Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
математика
7 кл—9 кл
25.05.2019
• Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
• вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
• оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
• развить навыки общения с детьми – инвалидами;
• способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
МАТЕМсоцпроект (1).doc
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Проект
программы социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Ты не один!»
Возраст детей: 7 – 17 лет
Срок реализации: долговременный
Автор:
учитель математики Магомедова М.М.
1 2016 г
Содержание
Паспорт программы
Нормативная база для разработки программы
Вид программы
Континент участников программы
Цели и основные задачи программы
Концептуальные основы программы
Структура и содержание программы
Направления работы
Участники сопровождения
Основные формы и средства реализации
Критерии ограничения и противопоказания на участие...........
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
Ресурсы для реализации программы
10
10
Результаты реализации программы
Критерии оценки
Контроль за реализацией программы
3
4
5
5
6
7
9
9
15
5
7
15
16
16
2 Паспорт программы
Программа социализации детейинвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья «Ты не один!»
Необходимость интеграции детейинвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов
общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к
детям с особыми образовательными потребностями
Программа носит долговременный характер
Первый этап – организационный (2016г)
Второй этап деятельностный (20162017гг)
Третий этап аналитический – ежегодный
Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и
развитие детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детейинвалидов и
развить навыки общения с детьми – инвалидами;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с
изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность,
адекватную их возможностям, интересам и способностям,
детей с ограниченными возможностями здоровья;
особыми образовательными потребностями в обществе.
Участие детейинвалидов в позитивной деятельности, творческих
конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социальнопсихологической напряженности в
семьях, имеющих детейинвалидов;
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми – инвалидами;
развитие толерантного сознания по отношению к детяминвалидам.
Магомедова Маймунат Магомедовна ,учитель математики
Наименование
программы
Основания для
разработки
программы
Период и этапы
реализации
программы
Цель программы
Основные
программы
задачи
Ожидаемые
конечные
результаты
Разработчик
программы Фамилия,
имя,
отчество,
должность
возможности самореализации в процессе позитивного социального
Вид программы. Программа социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями
3 здоровья «Ты не один!»
Реализация программы носит долговременный характер и направлена на создание условий интеграции
детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом (далее – детей с
ОВЗ).
Возможная сложность реализации программы состоит в том, что необходимо рассматривать не только
трудность социализации детей инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и
взрослыми.
Континент участников программы
К участию в реализации Проекта привлекаются дети с ОВЗ, добровольцы из числа воспитанников и
создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от
педагогов воскресной школы храма преп. Серафима Саровского гп Талинка, учащиеся и педагоги
школы, библиотекари школы и Центра культуры и спорта, участники волонтерского движения.
Цели и задачи программы
Цель программы: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать обучение, досуг и
развитие детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи программы:
общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и
способностям,
ограниченными возможностями здоровья;
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детейинвалидов и детей с
развить навыки общения с детьми – инвалидами;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными
потребностями в обществе.
Структура и содержание программы
Организационный этап, 2016г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей,
возможностей, личностной направленности.
Деятельностный этап, 2016 – 2017гг: реализация сопровождения.
Аналитический этап – ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при
реализации программы.
Направления работы
4 Направления
работы
«Им нужна
ваша помощь»
«Заботливое
сердце»
«Шанс»
плановые театрализованные представления для детейинвалидов (в том числе, Новогодние
приглашения на школьные мероприятия;
привлечение детейинвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок,
посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии
«Им нужна ваша помощь» организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
на базе школы;
медпоказаний);
« Заботливое сердце» помощь семьям, имеющим детейинвалидов:
родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
образования «Заботливое сердце».
«Шанс» включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
площадку;
приоритетное трудоустройство в летний период;
библиотечно информационное обслуживание:
приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов
психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы,
участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного
приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную
библиотечное обслуживание детейинвалидов в библиотеке и на дому;
беседыобзоры новых книг, журналов;
коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детейинвалидов;
приглашения детейинвалидов на мероприятия библиотеки.
