Проект. Огород на окошке.
Оценка 4.6

Проект. Огород на окошке.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
Детсад
05.06.2017
Проект. Огород на окошке.
Актуальность проекта. Окружающая среда. ближайшее окружение это кладезь для исследований и знакомств с тайнами природы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. При знакомстве с понятием «вечная мерзлота» возникает вопрос: «Как же в таких условиях развиваются растения?» Краткосрочный проект «Огород на окошке», помогает в экспериментальной, исследовательской доступной деятельности разрешить этот вопрос и познакомить с удивительным и многообразным миром растений. Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в весенний период, при выращивании в помещении детского сада различных культур из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдения, происходящие с растениями, побуждают детей бережно относиться к растениям, закладывают основы бережного отношения ко всему живому. Социальная значимость Участие детей и их родителей в социально значимом деле. Развития коммуникативных и личностных качеств детей. Воспитание экологической культуры. Тип проекта: познавательный. Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители. Срок реализации проекта: февраль, март (краткосрочный)Цель исследования: Развивать интерес к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений. Формировать активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений. Задачи исследования: 1. Дать детям доступное их пониманию представление о разнообразии, особенностях строения и условиях роста растений и их значении для человека. 2. Развивать поисковую деятельность, умение в ходе исследовательской деятельности искать и находить пути разрешения проблемных ситуаций, творческие способности детей, любознательность. 3. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности через активную самостоятельную деятельность по выращиванию растений, умение устанавливать связи между предметами, их назначением. 4. Воспитывать бережное отношение к природе. 5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. Методы исследования: анкетирование, диагностическое наблюдение, моделирование. Этапы реализации проекта: Подготовительный 1. Определение цели и задач проекта. 2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 3. Сбор информационного материала о растениях. 4. Создание условий для организации работы в «огороде на окне» Основной 1. Цикл познавательных бесед (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений: а) опытно – экспериментальная деятельность б) подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление. в) дизайнерское оформление. г) наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем в дневнике наблюдений 3. Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей. Заключительный 1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. 2. Оформление альбома «Вот какой огород!»
проект огород на окошке.doc
Проект.  «Освоение представлений детьми  дошкольного возраста о росте растений в  процессе создания проекта «Огород на  окошке».      Авторы проекта:                              Усова Л.Е.                              Дубова Л.А.                      Сенич А.Н. Актуальность проекта: Окружающая среда. ближайшее окружение это кладезь для исследований и знакомств с тайнами природы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности  мышления, мы создали условия для поисково­исследовательской деятельности  детей. В ходе реализации проекта «У истоков газовой реки» возникли  ответвления, которые помогают реализовывать долгосрочный проект.   При  знакомстве с понятием «вечная мерзлота» возникает вопрос: «Как же в таких  условиях развиваются растения?» Краткосрочный проект «Огород на окошке»,  помогает в экспериментальной, исследовательской доступной деятельности  разрешить этот вопрос и познакомить с удивительным и многообразным миром  растений. Ознакомление с ростом и развитием растений осуществляется в  весенний период, при выращивании в помещении детского сада различных  культур из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Наблюдения,   происходящие с растениями, побуждают детей бережно относиться к растениям,  закладывают основы бережного отношения ко всему живому.  Социальная значимость Участие детей и их родителей в социально значимом  деле. Развития коммуникативных и личностных качеств детей. Воспитание  экологической культуры. Тип проекта: познавательный.  Вид проекта: исследовательский.  Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.  1 Срок реализации проекта: февраль, март (краткосрочный)  Продукты проекта: диагностические материалы, рисунки, выставки, дневник  наблюдения, фото.  Проблема:  Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют  представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их  роста, а их интерес к познавательно­исследовательской деятельности  недостаточно развит из – за длительной зимы,  длительным отпускным периодом. Предполагаемые результаты: Из семян, луковиц можно вырастить растение,  рассаду, для последующей высадки в грунт. Создав огород на окне, мы вырастим  лук (в двух позициях в грунте и в воде), бобовые, декоративный подсолнух,  петрушку, укроп, редис, помидоры и огурцы, цветочную рассаду. Дети узнают  способы выращивания растений ( путем выращивания из семян, рассады, луковиц, клубней), сроках жизни растений, исследуют опытным путем условия,  необходимые для их роста. Закрепят знания через наблюдения и смогут сделать  первые выводы, фиксируя их в дневнике наблюдений.  Цель   исследования:  Развивать   интерес   к   исследовательской   деятельности   в процессе   выращивания   растений.     активную   позицию   в экологической   и   общественно­значимой   деятельности   ребёнка­дошкольника   в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений.   Формировать   Задачи исследования:  1.   Дать   детям   доступное   их   пониманию   представление   о   разнообразии, особенностях строения и условиях роста растений и их значении для человека. 2.  Развивать  поисковую   деятельность,   умение   в   ходе   исследовательской деятельности   искать   и   находить   пути   разрешения   проблемных   ситуаций, творческие способности детей, любознательность. 3. Формировать интерес к познавательно­исследовательской деятельности через активную   самостоятельную   деятельность   по   выращиванию   растений,  умение устанавливать связи между предметами, их назначением. 4. Воспитывать бережное отношение к природе.    5. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и     родителями. Методы исследования: анкетирование, диагностическое наблюдение,  моделирование.  2 Этапы реализации проекта: Подготовительный 1. Определение цели и задач проекта.  2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.  3. Сбор информационного материала о растениях.  4.  Создание условий для организации работы в «огороде на окне» Основной  1. Цикл познавательных бесед (элементарные научные сведения) по изучению  культурных и декоративных растений.  2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению  особенностей выращивания культурных и декоративных растений: а) опытно – экспериментальная деятельность б) подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление.  в) дизайнерское оформление.  г) наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием  результатов с помощью рисунков и схем в дневнике наблюдений 3. Отражение результатов исследования через художественно­творческую  деятельность детей.  Заключительный  1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской  деятельности детей.  2. Оформление альбома «Вот какой огород!» 3 Приложение 4 Приложение 1.  Презентация проекта. Интервью на телепередаче.  Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на программе  «Экологическое окно». В рамках осуществления экологической  природоохранной политики общества «ГазпромдобычаНадым», а также  объявленного президентом Российской Федерации 2013 год – годом охраны  окружающей среды в детских садах Управления по эксплуатации вахтовых  посёлков проводится экологической фестиваль. И сегодня в нашей студии  гостья – воспитатель д/с «Медвежонок» Анна Николаевна Сенич . Анна Николаевна, мы наслышаны, что в вашем детском саду огромное  значение уделяется экологической культуре. Расскажите об этом. Да, экологическая культура начинается с первых шагов ребенка. Когда он начинает  дышать, чувствовать, созерцать прекрасное. Мы считаем, что воспитание  экологически грамотного человека должно быть последовательным и  систематическим, поэтому уже с ясельного возраста дети учатся наблюдать,  исследовать, помогать  беречь природу.  А какие конкретно мероприятия на экологическую тематику были проведены? Чтобы ребенок сумел почувствовать свою сопричастность в деле охраны  окружающей среды, мы в детском саду проводили экологические акции с участием  родителей – «Поможем птицам зимой», «Семейное  дерево», «Елочка – живая  иголочка», «Умный взгляд на мусор», «Весёлый огород», «Собираем урожай». В  этих акциях участвуют дети и родители подготовительных  групп, но в целях  преемственности  участниками становятся все желающие. Вы упомянули о преемственности в детском саду в воспитании экологической  культуры.  Преемственность осуществляется в ходе реализации многолетнего проекта «У  истоков газовой реки». Дети, начиная с самого раннего возраста до  подготовительной группы учатся беречь и любить природу нашего края, уважать  труд своих родителей. Наши воспитанники узнают о полезных ископаемых, на  макете рассматривают и изучают почву, знакомятся с «Красной книгой Ямала», с  экологическими проектами нашей страны – например, мы познакомились с  международным экопроектом «Стерх».  Почему вы обратились  именно к проекту «Огород на окошке» ? Мы считаем, что  экологическое воспитание начинается с семечка, посаженного в  землю на окошке.  Если ребенок сам посадил, ухаживал, вырастил и сумел собрать  5 урожай, то кроме приобретения первого опыта ухода за растениями, дошколенок  сумеет почувствовать  свою сопричастность в  процессе жизнедеятельности  на  Земле. Дети начинают осознавать, что в результате бережного ухода за растениями,  а значит и всего живого на земле, получается неповторимая и хрупкая красота.  Уход за  растениями  в условиях группы дает детям доступное их пониманию  представление об основах культуры рационального природопользования.  Анна Николаевна, а как родители принимают участие в реализации вашего  проекта? Сначала родители закупили семена, землю для посадки, а потом предложили свои рецепты засолки овощей. Когда увидели наши поделки в группе (рисунки,   аппликации из природного материала, пластилиновый огород ), то стали приносить  свои творческие работы – это и книжки­малышки об овощах, и  конструирование из бумаги, и работы в технике квилинга, так была организована выставка. А когда в конце марта нам удалось вырастить петрушку, укроп, листья  салата и несколько огурцов на окошке, то все вместе – и дети, и родители и  воспитатели, и наш помощник воспитателя приготовили сказочных героев на столе  из овощей, эту работу мы назвали – «Весёлый огород». Скажите, а как  сотрудники участвуют  в проекте? Наш проект заинтересовал всех сотрудников детского сада, поэтому нам помогали  и участвовали вместе с нами: музыкальные руководители, которые   проводили  игры­хороводы.  Логопеды предложили нам подборку речевых игр, инструктор по физической культуре подобрал подвижные игры, дворнику дети помогали  приводить в порядок  клумбы с цветами, которые высаживали вместе с  сотрудниками детского сада, повара, которые приготовили картошку и суп из  овощей, собранных на огороде. Вы сказали, что повара приготовили блюда из овощей, значит «Огород на  окошке» вышел за пределы группы? Да, вы правы, наш проект  вышел далеко за пределы стен «Медвежонка». Мы с  детьми выращивали рассаду для клумб (бархатцы, анютины глазки), которые стали  украшением территории детского сада, а значит, и нашего города. У нас был свой  огородный участок на территории д/с «Солнышко», где дети всё лето ухаживали за  овощами, наблюдали за их ростом, проводили исследования, а также  оздоравливались, употребляя в пищу экологически чистые продукты, выращенные  своими руками.  6 В последнее время большое внимание в обществе уделяется новым  технологиям, формированию нового мышления, как вы решаете проблемы  современного общества в своем проекте? Если говорить о требованиях к современному выпускнику детского сада, то такой  проект  способствует развитию личности каждого ребенка: во –первых, мы  используем  разнообразные формы работы – театрализацию, беседы, экскурсии,  конкурсы что помогает формировать коммуникативные навыки , во­вторых,  дошкольники учатся планировать свои действия, активизируют мыслительную  деятельность. Современный ребенок много времени проводит за компьютером, а на  общение с природой, созерцания прекрасного нашим детям времени не хватает,  поэтому мы отдаем предпочтение личностно­ориентированному и  дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества. Расскажите о результатах вашего замечательного проекта? Самым главным результатом я считаю, чувства детей. Как сказал маленький принц  о своей маленькой планете – «Самое главное – то, чего глазами не увидишь», но  можешь почувствовать. Дети, которые создают маленькую зеленую планету на окне, не могут  вырасти равнодушными к окружающему миру. Конечно, мы научились  решать проблемные ситуации, увидели, как из семян вырастают взрослые растения,  научились видеть и ценить плоды своего труда, думаю, получили экологический  багаж для дальнейшего роста культуры поведения  взаимоотношения человека и  природы. Каковы перспективы вашего проекта? Свой проект мы реализовали, так как наши выпускники уже первоклассники. Но я  думаю, что перспектива нашего проекта – это экологическая грамотность,  поведение, экологическое мышление, в дальнейшем экологическое мировоззрение  наших выпускников, которые все начинали с «Репки», «Огорода на окошке». А с  воспитанниками мы будем продолжать растить и сеять разумное, доброе, вечное… 7 Приложение 2.  Непосредственно образовательная деятельность с детьми в ходе  реализации проекта «Огород на окошке»  Цель.  ­ Познакомить детей с понятием «огород на окне». Развивать и поддержать в  ребенке интерес к исследованиям, открытиям. ­ Формировать умение обосновывать свой выбор, развивать связную  монологическую и диалогическую речь через беседы «Что такое «Огород на окне»,  «Какие растения можно вырастить на подоконнике» ­ Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые можно  вырастить на подоконнике и что необходимо для этого, обосновывать свой выбор  ­ Разработать дизайнерское оформление «Огорода на окне» ­ Индивидуальное консультирование родителей «Участвуем в проекте «Огород на  окне» Проанализировать имеющиеся оборудование и приобрести недостающее:  контейнеры, семена, земля, для участия каждого ребенка.  Формы реализации 1. Опытно – экспериментальная деятельность: «Проращивание семян»,  «Рост и  развитие растений» , «Узнаем какая земля», «Вода и растения», «Солнце и  растения». 2. Беседы «Все начинается с семечка», «Свойства почвы», «Что необходимо  растению для развития».  3. Игры – занятия «Приготовим салат из своих овощей», «Рисуем огород на окне», «Что растет у нас на огороде?» (лепка) 4. Реализация в режимных моментах.  8 ­Дидактические игры:  «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Лото»  «Парные картинки»,   «Приготовим обед для куклы Маши»,   «Что где растет? »  ­ Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зернышко»  и  разыгрывание их,  используя настольный театр, театр Би­ба­бо и т.д.   ­ Оформление дневника наблюдений   ­ Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде», совместное изготовление  книжек­малышек «Огуречик»,  «Вот какой огород! », используя подборку загадок  пословиц и другого материала. ­ Изготовление табличек­указателей с названием растений, дизайнерское  оформление  «Огорода на окошке»  ­ Оформление фото ­ альбома «Вот какой огород»  Выводы.   