Проект «Отчий дом - Югра»
Оценка 4.6

Проект «Отчий дом - Югра»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
27.11.2017
Проект «Отчий дом - Югра»
Человек любой национальности находится в единении с природой, поэтому задачей каждого является поддержание этой нерасторжимой связи, а также охрана природы. Проект этно-экологическкого воспитания детей дошкольного возраста «Отчий дом – Югра», играет важную роль в приобщении к обычаям, традициям, ценностным ориентациям народов ханты и лесные ненцы, которые способствуют формированию экологической воспитанности детей.
Проект Отчий дом - Югра.docx
Варьеганское муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида  «Олененок» ПРОЕКТ «ОТЧИЙ ДОМ  ­ ЮГРА» (этно – экологическое воспитание) Разработчик проекта:  Яворская Руслана Анатольевна С.Варьеган Паспорт проекта «Отчий дом ­ Югра» (этно­экологическое воспитание) Варьеганское  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Олененок» Идея проекта Заказчик  проекта Разработчик проекта Исполнители проекта Нормативно­правовые  основы разработки проекта Цель проекта Задачи  проекта Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.  Педагоги ДОУ, родители, социальные партнеры     Воспитатель – Яворская Руслана Анатольевна   Администрация, педагогический коллектив  Варьеганского   МБДОУ ДСКВ «Олененок» родители, социальные партнёры.   Закон РФ «Об образовании»  Конвенция ООН о правах ребенка  Конституция Российской     федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)  Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»  Концепция   духовно­нравственного   развития   и воспитания личности гражданина России   Типовое   положение   о   дошкольном   образовательном учреждении;        Федеральные государственные требования   Устав ДОУ.     формирования   у       дошкольников   начального природоохранного   опыта   через   изучение   исторического наследия «Малой родины» и приобщения детей к этнической культуре родного края  Выявить особенности этно­экологических  представлений детей о природе  Ханты­Мансийского  АО –Югры и отношения к ней;  создание   системы     этно­экологического   воспитания дошкольников и условий для её успешной реализации;  обеспечение   физического,   социально­нравственного, художественно­эстетического   и   познавательного развития детей;  осуществление   комплекса   мер   по   просвещению   этно­экологического родителей   в   вопросах   становления и воспитания детей;  разработка   и   внедрение   программы   повышения профессиональной   компетентности   педагогов   и специалистов   в   области     этно­экологического воспитания Основные принципы проекта Основные принципы проекта  принцип возрастного и индивидуального подхода в  воспитании детей;  принцип системности,   принцип интерактивности,   принцип социокультурной и психологической  адаптивности  Срок реализации программы            2011 – 2015 годы Структура проекта  Краткая аннотация проекта  Обоснование необходимости проекта  Цель и задачи проекта  Сроки реализации проекта  Участники реализации проекта  Принципы построения  этно­экологического  образовательного пространства  Стратегия достижения поставленной цели  Механизм реализации проекта  Ожидаемые результаты реализации проекта  Критерии оценки эффективности реализации проекта   Перспективы дальнейшего развития проекта   Смета и источники финансирования проекта Сведения об  образовательном учреждении Наименование ДОУ: Варьеганское  муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад  комбинированного  вида  «Олененок». Год открытия: 1993 Юридический, фактический адрес: 628638 Российская Федерация, Тюменская область, Ханты­ Мансийский автономный округ – Югра,  село Варьеган,  улица Центральная, 17 Телефон/факс: (34668) 50­0­12;  Режим работы ДОУ:  пятидневный, с 12 часовым  пребыванием детей (с 7.00 до 19.00). Сведения о педагогических  кадрах  Количество групп: 3 Из них:  Общеразвивающей направленности  ­ 1 группы Комбинированной направленности – 2 группы всего педагогов   13 человека; высшее образование    7 человек; средне ­ специальное ­ образование   6 человек; Ожидаемые окончательные  результаты проекта Критерии эффективности   создание   модели     этно­экологического   воспитания детей   в   ДОУ,   основанной   на   учете   возможностей, потребностей,   объединении   усилий   всех   участников педагогического процесса;  расширение представлений детей об истории родного края,   формирование   эмоционально­положительного отношения к малой Родине;  повышение   профессионального   уровня компетентности   педагогов   в   области   экологического воспитания детей;   разработку   перспективных   планов   по   реализации поставленных   задач,   конспектов   занятий   с   детьми   в соответствии   с   федеральными   государственными требованиями,   сценариев   праздников,   развлечений   по теме проекта;   и   этно­  создание предметно­развивающей среды;  повышение родителей; информационной     компетентности  разработка   серии   научно­практических   семинаров   по теме проекта.  Рост   удовлетворённости   родителей   (законных представителей)   по     этно­экологическому   развитию дошкольников  Создание авторских педагогических технологий работы с дошкольниками по  этно­экологическому воспитанию.  Создание   системы     по  повышению   профессиональной компетентности педагогов по теме проекта.   