• Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
• вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
• оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
• развить навыки общения с детьми – инвалидами;
• способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»
Проект
программы социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Ты не один!»
Возраст детей: 7 – 17 лет
Срок реализации: долговременный
Автор:
учитель математики Магомедова М.М.
12016 г
Содержание
Паспорт программы
Нормативная база для разработки программы
Вид программы
Континент участников программы
Цели и основные задачи программы
Концептуальные основы программы
Структура и содержание программы
Направления работы
Участники сопровождения
Основные формы и средства реализации
Критерии ограничения и противопоказания на участие...........
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
Ресурсы для реализации программы
10
10
Результаты реализации программы
Критерии оценки
Контроль за реализацией программы
3
4
5
5
6
7
9
9
15
5
7
15
16
16
2Паспорт программы
Программа социализации детейинвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья «Ты не один!»
Необходимость интеграции детейинвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов
общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к
детям с особыми образовательными потребностями
Программа носит долговременный характер
Первый этап – организационный (2016г)
Второй этап деятельностный (20162017гг)
Третий этап аналитический – ежегодный
Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и
развитие детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детейинвалидов и
развить навыки общения с детьми – инвалидами;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с
изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность,
адекватную их возможностям, интересам и способностям,
детей с ограниченными возможностями здоровья;
особыми образовательными потребностями в обществе.
Участие детейинвалидов в позитивной деятельности, творческих
конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социальнопсихологической напряженности в
семьях, имеющих детейинвалидов;
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего
поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми – инвалидами;
развитие толерантного сознания по отношению к детяминвалидам.
Магомедова Маймунат Магомедовна ,учитель математики
Наименование
программы
Основания для
разработки
программы
Период и этапы
реализации
программы
Цель программы
Основные
программы
задачи
Ожидаемые
конечные
результаты
Разработчик
программы Фамилия,
имя,
отчество,
должность
возможности самореализации в процессе позитивного социального
Вид программы. Программа социализации детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями
3здоровья «Ты не один!»
Реализация программы носит долговременный характер и направлена на создание условий интеграции
детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с обществом (далее – детей с
ОВЗ).
Возможная сложность реализации программы состоит в том, что необходимо рассматривать не только
трудность социализации детей инвалидов, но и принятие детей с ОВЗ как сверстниками, так и
взрослыми.
Континент участников программы
К участию в реализации Проекта привлекаются дети с ОВЗ, добровольцы из числа воспитанников и
создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от
педагогов воскресной школы храма преп. Серафима Саровского гп Талинка, учащиеся и педагоги
школы, библиотекари школы и Центра культуры и спорта, участники волонтерского движения.
Цели и задачи программы
Цель программы: Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать обучение, досуг и
развитие детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи программы:
общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и
способностям,
ограниченными возможностями здоровья;
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детейинвалидов и детей с
развить навыки общения с детьми – инвалидами;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными
потребностями в обществе.
Структура и содержание программы
Организационный этап, 2016г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей,
возможностей, личностной направленности.
Деятельностный этап, 2016 – 2017гг: реализация сопровождения.
Аналитический этап – ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при
реализации программы.
Направления работы
4Направления
работы
«Им нужна
ваша помощь»
«Заботливое
сердце»
«Шанс»
плановые театрализованные представления для детейинвалидов (в том числе, Новогодние
приглашения на школьные мероприятия;
привлечение детейинвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок,
посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии
«Им нужна ваша помощь» организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
на базе школы;
медпоказаний);
« Заботливое сердце» помощь семьям, имеющим детейинвалидов:
родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
образования «Заботливое сердце».
«Шанс» включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
площадку;
приоритетное трудоустройство в летний период;
библиотечно информационное обслуживание:
приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов
психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы,
участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного
приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную
библиотечное обслуживание детейинвалидов в библиотеке и на дому;
беседыобзоры новых книг, журналов;
коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детейинвалидов;
приглашения детейинвалидов на мероприятия библиотеки.
