9 класс КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ГЕОГРАФИИ КБР
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
•
•
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для общеобразовательных школ «География КБР.
на основе учебника под редакцией Р.А.Бураева «Экономическая и
•
социальная география КабардиноБалкарской республики», который
утвержден Министерством образования и науки КабардиноБалкарской
республики.
Данная программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Курс «География КБР» знакомит с экономическими особенностями республики, создает у учащихся образ республики во всем ее
многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми КБР
на данном этапе ее развития. Курс «География КБР» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, их уважение к
культуре и истории Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.
Основная цель курса – создать у учащихся целостное представление о своей малой Родине, раскрыть разнообразие ее населения и хозяйства,
познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории КБР, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных
районах республики.
Основные задачи курса:
сформировать географический образ своей республики на основе комплексного подхода и показа взаимодействия двух основных
компонентов: населения и хозяйства;
сформировать представление о КабардиноБалкарии как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ. вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы различными источниками
географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и другими), так и современными (компьютерными);
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и
специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Программа рассчитана на обучение курса географии КБР учащихся 9 класса МКОУ «СОШ №3 с.пСармаково». При составлении
программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 58 классах при изучении «Начального курса географии» и
«Географии материков и океанов», «География. Природа России», «Физическая география КБР». Рабочая программа по экономической географии
КБР для 9 класса конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и
последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего
потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Содержание программы
Что изучает экономическая и социальная география КБР. Экономикогеографическое положение.
Практическая работа
№ 1. Индивидуальная работа с картами атласа.
Раздел 1. Экономикогеографическое положение КабардиноБалкарии (1 час).
Раздел 2. Государственное устройство КабардиноБалкарской республики(2 часа).
Государственное устройство КБР. Административнотерриториальное деление КБР.
Практическая работа
№ 2. Индивидуальная работа с картами атласа.
Природноресурсные факторы и их оценка.
Раздел 3. Природноресурсные факторы и их оценка (1 час)
Численность и воспроизводство населения. Миграции. Половозрастной состав. Географические формы расселения. Рынок труда и
занятость населения. Города и сельские поселения. Национальный состав населения.
Раздел 4. География населения и трудовые ресурсы (6 часов)
Практическая работа №3: 1. Изучение и анализ таблицы 8 учебника по
теме «Распределение занятого населения по
отраслям». Особенности географии отраслей н/х. Рыночная экономика. География малого предпринимательства. ТПК КБР.
Раздел 5. Особенности формирования хозяйства КабардиноБалкарии (5 часов)
Раздел 6. Экономика республики (18 часов)
География промышленности. Общая характеристика. Топливная промышленность. Э/энергетика. Машиностроение. Комплекс
конструкционных материалов, сфера услуг. АПК. Общая характеристика. Растениеводство. Животноводство. Пищевая промышленность,
сфера услуг. Рекреационное хозяйство. Транспортный комплекс.
Практические работы: 4. Групповая работа с использованием и сопоставлением карт
атласа, типового плана.
5. Защита презентаций.
6. Характеристика транспорта.
Внешние экономические связи.
Раздел 7. Внешние экономические связи (2 часа)
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии КБР в 9 классе ученик должен:
знать/понимать:
специфику географического положения и административно – территориальное устройство КБР;
особенности географии основных отраслей хозяйства:
различия в типах хозяйственной деятельности на территории республики;
роль и место отдельных территорий в системе географического разделения труда;
уникальные объекты и явления на территории КБР.
уметь
узнавать по источникам информации основные характеристики природных, социально – экономических и экологических объектов,
процессов и явлений, особенности их размещения по территории РФ;
получать из разных источников и оценивать информацию, характеризующую размещение основных хозяйственных отраслей и
тенденции их развития; приводить примеры сырьевых районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций, основных отраслей
хозяйства и межотраслевых комплексов, внешнеэкономических связей;
оценивать последствия современных социально – экономических и экологических проблем КБР, их влияния на уровень качество жизни
населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
применения географических знаний о своем регионе для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально – экономической
среде;
использования географических знаний о хозяйстве региона для самоопределения и будущей трудовой деятельности;
представления о различных видах загрязнения окружающей среды и их предельно допустимых значениях;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных;
• использования простейших приемов подготовки и презентации рефератов, докладов, эссе и т. п.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного
предмета
«Экономическая и социальная география КБР», из расчета 1го учебного часа в неделю.
Используемый УМК учителя:
1. Р.А. Бураев, «Экономическая и социальная география КБР», Эльбрус, 2010г.
1 География КБР. Л.З.Емузова. Эльбрус, 2010 г.
Используемый УМК ученика:
1. Р.А. Бураев, «Физическая география КБР», Эльбрус, 2010г.
2. Р.А. Бураев, Рабочая тетрадь по экономической и социальной географии КБР, Эльбрус, 2010г.
1. Атлас КабардиноБалкарской республики, Москва, 1997г
2. Информационные ресурсы (электронные учебники, Интернет).
Оборудования для реализации данной программы:
1. Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Настенные карты.
3. Таблицы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс (КБР)
№
Тема урока
Тип
урока
Кол
во
часо
в
Элементы
обязательного
минимума
образования
Требования к уровню
подготовки учащихся
Формы контроля Домашнее
задание
Дата
проведения урока
Раздел I. Экономикогеографическое положение КабардиноБалкарии (1 час).