Создание межсетевого взаимодействия с социумом  по этно­экологическому   развитию     детей   дошкольного возраста. В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания  Природы и составляющих её сил, бережное  и уважительное отношение к окружающей  среде, от которой зависело  все существование кочевника,  воспитывалось с молоком матери из  поколения в поколение. Сегодня становится  очевидным,  что истинными причинами экологического  кризиса является именно забвение наших  традиций бережного отношения к Природе.  Чингиз Торекулович Айтматов   1. Краткая аннотация проекта. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие   о   необходимости   выхода   экологического   воспитания   на   качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики   в   отечественную   педагогическую   науку   и   практику,   во   все   звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к   человеку   эпоха   экологических   катастроф,   и   реальным   уровнем   экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.  В изучении глобальных проблем представления о своей малой родине, ее традициях  играют  важную роль. Понятие «Родина »всегда ассоциируется с национальной культурой.  Этно­экологическая составляющая обеспечивает эффективность процесса формирования  экологической воспитанности.  Использование   этно­экологических   представлений   и   традиций   в   современной педагогики актуально в различных планах:  ­на уровне государства ­ в решении проблем толерантности и экологического кризиса, в развитии патриотизма и гражданской позиции населения; ­отдельно   взятый   гражданин,   ребёнок   самореализуется,   находит   воплощение   своих интересов, обретает своё "Я", национальную самоидентификацию в пространстве родной ему культуры. Человек   любой   национальности   находится   в   единении   с   природой,   поэтому   задачей каждого является поддержание этой нерасторжимой связи, а также охрана природы. Проект   этно­экологическкого воспитания детей дошкольного возраста «Отчий дом – Югра», играет важную роль в приобщении  к  обычаям, традициям, ценностным ориентациям народов   ханты   и   лесные   ненцы,   которые   способствуют   формированию   экологической воспитанности детей. Мы считаем ,что реализация проекта будет способствовать подготовке дошкольников к  жизни в современном обществе. Участники проекта: дети, педагоги ДОУ, родители, общественные организации. Проект рассчитан на 4 года (с 2011 по 2015год) Проводя   анализ   деятельности   Варьеганского   МБДОУДСКВ   «Олененок».   Можно   этно­ выделить   следующие   ресурсы   для   создания   условий   по   совершенствованию   экологического воспитания, формирования национального самосознания у дошкольников: Создана материально­техническая база:  «Экологическая тропа»; «Природные уголки» в группах «Мини­музей»; «Национальные уголки» в группах. Реализуется   программа   «Бисеринка»   по   ознакомлению   дошкольников   с     1.     декоративно­прикладным искусством народов ханты и лесные ненцы. Создана система просвящения родителей. Заключены договора с: Варьеганским СДК;   Варьеганским «Парком – музеем»; 2. 3.   Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников в: повышении качества  этно­экологического  воспитания детей; систематизации накопленного в образовательном учреждении педагогического опыта по  этно­экологическому воспитанию, социализации дошкольников; реализации творческого потенциала коллектива; создании   единого   образовательного   пространства,   включающего   детей, педагогов, родителей и общественные организации. Практическая  значимость данного проекта заключается в том, что в результате его осуществления   будет   разработана   инновационная   модель   развивающего   образовательного пространства ДОУ.  Важную   практическую   значимость   имеет   также   создание   единой   системы     этно­ экологического   воспитания   в   дошкольном   учреждении   на   основе   взаимодействия   всех участников   образовательного   процесса.   Базой   для   реализации   проекта   является осуществление   задачи   укрепления   физического   и   психического   здоровья   ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры.  Укреплять   здоровье   дошкольников   и   приобщать   их   к   здоровому   образу   жизни формировать интерес и любовь к спорту помогают национальные подвижные игры, спортивные состязания, где воспитывается так необходимые качества «оленеводу», «охотнику», «рыбаку» ­ смелость, ловкость, выносливость, ориентировка в пространстве и т.д. Проект «Отчий дом – Югра» учитывает необходимость развития у ребенка способности погружаться   в   собственный   мир   с   целью   определения   своих   намерений,   прогнозирования будущего, отбора способов и средств для осуществления намеченных целей.  Природа,   окружающий   мир   ­   вот   те   сильнейшие   средства,   которые   могут   завладеть вниманием   и   чувствами   детей,   пробудить   доброе   отношение,   восхитить   или   неприятно удивить его. Образы, представления и чувства, пережитые ребенком в момент наблюдения, являются источником рождения образов, которые умелый педагог в нужный момент оживляет в сознании ребенка.  При   этом   цели   проекта   реализуются   в   процессе   разнообразных   видов   детской деятельности:   игровой,   коммуникативной,   трудовой,   познавательно­исследовательской, продуктивной, музыкально­художественной, чтения. Широкое образовательное содержание становится   основой   для   развития   любознательности,   познавательных   способностей,   для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.   