Анализ   результатов   работы   в   ходе   реализации   проекта   «Огород   на окошке» показал положительную динамику изменения отношения детей к природе, следовательно,   можно   говорить   о   том,   что   деятельность   по   формированию экологического образования, как средство формирования экологической культуры эффективна.  9 Приложение 3.  Ботаническое лото с элементами моделирования «Овощи и фрукты» Цель: закреплять умения детей различать и называть овощи и фрукты. Закреплять  знания детей о месте произрастания (сад или огород) овощей и фруктов. Ход: детям раздают большие карты в середине которой изображен фрукт или овощ, или ягода. Затем ведущий поочередно достает картинки с изображением различных  овощей, фруктов, ягод. Ребенок называет картинки и закрывает пустые квадраты на своих больших карточках, в соответствии с изображением. Тот кто первым закроет  все квадраты на своей карте, выигрывает. (вариант 2) В начале игры взрослый показывает и называет изображение. Ребенок  рассматривает и называет цветную картинку и находит соответствующий силуэт и  контур. Взрослый показывает, но не называет изображение. Ребенок сравнивает, находит,  называет картинку и только тогда получает карточку. Взрослый называет изображение, не показывая карточки. Ребенок по слову находит  силуэтную или контурную картинку и называет ее.   «Сочиняем сказку» Цель.  Развивать   воображение   и   диалогическую   речь.   Сочинить   сказку   можно   о любом объекте и явлении природы (о снежинке, паутине, камешке). Прежде всего необходимо активно обследовать объект, явление. Пример совместного сочинения сказки морковке.  Воспитатель.На что похожа? Дети. На треугольник…На мышку с хвостиком Воспитатель. Что будет с морковкой если ее посадить в землю? Дети. Она пропадает! 10 Вос­ль Жила­была морковка... Как вы думаете, где она жила? Дети. На небе, на облачке... Вос­ль.  Жила   морковка   на   облачке,   дружила   со   звездами   (впрочем,   про   себя морковка   думала,   что   она   дальняя   родственница   звезд:   тоже  красивая,   яркая, оранжевая). А вы как думаете? (Дети высказывают свое согласие или несогласие) А потом надоело морковке сидеть на облачке, шептаться со звездами, и смотреть на солнышко. Что же с ней случилось? Дети. Упала на землю! Вос­ль. Да, решила она отправиться на землю. Но как она это сделала? Дети. Морковка слезла с облачка, ветерок подхватил ее, распустил хвостик и она опустилась на землю. Воспитатель.  А   на   земле   была   весна   и   было   еще   совсем   холодно.     Морковка осмотрелась но никого не нашла. Ей стало так одиноко и холодно. Тогда морковка спрятала свой носик в землю, там было тепло, мягко. Что же произошло дальше? Дети. Морковка пустила корешки глубже в землю. Воспитатель.  Да. А над землей солнышко стало греть землю, все вокруг стало зеленым и травка начала расти, тогда и морковка распустила свой хвостик и тоже стала расти и весело болтать с соседками. Дети. А почему она продолжала расти? Воспитатель. Потому, что морковка – это корнеплод и семена может дать только на другое лето. Так наша морковка радовалась теплу, солнышку, что расцвела, а осенью у неё появились семена. Пришел человек и собрал эти семена. А   весной из этих семян вырастут новые морковки – подружки. «Чудесные путешествия в природу» Цель. Помогать замечать красоту природных объектов и явлений, находить  необычное в обычных вещах. Развивать логику и воображение. Ход. Воспитатель. Давайте поиграем в новую игру. Представьте: мы путешест­ венники, а наша группа ­ это целый мир, и мы отправляемся в путешествие по миру в  поисках волшебных чудес. Дети. Что такое волшебные чудеса? Воспитатель. Это чудеса природы. Волшебными чудесами могут стать комнатные  растения, рассада, семена, камни, небо, если мы смотрим на них и нам радостно,  приятно. Отправляемся на поиски? 11 Воспитатель с детьми выбирают маршрут, по которому они будут исследовать  начинают «путешествие». Можно схематически нарисовать. Воспитатель. Если заметите что­нибудь красивое, сообщите об этом всем. Я вижу  необычное дерево с очень красивыми ветками, они так большие. Кто знает, что это за  комнатное растение и может ли оно расти на улице? Дети. Это фикус. Расти на улице не может, так как там холодно. Воспитатель. Да, это фикус. Но он может расти на улице, но только в теплых странах. А к нам его привезли и посадили в цветочный горшок, чтобы его не заморозить на  улице. Воспитатель. Давайте продолжим наше путешествие, Кто нашел что­нибудь  необычное? Посмотрите, что нам принесла Маша! Камешек. Какой он? (Можно пред­ ложить каждому ребенку подержать камешек в ладошке и рассказать какой он)  А Аня принесла семечко подсолнуха, что можно с ним сделать?  Теперь пусть каждый найдет что­то «красивое или необычное» в природной зоне  игровой комнаты.  Затем все собираются вместе, делятся впечатлениями, показывают  найденные красивые объекты. В свободное время можно предложить детям зарисовать  красивые объекты. «Магазин» Цель Закреплять знания детей о способах классификации предметов по  типовым признакам. Развивать  монологическую речь. Умение логически  мыслить. Ход игры ­Где обычно располагаются магазины?  ­Как можно узнать, в какой магазин ты идешь? (По витринам.) ­Если в витрине выставлены туфли, сапоги, кроссовки, тапочки, то это  какой магазин? Если разные книги? Рубашки, брюки, платья? Молоко,  творог, сметана, сыр? Лекарства? Помидоры, свекла, морковь? Очень давно, когда витрин еще не было, чтобы люди издалека видели  магазин, над его входом вешали знак, например такие: ­Как вы думаете, над какими магазинами можно повесить эти знаки? ­Как эти магазины называются? ­Сколько магазинов мы с вами открыли? ­ Что ты будешь покупать в магазине… (показываю картинку – символ ) 12 «Овощи и фрукты» Цель. Расширить представление детей об овощах, фруктах и садовых ягодах;  продолжать формировать умение различать их по внешнему виду; окраске,  строению. Продолжать  выделять причинно­следственные связи, используя в работе «Круги Эйлера». Развивать логическое мышление. Материалы. Картинки с изображением фруктов, овощей, садовых ягод. Обручи  трех цветов, цветовые символы, геометрические фигуры. Ход:  На столе разложены картинки с изображением фруктов и овощей. ­Как одним словом все их можно назвать? (Плоды.) Все картинки объединяются  одним большим обручем.  ­Где растут овощи? (фрукты, ягоды) ­Посмотрите на картинки и скажите, какие из этих фруктов растут в наших садах?  (Яблоки, груши, сливы.). Какие привозят издалека? (Апельсины, мандарины, лимоны, бананы ) На чем растут яблоки? (На яблоне.)А груши? (На грушевом дереве.)А мандарины,  апельсины? ­На какие группы их можно разделить? По цвету, по форме, по тому, где они растут. Картинки делятся на группы, и  каждая из них обводится маленьким кругом, над которым рисуются условные  обозначения. Например: Или начинают объединять в одну группу по форме и по цвету, т.е. пересечение  кругов. Дидактическая игра «Путаница» Цель: уточнить знания детей о частях растений.  Ход: Детям предлагается рассмотреть предложенные картинки; сопоставить (какие  картинка должны следовать за предыдущей) . Соединить части растения и ответить  на вопросы, поискового характера: «Соедини части растений, почему так, а не по­ другому?» «Чудесный мешочек" Цель: закрепить названия овощей, их цвета.  Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.  13 Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному  достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы  взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый  помогает ему.   «Загадки Зайца» Цель: формировать умение определять предмет по его признакам, активизировать  словарь по теме.  Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.  Ход: Взрослый объясняет ребенку что зайчик хочет с ним поиграть, загадать  загадки: «Зайка нащупает какой­нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а  ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь).  Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.  Вершки и корешки Цель. Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни ­ корешки и  плоды ­ вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в  составлении целого растения из его частей. Упражнять детей в классификации  овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). Ход игры. (вариант1) Сегодня мы поиграем в игру, которая называется "Вершки и  корешки". У нас на столе лежат вершки и корешки растений ­ овощей. Мы сейчас  разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая ­  корешки. (Взрослый разделяет детей и ставит их друг против друга) ­ Здесь на  столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй ­ по корешку. Все взяли? А теперь быстро найдите себе пару: к своему вершку ­  корешок.( можно провести под музыку, как подвижную игру). Дети после первого  раза обмениваются вершками и корешками.  Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок).   (вариант 2) Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто  ошибся, платит фант. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть  вершками, а что ­ корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а  съедобный плод на стебле ­ вершками». Воспитатель называет какой­нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель  предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах  съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают:  «Корешки», «Помидор!» ­ «Вершки». «Лук!» ­ «Вершки и корешки». Тот, кто  ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается. Воспитатель может  предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у  которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах,  огороде. 14 «Один ­ много»  Цель:формировать умение образовывать множественное число имен  существительных. Образование множественного числа существительных в име­ нительном и родительном падежах Оборудование: мяч.  Ход.( вариант 1)Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч  ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч  взрослому. Например: «Огурец ­ огурцы, помидор ­ помидоры, репа –  репы,картофель — картофелины, баклажан — баклажаны, перец — перцы,тыква —  тыквы, редис — редиски, морковь — морковки,свекла — свеклы,лук — луковицы, капуста — капусты,фасолина — фасолины ( вариант 2) Помидор — помидоры — помидоров, картофель — картофель — много картофеля (картошки), баклажан — баклажаны — баклажанов, перец — перцы — перцев, кабачок — кабачки — кабачков, тыква — тыквы — тыкв, морковь — моркови — моркови, свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»), лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц), репа — репы — много реп, редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»), чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока), петрушка — петрушка — много петрушки. «Какой овощ пропустили?» Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.  Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день  рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый  раскладывает перед зайцем овощи­подарки, перечисляя их. Один овощ не называет.  Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от  уровня речевого развития.  "Поваренок"  Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению  существительных в винительном падеже.  Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.  Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат).  Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он  будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).  15 Игра «Мы считаем» Цель: формировать умениесогласовывать существительные с числительными Ход. Дети стоят в круга и передают мяч друг другу по кругу Раз, два, три, четыре, пять —  Все умеем мы считать.  Принесли из магазина  Мы огромную корзину.  В ней много разных овощей, Посчитать­ка их сумей. Ребенок передает овощ стоящему рядом. Один огурец.  Второй ребенок отдает огурецследующему. Два огурца.Счет в игре ведется до  пяти или десяти с каждым овощем.  «Назови ласково»  Цель: формировать умение образовывать существительные с уменьшительно­ ласкательными суффиксами.  Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и  маленького размера.  Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого­либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет:  «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?»  Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие  овощи (огурец ­ огурчик, репа ­ репка, морковь ­ морковочка, лук ­ лучок, картошка ­ картошечка). Огурец — огурчик — огурчики, помидор — помидорчик — помидорчики, картофель — картошечка — картошечки, баклажан — баклажанчик — баклажанчики, перец — перчик — перчики, тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки, редис — редисочка — редисочки, морковь — морковка (морковочка) — морковки, свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки, лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички, репа — репка (репочка) — репки, чеснок — чесночок — чесночки, петрушка — петрушечка — петрушечки, укроп — укропчик — укропчики, капуста — капусточка — капусточки, фасоль — фасолинка — фасолинки. «Мы –  овощеводы» Цель: приобщать детей к деятельности, направленной на удовлетворение  потребностей живых организмов в месте для обитания, тепле и свете, свежем  16 воздухе, влаге; закреплять с дошкольниками некоторые особенности содержания  комнатных растений и ухода за ними. Материал: земля в контейнерах, различные семена, инвентарь по уходу а  комнатными растениями Ход  Воспитатель говорит: «Дети, к нам пришла необычная телеграмма:  «Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте с вами дружить. Мы будем радовать вас  своими красивыми цветочками, листиками, очищать воздух в группе, а также когда  созреем накормим вас вкусным салатом.  Но нам нужна ваша помощь. Если вы  согласны с нами дружить, давайте познакомимся.  Семена».Воспитатель объясняет,  что каждое семечко это в будущем растение, оно имеет свою визитную карточку, в  которой дано краткое описание его внешнего вида и того, что оно любит (не любит). Воспитатель поочерёдно берёт карточки и описывает внешний вид  будущего  растения. Дети определяют растение и выставляют возле него открытку. После того, как дети определили, что это за семена. Распределяют обязанности, как их посадить и как правильно ухаживать за ними, чтобы он взошли. «Ухаживаем за растениями» Цель: приобщать дошкольников к деятельности, направленной на создание условий живым существам, к которым они привыкли, учитывая их индивидуальные  особенности; закреплять с детьми различные способы ухода за растениями. Материал: карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, тряпочки,  палочки, ножниц, которые соответствуют способам ухода: полив, опрыскивание,  мытьё (кисточки, тряпочки в зависимости от вида листьев), рыхление и обрезка  листьев;  Ход Воспитатель говорит: «У нас взошли семена. Что необходимо сделать, чтобы  они продолжали расти?  Надо им помочь. Но прежде, чем приступать к работе,  нужно определить точно, какой уход требуется каждому растению.  Показываю  карточку с огурцом, выясняем, что ему необходим частый полив, также  рассматриваем все овощи. «Пересади растение» Цель: заинтересовать детей предстоящей деятельностью по пересаживанию  растений; закреплять представления о функции корней, потребности растений в  хорошей почве. Материал: 5—6 комнатных растений, билеты. Игровые действия: «поездка» по улицам цветочного города. Игровые правила: внимательно осматривать растения. 17 Ход игры  Игра проводится как «поездка» на автобусе по улицам цветочного  города. Воспитатель объясняет правила игры: «Представьте, что мы сейчас  находимся в автобусе, он повезёт нас на прогулку по улицам цветочного города. В  этом городе много красивых цветов. Но чтобы они оставались всегда красивыми,  нужно ухаживать за ними. Сейчас весна, и многие растения нужно пересаживать.  