Тема 1. Экономикогеографическое положение КабардиноБалкарии
1
1
Введение.
ЭГП КБР.
Практичес
кая работа
№ 1"ЭГП
КБР"
Стр. 34,
практич.
зад. 3.
Практикум. Кабардино
Балкария –
республика
на
Центрально
м Кавказе,
окраинная
территория
Южного
федерально
го округа.
Три
главные
черты ЭГП.
Практичес
кая работа
№ 1
Индивидуал
ьная работа
с картами
атласа.
Определени
е
экономико
географиче
ского
положения
Кабардино
Балкарии
Знать:осно
вные черты
экономико
географиче
ского
положения
республики
;
отличитель
ная
особенност
ь её ЭГП по
сравнению с
другими
республика
ми
Северного Кавказа.
Уметь:испо
льзовать,
сопоставля
ть,
анализирова
ть карты
атласа;
сравнивать,
делать
вывод;
оценить
самостояте
льно ЭГП
КБР, его
роль в
хозяйствен
ном
развитии
территории.
2
Государственн
ое устройство
КБР.
1
Раздел II. Государственное устройство КабардиноБалкарской республики ( 2 часа).
Тема 1. Государственное устройство КабардиноБалкарской республики
Комби
нирова
нный
урок.
Кабардино
Балкарская
Республика
субъект
Российской
Федерации.
Административно
территориальное
устройство
республики.
Знать:
административно
территориальное
устройство
республики; главу
Республики.
Уметь:использовать
различные источники
информации.
Устный опрос.
Географическ
ий диктант.
Учить
стр.58,
работа с
таблицей
1 1
Практ
икум.
Административно
территориальное
деление
Кабардино
Балкарии с 1920
года до
настоящего
времени.
3. Администрати
вно
территориальн
ое деление
КБР.
Практическа
я работа № 2.
"Администрат
ивно
территориальн
ое устройство
КБР"
Учить
стр. 810,
практич.
зад.1
Знать:администрати
внотерриториальное
деление Кабардино
Балкарии; горные и
равниннопредгорные
районы и их центры.
Уметь:использовать,
сопоставлять карты
атласа; показывать на
карте и наносить на
контурную карту
районы республики и
их центры.
Практическа
я работа № 2.
Составить
таблицу
«Администрат
ивно
территориальн
ое деление
КБР» ,
нанести на
контурную
карту районы
и их центры.
Раздел III. Природноресурсные факторы и их оценка ( 1 час)
Тема 1. Природноресурсные факторы и их оценка
1
4. Природно
ресурсные
факторы и их
оценка.
Урок
исслед
ование
.
Стр. 11
21.
Сочинение –
эссе.
Географическ
ий диктант.
Частично
поисковая
беседа с
использование
м карт атласа.
Геологическое
строение
территории
республики.
Основные виды
природных
ресурсов:
минеральные,
водные, лесные,
сельскохозяйствен
ные,
рекреационные.
Знать: значение
природных условий и
ресурсов в народном
хозяйстве;
происхождение и
закономерность
размещения
природных ресурсов
по территории
республики.
Уметь: использовать,
сопоставлять,
анализировать карты
атласа;
прогнозировать
состояние природных
ресурсов; давать им
характеристику.
Раздел IV. География населения и трудовые ресурсы ( 6 часов) 5 Численность и
воспроизводст
во населения.
1
Урок
изучен
ия
нового
матер
иала.
История заселения
КБР. Численность
и воспроизводство
населения.
Миграция
населения.
Демографическая
ситуация в
республике.
6. Географическ
1
ие формы
расселения.
Комби
нирова
нный
урок.
Характер
размещения, форм
расселения,
плотность
населения и типы
поселений.
Характеристика
Тема1. География населения
Фронтальный
опрос.
Эвристическа
я беседа с
использование
м и
сопоставление
м карт атласа.
§
1,стр.22
29 работа
с
таблицей
2
учебника
Устный опрос.
Географическ
ий диктант.
§ 2, стр.
3032
Знать: численность
и особенности
воспроизводства
населения
республики;
основные черты и
причины
современных
миграционных
процессов;
определение понятия
«сальдо миграции».
Уметь: использовать,
сопоставлять,
анализировать карты
атласа;
устанавливать
причины различий
между численностью
городского и
сельского населения,
используя таблицы,
статистический
материал и другие
источники
географической
информации.
Знать:плотность
населения , причины
различной плотности
населения в пределах
республики; формы
расселения.
Уметь: находить трех главных зон
расселения:
степной,
предгорной и
горной.
1
Практ
икум.
7. Города и
городские
округа,
сельские
поселения.
Практическа
я работа №3.
"Города КБР"
История
возникновения и
развития
городских
поселений.
Сельские
поселения.
Функции
поселений.
связь между
размещением
населения и
природной
зональностью;
пользоваться
картами плотности
населения по
территории
республики и
статистическими
таблицами для
формирования
представлений о
населении различных
территорий КБР.
Знать: города
республики;
характерную
особенность
сельского
расселения;
удельный вес
городского и
сельского населения.
Уметь:
использовать карты
атласа и типовой
план описания
городов КБР.
Практическа
я работа №3.
Характерист
ика городов
Кабардино
Балкарии по
типовому
плану.
§ 3, стр.
3238
*подгото
вить
сообщени
е о
городах и
сельских
поселени
ях
республи
ки. 8. Национальный
состав
населения.
1
Комби
нирова
нный
урок.
