Проект по теме "И это всё о ней..."

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 26.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проектная деятельность – прочно вошла в практику моей работы. Метод проектов я реализую со 2 класса. Проект "И это все о ней" был выполнен в 3 классе. Данный проект исследовательский, монопредметный, индивидуальный. Проект поможет обучающимся и педагогу на уроках биологии при изучении темы «Плесень».
Иконка файла материала Проект И это все о ней.doc
Исследовательский проект «И это все о ней…»Оглавление Пояснительная записка 1. Анкетирование 2. Эксперимент 3. Исследование под микроскопом 4. Плесень в классификации грибов 5. Вред плесени и борьба с ней Заключение Список литературы Приложения 3 5 5 7 7 9 10 10 11 2Пояснительная записка Однажды летом, после недельного отсутствия на даче, мы обнаружили на хлебе,   что   был   упакован   в   полиэтиленовый   пакет,   белый   налет.   Это   была плесень. Мне стало интересно, как она там появилась.  Мама затруднилась мне ответить,   но   на   день   рождения   я   получил   в   подарок   микроскоп.   Это   стало началом исследовательской работы по изучению плесени.   Я выдвинул следующие гипотезы: ­ плесень – это живой организм; ­ плесень относится к царству грибов; ­ плесень может появляться в  разных местах при любых  условиях. Поставил  цель:    изучить   плесень   как   биологическую   единицу,   доказать   или опровергнуть поставленные гипотезы.  Задачи исследования: ­ изучить литературу о строении плесени; ­  изучить   классификацию   плесневых   грибов   и   их   место   в  цепочке   живых организмов; ­ узнать о вреде и пользе плесени; ­ вырастить плесень в домашних условиях и сфотографировать образцы;  ­ научиться работать с микроскопом; ­   научиться   фиксировать   результаты   опытов,   делать   по   ним   выводы   и постараться   ответить   на   следующие   вопросы:   в   каких   условиях   появляется плесень, можно ли употреблять в пищу продукты с плесенью, не опасно ли это для здоровья. Проект исследовательский, монопредметный, индивидуальный. 3Работа может заинтересовать одноклассников, знания которых о плесени еще недостаточны. Проект поможет ребятам на уроках биологии при изучении темы «Плесень».  Конечный   продукт   проекта   –   оформленный   результат   исследования   и представленный в буклете. Этапы реализации проекта: Название этапа Содержание деятельности Сроки Результат 1.Организационный Анкетирование  Неделя Знаний недостаточно 2. Деятельностный 3. Обобщающий Эксперимент выращивания плесени. Исследование   под микроскопом.  Изучение классификации плесневых   грибов, вреда   и   пользы. Оформление результата исследований. Три недели Выращенная   плесень. Подтверждение и опровержение гипотез.    схема Неделя Построенная   классификации   грибов, плесневых которая     поможет наглядно   показать,   где находится   плесень   в мире живых организмов.   Создание буклета.    4Особое Царство 1. Анкетирование одноклассников В   начале   своей   работы   я   провел   анкетирование   среди   одноклассников   на тему: «Что ты знаешь о плесени». Список  вопросов, на которые предстояло ответить ребятам: 1. Видели вы когда­нибудь плесень? 2. Если «ДА», то где вы ее встречали. 3. Что такое плесень? 4. Полезна или опасна плесень? 5. Хотели бы вы узнать что­нибудь о плесени? По результатам анкетирования (приложение 1)можно сделать вывод о том, что многие ребята плесень видели. Большинство видели плесень на хлебе, на сыре,  на  компоте   и  варенье,  в  ванной.  Не  все   опрошенные   знают,  что  такое плесень. Есть мнения, что плесень – это мох, жидкость, бактерии, растения. Многие считают, что плесень опасна. Некоторые думают, что плесень полезна. Большинство из опрошенных ребят хотели бы узнать что­нибудь о плесени. 