|
Автор проекта: Рыбъякова Светлана Валерьевнаучитель русского языка и литературы, классный руководительМБОУ СОШ № 11 |
1. Пояснительная записка
- Название проекта по профилактике преступности среди несовершеннолетних и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних «Мы вместе».
- Ф.И.О. автора проекта: Рыбъякова Светлана Валерьевна.
- Обоснование актуальности проблемы:
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время несколько выросло количество подростков, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.
Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития; недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.
Актуальность проекта «Мы вместе» обусловлена именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и общественных организаций.
Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы совместно с учреждениями дополнительного образования г. Кропоткин, через групповые и индивидуальные занятия социально-психологической службы с обучающимися и их родителями.
2. Адресаты проекта
Участниками данного проекта являются две целевые аудитории:
1) Внутришкольная общественность: в первую очередь, учащиеся 1 – 11 классов МБОУ СОШ № 11 и их родители (законные представители), а также педагоги школы;
2) Внешкольная общественность: родители будущих учащихся, жители микрорайона, представители других образовательных учреждений, потенциальные спонсоры, учреждения и ведомства профилактического пространства.
Участие в проекте осуществляется на добровольной основе.
3.Цели и задачи проекта
Цель проекта: организация содержательного досуга детей, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних; воспитание физически здорового человека; вовлечение подростков в профилактическую агитационно – пропагандистскую деятельность по формированию негативного отношения к асоциальному поведению.
Задачи проекта:
1. Создать условия для профилактики правонарушения в среде несовершеннолетних.
2. Профилактика негативных явлений: алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, злоупотребления психоактивными веществами.
3. Поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни у участников образовательного процесса.
4. Совершенствовать внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия.
5. Привлечение социальных партнеров к проблеме безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
4.Планируемые сроки осуществления проекта
Сроки реализации проекта: социальный проект рассчитан на 3 года
I этап - организационный
№ п\п |
Направления по видам деятельности |
Технологии (формы) по видам деятельности |
Ответственные |
Основные следствия проведения данных мероприятий |
||
1 |
Проведение социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на выявление негативных проявлений среди несовершеннолетних |
Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники) |
Социальный педагог, психолог, классные руководители |
Создание и реализация программы по работе с конкретным ребёнком и семьей; подготовка рекомендаций по проф. работе |
||
2 |
Выявление и учёт семей, детей и подростков, нуждающихся в различных видах помощи
|
Составление: -социальных паспортов класса, школы; -индивидуальной психолого-педагогической карты обучающегося; психологического заключения |
Социальный педагог, психолог, классные руководители |
Создание благоприятной среды для успешной социализации и реализации детско-родительских отношений; организация развивающей работы |
||
3 |
Организационно-методическая деятельность |
Разработка сценариев, тематических планов, семинарских и клубных занятий |
Зам директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
Создание эффективной среды для коррекционно-развивающей работы; поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятельность |
||
4 |
Поиск социальных партнеров для реализации программы |
Заключение соглашений о сотрудничестве |
Руководитель ОУ |
Составление планов совместной деятельности |
||
II этап - практический |
||||||
1 |
Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения
|
групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультация |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР |
Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков; создание эффективной среды для успешного становления личности |
||
2 |
Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления психоактивных веществ |
индивидуальные и групповые занятия, консультации |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, мед. работник, зам. директора по ВР |
Формирование специальных знаний; создание здоровьесберегающей среды |
||
3 |
Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних
|
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, консультации |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков |
||
4 |
Профилактика суицидального поведения подростков
|
индивидуальные и групповые, занятия, консультации |
Педагог-психолог |
Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков |
||
5 |
Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних
|
индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР |
Контроль эффективности обучения и воспитания; выработка рекомендаций; составление плана дальнейшего сотрудничества |
||
6 |
Промежуточная диагностика
|
Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники, наблюдение) |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
Мониторинг результатов проведенной работы |
||
7 |
Диагностика эффективности ожидаемых результатов |
Методы опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности |
Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители |
Мониторинг результатов |
||
8 |
Коррекция деятельности по программе в соответствии с планируемыми результатами |
Проведение круглого стола |
зам. директора по ВР |
Мониторинг успешности |
||
III этап - итоговый |
||||||
1 |
Разработка и издание методических материалов |
Выпуск методического сборника, буклетов, информационных листов |
зам. директора по ВР |
Презентация методических материалов программы |
||
2 |
Обобщение и распространение опыта, освещение в средствах массовой информации |
Размещение материалов на сайте школы, Управления образования |
зам. директора по ВР |
Презентация программы |
||
3 |
Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы |
Семинары-практикумы, мастер-классы |
зам. директора по ВР, методисты школы |
Подача информации о проведенной работе; составление планов сотрудничества |
||
Место реализации: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кропоткин.