Кабардино
Балкария –
многонациональна
я республика.
Национальный и
классовый состав
населения.
Устный опрос.
Тестирование.
§ 4,
стр.3944
Знать:определение
понятий «геноцид»,
«диаспора»;
особенности
национального
состава населения;
наиболее
распространенные
языковые семьи
(группы).
Уметь: использовать,
сопоставлять карты
атласа, таблицы,
статистические
материалы.
Тема 2. Трудовые ресурсы
9. Рынок труда и
1
занятость
населения.
Комби
нирова
нный
урок.
Трудовые ресурсы
республики.
Структура
занятости
населения в
народном
хозяйстве. Рынок
труда.
§ 5,
стр.4550
Устный опрос.
Письменный
опрос по
разноуровневы
м карточкам.
Знать:определение
понятий «рынок
труда», «трудовые
ресурсы»,
«экономически
активное население»;
причины роста
безработицы в
республике.
Уметь: приводить
примеры трудовых
ресурсов и
экономически
активного населения;
изображать
схематично
производственные 1
1
0
География
населения и
трудовые
ресурсы.
Урок
обобщ
ения и
закреп
ления
знаний
.
Численность и
воспроизводство
населения.
Географические
формы расселения.
Города и сельские
поселения.
Национальный
состав населения.
Рынок труда и
занятость
населения.
Тестирование.
Разгадывание
кроссвордов.
§ 6,
стр.5153
связи городов и сел
республики.
Знать:особенности
размещения
численность,
плотность,
национальный состав
населения; формы
расселения;
определение понятий
«геноцид»,
«диаспора», «рынок
труда», «трудовые
ресурсы»,
«экономически
активное население»;
причины роста
безработицы в
республике.
Уметь: использовать,
сопоставлять карты
атласа, таблицы,
статистические
материалы.
1
1
Контрольная
работа№1 по
теме
«География
Обобщение знаний Уметь: использовать,
сопоставлять карты
атласа, таблицы,
статистические
§ 6,
стр.5153 населения и
трудовые
ресурсы»
материалы.
Раздел V. Особенности формирования хозяйства КабардиноБалкарии ( 5 часов)
Тема 1. Особенности формирования хозяйства КабардиноБалкарии
Фронтальный
опрос.
Эвристическа
я беседа.
стр.51
53.
1
1
1
Особенности
формирования
хозяйства
Кабардино
Балкарии.
Урок
изуче
ния
новог
о
матер
иала.
Знать: главную
задачу народного
хозяйства; структуру
народного хозяйства
республики на
разных этапах
исторического
развития
Уметь:
работать с картами
атласа и
статистическими
материалами.
Главная задача
народного
хозяйства –
удовлетворение
материальных и
духовных
потребностей
людей. Социально
экономическое
положение
Кабардино
Балкарии в
дореволюционной
России, в
советский период,
в настоящее время.
1
2
Особенности
формирования
хозяйства КБ.
1
Тема 2. Экономическая и территориальная структура хозяйства
Географическ
ий диктант.
Устный опрос.
§ 6, стр.
54
58.,зад. 2
Комб
инир
ованн
ый
урок.
Кабардино
Балкария – одна из
наиболее
экономически
развитых
республик
Северного
Кавказа.
Особенности
формирования и
развития
Знать: особенности
формирования и
развития отраслевой
структуры хозяйства;
характерные
тенденции рыночной
экономики; главные
отрасли сельского
хозяйства;
порайонную
территориальную специализацию.
Уметь: использовать
экономическую
карту республики.
§ 6, стр.
5458
Устный опрос.
Письменный
опрос по
разноуровневы
м карточкам.
§ 7,
стр.5961,
работа с
таблицей
9 к теме
Уметь: использовать
экономическую
карту республики.
Знать: определение
понятий «малое
предприятие»,
«свободная
экономическая зона
Уметь: использовать
различные источники
географической
информации.
отраслевой
структуры
хозяйства.
Характерные
тенденции
рыночной
экономики. Роль
сельского
хозяйства в
экономике
республики.
Разнообразные
формы
собственности
рыночной
экономики.
Разнообразные
формы
собственности
рыночной
экономики.
Закон КБР « О
государственной
поддержке малого
предпринимательс
тва». Структура
малых
предприятий.
1
3
1
4
1
1
Национально
территориальн
ая экономика;
особенности
географии
отраслей н/х
Рыночная
экономика и
география
малого
предпринимат
ельства.
Комб
инир
ованн
ый
урок.
Комб
инир
ованн
ый
урок. 1
5
1
6
Свободная
экономическа
я зона
«Кабардино
Балкария»
Свободная
экономическая
зона « Кабардино
Балкария».
Устный опрос.
§ 8, стр.
6567
Знать: определение
понятий «свободная
экономическая зона;
отличительные
особенности и задачи
СЭЗ.
Уметь:
использовать
различные источники
географической
информации.
1
Территориаль
но
производствен
ные
комплексы
КБР.
Урок
изуче
ния
новог
о
матер
иала.
Учить
стр. 67
71.
Тема 3. Территориальнопроизводственные комплексы
Эвристическа
Что такое
территориально
я и частично
поисковая
производственный
беседа с
комплекс (ТПК).
Классификация
использование
м и
ТПК :
сопоставление
Народнохозяйстве
нный комплекс и
м карт атласа.
ТПК Кабардино
Балкарии.
