Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Оценка 4.7

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Оценка 4.7
Документация +2
docx
математика
5 кл
15.02.2018
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Причины обращения к проблеме: а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, креативных, информационно-технологических и коммуникативных умений. в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса. г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.Научная новизна исследованиясостоит: • в определении теоретических основ развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели; • в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению (социальных, побудительных, образовательных, организационных, коммуникативных, психологических); • в разработке методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через ИКТ, позволяющей дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению; • в разработке технологического алгоритма педагогического сопровождения развития позитивной мотивации к обучению учащихся, представленный в единстве трёх фаз: аналитической, коррекционно-развивающей и посткоррекционно-развивающей.
Проект Повышение мотивации.docx
Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»                                 Формирование   мотивации   учения   в   школьном   возрасте   без преувеличения   можно   назвать   одной   из   центральных   проблем   современной школы,   делом   общественной   важности.   Ее   актуальность   обусловлена обновлением   содержания   обучения,   постановкой   задач   формирования   у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов,   формирования   социальных   компетентностей,   активной   жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.                   Причины обращения к проблеме: а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником; б)   пассивность   некоторой   части   учащихся   в   ходе   учебных   занятий,   во внеурочной   деятельности   по   предмету   и   увеличивающуюся   тенденцию потребления   знаний   в   уже   готовом   виде   из­за   низкой   сформированности исследовательских, коммуникативных умений.   креативных,   информационно­технологических   и в)   совершенствование   программно­методического   обеспечения   учебного процесса. г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.                  Противоречия:  ­ между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках  математики. ­ между высокими требованиями, предъявляемыми к образованию школьников и недостаточно   сформированными   общественными   умениями   и   навыками; ­ между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени;                   Как «замотивировать» школьников на изучение математики? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя математики.  Поэтому   стратегической  целью   представленного   проекта  является формирование   положительных   мотивов   к   изучению   математики   в   условиях общеобразовательной школы. Объект исследования: мотивация учащихся к обучению. Предмет исследования:  процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике  через использование ИКТ. Гипотеза исследования:  процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике будет эффективным, если:  определены   теоретические   основы   развития   позитивной   мотивации   к обучению учащихся;  выявлена   совокупность   факторов,   влияющих   на   развитие   позитивной мотивации к обучению учащихся;  разработана   методика   развития   позитивной   мотивации   к   обучению математике через использование ИКТ;  обеспечено   педагогическое   сопровождение   развития   позитивной мотивации к обучению учащихся математики через использование ИКТ;  процесс   развития   позитивной   мотивации   к   обучению   учащихся математики через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:   Изучить необходимую психолого­педагогическую и учебно­методическую литературу по теме мотивации обучения математике.  Используя   специальные   диагностические   методики   в   тесном сотрудничестве   со   школьным   психологом   выявить   личностные особенности   и   имеющийся   начальный   уровень   учебной   мотивации учащихся.  Выявить   дидактические   средства,   способствующие   формированию положительных мотивов к изучению математики.   Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.  Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.     Для   достижения   цели   исследования   и   решения   поставленных   задач   был применён комплекс  теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический   анализ   психолого­ педагогической литературы и исследований по проблеме мотивации учащихся к   социологической,   философской, обучению; изучение и обобщение практического опыта по теме исследования; изучение   документов   Российской   Федерации,   определяющих   политику государства в области образования; педагогический эксперимент, включающий анкетирование,   тестирование,   прогнозирование,   моделирование,   независимые экспертные оценки, наблюдения, беседы, контент­анализ, тренинга, развивающие игры;   статистическая   обработка   результатов   опытно­экспериментальной работы.  Научная новизна исследованиясостоит:  в   определении   теоретических   основ   развития   позитивной   мотивации   к обучению учащихся математике: подходы, закономерности, содержание и его компоненты, критерии, показатели;  в выявлении совокупности факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации   к   обучению   (социальных,   побудительных,   образовательных, организационных, коммуникативных, психологических);  в   разработке   методики   развития   позитивной   мотивации   к   обучению учащихся   математике   через   ИКТ,   позволяющей   дифференцировать обучение с учётом познавательных потребностей, ближайших интересов и актуального состояния мотивации учащихся к обучению;  в   разработке   технологического   алгоритма   педагогического сопровождения   развития   позитивной   мотивации   к   обучению   учащихся, представленный   в   единстве   трёх   фаз:   аналитической,   коррекционно­ развивающей и посткоррекционно­развивающей. Исследование проводится в период с 2012 г. по 2014 г. и состояло из нескольких этапов: Первый   этап  2012год   ­   теоретическое   осмысление   проблемы,   определение наиболее   значимых   теоретических   положений,   уточнение   и   наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач формирующего эксперимента.  