5. Содержание проекта
Проект «Мы вместе» рассчитан на 3 года и ориентирован на все возрастные категории обучающихся, родителей и коллектив педагогов МБОУ СОШ № 11. Главным исполнителем проекта является Администрация школы, соисполнителями мероприятий – классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинский работник.
Проект опирается на принципы: добровольности, комплексности, конфиденциальности, компетентности, позитивности, объективности. Формирование групп в том или ином направлении проекта и участие в мероприятиях происходит только на добровольной основе и по желанию несовершеннолетних. В ходе диагностического обследования собирается и используется лишь та информация, которая необходима для решения поставленных задач, отраженных в направлении деятельности в рамках проекта. Вся работа проводится квалифицированными, подготовленными специалистами, знакомыми с последними достижениями в области психологии, специальной и коррекционной психологии и педагогики, психодиагностики.
Работа образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних строится по следующим направлениям: профилактическая работа по предупреждению и предотвращению отклоняющегося поведения обучающихся; профилактика злоупотребления психоактивных веществ, суицидального поведения подростков; коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. Формы работы с обучающимися определяются в соответствии с возрастными особенностями:
Классы |
Возрастные особенности |
Формы работы |
1-4 классы |
- Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. - Ведущая учебная деятельность. - Преобладает мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. - Недостаточно развита волевая сфера. - Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности. - Значимо мнение взрослых (непререкаемый авторитет) |
Беседы, классные часы. Наблюдение, опрос, анкетирование. Сюжетно-ролевые, психологические игры и упражнения. Просмотр видеосюжетов, мультипликационных и художественных фильмов, театрализованных представлений. Чтение художественной литературы. Организация внеурочной деятельности. |
5-7 классы |
- Формируется чувство взрослости. - Неустойчивая психика, неуравновешенность, повышенная раздражимость, проявление агрессии. - Стремление самоутвердиться в коллективе сверстников. - Отдаление от семьи. - Развитие спортивных, технических, художественных интересов. – Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на второй план |
Диагностические процедуры. Беседы, классные часы с приглашением специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов и т.д. Проигрывание ситуаций, психологические игры и упражнения. Конкурсы, викторины. Коллективное творческое дело. Обсуждение художественных фильмов, произведений художественной литературы. Вовлечение в кружки, секции, во внеклассные мероприятия. |
8-9 классы |
- Половое взросление, гормональные изменения. - Меняется система ценностей и интересов. - Зависимость от микросреды и конкретной ситуации.
|
Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, тематические классные часы. Психологические игры и упражнения, тренинговые занятия. Элективные курсы. Практико-ориентированный курс «Твоя профессиональная карьера». Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность. Коллективное творческое дело. |
10-11 классы |
- Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и подготовительных курсов - Для юношей актуальна служба в армии |
Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, конференции, классные часы. Предметные декады. Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность. |
План-график мероприятий
№ п\п |
Описание видов деятельности, мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1 |
Разработка и обсуждение проекта по профилактике правонарушений обучающихся |
апрель 2017г. |
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
2 |
Проведение первичной диагностики детей и родителей |
май 2017г. |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
3 |
Подготовка практических материалов для реализации мероприятий проекта |
май – август 2017г. |
педагог-психолог, социальный педагог |
4 |
Формирование целевых групп для проведения профилактической работы |
сентябрь 2017г. |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
5 |
Сбор сведений и обновление данных о социальном составе обучающихся школы, выявление: - детей из социально-незащищенной категории; - детей из многодетных семей; - подопечных детей и детей-сирот; - детей-инвалидов; - детей «группы риска»; - неблагополучных семей. |
ежегодно сентябрь |
социальный педагог, классные руководители |
6 |
Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава школы |
ежедневно |
социальный педагог, классные руководители |
7 |
Проведение «Дней правовых знаний» (подготовка тематических материалов, наглядных пособий и т.д.). - Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних, ответственность несовершеннолетних (приглашение специалистов) |
ежегодно 1 раз в квартал
|
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
9 |
Организация и проведение классных и воспитательских часов по темам: - Правила поведения в школе - Соблюдай правила дорожного движения - Правила оказания первой помощи - Профилактика травматизма |
ежегодно по отдельному плану |
социальный педагог, классные руководители |
10 |
Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии. |
ежегодно |
учителя-предметники |
11 |
Организация и проведение тематических бесед, диспутов и лекций для детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни. («Неделя отказа от курения», «Всемирный день борьбы со СПИДом» и т.д.) |
ежегодно по отдельному плану |
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
12 |
Уроки мужества |
ежегодно (каждый четверг) |
учителя-предметники, библиотекарь |
13 |
Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ и алкоголя среди несовершеннолетних специалистами различных медицинских учреждений |
ежегодно по отдельному плану |
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
14 |
Оформление тематических информационных стендов по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма |
ежегодно 1 раз в квартал |
социальный педагог |
15 |
Оформление выставки в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании |
ежегодно |
библиотекарь |
16 |
Проведение мероприятий по профилактики правонарушений в подростковой среде (кукольные спектакли, концерты, конкурсы т.д.) |
ежегодно |
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
17 |
Привлечение несовершеннолетних к участию в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях
|
ежегодно |
зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
18 |
Фестиваль «Мы разные, но мы вместе!» (5-11классы) |
ежегодно (ноябрь) |
зам. директора по ВР, классные руководители |
19 |
Осуществление работы ориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» для обучающихся 8-9 классов |
ежегодно
|
педагог-психолог
|
20 |
Проведение циклов коррекционных (индивидуальных и групповых занятий) по направлениям: 1.Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения. 2.Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления. 3.Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. 4.Профилактика суицидального поведения подростков. 5.Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних. |
в течение всего периода реализации проекта |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
21 |
Работа лектория для родителей: - Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО - Ошибки семейного воспитания. Как помочь ребёнку, если у него проблемы в общении, поведении (памятки для родителей) - Трудности адаптационного периода пятиклассников - Психологические особенности младшего школьного возраста - Подросток. Трудности переходного возраста - Знакомство с процедурой ГИА, ЕГЭ (для 9-х, 11 классов) - Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних - Особенности воспитания будущего мужчины - О влиянии СМИ на психику ребёнка |
ежегодно сентябрь, май
октябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
|
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
22 |
Мониторинг результатов реализации проекта |
май 2018г. |
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
23 |
Разработка и выпуск буклетов, информационных листов |
В течение всего периода реализации проекта |
зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
6. Кадры проекта
Внедрение проекта проводится под руководством директора школы и заместителя директора по воспитательной работе.
Комплектование педагогического состава, проекта производится из штатных сотрудников МБОУ средняя общеобразовательная школа №11:
- заместитель директора по ВР - 1;
- социальный педагог - 1;
- педагог-психолог - 1;
- классные руководители - 26;
- педагоги дополнительного образования - 2;
- учителя-предметники - 36;
- медицинский работник – 1;
- библиотекарь - 1.
7. Партнеры по проекту
Организация профилактической деятельности образовательного учреждения требует разработки целенаправленной комплексной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе взаимодействия и сотрудничества с Администрацией МО Кавказского района; Центром внешкольной работы; медицинскими работниками и специалистами МБУЗ «КГБ»; Органами внутренних дел; Отделом по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органами управления социальной защиты населения; Органами опеки и попечительства; Службой занятости населения; родительской общественностью.
Общий контроль реализации проекта осуществляет директор МБОУ СОШ №11. Текущий контроль возлагается на заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по учебной работе.
8. Предполагаемые результаты
В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
У обучающихся:
· Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.
· Участие малоактивных обучающихся во внеурочной деятельности и общешкольных мероприятиях, праздниках.
· Формирование умения планировать своё поведение и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций; повышение уровня воспитанности.
· Определение позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
· Повышение правовой грамотности и, как следствие, принятие ответственности за свои поступки.
· Осознание системы половых ролей, социальных функций, понимание, что есть «мужское» и «женское».
· Усвоение знаний о способах сохранения здоровья.
· Совершенствование коммуникативных навыков.
У родителей:
· Формирование у родителей адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями.
· Понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
· Формирование способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.
· Повышение социальной роли родителя, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение своего ребёнка.
Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
1. степень включенности педагогов в программу;
2. продуктивность профессиональной деятельности;
3. высокий уровень групповой сплоченности;
4. создание условий для развития личностного потенциала каждого ребёнка, включенности в групповые отношения, личностной саморегуляции.
Количественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
1. уменьшение количества несовершеннолетних «группы риска»;
2. снижение уровня проявления агрессии несовершеннолетних и овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия;
3. формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе детско-родительских отношений;
4. уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
5. благополучное прохождение социализации подростков в обществе;
6. формирование негативного отношения к злоупотреблениям и положительно устойчивого отношения к здоровому образу жизни;
7. уменьшение количества подростков, склонных к суицидальным проявлениям отсутствие суицидальных попыток среди подростков.
9.Устойчивость проекта
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, своевременно выявляющая несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Предполагаем, что успешная реализация проекта подготовит и привлечет к участию в профилактике правонарушений несовершеннолетних не только отдельных специалистов, а весь коллектив образовательного учреждения, учащихся, их родителей и партнеров по проекту.
Проект рассчитан для учащихся от 7 до 17 лет на три года и является
документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка проекта допускается ежегодно в соответствии с результатами анализа, работы всех структур школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.