2. Обоснование необходимости проекта В   последние   десятилетия   человечество   столкнулось   с   комплексом   разнообразных проблем, среди которых особую значимость приобрел глобальный эко логический кризис. В качестве   продуктивного   подхода   к   решению   экологических   проблем   современного российского   общества   рассматривается   формирование   нового   типа   взаимоотношений человека   и   природы,   направленного   на   со   хранение   природной   среды.   Одним   из   путей осуществления стратегии устойчивого развития является экологическое образование. В   нормативно­правовых   документах   подчеркивается   необходимость   формирования системы   непрерывного   экологического   образования,   начиная   с   дошкольного   детства.   В концепции устойчивого развития России ­ раздел «Экологическое образование, экологизация общественного   сознания»   (1992г.);   постановлениях   Правительства   РФ   «О   мерах   по улучшению   экологического   образования   населения»,   «Об   экологическом   образовании обучающихся   в   образовательных   учреждениях   Российской   Федерации»   (1994г.);   проекте «Стратегия экологического образования в РФ» (2000г.) отмечается, что одним из условий обеспечения   развития   регионов   должно   стать   формирование   экологической   культуры населения посредством экологического образования. Это нашло отражение и в концепциях экологического образования на региональном уровне. Так,  в Ханты­Мансийском автономном округе­ Югра  данное направление признано одним из приоритетных и раскрыто в «Концепции экологической безопасности Ханты­Мансийского автономного округа­ Югры на период до 2020 года»  Экологическая   политика   Ханты­Мансийского   автономного   округа   ­   Югры   в   сфере формирования   экологической   культуры   населения   предполагает   осуществление экологического   образования   и   просвещения   и   требует   постоянного   развития соответствующих организационных и общественных институтов, а также соответствующего законодательного и нормативно­правового обеспечения. Совершенствуется   региональная   нормативно­правовая   база   по   вопросам   охраны окружающей   среды   и   обеспечения   экологической   безопасности,   приняты   нормативные документы, регулирующие общественные отношения в области формирования экологической культуры населения:  Закон Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры от 22.06.2000 № 56­оз   "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты­Мансийском автономном округе  Югре";   Постановление   Правительства   ХМАО   ­   Югры   от   09.10.2010   N   248­п   "О   целевой программе   Ханты­Мансийского   автономного   округа   ­   Югры   "Обеспечение экологической безопасности Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры в 2011 ­ 2013 годах и на период до 2015 года". В   философской   литературе   взаимодействие   этноса   с   природой   рассматривается   как комплексная проблема современности на глобальном и национальном уровнях (A.M.Галеева, Г.Д.   Гачев,   Э.В.   Гирусов,   JI.H.   Гумилев,   П.С.   Гуревич,   М.С.   Каган,   В.Г.   Крысько   и   др.). Как отмечалось еще в работах западных (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.) и отечественных педагогов (К.Д. Ушинский, E.H.Водовозова, Е.И. Тихеева и др.),   формирование   представлений   о   природе,   соответствующего   отношения   к   ней, грамотного поведения происходит на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего природного окружения. Педагогами развитых стран одним из основополагающих принципов экологического   образования   признается   взаимодействие   краеведческого,   национального, регионального и глобального подходов к решению экологических проблем. Экологическое образование   на   современном   этапе   требует   использования   национально­регионального компонента его содержания и традиций этнопедагогики в природоведческой работе. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве исследования имеют историко­этнографический характер и не ориентированы на проблему этноэкологического   образования   детей   дошкольного   возраста.   Воспитатели   дошкольных учреждений   не   акцентируют   особого   внимания   на   экологических   проблемах   региона   и практически   не  осуществляют   этнопедагогический   подход   к   экологическому   образованию детей     дошкольного   возраста.   Изучение   опыта   прошлого,   в   том   числе   взаимодействия   с природой, необходимо для теоретического и практического решения экологических проблем. В целях повышения эффективности процесса экологического образования дошкольников на современном   этапе   становится   очевидной   необходимость   создания   этнически ориентированных воспитательных систем, близких людям по мировосприятию, что влечет за собой возрождение и переосмысление этнопедагогического наследия и традиций народной педагогики. Таким образом, существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта народнов     Севера   в воспитании культуры общения с природой   и   его   использованием   в   этноэкологическом   образовании   детей   дошкольного возраста, недостаточной научно­методической разработанностью этой области дошкольной педагогики, что обусловило выбор темы проекта.. Мы считаем, что    проект «Отчий дом – Югра» является подлинно инновационным с интегрированными в него вопросами содержания, форм, средств и методов регионального компонента.  