2. Эксперимент Для выращивания плесени я взял пять одинаковых контейнеров, положил в них одинаковое количество продуктов: хлеб и вареную морковь (приложение2), но поставил их все в разные климатические условия (таблица 1). Таблица 1 5Опытный образец  №1 Поставил в холодильник с открытой  крышкой Опытный образец  №2 Оставил открытым при комнатной  Опытный образец  №3 Добавил влаги, закрыл крышкой и оставил температуре 25 градусов Опытный образец  №4 при комнатной  температуре 25 градусов Добавил влаги, закрыл крышкой и  Опытный образец  №5 Добавил влаги, закрыл крышкой и  поставил в холодильник поставил в полную темноту  при комнатной   температуре 25 градусов Таблица результатов опыта                                 Таблица 2 5 дней 15 дней Нет изменений Частично подсох Нет изменений Засох 20 дней Засох Засох Появился белый налет Появились Частично желтые пятна плесени и запах Нет изменений покрылся спорами плесени Нет изменений образец Опытный образец  №1 Опытный образец  №2 Опытный образец  №3 Опытный Нет изменений образец  №4 Опытный образец  №5   Появился белый налет На желтой Полностью плесени появились покрылся спорами зеленоватые пятна плесени Вывод по результатам опыта (таблица 2):  1. Плесень   выросла   на   опытных   образцах   №3   (приложение   3),   №5 (приложение 4), значит плесень – живой организм. Моя первая гипотеза подтвердилась опытным путем! 62. Все 5 опытных образцов были помещены в различные условия,     и плесень выросла по­разному. Моя третья гипотеза не подтвердилась: на рост плесени влияют: влажность, температура воздуха. В сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях плесень растет медленнее!  3. Исследование под микроскопом Для подтверждения/опровержения второго предположения (что плесень­это грибы),   одного   опыта   не   достаточно.   Здесь   нам   понадобятся   теоретические знания и микроскоп. Прежде   всего,   я   воспользовался   учебной   литературой.   Прочитав   учебник биологии     {2}   за   6   класс,   я   узнал,   что   все   живые   организмы   делятся   на доядерные   (бактерии)   и   ядерные   (растения,   животные,   грибы).   Рассмотрев   в микроскоп   выращенную   плесень,   можно   смело   говорить   о   том,   что   клетка плесени имеет ядро! А клетка бактерии не имеет ядра, значит плесень – не бактерия!   Теперь   узнаем,   к   какому   царству   ядерных   организмов   относится плесень. К животному? Нет! Животные в процессе питания заглатывают пищу, а плесень всасывает ее всей своей поверхностью.   Животные могут двигаться, а плесень – нет. Может плесень – растение? Но опытный образец №5 опровергает нашу   догадку.   Находясь   в   полной   темноте   плесень,   все   равно,   выросла.   А растениям для процесса фотосинтеза нужен солнечный свет! Таким образом, остается одно, что плесень относится к царству   грибов. Моя гипотеза вновь подтвердилась! 4. Плесень в классификации грибов   Построенная   мной   схема   (приложение   5)   поможет   наглядно продемонстрировать, где находится плесень в мире живых организмов. 7Плесневые грибы (плесень) представляют собой различные микроорганизмы, которые принадлежат к низшим, несовершенным классам отдела ЭУМИКОТА (настоящие   грибы).   Она,   как   и   шляпочные   грибы,   может   формировать тончайшую   грибницу   (мицелий),   но   без   образования   крупных,   видимых невооруженным глазом, плодовых тел. Плесневые   грибы   –   самые   первые   обитатели   нашей   планеты.   Они   имеют микроскопические размеры. Громадные колонии плесней растут при высокой температуре   воздуха   (свыше   20   градусов)   и   повышенной   влажности   (свыше 95%).   Споры   плесени   называются   конидиями.   Они   разнообразны   по   форме (шаровидные, грушевидные). Конидии могут быть одиночными или собранными в головки, гроздья {1}. По этим признакам плесневые грибы и отличаются друг от друга.  Класс   зигомицетов:   мукор    .  У   него   хорошо   развиты     грибница   и     органы размножения. Если долго не заглядывать в кастрюлю с остатками пищи, то там появится плесень. Это и будет мукор. Забытый в целлофане кусочек хлеба тоже покроется мукором.   Класс дейтеромицетов: пеницилл. Это род микроскопических грибов часто встречающихся в природе. Они вырастают на несвежих продуктах в виде сине­ зеленой   порошкообразной   плесени   и   портят   их.   Так   называют   еще   гриб кистевик,   поскольку   его   споры,   собранные   в   кисточки   хорошо   видны   в микроскоп   (см.   фото).   Известно   множество   видов   пенициллов.   Некоторые играют очень важную роль в жизни человека.  Класс аскомицетов: аспергилл. Это тоже широко распространенный гриб. В переводе с латинского аспергилл переводится как косматая голова. Споры у этого   микроскопического   гриба   вырастают   на   поверхности   крупных шаровидных клеток  и под микроскопом напоминают непричесанные головки. Один из видов, аспергилл черный, один из самых изученных видов. Класс   хитрилиомицетов:   ольпидиум.   Внутриклеточные   паразиты беспозвоночных   животных,   водорослей,   водных   грибов.   Около   25   видов. 