Представлен проект организации педагогического всеобуча родителей для совместной работы школы и семьи в воспитании ребенка и реализации его способностей. Может быть полезен для заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя
Цель:создание условий для сближения семьи и школы, и увеличение роли школы в укреплении семьи через создание клуба «Уважая, Доверяя, Поддерживая»Цель:создание условий для сближения семьи и школы, и увеличение роли школы в укреплении семьи через создание клуба «Уважая, Доверяя, Поддерживая»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21
г. ЮЖНОСАХАЛИНСКА.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Проект
«Педагогические условия эффективности социального
партнерства школы и семьи»
Разработчики:
Шарина Ирина Владимировна,
заместитель директора
учитель начальных классов
Пасынок Юлия Юрьевна,
заместитель директора,
учитель начальных классов
г. ЮжноСахалинск,
Сахалинская область
20132014 годДуховная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Концепция модернизации современного образования обращает особое внимание на
организацию родительского всеобуча в современной школе.
Цель психологопедагогического просвещения, образования родителей – помочь
родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет
способствовать полноценному развитию ребёнка. Родительский всеобуч становится для
родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на
интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации,
поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих
правильных позициях, либо подкорректировать ошибки в воспитании.
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего
поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в
воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная
обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать
полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные
педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение
общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и
полностью поглощены социальнобытовыми проблемами, когда дети предоставлены
самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема
приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в
обществе в целом. Одна из таких тем – взаимодействие семьи и школы.
Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в
жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия
человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются
навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка,
самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент
полноценного развития личности
Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семейное воспитание, чтобы
вместе реализовать все способности ребенка. Семья по своим воспитательным
возможностям превосходит любой социальный институт – никто не сможет составить
конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии
интеллектуальных и эмоциональных способностей человека.На сложном пути развития ребенок вступает во взаимодействие, в сотрудничество
со множеством людей. Для маленького ребенка мы, его близкие, то звено, которое
связывает его со всеми достижениями человеческой культуры. Правильные,
разнообразные формы сотрудничества ребенка со взрослыми вот основа развития
духовной жизни.
Если брать в основу концепцию доктора психологических наук, профессора
В.Я. Ляудис “Психологические основы инновационного обучения”, то структурной
управляемой единицей воспитательного процесса является совместная творческая
деятельность учителя, учащихся и родителей. Суть такого стиля воспитания заключается
в гармоничном стиле семейного воспитания. Для развития ребенка огромное значение
имеет характер взаимоотношений между членами семьи, уровень эмоциональных связей и
удовлетворенность внутрисемейным общением. Однако характер этих отношений
становится все более напряженным и негативным (изза материального неблагополучия,
пьянства и наркомании, распущенности родителей, процветания нецензурной брани,
озлобленности, роста количества неполных семей, нежеланием родителей заниматься
воспитанием детей, социального и психологического напряжения в обществе,
бездуховности и т.д.).
В связи с этим большое количество родителей не являются
нашими помощниками, многие ищут «спасения своих детей» в помощи школы. Сегодня
встает перед учительством еще одна труднейшая проблема – воспитание самих
родителей.
В настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе и в Сахалинской
области, переживает противоречивое и сложное состояние:
1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.
2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество
благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут
отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).
3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и
семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент
детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не
является и т.п.).
4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и
материнства, негативный социальнопсихологический фон в семье.
5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений,
педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место
неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством
образования, невысок уровень психологопедагогической культуры родителей и т.п.).
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению
(обучению) родителей обусловлены рядом причин:
∙ потребностями современного общества, характерной особенностью которого является
изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи
и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
∙ инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания
подрастающего поколения нового столетия;∙ открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе)
обществу, прошлому опыту, инновациям.
. поиском путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно
педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Все эти причины натолкнули нас на необходимость создания клуба для родителей
"Уважая, Доверяя, Поддерживая".
Концепция изменений: Построение модели родительского комитета.
Новизна: Развитие партнерских отношений между учителем и родителями
Результат изменений: Создание семейного клуба
Партнёры: Родители, педагоги, Управляющий Совет.
Цель: Создание условий для сближения семьи и школы, и увеличение роли школы в
укреплении семьи через создание клуба «Уважая, Доверяя, Поддерживая»
Объект: педагогическое образование родителей как целостная система.
Предмет: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.
Гипотеза: Создавая клуб «Уважая, Доверяя, Поддерживая», мы надеемся:
1)
2)
Задачи:
привлечь родителей и учащихся школы к просветительской и
организационной работе;
частично оздоровить взаимоотношения в семьях наших учащихся.
1. Учить и учиться взаимодействию, взаимопониманию, укреплению связей в
цепочке «семья – школа» в деле обучения и воспитания ребенка.
2. Повышение социальной значимости семьи.
3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи
родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;
4. Повышение педагогической культуры родителей;
5. Выявление положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей
младшего школьного возраста;
Здоровое общество крепкое государство
хорошая школа
здоровое общество
хороший ребенок успех и гордость школыКрепкая семья хороший ребенок
Концептуальные положения программы
Концепция Программы основана на возрождении приоритетности семейного
воспитания и опирается на следующие идеи:
• опоры на базовые потребности ребенка;
• развития личности в процессе воспитания;
• совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания;
• формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества
каждого ребенка на основе личностного подхода, для предупреждения безнадзорности,
правонарушений и негативных зависимостей среди детей;
• социального партнерства семьи и школы в процессе формирования модели
культуры здорового образа жизни в семье.
Принципы Программы родительского всеобуча
При этом важным является формирование у родителей установки на
самостоятельную творческую деятельность, путем внедрения активных форм,
содержания родительского всеобуча на основе принципов:
• гуманистической направленности, признания уникальности каждого ребенка;
• признания преимущественного права родителей на воспитание ребенка, его
обучение и охрану здоровья;
• взаимовлияния личностей взрослых и детей, предполагающего сотворчество
педагогов – детей – родителей – общества;
• открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, участие родителей в
процессе жизнедеятельности детей, доступность для родителей информации об
эффективности образовательного процесса,
а также повышение психолого
педагогический знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях
продуктивного воспитания.