Участники сопровождения
5 Дом
культуры
села Ирганай
Дополнитель
ное
образование
Дети с ОВЗ
Сельская
библиотека
Кружки и
секции
школы
Основные формы и средства реализации программы:
групповая работа;
личностный тренинг;
акции;
игровые тренинги и упражнения;
беседы:
ролевые игры;
анкетирование;
индивидуальные консультации;
театрализованные представления;
конкурсные мероприятия;
рефлексия.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе
Участие в программе могут принимать как дети с ограниченными возможностями, так и их родные и
близкие (родители, братья, сестры, друзья).
6 Противопоказания связаны с медицинскими показаниями, при необходимости консультации
специалистов.
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
При реализации программы учитываются законные интересы всех участников программы (детей,
родителей, педагогов).
Концепция развития инклюзивного образования выделяет социальную ответственность семьи
по воспитанию, обучению и развитию детей с ОВЗ, что указывает на необходимость сопровождения
родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс детей с
ОВЗ через обучение родителей и педагогов.
В Концепции подчеркивается необходимость создания позитивного отношения общества к
детям с ОВЗ, признание прав детей с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества.
ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г утверждает право детей с ОВЗ на
образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей,
социализацию и адаптацию в обществе. Действующее законодательство в настоящее время позволяет
организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных учреждениях в ходе инклюзивного (включенного) образования. Термин
«инклюзивное» или «включенное» используется для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями в общеобразовательных школах (перевод с французского inclusif – «включающий в
себя», с латыни include – «заключаю, включаю»).
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования,
подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех
детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное
отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности,
создаются особые условия.
В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и
развивается процесс интеграции детей с
людей с ограниченными возможностями здоровья:
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально
развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и
воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной
среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в
процессе обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со
сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений. В МКОУ «Ирганайская
СОШ» обучается 8 детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они имея заключение ПМПК
об индивидуальном обучении на дому, также приглашены к совместному обучению. Педагоги
сочетают индивидуальное обучение детей на дому с приглашением в школу на уроки музыки,
7 трудового обучения, рисования, классные часы, мероприятия как внутри класса, школы, так и
поселка, где дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют свою принадлежность к
коллективу, их вовлекают во внеурочную деятельность через занятость в кружках и секциях. Данная
форма обучения оговорена как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями остальных ребят. В
2015 году многие родители опасались совместного обучения собственных детей и детей с ОВЗ в
классе. В 2016 году опрос 117 родителей из классов, в которых занимаются дети с ОВЗ, показал
общую тенденцию положительного отношения к интегрированному обучению детей.
Рисунок 1
Рисунок 2
8
Рисунок 3 Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию
навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие
во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон:
детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают
опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого
педагогическое и медикосоциальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ,
важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная
интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и
обучении данной категории детей.
Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на
дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации
социальнопедагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня
родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год
проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада
инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).
Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены
на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными
возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации
досуга и полноценного общения детейинвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе
проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров,
Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений»,
«Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» об участниках и победителях Паралимпийских
игр Сочи2014.
Детиинвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры
и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются
библиотечным обслуживанием детейинвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе»
способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между
родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» направлены на консультативную
помощь семьям, имеющим детейинвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной
профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. Рекомендуется использовать
профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных
профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу
профессий. На сайте школы http://okttalsch7.86.ischools.ru представляется информация «Правовой
лекторий для родителей и детей инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые
ребёнкуинвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
9 В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться
вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» «Сильные духом», конкурсы
стихотворений и рисунков «Радуга друзей».
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями
в учебновоспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной
среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого
потенциала детейинвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной
социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
школьный психолог;
социальный педагог;
специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
педагоги дополнительного образования;
педагоги воскресной школы;
специалисты кружков, секций и библиотеки Центра культуры и спорта.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями,
созданию условий для организации досуга и полноценного общения детейинвалидов.
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:
решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социальнопсихологической напряженности в семьях, имеющих детей
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во
инвалидов;
взаимоотношениях со сверстниками;
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Критерии оценки заключаются в активности детей с ограниченными возможностями в различных
мероприятиях.
Контроль за реализацией проекта программы осуществляется администрацией МКОУ « Ирганайская
СОШ имени М.А.Заргалаева».
10
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Проект программы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья «Ты не один!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.