Факторы,
определившие
типы, масштабы и
особенности
развития и
размещения ТПК.
Нальчикский
производственно
хозяйственный
комплекс.
Промышленно
хозяйственные
узлы.
Знать:
что такое
территориально
производственные
комплексы,их
классификацию;
факторы,
определившие типы,
масштабы и
особенности
развития и
размещения ТПК;
характеристику
Нальчикского ПХК;
отличие
промышленных
центров от
промышленных
узлов.
Уметь: использовать
экономическую
карту КБР. 1
7
География
промышленнос
ти.
1
Комб
инир
ованн
ый
урок.
Раздел VI. Экономика республики (18 часов)
Тема 1. Промышленный комплекс (6 часов)
Устный опрос.
Тестирование.
§ 9,
стр7281
*подготов
ить
сообщени
е об
одном из
предприя
тий
республи
ки.
Промышленность в
структуре
народного
хозяйства
республики.
Отраслевая
структура
промышленности.
Удельный вес
отраслей
промышленности
Кабардино
Балкарии в общем
объеме
производства.
Удельный вес
городов и районов
республики в
промышленном
производстве.
Главные отрасли
промышленности и
промышленные
предприятия.
Знать:
роль и значение
промышленности в
формировании и
развитии народного
хозяйства
республики;
структуру
промышленности
республики; главные
отрасли
промышленности и
промышленные
предприятия.
Уметь:
работать со
статистическими
материалами,
характеризующими
размещение
промышленности,
населении, трудовых
ресурсов и их
занятость в
хозяйстве. 1
8
1
Топливная
промышленнос
ть и
электроэнерге
тика.
Урок
изуче
ния
новог
о
матер
иала.
Топливная
промышленность.
Крупнейшие
месторождения
нефти и угля и их
запасы. Основа
энергетического
хозяйства КБР.
Роль и значение
гидроресурсов в
энергетическом
хозяйстве
республики.
1
1
9
Машинострои
тельный
комплекс и
металлообраб
отка.
Комб
инир
ованн
ый
урок.
Удельный вес
машиностроения в
производстве
промышленной
продукции.
Первенцы
машиностроения.
Изменения
производственной
специализации
предприятий в
разные
исторические
периоды.
Специализация
§ 10,
стр.8183,
практич.
зад. 2
Эвристическа
я беседа с
использование
м и
сопоставление
м карт атласа.
Фронтальный
опрос.
§ 11,
стр.8386,
практич.
зад. 2
Установление
взаимосвязей
между
размещением
населения,
хозяйства и
природными
условиями.
Устный опрос.
Географическ
ий диктант.
Знать:основные
отрасли топливной
промышленности и
основу
энергетического
хозяйства КБР;
состав Кабардино
Балкарского
предприятия
электрических сетей.
Уметь:
Использовать,
сопоставлять ,
анализировать карты
атласа;
прогнозировать
развитие топливной
промышленности и
электроэнергетики.
Знать:
как зарождалось
машиностроение в
Кабардино
Балкарии; главные
отрасли и
предприятия
машиностроения;
крупные
промышленные
центры; ведущие
факторы размещения
машиностроения и
металлообработки;
продукцию промышленных
предприятий.
Ведущие факторы
размещения
машиностроения и
металлообработки
Промышленно
отраслевая
структура
комплекса.
Металлургический
комплекс.
Крупнейшие
предприятия
комплекса:
Тырныаузскийволь
фрамо
молибденовый
комбинат,
Нальчикский
гидрометаллургиче
ский завод.
Промышленность
строительных
машиностроительног
о комплекса.
Уметь:использовать,
сопоставлять,
анализировать карты
атласа,
статистические
материалы типовой
план, для
характеристики
предприятий
машиностроения;
называть и
показывать на карте
крупные
промышленные
центры .
Знать:
состав комплекса;
определение понятия
«флотация»;
особенности
размещения,
сырьевую базу,
продукцию, функции
предприятий
комплекса;
Уметь:
использовать,
сопоставлять,
анализировать карты
атласа,
статистические
материалы типовой
план, для
Устный опрос.
Письменный
опрос по
разноуровневы
мкарточкам.
§
12,стр.87
92
*составит
ь
кроссворд
.
2
0
Комплекс
отраслей,
перерабатыва
ющих
конструкцион
ные
материалы.
1
Комб
инир
ованн
ый
урок. 1
Урок
иссле
дован
ие.
2
1
Производство
товаров
народного
потребления и
сфера услуг.
Контрольная
работа№2 по
теме
«Промышлен
ный
комплекс
КБР»
§ 13,
стр.9295.
Географическ
ий диктант.
Разгадывание
кроссвордов.
Эвристическа
я беседа с
использование
м и
сопоставление
м карт атласа.
характеристики
какойнибудь
отрасли комплекса.
Знать: структуру ,
функции социального
комплекса,
отраслевой состав,
основную
продукцию,
крупнейшие
предприятия.
Уметь:
использовать,
сопоставлять,
анализировать карты
атласа,
статистические
материалы типовой
план, для
характеристики
одного из
предприятий легкой
промышленности.
материалов.
Лесная и
деревообрабатыва
ющая
промышленность:
отраслевой состав,
крупнейшие
предприятия.
Задачи комплекса.
Легкая
промышленность
основа комплекса.
Развитие и
размещение
предприятий
Производственная
инфраструктура:
транспорт, связь,
складское и тарное
хозяйство,
материально
техническое
снабжение и т.п.
