Проект психологического занятия "Я и моё имя" можно использовать в любом возрасте. Это коррекционно-познавательное занятие поможет полюбить своё имя, принять его, проводится занятие в дружелюбной атмосфере, где каждый участник занятия может поделиться своими эмоциями и чувствами, выразить затем это на бумаге. Важной частью занятия является рефлексия.
Проект занятия по психологии Я и моё имя.doc
Автомобильно-дорожный колледж г. Бронницы
Я и мое имя (познание себя, принятие себя и других)
Проект занятия
ФИО преподавателя Биткова Ольга Анатольевна
Предметная область урока (занятия): психология
Цель занятия: содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию
положительного, целостного образа «Я», самопринятия.
Вводные замечания (описываемое занятие является первым в развивающей психолого-педагогической
программе «Зажги звезду», помогающей подросткам ориентироваться в мире жизненных ценностей, укреплять
нравственный иммунитет.
Занятие построено в традиции сказкотерапии, в форме психологического часа, основу которого
составляет психотерапевтическая сказка «Пропало имя» Амбросьевой Надежды Николаевны. В
представленном варианте занятие можно использовать с 1-го курса, верхней возрастной границы оно не имеет.
Данное занятие проводилось мной со студентами 1 и 4 курса.):
I. Проектирование урока
Проектирование
содержания
деятельности
преподавателя и
форм и
содержания
деятельности
студентов
Этап
занятия
Планируемое
время и
необходимый
инструментари
й
Возникшие в ходе
занятия
изменения
плана урока и
обоснование –
почему это
произошло
Как можно было бы
сделать по-другому
для
повышения
продуктивности
занятия
для студентов
Как использовалось,
менялась
предметно-
пространственная
среда класса, изменялась
расстановка,
использовались
материалы среды класса и
др. 1
Ритуал «входа» в сказку 7 минут
Игра «Привет»
выполняемая в
круге и имеющая
цель сплочения
коллектива,
настраивающая на
доверительное
общение.
Идеально было бы
проводить занятие в
специальном кабинете,
оборудованном для
проведения
психологической
тренинговой работы, где
предусмотрены парты
трансформеры,
Студенты подготовили класс,
расставив парты по периметру
кабинета. 2
Реализация сценария
занятия: состоит из
этапов:
–повторения
расширения
закрепления
интеграции
резюмирования
Поскольку занятие
первое, то вместо этапа
повторения, идёт
введение в проблему
небольшая речь
ведущего о том, что у
каждого из нас есть имя,
мы привыкли к нему,
комуто имя нравится,
комуто не очень, и
делает вхождение в
сказку, опираясь на те
проблемы, которые есть
в конкретной группе…
30 минут
лист белой бумаги
формата А3,
краски, кисточки
для каждого
участника.
Сказка «Пропало
имя» Н.Н.
Амбросьевой.
Во время
выполнения рисунка
имени
преподаватель
включает музыку,
используя МП3 –
плеер с колонкой,
помещающийся в
руке, что делает его
использование
удобным в условиях
работы в любом
кабинете.
акустическое оборудование
и ТСО, ковровое покрытие,
подготовлена материально
техническая база, включая
средства релаксации и
художественной
выразительности,
настраивающие на
психологическую работу,
психологическую
песочницу и элементарно
канцтовары и другие
средства, которые пока
ребята приносят сами (кто
то забывает, у когото нет
красок, кисточек и т.д. и
приходится переносить
«запасы для творческой
работы» из своего кабинета
туда, где будет
проводиться занятие).
(На других занятиях
требуется ткань, пуговицы,
Когда мы переходим к изображению
имени, ребята по желанию могут
объединиться в пары, тройки, могут
уединиться, им разрешается
поставить парты так, как будет
удобно, но чаще всего парты
остаются стоять по периметру
класса. 8 минут
Ведущий говорит: «
Мы берем с собой
все важное, что
было сегодня с
нами, все, чему мы
научились». Ребята
протягивают руки в
круг, совершают
действие, как будто
чтото берут из
круга, и
прикладывают руки
к груди.
3
Ритуал выхода из сказки
II. Детализация плана урока (занятия)
№
Аспект, про который важно предусмотреть в
контексте
планирования урока
1
Организация продуктивной групповой учебной
деятельности студентов
После ритуала выхода из сказки,
парты расставляются по местам, и
делается групповое фото.
Фотографии делаются и в процессе
проведения занятия.
Детализация описания – где и как предусмотрено
решение
данного аспекта (что важно учесть, что
предусмотреть, к чему
быть готовым, как реагировать в различных
альтернативах
развития событий и др.) в ходе возможной
реализации урока
(с аргументацией в соотношении с возрастными
возможностями и потенциалами детей) – в
соотношении с
содержанием курсов.
Ритуал «входа» в сказку Коллективное упражнение. Например,
встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают
друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее действие»
и Ритуал выхода из сказки Ведущий говорит: « Мы берем с собой 2
Создание условий для становления
самостоятельной учебной деятельности
обучающихся
все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».
Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто
чтото берут из круга, и прикладывают руки к груди .
Выполнение каждым студентом следующей работы после
анализа сказки:
А теперь, чтобы наше имя на нас не обижалось и никуда не
сбежало как в сказке, сделаем одно интересное и полезное дело.