Данные   направления,   возможно,   реализовать   при   учете   следующих   важных закономерностей развития личности ребенка: 1. Развитие ребенка осуществляется в процессе совместной деятельности с взрослыми в ходе  усвоения наиболее простых форм общественного опыта (Л.C. Выготский, JI.A. Венгер, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев). 2.   Развитие   личности   представляет   собой   сложный   процесс,   осуществляемый одновременно   по   ряду   взаимосвязанных   линий:   повышение   уровня   самоорганизации, саморегуляции, возникновении иерархических структур действий, соподчинения основной и вспомогательной цели и др. (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Детский сад «Олененок» посещают 86% детей коренной национальности ханты и лесные ненцы. В соответствии с вышесказанным, в ДОУ является актуальным этноэкологическое образование   детей       дошкольного   возраста   ­   это   приобщение   к   духовно­нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний   о   ее   многообразии   и   сложившихся   народных   обычаях   и   традициях;   воспитание эмоционально­ценностного   отношения   к   этнокультурной   и   природной   среде   и экологосообразного   поведения.   Оно   возможно   при   следующих   педагогических   условиях: • отбора содержания этноэкологического образования дошкольников с учетом их возрастных возможностей, особенностей региона и сформировавшихся в обществе этнических традиций взаимодействия природой; • использования идей и традиций народной педагогики   народов Севера, способствующих накоплению   положительного   нравственно­ценностного   опыта   взаимодействия   с   природой; • применения педагогической технологии, обеспечивающей единство познания, переживания и действия,   овладение   детьми   навыками   позитивного   поведения   в   природе,   развитие способности оценивать отношение других людей к природе и свое собственное поведение; •   осознания   воспитателями   необходимости   этноэкологического   образования   детей дошкольного возраста. с   Педагоги детского сада   ведут   большую   работу   по приобщению детей к культуре малой Родины. Реализуется  программа « Северные просторы» которая,  предоставляет детям прекрасную   возможность   познакомиться   с   историей,   бытом   и   культурой   народов   Севера. Дружеское чувство и отношение к людям разных национальностей воспитываются благодаря усвоению детьми определённого круга знаний о нескольких народах проживающих в нашей области (ханты, лесные ненцы) ­ это место жительства   каждого из них, климатические и природные условия, труд, быт, народное творчество, а главное это взаимосвязь с природой, то как люди бережно относились к природе, уважали ее, всегда думали о том, что они оставят своим   потомкам.   Во   всех   цивилизациях  и   у   всех   народов   было   представление   о необходимости бережного отношения к природе (у одних в большей, у других в меньшей степени), но все понимали, что земля, реки, лес и населяющие Землю животные есть великая ценность, может быть главная ценность, которой обладает природа. Нашими заботливыми предками оставлен богатый  опыт  общения с природой.  Этот опыт доходит до нас благодаря собирателям   обычаев,   обрядов,   традиций,   складываясь   в   стройную   систему   из   крупиц.   С глубины исторических времён   народы Севера занимались     рыболовством и охотой.   Они наблюдали  за погодой, сезонными явлениями, повадками животных и состоянием растений. На их основе вырабатывались законы бережного отношения к природе, пользование дарами природы,   хозяйственные   советы,   формировались   трудовые   обычаи   и   обряды.   Это   была своеобразная   энциклопедия,   в   которой   сосредотачивался   и   сохранялся   опыт   общения   с природой многих поколений. Проводя различные народные праздники, такие как:   «Прилет Серой вороны», «День охотника и рыболова», «День обласа», «День оленевода» и еще многие другие, мы всегда заостряем внимание детей на природоохранной стороне деятельности. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших малышей нужно на конкретных примерах, исторических событиях, даже на уровне небольшого села, такого, как наше. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. Эти знания  обязательно нужно передать нашим детям и внукам.   3. Цель и задачи проекта Цель:   формирования у  дошкольников начального природоохранного опыта через  изучение исторического наследия «Малой родины» и приобщения детей к этнической  культуре родного края. Задачи:  Выявить особенности этно­экологических представлений детей о природе  Ханты­ Мансийского АО –Югры и отношения к ней;  создание системы   этно­экологического воспитания дошкольников и условий для её успешной реализации;  обеспечение   физического,   социально­нравственного,   художественно­эстетического   и познавательного развития детей;  осуществление   комплекса   мер   по   просвещению   родителей   в   вопросах     этно­ экологического становления и воспитания детей;  разработка   и   внедрение   программы   повышения   профессиональной   компетентности педагогов и специалистов в области  этно­экологического воспитания. Сроки реализации проекта: 2011­2015 годы. Партнеры:  