Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"
Оценка 4.9

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +2
Все классы
30.06.2017
Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"
Проект позволяет привлечь внимание учащихся к чтению, сделать уроки литературы ярче, эмоциональнее, воспитывать культуру познания искусства скульптуры родного края, страны, ближнего и дальнего зарубежья. Систематизирует разрозненные материалы о памятниках литературным героям. Адресован педагогам-словесникам для организации внеурочной работы по предмету, а также для использования на уроках..Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"
Проект.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.Кемерово «ПУТЕШЕСТВИЕ К ПАМЯТНИКАМ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ» (ПРОЕКТ) Кривошеева  Ирина Викторовна, учитель русского языка  и литературы Кемерово 2015 Содержание Справка­аннотация проекта……………………………………………………………2 Содержание проекта……………………………………………………………………..9 Обеспечение проекта…………………………………………………………………...23 Библиографический список…………………………………………………………...27 Приложения………………………………………………………………………….......30 2 Справка­аннотация проекта В   «Концепции   преподавания   русского   языка   и   литературы   в общеобразовательных   учреждениях   Российской   Федерации»   содержится   важная мысль о том, что «русская литература как высшая форма существования российской духовности и языка должна оставаться заметной и влиятельной в мире, привлекать внимание всё новых и новых заинтересованных читателей и почитателей. <…> Но полноценное   существование   русской   литературы   в  мире   невозможно   без   широкой читательской   аудитории   внутри   страны.   Формирование   такой   аудитории   с серьёзными культурными запросами – важнейшая задача школы…».  Литература ­ это «единственный   школьный   гуманитарный   предмет,   в   фокусе   внимания   которого   – произведение   искусства.   Литература   в  школе   берёт   на  себя   важнейшую   функцию формирования эстетического чувства в человеке; именно поэтому вокруг учебного предмета   «литература»   традиционно   формируются   межпредметные   связи   с отсутствующими или присутствующими в школе лишь на некоторых уровнях общего образования музыкой, живописью, архитектурой, кино, театром». К сожалению, следует признать, что потребность в литературном образовании, его   престиж   в   обществе   сегодня   невелики.  В «Концепции   преподавания   русского языка   и   литературы»   подчёркивается,   что   «фундаментальные   ценности,   которые несёт в себе литература как вид искусства, приходят в противоречие с ценностями сиюминутными,   прагматическими,   зачастую   выходящими   на   первый   план   в 3 повседневном обиходе, в средствах массовой информации. Фактически литературное образование   столкнулось   сегодня   с   серьёзным   вызовом   –   поиском   внутренней мотивации   для   привлечения   детей   и   подростков   к   литературе,   выработкой аргументации   и   методик   для   повышения   интереса   к   знакомству   как   с   русской классикой,   так   и   с   наиболее   значительными   произведениями   современной литературы.   Литературу   нужно   изучать   не   только   для   того,   чтобы   «знать» прочитанное за школьные годы, но и для того, чтобы сформировать интерес к чтению, который будет устойчиво влиять на развитие личности человека и после окончания школы». В связи с вышеизложенным очевидна актуальность проекта «Путешествие к памятникам литературным героям». Заочная или виртуальная экскурсия не являются в современном мире чем­то удивительно новым и необычным. Информацию о них (самого различного плана и тематики)   можно   найти   свободно   в   сети   Интернет.  Это   и  экскурсии   в  музеи,  по странам, по храмам России и Европы, 3D­панорамы и многое­многое другое. Все эти экскурсии делают учебное занятие, внеклассное мероприятие более интересными и содержательными,   дают     ученикам   некоторые   представления   о   разнообразных традициях. В любом случае, такая экскурсия, своеобразное путешествие, оживляет преподавание предмета, расширяет кругозор школьников.  Для   меня,   как   предметника,   интерес   представляют   экскурсии   на литературную   тематику.   Они   помогают   раскрыть   реалистическую   основу произведения, понять самого писателя, увидеть, как материал действительности под пером   художника   становится   материалом   литературного   произведения.   