Механизм реализации программы
Осуществляется через:
• мониторинговые исследования и определение перспектив;
• установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание
единого социокультурного пространства;
• психологопедагогическое сопровождение просвещения родителей, вовлечение
родителей в активную жизнедеятельность школы, изучение и внедрение лучшего опыта
семейного воспитания;
• формирование позитивной установки на здоровый образ жизни;
• привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми;
• повышение роли дополнительного образования в воспитании детей.Основными направлениями реализации программы являются:
Научное и программнометодическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в
процессе формирования личности ребёнка.
Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования
родителей.
Формирование основ семейного воспитания у школьника.
Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному,
трудовому, физическому воспитанию детей.
Формы сотрудничества с семьей
Традиционные формы сотрудничества с семьей
( Коллективные, индивидуальные, наглядноинформационные)
Родительские собрания,вечера вопросов и ответов. Круглый стол. Традиции,
развлечения. Выставки. Школа для родителей. Родительские конференции. День
открытых дверей. Открытые занятия для родителей
Беседы. . Консультации. Посещения на дому. Приобщение родителей к жизни
Выставка психолого
Выставка детских работ.
школы. Уголок для родителей.
педагогической литературы.
Новые формы сотрудничества школы с семьей
Практикумы: (решение педагогических ситуаций, деловые игры, играспор,
викторины, веселая мастерская, анализ собственного опыта)
Работа семейного клуба по интересам (родительская копилка, игровые тренинги
для всей семьи, представление опыта семейного воспитания, семейные конкурсы,
выпуск газеты)
Занятия в театральной гостиной для родителей и детей.
Вовлечение в совместную творческую деятельность.
Совместные познавательные мероприятия
Проведение акций
Совместные прогулки, экскурсии.
Презентации «семейных проектов»
Составление «древа развития своей семьи»
Работа «почтового ящика»
«ОКНо» (очень короткие новости)
Нетрадиционные формы работы с родителями Семейные клубы. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности,
личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и
совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч
формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы динамичные
структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более
мелкие, все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
Семейные проекты. Родители имеют возможность познакомиться с интересным
опытом воспитания детей и поделиться своим.
Акции. Позволяют найти у родителей и детей общие интересы или умения.
Родители могут помочь классному руководителю, принимать участие в
спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом,
помогать убирать, обустраивать и украшать классные помещения и пр.
Сотрудничество родителей друг с другом. Это помощь более опытных родителей
начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для
общения или оказания поддержки.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной
литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги
следят за своевременным обменом, подбором книг, составляют аннотации
новинок.
"Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность
в короткой записке, анонимно высказать сомнения по поводу методов воспитания
своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту, выяснить
какиелибо значимые для них проблемы, и т.п.
библиотека игр.
«ОКНО» очень короткие новости. Педагог знакомит родителей с открытиями в
области детской педагогики и психологии.
Инновационные подходы в работе с разными категориями семей
Работа с малоимущими семьями: социальные поддержки; акции «давайте
поделимся», «игрушки своими руками», «поделись рецептом»
Работа с многодетными семьями: строится на основе программы «Содружество»:
«творческая мастерская», «поделись опытом семейного воспитания», выпуск
групповой газеты «СЕМЬя», составление семейных проектов, «древо развития
семей»;
Работа с семьями, имеющими одаренных детей: в рамках проектной деятельности
творческая мастерская,
«Открытие ребенка»: дискуссии,
приглашение специалистов из прогимназических классов, посещение семьями
изостудий, музыкальных школ
мастеркласс,
Работа с неполными семьями: консультационный пункт: «Сударушка»: «как
восполнить недостаток мужского общения», «как провести выходной»,
«совместные праздники», «чем занять ребенка»; акции с приглашением пап из
полных семей с целью обеспечения детей мужским общением «делаем горку»,
«веселые старты»…
Работа с «молодыми семьями»: практикумы, всеобучи, круглые столы, заседание
«семейной гостиной», консультации специалистов, составление памяток по
различной тематике, составление семейных проектов Проектная деятельность во взаимодействии с родителями.
Участники реализации программы воспитательной деятельности класса:
Классные руководители, руководитель методического объединения классных
руководителей, заместители директора по воспитательной работе и социальной
защите детства, руководители социальнопсихологической службы.(………….)
Психологическая служба школы:
проводит диагностику стиля воспитания в семьях;
осуществляет на основании полученных данных индивидуальные
консультации для родителей (по проблемам взаимодействия детей и
родителей, учеников и учителей, родителей и педагогов) с целью реальной
коррекции этих взаимоотношений;
проводит тематические практикумы для родителей,
способствующие
профилактике и преодолению возникновения психологических и педагогических
проблем в семье и школе.
Этапы реализации программы: Работа над определением эффективной формы
взаимодействия с родителями проходит в несколько этапов.
I – Подготовительный этап
(сентябрь 2013г. – декабрь 2013г.)
Включает изучение психологопедагогической, социологической, социально
педагогической литературы по проблеме исследования.
Цель первого этапа: Изучение образа жизни семьи, выявление социальнопсихолого
педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями
достигается на основе личностноориентированного, индивидуального подхода с учетом
конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Для этого будут
использоваться следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы. Анализ
результатов проведенной работы позволит выявить психологопедагогическую
некомпетентность родителей в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей
младшего школьного возраста.
II этап – Информационноаналитический
(2013 – 2014 уч.год):После подведения итогов сбора и анализа полученной информации начнется
второй этап, цель которого определение наиболее эффективной формы сотрудничества
с семьей по выявленным вопросам. Возникла потребность в такой форме взаимодействия
школы с семьей, которая позволила бы нашим родителям стать непосредственными
участниками педагогического процесса, вызвать у них интерес к познанию самих себя и
детей, поддержать их в развитии социальнокультурной компетентности в области
воспитания, осознанию родителями особенностей их взаимоотношений с детьми,
формированию мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов
детскородительских отношений.
III этап. (2014 – 2015 уч.год)
Третьим этапом в реализации поставленных задач будет создание Родительского
клуба по выявленным проблемам. Третий этап стал обобщающим, в ходе которого
осуществлен анализ полученных результатов, подведены итоги экспериментальной
работы
Для достижения результатов можно выделить два принципа для успешного
взаимодействия.