Автобус, который нас повезёт, будет останавливаться на разных улицах. Как они  называются, вы должны будете догадаться сами по тому, какой цветок там увидите. Вам нужно осмотреть внимательно растение, определить, надо его пересаживать  или нет и почему». Результат. Кто правильно определит растение, нуждающееся в пересадке, а также  то, которое не нужно пересаживать, получает билет для «проезда» на следующую  улицу. Так же проводится по пересадке рассады в грунт ЛУКОШКО «Наша аптека» Цель: сформировать представления детей о целебных свойствах растениях и их  использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.  Материал: плоскостное лукошко с красно­зеленым крестиком на одной из сторон,  набор иллюстраций целебных растений (лук, баклажан, морковь, кабачки, свекла  помидоры) Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о целебных растениях. Ребенок  находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его  называют «зеленым доктором».  18 «Какого растения не стало? » Цель: развивать память, воображение дошкольников, систематизировать знания  детей  Ход игры: На столик выставляется четыре или пять комнатных растений, можно  использовать рассаду, можно использовать картинки. Дети их запоминают.  Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети  открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом  увеличивать количество растений на столе.  «Назовите растение» Цель: развивать внимание, воображение дошкольников, систематизировать знания  детей, развивать связную речь. Ход игры: На столик выставляется четыре или пять комнатных растений, можно  использовать рассаду, можно использовать картинки. Воспитатель предлагает  назвать растения (второе слева или пятое справа и т. д.) . Затем условие игры  меняется («На каком месте подсолнух? » и т. д.)  Назовите растения с прямыми  стеблями (помидор), с вьющимися бобы, огурцы, кабачки), без стебля (петрушка,  лук). Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?  «Собери букет». Цель.  Развивать творческое воображение, фантазию, усидчивость, эстетический  вкус, дизайнерские способности Для изготовления этой игры нам понадобится: цветная бумага, ножницы, скотч.  Берем полоску цветной бумаги и обклеиваем скотчем с обеих сторон. Затем  разрезаем на квадраты.  И из заготовки вырезаем цветы, овощи, фрукты. Для основы берем белый картон.  На нем выкладываем сделанные заготовки  по желанию Дидактическая игра «Что в корзину мы берём» 19 Цель. Закреплять у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, саду, на  огороде, на природе, в лесу. Различать плоды по месту их выращивания.  Сформировать представления о роли людей в сохранении природы.  Материал :плоскостные корзинки, картинки с изображением: овощей, фруктов,  злаков, ягод. (если есть можно заменить настоящими или муляжами) Ход игры: Дети делятся на две команды, у одних карточки с изображениями даров  природы, у других корзинки. Ребёнок должен выполнить условие игры. Принести  плоды, которые растут в одном месте (в поле, огороде, в лесу и. тд.)  Вязаная дидактическая игра «Дольки», "Выложи цепочку", "Ориентируемся  на листе бумаги". Особенностью данного пособия является то, что детям предлагаются не привычные  для них фрукты и овощи, а разрезанные пополам. Игра состоит из вязаного  игрового поля, разделенного на 9 квадратов. В роли крестиков выступают дольки  фруктов, в роли ноликов ­ дольки овощей (или наоборот).  Цель игры: совершенствовать знания детей об овощах и фруктах; развивать  логическое мышление, сообразительность; развивать наблюдательность; развивать  умение самостоятельно решать поставленную задачу; формировать умение  ориентироваться на поверхности игрового поля; отражать в речи их  пространственное расположение.  побуждать к самостоятельности в игре через  эмоционально положительный отклик на игровое действие.  Ход игры: игроки по очереди ставят на свободные клетки поля 3х3 знаки (дольки  фруктов и овощей). Первый, выстроивший в ряд 3 своих фигуры по вертикали,  горизонтали или диагонали, выигрывает. Как вариант, можно предложить детям  уже разложенные на игровом поле комбинации и предложить им определить, кто же выиграл?  «Корзинка — витаминка». Дидактическая игра по ОБЖ для детей 5–7 лет  (раздел «Здоровье ребенка») Цель: Закрепить представление у детей о пользе витаминов и их влиянии на  организм человека. Формировать умение классифицировать продукты питания по  наличию в них наибольшего количества определённых витаминов.  Материал: 4 корзинки, 4 тарелки (пластинки) с картинками продуктов, в которых  содержатся витамины А, В, С, В, D, картинки с изображением продуктов  Ход игры. В игре могут участвовать от 4 до 12 человек. Одной группе детей даётся  корзина, на которой условно обозначена группа витаминов А, другой В, третьей С,  четвёртой D. На тарелке располагаются картинки с продуктами, в которых  содержатся витамины А, В, С, D.Каждой группе детей предлагается отобрать  картинки с продуктами, в которых содержится соответствующий витамин.  20 Выигрывает тот ребёнок или команда, которая быстрее и правильнее справиться с  заданием. (правильностьсравнивая с образцом.  А – морковь, помидор, абрикос, яйца, рыба, масло, перец, петрушка.  В – мясо, горох, хлеб, орехи, тыква, кабачки, творог, бананы.  С – шиповник, апельсин, лимон, груша, лук, капуста, помидоры,  Д – молоко, творог, масло, печень, рыба.  Вариант 2: «Кто быстрее? ». В игре могут участвовать парное количество человек от 2 до 10. В условленном  месте располагают корзинки (с красным и зелёным бантом, на тарелке картинки с  изображением продуктов питания. Одной команде предлагается отобрать продукты в корзину с зелёным бантом (т. к. зелёный цвет – разрешающий) ­ полезные для  организма человека, другой в корзину с красным бантом (т. к. красный цвет –  разрешающий) – продукты, употребление которых в больших количествах вредно  для здоровья человека.  Выигрывает тот ребёнок или команда, кто быстрее всех «соберёт» продукты в  корзину. Воспитатель предлагает проверить правильность выполнения задания,  сравнивая с образцом.  «Угощение от бабушки» Цель игры: Формировать умение образовывать качественные прилагательные от  существительных с помощью суффиксов.  Ход. Детям сообщают о том, что к нам в гости приехала бабушка и привезла с  собой варенье.  ­ Давайте попьем с бабушкой чай. Какое варенье, мы возьмём к чаю? Есть варенье  из малины. Значить какое это варенье? Малиновое. И т. д.  Бабушка сварила суп  ( картофельный, гороховый, фасолевый и.т.д.; приготовила салат (морковный,  свекольный и т.д.  «Овощи и фрукты» Цель. Формировать представления детей об обитателях экосистем­огород и сад, о  их общих и отличительных признаках (внешнем виде, форме, цвете, величине).  Развивать у детей познавательные интересы, память, мышление, сообразительность  и др.  Ход. I вариант. Вы предлагаете участникам игры отгадать загадки про овощи и  фрукты. После отгадывания дети подбирают "одёжку" для объекта сада или  огорода. (силуэты овощей и разноцветный картон) IIвариант. Предложите участникам игры помочь повару приготовить обед: сварить  суп и компот, нарезать овощной салат. Дети отбирают продукты, необходимые для  приготовления блюд.  III вариант. Каждый из игроков описывает овощ или фрукт, не называя его.  Остальные должны отгадать и назвать загаданный объект.  21 IV вариант. Предложить отобрать все овощи или фрукты определённого цвета  (формы).  «Как мы делали томатный сок». Цель игры: Познакомить с трудом овощеводов и садоводов.  Формировать умение образовывать сложные слова (овощерезка,  соковыжималка,сокопереработка); о множественное число существительных.  Правила игры. За правильный ответ ребенок получает от главного помидора фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.  Материал. Игровое поле, на котором расположены: дерево, куст, ягодный кустик,  машина, ящик с помидорами, соковыжималка. Съемные картинки; крупный  (главный) помидор с веселыми глазами и улыбкой, фишки, апельсин и клубника.  Сюжетные картинки.  От имени помидораобращаюсь к детям: «Попробуем вместе вырастить томаты и  сделать сок. » Выставьте на игровом поле изображение солнышка и прочитайте следующие  строки:  Среди поля голубого­ Яркий блеск огня большого.  