Цель: Проследить изменение понимания юродства в древнерусской литературе и произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, затронуть проблемы отсутствия сострадания и милосердия в современном обществе.
Задачи:
1. Определить, как толковалось юродство в древней литературе.
2. Установить, как изменилось понимания юродства от древнерусской литературы до произведений Федора Михайловича Достоевского.
3. Выявить причины равнодушия и духовного падения современного общества.
4. Определить, что способно возродить милосердие и доброту в людях.
Актуальность: Милосердие – одно из важнейших качеств нравственного человека. К сожалению, в современном обществе это качество считается в большинстве своем ненужным и утратившим свою значимость. Взамен ему пришли жесткость, равнодушие и эгоизм. Как же возродить лучи доброты и сострадания в людях? Что способно пробудить людей к совершению гуманных и милосердных поступков?
ОТ
СУМАСШЕСТВИЯ
ДО МИЛОСЕРДИЯ
Автор: ученица 11 класса Заярная
Алина
Руководитель: учитель русского
языка и литературы
Шевцова Людмила Григорьевна
Актуальность
Милосердие – одно из
важнейших качеств
пришли жесткость,
равнодушие и эгоизм.
нравственного человека. К
сожалению, в современном
обществе это качество
считается в большинстве
своем ненужным и утратившим
свою значимость. Взамен ему
Цель: Проследить изменение понимания юродства в
древнерусской литературе и произведениях Ф.М.Достоевского,
затронуть проблемы отсутствия сострадания и милосердия в
современном обществе.
Задачи:
1. Определить, как толковалось юродство в древней
литературе.
2. Установить, как изменилось понимания юродства от
древнерусской до классической литературы.
3. Выявить причины равнодушия и духовного падения
современного общества.
Определить, что способно возродить милосердие и доброту в
людях.
Методы: изучение этимологии и толкования слова «юродивый»,
анонимное анкетирование, анализ произведений древнерусской
литературы и произведений Ф.М.Достоевского; анализ реакции
интернет сообщества на события, связанные с проявлением
жестокости и милосердия.
Полно о себе одном думать,
для себя одного жить,
оглянись кругом,
не увидишь ли для своих
забот предмета
более благородного, чем
свои сапоги.
Ф. М. Достоевский «Бедные
люди»
Результаты опроса:
«не такой, как все остальные»
«калека»
«дурак»
«бедняк»
«сумасшедший»
«дурачок»
«изгой»
«блаженный»
«очень сильно верующий в бога
человек»
«страдальцы»
«отверженцы»
«бездомные, бедные»
«урод»
«чудак»
Этимология
слова
ЮРОДИВЫЙ –др.
"оурос" "глупый".
ЮРОДИВЫЙ
безумный,
божевольный,
дурачок, отроду
сумасшедший.
ЮРОДИВЫЙ
чудаковатый, поме
шанный
Юродивый -
глупый,
безумный
Святой Василий
Блаженный
Блаженный Симеон
ЮРОДИВЫЙ – ЭТО
МУЧЕНИК, ТОЛЬКО В
ОТЛИЧИЕ ОТ
КЛАССИЧЕСКОГО
ПОНИМАНИЯ ЭТОГО
ЖИЗНИ.
СЛОВА, ИСПЫТЫВАЮЩИЙ
БОЛЬ И СТРАДАНИЯ НЕ
ОДНАЖДЫ, А НА
ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ СВОЕЙ
Фёдор Михайлович Достоевский
Алёша и Иван
Алёша и Катерина Ивановна
Алёша и Грушенька
«За всех и пойду… потому
что надобно же кому
нибудь и за всех пойти».
Простить хочется мне всех и за все
и просить прощения.
О! не себе, а за всех, за все!
Князь Лев Николаевич Мышкин
«Помутилось сердце человеческое…»
Настасья Филипповна
«…с такой красотой можно мир перевернуть».
«Страдания есть главнейший и,
может быть, единственный закон
бытия всего человечества».
ЮРОДИВЫЙ – это мученик, который страдает
за всех людей, это добрый, милосердный
сострадательный человек, освещающий
своим огромным сердцем жизни людей. Он
помогает людям выбраться из алчного,
злого, эгоистичного мира, открыть в себе
возвышенные, благородные, прекрасные
чувства и помыслы.
Какие качества вы считаете наиболее важными в
человеке? Какие ценности должны преобладать
в современном обществе?
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ
ПОПУЛЯРНОСТЬ ЭГОИСТИЧНОСТЬ
БОГАТСТВО ДОСТАТОК
МИЛОСЕРДИЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
АВТОРИТЕТ ПРЕСТИЖ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА:
1. ПОПУЛЯРНОСТЬ
2. АВТОРИТЕТ
3. ЧЕСТНОСТЬ
4. ДОСТАТОК
5. ЭГОИСТИЧНОСТЬ
6. ТОЛЕРАНТНОСТЬ
7. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8. БОГАТСТВО
9. МИЛОСЕРДИЕ
10. ПРЕСТИЖ
Omnes homĭnes aequāles sunt
Все люди одинаковы