Участники сопровождения
5Дом
культуры
села Ирганай
Дополнитель
ное
образование
Дети с ОВЗ
Сельская
библиотека
Кружки и
секции
школы
Основные формы и средства реализации программы:
групповая работа;
личностный тренинг;
акции;
игровые тренинги и упражнения;
беседы:
ролевые игры;
анкетирование;
индивидуальные консультации;
театрализованные представления;
конкурсные мероприятия;
рефлексия.
Критерии ограничения и противопоказания на участие в программе
Участие в программе могут принимать как дети с ограниченными возможностями, так и их родные и
близкие (родители, братья, сестры, друзья).
6Противопоказания связаны с медицинскими показаниями, при необходимости консультации
специалистов.
Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
При реализации программы учитываются законные интересы всех участников программы (детей,
родителей, педагогов).
Концепция развития инклюзивного образования выделяет социальную ответственность семьи
по воспитанию, обучению и развитию детей с ОВЗ, что указывает на необходимость сопровождения
родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс детей с
ОВЗ через обучение родителей и педагогов.
В Концепции подчеркивается необходимость создания позитивного отношения общества к
детям с ОВЗ, признание прав детей с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества.
ФЗ №273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г утверждает право детей с ОВЗ на
образование, которое должно быть направлено на развитие личности и физических способностей,
социализацию и адаптацию в обществе. Действующее законодательство в настоящее время позволяет
организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательных учреждениях в ходе инклюзивного (включенного) образования. Термин
«инклюзивное» или «включенное» используется для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями в общеобразовательных школах (перевод с французского inclusif – «включающий в
себя», с латыни include – «заключаю, включаю»).
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования,
подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех
детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное
отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности,
создаются особые условия.
В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и
развивается процесс интеграции детей с
людей с ограниченными возможностями здоровья:
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально
развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и
воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной
среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в
процессе обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со
сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений. В МКОУ «Ирганайская
СОШ» обучается 8 детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они имея заключение ПМПК
об индивидуальном обучении на дому, также приглашены к совместному обучению. Педагоги
сочетают индивидуальное обучение детей на дому с приглашением в школу на уроки музыки,
7трудового обучения, рисования, классные часы, мероприятия как внутри класса, школы, так и
поселка, где дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют свою принадлежность к
коллективу, их вовлекают во внеурочную деятельность через занятость в кружках и секциях. Данная
форма обучения оговорена как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями остальных ребят. В
2015 году многие родители опасались совместного обучения собственных детей и детей с ОВЗ в
классе. В 2016 году опрос 117 родителей из классов, в которых занимаются дети с ОВЗ, показал
общую тенденцию положительного отношения к интегрированному обучению детей.
Рисунок 1
Рисунок 2
8
Рисунок 3Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию
навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие
во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон:
детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают
опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого
педагогическое и медикосоциальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ,
важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная
интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и
обучении данной категории детей.
Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на
дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации
социальнопедагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня
родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год
проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада
инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).
Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены
на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными
возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации
досуга и полноценного общения детейинвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе
проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров,
Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений»,
«Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» об участниках и победителях Паралимпийских
игр Сочи2014.
Детиинвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры
и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются
библиотечным обслуживанием детейинвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе»
способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между
родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» направлены на консультативную
помощь семьям, имеющим детейинвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной
профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. Рекомендуется использовать
профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных
профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу
профессий. На сайте школы http://okttalsch7.86.ischools.ru представляется информация «Правовой
лекторий для родителей и детей инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые
ребёнкуинвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
9В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться
вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» «Сильные духом», конкурсы
стихотворений и рисунков «Радуга друзей».
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями
в учебновоспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной
среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого
потенциала детейинвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной
социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
школьный психолог;
социальный педагог;
специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
педагоги дополнительного образования;
педагоги воскресной школы;
специалисты кружков, секций и библиотеки Центра культуры и спорта.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями,
созданию условий для организации досуга и полноценного общения детейинвалидов.
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:
решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социальнопсихологической напряженности в семьях, имеющих детей
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во
инвалидов;
взаимоотношениях со сверстниками;
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Критерии оценки заключаются в активности детей с ограниченными возможностями в различных
мероприятиях.
Контроль за реализацией проекта программы осуществляется администрацией МКОУ « Ирганайская
СОШ имени М.А.Заргалаева».
10