Администрация дошкольного образовательного учреждения;  Участники образовательного процесса. Принципы построения:     принцип   интерактивности,   принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании детей;  принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и   общественного   воспитания   в   целостный   развивающий   процесс   на   основе   единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития         личности ребенка через создание единого воспитательно­образовательного пространства;      ориентирующий   на   использование   личностно­ ориентированных   подходов,   форм   воспитания   и   образования   детей   и   родителей (педагогического   сопровождения   семьи   в   целом)   с   учетом   реального   состояния   и запросов   семьи;   формирование   активного   нравственного   сознания   всех   участников педагогического   процесса;   активного   культурного   и   духовного   сознания   педагогов; активного   педагогического   сознания   родителей,   активной   и   творческой   мотивации, через   использование   различных   форм   социокультурного   просвещения,   развития познавательной   и   духовной   сферы,   коммуникативных   и   управленческих   навыков   и детей, и родителей;   принцип   социокультурной   и   психологической   адаптивности   содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьей, предполагающий соответствие предлагаемого содержания запросам, проблемам и   возможностям   (как   семей,   так   и   образовательных   учреждений   как   участников воспитательного процесса). Стратегия достижения поставленной цели Реализация   проекта   «Отчий   дом   –   Югра»      рассчитана   на   4   года.   Для   работы   с проектом был разработан поэтапный план реализации. Сроки реализации Сентябрь­декабрь 2011г. Этапы по реализации проекта Подготовительный Цель:  подготовка   условий   создания   модели   системы     этно­ экологического развитие воспитанников. Задачи:  1. Изучить нормативно ­ правовую  документацию, регулирующую работу с детьми в вопросах  этно­экологического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 2. Изучение, обобщение передового опыта, накопленного в области   этно­ экологического воспитания; 3. Формирование методического и диагностического портфеля. 4. Создание   условий   для   реализации   педагогами   возможностей непрерывного образования через семинары, встречи, курсы и т.д;. Деятельностный Цель: реализация проекта «Отчий дом – Югра» Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективных форм и  методов воспитательного воздействия. Организация работы творческих мастерских педагогов с ориентацией на проект. 2. Формирование, апробация и коррекция механизмов внедрения модели  по этно­экологического  воспитанию детей в образовательный процесс  на основе проекта. 3. Формирование информационных, диагностико­аналитических,  мониторинговых результатов реализации проекта  4. Интеграция этно­экологического   содержания в действующие на  муниципальном уровне социально­гуманитарные программы. Рефлексивный Цель: 1. Обобщение   и   анализ   результатов   деятельности   ДОУ   по   проекту   и формирование   перспектив   дальнейшего   развития   системы   этно­ экологического   образования и воспитания; 2. Создание   банков   выстраивания   инновационных   сетей   на   основе проекта.  3. Сравнительный   мониторинг   эффективности   деятельности   по     этно­ экологического воспитанию детей; 4. Построение   системы   трансляции   опыта   работы   по   духовно­ нравственному воспитанию на муниципальный уровень.  Январь 2011г. – февраль 2015г. Март­июнь 2015г.   В ходе заключительного (рефлексивного) этапа предполагается провести подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта деятельности, оценку его результатов и распространение опыта работы детского сада. 4. Механизм реализации проекта 1.Организационно­управленческое обеспечение: создание рабочей группы по разработке проекта «Отчий дом – Югра»;   формирование   нормативно­правовой,   методической,   образовательной,   социальной базы; создание   консультативно­справочной   базы   данных,   в   том   числе   и   электронной, размещение   на   официальном   сайте   учреждения   информации   по   организации  этно­ экологического  образования и воспитания;  приобретение и распространение в ДОУ изданий о современных формах и методах  этно­экологического педагогической   деятельности,   педагогических   технологиях   развития детей дошкольного возраста.   2.Научно­методическое обеспечение:  создание системы взаимодействия; взаимопонимания между участниками работы над проектом, демократичный стиль общения, атмосфера творчества и психологической свободы   участников   проектной   деятельности,   моральное   и   материальное стимулирование творческой деятельности педагогов;      обеспечение   подготовки   и   повышение   квалификации   кадров   (система   образования, здравоохранения,   культуры,   социальной   сферы)   по   вопросам     этно­экологического воспитания детей,  экологического просвещения населения; проведение  мониторинга   хода  реализации   проекта  (проведение  исследований   среди родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);  организация  семинаров   и   консультаций   для   участников   проекта   в   соответствии   с запланированными мероприятиями по  этно­экологического воспитанию детей; совершенствование научно­методической базы в ДОУ по реализации проекта; совершенствование   предметно   ­   развивающей   среды  по   этно­экологического воспитанию   детей,  совершенствования   предметно   ­   информационной   среды, способствующей   самостоятельности,   творческому   самовыражению,       реализации   и развитию творческой инициативы педагогов, социальных партнёров;  формирование пакета диагностических методик, разработка методологической базы, диагностического инструментария. 