Конкурс " Я исследователь"
Номинация: исследовательский проект
Тематика конкурса:
Героизм народа в разные исторические эпохи.
Наша семья в годы Великой Отечественной войны
Авторы:
Сайгин Захар, 3 класс
Патрунова Дарья, 4 класс
Деревянкин Артём, 4 класс
Контактный телефон: 89108926118
Педагог: Смолина Инна
Константиновна
МБОУ Лукояновская СШ №1
г. Лукоянов, ул.Кирова, д.34
Год предоставления работы на
конкурс: 2017 Введение
Мы знаем о войне только из книг и фильмов. Очевидцев и участников тех
событий с каждым годом остается все меньше и меньше. А рядом с нами еще
живут те, кто не забыл о суровых военных годах. Они могут нам многое
рассказать. А мы хотели бы донести эти рассказы до каждого из наших
сверстников. Мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам тем, что над нами
чистое небо, а мы – свободные граждане своей Родины, обязаны им жизнью.
Единственное, что мы можем для них сделать – заботиться о них, беречь и не
огорчать, хранить память о них и быть достойными ее.
Мы подготовили и провели анкетирование одногруппников по данной
проблеме. Большая часть опрошенных одногруппников не знает о своих
родственникахгероях. Но после этого анкетирования нашлись ребята, которые
захотели собрать документальный материал и презентовать его.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Проблема изучения
истории семьи является значимой. Нельзя быть патриотом, не зная, как любили,
берегли и защищали ее наши деды и прадеды. Нельзя быть Иванами своего
родства непомнящими. Тот, кто не знает своего прошлого, не достоин будущего.
И это должен помнить каждый. Тема Великой Отечественной войны
чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению,
сплочению нашего народа.
Мы считаем, что реализация исследовательского проекта «Наша семья в
годы Великой Отечественной войны» позволяет прикоснуться к семейному
архиву, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно
относиться к памяти прошлого, способствует сохранению семейных связей.
Работа над проектом предполагает использование таких методов, как
интервьюирование – получение информации в ходе устного непосредственного
общения, конспектирование – ведение записей, основу которых составляет
выделение главных идей, реферирование – сжатое переложение основного
содержания.
Мы считаем, что работа будет интересной, полезной, важной. Нам
интересно найти и изучить материал об участниках Великой Отечественной
войны и донести до других эту информацию. Цель проекта изучить вклад семьи в историю Великой Отечественной
войны.
Задачи проекта
1. Собрать материал об участии в Великой Отечественной войне близких
родственников.
2. Исследовать материал, касающийся истории наших семей и Великой
Отечественной войны.
3. Собрать фото и документальный материал по изучаемой теме.
4. Узнать о символе мужества и памяти – красной гвоздике.
5. Сохранить память о солдатах: создать «Стену Памяти» в группе
продленного дня.
6. Принять участие в шествии Бессмертного полка 9 мая.
Методы исследования: изучение архивных материалов и исторических
документов, систематизация и обработка полученной информации,
интервьюирование (опрос, беседа).
Объект исследования: родственникиучастники ВОВ
Основная часть
1. Аналитическая деятельность
Чтобы выяснить, что ребята одногруппники знают о родственниках,
воевавших в годы Великой Отечественной войны, мы составили анкету и
провели исследование. В анкетировании приняли участие 20 учащихся ГПД.
Анкета для одногруппников
№
Вопрос
Отве
т 1
2
3
Как зовут твоего родственника – участника ВОВ?
В каком звании он воевал?
Знаешь ли ты о боевом пути своего дедушки или бабушки?
11
6
3
Результаты анкетирования
55
45
знают
не знают
70
85
30
15
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
Выводы
Наше исследование показало, что ребята владеют информацией о том,
когда, где и как воевали их родственники на уровне ниже среднего. Поэтому
считаем необходимым реализовать исследовательский проект «Наша семья в
годы Великой Отечественной войны», конечным результатом которого будет
создание в ГПД «Стены памяти».
2. Исследовательская деятельность.
2.1. Война в жизни Сайгиной
Евдокии Павловны.