Второй   этап  экспериментальной   работы   по   анализу   мотивации   к   обучению   учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению (2012   ­   2013   гг.)   ­   практическая   организация   опытно­ учащихся математике через использование ИКТ. Третий этап  (2013 ­ 2014 гг.) ­ уточнение и обобщение результатов опытно­ экспериментальной работы. Прогнозируемые риски и методы их коррекции: 1. Невозможность быстрой и оперативной  информатизации научно­  методической деятельности педагога ­ методы коррекции: разработка  учебно­ методического обеспечения по математике с целью обеспечения       формирования положительных мотивов к обучению в данной предметной  дисциплине. Ресурсное   обеспечение  процесса   обучения   математике   в   свете   мотивации, заявленное в проекте, является достаточным для его реализации:  кабинет математики  снабжен комплектами дидактических материалов, в (учебники, достаточном   объеме   дополнительная   литература   энциклопедии, учебно­познавательная, занимательная литература);  имеется   компьютер,  электронные   пособия   по   предмету,  накапливаются обучающие   компьютерные   презентации,   подготовленные   учителем   и учащимися. Кроме того, в школе имеется постоянный выход в интернет, мультимедийный   библиотека   с   читальным   залом,   выходом   в   интернет; кабинет, профессиональный   педагог­психолог,   в   его   распоряжении   кабинет   со   всем необходимым для проведения диагностических тестовых процедур. Предполагаемый результат:  устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;  сознательные   предметные   знания   и   умения,   усвоенные   системно,   на длительный срок;  способность   к   различным   формам   мышления,   способность   к   активной умственной деятельности в течение длительного времени;  социальные компетентности, развивается социальный опыт учащихся.      Президентская инициатива «Наша Новая школа» предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для   чего   необходима   целенаправленная   работа   учителя   и   педагогического коллектива школы в целом.       Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества,   постоянно   усложняет   и   требования   к   психологическому   развитию выпускников школы. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний,   важное   значение   придается   задаче   научить   школьников   учиться,   а психологически   это   означает   ­   научить   их   хотеть   учиться.   Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:  мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет   и   организует   его,   придает   ему   личностный   смысл   и значимость;  необходимость   переосмысления   известных   методических   решений   по актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики школы и личностных особенностей учащихся.   Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень   эффективным   является   путь   воспитания   мотивации   через   учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации   можно   программировать   через   тип   учения.   Так,   если   содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если   ученики   подводятся   к   самостоятельному   обнаружению   теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве   ее   компонентов,   то   у   школьников   складывается   внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.     Проблема   мотивации   учения   меня   интересовала     с   самого   начала педагогической   деятельности.   Ознакомившись   с   научно­методической, психолого­педагогической   литературой   по   данной   теме,   убедилась,   что психологическое «изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного   и   того   же   процесса   воспитания   мотивационной   сферы   целостной личности ученика» (А.К.Маркова).            У   каждого   ученика   есть   как   некоторый    наличный    уровень положительной мотивации, на который  можно  опереться,  так  и  перспективы, резервы ее развития.       Итак, первое, с чего я начинаю,  это анализ мотивационной сферы ученика. Предметом   анализа   для   меня   становятся   такие   компоненты   мотивационной сферы   ученика,   как   его   мотивы,   цели,   эмоции,   а   также   состояние   умения учиться (знания, учебная деятельность, обучаемость), весьма сильно влияющего на   мотивацию.   Пользуюсь   приемами   изучения   и   диагностики   мотивационной сферы   учащихся, предложенных  А.К. Марковой. Сводная  карта  состояния  и хода   формирования   мотивации   учения   школьников   помогает   охватить   всю программу изучения мотивационной сферы учащихся в целом, а также более точно определить уровень, на котором находится отдельный ученик.     В соответствии со сводной картой состояния мотивации учения составляю оценочный лист уровней мотивации и умения учиться учащихся, который дает возможность   представить   соотношение   разных   уровней   и   компонентов мотивации у каждого ученика класса и видеть картину в целом: Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в классах. Существуют   традиционные   методы   повышения   мотивации:   использование красочных   иллюстраций,   дополнительных   источников   информации   (газеты, журналы,   методические   пособия,   учебники   разных   авторов),   методических карточек, аудиозаписей; проведение минуток для релаксации, тематических игр, пение, игры.                     