Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Оценка 4.7
Документация +2
docx
математика
5 кл
15.02.2018
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений.
в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.Научная новизна исследованиясостоит:
• в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
• в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);
• в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
• в разработке технологического алгоритма педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся, представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-развивающей и посткоррекционно-развивающей.
Проект Повышение мотивации.docx
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики
через использование ИКТ»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без
преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной
школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена
обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у
школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных
интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной
позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем
и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во
внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию
потребления знаний в уже готовом виде изза низкой сформированности
исследовательских,
коммуникативных умений.
креативных,
информационнотехнологических и
в) совершенствование программнометодического обеспечения учебного
процесса.
г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи
с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях
модернизации образования.
Противоречия:
между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и
большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики.
между высокими требованиями, предъявляемыми к образованию школьников и недостаточно сформированными общественными умениями и навыками;
между возрастающей практической значимостью школьного курса математики
и дефицитом учебного времени;
Как «замотивировать» школьников на изучение математики? Этот
вопрос особенно актуален для меня как учителя математики.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является
формирование положительных мотивов к изучению математики в условиях
общеобразовательной школы.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению
учащихся математике через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению
учащихся математике будет эффективным, если:
определены теоретические основы развития позитивной мотивации к
обучению учащихся;
выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной
мотивации к обучению учащихся;
разработана методика развития позитивной мотивации к обучению
математике через использование ИКТ;
обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной
мотивации к обучению учащихся математики через использование ИКТ;
процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся
математики через использование ИКТ является направлением и конечной
целью специально организованной работы. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Изучить необходимую психологопедагогическую и учебнометодическую
литературу по теме мотивации обучения математике.
Используя специальные диагностические методики в тесном
сотрудничестве со школьным психологом выявить личностные
особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации
учащихся.
Выявить дидактические средства, способствующие формированию
положительных мотивов к изучению математики.
Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в
ходе реализации проекта.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был
применён комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
теоретический анализ
психолого
педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к
социологической,
философской,
обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования;
изучение документов Российской Федерации, определяющих политику
государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий
анкетирование, тестирование, прогнозирование, моделирование, независимые
экспертные оценки, наблюдения, беседы, контентанализ, тренинга, развивающие
игры; статистическая обработка результатов опытноэкспериментальной
работы.
Научная новизна исследованиясостоит:
в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к
обучению учащихся математике: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;
в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной
мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных,
организационных, коммуникативных, психологических);
в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению
учащихся математике через ИКТ, позволяющей дифференцировать
обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и
актуального состояния мотивации учащихся к обучению;
в разработке технологического алгоритма педагогического
сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся,
представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно
развивающей и посткоррекционноразвивающей.
Исследование проводится в период с 2012 г. по 2014 г. и состояло из нескольких
этапов:
Первый этап 2012год теоретическое осмысление проблемы, определение
наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение
содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач
формирующего эксперимента.
Второй этап
экспериментальной работы по анализу мотивации к обучению учащихся.
Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению
(2012 2013 гг.) практическая организация опытно
учащихся математике через использование ИКТ.
Третий этап (2013 2014 гг.) уточнение и обобщение результатов опытно
экспериментальной работы.
Прогнозируемые риски и методы их коррекции:
1. Невозможность быстрой и оперативной информатизации научно
методической деятельности педагога методы коррекции: разработка учебно методического обеспечения по математике с целью обеспечения
формирования положительных мотивов к обучению в данной предметной
дисциплине.
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике в свете мотивации,
заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:
кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов, в
(учебники,
достаточном объеме дополнительная литература
энциклопедии, учебнопознавательная, занимательная литература);
имеется компьютер, электронные пособия по предмету, накапливаются
обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и
учащимися.
Кроме того, в школе имеется постоянный выход в интернет, мультимедийный
библиотека с читальным залом,
выходом в интернет;
кабинет,
профессиональный педагогпсихолог, в его распоряжении кабинет со всем
необходимым для проведения диагностических тестовых процедур.
Предполагаемый результат:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на
длительный срок;
способность к различным формам мышления, способность к активной
умственной деятельности в течение длительного времени;
социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.