Сфера
обслуживания:
торговля, бытовое
обслуживание и
ЖКХ, наука и
образование,
культура и
искусство,
здравоохранение,
социальное
обеспечение,
государственное управление и т.д.
1
Прак
тику
м.
Характеристика
одного из
предприятий
Кабардино
Балкарии по
типовому плану.
2
2
География
услуг и
социальная
сфера.
Практическа
я работа № 4.
"Промышлен
ные
предприятия
КБР".
§ 14,
стр.9699
*составит
ь
кроссворд
.
Практическа
я работа № 4.
Групповая
работа с
использование
м и
сопоставление
м карт атласа,
типового
плана.
Характеристи
ка одного из
предприятий
Кабардино
Балкарии
Знать: крупнейшие
предприятия
республики и их
специализацию.
Уметь:
использовать,
сопоставлять,
сравнивать,
анализировать карты
атласа; давать
письменную
характеристику
предприятия
промышленности,
используя типовой
план в учебнике;
работать со
статистическими
материалами, в
группе.
Прогнозировать
перспективы
развития
предприятия, меры
по охране природы;
составлять
картосхему внешних
экономических
связей. 2
3
Агропромышлен
ный комплекс.
1
Тема 2. Агропромышленный комплекс ( 6 часов).
Урок
изучен
ия
нового
матер
иала.
Структура
агропромышленн
ого комплекса
(АПК).
Территориальные
АПК. Задачи
АПК.
Знать: структуру
агропромышленного
комплекса и его значение;
главную задачу АПК.
Уметь:использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа;
Земельный фонд.
1
2
4
Комби
ниров
анный
урок.
Земля основной
фактор
производства в
сельском
хозяйстве.
Площадь,
структура
земельного фонда
республики.
Знать: чем земля является
для сельского хозяйства;
площадь земельного фонда;
размещение сельского
хозяйства по территории КБР;
формы собственности в
сельском хозяйстве.
Уметь:использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа;
прогнозировать развитие с/х.
Отрасли сельского
хозяйства, которые
можно развивать в
данных природных
условиях.
Эвристическая
беседа с
использованием и
сопоставлением карт
атласа . Фронтальный
опрос.
Устный опрос.
Географический
диктант.
§ 15,
стр.100107
§ 16, стр.
107112,
работа с
таблицей к
теме Растениеводство. 1
2
5
Урок
исслед
ование
.
Агроклиматическ
ая карта.
Динамика
структуры
посевных
площадей
сельскохозяйстве
нных культур.
Главные отрасли.
2
6
Животноводство
.
1
Комби
ниров
анный
урок.
Основные
отрасли
специализации
животноводства..
Факторы
размещения.
Размещение
кормовых угодий
по зонам
Кабардино
Балкарии.
2
7
1
Горное сельское
хозяйство и его
специализац
Контрольная
работа№3 по
теме
Комби
ниров
анный
урок.
Кабардино
Балкария – один
из наиболее ярко
выраженных
регионов
Северного
Знать:отрасли
растениеводства, развитые в
республике; главные
зерновые, технические
культуры; основные районы
плодоводства,
виноградарства,
производители овощей.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа;
прогнозировать
состояние растениеводства.
Знать:
отрасли, направление
животноводства и их
размещение по территории
республики; факторы,
влияющие на распределение
естественных кормовых
угодий.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа;
прогнозировать состояние
животноводства.
Знать:определение понятия
«горное сельское хозяйство»;
факторы, осложняющие
сельскохозяйственное
производство в горной зоне;
зоны специализации и их
Географический
диктант. Частично
поисковая беседа с
использованием ,
сопоставлением карт
атласа.
§ 17,
стр.112119
* составить
кроссворд.
Устный опрос.
Тестирование.
Устный опрос.
Разгадывание
кроссвордов.
Тестирование
§ 18,
стр.119126
*составить
кроссворд
§19,
стр.126
130,
работа с
таблицей к
теме «Агропромышл
енный комплекс
КБР"
2
8
Пищевая
промышленность
.
1
Комби
ниров
анный
урок.
Кавказа.
Высотная
зональность.
Зональная
специализация
сельского
хозяйства.
Пищевая
промышленность
–отрасль по
производству
конечной
продукции АПК.
Структура,
отрасли и
основные задачи
пищевой.промыш
ленности.
Основные центры.
Перспективы
развития и охрана
окружающей
среды.
аргументированную
характеристику.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа; делать вывод;
объяснять сочетание
отраслей зональной
специализации с другими
отраслями сельского
хозяйства.
Знать:
основные задачи , отрасли и
структуру пищевой
промышленности;
особенности размещения
отраслей промышленности;
крупные центры; предприятия
пищевой промышленности
республики и города
Прохладного; меры по охране
природы.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа; доказывать
свою точку зрения;
готовить презентацию.
Прогнозировать развитие
пищевой промышленности;
оценивать состояние
окружающей среды
Устный опрос.
Географический
диктант.
§ 20,
стр.130133 2
9
3
0
3
1
1
1
1
Пищевая
промышленность
.
Практическая
работа №5
"Центры
пищевой
промышленност
и"
Рекреационное
хозяйство
Кабардино
Балкарии.
Проблемы и
перспективы
развития
рекреационного
комплекса.
Крупные центры
пищевой
промышленности
республики.
Практ
икум с
приме
нение
м
ИКТ.