3.Психолого­педагогическое обеспечение:  Выработка   алгоритма   реализации   инновационных   технологий   и   продуктивной       коммуникации; создание   социально­психологических,   правовых,   культурно­бытовых   условий   для полного выполнения проекта «Отчий дом ­ Югра»; разработка   тематических   образовательных   программ,   учебно­методических   пособий по взаимодействию ДОУ и семьи; организация   в   ДОУ   постоянно   действующих   семинаров,   круглых   столов,   лекций, мастер­классов   для   педагогов   и   родителей   по   основам   детской   психологии   и проблемным вопросам; изучение,   оценка   и   прогнозирование   морально­психологического   состояния   всех участников образовательного процесса. выявление   личностно­педагогических   возможностей   педагогов   и   оказание   им методической помощи; организация   и   проведение   диагностического   мониторинга   по  этно­экологического образованию и воспитанию дошкольников. 4.Взаимодействие ОУ с родительской общественностью: повышение психолого­педагогических знаний родителей; организация   лекторий,   круглых   столов,   родительских   конференций   ­   ознакомление родителей   с   методикой   воспитания,   с   этапами   физиологического   и   психического развития детей; ознакомление   родителей   с   нормативными   актами   и   документами   в   области образования;   формирование   внутренней   позиции   будущего   школьника   (для   родителей   будущих     первоклассников); вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс: ­ совместные творческие дела и мероприятия; ­ родительские собрания; ­ индивидуальные тематические консультации; ­ социологические опросы, диагностика родительских интересов.  формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей в процессе  организации работы по этно­экологического  воспитанию дошкольников; взаимодействие   детско­родительского   и   педагогического   коллектива   ДОУ   с образовательными и культурными структурами с. Варьеган.    внешнее взаимодействие позволяет: объединить усилия педагогов, семьи, общества; сформировать   единое   социокультурное   и   образовательное   пространство   для  этно­ экологического  развития ребенка;   формирование системы сотрудничества с родителями в вопросах этно­экологического   информационно­просветительская   и   культурно­просветительская воспитания; деятельность 5.Взаимодействие с организациями и структурами  Городское поселение Новоаганск:   БУ ХМАО­Югры «ЦСПСиД «Родничок»   МАУ ДОД Новоаганская детско­юношеская спортивная школа «Олимп».   СДК  с.Варьеган   МБОУ «Варьеганская ОСШ» «Этнографический Парк – музей» Нижневартовского района  МАУ «Центр развития образования» С воспитанниками ДОУ:  активное   участие   в   проектной   деятельности,   выставках,   праздниках,   презентациях, общественно полезном труде, создании групповых мини­музеев.   План мероприятий по реализации проекта «Отчий дом ­ Югра» № 1 1.1     Наименование мероприятий Сроки Ответственные Воспитание у детей любви к родной природе.  Работа с кадрами:  создание рабочей группы; выявление затруднений в работе педагогов по   вопросам     этно­экологии   через диагностику; анализ работы в данном направлении; самообразование педагогов; курсы повышение квалификации   по этно­ экологическомуобразованию;   воспитательно­образовательной     проведение педагогического совета по теме проекта; разработка   системы   диагностических методик   для   детей,   педагогов, родителей; создание   пакета   документов   по созданию учебно­методического материала привести   в   систему   воспитательные мероприятия, образовательную работу, направленные   на   воспитание   у   детей любви к родному краю. альбомов создание «Лечимся сибирской природы»,   «Что   растет   на   нашей групповых дарами             сентябрь­ октябрь 2011г ноябрь 2011г  в течение реализации проекта  февраль 2011г 2011­2012г   В реализации проекта 2015гг течении   2011­ рабочая группа рабочая группа участники проекта педагоги педагоги руководитель проекта руководитель проекта педагоги, участники  проекта    земле» контроль за   реализацией   проекта   по этно­экологическому  образованию; использование информационно­ коммуникативных   технологий   на различных ступенях обучения разработка   и   проведение   Круглого стола по итогам реализации проекта   2011­2015г 2011­2015г 2014­2015г заведующий,   старший  воспитатель, педагоги, участники проекта участники: руководитель, педагоги, родители, представители общественных организаций Работа с детьми: октябрь ­ ноябрь  2011 года рабочая группа в течение  реализации  проекта 2011­2015 годы       педагоги, участники проекта   «Парка   –музея   под выявление   знаний   детей   по   вопросам экологии через диагностику посещение   открытым небом»;   выставка   детских   работ   «Наше любимое село», «На реке Аган» создание   макетов:   животный   мир наших лесов проведение национальных праздников; составление   гербария   «Целебные растения»; проведение   традиционных   выставок   с привлечением   родителей   «Осенние фантазии», «Осенний серпантин».  