8Наиболее известен ольпидиум капустный, вызывающий черную ножку у рассады капусты, вследствие чего рассада гибнет. 5. Вред  плесени и борьба с ней    Плесень   размножается   с   помощью   спор,   которые   очень   летучие.   При попадании   на   влажную   поверхность,   споры   быстро   прорастают   тончайшими нитями и выделяют ядовитые вещества.  Вред плесени  заключается  в спорах, выделяемых плесенью и вдыхаемых людьми вместе с воздухом. При попадании спор   в   дыхательную   систему,   человек   может   заболеть.     Большей   опасности подвержены дети, люди со слабым иммунитетом и пожилые люди.  Многие люди спокойно относятся к появившейся плесени  и не подозревают о высоком вреде плесени — это страшная ошибка. Если на продуктах появилась плесень, то их необходимо   выбросить.   Плесень   постепенно   накапливается   в   организме, поражая почки и печень. Через десятилетия эти накопленные соединения могут спровоцировать   рост   раковых   клеток.   Плесень   на   поверхности   продукта означает, что ею пища поражена полностью. Так срезанная заплесневелая корка с хлеба не решает проблемы, в обрезанном хлебе все равно остались тончайшие нити грибка.    Домашнее кипячение заплесневелого продукта тоже не поможет, так как для этого необходима температура 120 °C и выше. Хранение продуктов в холодильнике тоже не гарантирует их сохранности, так как плесень способна развиваться при невысоких температурах.                 Поэтому   для   сохранения   здоровья   не   употребляйте   заплесневелые продукты.   Следите   за   сроками   годности   продуктов.   Время   от   времени 9протирайте полки и стенки холодильника. Летом будьте особенно осторожны с вареными колбасами, сосисками, йогуртами, творогом.            Чтобы не допустить появление и рост  плесени, нужно как можно чаще убирать   помещения,   в   которых   есть   условия   для   роста   грибка   (ванные   и подвалы). На кухне пользуйтесь вытяжкой, используйте одноразовые пакеты для мусора,   тщательно   протирайте   сушилки   для   посуды.   Сушите   одежду   в проветриваемом   помещении.   Овощи   и   фрукты   храните   вне   квартиры   или   в специальных   отделениях   холодильника.   Грибки   любят   высокую   влажность. Поэтому необходимо следить за уровнем увлажнения воздуха в помещении. И при   влажности   воздуха   выше   65%   использовать   кондиционер.   Так   же   не допускайте   протечек, вовремя ремонтируйте сантехнику.    осушайте   подвалы,   улучшайте   вентиляцию, Эфирные   масла   гвоздики,   лаванды,   и   чайного   дерева   препятствуют размножению плесени. Заключение В   соответствии   с   поставленной   целью   и   задачами,   мной   была   изучена литература о строении, классификации плесневых грибов и их месте в цепочке живых организмов. Теоретический анализ показал, что в литературе подробно изучены эти  вопросы.  Опытным   путем   я   установил,   что   плесень   –   живой   организм,   которая относится   к   царству   грибов.   Она   может   появляться   в     разных   местах   при определенных     условиях. На рост плесени влияют влажность и температура воздуха.  В ходе работы я  сделал вывод о том, что исследование плесени – процесс трудоемкий и длительный, но увлекательный и захватывающий. Мне было очень интересно фиксировать результаты опытов, делать по ним выводы.   10Практическая   значимость  работы   заключается   в   возможности   получить новые знания о плесени.    Позволит сделать определенные выводы о пользе и вреде плесени и наметить пути борьбы с ней в быту.  Данный материал может стать отправной точкой для последующих исследований в области биологии по теме «Грибы. Плесень». Список литературы 1. 2. «Детям обо всем на свете». Энциклопедический словарь. Издательство6 «Ридерз Дайджест», 2005 г; Пасечник   В.   В.   «Биология».   Учебник   за   6   класс.   Издательство: «Дрофа», 2009год; Приложение 1 1112Приложение 2 13Приложение 3 Приложение 4 14ДОЯДЕРНЫЕ БАКТЕРИИ МИР ЖИВЫХ  ОРГАНИЗМОВ РАСТЕНИЯ Приложение 5 Грибоподобные простейшие Настоящие грибы ЭУМИКОТА ЯДЕРНЫЕ ГРИБЫ ЖИВОТН ЫЕ Простейшие псевдогрибы ООМИКОТА Грибоподоб ные простейшие Грибоподоб ные организмы Высшие грибы Несоверше нные Низшие шляпочн ые грибы пеницил л мукор ольпидиу 15 м Аспергил л, дрожжи МИР ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВБАКТЕРИИРАСТЕНИЯГРИБЫЖИВОТНЫЕГрибоподобные простейшиеВысшие грибыНесовершенные Низшие Грибоподобные организмышляпочные грибыАспергилл, дрожжипенициллмукорольпидиум