Принцип сотрудничества:
Знать и учитывать личные качества ребенка и взрослого;
Ценить в каждом человеке компетентность, инициативу, ответственность;
Максимально развивать и поддерживать инициативу,
творческие
способности взрослого и ребенка, умение проявить их в школьном коллективе;
Поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы.
Принцип уважения и доверия:
Уважать человека в себе и уважать всех;
Создавать свободу доверия на основе взаимоуважения;
Бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и
конфликтов, так как в итоге страдают дети.
Диагностические средства:
Оценка воспитанности обучающихся во внешнеповеденческом аспекте;
Анализ успеваемости школьников;
Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью школы;
(Приложения)
1 Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности
воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко,
1997.)Материально техническое обеспечение программы.
Создание условий для совместной деятельности педагогов, учащихся и
родителей.
Приобретение методической, художественной литературы по вопросам
семейного воспитания.
Обновление информационного стенда в помощь родителям.
Укрепление материальнотехнической базы за счет спонсорской помощи и
привлечения внебюджетных средств.
Стимулирование участников образовательного процесса, в том числе родителей.
Моральное и материальное поощрение (премии,
призы,
подарки,
благодарности).
Благодарственные письма родителям за хорошее воспитание ребенка.
Почетные грамоты и дипломы.
Поздравление родителей с календарными праздниками.
Персональные выставки изделий декоративноприкладного искусства (семей).
Ожидаемые результаты:
Создание клуба «Уважая, Доверяя, Поддерживая» и сохранение его контингента.
повышение психологопедагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания и развития детей;
формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком
на разных этапах его развития;
оптимизация детскородительских отношений;
сохранение семейных ценностей и традиций;
возрастание интереса родителей к работе школы, воспитанию детей, улучшению
детскородительских отношений;
рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и школы в целом.
Понизится уровень неполных, неблагополучных семей.и т.п
ПЛАН ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ.
Объект изучения
Инструментарий
Кто оцениваетДеятельность клуба
«Уважая, Доверяя,
Поддерживая»
( количественный состав,
эффективность работы)
Наблюдение, собеседование,
анкетирование, анализ
сохранности контингента.
Руководитель клуба,
психолог,
соц. педагог,
зам. директора по ув/р,
руководитель МО классных
руководителей
Социальные паспорта
семей учащихся.
Сбор информации, ее
обработка и анализ.
Микроклимат семей .
Анкетирование,
наблюдение,
собеседование.
Соц. педагог,
кл. руководители,
род. комитет.
Психолог,
соц. педагог,
род. комитет,
кл. руководители.
НАШИ ДЕЛА
«Мама, папа, я –
здоровая семья»
Семейный клуб
«Уважая, Доверяя,
Поддерживая»
«Мама, папа, я –
спортивная семья»
Лекторий для
родителей
Круглый стол
совместно с
медицински
м
работником,
психологом,
Совместные мероприятия
детей и родителейСХЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА.
Администрация
школы
Классные
руководители
Администрация
города
Семейный клуб
«Уважая, Доверяя,
Поддерживая»
Психолог
Медицинский работник
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Проведение общешкольного родительского
собрания.
декабрь
директор,
зам. директора по
ув/р.
руководитель МО
классных
руководителей
Анкетирование родителей.
декабрь
психолог.
Создание инициативной группы по открытию
клуба «Уважая, Доверяя, Поддерживая».
январь
зам. директора по
ув/р.
руководитель МО
классных
руководителей
Открытие клуба «Уважая, Доверяя,
Поддерживая».
январь
руководитель клуба,
директор .
Агитационная работа по вовлечению родителей к
участию в воспитательной работе школы.
в течение
года
Включение в общешкольный план работы
мероприятий совместно с семьей.
сентябрь
зам. директора по ув/
р ,
члены клуб
руководитель МО
классных
руководителей а.
зам. директора по
ув/р.
руководитель МО
классных
руководителей//Педагогика, №6, 1996.
//Педагогика, № 4, 1996.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Список литературы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. – М.: Топикал, 1994.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1988. № 9.
Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
Гурьянова Т. Чего ты боишься? /Первое сентября, №110, 1997.
Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды
Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе
Малинкова Л.И. Теория и методика воспитательной работы. – М., 2002.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2002.
Образование родителей и школа: Учеб.метод. пособие / Под ред. Л.Г.
Петряевской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 120 с.
Плотниекс И. Психология в семье. – М., 1991.
Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопросы психологии.
1983. № 3, 4.
14.
15.
16.
Россия, 1981
Сенько В.Г. Учителя и родители. – М., 1988.
Сливаковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.
Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. М. Советская
17.
Тимченко И.Н. Педагогика сотрудничества. – Новосибирск. 1989.
Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. //Воспитание
школьников, №4, 1996.
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА «УВАЖАЯ, ДОВЕРЯЯ, ПОДДЕРЖИВАЯ».
№
п/п Статьи расходов
Бумага
Канцтовары
1.
2.
3.
Сумма
Источники
(в
рублях)
150
200
финансирования
Родители
Администрация
Поощрительные призы 700
Родители
Итого:
1050ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Какие положительные качества хотите воспитать у Вашего ребенка?
За что хвалите, за что наказываете?
Как поощряете? Как наказываете?
Какие качества характера ребенка Вам не нравятся, а какие нравятся?
Чем увлекается Ваш ребенок, каково его любимое занятие?
Анкета для выявления вопросов нравственного воспитания в семье.
Для родителей.
1.
2.
3.
4.
5.
Для детей.
1.
2.
3.
4.
5.
Какие качества твоего характера родителям нравятся?
За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
Как тебя поощряют, за что? Как тебя наказывают, за что?
Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
Что ты любишь делать, твое любимое занятие?Приложение 2.
Сколько времени (приблизительно) Вы проводите в общении с ребенком:
1.
– в течение дня ...
– в течение недели...
– в беседах, разговорах...
– в совместной работе...
– в кино, клубе, театре, библиотеке...
– в прогулках (в лес, на реку и т.п.)...
2.
3.
Есть ли другие виды общения? Укажите их.