Напишите в воздухе свое имя мелким
каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а
затем двумя руками одновременно.
Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа
налево, печатными и прописными буквами разного размера.
Подумайте, изменился образ имени, какие чувства это вызывает?
Возьмите в руку воображаемую широкую кисть,
представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?).
Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от
пола до потолка.
Закройте глаза и представьте наиболее приятный из
возникавших образов вашего имени, сделайте еще один
воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните
этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки.
Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет вас
этим именем.
3
Способы построения понимающей
коммуникации, диалога и полилога в учебном
процессе
Изобразите свое имя на листе бумаги (включатся
красивая (предпочтительно классическая) музыка, например, Э.
Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Глюк «Мелодия» из 2 действия
оперы «Орфей и Эвридика», Л. Бетховен «К Элизе», Шопен
«Нежность» и т.д.)
Анализ сказки проводится в форме диалога с ребятами,
используется принцип «глаза в глаза». Они отвечают на вопросы, на 4
5
6
Вовлечение студентов в процесс решения учебных
задач, организация ситуации исследования на
уроке (мотивация, познавательная активность и
вовлеченность обучающихся)
Управление эмоциональными состояниями
студентов в ходе урока, их работоспособностью
(мобилизация, релаксация, экспрессивность –
спокойствие)
Педагогическая гибкость – возможные
изменения плана урока в соответствии с
актуальной ситуацией на занятии (как
студенты могут повлиять на ход урока)
7
Организация взаимодействия с «трудными»
студентами (или имеющими особые
образовательные потребности)
которые им хочется отвечать, потому что они касаются их
личности:
Зачем человеку дается имя?
А что может произойти, если человеку дать прозвище и не
называть его по имени?
нравится?
А как ласково называет вас мама?
Как звучит ваше имя, когда оно вам особенно
Чтение сказки – мобилизует, работа с образом имени – выполняет
релаксирующую функцию (особо важно сконцентрировать
внимание студентов на том, какое звучание их имени им особо
приятно, как они хотели бы, чтобы к ним обращались), выполнение
рисунка имени – выход экспрессивности, завершение работы
обретение спокойствия
Иногда не у всех студентов получается изобразить своё имя
красиво, они начинают тревожиться по этому поводу. Ведущему
необходимо проявить бдительность, внимание к таким студентам,
поддержать их, например, сказав, что всё получится; можно
спросить, а затем и предложить чемто помочь, например,
предложить чистый лист бумаги, помощь тех однокурсников, кто
сможет совместно с ним красиво изобразить то, что он представил в
своём воображении… С другими ситуациями не сталкивалась… В
любом случае, если у когото созревает необходимость высказаться
или внести своё видение ситуации – это только поощряется… Ведь
главной целью данного занятия является содействие осознанию
ценности и уникальности собственной личности, развитие
положительного, целостного образа «Я», самопринятия…
Данное занятие проводилось в разных группах, в том числе тех, где
есть проблемные студенты. Интерес к своей личности и, в том
числе, к собственному имени, особенно в юношеском возрасте, 8
9
Взаимодействие с обучающимися в зоне
ближайшего развития (что, возможно, является
зоной актуального развития, а что при этом
будет в зоне ближайшего развития)
Разнообразие использования предметно-
пространственной среды класса для
повышения образовательного эффекта занятия
10
Продуктивность деятельности студентов на
занятии и ее репрезентация в пространстве
класса
необычная форма проведения занятия, возможность
самовыражения побуждает активное включение в данную работу
«трудных» студентов. После такого занятия легче установить
контакт с «трудным» студентом для дальнейшей индивидуальной
работы с ним.
В качестве продолжения темы, студентам предлагается узнать дома
у родителей, почему именно это имя они дали своему ребёнку;
каких известных людей, исторических персонажей, святых знают
они с таким именем? Возможно, ктото выберет для себя в
дальнейшем тему исследования или проекта, связанную с именем
(именами). Обсудить это можно будет на следующем занятии, на
этапе повторения (после ритуала приветствия) и перед входом в
новую сказку…
Данное занятие с разными группами проводилось в
разных кабинетах. С целью обеспечения принципов
построения предметной развивающей среды,
учитывая потребности юношества в дистанции,
позиции при взаимодействии, активности,
творчества, общения (открытость и закрытость),
вариативности - в каждом кабинете перед началом
занятия парты расставлялись ребятами по периметру
кабинета, а в завершении парты ставились на место.
В ходе занятия у студентов была возможность
встретиться с самим собой, заглянуть в свой
собственный внутренний мир, самовыразиться.
Психолог может дополнительно провести
диагностику полученных рисунков имён. Анализ
воспитательной работы в тех группах, где
проводилась работа, показал, что данное занятие
студентам запомнилось, как интересное и они хотели
бы побольше таких занятий. Занятие является
развивающим, предполагая диалог с преподавателем, создающим условие для
размышления и самоопределения; даёт возможность
включиться в творческую и исследовательскую
деятельность вокруг своего имени и его истории в
семье, стране и т.д - позволяет объективно и
рефлексивно-творчески осмыслить результат.
Биткова Ольга Анатольевна 25.06.2019 год
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.