Здоровьесберегающие   технологии   сегодня   и   завтра   // «Начальная школа», 2006, № 6. 14. Нервно­психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. В.Ф.Базарный – Сергиев Посад, 1995 г.  15. Питюков,   В.   Ю.   Основы   педагогической   технологии:   Учеб.­практич. пособие / В. Ю. ПитюковОсновы педагогической технологии  16. ПОТАШКИН  М.М.  Качество  образования:   проблемы   и   технология управления (В вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. 352 с. 17. Смирнов   Н.К.   Здоровьесберегающие   образовательные   технологии   в современной школеМетодическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. ­ 121с. 18. Сократов   Н.В.,   Тиссен   П.П.   «Здоровьесберегающие   технологии   в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство 19. Степанова   О.А.   Оздоровительные   технологии   в   начальной   школе.   // Начальная школа, №1 ­ 2003, с.57.  22 20. Тверская   Н.В.   Здоровьесберегающий   подход   в   развитии   успешности ученика//Образование в современной школе.­2005. 21. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 89. 22. Якиманская   И.   С.   Личностно­ориентированное   обучение   в   современной школе ­ М.: «Сентябрь», 1996 23 Физкультминутка общего воздействия. 1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки назад, руки в стороны вверх, встать на носки, расслабить плечи и руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить Приложение 1 4­6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках,   с   поворотом   туловища   влево   «удар»   правой   рукой   вперед,   исходное положение, повторить «удар» левой рукой. Повторить 6­8 раз. Дыхание не задерживать. Исходное   положение   –   стойка   ноги   врозь,   руки   в   стороны,   руки   не напрягать и выполнять восьмеркообразные движения прямыми руками в одну и другую 3. сторону. Повторить 4­6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное. 4. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки вверх, туловище и голову повернуть налево и руки вверх, руки в стороны и повторить тоже вправо. Физкультминутка для глаз (можно выполнять любой набор упражнений всегда начиная с первого) 1. 2. 3. 4. 5. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счет1­4, раскрыть глаза, расслабив мышцы посмотреть вдаль на счет 5­10. Повторить 4­5 раз. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1­4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 5­10. Повторить 4­5 раз. Не  поворачивать   голову.  Зафиксировать   глаза  вправо   на  счет  1­4,  затем влево, вправо, вверх и вниз. Повторить 3­4 раза. Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами в одну и другую сторону. Повторить 4­5 раз. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25­30 см, на счет 1­4, потом перевести взор вдаль на счет 5­10. Повторить 4­5 раз. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1. Исходное положение – стойка ноги врозь, поднять плечи, опустить плечи. Повторить   6­8   раз,   затем   пауза   2­3с,   расслабить   плечи,   повторить   5­6   раз.   Темп медленный. 2. Исходное   положение   –   стойка   ноги   врозь,   руки   согнуты   под   грудью, пружинящие   рывки   руками   назад,   тоже   прямыми   руками.   Повторить   4­6   раз.   Темп средний. 3. Исходное положение – стойка ноги врозь, круги руками назад­вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4­6 раз. Темп средний. 4. Исходное положение – стойка ноги врозь, тыльные стороны кистей на поясе. Свести руки вперед локтями, голову наклонить, руки назад, голова назад и прогнуться. Повторить 6­8 раз. Руки опустить вниз и потрясти. Темп медленный. Повторить 4­6 раз. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. 24 1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе, махом левую руку занести   через   правое   плечо,   голову   повернуть   налево,   далее   исходное   положение   и повторить другой рукой. Делать 4­6 раз в медленном темпе. 2. Исходное положение – стойка ноги врозь, хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад как можно выше, движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4­6 раз. Темп быстрый. 