участие   ДОУ   в   окружной   акции­ конкурса   «Экология   и   мы»   в   рамках VIII  Международной   экологической акции «Спасти и сохранить» работа   над   проектами,   избранными детьми по их интересам Социальное партнерство в рамках реализации проекта:  СДК   Варьеганский «Парк – музей» март­май 2011г Работа с родителями: анкетирование родителей; предложить   родителям   создать гербарий   растений   произрастающих   в лесу нашего села; участие   родителей   в   мероприятиях ДОУ:   в   выставках,     в   экскурсиях, походах;  В   течении   реализации проекта 2015гг.   2011­ научный руководитель, участники проекта, педагоги, участники проекта   1.2 1.2 .1 1.3               родителей процесс     вовлечение образовательный ознакомлению  с природой; вовлечение   родителей   в   проектную деятельность. в по     2.Краеведение ознакомление с обычаями, традициями Работа с кадрами: курсы   повышение   квалификации   ИРО «Теоретические   основы   преподавания хантыйского языка, литературы и культуры обско­угорских народов»;  разработка     конспектов   занятий   по ознакомлению   с   обычаями   и   традициями группы   комбинированной   направленности от 5 до 7 лет;  вовлечение   в   этот   процесс   музыкального руководителя,   инструктора   по   труду, логопедов;  создание   мини­музея   краеведения   на   видео   материалов, основе   фото, публикаций   газет, архивных материалов, экспонатов имеющихся у родителей.   В   течении   реализации проекта 2011­2015гг педагоги   педагоги 2011­2012г старший воспитатель, педагоги Заведующая, старший воспитатель, педагоги, участники проекта педагоги, участники проекта педагоги, участники проекта течении   В реализации проекта 2011­2015гг Декабрь­февраль 2011г в течение  реализации  проекта 2011­2015г. В   течении   реализации проекта 2015гг.   2011­ 2 2.1    2.2 2.3     Работа с детьми: выявление   знаний   детей   по   вопросам краеведения через диагностику посещение достопримечательных мест села Варьеган: «Парк­музей под открытым небом»;  национальных посещение праздников,   организованных   для детей в селе; презентация родовых гербов; создание следующей тематики: книжек­раскладушек       «Мы – сибиряки»;  «Знаменитые земляки нашего села»; «Туристические походы»; детей встреча людьми, прославляющими наше село ­ поэтами, сказителями.  Работа с родителями: с          в   выставках,   участие   родителей   в   мероприятиях ДОУ:   создании фотоальбомов,   в   национальных праздниках, в экскурсиях, походах;  вовлечение родителей в образовательный процесс ознакомлению с историей села «Я могу рассказать вам…» вовлечение   родителей   в   проектную деятельность. по  5.Ожидаемые результаты реализации проекта   В   качестве   результатов   проектной   деятельности   образовательного   учреждения предполагаются:  создание модели  этно­экологического воспитания детей в ДОУ, основанной на учете возможностей, потребностей, объединении усилий всех участников педагогического процесса;  расширение   представлений   детей   об   истории   родного   края,   формирование эмоционально­положительного отношения к малой Родине и ее природного богатства;  повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области этно­ экологического воспитания детей;   разработку   перспективных   планов   по   реализации   поставленных   задач,   конспектов занятий с детьми в соответствии с федеральными государственными требованиями, сценариев праздников, развлечений по теме проекта;  создание предметно­развивающей среды;  повышение информационной компетентности родителей;  разработка серии научно­практических семинаров по теме проекта. 6.Критерии оценки эффективности реализации проекта  Рост   удовлетворённости   родителей   (законных   представителей)   по   духовно­ нравственному развитию дошкольников  Создание авторских педагогических технологий работы с дошкольниками по духовно­ нравственному воспитанию.  Создание   системы   по   повышению   профессиональной   компетентности   педагогов   по теме проекта.   Создание   межсетевого   взаимодействия   с   социумом   по   духовно­нравственному развитию детей дошкольного возраста. Проведя промежуточный мониторинг с детьми детского сада «Олененок» в течение года работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:  дети   стали     больше   интересоваться   окружающей   природой,   миром   растений   и животных;  у   детей   сформировались     первоначальные   представления   о   себе   (человек­   часть природы   и   подчиняется   ее   законам),   о   самоценности   природы,   положительное отношение к ней,    у   детей   выработались     первые   навыки   экологически   грамотного   и   безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой;  расширились представления об истории родного края;  сформировалось положительное отношение к  малой Родине То   есть,   реализация   деятельности   по   проекту   способствует   развитию   представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   этно­экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально­ положительном отношении к природе, окружающему миру. При   организации   воспитательно­образовательного     процесса   по   этно­экологическому воспитанию по проекту  обеспечивается единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволяет, в свою очередь:  педагогам     повысить   свое   профессиональное   мастерство   по   этно­экологическому воспитанию дошкольников;  родителям     понять   значимость   выработки   у   детей   первых   навыков   экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,   приобретению их детьми умений,   позволяющих   им   участвовать   в   посильной   практической   деятельности   по охране природы родного края. Одним из условий успешного воспитания основ этно­экологической культуры является не   только   работа     с   детьми,   но   и   с   их   семьями.   