В   сети Интернет­ресурсов подобных материалов немало. Все они познавательны, интересны по манере и форме подачи материала. 4 К   сожалению,   современные   школьники   не   интересуются   так   живо литературой,   классическими   её   образцами,   а   делать   выводы   о   поступках литературных героев, об их характерах и вовсе порою затрудняются или считают это скучным занятием. Как привлечь их внимание к судьбе литературных героев? Как пробудить   интерес,   живой   и   искренний,   к   тому   или   иному   литературному произведению? Поиск ответов на эти вопросы привёл к созданию настоящего проекта. Во   всём   мире   воздвигнуты   тысячи   монументов   в   честь   великих   граждан, исторических   событий,   которые   украшают   площади,   сады,   скверы.   Но   есть совершенно   необычные   памятники   героям,   которые   существовали   порой   лишь   в воображении писателя, художника, а стали добрыми друзьями миллионов людей. Это памятники   литературным   героям.   Полюбившихся   героев   книг   увековечивают   в мраморе, бронзе или дереве во всех странах мира. И это, на мой взгляд, правильно, потому что многие герои книг сделали для людей ничуть не меньше. Они каждый день дарят и   детям, и взрослым всей земли счастье, доброту и верность, мужество и благородство.   Благодаря   героям   различных   литературных   произведений,   мы меняемся, испытываем различные эмоции: грусть, радость, печаль, счастье. Цель проекта: расширение представления школьников о литературных героях через  знакомство  с    памятниками   в  их  честь, привлечение    внимание  к созданию виртуальных экскурсий по обозначенной теме, к культурному наследию различных стран и народов; формирование интереса к чтению.   Для достижения цели поставлены следующие задачи: 1.Включиться   в   реальную   практическую   деятельность   по   разработке   и реализации проекта, для чего ■   изучить   литературу   и   Интернет­ресурсы   по   данной   теме   (поиск информации о памятниках литературным героям в разных странах, в том числе и в 5 России: какому литературному герою воздвигнут памятник, где, кто его автор, что послужило причиной для появления памятника, в чём его необычность); ■  собрать   и   структурировать   информацию   по   теме   «Памятники литературным героям»; ■ ■  составить «Путеводители по памятникам литературным героям»;   создать   ряд   презентаций   с   виртуальными   экскурсиями   к   памятникам литературным героям; ■   с   учётом   собранного   и   систематизированного   материала   в   форме Путеводителей   и   презентаций   в   формате  PowerPoint  выявить   учащихся, заинтересованных   в   работе   над   проектом;   создать   из   их   числа   группу «экскурсоводов» для проведения  заочных путешествий для обучающихся школы. 2.Формировать   специальные   и   исследовательские   умения,     навыки   у школьников   (совершенствовать   умение   пользоваться   справочной   литературой,   на основе полученной информации делать выводы, научиться представлять результаты проекта с использованием информационных технологий). 3.Помочь обучающимся приобрести опыт проектной деятельности. Объект   проектного   исследования:   памятники   литературным   героям зарубежной и русской классики. Предмет   проектного   исследования:   заочная   экскурсия   (далее   – путешествие) к памятникам литературным героям. В   процессе   работы   над   темой     проекта   были   использованы   следующие методы: 1.Поиск  информации о памятниках литературным героям; 2.Анализ и систематизация полученных данных; 3.Анкетирование;  6 4.Счёт   (установление   количественного   соотношения   памятников литературным героям). Гипотеза: если   ребёнок   интересуется   и   изучает   памятники   культуры,   в частности   памятники   литературным   героям,   это   вызывает   у   него   интерес   к литературе, к чтению книг, к истории своей страны и других государств. Новизна   проекта:  выбранная   мною   тема   мало   исследована,   практически отсутствуют   книжные   источники,   где   можно   было   бы   найти   информацию   о литературных   памятниках,   в   фондах   библиотек   имеются   отдельные   статьи   в различных   периодических   изданиях,   которые   содержат   информацию   лишь   о некоторых памятниках (см.  