Не спеша огонь тот ходит,  Землю – матушку обходит Светит весело в оконце,  Но конечно, это (солнце)  «Все выше солнышко. Все теплее вокруг. Весна! Окрепла наша рассада, и тесно ей  стало. Забеспокоились кустики: «Мы останемся тут навсегда! » Дети, что будет с ними дальше?  (Дети предлагают высадить кустики на грядки)  За правильный ответ дети получают фишки.  Послушайте, о чем шепчут наши кусты: «пить, пить, пить! » Наверное, наступило…  Я соткано из зноя,  Несу тепло с собою.  Я реки согреваю,  Купайтесь! – приглашаю.  И любите за это вы все меня. Я (лето)  Жарко! Приуныли, привяли наши кустики. Помогите им, дети!  Воспитатель помогает детям выбрать способ поливки. Можно загадать загадки: Один льет, другая пьет, третье растет. (дождь, земля, растение.)  Бывает ли у дождика четыре колеса? Скажи как называются такие чудеса?  (дождевальная машина)  Нагнут меня ребятки, и дождь пойдет на грядки. (лейка)  Фишки получают те, кто назвал средства для полива.  «Потрудились наши огородники, устали. Вздремните (дети закрывают глаза,  воспитатель прикрепляет красный помидор) . 22 Настало время разбудить детей: Как на нашей грядке выросли загадки­ Сочные да крупные,  Вот такие круглые,  Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)  А вот и томатный сок!  Покажите коробку с соком. Объясните, что его сделали на заводе. Дайте детям  попробовать сок. ­ Как его делают?  Игра №2. «Как сделали сок? » (томатный, тыквенный…)  Выставляются заранее подготовленные сюжетные картинки.  Но ведь урожай еще не собран. Как доставить его на завод?  (Дети составляют последовательный рассказ по сюжетным картинкам как  помидоры везут на завод))  «Куда же мы поедем с родного огорода? » ­ беспокоятся помидоры.  Вместе с детьми моделируйте основные этапы на конвейере.  Помидоры удивленно спрашивают: «И тут теплый, щедрый дождь? Мы ошиблись?  Это мойка! Как приятно искупаться! » Тут помидоры попадают под пресс. Появляется сок.  Что теперь нам потребуется? Поспешите, дети, скорее, скорее… » «Банки! Кружки, пакеты » ­ догадывается кто­то.  Как только выставлены банки, сок брызнул в них струей.  «Угощайтесь на здоровье! » ­ предлагает главный помидор.  Дети пьют заранее приготовленный томатный сок.  Вариант. Когда игра детям уже знакома, можно усложнять задания: спасти кусты  помидоров от сорняков, любоваться еще зелеными плодами, постепенно менять их  цвет под лучами яркого солнца, спасать от града.  Если игра проводится летом или ранней осенью, для демонстрации работы пресса  можно использовать соковыжималку. Дополнить приключения томатов вместе с  детьми, используя стихотворения, загадки.  23 Приложение 4.  Рассказы об овощах. РОДОСЛОВНЫЕ ОВОЩЕЙ Значительно повысить познавательные интересы дошкольников помогут рассказы о происхождении   овощных   культур.   В   процессе   рассказывания   желательно использовать любое издание «Атласа для маленьких» или географического атласа «Мир и человек». По ходу сказки надо сразу на страницах атласа вместе с ребенком находить нужные материк и страну. Для дошкольника такое знакомство с картой очень полезно: зарождается интерес к географии, расширяется кругозор, повышает­ ся   интеллектуальное   развитие.   Лучше   истории   про   овощи   ребенку   не   читать,   а пересказывать,   выбирая   те   фрагменты   рассказа,   которые   понятны   или   которые легко   можно   объяснить   дошкольнику.   Обычно   дети   очень   любят   «овощные» истории, но если вдруг ребенок не проявляет интереса к рассказу, то лучше его на время отложить, но ни в коем случае не навязывать насильно. ИСТОРИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ОВОЩЕЙ КАК ЛЮДИ УЗНАЛИ ПРО ВИТАМИНЫ (по Н. Н. Надеждиной) Это случилось во время долгого плавания. Корабль давно не приставал к берегу. Провизии   хватало:   трюмы   были   заполнены   бочками   с   солониной   и   мешками   с сухарями, моряков кормили нормально. И вдруг в открытом море, где так легко дышится, матросы стали жаловаться на головные боли, на глазах слабели. Долгое время   никто   не   мог   объяснить,   почему   теряют   силы,   а   потом   и   жизнь   люди, которым хватало пищи. Это теперь мы знаем, что людям на корабле не хватало витаминов, поэтому матросы заболели страшной болезнью —цингой. Цинга долгие века была кошмаром всех мореплавателей. Поэтому, когда польский врач Функ открыл   особые   элементы,   без   которых   не   может   быть   здоровья,   он   назвал   их «вита», что означает — «жизнь». Витамины назвали по буквам латинской азбуки. Какие витамины нам нужны Нам   необходимы   все   витамины.   Организм   человека   сам   не   вырабатывает витамины,   хотя   и   очень   в   них   нуждается.   Если   организм   недополучает   какой­ нибудь витамин, развивается болезнь авитаминоз. Витамин «А» — нужен для нормального роста тела, то есть ребятам, цыплятам, телятам — всем, кто растет. Взрослые без этого витамина заболевают «куриной слепотой». Витамин «В» — необходим для нормальной работы нервной системы. Витамин «Д» — охраняет детей от рахита. Витамин «С» — предотвращает заболевание цингой, необходим зубам, деснам, кровеносным сосудам. Есть   еще   много   разных   витаминов,   каждый   из   них   выполняет   свою   роль   в обеспечении   нормальной   работы   организма.   Поэтому   необходимо   получать   все витамины. Овощи — это копилки витаминов. Благодаря этому овощи становятся целителями многих болезней. ОГОРОДНЫЕ СКАЗКИ Однажды утром на маленькой скамеечке в огороде сидели Поля, Дима, Лева и Марик. Они уже наигрались в «прятки» и в «глухой телефон», полили из шланга огурцы   и   друг   дружку,   поели   гороха,   поискали   драчливого   кота   Степку,   еще позавчера убежавшего по своим важным кошачьим делам, и теперь просто не могли 24 придумать, чем бы заняться. «До чего же скучно весь день сидеть на грядке», — вдруг задумчиво сказал Марик, глядя на ровные грядки овощей. «Никаких тебе событий, историй, приключений — скучища», — поддержал  его Лева. «Если б овощи могли говорить, они только о погоде и могли бы вспомнить», — добавил Дима. Тут послышался громкий шелест, как будто ветерок пробежал по огороду, и дети   услышали   много­много   взволнованных   голосков:   «Как   они   заблуждаются! Они же ничего не знают! Неужели никто и никогда не рассказывал детям наших родословных?   Это   просто   ужасно!   Уважаемая   кукуруза,   начинай   свой   рассказ первая». И изумленные дети едва поверили, что с ними заговорили с грядок обыч­ ные овощи. РАССКАЗ КУКУРУЗЫ Дорогие дети! Мы сидим здесь на грядках перед вами такие обыкновенные и привычные, а ведь у нас у всех удивительное прошлое: нас вывозили из далеких заморских стран, использовали в войнах и сражениях, нами лечили героев, ради нас шли на подвиги и совершали подлости, о нас сочиняли мифы, легенды, сказки и предания. Пусть каждый овощ расскажет о себе, а вы уж решайте, у кого из нас самая интересная родословная. Много веков назад меня разводили индейцы. Они называли меня «священным маисом»,   складывали   обо   мне   легенды   и   устраивали   праздники.  Каждый   год   в храме Солнца, что стоял в столице государства инков, исполнялся танец сеятелей маиса. Другое племя — ацтеки — приносили первые початки в жертву Шелонен — богине молодого маиса. Бог дождя везде изображался с кукурузным початком в руке. У каждого племени были свои любимые сорта маиса. Что и говорить, я была главным растением индейцев. А уж какими искусными земледельцами они были! До   сих   пор   помнят   об   их   изумительных   плавучих   огородах   на   плотах   — «чинампа». А если сказать, что индейцы употребляли в пишу около двадцати тысяч растений,   то   даже   поверить   в   такое   трудно.   Но   индейцы   умели   не   только возделывать   землю.   До   наших   дней   дошли   остатки   величественных   зданий, вызывают восторг сохранившиеся скульптуры, например, «грустного индейца» или статуи индейских богов. У них была астрономическая обсерватория, стадион для игры в мяч, великолепная математическая наука. Ювелирные изделия индейцев по­ ражали   воображение.   