Считаете ли Вы это время общения достаточным для воспитания Вашего
ребенка?
4.
5.
ребенка?
6.
разрешаете?
Почему?
Уверены ли Вы, что правильно понимаете особенности развития своего
Встречаете ли Вы трудности в воспитании ребенка, и какие? Как ихПриложение 3.
Сколько учащихся обучается в классе (всего):
1.
– в том числе мальчиков...
– в том числе девочек...
2.
3.
– полный контроль и присмотр за ребенком...
– частичный (эпизодический, не ежедневный)...
– не обеспечивает присмотра...
4.
У скольких учащихся работают на производстве отец и мать?
Какое количество семей обеспечивает в часы, не занятые школой:
Какое количество родителей класса осуществляют активное воспитание
детей (всего)...
– среди них отцов...
– среди них матерей...
5.
– из них отцов...
– из них матерей...
Сколько родителей входит в классный актив...Приложение 4
Анкета «Родители о своем ребенке» 1
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
1. С кем дружит ваш ребенок?
2. Как часто у вас в доме бывают друзья вашего ребенка?
3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
Допишите, пожалуйста, фразу:
1. Общаясь с одноклассниками ….
1 Богословская. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск. 1998.Приложение 5
Задание двум командам
I.
(девиантными).
Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимся от нормы?
1.
нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от
выполнения задания);
побеги из дома;
грубость, сквернословие;
употребление алкоголя, пьянство;
курение;
раннее начало половой жизни;
хулиганство;
унижение других;
воровство, попрошайничество;
неподчинение, критика взрослых;
ношение «вызывающей» одежды, прически;
отрицательное отношение к учебе;
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. драки, нанесение телесных повреждений;
14.
II. Что с вашей точки зрения, является основными причинами девиантного
употребление наркотиков, токсичных веществ
поведения?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
стремление получить сильное впечатление;
заболевание ребенка;
повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя;
неблагополучная ситуация в семье;
стремление к самостоятельности и независимости;
недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными
педагогическими ситуациями;
отставание в учебе;
пренебрежение со стороны сверстников;
непонимание взрослыми трудных детей;
недостаточная уверенность ребенка в себе;
отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
стрессовые жизненные ситуации
7.
8.
9.
10.
11.
12.Приложение 6
Оценка родителями изменения характера взаимодействия с ребенком.1
Уважаемый коллега!
Пожалуйста, оцените те черты, которые проявляются в вашем взаимодействии с
ребенком.
«_____» ___________________200__г. ______________________________
(Ф.И.О.)
(«1» не проявляется, «2» проявляется очень слабо, «3» проявляется иногда,
«4» проявляется в зависимости от ситуации и настроения, «5» проявляется часто, «6»
проявляется всегда вне зависимости от ситуации)
Критерии
Черты проявления
А. По взаимоотношениям с
ребенком
а) проявление такта, внимания к
мнению и предложениями друг
друга;
б) эмоциональная готовность к
совместной деятельности;
в) удовлетворенность ее
результатами;
г) уважение позиции друг друга,
сопереживание, сочувствие;
д) стремление к официальному и
неофициальному общению;
е) творческий характер отношений,
стимулирующий инициативу и
самостоятельность участников
совместной деятельности
Уровень
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6Б. По взаимным действиям
с ребенком
а) осуществление постоянных
контактов, активность участия в
совместной деятельности;
б) инициатива в установлении
различных контактов, идущая с
обеих сторон;
в) координация действий на основе
взаимного содействия,
согласованность;
г) подстраховка, помощь, поддержка
друг друга
В. По взаимовлиянию с
ребенком друг на друга
а) способность приходить к согласию
по спорным вопросам;
б) учет мнения друг друга при
организации работы;
в) действенность обоснованных и
корректных по форме обоюдных
замечаний;
г) изменение способов поведения и
действий после высказывания
рекомендаций в адрес друг друга
Средний балл:
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 6
1 2 3 4 5 61 Байбородова Л. В., Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности
воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)Приложение 7
Изучение информационных запросов родителей (примерная анкета)
Уважаемые родители!
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов.
С вашей помощью мы хотели бы сделать нашу школу лучше!
В какой информации, связанной с образованием вашего ребенка, вы нуждаетесь
больше всего? В какой форме она может быть вам представлена?
Характер информации или
о ком информации
Кто ее должен представлять (Кл.
рук., психолог, завуч и т.д.)
Устная (беседа,
собрание и т.д.)
Письменная
(информ.
Листок,
объявление
и т.д.)
О ребенке
Достижения
Школе
Затруднения (проблемы)
Отношения со сверстниками
Отношения с учителями
Особенности характера,
ценности, интересы
Достижения (в масштабах
района, города)
Мероприятия, проводимые в
школе и вне школы («круглые
столы», собрания, конкурсы,
праздники, акции и т.д.)
Инновационная деятельность,
связанная с обучением: новые
образовательные программы,
городские проекты, в которых
участвует школа и т.д.Профессиональная
компетентность и достижения
учителей
Достижения города (страны) в
области образования
Новости в области образования
(нормативные акты, открытия,
результаты исследований,
интересный опыт других и т. д.)
О проблемах воспитания и
развития детей (далее укажите,
пожалуйста, несколько
проблем, наиболее актуальных
именно для вас)
О городе
(стране,
мире)
Психолого
педагогическ
ая
информация
Пожалуйста, укажите форму, в
которой вы хотели бы получить
ответы на свои вопросы, например:
семинар, лекция специалиста,
«круглый стол». Род. Собрание на
эту тему и т.д.Приложение 8.
Памятка для учителя
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Приглашение
Уважаемые родители!
Если Вас интересует тема «Школа вчера, сегодня, завтра», приходите
на родительское собрание и Вы узнаете, правильна ли Ваша позиция по
отношению к современной школе.
Классный руководитель.
Семь обязательных правил:
Уважайте Помогайте Объясняйте
Доверяйте Учитесь
Спрашивайте
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ
1. Информация общего характера
(Достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана,
предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему.)
Отдельно благодарность тем родителям, которые помогали школе.2. анализ развития детей за определенный период.
характеристика группового взаимодействия (проблемы, возникающие между
детьми);
Личностные изменения:
данные диагностики школьного и внешкольного и внешкольного масштаба (чем
«наши» дети отличаются от других).