Знать:
крупные центры пищевой
промышленности республики.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа; пользоваться
типовым планом,
интерактивной доской.
§ 20,
стр.130133
Практическая
работа №5. Защита
презентаций.
Индивидуальная
работа по заполнению
контурных карт.
Тема3. Рекреационное хозяйство, транспортный комплекс (5 часов)
Урок
–
путеш
ествие
Рекреационное
хозяйство
важная составная
часть
экономического
потенциала
республики.
Важнейшие
рекреационные
ресурсы. Состав
комплекса.
Проблемы и
перспективы
развития
рекреационного
комплекса.
Комби
ниров
анный
урок с
приме
нение
м
ИКТ.
Знать: рекреационные
ресурсы и комплексы
республики; состав,
специализацию, значение
комплекса в народном
хозяйстве КБР.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа; составлять
туристические маршруты,
перечень услуг, которые,
могли бы соответствовать
международному уровню
обслуживания отдыхающих.
Знать: проблемы и
перспективы развития
рекреационного комплекса
республики.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа; пользоваться
интерактивной доской;
.
Устный опрос.
Письменная работа в
тетрадях по
составлению
туристического
маршрута.
стр.135
139,
*подготови
ть
презентаци
ю по теме
«Рекреацио
нное
хозяйство
Кабардино
Балкарии».
Защита презентаций.
Тестирование.
стр.139140
* составить
кроссворд. 3
2
1
Транспортный
комплекс и его
территориальная
организация.
Комби
ниров
анный
урок.
Состав
комплекса. Роль
транспорта в
народном
хозяйстве.
История развития
транспортной
системы. Виды
транспорта,
состав и
направление
грузопотоков.
Проблемы и
перспективы
развития .
Внутриреспублик
анские,
внутрирайонные и
межрайонные
перевозки.
Характеристика
одного из видов
транспорта
Кабардино
Балкарии.
прогнозировать развитие
рекреационного комплекса.
Знать:
роль, состав, виды транспорта,
их преимущества и
недостатки; проблемы и
перспективы развития; меры
по охране природы.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа;
прогнозировать
транспортного комплекса.
развитие
Знать:
состав, виды транспорта
республики.
Уметь: использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа, статистические
материалы; давать
характеристику транспорту,
используя типовой план;
строить круговую диаграмму.
Устный опрос.
Разгадывание
кроссвордов.
стр.141
147,
повторить
стр.63132
Практическая
работа № 6
Повторить
стр.147
149,
*составить
кроссворд
по главам
711.
1
Практ
икум.
Транспортно
экономические
связи
Кабардино
Балкарии.
Практическая
работа № 6
"Транспортный
комплекс КБР"
3
3
3
4
Раздел VII. Внешние экономические связи (2 часа)
Тема 1. Внешние экономические связи
1
Внешнеэкономич
еские связи
Кабардино
Балкарии.
Контрольная
Комби
ниров
анный
урок.
Внешнеэкономиче
ская
деятельность
Кабардино
Балкарии.
Знать:внешнеэкономический
оборот республики; товарную
структуру, главное
направление внешней
торговли.
Устный опрос.
Географический
диктант.
Стр.150
152 работа №4
"Промышленно
сть КБР"
Уметь:использовать,
сопоставлять, анализировать
карты атласа; делать вывод об
изменении структуры
экспорта и импорта
республики.
Главные формы
внешних
экономических
связей. Состав
экспорта и
импорта. Главное
направление
внешней
торговли.
8 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ КБР
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
•
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. •
примерной программы для общеобразовательных школ «География КБР
Л.З.Емузовой
на основе учебника под редакцией Л.З.Емузовой«Физическая
•
география КабардиноБалкарской республики», который
утвержден Министерством образования и науки КабардиноБалкарской
республики.
Данная программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Курс Географии КабардиноБалкарской республики призван дать полное, глубокое и целостное представление о природе Кабардино
Балкарии. В содержании курса большое внимание уделяется вопросам оценки природных условий и ресурсов, изучению способов рационального
использования предметов природы. Курс направлен на комплексное изучение природы. При этом данный курс отводит большое место экологии и
охраны природы. Курс направлен на комплексное изучение природы КБР.
Изучение физической географии КБР идет в тесной, логической связи с изучением
физической географии России.
Изучение этого курса способствует формированию у учащихся осознанных физических и экологических знаний и умений, более глубокому
познанию своего края и своей страны.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели:Изучение географии КБР в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы разных территорий; о своей малой
Родине — КБР во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую
карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Содержание программы
Введение. Географическое положение. Границы. Геологическое строение
(3 часа)
Что изучает физическая география КБР? Географическое положение республики. Границы. История геологического строения.
Практическая работа:
1 Определение по физической и административной карте ГП и границ
КБР.
I. Рельеф и полезные ископаемые (7 часов)
Общая характеристика рельефа. Главный Кавказский хребет. Боковой хребет. Эльбрус. Скалистый, Пастбищный и Лесистый хребты.
Предгорье и Кабардинская равнина. Рудные и нерудные полезные ископаемые.
Практическая работа:
1 Характеристика рудного месторождения.
Климатообразующие факторы. Атмосферное давление и осадки. Характеристика климата. Времена года.
Практическая работа:
II. Климат (5 часов)
1. Определение среднегодовой температуры, амплитуды температуры и построение графика температуры для отдельной территории
КБР. III. Внутренние воды (7 часов)
Общая характеристика внутренних вод. Реки. Озера. Ледники. Подземные воды.