Библиографический список); в сети Интернет­ресурсов эти   материалы   встретить   можно,   и   в   достаточном   количестве,   но   все   они   носят разрозненный   характер,   зачастую   один   сайт   копирует   изображение   памятников   с другого   сайта;   кроме   того,   нет   ни   одного   сайта,   где   информация   о   памятнике литературным   героям   была   бы   полной,   т.е.   включала   бы   все   исходные   данные: изображение, время установки, историю созданию, имена скульпторов, художников и т.д.   Нет   также   ни   одного   сайта,   где   можно   было   бы   увидеть   все   существующие памятники литературным героям. В работе предпринята попытка систематизировать найденную   на   различных   сайтах,   а   также   в   различных   газетно­журнальных публикациях   информацию   о   памятниках   литературным   героям   и   в   популярной, увлекательной форме с учётом обозначенной выше значимости и актуальности темы донести её до учащихся различных возрастов. Практическая значимость:  на уровне автора проекта  –  значительно  расширила собственный кругозор, узнала   много   интересного   о   памятниках   литературным   героям;   на   этапе информационной работы родилась идея проекта, потому что материалов оказалось 7 очень   много   и   работу   с   ними   невозможно   завершить   результативно   в   течение короткого времени; возникло желание продолжить эту работу в последующие годы;  на   уровне   образовательного   учреждения  –   знакомясь   с   монументами, посвящёнными   литературным   героям,   школьники,   возможно,   проявят   больший интерес   к   изучению   художественной   литературы,   осознают   значимость   книжных персонажей   и   труда   писателей;   информация   по   теме   проекта   может   быть использована   педагогами   школы   для   проведения   уроков   и   внеурочных   занятий, библиотекарем – для проведения библиотечных уроков; отдельные части работы, в частности   изображения   памятников,   презентации   могут   служить   наглядным материалом при проведении уроков литературы; на   уровне   района,   города  –   материалы   данного   проекта   могут   быть использованы педагогами школ района, города для проведения уроков и внеурочных занятий, а также библиотеками. Ожидаемые результаты: на уровне автора проекта 1.Собрана   информация   о   памятниках   литературным   героям     изучаемых художественных произведений (7,8,10,11 классы). 2.Созданы   «Путеводители   к   памятникам   литературным   героям»   и виртуальные экскурсии в формате PowerPoint. 3.Составлен «Каталог памятников литературным героям». 4.Создание   групп   экскурсоводов   для   проведения   заочных   экскурсий   к памятникам литературным героям на уроке и во внеурочное время. 5.Повышение интереса учащихся как к изучаемым на уроке произведениям, так и к литературе, к чтению книг в целом. на уровне учащихся – участников проекта 8 1.Совершенствование читательской культуры через знакомство с визуальными материалами   о   памятниках   литературным   героям,   позволяющими   приобщить школьников  к произведениям, которые могут стать в будущем заметным событием их эстетической духовной работы. 2.Совершенствование умений работать с разными источниками информации (дополнительной   литературой,   Интернет­ресурсами)   (существенное).    и   выделять   главное 3.Повышение   уровня   развития   речевых   навыков   через   деятельность «экскурсоводов». 4.Осмысление   общности   гуманистических   тенденций   в   литературе   и скульптуре   через   исследование   текста   изучаемых   на   уроке   художественных произведений и памятников, установленных в честь того или иного персонажа этих произведений. Структура данного проекта   состоит из  вступления, где указаны объект, предмет, цель, задачи работы, её актуальность, практическая значимость; выдвинута гипотеза,   обоснована   научная   новизна,   приведены   методы,   использованные   при создании   проекта.   В  основной   части  проекта   предпринята   попытка   представить основные   этапы   работы   над   проектом,   составить     Путеводители   по   памятникам литературным   героям   и   презентации   к   ним.   К   работе   создан   ряд  приложений разнообразного характера. Содержание проекта Целевая   аудитория   проекта:    учащиеся   МБОУ   «СОШ   №   28»,   учителя русского   языка   и   литературы   школы,   района,   города;     сотрудники   библиотечной системы района и города; классные руководители школ района и города. 