ВАЖНО! Говорите о проблемах, а не о персоналиях.
Учебная деятельность уровень мотивации, достижения, проблемы.
ВАЖНО! Отметить успехи и резервы (сто надо откорректировать, в чем и КАК
помочь). Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то ВСЕХ за что
нибудь
3. обсуждение конкретной проблемы.
(Просвещение, обучение родителей.)
В зависимости от того, что вы считаете необходимым обсудить с родителями,
строиться порядок работы.
Психологопедагогическая проблема:
выделяется существующая (возникшая) проблема;
определяются по возможности причины ее возникновения (чем больше вариантов,
тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
предпринимаем попытки ее теоретического разрешения (бесценен чужой опыт!),
обсуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения,
приемлемость, прогнозируем возможные результаты (к чему это может привести);
определяем участников разрешения (решения) данной проблемы, распределение
ответственности между ними.
ВАЖНО! Учитель не диктует правильное решение (не поучает), а стимулирует к его
поиску КОЛЛЕКТИВ родителей. В процессе обсуждения можно сделать массу
наблюдений об установках родителей, их способах влияния на ребенка, отношении к
школе, реальных потребностях в знаниях, информации т.д.
Методическая проблема:
выделяется характер затруднений (родителей, детей) при освоении учебного курса;
анализируются причины затруднений (как правило, причин бывает несколько); совместное обсуждение: сбор информации (обращение к опыту родителей тех
детей, у которых подобных затруднений нет);
методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по
организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.)
(Лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально).
Пожалуйста, не употребляйте безликих фраз: «позанимайтесь с ребенком»!
Помогите родителям понять, ЧТО КОНКРЕТНО они могут сделать вместе с ним.
ВАЖНО! Использовать наглядные примеры как надо, как правильно.
Какие необходимые ресурсы дополнительная литература, фильмы, телепередачи,
спектакли, экскурсии все то, что поможет ребенку в преодолении затруднений.
4. Индивидуальные консультации с родителями.
ВАЖНО! Не превращать индивидуальную консультацию в показательную (с одним
говорю все стоят и слушают).
Как этого избежать?
Предложить родителям интересную литературу, которую они могли бы посмотреть,
пока вы заняты.
Прилож
ение 9.
Таблица № 1 Методика изучения семьи
Цель использования
методики
Какая информация
необходима
Методы и методики
Изучение и
сопровождение семьи
Социально
демографическая
характеристика
Анкеты и тесты для родителей.
Сочинения и рисунки учащихся
(«Моя семья», «Мой выходной
день»)
Описание учащимися своего
генеалогического древа.
Сочинение родителей.
Педагогические консилиумы.
ПсихологопедагогическиеВнутришкольный
мониторинг
Об удовлетворенности
качеством образовании
Привлечение родителей к
сотрудничеству со
школой
Информационно
просветительская работа
с родителями
Об информационных
запросах родителей; об
ориентации родителей в
сфере образования,
наличии их свободного
времени, материальных и
профессиональных
возможностей
О правовой, психолого
педагогической
компетентности
родителей и проблемах
обучения и воспитания
консультации (беседы)
Наблюдения.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных
предложений.
Беседы с родителями, интервью.
Открытые уроки для родителей
с последующим обсуждением.
Проведение «круглых столов» с
родителями
Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов» с
родителями
Тестирование родителей.
Наблюдение (за всеми
субъектами образовательного
процесса).
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических
ситуаций.Приложение 10
Программа педагогического всеобуча для родителей
I КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или Вновь за
школьной партой
Цель: ознакомить родителей с психологопедагогическими особенностями развития
детей младшего школьного возраста, предложить практические рекомендации.
Младший школьный возраст как жизненно важный этап в интеллектуальном
развитии детей. Основные направления преобразования мышления в течение первых лет
обучения в школе. Способы стимулирования интеллектуального развития детей этого
возраста. Необходимость комплексного формирования всех видов интеллектуальной
деятельности у детей младшего школьного возраста. Основные виды деятельности
младших школьников: учение, труд, общение и игра. Особая роль учебной деятельности в
развитии ребенка этого возраста. Сочетание различных видов деятельности как условие
оптимального развития ребенка. Превращение познавательных процессов (восприятия,
внимания, памяти) из непосредственных в опосредствованные и из непроизвольных в
произвольно регулируемые. Условия ускоренного развития и совершенствования речи
младших школьников. Кризис семи лет. Негативная симптоматика кризиса: упрямство,
строптивость, негативизм, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость,
клоунада. Стратегия поведения родителей.
Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями формирования
личности и отдельных личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте.Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успехов в
качестве устойчивого личностного свойства человека. Усиление сознательного контроля
и волевой регуляции деятельности. Предупреждение мотива избегания неудачи.
Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний ребенка.
Условия формирования и закрепления трудолюбия как качества личности в младшем
школьном возрасте. Развитие самостоятельности ребенка. Изменение системы
взаимоотношений ребенка с окружающими людьми при поступлении в школу. Осознание
ребенком своего личного отношения к миру, изменение содержания внутренней позиции
детей, которое в большей степени связано со взаимоотношениями с другими людьми,
особенно сверстниками. Влияние характера отношений с одноклассниками на
эмоциональное состояние ребенка.
Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть
Цель: ознакомить родителей с трудностями периода адаптации детей к школе в
первый год обучения, предложить практические советы по их устранению.
Первый класс – праздник и стресс. Психологические трудности адаптации
первоклассников к школе. Физиологические трудности адаптации первоклассника к
школе. Основные проблемы адаптационного периода: включение в новую деятельность,
вхождение в новую систему отношений, привыкание к непривычному режиму дня и
работы, появление новых обязанностей, необходимость проявления таких качеств
личности, как дисциплинированность, ответственность, настойчивость, усидчивость,
работоспособность и трудолюбие. Пути преодоления трудностей адаптационного периода
к школе.
Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
Цель: определить понятие «здоровый образ жизни» и его влияние на развитие и
воспитание ребенка; предложить рекомендации по организации здорового образа жизни
ребенка.