Практическая работа:
1. Характеристика одной из больших рек по типовому плану.
Общая характеристика почв. Типы почв. Общая и зональная характеристика растительности. Животный мир. Общая и зональная
IV. Почвы, растительный и животный мир (5 часов)
характеристика.
Практическая работа:
1. Животный мир КБР.
V. Стихийные природные явления (1 час)
Неблагоприятные климатические явления. Стихийные процессы в
горах.
VI. Экологическая оценка отдельных компонентов природы
(3 часа)
Состояние внутренних вод. Состояние почв и растительности. Состояние животного мира.
Заповедники, заказники и памятники природы.
VII. Формы охраны природы (4 часа) Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии КБР ученик должен
знать/понимать
географическую зональность (поясность);
основные географические понятия и термины; различия географических карт КБР по содержанию;
•
связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных районов;
специфику географического положения и границ КабардиноБалкарии; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном; меры по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий республики, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации
и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение
географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять
результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров
природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических,
статистических, геоинформационных.
Используемый УМК учителя:
1. География КБР. Л.З.Емузова. Эльбрус, 2010 г.
2. Интернетресурсы.
3. Атлас. География КБР 89 класс, Москва, 1997г
Используемый УМК ученика:
1. География КБР. Л.З.Емузова. Эльбрус, 2010 г.
2. Атлас. География КБР 89 класс, Москва, 1997г
3.Р.А.Бураев. География КБР. Что? Где? Когда? Нальчик, 1997г.
4.Л.З. ЕмузоваРабочая тетрадь по физической географии КБР, Эльбрус, 2010г.
5. Информационные ресурсы (электронные учебники, Интернет).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного
изучения учебного предмета «Физическая география КБР», из расчета 1 учебного часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов.
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Оборудования для реализации данной программы:
1. Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Настенные карты.
3. Коллекции минералов и горных пород.
4. Таблицы
5. Глобус ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (КБР)
Тип урока
Требования к уровню
подготовки учащихся
Домашнее
задание
Содержание урока
Вводный
Дата
прове
дения
урока
Кол
во
часо
в
Понимать специфику
природы КБР, уметь
показывать крайние
точки КБР, уметь
находить координаты
Знать специфику
границ, находить
границы по карте
Уметь анализировать
информацию
геохронологической
таблицы
Стр. 46
Стр.46,
работа с
картой
учебника
Пар. 1, 2,
стр.7
9анализ
таблицы к
теме
Знать формы рельефа,
уметь их показывать
Пар. 3,
стр.1220
по карте
Уметь показывать по
карте, знать
особенности
Скалистого хребта
Пар.3, стр.
2123
Лесистый хребет, предгорье и
Кабардинская равнина
1
Продолжить изучение рельефа
Комбинирован
ный урок
Уметь
характеризовать эти
Пар.3,
стр.2327
№
п/п
1
2
3
5
6
Раздел I
Введение. Географическое
положение
1
Общее представление о географии
КБР, как о науке, ознакомить с ГП
республики
Границы.
Практическая работа №1
"ГП КБР"
Рассмотреть границы КБР, найти
субъекты, с которыми граничит
1
КБР
История геологического развития 1
Познакомить с геохронологической
таблицей и рассмотреть основные
геологические события на Кавказе
Раздел II. Рельеф и полезные ископаемые
4
Рельеф. Главный Кавказский
хребет. Боковой хребет
1
Дать представление о рельефе,
рассмотреть ГК и Боковой хребты
Скалистый и Пастбищный хребты 1
Рассмотреть Скалистый и
Пастбищный хребты
Урокпрактикум
Урок изучения
нового
материала
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный урок 7 Полезные ископаемые. Общая
характеристика. Рудные
ископаемые
Нерудные ископаемые
Горючие ископаемые.
Практическая
работа№2"Оценка полезных
ископаемых республики"
Контрольная
работа№1"Рельеф и полезные
ископаемые"
Тема 1. Климат
Климатообразующие факторы
1
1
1
1
8
9
10
11
12
13
Познакомить учся с факторами,
влияющими на климат
Атмосферное давление и осадки
1
Разница в атм. давлении Различие
территории по увлажнению
Характеристика климата
14 Времена года. Зима, весна, лето
1
1
Типы климата КБР
Комбинирован
ный урок
Краткая характеристика времен
Урок изучения
Знать особенности
Пар.7, стр.
Познакомить с классификацией ПИ
и рассмотреть рудные ископаемые
Урок изучения
нового
материала
Рассмотреть классификацию
нерудных ископаемых и их
Комбинирован
ный урок
нахождение
Познакомить с горючими
ископаемыми, выполнить
практическую работу
Контроль знаний учся
Урок изучения
нового
материала с
элементами
практикума
Урок проверки
знаний
формы рельефа
Уметь
классифицировать ПИ,
знать размещение
рудных ископаемых
Знать размещение
нерудных ископаемых
Знать, какие горючие
ископаемые имеются в
КБР, дать
характеристику
рудному
месторождения
Урок изучения
Знать причины,
нового
материала
влияющие на климат и
уметь их
Урок изучения
нового
материала
характеризовать
Знать зависимость
атм. давления от
рельефа, уметь
различать территории
по характеру
увлажнения
Уметь давать
характеристику
разным типам климата
Пар. 4,
стр.2731
Пар. 4,
стр. 3136
Подготови
ться к к/р
Подгото
вить
сообщение
по
климату
Пар. 5,
стр. 3741
Пар. 5,
стр. 4144
Пар. 6,
стр.4548 года
нового
материала
времен года в горах и
на равнине
15 Времена года. Осень.