9 Исполнители проекта:  автор­составитель проекта –   учащиеся   6 «А» (7 «А»),   7   «Б»   (8   «Б»),   9   «А»,   9   «Б»   (10)   классов   школы   –   инициативные   группы «экскурсоводов», исследователей.  Партнёры проекты:  1.Библиотека МБОУ «СОШ № 28»; 2.Методическое объединение учителей русского языка и литературы города Кемерово; 3.Специализированная библиотека по обслуживанию детей с ограниченными возможностями здоровья «Родник» (Ленинский район, бульвар Строителей, 32). Программа реализация проекта Проект рассчитан на 2 года.  Сроки реализации проекта: с сентября 2015 года по сентябрь 2017 года. Этапы проекта: I  этап  (сентябрь­октябрь 2015 года) – организационный (подготовительный, замысел).   Осмысление   идеи   проекта.   Подготовка   условий   для   реализации   цели   и задач проекта. II  этап  (ноябрь   2015­май   2017   года)   –   информационно­практический (планирование,   сбор   и   первичная   обработка   материалов,   составление   Каталогов, Путеводителей,   презентаций,   создание   инициативных   групп   «экскурсоводов», проведение экскурсий, освещение хода проекта на школьном сайте, участие в научно­ практических конференциях и конкурсах различного уровня).  III этап (май­сентябрь 2017 года) – рефлексия, полная презентация проекта.  План реализации проекта Организационный этап (замысел) 10 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Мероприятия Сроки Участники Ответственные   Выбор темы, формулировка   цели   и задач проекта. Определение   понятийной основы проекта. Выяснение   изученности темы. степени анкетного среди   обработка   Проведение опроса   обучающихся, результатов опроса. Оформление проекта. Сентябрь Автор­сост. Кривошеева 2015 проекта И.В. Сентябрь Автор­сост. Кривошеева 2015 проекта Сентябрь­ октябрь Автор­сост. проекта И.В. Кривошеева И.В. 2015 Октябрь Автор­сост. Кривошеева 2015 проекта И.В. Октябрь Автор­сост. Кривошеева 2015 проекта И.В. Краткое   описание   (содержание)   организационного   этапа   (этапа замысла)  ◄   Выбрана   тема,   сформулированы   цель,   задачи   проекта   (см.   в   Справке­ аннотации проекта). ◄   Осмыслена   понятийная   основа   проекта   (памятник,   литературный   герой, памятники   литературным   героям,   монументальная   скульптура,   экскурсия, путеводитель, виртуальная экскурсия, путешествие – см.  Приложение № 1), для чего автор­составитель настоящего   проекта обратилась к различным источникам: лингвистическим   толковым   словарям   С.   И.   Ожегова  [11],  В.   И.   Даля  [3],   к энциклопедическому   словарю   Ф.   А.   Брокгауза   и   И.А.Эфрона  [2]  (понятие ПАМЯТНИК);   краткой   литературной   энциклопедии   на   сайте   фундаментальной   21] электронной   библиотеки   «Русская   литература   и   фольклор»   [1, 11 (литературоведческий   термин   ЛИТЕРАТУРНЫЙ   ГЕРОЙ,   понятие   ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ   ГЕРОЯМ   (ГЕРОИ   ЛИТЕРАТУРНЫЕ   В   ПАМЯТНИКАХ));   к Большому   энциклопедическому   словарю   [23]   (термин   МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА)   и   малому  академическому  [20]   (понятие   ПУТЕВОДИТЕЛЬ);   к ресурсам   Википедии   (понятие   ПУТЕШЕСТВИЕ);   выясняя   значение   понятий ЭКСКУРСИЯ   [4]   и   ВИРТУАЛЬНАЯ   ЭКСКУРСИЯ   [22],   которые   имеют непосредственное   отношение   к   теме   работы,   остановилась   на   характеристиках, взятых из «Методических рекомендаций по подготовке и проведению краеведческих экскурсий».  ◄   При   выяснении   степени   изученности   темы   через   обращение   к   ресурсам Интернет­сети и библиотечно­информационной системы  автор­составитель проекта пришла   к   следующим   выводам:   выбранная   для   проекта   тема   мало   исследована, практически   отсутствуют   книжные   источники,   где   можно   было   бы   найти систематизированную   информацию   о   памятниках   литературным   героям;   в   сети Интернет­ресурсов можно встретить разрозненную информацию об этих памятниках, но   зачастую   один   сайт   (или   отдельный   пользователь)     копирует   изображение памятников с другого сайта; кроме того, нет ни одного сайта, где информация о памятниках была бы полной, т.е. включала бы все исходные данные: изображение, время   установки,   историю   созданию,   имена   скульпторов,   художников   и   т.