Моя прабабушка, Сайгина Евдокия
Павловна, родилась в 1924 году. Для
того, чтобы пойти на войну, приписала
себе год. И уже в 1942 году оказалась на
фронте. Прабабушка участвовала в
Курской битве, известной как Битва на
Курской дуге. В годы войны служила
связисткой и телефонисткой. После
окончания Курской битвы и до Дня Победы прабабушка оставалась в рядах Советской Армии. Она заслужила 12
наград, в том числе в 1970 году была награждена Орденом Ленина.
К сожалению, я ее не знал, потому что прабабушка умерла за несколько
дней до моего рождения. Мои папа и дедушка мне много о ней рассказывают.
Сама прабабушка о войне говорить не любила. Я ее понимаю, ведь это было
очень страшное время, время огромных людских потерь.
Каждый год 9 мая мы семьей ходим на могилку к прабабушке,
поздравляем ее с Днем Победы и благодарим за мирное небо над головой.
Сайгин Захар, 3 класс
2.2. Судьба солдата Степана Ивановича Власова.
Мой прапрадедушка Степан
Иванович Власов участник трех войн и
Октябрьской революции. В нашем
краеведческом музее есть экспонаты,
рассказывающие о нем.
Когда началась первая мировая
война, он пошел на фронт. В 1916 году
в бою он был ранен и контужен. После
госпиталя прибыл домой, а через месяц
его направили в Петроград, где он стал
участником октябрьских событий 1917
года.
В
гражданскую
войну
красноармеец Власов сражался на
Южном фронте против армии
Деникина. В одном из боев был ранен в
руку, лечился в городе Воронеже, потом приехал домой.
На третий день Великой Отечественной войны Степану Ивановичу
принесли повестку на войну. Он удивился, ведь молодые все еще были дома, а
ему было 45 лет. Так Степан Иванович Власов отправился воевать в третий раз.
Попал в строительный батальон в город Волхов Ленинградской области. Там
строили оборонительные укрепления, рыли окопы и противотанковые рвы.
Условия были очень плохие. Прапрадед тяжело заболел. Батальон распустили, и
он зимой разутый и раздетый пешком пришел к сестре в город Горький. Там его
отмыли, одели, накормили и отправили домой. Потом его снова вызвали в военкомат. Снова идти на войну. В этот раз
Степан Иванович попросился на передовую. Он освобождал от немецко
фашистских оккупантов города Псковской области. Здесь его ранило взрывной
волной. Одну ногу оторвало совсем, а другая была сломана в трех местах.
Полтора года скитался солдат по госпиталям, сильно болел. Но нашлись добрые
люди: заведующая отделением госпиталя со своим мужем носили фронтовика на
носилках к себе домой, выхаживали, заботились о нем.
Потом Иван Степанович возвратился домой. Он прожил еще 40 лет,
практически без ног. Семья
поддерживала его все эти
годы,
преклоняясь перед
воинским подвигом солдата,
перед тем, что он выжил,
назло всему.
Я горжусь своим
прапрадедушкой, считаю, что
он был очень сильным и
мужественным человеком и
много сделал для Победы в
Великой
Отечественной
войне!
Патрунова Дарина, 4 класс
2.3. Жизненный путь Михаила Михайловича Цыплёнкова
Цыплёнков Михаил Михайлович родился в 1905 г. в с. Б. Маресьево Б.
Маресьевского района Горьковской области в многодетной семье, где было 8
человек детей.
Миша был одним из старших детей и во всем помогал родителям.
Окончил 3 класса Б.Маресьевской нач. школы.
27.09.1927 г. Лукояновским РВК Горьковской области был признан
годным к строевой службе и призван в ряды красной армии.
С 25 октября 1927 г. по 10 октября 1929 г. он был зачислен на склад №1
Центрального аэродрома по специальности сапожник.
Приобретенная гражданская специальность сапожник впоследствии
пригодилась ему и на фронте.
Война в Гданьске. В 1939 году Германия потребовала от Польши возвратить город Гданьск.
Отказ Польши стал формальным поводом к началу Второй мировой войны.
Гданьск вошёл в состав Восточной Пруссии как Данциг.