Практическая работа
№3"Оценка климатических
показателей КБ"
Тема 2. Внутренние воды
16
17
18
Общая характеристика
внутренних вод. Реки
Реки. Практическая работа
№4"Характеристика одной из
рек республики по плану"
Озера
19 Ледники
20
1
1
1
1
1
Подземные и минеральные воды
1
Особенность прохождения осени в
горах на равнине, выполнение
практической работы
Что входит в понятие «внутренние
воды», реки
Дать характеристику рек по
типовому плану
Типы озер по происхождению
Оледенение горной части, крупные
ледники
Размещение подземных вод в
республике, разновидности
минеральных вод
21 Оросительные каналы.
1
Обобщение знаний
Обобщение знаний по теме
«Климат и внутренние
воды».
Урокпрактикум
Урок изучения
нового
материала с
элементами
практикума
Урокпрактикум
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный урок
Урок изучения
нового
материала
Урок
комбинирован
ной проверки
знаний
Уметь составлять
график температуры,
находить среднюю и
амплитуду
температуры воздуха
Уметь
характеризовать
внутренние воды, знать
классификацию рек
Уметь составлять
характеристику рек
Знать типы озер и их
местонахождение
Знать крупные
ледники
Знать о зависимости в
размещении
подземных вод и
формы рельефа, уметь
классифицировать и
характеризовать мин.
воды
4952
Пар. 7,
стр.5255
§8, стр.
6270
Пар.8,
стр.7077.
3ад.1 на
стр.76
Пар.911,
стр. 7792
Пар. 12,
стр.93101
Пар.1314,
стр.102
108
§15,
стр.109
111.
Подготови
ться к
контролю 22
Контрольная работа№2
«Климат и внутренние
воды».
1
Тема 3. Почвы, растительный и животный
мир
23
Общая характеристика почв
24
25
Общая характеристика
растительности
Зональная характеристика
растений
26 Животный мир. Общая
характеристика.
27
"Зональная характеристика
растительности и животного
мира."Практическая работа
№5.
Тема 4. Стихийные
природные явления
1
1
1
1
1
28 Неблагоприятные климатические
1
явления. Стихийные процессы в
горах
Контроль знаний учся
Урок проверки
знаний
Типы почв. Зависимость
разнообразии почв от других
компонентов природы
Зональность в размещении
растительности
Характеристика растений по зонам
Характеризовать животный мир
Характеризовать животных по
зонам
Урок изучения
нового
материала
Урок изучения
нового
материала
Урокпрактикум
Урок изучения
нового
материала
Урокпрактикум
Знать типы почв.
Уметь связать
разнообразие почв с
особенностью других
компонентов природы
Знать географическую
зональность в
размещении
растительности
Уметь
характеризовать
растений по
природным зонам
Знать общую
характеристику
животного мира
Уметь
характеризовать
животных по
природным зонам
знаний
§15,
стр.109
111
Пар. 16
18,
стр.112
121
Пар.1920,
стр.122
135
Пар. 20,
стр.135
141
Пар. 21,
стр. 143
153
Пар. 21,
стр. 153
162
Неблагоприятные явления,
связанные с климатом: град,
засуха, суховеи, наводнения,
обильные снегопады и др.
Разнообразия стихийных явлений в
Урок изучения
Уметь приводить
нового
материала с
элементами
практикума
примеры
неблагоприятных.клим
ат. явлений, знать о
стихийных процессах в
Пар. 22
23,
стр.163
179 Раздел III. Экологическая
оценкаотдельных компонентов природы
горах КБР
горах
Состояние атмосферного воздуха
1
Загрязнение атмосферного воздуха
Состояние внутренних вод
1
Загрязнение водных ресурсов
Урок изучения
нового
материала
Комбинирован
ный
Уметь связывать
состояние атм. воздуха
с изменением
концентраций
второстепенных
компонентов
Уметь оценить
состояние водных
Урок изучения
Знать меры против
ресурсов
Эрозии почв: водная и ветровая.
Меры против эрозий. Факторы,
влияющие на уменьшение
лесопокрытой площади
Влияние человека на состояние
животного мира
нового
материала с
элементами
беседы
Урок изучения
нового
материала с
элементами
беседы
эрозий. Уметь
различать
антропогенные и
естественные
факторы, влияющие на
уменьшение площади
лесов
Уметь оценивать
отрицательное влияние
человека на состояние
животного мира
Различные формы охраны природы
в КБР
Беседа
Знать форы охраны
природы. Приводить
примеры охраны
животных и растений
Контроль знаний учся
Урок контроля
знаний
1
1
1
29
30
31
32
33
Состояние почв и растительности
1
Состояние животного мира
Формы охраны природы
Заповедники, заказники,
памятники природы
34 Контрольная работа№3
"Экологическая оценка
природы КБ"
Пар. 24,
стр.180
183
Пар.25,
стр. 183
188
Пар.2627,
стр.189
195
Пар. 28,
стр.195
197
Пар. 29
31,
стр.199
217
Повторить
пар.131,
стр. 7217
подготови ться к к/р
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Проект по экологии и рабочие программы по географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.