д.   Нет также ни одного сайта, где можно было бы увидеть все существующие памятники литературным героям.  Таким образом, сделан вывод о научной новизне настоящего проекта (см. Справку­аннотацию проекта). ◄     Встречи   с   памятниками   литературным   героям   вызывают   у   людей положительные эмоции. Особенно эти встречи актуальны для детей, так как через знакомство с памятниками у них появляется интерес к литературным произведениям 12 и их авторам. Интерес к памятникам способствует воспитанию бережного отношения к историческим и культурным ценностям своей  страны.  С целью выявления знаний обучающихся о памятниках литературным героям, был проведён анкетный опрос (см. Приложение № 2) среди обучающихся МБОУ «СОШ № 28» города Кемерово. В анкетировании приняли участие 132 человека из 4­ 5­х, 6­х, 8­х классов. Для 83 (63%) школьников понятие «виртуальная экскурсия» незнакомо,   соответственно   49   школьников   (37%)   понимают   содержание   данного словосочетания.  На   вопрос  «Какие   вы   знаете   виртуальные   экскурсии?»  были   получены следующие ответы: Третьяковская галерея, Бородинское поле, выставка кристаллов, виртуальная экскурсия по Москве, Красная площадь, по городам, паркам, музеям; дом­музей   М.Лермонтова,   панорамы.   Анализ   ответов   на   второй   вопрос   анкеты обнаружил   противоречия   в       суждениях   троих   школьников:   среди   виртуальных экскурсий   эти   обучающиеся   указали   поисковую   систему  Google,   Интернет, экстремальные.   Следовательно,   данные   школьники   не   понимают,   что   такое «виртуальная экскурсия».   На   третий   вопрос   анкеты  «Знаете   ли   вы,   что   некоторым литературным   героям   установлены   памятники?»  утвердительный ответ, 42 (32%) – отрицательный. Те, кто дал утвердительный ответ, указали   среди   известных   им   памятников   следующие:   Русалочке   (62   человека), 90   (68%)   дали Бременским музыкантам (2), Шерлоку Холмсу (2), Золотой рыбке (10), Дюймовочке (7), Крокодилу Гене и Чебурашке (2), лесковской блохе (3), купцу Садко (4), герою украинской   сказки   «Жил­был   пёс»   (1).   Трое   учащихся   среди   памятников литературным   героям   назвали   дом­музей   Толстого,   который   памятником литературным героям не является, поэтому эти ответы вошли в число отрицательных. 13 103 человека (78%) из 132 опрошенных хотели бы получить информацию о памятниках литературным героям, 29 (22%) – нет.  Узнать о памятниках литературным  героям  ребята   хотели   бы  в следующей  форме:   от   учителя   на уроке –81 человек (61%), из библиотеки – 3 человека (2,4%), в ходе экскурсии (в том числе виртуальной) к памятнику – 74 респондента (56%), из Интернета – 20 (37%). Ответы на этот вопрос анкеты, как видно из гистограммы 1, подтверждают актуальность выбранной для проекта темы. Гистограмма 1 на уроке             экскурсия      Интернет     библиотека При   ответе   на   последний   вопрос   анкеты  «Как  вы  считаете,   нужна   ли современному   школьнику   информация   о   том,   какие   и   где   установлены памятники  литературным  героям?»  респонденты     в   количестве   100   человек (76%) дали утвердительный ответ. Среди аргументов они указали следующие: «Дети станут скоро роботами, а современному миру нужно развиваться», «Ученик расширит свой кругозор», «Дополнительные знания не помешают», «Каждый человек должен читать книги, знать, какие и где установлены памятники литературным героям», «Мы должны   знать   историю   литературы»,   «Это   интересно,   и   человек   культурно 14 развивается», «Каждый должен знать многое о своей стране», «Потому что лишним это не станет, а знания расширятся, да и разве это не интересно?!» К сожалению, следует   отметить,   что   23   человека   (2,4%)   считают   эту   информацию   лишней   для современного школьника. Лишь один из этих 32 привёл весомый аргумент: «Потому что мы разучились ценить всю красоту литературы». Семеро школьников считают, что «это необязательно для жизни», «без понятия, что это такое, мне это неважно», «зачем нам это». Двое считают, что данная информация не поможет в учёбе.  