Проект психологического занятия "Я и моё имя"
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Проект психологического занятия "Я и моё имя"

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Научные работы +2
doc
Междисциплинарный 5
Все классы
10.10.2019
Проект психологического занятия "Я и моё имя" можно использовать в любом возрасте. Это коррекционно-познавательное занятие поможет полюбить своё имя, принять его, проводится занятие в дружелюбной атмосфере, где каждый участник занятия может поделиться своими эмоциями и чувствами, выразить затем это на бумаге. Важной частью занятия является рефлексия.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Проект занятия по психологии Я и моё имя.doc
Автомобильно-дорожный колледж г. Бронницы Я и мое имя (познание себя, принятие себя и других) Проект занятия ФИО преподавателя Биткова Ольга Анатольевна Предметная область урока (занятия): психология Цель занятия: содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности, развитию положительного, целостного образа «Я», самопринятия. Вводные замечания (описываемое занятие является первым в развивающей психолого-педагогической программе «Зажги звезду», помогающей подросткам ориентироваться в мире жизненных ценностей, укреплять нравственный иммунитет. Занятие построено в традиции сказкотерапии, в форме психологического часа, основу которого составляет психотерапевтическая сказка «Пропало имя» Амбросьевой Надежды Николаевны. В представленном варианте занятие можно использовать с 1-го курса, верхней возрастной границы оно не имеет. Данное занятие проводилось мной со студентами 1 и 4 курса.): I. Проектирование урока Проектирование содержания деятельности преподавателя и форм и содержания деятельности студентов Этап занятия Планируемое время и необходимый инструментари й Возникшие в ходе занятия изменения плана урока и обоснование – почему это произошло Как можно было бы сделать по-другому для повышения продуктивности занятия для студентов Как использовалось, менялась предметно- пространственная среда класса, изменялась расстановка, использовались материалы среды класса и др. 1 ­ Ритуал «входа» в сказку 7 минут Игра «Привет»  выполняемая в  круге и имеющая  цель сплочения  коллектива,  настраивающая на  доверительное  общение. Идеально было бы  проводить занятие в  специальном кабинете,  оборудованном для  проведения  психологической  тренинговой работы, где  предусмотрены парты­ трансформеры,  Студенты подготовили класс,       расставив парты по периметру    кабинета. 2 ­ Реализация сценария  занятия: состоит из  этапов:  –повторения ­ расширения ­ закрепления ­ интеграции ­ резюмирования Поскольку занятие  первое, то вместо этапа  повторения, идёт  введение в проблему ­  небольшая речь  ведущего о том, что у  каждого из нас есть имя, мы привыкли к нему,  кому­то имя нравится,  кому­то не очень,  и  делает вхождение в  сказку, опираясь на те  проблемы, которые есть  в конкретной группе… 30 минут лист белой бумаги  формата А­3,  краски, кисточки  для каждого  участника. Сказка «Пропало  имя» Н.Н.  Амбросьевой. Во время  выполнения рисунка имени  преподаватель  включает музыку,  используя  МП3 –  плеер с колонкой,  помещающийся в  руке, что делает его  использование  удобным в условиях работы в любом  кабинете. акустическое оборудование и ТСО, ковровое покрытие, подготовлена материально­ техническая база, включая  средства релаксации и   художественной  выразительности,  настраивающие на  психологическую работу,  психологическую  песочницу и элементарно  канцтовары и другие  средства, которые пока  ребята приносят сами (кто­ то забывает, у кого­то нет  красок, кисточек и т.д.  и  приходится переносить  «запасы для творческой  работы» из своего кабинета туда, где будет  проводиться занятие).  (На других занятиях  требуется ткань, пуговицы,  Когда мы переходим к изображению  имени, ребята по желанию могут  объединиться в пары, тройки, могут  уединиться, им разрешается  поставить парты так, как будет  удобно, но чаще всего парты  остаются стоять по периметру  класса. 8 минут Ведущий говорит: «  Мы берем с собой  все важное, что  было сегодня с  нами, все, чему мы  научились». Ребята  протягивают руки в  круг, совершают  действие, как будто  что­то берут из  круга, и  прикладывают руки  к груди. ­ 3 Ритуал выхода из сказки II. Детализация плана урока (занятия) № Аспект, про который важно предусмотреть в контексте планирования урока 1 Организация продуктивной групповой учебной деятельности студентов После ритуала выхода из сказки,  парты расставляются по местам, и  делается групповое фото.  Фотографии делаются и в процессе  проведения занятия.  Детализация описания – где и как предусмотрено решение данного аспекта (что важно учесть, что предусмотреть, к чему быть готовым, как реагировать в различных альтернативах развития событий и др.) в ходе возможной реализации урока (с аргументацией в соотношении с возрастными возможностями и потенциалами детей) – в соотношении с содержанием курсов. Ритуал «входа» в сказку ­ Коллективное упражнение. Например,  встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее действие»  и Ритуал выхода из сказки ­ Ведущий говорит: « Мы берем с собой 2 Создание условий для становления самостоятельной учебной деятельности обучающихся все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».  Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто  что­то берут из круга, и прикладывают руки к груди .  