Этно­экологическое   образование дошкольников   можно   рассматривать   как   процесс   непрерывного   воспитания   родителей, направленный   на   формирование   этно­экологической   культуры   всех   членов   семьи.   Этно­ экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Наиболее   наглядно   промежуточные     результаты   проекта   видны   в   представленной диаграмме. 80 70 60 50 40 30 20 10 0 75 50 45 35 2012 2013 17 Высокий Средний Низкий 0 Рисунок 1.  Динамика сформированости у детей дошкольного возраста начального  природоохранного опыта через изучение исторического наследия «Малой родины».  Сравнительный анализ данных за 2012, 2013  гг. Таблица 2 УРОВНИ  СРОКИ 2012 год 2013 год Динамика ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ % 8 50 % 75 50 % 17 0 На 42 увеличился 25% детей перешли на На 17 уменьшился высокий уровень Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической  воспитанности у детей дошкольного возраста. Итак,   детский   сад   является   первым   звеном   системы   непрерывного   экологического образования,   поэтому   не   случайно   перед   педагогами   встает   задача   формирования   у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Сотрудничество   с   семьями   детей   по   этно­экологическому   направлению,   совместно организованные   мероприятия   не   только   помогают   обеспечить   единство   и   непрерывность педагогического   процесса,   но   и   вносят   в   этот   процесс   необходимую   ребенку   особую положительную эмоциональную окраску. Только   совместными   усилиями   мы   можем   решить   главную   задачу   –   воспитать экологически грамотного человека. Таким образом, этно­экологические проект «Отчий дом – Югра»   играет  важную роль в   к   своей   культуре,   систематическое   использование   которой  приобщении   способствует  формированию экологической воспитанности у  дошкольников.   детей   7.Перспективы дальнейшего развития проекта Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Именно поэтому педагоги нашего детского сада продолжат работу по ознакомлению дошкольников с  природой ХМАО – Югры и с историей, культурой и бытом народов Севера, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками. Будет   продолжена   работа   по   совершенствованию   структуры   создаваемой   системы работы по   этно­экологическому развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме проекта.  На   всех   этапах   работы:   от   разработки   конспекта   занятия,   подбора   содержания,   до организации   контрольно­оценочной   деятельности,   будет   использоваться   гибкая   система мультимедийного,   компьютерного,   сетевого   сопровождения,   что   позволит   существенно повысить эффективность реализации проекта.  8.Смета и источники финансирования проекта Статья расходов Стоимость  (ед.), рублей Количест­ во единиц Всего, рублей Совершенствование материально­технической базы 150000,00 1 Интерактивная доска 20000,00 Видеокамера 1 1 10000,00   Мультимедийный проектор 2 Ноутбук  35000,00 Функциональная мебель для музея 50000,00 5 Приобретение программного и методического обеспечения. Компьютерные обучающие,  развивающие игры, методическая  литература и дидактический  материал по инклюзивному  образованию. Семинарские расходы, повышение квалификации педагогов. 50000,00 7 150000,00 20000,00 10000,00   70000,00 250000,00 350000,00 № п/п 1. 2. 3. Оплата труда преподавателям  ­консультантам из НГГУ ,  специализированных ДОУ  осуществляющих повышение  квалификации. ВСЕГО: 50000,00 50000,00 900000,00    Источники финансирования: муниципальное образование Нижневартовского района, спонсорские средства, участие в различных конкурсах и грантах. Возможные трудности и риски Пути обновления деятельности ДОУ по решению 9.Возможные риски при реализации проекта проблемы   Кадровые, нормативно­правовые, материально­технические ресурсы не в полном объеме соответствуют для развития   среды   по     этно­ воспитанию экологическому дошкольников   Недостаточная родителей   в   вопросах   экологического воспитания детей. компетентность   этно­       программного Подготовка и переподготовка кадров  Разработка локальных актов. Разработка обеспечения: общеобразовательные   программы,   индивидуальные программы   по     этно­экологическому   воспитанию дошкольников. Приобретение оборудования для музея, оргтехники, персональных компьютеров. Определение   наиболее   эффективных   способов сотрудничества   педагогического   коллектива   с семьей,   организация   совместной   деятельности: экскурсии на природу с детьми; создание гербария растений, произрастающих в лесу нашего   края,   участие   в   национальных   праздниках. создание музея.

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»

Проект «Отчий дом - Югра»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017