Индейские   ткани   из   шелка   и   хлопка   со   сложными   и красочными   узорами   вызывали   восхищение.   Особого   искусства   индейцы   из племени ацтеков достигли в изготовлении плащей и головных уборов для вождей из перьев. Так было до того, как Христофор Колумб открыл Америку. А дальше начались страшные дни. После возвращения Колумба домой Испания наполнилась слухами о стране амазонок, о неповторимых городах, где дома из чистого серебра, об  источнике   вечной   молодости,  об   Эльдорадо —  крае  несметных  сокровищ   и золота.   Это   повлекло   за   собой   «конкисту»   —   «завоевание».   На   землю американских индейцев пришли жадные, жестокие, лицемерные конкистадоры. Они грабили,  истребляли,   порабощали   индейские   племена.   Страшно   сказать,   многие племена совсем исчезли с лица земли! А что могли сделать индейцы? Пороха они не   знали,   лошадей   никогда   не   видели.   Пешие,   с   луками   и   стрелами   против вооруженных   карабинами   всадников   индейцы   сражались   и   погибали.   Грустно вспоминать эту кровавую историю. Зерна   кукурузы   в   Испанию   вывез   вероломный   завоеватель,   военачальник Эрнандо   Кортес.   А   из   Испании   кукуруза   распространилась   по   всему   свету. Индейцы жарили кукурузу, варили кашу «аттоли», делали суп из пыльцы кукурузы. А вот муку из моего растения сделали уже европейцы. Современная кукуруза дает урожай богаче и поспевает быстрей. Но початков с такими   крупными   зернами,   как   сорт   инков   Куско,   пока   не   удалось   получить никому в мире: их можно увидеть лишь в музее. У индейцев было много легенд о маисе. Их хорошо знал и пересказал в своем  произведении «Песнь о Гайавате» американский поэт Лонгфелло 25 Юноша Гайавата по наказу отца отправился в лесную глушь, чтобы там, проведя семь дней в посте и молитве, убить злобных чудовищ, и помочь людям сделать землю плодородной на благо всех племен и народов. В лесной глуши к Гайавате явился   посланец   бога   Мондамин.   Три   ночи   бился   вождь   индейцев   аджибуев Гайавата   с   золотоволосым   Мондами­   ном   и   победил   его.   Гайавата   выполнил последнюю волю побежденного: заботливо ухаживал за его могилой. И на могиле выросло   невиданное   растение.   Его   желто­зеленый   наряд   напоминал   одежду   и волосы погибшего Мондамина. А когда созрели жемчужные зерна, Гайавата созвал народ на праздник. Мондамин вернулся на землю в виде растения — священного маиса.   Так   рассказывается   о   происхождении   кукурузы   в   старинных   индейских легендах. РАССКАЗ БЕЛОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ А я так прекрасно чувствую себя в русском климате, что уже и забыла, что я иностранка. Мои корни достают из земли воду, а листья эту воду, можно сказать, транжирят. В моем кочане их множество, тесно прижатых друг к другу. За сутки из них улетучивается полведра воды. Поэтому просто замечательно, что здесь не так жарко   и   сухо,   как   на   моей   родине:   я   ведь   приехала   сюда   с   берегов   теплого Средиземного моря. В России я, белокочанная капуста, с давних пор чувствую себя нужной и любимой. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно   заквасить,   запасти   впрок.   Издавна   на   Руси   пекли   пироги   с   капустой   и яйцами, делали капустные запеканки, готовили исконно русское первое блюдо — щи. Квашеная капуста зимой была на столе постоянно. Кстати, кислая капуста популярна и в наши дни, и не только в России. В США есть даже такой праздник — «Неделя кислой капусты». А   на   Руси   праздновали   «капустники».   Девушки   обходили   с   песнями   всю деревню, помогая рубить капусту. За девушками шли юноши с гостинцами. Хозяева же   угощали   гостей   пирогами   с   капустой.   Так   заготовка   капусты   на   зиму превращалась   в   праздник.   А   потом   артисты   из   Московского   Художественного театра придумали делать «театральный капустник». Этот особый театральный жанр повсюду прижился. Только вот гостей теперь не угощают пирогами с капустой, как прежде. И легенды о капусте складывали. В одной из них рассказывается о похождениях бога плодородия и виноделия Диониса. Плохой был у него характер. Он отличался жестокостью и злопамятностью. Дионис карал всех, кто не признавал его богом или мешал веселью. Однажды решил он наказать за что­то фракийского царя. Дионис велел жестоко избить его палками. От унижения и боли из глаз царя потекли слезы, но были они необычными. Крупные, застывающие на лету градины слез падали на землю и тут же исчезали, а через мгновение на глазах у изумленных фракийцев всходили   невиданными   ранее   растениями:   круглыми,   как   голова.   Все   были поражены   и   тут   же   дали   название   «капутум»,   т.е.   голова.   Так,   по   легенде, появилась капуста. Но легенды легендами, а о пользе капусты знали много веков назад.   Древние   врачи   указывали,   что   дети,   которые   ежедневно   едят   капусту, становятся крепкими, стойкими к болезням. Древнегреческий философ Пифагор писал, что капуста поддерживает бодрость и веселье. Он сам занимался селекцией, т.е. выведением новых сортов капусты. По   преданию,   Александр   Македонский   перед   боем   кормил   своих   воинов капустой, чтобы в бою не оставили их силы и мужество. Витамины в капусте сохраняются долго­долго: шесть­ восемь месяцев. Теперь уже   никто   не   вспоминает,   что   много   тысяч   лет   тому   назад   капуста   была бесполезным растением, которое росло вдоль морского побережья Европы. У нее были   яркие   желтые   цветы   и   сморщенные   листья,   От   этого   дикого   предка   и произошли разные виды капустыГЙх много, один другого чудней. Белокочанную и 26 краснокочанную   капусту   знают   все.   А   вот   у   цветной   капусты   кочан   похож   на букетик маленьких цветков. У нее едят не листья, а прижавшиеся друг к другу и еще не распустившиеся бутоны. У   вкусной   брюссельской   капусты   на   длинном   стебле   двадцать­тридцать   и больше кочанчиков размером с голубиное яйцо. Удивительна безголовая капуста: ее стебель книзу раздулся, как шар, и стал похож на репу. Эту пузатую капусту называют «кольраби» — по немецки «коль» — капуста, «раби» — репа. Есть много и других видов капусты, и все они полезны людям. РАССКАЗ ЧЕСНОКА Моя близкая родня — это красавицы лилии. Им все досталось: и красота, и чудный аромат. А вот про мой запах один писатель еще в древности заметил, что с человеком, поевшим чеснок, общаться не хочется. В Древней Греции тем, от кого пахло чесноком, запрещалось входить в храм Афродиты Ливийской. Зато при всякой болезни, хоть зуб заболит, хоть насморк одолеет, хватались за чеснок. Даже чуму пытались мною лечить. Сейчас всякий знает: стоит пожевать дольку чеснока три­четыре минуты, и во рту не останется микробов. В Древнем Риме воины перед сражением жевали зубчики чеснока, чтобы стать храбрее. Я не знаю, как можно стать храбрым от еды, но вот от страшных эпидемий мне спасать людей приходилось. В долине реки Нил до наших дней сохранилась пирамида Хеопса — одно из величайших   каменных   сооружений   мира.  Она   сложена   из   вытесанных   и   плотно пригнанных друг к другу двух миллионов тридцати тысяч камней, каждый весом по две тонны. Двадцать лет эту пирамиду строили десять тысяч рабов. В зной, в непогоду, в любое   время   года   люди   занимались   непосильной   изнуряющей   работой.   Стоило одному   заболеть   —   началось   бы   повальное   бедствие:  то  под   жарким   солнцем зараза распространяется молниеносно. Но такой беды не случилось, потому что всем работающим на стройке каждый день давали чеснок и лук. Так что, хотя в старину люди понятия не имели о фитонцидах, в природных запахах разбирались отлично. РАССКАЗ О ФИТОНЦИДАХ Почти   восемьдесят   лет   назад   московский   ученый   Борис   Петрович   Токин открыл   фитонциды.   