Сейчас   на   помощь   пришли   информационно­коммуникационные технологии.                      Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет   активизировать   процесс   обучения,   реализовать   идеи   развивающего обучения,   повысить   темп   урока,   увеличить   объем   самостоятельной   работы   Поэтому   я   считаю,   что   использование   информационно­ учащихся. коммуникационных   технологий   (ИКТ)   в   учебном   процессе   является необходимостью современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках математики, я сделала для себя вывод: диалоговые и иллюстрационные возможности   компьютера   существенно   влияют   на   мотивационную   сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.                     Использование ИКТ на уроках математики позволяет разнообразить формы   работы,   деятельность   учащихся,   активизировать   внимание,   повышает творческий   потенциал   личности.   Построение   схем,   таблиц   в   презентации позволяет   экономить   время,   более   эстетично   оформить   материал.   Задания   с последующей   проверкой   активизируют   внимание   учащихся,   формируют  орфографическую   зоркость.   Использование   кроссвордов,   иллюстраций, рисунков,   различных   занимательных   заданий,   тестов,   воспитывают   интерес   к уроку, делают урок более интересным.         Большим подспорьем для учителя при планировании урока является работа в программе MicrosoftPowerPoint. Я пришла к выводу, что при помощи этой программы можно создать любой урок, и он будет ярким и насыщенным. Для себя я назвала такую работу «Конструктором». Вначале появляется общая идея урока,   например,   раньше   при   обобщении   материала   использовалась   форма путешествия   по   станциям,   теперь   формы,   полагаясь   на   фантазию   учителя, можно легко разнообразить: можно «собирать яблоки в корзину», «оформлять букет   маме»,   «делать   необходимые   покупки»   и   т.д.   Каждое   выполненное задание будет помогать учащимся   выполнить все задачи урока, каждый этап урока будет четко отслеживаться, и, кроме того, учащиеся сразу смогут оценить свою деятельность. Я хотела бы рассказать о результатах  одного  такого урока.   Использование данной технологии позволило мне:                1.значительно  сэкономить время на уроке  .                2.повысить уровень наглядности в ходе обучения.                3. внести элементы занимательности, оживить учебный процесс                4.выполнить все поставленные задачи.               Работая над проектом, я систематизировала, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении. Наиболее эффективно это 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно ­ энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);   2)   при   закреплении   изложенного   материала   (тренинг   —   разнообразные обучающие программы);  3)   в   системе   контроля   и   проверки   (тестирование   с   оцениванием, контролирующие программы);  4)   при   самостоятельной   работе   учащихся   (обучающие   программы   типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);  5)   при   возможности   отказа   от   классно­урочной   системы:   проведение интегрированных уроков по методу проектов;  7)во время тренировки конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).                 В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают: • привлекать пассивных слушателей; • • делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности; • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом; • • обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; воспитывать   терпимость,   восприимчивость   к   разнообразию   культур   и • духовного опыта других народов; активизировать   познавательную   активность   учащихся,  а,   следовательно, • желание изучать предмет; • • объективно оценивать действия учащихся; накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса; реализовывать   личностно­ориентированный   и   дифференцированный • подходы в обучении; дисциплинировать   самого   учителя,   формировать   его   интерес   к   работе. • (Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть   просто   "репродуктором"   знаний,   становится   разработчиком   новой технологии   обучения,   что,   с   одной   стороны,   повышает   его   творческую активность,   а   с   другой   ­   требует   высокого   уровня   технологической   и методической подготовленности.)                 Именно использование компьютерных технологий позволяет мне: 1.сделать   содержание   курса   нестандартным   и   привлекательным   для   ученика (сюжетное построение учебника, использование интересного и познавательного материала,  наличие игр, кроссвордов и.т.д). 2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня подготовки. 3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты. 4.обеспечить   повторение   и   ротацию   ранее   пройденного   материала   на   фоне новизны видов деятельности. 5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.    Таким образом,   использование ИКТ на уроках математики, сотрудничество учителей   и   учащихся   способствуют   повышению   мотивации   учащихся   к обучению,   организации   атмосферы   свободного   развития   каждого   ребёнка, сопровождаемой   радостью   и   высоким   уровнем   познавательной   активности учащегося. Список литературы 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//  Начальная школа. – 2002. ­№ 4.  2. Президентская Инициатива «Наша  нова школа». 2009 год 2. А.К.Маркова ,Т.А.Маттис, А.Б.Орлов, Формирование мотивации учения: Кн.  для учителя, Просвещение, 1990 3. А.К.Маркова, Формирование мотивации учения в школьном возрасте, Москва, Просвещение, 1983 4. «Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, №7, 1999г.

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»

Проект по теме «Повышение мотивации учащихся к обучению математики через использование ИКТ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018