Освобожден Гданьск был советскими войсками в конце марта 1945 года.
В освобождении Гданьска принимал участие и М.М. Цыплёнков.
Награжден:
Медалью «За Отвагу» №1318400 3 VII 1944 г. – высшей солдатской
наградой,
Медалью
«За
над
победу
Германией»,
Медалью
«За
оборону Москвы»
12 XII 1944 г. В родном городе Лукоянове Михаил Михайлович был человеком
известным. У него были золотые руки. Он чинил обувь и городскому начальству,
и землякам, шил тапки. А дочери Соне первой в городе сшил хромовые сапоги
на кроличьем меху. Его супруга – Тупицына Мария Александровна сорок лет
проработала парикмахером, доставляя людям радость, делая их красивее.
Сам он не очень любил рассказывать о войне, но его дочь Хрулёва Софья
Михайловна вспоминает: «Отец говорил, что во время передышек между боями
солдаты накидывали в углу землянки целую гору обуви, и нужно было ее быстро
залатать ,чтобы в следующий бой солдаты не шли разутыми».
Умер М.М Цыплёнков в 1982 г. в возрасте 77 лет в кругу своей семьи –
любящих его жены, дочерей и внуков – Саши, Инны, Светы и Дениски.
Деревянкин Артём, 4 класс
2.4. Значение символов памяти и мужества
Вечный
огонь,
Приказ подразделения
№: 19 от: 31.07.1944 Издан: 143
апабр. 2 Белорусского фронта /
Архив: ЦАМО фонд: 33
постоянно
поддерживаемое в специальных горелках
пламя у монументов, на мемориальных
комплексах, кладбищах, могилах; символ
памяти о павших героях, их подвигах, жертвах
фашизма и др. Впервые Вечный огонь зажжён
в 1920 на могиле Неизвестного солдата в
Париже, в СССР – в 1957 в Ленинграде на
Марсовом поле у памятника «Борцам
революции». Вечный огонь зажжён на могиле Неизвестного солдата у
Кремлёвской стены в Москве (1967), в других населённых пунктах, а также в
местах памятных событий. В нашем городе тоже есть Вечный огонь у обелиска
на площади Мира, открытие которого состоялось в 1965 году, но зажигают его
только в День Победы.
опись: 69015 ед. хранения: 3884
№ записи: 33227614
Гвоздика — это небольшой цветок, относящийся к семейству гвоздичных.
Она бывает разного окраса: однотонная (красная, белая, розовая, желтая и т.д.),
а также сложная (разноцветные сердцевина, с каемочками на лепестках, боковые
лепестки, и др.). Греческое название цветка, Dianthus, происходит от греческих
«Di», что означает «Зевс», и «anthos» — «цветок».
По древнегреческому мифу, «Цветы Зевса» обязаны своим появлением
ярости богини охоты Артемиды. В различных государствах к гвоздике относились поразному. Например,
во Франции и Англии она была цветком королей. В Бельгии, напротив, стала
цветком простого народа и символом благоустроенного очага. А в Германии она
олицетворяла постоянство и верность.
Во времена Великой французской революции эмблемой сторонников
короля являлась красная гвоздика. Они украшали себя ею, когда шли на эшафот.
Во Франции девушки дарили парням гвоздики, отправляющимся на войну, чтобы
последние быстрее вернулись оттуда победителями. Солдаты Наполеона всегда
имели при себе такие цветы, считая их талисманами, защищающими от
вражеских пуль средством, придающим храбрость. Понятие о большой отваге
очень тесно связано с гвоздикой.
В нашей стране гвоздика является символом нашей памяти и
благодарности. Красная гвоздика – символ пролитой крови, поэтому их так
много именно в День Победы, ведь это еще и День Памяти всех погибших.
Красный цвет – цвет Победы, сильный, доминирующий. Красные гвоздики –
олицетворение мужества, храбрости, побед и преодоления трудностей.
3. Практическая деятельность. «Стена Памяти»
Мы решили в ГПД оформить «Стену памяти», на переднем плане которой
макет «Вечного огня», букет гвоздик, а на заднем плане – портреты
родственниковучастников ВОВ и творческие работы по теме.