Президентская инициатива «Наша Новая школа» предполагает «ориентацию
образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний,
но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей»,
для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического
коллектива школы в целом.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию
выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой
знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а
психологически это означает научить их хотеть учиться. Следовательно,
актуальность темы обусловлена следующим:
мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение,
направляет и организует его, придает ему личностный смысл и
значимость;
необходимость переосмысления известных методических решений по
актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики
школы и личностных особенностей учащихся.
Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения.
Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную
деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и
П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер
мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание
обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся,
если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических
положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в
единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя,
достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Проблема мотивации учения меня интересовала
с самого начала
педагогической деятельности.
Ознакомившись с научнометодической,
психологопедагогической литературой по данной теме, убедилась, что
психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны
одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной
личности ученика» (А.К.Маркова).
У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы,
резервы ее развития.
Итак, первое, с чего я начинаю, это анализ мотивационной сферы ученика.
Предметом анализа для меня становятся такие компоненты мотивационной
сферы ученика, как его мотивы, цели, эмоции, а также состояние умения
учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), весьма сильно влияющего
на мотивацию. Пользуюсь приемами изучения и диагностики мотивационной
сферы учащихся, предложенных А.К. Марковой. Сводная карта состояния и
хода формирования мотивации учения школьников помогает охватить всю
программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а также более
точно определить уровень, на котором находится отдельный ученик.
В соответствии со сводной картой состояния мотивации учения составляю
оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся, который дает
возможность представить соотношение разных уровней и компонентов
мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом: Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой
мотивации к учебной деятельности в классах.
Существуют традиционные методы повышения мотивации: использование
красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты,
журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических
карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр,
пение, игры.
Сейчас на помощь пришли информационнокоммуникационные
технологии.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс
позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего
обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы
Поэтому я считаю,
что использование информационно
учащихся.
коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является
необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на
уроках математики, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные
возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу
учебного процесса и его деятельностную структуру.
Использование ИКТ на уроках математики позволяет разнообразить
формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает
творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации
позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с
последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют
орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций,
рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к
уроку, делают урок более интересным.
Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа
в программе MicrosoftPowerPoint. Я пришла к выводу, что при помощи этой
программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Для себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале появляется общая идея
урока, например, раньше при обобщении материала использовалась форма
путешествия по станциям, теперь формы, полагаясь на фантазию учителя,
можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять
букет маме», «делать необходимые покупки» и т.д. Каждое выполненное
задание будет помогать учащимся выполнить все задачи урока, каждый этап
урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить
свою деятельность. Я хотела бы рассказать о результатах одного такого урока.
Использование данной технологии позволило мне:
1.значительно сэкономить время на уроке .
2.повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс
4.выполнить все поставленные задачи.
Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно
использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно
это
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно
энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
2) при закреплении изложенного материала (тренинг — разнообразные
обучающие программы);
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием,
контролирующие программы);
4) при самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа
"Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классноурочной системы: проведение
интегрированных уроков по методу проектов;
7)во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память,
мышление и т.д.).
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
•
привлекать пассивных слушателей;
•
•
делать занятия более наглядными;
обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами,
которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
•
приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
•
•
обеспечивать моментальную обратную связь;
повышать интенсивность учебного процесса;
воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и
•
духовного опыта других народов;
активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно,
•
желание изучать предмет;
•
•
объективно оценивать действия учащихся;
накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
реализовывать личностноориентированный и дифференцированный
•
подходы в обучении;
дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе.
•
(Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает
быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой
технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую
активность, а с другой требует высокого уровня технологической и
методической подготовленности.)
Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:
1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика
(сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного
материала, наличие игр, кроссвордов и.т.д).
2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного
уровня подготовки.
3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты. 4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне
новизны видов деятельности.
5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.
Таким образом, использование ИКТ на уроках математики, сотрудничество
учителей и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к
обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка,
сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности
учащегося.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//
Начальная школа. – 2002. № 4.
2. Президентская Инициатива «Наша нова школа».
2009 год
2. А.К.Маркова ,Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн.
для учителя, Просвещение, 1990
3. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва,
Просвещение, 1983
4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика
и образование, №7, 1999г.
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.