Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
Оценка 4.7

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
окружающий мир
Детсад
24.01.2017
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
проект.docx
Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил,  чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте,  тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность». Лев Семёнович Выготский Пояснительная записка Актуальность разрабатываемого проекта: Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи  окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования,  которая понимается нами как особый способ духовно ­ практического  освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной  личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать  окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и  естественных проявлений детской психики. Актуальность заявленной проблемы: На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО  особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида  деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства ­  экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие  личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно  детских видов деятельности является благоприятным условием для развития  дошкольников.  : Способствовать развитию у детей познавательной активности,  Цель проекта   любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,  стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою  очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.  Задачи экспериментальной деятельности: 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с  элементарными знаниями из различных областей наук: ­ развитие представлений о химических свойствах веществ; ­ развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и  явлениях; ­ развитие элементарных математических представлений. 2. Развитие  умений пользоваться приборами ­ помощниками при проведении  игр­экспериментов. 3. Развитие  умственных способностей: ­  мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; ­ формирование способов познания путём сенсорного анализа. 1. Социально­личностное развитие каждого ребёнка: ­ коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности,  элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Сроки проекта: Долгосрочный.  Проект рассчитан на один год для детей старшей группы.  Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю  по 20­25 минут. Формы работы: 1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных  интересов детей. 2.Фронтальная работа. 3.Индивидуальная работа.    Предполагаемые результаты: В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения: 1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою  идею; 2. 3. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться  инструментами и технологиями; Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность  исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина. Исследовательская работа включает в себя несколько этапов: 1.Аналитико­диагностическое исследование особенностей организации  проектной деятельности у старших дошкольников. 2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления  особенностей включения детей в систему проектного обучения. 3.Организация развивающей предметно пространственной среды. 4. Оценка результатов проведённой работы.           1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение.  Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем,  что здесь можно систематически, направленно и непосредственно  прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном  внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить  наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить  положительные и отрицательные моменты при проведении исследования. 2 этап. Был разработан календарно­тематический план работы с детьми на  год по экспериментальной деятельности. 3 этап.  Для развития познавательной активности детей и поддержания  интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок  экспериментирования».  В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов:  природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители,  продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много  других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.  Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для  пользования контейнерах. Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники  учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают  умозаключения и изготавливают схемы и памятки. 4 этап. Проводится повторное наблюдение для оценки результатов  проведённой работы. Работа с родителями: Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей  включает следующее: ­анкетирование родителей, ­ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно­ экспериментального проекта ­комплектование фонда справочных пособий и информационного материала  для родителей в рамках проекта. ­Совместные досуги ­Совместные экскурсии ­Наглядная информация ­Обмен опытом Примерный календарно­тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе: Сентябрь:  Мониторинг Октябрь:  Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка) Прогулка «Солнечные зайчики»         Беседа «Где прячутся насекомые?» Дидактическая игра «Изучаем листья» Ноябрь: Экспериментирование «Магнит и его свойства» Дидактическая игра «Свойства бумаги» Беседа «Свойства металла» Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства) Декабрь: Беседа «Вода – источник жизни» Дидактическая игра «Вода и её свойства» Изготовление елочных украшений «Замерзание воды» Интерактивная игра «Круговорот воды в природе» Январь: Дидактическая игра «Свойства воздуха» Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно» Прогулка «Движение воздуха» Беседа «Знакомство с термометром» Февраль: Прогулка «Получаем талую воду» Экспериментирование «Когда бывает пар» Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель» Лепка «Почва ­ подземная кладовая» Март: Беседа «Защитные свойства снега» Прогулка «Следы на снегу»         Беседа «Путешествие в прошлое часов» Экспериментирование «Ткань и её свойства» Апрель: Беседа «Основные системы нашего организма» Рисование «Наш организм» Дидактическая игра «Каша – матушка наша» Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА» Май: Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой» Экспериментирование «Определение сторон света» Развлечение «Путешествие по материкам» Диагностика  Заключение      В результате работы над проектом, удалось показать, что такой  современный инновационный метод обучения, как экспериментальная  деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному  обучению. Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному  исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого  существуют определенные условия реализации детского творчества и четко  разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей  старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных  условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей  и воспитателя.  Литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. ­  Новгород, 2004. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как  определить оргинизаторские и коммуникативные качества личности. – М.:  Гумант. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 176 с. Дахин А.Н. Инновационная педагогика и системный анализ, 2009. Кларин М.В. Игра в учебном процессе //Советская педагогика. – 2005. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное  пособие. ­ М.: Народное образование, 2008. – 256 с. Сивкова Н.И. Влияние инноваций на формирование мотиваций  обучения.2010 Дети очень любят сказки, поэтому я решила все опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и  понимать  новую информацию в близкой для них форме. Цель мастер­класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом. Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной  деятельности детей. 2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться   приобретенным опытом с другими людьми. Практическая значимость:  Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме  экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог,  использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что­то  новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное  занятие.  В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с  некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый  участник  мастер класса должен будет провести опыт и определить свойства  материалов.  Ход мастер­класса Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи  окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются  потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме  поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие  нового», которая развивает продуктивные формы мышления.  Экспериментирование принципиально отличается от любой другой  деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё  не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В  ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды  экспериментирования с разными материалами. Сказка называется  «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».  На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы­утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой­уткой, только один был уж  очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных  цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Опыт № 1 Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи  карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки  на  воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут  распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится  постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Потом он увидел, что какие­то маленькие существа то появлялись на  поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Опыт № 2 Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же  начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.  Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова  всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь. Опыт № 3 Налейте в литровую банку горячей воды . Банку закройте крышкой с  дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от  теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя. Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени  и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он  увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он  увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это? Опыт № 4 Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете   отпечаток на песке одним из предметов ( следы можно изготовить из  пластилина или дерева). Сначала сделать  отпечаток следа утенка, а потом  собачки или птицы. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую  нужную форму, пока не высохнет. Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан  разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко  жужжали, это были пчелы. Опыт № 5 Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки  приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку. Утенку  так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный  окружающий мир. Но у него осталось много вопросов: 1. Почему же распускаются кувшинки? 2. Почему плавают рыбки? 3. Почему идет дождь? 4. Почему остались следы на песке? 5. Почему пчелы летят на цветы? Обсуждение  экспериментов с педагогами. В ходе игр по экспериментированию было отмечено, что дети с  удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные  исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о  своих открытиях родителям; проводят такие же или более сложные  эксперименты дома; учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их  решать. Работая над проектом, использую не только игры — эксперименты по блокам  проекта, но и чтение стихов о воде, загадок о воде и воздухе, проблемные  ситуации. Провожу с детьми наблюдения на прогулке за снегом, ручейками,  сосульками, ветром, льдом. Познавательно — исследовательская деятельность пронизывает все сферы  детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Поэтому полученные  знания дети применяют во время игровых действий . Также спланировала работу с родителями , в которую входят:консультации,  папки передвижки, родительские собрания, экспериментирование дома . Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно  бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная  деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка— дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям не угас. Подводя итоги по опытно ­ экспериментальной деятельности, можно  отметить. Что поставленная цель и задачи реализованы успешно. Дети  овладели умением самостоятельно экспериментировать (они могут  самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные  материалы т сделать вывод) . У детей прослеживается рост интереса к компонентам неживой природы,  расширяется кругозор, развивается наблюдательность, речь. Проектной деятельности считаю удовлетворительной.

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017