Здоровый образ жизни: понятие, структурные компоненты. Значимость воспитания
здорового образа жизни первоклассника. Причины нарушения здоровья ребенка в школе:
стрессовая тактика педагогического воздействия, несоответствие технологий и методик
обучения функциональным возрастным возможностям детей, интенсификация учебного
процесса, нерациональная организация учебного процесса и самостоятельной работы
ученика. Психологопедагогические рекомендации родителям первоклассников по
сохранению здоровья детей. Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья
первоклассника.
Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям
помочь ребенку в учебеЦель: обозначить проблемы детей в учебе; дать рекомендации по организации
помощи ребенку в учебе.
Новая социальная позиция: ребенок становится учеником, т.е. участником учебной
деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. Общая
стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения.
Влияние родителей на мотивацию учения ребенка. Почему особенно важно на
первоначальном этапе обучения обеспечить ученику успех. Практические рекомендации
по оказанию помощи ребенку в учебе, при подготовке домашнего задания. Советы
родителям для поддержания познавательного интереса в домашних условиях.
Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
Цель: определить место и значение игры и труда в жизни младшего школьника;
предложить рекомендации по организации игровой и трудовой деятельности ребенка
младшего школьного возраста.
Значение игры в жизни младшего школьника. Возможности игровой деятельности
для младшего школьника. Изменение характера игр детей в младшем школьном возрасте.
Появление и распространение игрсоревнований и конструкторских игр, способствующих
развитию у детей деловых и интеллектуальных качеств. Развивающее значение детских
спортивных игр. Игра как идеальная форма совместной жизни ребенка и взрослого. Игра
– первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая
ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизни. Приучение ребенка
к труду. Развивающие виды трудовой деятельности. Организация детского труда в школе
и дома. Труд как инициативная, самостоятельная и творческая работа. Необходимость
детского труда и способы его стимулирования.
Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего
школьника
Цель: предложить родителям практические рекомендации по воспитанию
нравственных привычек и культуры поведения детей.
Возраст 78 лет – благоприятный период для усвоения моральных норм.
Психологическая готовность младшего школьника к пониманию смысла норм, правил и к
их выполнению. Переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму – к
пониманию относительности существующих норм. Особенности нравственных суждений
детей – реалистов и релятивистов. Нравственные привычки и способы их воспитания.
Культура поведения ребенка и пути ее воспитания. Положительный пример родителей.
Как помочь детям освоить нормы, правила, запреты, которые устанавливают взрослые.
Тренинг детскородительских отношений Г. Колпаковой.
Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возрастаЦель: ознакомить родительский коллектив с возрастными особенностями
первоклассников и способствовать формированию представления о возможности
существования увлеченности и увлекаемости в этом возрастном периоде.
Младший школьный возраст как период активного ознакомления с окружающим
миром и активного познания своих способностей и возможностей – благоприятный
период для развития творчества ребенка. Увлекаемость как неизбежность возраста. Мир
интересов и увлечений младшего школьника. Познание мира младшим школьником в
деятельности и через деятельность. Деятельность как подражание взрослым (родителям).
Зависимость разнообразия увлечений от окружения, условий, в которых живет ребенок.
Правила поведения родителей: не ограничивать стремления ребенка к подражанию,
копированию поведения окружающих, близких; создание условий для подражания,
соответствующих возможностям ребенка.
Тема 9. Организация семейного чтения
Цель: определить роль семейного чтения в воспитании младшего школьника;
предложить родителям практические рекомендации по организации семейного чтения.
Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека. Приемы и
методы приобщения ребенка к чтению. Развитие воображения и творческого мышления у
детей в ходе обсуждения прочитанного. Как можно создать обогащенную среду дома,
способствующую воспитанию любви к книге, чтению, развитию грамотности ребенка:
письменная речь, чтение взрослыми газет, книг для своих собственных целей; семейное
чтение вслух; возможность знакомиться со значением слов и выражений по надписям
различного рода, инструкциям, с правилами детских игр, конструкторов и т.д.;
возможность обращения к словарям и справочникам; устная речь, образцы речи взрослых;
свободное общение в сюжетноролевых играх, в разговорах со сверстниками и др. Советы
и рекомендации родителям по организации семейного чтения.
Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
Цель: ознакомление родителей с достижениями детей – выпускников первого
класса.
Форма проведения: устный журнал, проводимый совместно учащимися и
родителями.
II КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II классЦель: ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго
класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста.
Осознанность процесса учения. Особенности мотивации учения данного возраста.
Уверенность во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками. Подражательность
второклассников. Рефлексия как новообразование возраста. Доминирование наглядно
действенного и нагляднообразного мышления у детей данного возраста. Начальный
период формирования способности к саморегуляции внешней и внутренней. Трудности в
воспитании, работе, общении с учащимисявтороклассниками и возможные пути решения
этих проблем.
Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
Цель: предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию
индивидуальных особенностей детей.
Внутренний мир ребенка. «Область достижений» и «область ограничений».
Особенности характера ребенка младшего школьного возраста. Индивидуальный подход
к ребенку и его возможностям. Компенсация недостатков и развитие талантов.
Способности ребенка и пути их развития. Помощь ребенку со стороны родителей,
учителя в развитии его индивидуальности.
Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
Цель: определить значение и важность детства для развития ребенка как личности.
стилевые,
Самоценность детства. Три основные группы качеств личности, которые
складываются в детстве:
инструментальные и мотивационные.
Последовательность проявления этих групп качеств и их связь с основными периодами
личностного развития. Несовпадение познавательного и личностного развития ребенка.
Школьный возраст как наиболее значимый для формирования личности. Становление
устойчивой нравственной позиции, обретение самостоятельности, независимости и
внутренней свободы – главные цели личностного развития ребенка в детстве. Возможные
пути развития личности в современном обществе. Приоритет нравственного начала над
предпринимательством, необходимость укрепления нравственности у детей наряду с
развитием у них прагматического взгляда на жизнь. Опасность формирования
агрессивности в детском возрасте. События детства.
Тема 4. Самооценка младшего школьника
Цель: предложить родителям способы формирования у младшего школьника
адекватной самооценки.