3. Исходное положение – сидя на стуле, голову наклонить вправо, исходное положение, влево­исходное, повернуть налево –исходное, повернуть вправо – исходное. Темп средний. Повторить 4­6 раз. 4. Исходное   положение   –   стоя   или   сидя,   руки   к   плечам,   кисти   в   кулаки, голову   откинуть   назад.   Повернуть   руки   локтями   кверху,   голову   наклонить   вперед. Повторить 4­6 раз. Темп средний. Физкультминутка для снятии утомления с туловища и ног. 1. Исходное положение –  стойка ноги врозь. Руки скользят вдоль ноги вниз и сгибаясь вверх вдоль тела, туловище наклоняется влево вправо. Повторить 6 раз. Темп средний. 2. Исходное   положение   –   стоя,   руки   в   стороны.   1­2   приседания,   колени вместе,   руки   за   спину.   Выпрямляя   ноги,   наклон   вперед,   руками   коснуться   пола. Принять исходное положение. Повторить 6­8 раз. Темп средний. 3. Исходное положение – стоя ноги врозь, руки за голову. Резкие повороты нижней части туловища, при этом плечи и руки неподвижны. Повторить 6­8 раз. Темп средний. Исходное   положение   –   стоя,   шаг   влево,   руки   к   плечам,   прогнуться.   Исходное положение. Тоже в другую сторону. Повторить 6­8 раз. Темп средний. Приложение 2  Элементы урока математики, 1 класс  Тема: ОБОБЩЕНИЕ: СЛОЖЕНИЕ ОДНОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ Цели: совершенствовать навыки счета. ­   Сегодня   мы   отправимся   в   путешествие   и   встретимся   со   своими   старыми знакомыми­героями известной сказки. А какой вы узнаете, собрав пазл (ученик собирает пазл на интерактивной доске). Что   за   сказка?   Теремок!   Как   вы   помните,   все   герои   этой   сказки   хотят   жить   в теремке. Но сначала звери должны пройти маленькие испытания. Давайте узнаем, что это за испытания и поможем героям сказки.  Учитель: В чистом поле теремок, Он не низок, не высок. Мышка серая, Норушка, Вышла в поле погулять, 25 Видит мышка теремок В чистом поле одинок. Мышка очень удивилась, Подошла, остановилась.  Кто там, в тереме живёт? Может в гости позовёт. Видит мышка объявление: «В домик тот зайдёт, Кто числа по порядку разберёт».  7 3 1 5 8 4 6 2 10 9 Зашла мышка в теремок и стала в нём жить. В чистом поле теремок, Он не низок, не высок . Шла лягушка из болота Видит, заперты ворота. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? А мышка ей в ответ: Чтобы дверь мою открыть, Задачу надо вам решить.  На слайде читают и решают задачу. Решила задачки лягушка и попала в теремок.  Ой, гляди­ка! Теремок, В чистом поле одинок! Постучу я лапкой в двери. Чей скажите, это терем? Слышит он такой ответ: «Рады мы тебя впустить, но не можем дверь открыть. Отвечай­ка посмелей На вопросы побыстрей. ­Назови состав числа 8».   Зашла лисичка в теремок и осталась в нём жить  Что случилось, когда пришёл мишка? Раздавил теремок. Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту!   Все строят новый теремок из деталей танграма ( на магнитной доске). А сейчас я предлагаю   всем   ученикам   посадить   клумбу   у   нашего   теремка.   Вы   должны   выбрать   и посадить   тот   цветок,   который   близок   вашему   настроению   на   уроке(цветы   заранее разложены на партах). Приложение 3 Анкета   «Напряженность   функционального   состояния   (для   учащихся начальных классов)» Класс _______ Дата заполнения _____________  Фамилия   (ребенка)____________________________________________   Имя (ребенка)_______________ Возраст______ лет 26 Нет, редко 1 балл Иногда  Да, 2 балла часто  3 балла  Посещает  группу продленного дня ________ Наблюдение за состоянием ребенка дома Характеристика поведения и состояния ребенка  1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу   (не   высыпается,   плохое   самочувствие,   болит   живот, голова) 2.   Долго   собирается   в   школу,   постоянно   забывает необходимые   вещи,   не   помнит   расписание   уроков,   требует постоянного контроля родителей) 3.   После   школы   вялый,   сонный   или,   наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный 4. Настроение преобладает пониженное, неустойчивое, повышенная плаксивость. 5.   Жалобы   на   усталость, головокружение, боли в животе, тошноту.   