Для работы потребуется
1. Салфетки бумажные (1 пачка)
2. Клей.
3. Деревянные шпажки.
4. Лист ватмана.
5. Цветная бумага (красный цвет).
6. Краски.
7. Инструменты:
линейка, ножницы, нож с выдвижным лезвием
Порядок выполнения работы Гвоздика
1 шаг
Берем салфетки (у нас они –
розовые), складываем вчетверо и
обрезаем по краю, придавая форму
круга, делаем зубчики. Салфеток
нужно по три штуки на каждую
гвоздику.
2 шаг
3 шаг
Отрезаем полосу гофрированной
зеленой бумаги и, смазав клеем,
обклеиваем стебель нашей гвоздики.
Делаем узкие листья.
Гвоздики
готовы.
Берем шпажку и осторожно
нанизываем на нее наши лепестки.
Собираем их вместе, а основание
закручиваем ниткой. Вечный огонь
Вырезаем из красной бумаги языки пламени произвольной формы и
крепим их на основузаготовку.
Вот такой Вечный огонь около
Стены Памяти появился в нашей группе в
преддверии Дня Победы. А около него –
гвоздики – символ памяти и скорби.
Оформляем
«Стену Памяти» Заключение
В фильмах и книгах о войне все
кажется придуманным и далеким от нас.
А рядом с нами живут люди – очевидцы и
участники тех страшных событий – те,
кто знает о войне не понаслышке. Никого не могут оставить равнодушными
воспоминания фронтовика, который с дрожью в голосе рассказывает о том, как
терял на войне товарищей, голодный писал в перерывах между боями письма
домой. А вот у Вани Кайнова на фронте воевала и прабабушка. Молодые и
красивые они смотрят на нас с фотографий. Ктото пропал без вести, как
прадедушка Ульяны Захаровой. А ктото прошел две войны как прадед
Патруновой Дарины и увидел своих внуков и правнуков. Они живут рядом с
нами. Болезни делают их медлительными и усталыми, часто капризными, они
пахнут старостью и мы начинаем воротить нос, сердимся, молчим и не
разговариваем. Мы не думаем о том, что когдато сами окажемся на их месте.
И вспоминается рассказ В. Осеевой «Бабка» о черствости и невнимании к людям
старшего поколения. Наш исследовательский проект о боевом пути и нелегком
послевоенном времени. О тех, кого уже нет, и тех, кто здравствует сегодня.
Пусть подольше они живут и своим присутствием служат примером мужества и
героизма, верности и преданности Родине, образцом для подражания.
Дорогие наши ветераны! Пусть каждая морщинка на вашем лице излучает
тепло и на глаза наворачиваются лишь слезы радости.
Нельзя забвению предать
Того, что дорого и свято.
В одном большом строю стоят –
Мальчишки – вечные солдаты.
Это строки из стихотворения собственного сочинения, которое нам
прочитала наша воспитатель ГПД Смолина И.К. Она рассказала нам о своем
дедушке, который прошел всю войну и встретил День Победы в Берлине. Наше исследование помогло узнать много нового, интересного о жизни
советских людей в годы войны.
Мы сделали презентации и выступили перед ребятами на тематическом
вечере «Вклад моей семьи в победу в ВОВ». Нам очень хочется, чтобы как
можно больше людей стали интересоваться своей родословной, чтобы
записывали истории, которые могут рассказать бабушки и дедушки.
9 Мая мы вместе с нашим воспитателем Смолиной Инной
Константиновной прошли в рядах Бессмертного полка, отдавая дань уважения и
памяти тем, кого нет рядом с нами, но кому мы обязаны своей жизнью. Вечная
им память!
Практическое значение
Проделанная нами работа никого не оставила равнодушным. Высокую
оценку нашей деятельности дали родители и учителя школы. А на параде мы
услышали много хороших слов в свой адрес от взрослых людей и ветеранов
города.
Мы достигли поставленной цели. Многие ребята заинтересовались своей
родословной.
Эту работу можно использовать для проведения классных часов и
мероприятий, посвященных ВОВ.
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект "Наша семья в годы Великой Отечественной войны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.