Самооценка и ее влияние на развитие личности младшего школьника. Оптимальный
уровень самооценки. Самооценка и уровень притязаний. Следствия завышенной,
заниженной, адекватной самооценки. Пути формирования адекватной самооценкимладшего школьника. Причины формирования неадекватной самооценки ребенка:
попустительский стиль воспитания, потакание капризам, необъективная похвала,
равнодушие к проблемам ребенка, пренебрежение успехами ребенка и др. Способы
коррекции самооценки. Правила повышения самооценки. Влияние родительской любви
(нелюбви) к ребенку на формирование его самооценки. Сравнение успехов ученика с его
собственными (вчерашними) как важнейший фактор формирования адекватной
самооценки.
Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с
ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком.
Значимость общения с родителями для развития и становления личности
первоклассника. Влияние родителей и детей друг на друга. Типы взаимоотношений между
родителями и детьми: сотворчество, сотрудничество, паритетные, независимые,
конкурентные, конфликтные, авторитарные. Ответственность родителей за стиль
отношений в семье. Позиция родителей. Доверительные отношения в семье. Обсуждение
жизненных проблем с ребенком. Повседневное и продуктивное общение родителей со
своими детьми. Цели общения: обсуждение учебной деятельности, обмен информацией,
стимуляция деятельности, поддержание активности и заинтересованности ребенка,
обсуждение телевизионных фильмов, передач. Правила общения родителей с ребенком.
Дефицит речевого общения ребенка со взрослым и его последствия.
Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
Цель: определить роль коллектива в жизни младшего школьника; предложить
рекомендации по включению ребенка в коллектив сверстников.
Коллектив и развитие личности младшего школьника. Расширение сферы и
содержания общения, включение ребенка в сложную систему человеческих отношений.
Углубление общения и начало образования неофициальных объединений детей на базе
личных интересов. Двойственность воздействия реального коллектива на личность
школьника. Пути устранения отрицательного и усиления положительного влияния
коллектива на личность младшего школьника. Застенчивый, замкнутый ребенок. Пути
объединения коллектива, включения младшего школьника в коллектив сверстников.
Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
Цель: предложить информацию о направлениях сохранения здоровья школьника;
дать рекомендации по воспитанию здорового ребенка.
Физическое, психическое и душевное здоровье младшего школьника. Роль семьи и
школы в воспитании здорового поколения. Факторы сохранения физического здоровья
школьников: условия жизни, соблюдение режима труда и отдыха, укрепление иммунной
системы, отсутствие вредных привычек, сбалансированное питание и др. Причинынарушения психического здоровья младшего школьника: нагрузки, страх, переутомление.
Способы сохранения психического здоровья: физические упражнения, занятие
различными видами искусств, прогулки и др. Правила сохранения душевного здоровья.
Идея бережного отношения к здоровью как внутреннее убеждение младшего школьника.
Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
Цель: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение
ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее
преодоления.
Понятие агрессии и ее характерные черты. Виды агрессии: инструментальная
агрессия как средство достижения определенной цели; враждебная агрессия как способ
причинить человеку боль. Ситуативная и устойчивая формы агрессии. Причины детской
агрессии. Расположение и неприятие как факторы, позитивно и негативно влияющие на
формирование детской агрессии. Разумная требовательность родителей по отношению к
себе и собственному ребенку – одно из главных условий предотвращения агрессивного
поведения детей. Рекомендации родителям по профилактике и коррекции детской
агрессивности: сказкотерапия, психические освобождающие игры, режиссерские игры и
др.
Тема 9. Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего
школьного возраста
Цель: определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить
практические рекомендации по формированию семейных традиций.
Роль семейных традиций в формировании личности ребенка младшего школьного
возраста. Национальные традиции семейного воспитания. Семейные праздники и их
значение для ребенка. Семейный этикет. Формирование и сохранение семейных традиций.
Презентация семейных традиций.
Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
Цель: ознакомить родителей с достижениями детей – выпускников второго класса.
Форма проведения: устный журнал, проводимый совместно учащимися и
родителями.
III КЛАССТема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся третьего класса.
Особенности психического развития учащихся третьего класса: увеличение объема,
скорости переключения внимания; устойчивость и концентрация внимания; развитие
словеснологического и образного мышления, способности решать задачи в трех планах:
практическом, образном и словеснологическом (вербальном); способность управлять
собой и внешне – своим открытым поведением, и внутренне – своими психическими
процессами и чувствами. Усложнение взаимоотношений со сверстниками, учителями,
родителями.
Тема 2. Самосознание и образ «Я» младшего школьника
Цель: предложить родительскому коллективу способы формирования самосознания
и образа «Я» детей младшего школьного возраста.
Ведущая потребность ребенка младшего школьного возраста – быть школьником
(стремление соответствовать роли школьника, желание быть успешным в учебе,
ориентация на признание себя в качестве школьника сначала учителем, позже –
сверстниками). Самосознание ребенка и образ «Я» – его отношение к миру и людям.
Нравственное развитие как результат повседневного опыта. Пути освоения этики
поведения. Способность ребенка быть ответственным. Психологические критерии
нравственного развития. Анализ формирующих педагогических ситуаций.
Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
Цель: определить роль сверстников, друзей в развитии личности ребенка младшего
школьного возраста; предложить рекомендации родителям по организации отношений с
друзьями ребенка.
Значение друзей, дружбы в жизни ребенка младшего школьного возраста.
Возрастные особенности восприятия дружбы ребенком младшего школьного возраста.
Положение ребенка в группе и его самоощущение. Популярные и непопулярные дети в
коллективе. Причины популярности и непопулярности ребенка среди сверстников.
Конформность и нонконформность ребенка. Положительный и отрицательный эффект
влияния компании на ребенка младшего школьного возраста. Одиночество ребенка.
Проблемы ребенка в выборе друзей. Стратегия поведения родителей: тактичность,
корректность, желание понять и помочь.
Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
Цель: определить оптимальные методы воспитания ребенка в семье.
Классификация методов воспитания: методы убеждения, методы воспитания
привычного поведения (методы упражнения); методы формирования эмоциональноволевой сферы личности (методы стимулирования). Методы поощрения. Методы
наказания. Как выбрать оптимальный метод воспитания ребенка в семье. Согласованность
родителей в выборе методов семейного воспитания.
Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когданибудь
совершали
Цель: выявить ошибки семейного воспитания; предложить пути их предупреждения,
устранения.