головные   боли, 6.   К   вечеру   чрезмерно   возбужден,   отказывается ложится в постель, долго не может уснуть. 7.   Сон   беспокойный   с   неприятными   сновидениями, страхам. Часто просыпается, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей. 8.   Отмечается   подергивание   век,   различных   групп мышц   (лица,   шеи,   плеч),   заикание,   боязнь   темноты, одиночества,   навязчивости, вредные   привычки   (кусает   ногти,   карандаш,   сосет   палец, «шмыгает» носом), энурез.   замкнутого   пространства, 9. Дома постоянно возбужден, не может организовать свою   деятельность,   бесцельная   беготня,   эмоциональная неустойчивость,   капризы,   упрямство,   неадекватная   реакция на   бытовые   ситуации   (приход   гостей,   посещение общественных мероприятий) 10. Болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным   оценкам,   постоянно   их   обсуждает,   жалуется   на несправедливое отношение учителя 11.   Отказывается   делать   уроки,   «торгуется»,   ставит массу условий. Не может организовать себя, отвлекается, из­ за чего на домашние задания уходит несколько часов. Часто не   помнит,   что   задали   на   дом,   какие   завтра   уроки. Самостоятельно работать не может, требуется   постоянный контроль родителей. Суммарный балл Анализ анкеты  Суммарный балл меньше 15 – состояние ребенка не вызывает тревоги От 15­20 баллов – наблюдается умеренное напряжение организма Больше 20 баллов – о значительном функциональном и эмоциональном напряжении , ухудшении психологического состояния  27 Приложение 4 Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой 1.    2. Тебе нравится в школе?  не очень  нравится  не нравится  Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?  чаще хочется остаться дома  бывает по­разному  иду с радостью  Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?     3.    4.    5.    6.    7.    8.    9.    10.    не знаю  остался бы дома  пошел бы в школу  Тебе нравится, когда у вас отменяют какие­нибудь уроки?  не нравится  бывает по­разному  нравится  Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?  хотел бы  не хотел бы  не знаю  Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?  не знаю  не хотел бы  хотел бы  Ты часто рассказываешь о школе родителям?  часто  редко  не рассказываю  Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?  точно не знаю  хотел бы  не хотел бы  У тебя в классе много друзей?  мало  много  нет друзей  Тебе нравятся твои одноклассники?  нравятся  не очень  не нравятся  28 Ключ Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты. № вопроса оценка   за   1­й оценка   за   2­й оценка   за   3­й ответ ответ ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Первый уровень. 25­30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной 1 0 1 3 0 1 3 1 1 3 3 1 0 1 3 3 1 0 3 1 0 3 3 0 1 0 0 3 0 0 активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. Второй уровень. 20­24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся   с   учебной   деятельностью.   В   рисунках   на   школьную   тему   они   также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Третий   уровень.   15­19   баллов   –   положительное   отношение   к   школе,   но   школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь   красивый   портфель,   ручки,   тетради.   Познавательные   мотивы   у   таких   детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную   тему   такие   ученики   изображают,   как   правило,   школьные,   но   не   учебные ситуации. Четвертый уровень. 10­14 баллов – низкая школьная мотивация. 29 Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются  посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной   деятельности.   Находятся   в   состоянии   неустойчивой   адаптации   к   школе.   В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой. Пятый   уровень.   Ниже   10   баллов   –   негативное   отношение   к   школе,   школьная дезадаптация. Такие дети испытывают  серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной   деятельностью,   испытывают   проблемы   в   общении   с   одноклассниками,   во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание   в   которой   для   них   невыносимо.   