Это   пахучие   вещества,   содержащиеся   в   луке,   чесноке   и   в некоторых других растениях, которые убивают или подавляют развитие микробов и вредных грибков. Вначале это открытие не очень благожелательно было принято медиками,   но   в   годы   Великой   Отечественной   войны,   когда   плохо   было   с лекарствами, часто нечем было лечить гнойные раны — в них попадали микробы, и раны долго не заживали, — вспомнили про опыты Токина. Стали луковой кашицей покрывать   гнойные   раны   и   поразились   эффекту   —   раны,   освобожденные   от микробов, быстро затягивались. Открытие   Б.П.Токина   помогло   создать   лекарства   из   чеснока,   лука,   хрена   и других растений, богатых фитонцидами. РАССКАЗ ЛУКА Я родился в Азии, но издавна был известен в Европе и в Африке. В Египте лук был   посвящен   богине   плодородия   и   материнства   Иси­   де.   Древнеегипетские фараоны сами лук не ели из­за резкого вкуса и запаха, но требовали, чтобы их слуги и воины употребляли его постоянно. Считалось, что от этого чудо­растения люди   становятся   сильными,  смелыми,   удалыми.   А   для   воина  —это   важнейшие 27 качества. В Египте зна­ ^^Глечебных свойствах лука. Там считали: хочешь быть здоровым — ешь почаще лук. Лук так почитался в этой стране, что египтяне даже божились: «Клянусь луком». В Средние века в Европе рыцари делали амулеты из лука, потому что верили, что он предохранит от стрел и ударов меча. Во   времена   страшных   эпидемий   народные   лекари   советовали   развешивать   в домах связки лука. При падежах скота коровам и другим домашним животным вешали на шею нанизанные на веревку головки чеснока и лука. Лук бывает разный. Лук­слизун похож на пучок густой травы. У лука­батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (перья) с весны до осени зеленые и свежие. Самый мягкий по вкусу и самый крупный по размерам — испанский лук, вес которого достигает 450 граммов. Он очень популярен в США. Есть   лук,   который   три   раза   меняет   свое   имя.   Его   семена   называют   «лук­ чернушка». Из черного, как уголек, семечка, вырастает маленькая луковка. Это лук­севок. Весной его посадят на грядку, он растолстеет, станет похож на репку. Это лук­репка, или репчатый лук. В старину на Руси были села, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были села огуречные, гороховые, луковые. Семьдесят пять сортов лука­ репки оставили нам в наследство русские огородники. В луке содержится особое эфирное масло, в состав которого входит сера, что не только придает луку резкий запах, но и раздражает глаза. Из­за этого масла льются слезы.   Это   эфирное   масло   убивает   болезнетворные   бактерии.   Поэтому   при простуде, гриппе, кашле, ангине рекомендуют есть лук. Из­за лука часто слезы  льются без повода. Поэтому человека  незадачливого, делающего все невпопад, называют: «Горе луковое». В России к луку относились всегда уважительно, купол церкви и в наши дни называют «луковкой». РАССКАЗ СВЕКЛЫ Я   —   растение   теплолюбивое,   холода   и   заморозков   боюсь   очень,   но   это   не удивительно   —   ведь   родом   я   из   Средиземноморья   и   с   побережья   Северной Африки. Там и сейчас растут мои дикие предки. Еще в древности люди полюбили сочные и нежные листья листовой свеклы, ее называли — мангольд. Известно, что эта свекла росла в саду вавилонского царя Мардук­аппал­Иддина две тысячи лет назад. Но  из  мангольда  нельзя  было  сварить  борщ  или  сделать  винегрет:  такая свекла годилась лишь в салат. В   Древней   Греции   и   Риме   свеклу   не   только   употребляли   в   пищу,   но   даже применяли как лекарственное растение. Основатель медицины Гиппократ оставил более десяти рецептов использования свеклы для лечения разных болезней. Настоящую   корнеплодную   свеклу   привезли   участники   крестовых   походов   из Палестины. В европейских огородах мелкую и не очень сладкую корнеплодную свеклу посадили рядом с мангольдом. От этих двух свекл произошли современные виды: и оранжевая кормовая для скота, и красно­фиолетовая столовая, из которой варят борщи, и прозванная «сахарной» — белая корнеплодная свекла. В нашей стране свеклу знали еще с времен Киевской Руси. Постепенно она стала важным продуктом питания, таким, как капуста, репа, огурцьй Ее использовали и 28 на   корм   скоту.   Но   по­настоящему   свекла   стала   незаменимой   культурой значительно позже благодаря производству сахара. Двести   лет   назад   не   каждому   по   карману   был   сахар.   Его   делали   из   сока сахарного тростника, который растет в тропиках. Потом английские и французские купцы вывозили готовый продукт в европейские страны. Конечно, заморский сахар был очень дорог. А временами из­за политических событий его цена подскакивала еще   выше.   Например,   из­за   восстаний   негров­рабов   на   плантациях   сахарного тростника. Во время таких бунтов рабы разрушали заводы и плантации, как это было на острове Гаити, которые потом приходилось восстанавливать, что было недешево. Поэтому,   когда   в   восемнадцатом   веке   немецкий   химик   Маркграф   доложил прусской академии, что нашел в белой свекле сахар не хуже тростникового, — это стало большим событием. Дороговизна тростникового сахара заставляла развивать производство сахара и свеклы в Европе, главным образом, в Германии. Английские купцы и владельцы сахарных заводов, производивших сахар из тростника, всячески стремились   помешать   изготовлению   сахара   из   свеклы.   Но   несмотря   ни   на   что производство   свекловичного   сахара   увеличивалось.   В   Российском   государстве красная столовая свекла и белая сахарная особенно хорошо прижились на юге. Там же построили и первые  сахарные заводы. Так в России появился свой сахар, а свекла стала очень ценной овощной культурой. РАССКАЗ ГОРОХА «Моя родословная, может, и не такая блестящая, каку некоторых, — вступил в разговор горошек. — Что же делать, если я обыкновенная лиана. Но и в моей истории тоже было немало интересного. Например, можете ли вы себе представить, что   в   Древнем   Риме   мое   имя   было   выгравировано   на   серебряном   кубке, преподнесенном в жертву богам? А сделал это знаменитый римлянин, когда его избрали на должность квестора — главного   казначея   республики.   Звали   этого   римлянина   Марк   Тулий   Цицерон,  а «горох» на латинском языке — «цицеро». Но это я так, к слову. А вообще­то на Руси горох всегда любили и сажали в огромных количествах. Особенно много употребляли горох в пост. Вы такие блюда знаете? Горох битый, горох   тертый,   горох   цеженный,   сыр   гороховый,   подовые   пироги   с   гороховой начинкой,   «зобанец»   (от   «зобати»   —   хлебать)   —   жидкая   гороховая   похлебка, гороховина — печенье из гороховой муки, а кроме того, варили кашу и кисель. Уважали меня и в других странах. Во Франции зеленый горошек был на вес золота, но все равно маркиза де Помпадур постоянно скупала его на всех рынках Парижа для короля Людовика XV, который обожал горошек. В Англии, в царствование королевы Елизаветы, горошек тоже был дорог, считался лакомством, нЪ без него нельзя было устроить званый обед. В Китае горох был символом плодородия и здоровья. В ночь на седьмой день седьмой   луны   знатные   китаянки,   молясь   богам   о   большой   семье,   сажали   в специальные   фарфоровые   горшочки   семена   гороха   и   ржи,   а   потом   связывали всходы красными и синими шелковыми ленточками. С помощью гороха гадали. В ночь на Ивана Купала русские девушки бросали горсть   гороха  под   кровать.  Если   наутро   горошины   лежали   там   парами,  то   это обещало скорое замужество. А   вообще­то   я   привык   помогать   не   только   людям,   но   и   растениям.   Всем растениям   необходимо   азотное   питание.   Азот   содержится   в   воздухе,   как   его достать бедным травкам? Только мы, горох, фасоль, бобы и наши родственники, умеем накапливать его на своих корнях с помощью особых бактерий. После нас почва   богата   азотом.   Так   что   без   меня,   гороха,   в   огороде   никак   нельзя»,   — закончил свой рассказ горошек. 29

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.

Проект. Огород на окошке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017