Ошибки семейного воспитания: обещание больше не любить, недостаточность ласки,
безразличие, излишняя строгость; принципы: «детей надо баловать», «больше денег –
лучше воспитание», «наполеоновские планы»; навязанная роль; ваше настроение, малое
количество времени, затраченного на воспитание ребенка и последствия этого. Пути
предупреждения и устранения ошибок в семейном воспитании.
Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
Цель: познакомить родителей с возможными формами организации семейного
досуга.
Понятие «семейный досуг». Значение совместного времяпрепровождения для
формирования личностных качеств младшего школьника. Игры как способ организации
семейного досуга: настольные, спортивные и т.д. Домашние праздники (день рождения,
Новый год, Рождество и др.) как одна из форм организации домашнего досуга и
сохранения домашних традиций. Семейное чтение и его организация. Совместный отдых
родителей с детьми.
Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
Цель: выявить причины страха детей младшего школьного возраста; предложить
пути их преодоления.
Объекты страха ребенка младшего школьного возраста. Страхи ребенка и
особенности воспитания. Классификация возможных причин страха детей младшего
школьного возраста по Т.Н. Васильевой. Способы преодоления страха детей.
Тема 8. Вот и стали мы на год взрослейЦель: ознакомить родителей с достижениями детей – выпускников третьего класса.
Форма проведения: устный журнал, проводимый совместно учащимися и
родителями.
IV КЛАСС
Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс
Цель: ознакомить родителей с особенностями развития учащихся четвертого класса;
определить стратегию поведения родителей.
Интеллектуализация и произвольность психических процессов учащихся четвертого
класса. Сформированность внутренней мотивации к обучению, адекватной самооценки,
осознанности своих изменений в результате учебной деятельности. Относительная
независимость от родителей. Предпочтение общения с друзьями, одноклассниками
общению со взрослыми. Осознание ребенком своего личного отношения к миру,
изменение содержания внутренней позиции. Факторы, оказывающие влияние на
эмоциональное состояние четвероклассника: успехи в учебе, отношения с учителями,
место в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, степень реализации его
способностей в коллективе сверстников. Начало зарождения новых социальных
отношений: дети оценивают мир взрослых и переносят его правила в мир общения со
сверстниками. Физиологические изменения в организме ребенка и их влияние на
восприятие мира и самого себя. Задачи родителей: сохранить духовную связь с детьми,
стать им старшими друзьями, наставниками.
Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
Цель: проанализировать возможные формы организации свободного времени детей,
совместного отдыха родителей и детей.
Пути организации содержательной деятельности, целесообразной организации
времени ребенка в течение дня: четкий распорядок дня и его выполнение; создание
информационноигровой среды; направление ребенка на целевое использование времени;
поощрение целесообразного и разумного выбора занятий, игр; поощрение увлеченности
ребенка какимлибо занятием на примере своей увлеченности; разумное использование
телевизора, магнитофона и других технических средств. Формы совместного отдыха
родителей и детей: совместная интеллектуальная, творческая, трудовая, спортивная
деятельность, совместные подвижные, сюжетноролевые игры.
Тема 3. Телевизор: помощник или враг?Цель: выявить позитивное и негативное влияние телевидения на развитие детей
младшего школьного возраста.
Влияние телевидения на воспитание младшего школьника. Как выбрать
телевизионные передачи для просмотра ребенком. Совместный с ребенком просмотр
телепередач и их обсуждение как способ воспитания и установления контакта с
ребенком.
Тема 4. Ребенок среди сверстников
Цель: дать представление о роли коллектива в жизни ребенка; предложить
рекомендации по развитию коллективизма у ребенка.
Детский коллектив и его значение в развитии личности. Проблемы самочувствия
ребенка в коллективе: мальчики и девочки. Потребности ребенка в признании и
самореализации. Поиск референтной группы. Проблемы лидерства. Развитие способности
к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в
налаживании отношений со сверстниками (наблюдать за ребенком во время его общения
со сверстниками; организовывать совместную деятельность ребенка с его сверстниками;
контролировать повышение уровня его возбуждения; обращать внимание на трудности
ребенка в соблюдении очередности в игровых действиях; при встрече с учителем
обсуждать проблемные вопросы воспитания ребенка).
Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого
себя
Цель: определить значение диалога в становлении субъектной позиции ребенка;
предложить рекомендации родительскому коллективу по организации диалога с ребенком
младшего школьного возраста.
Педагогический диалог в семье. Общение и диалог как средство развития мышления,
речи, понимания мира, людей и самого себя. Характеристика детей в зависимости от
умений вступать в диалог и организовывать диалог со взрослым, сверстником.
Внутренний диалог как возможность личности выработать идею о самой себе, осознать
своё «Я». Правила коммуникативной педагогики. Способы включения ребенка в диалог.
Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
Цель: оценить развитие самостоятельности учащихся; дать рекомендации родителям
по развитию у детей самостоятельности.
Самостоятельность как личностное качество ребенка. Критерии и показатели
самостоятельности. Дилемма доверия – недоверия, возникающая при воспитаниисамостоятельности у детей младшего школьного возраста, ее оптимальное решение и
возможные отрицательные следствия при неудачном решении. Способы, приемы, средства
воспитания самостоятельности у детей данного возраста. Использование коллективных
форм организации учения и труда детей в начальных классах школы для развития
самостоятельности.
Тема 7. «Прощай, начальная школа»
Цель: подведение итогов обучения в начальной школе.
Форма проведения: устный журнал, проводимый совместно учащимися и
родителями.
Методические указания
Рекомендуется один раз в год проводить встречу с родителями в форме презентации
семейного опыта, способствующей использованию позитивного опыта благополучных
семей в воспитании детей.
Тематические, индивидуальные и групповые консультации проводятся по запросам
самих родителей либо при возникновении проблем, носящих конфиденциальный характер
и требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в
тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических
консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный
вариант решения проблемы. Родители должны уйти после консультации, получив
конкретные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к
консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень
корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на
консультацию, должна рассматриваться с различных позиций: ребенка, родителей,
педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае нельзя сравнивать
родителей и детей друг с другом, важно общение в доброжелательной атмосфере.