Выполнение каждым студентом следующей работы после  анализа сказки: ­ А теперь, чтобы наше имя на нас не обижалось и никуда не  сбежало как в сказке, сделаем одно интересное и полезное дело. Напишите в воздухе свое имя мелким  каллиграфическим почерком по очереди правой и левой рукой, а  затем двумя руками одновременно. Напишите в воздухе свое имя слева направо и справа      налево, печатными и прописными буквами разного размера.  Подумайте, изменился образ имени, какие чувства это вызывает? Возьмите в руку воображаемую широкую кисть,  представьте ведро с масляной краской (какого она цвета?).  Напишите свое имя, занимая как можно больше пространства, от  пола до потолка. Закройте глаза и представьте наиболее приятный из  возникавших образов вашего имени, сделайте еще один  воображаемый рисунок в пространстве. Пожалуйста, запомните  этот образ, цвет, размеры букв, звучание и другие признаки.  Подумайте, как часто и кто из окружающих людей называет вас  этим именем. 3 Способы построения понимающей коммуникации, диалога и полилога в учебном процессе   Изобразите свое имя на листе бумаги (включатся  красивая (предпочтительно классическая) музыка, например, Э.  Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Глюк «Мелодия» из 2 действия  оперы «Орфей и Эвридика», Л. Бетховен «К Элизе», Шопен  «Нежность» и т.д.) Анализ сказки проводится в форме диалога с ребятами, используется принцип «глаза в глаза». Они отвечают на вопросы, на 4 5 6 Вовлечение студентов в процесс решения учебных задач, организация ситуации исследования на уроке (мотивация, познавательная активность и вовлеченность обучающихся) Управление эмоциональными состояниями студентов в ходе урока, их работоспособностью (мобилизация, релаксация, экспрессивность – спокойствие) Педагогическая гибкость – возможные изменения плана урока в соответствии с актуальной ситуацией на занятии (как студенты могут повлиять на ход урока) 7 Организация взаимодействия с «трудными» студентами (или имеющими особые образовательные потребности) которые им хочется отвечать, потому что они касаются их личности: Зачем человеку дается имя?    А что может произойти, если человеку дать прозвище и не называть его по имени?   нравится? А как ласково называет вас мама? Как звучит ваше имя, когда оно вам особенно  Чтение сказки – мобилизует, работа с образом имени – выполняет  релаксирующую функцию (особо важно сконцентрировать  внимание студентов на том, какое звучание их имени им особо  приятно, как они хотели бы, чтобы к ним обращались), выполнение  рисунка имени – выход экспрессивности, завершение работы ­   обретение спокойствия  Иногда не у всех студентов получается изобразить своё имя  красиво, они начинают тревожиться по этому поводу. Ведущему  необходимо проявить бдительность, внимание к таким студентам,  поддержать их, например, сказав, что всё получится; можно  спросить, а затем и предложить чем­то помочь, например,  предложить чистый лист бумаги, помощь тех однокурсников, кто  сможет совместно с ним красиво изобразить то, что он представил в своём воображении… С другими ситуациями не сталкивалась… В  любом случае, если у кого­то созревает необходимость высказаться или внести своё видение ситуации – это только поощряется… Ведь  главной целью данного занятия является содействие осознанию  ценности и уникальности собственной личности, развитие  положительного, целостного образа «Я», самопринятия… Данное занятие проводилось в разных группах, в том числе тех, где  есть проблемные студенты.  Интерес к своей личности и, в том  числе, к  собственному имени, особенно в юношеском возрасте, 8 9 Взаимодействие с обучающимися в зоне ближайшего развития (что, возможно, является зоной актуального развития, а что при этом будет в зоне ближайшего развития) Разнообразие использования предметно- пространственной среды класса для повышения образовательного эффекта занятия 10 Продуктивность деятельности студентов на занятии и ее репрезентация в пространстве класса необычная форма проведения занятия, возможность  самовыражения  побуждает активное включение в данную работу  «трудных» студентов. После такого занятия легче установить  контакт с «трудным» студентом для дальнейшей индивидуальной  работы с ним. В качестве продолжения темы, студентам предлагается узнать дома у родителей, почему именно это имя они дали своему ребёнку;  каких известных людей, исторических персонажей, святых знают  они с таким именем? Возможно, кто­то выберет для себя в  дальнейшем тему исследования или проекта, связанную с именем  (именами). Обсудить это можно будет на следующем занятии, на  этапе повторения (после ритуала приветствия) и  перед входом в  новую сказку… Данное занятие с разными группами проводилось в разных кабинетах. С целью обеспечения принципов построения предметной развивающей среды, учитывая потребности юношества в дистанции, позиции при взаимодействии, активности, творчества, общения (открытость и закрытость), вариативности - в каждом кабинете перед началом занятия парты расставлялись ребятами по периметру кабинета, а в завершении парты ставились на место. В ходе занятия у студентов была возможность встретиться с самим собой, заглянуть в свой собственный внутренний мир, самовыразиться. Психолог может дополнительно провести диагностику полученных рисунков имён. Анализ воспитательной работы в тех группах, где проводилась работа, показал, что данное занятие студентам запомнилось, как интересное и они хотели бы побольше таких занятий. Занятие является развивающим, предполагая диалог с преподавателем, создающим условие для размышления и самоопределения; даёт возможность включиться в творческую и исследовательскую деятельность вокруг своего имени и его истории в семье, стране и т.д - позволяет объективно и рефлексивно-творчески осмыслить результат. Биткова Ольга Анатольевна 25.06.2019 год
скачать по прямой ссылке