Маленькие   дети   (5­6   лет)   часто   плачут, просятся   домой.   В   других   случаях   ученики   могут   проявлять   агрессию,   отказываться выполнять   задания,   следовать   тем   или   иным   нормам   и   правилам.   Часто   у   подобных школьников   отмечаются   нервно­психические   нарушения.   Рисунки   таких   детей,   как правило,   не   соответствуют   предложенной   школьной   теме,   а   отражают   индивидуальные пристрастия ребенка. вас? Анкета « Состояние здоровья и самочувствие» Выберете тот или иной вариант ответа. 1. Как Вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше Приложение 5 а) возьмете «ноги в руки», чтобы догнать его; б) пропустите его – будет следующий; в) несколько ускорите шаг – быть может, подождет Вас. 2. Пойдете ли Вы в поход в компании людей значительно моложе Вас? а) нет, Вы вообще не ходите в походы; б) да, если они Вам хоть немного симпатичны; в) неохотно, потому что это может быть утомительно. 3. Если у Вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что­либо, обещающее быть интересным? а) вовсе не пропадает; б) желание пропадает, но Вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказывае­ тесь от задуманного; в) да, потому что Вы можете получить от этого удовольствие только отдохнув. 4. Каково Ваше мнение о турпоходе всей семьей? а) Вам нравится, когда это делают другие; б) Вы бы с удовольствием к ним присоединились; 30 в) нужно бы попробовать разок, как Вы будете себя чувствовать в таком походе. 5. Что Вы охотнее и чаще всего делаете, когда устанете? а) ложитесь спать; б) пьёте чашку крепкого кофе; в) долго гуляете на свежем воздухе. 6. Что важнее всего для поддержания Вашего самочувствия? а) нужно побольше есть; б) необходимо много двигаться; в) нельзя слишком переутомляться. 7. Принимаете ли Вы регулярно лекарства? а) не принимаю даже во время болезни; б) нет, в крайнем случае принимаю витамины; в) да, принимаю. 8. Какое блюдо Вы предпочитаете? а) гороховый суп с копченым окороком; б) мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом; в) пирожное с кремом или взбитыми сливками. 9. Что для вас наиболее важно, когда Вы отправляетесь на отдых? а) чтобы были все удобства; б) чтобы была вкусная еда; в) чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом. 10. Ощущаете ли Вы перемену погоды? а) чувствую себя из­за этого несколько дней больным; б) толком не замечаете, что погода переменилась; в) да, если Вы утомлены. 11. Каково Ваше общее состояние, если Вы не выспались? а) скверное; б) один – два раза недоспите и все из рук валится; в) Вы так к этому привыкли, что уже не обращаете на это внимания. Ключ к тесту: Вопрос Ответы, очки 1 А – 10 Б – 6 В – 6 2 А – 2 Б – 10 В – 0 3 А – 10 Б – 6 В – 2 4 А – 1 Б – 10 В – 4 5 А – 6 Б – 4 В – 9 6 А – 1 Б – 9 В – 3 7 А – 6 Б – 9 В – 5 8 А – 4 Б – 10 В – 1 9 А – 0 Б – 2 В – 10 10 А – 0 Б – 2 В – 10 11 А – 0 Б – 7 В – 2 Интерпретация результатов: Свыше 80 очков. У Вас действительно отличное самочувствие. Видимо, потому, что у Вас здоровый организм, однако главным образом потому, что Вы не только сторонник здорового образа жизни, но и придерживаетесь его на практике. В таком случае в хороших советах у Вас нет нужды. 31 От 50 до 80 очков. Ничего страшного с Вашим самочувствием нет, хотя, конечно, бывает так, что Вы раздражены или устали. На Ваши плечи ложится большой груз, но лишь потому, что Вы его достаточно хорошо выносите. Безусловно, по этой причине Вам пойдет на благо не откладывать на будущее начало «новой жизни», а сделать это уже сейчас. Менее   50   очков.  Вы   слишком   перегружены.   При   таких   обстоятельствах   не удивительно, что Вы не следите   за   состоянием   своего   здоровья,   хотя   и   оправдываетесь   этой перегруженностью. Пожалуйста, поверьте нам, это неправильное рассуждение. Если Вы хоть чуть­чуть больше займётесь своим физическим состоянием, все Ваши дела пойдут лучше. 32

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"

Проект на тему " Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий"
Скачать файл