Выступление
Актуальность
На уроке окружающего мира при изучении темы «Птицы» учительница спросила, знаем ли мы птиц, которые живут в нашем селе, назвали мы всего несколько видов птиц. Это и стало темой нашего проекта (слайд №1)
Цель проекта. (слайд №2)
Изучить птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.
Для достижения цели должны решить следующие задачи: (слайд №3)
Ø Расширить и пополнить знания о птицах нашего края.
Ø Найти приметы о птицах.
Ø Изготовить кормушки для пернатых.
Ø Изготовить книжку-раскладушку «Загадки о птицах».
Гипотеза: (слайд №4)
Мы предположили, если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:
Ø возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц;
Ø станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и друг к другу;
Ø и тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, и радостнее.
Всю работу над проектом мы разделили на 3 этапа (слайд№5).
1. Информационный этап
2. Практический этап
3. Наблюдения
Весь класс разделился на группы и распределили задачи. Было создано
4 группы (слайд №6). Их можно увидеть на слайде
(слайд №7) Начали
исследовательский проект с того, что посетили библиотеку, с той целью, чтобы
узнать, какие книги есть у нас о птицах. Каждая группа взяла для себя нужную
информацию (рассказы, статьи из энциклопедий, загадки, приметы) (слайд №8).
Собирали информацию не только из литературы, но и спрашивали у взрослых, наблюдали
в природе (слайд №9).
Родители стали нашими единомышленниками, они помогали нам рисовать, печатать,
вместе находили приметы и загадки о птицах. (слайд №10)
(слайды 11, 12) Из рисунков и сообщений, которые сделали ребята первой группы по плану, узнали, что в нашем селе живут такие птицы: ворона, сорока, воробей, скворец, кукушка, ласточка, снегирь, дятел, сова, синица, грач, утка, свиристель (слайды13-25)
Нашли приметы о птицах (слайды 26-31).
Ласточки летают низко – перед дождём.
Если перелётная птица летит стаями – к дружной весне.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – тёплое.
Кукушка стала куковать – морозу больше не быть.
Гуси высоко летят – воды будет много, низко летят – мало.
А теперь из наблюдений
Воробьи в зимнее время держатся вблизи жилья человека, сооружают себе зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду (слайд 32).
Синицы селятся в самых разных местах. Устраиваются в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм (слайд 33).
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Вывод: И так зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.
После теоретической работы мы приступили к практическому этапу (слайд №34)
( слайд № 35)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Кормушки делали вместе с родителями из разного материала – дерева, а также из пластиковых бутылок. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер. (слайд)
Мы составили памятку «Как подкармливать птиц» и раздали ребятам начальных классов.
Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек.
Результатом являются 12 изготовленных кормушек (слайды 36,37). А также сделали книжку – раскладушку «Загадки о птицах» (слайды 38, 39, 40).
Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории нашего села. Из таблицы (слайд 41) видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника, семечки арбуза, дыни, тыквы, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден.
Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Любят птицы клевать ягоды рябины. (слайд 42).
Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили что птиц на территории нашего дома стало больше. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. Синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам: (слайд 43)
1. В нашем селе очень много видов птиц, рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны.
2. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные
выживанию в холодных погодных условиях.
3. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае, если вокруг много подходящего корма.
4. Человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки.
Мы опубликовали нашу работу на сайте ПРОШКОЛУ.РУ
В апреле будем защищать свой проект на конкурсе среди начальных классов «Малая академия наук».
Спасибо за внимание! (слайд 44)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.