Таким образом, анкетирование показало, что большинство детей не владеют информацией о памятниках литературным героям, но для них эта тема всё же очень интересна. Это позволяет вновь сделать вывод об актуальности проекта, а также о его практической значимости (см. Справку­аннотацию проекта). По результатам проделанной работы на первом этапе был оформлен проект (его   теоретическое   обоснование,   план)   и   представлен   к   обсуждению   в   рамках методического объединения учителей русского языка и литературы школы, а также среди учащихся 6 «А», 7 «Б», 9 «А», «Б» классов.  Информационно­практический этап (планирование, отбор, группировка  информации,  создание  продукта проекта) № п/п 1. Мероприятия Сроки Участники Ответственные Выбор литературных героев. Ноябрь 2015 Кривошеева И.В. Авт.­сост. проекта, учащиеся 6«А», 7 «Б», 9 «А», «Б» 15 Ноябрь   2015  – май 2017 классов Авт.­сост. проекта, учащиеся 6 «А», 7 «Б», 9 «А», «Б» классов Ноябрь   2015  – май 2017 Авт.­сост. проекта  Кривошеева И.В. Инициативные группы учащихся Кривошеева И.В. Возможно обращение к помощи коллег­ учителей русского языка и литературы С ноября 2015 по май 2017, по мере сбора полного материала По мере готовности Каталогов Авт.­сост. проекта, Дидикова М.. Сухаренко М., учащиеся 9 «А» класса Авт.­сост. проекта Кривошеева И.В., спонсорская помощь родителей уч­ся (печать) Кривошеева И.В. 2. 3. 4. 5. 6.       Сбор   подробной информации о каждом из памятников литературным героям и обработка материалов. Систематизация найденной информации писателям программным   и внепрограммным   с указанием   класса   и изучаемого произведения. Составление Каталогов   печать.     и   их по Составление Путеводителей   по памятникам литературным героям   соответствии Каталогами.  Создание презентаций (виртуальных экскурсий)   Путеводителям.  в с к   По мере готовности Авт.­сост. проекта Путеводителей Инициативные группы учащихся Кривошеева И.В. Консультация Козлова М.И., учителя информатики Кривошеева 16 7. Создание По мере Авт.­сост. инициативных групп «экскурсоводов»   и обучение их ведению   экскурсий (заочных путешествий).  Запись   собранных материалов   на  CD­ диски. Организация проведение «путешествий»   к памятникам литературным героям.  и   8. 9. 10. Освещение   хода на   проекта школьном сайте. 11. Организация   исследовательской деятельности учащихся последующим участием   в   НПК   и конкурсах различного уровня. с готовности материалов проекта Инициативные И.В. По мере готовности материалов По мере готовности материалов, с ноября  2015 по май 2017  По мере готовности всех материалов С марта 2015 по май 2017 группы учащихся Авт.­сост. проекта Авт.­сост. проекта, учащиеся МБОУ «СОШ № 28», их кл. рук­ли, педагоги школы Кривошеева И.В.,  Полянская Н.А., администратор школьного сайта Авт.­сост. проекта Учащиеся 6«А», 7 «Б», 9 «А», «Б» классов (по желанию) Кривошеева И.В. Инициативные группы под руководством Кривошеевой И.В. Кривошеева И.В., Полянская Н.А., администратор школьного сайта Кривошеева И.В. 17 Краткое описание (содержание) информационно­практического этапа (этапа   планирования,   отбора,   группировки   материала,   создания   продуктов проекта) Работа над темой проекта на информационно­практическом этапе позволила изучить   географию   памятников   литературным   героям.   В   поиске   информации оказывали помощь как сами ребята, так и их родители. С ноября 2015 года по ноябрь 2016 года найдена информация о 234 памятниках литературным героям, при этом выяснилось, что поиск информации по теме проекта – процесс очень трудоёмкий и кропотливый.   К   примеру,   только   по   одному   памятнику   приходится   заходить   на несколько   сайтов,   чтобы   данные   совпали.   В   случае   получения   противоречивой информации   (так,   например,   вышло   с   памятником   Носу   майора   Ковалёва   из произведения   Н.В.Гоголя   «Нос»:   на   одном   сайте   указан   только   скульптор,   а   на других   –   и   архитектор,   и   художник   и   многие   другие   факты)   старалась   через поисковую   строку   находить   официальные   сайты   администрации   городов,   музеев, управлений культуры, чтобы просмотреть новостную ленту.  На текущий момент систематизирована и тщательно сверена информация о 82 памятниках   (в   скобках   указано   их   количество),   среди   которых   памятники литературным   героям   Антуана   де   Сент­Экзюпери   (11),   Г.­Х.   Андерсена   (15), В.П.Астафьева (1),   П. П. Бажова (13), Н. В. Гоголя (40, 4 из них – барельефы на памятнике писателю), Габдулле Тукаю (2).  Сведения об этих памятниках сведены в первую часть Каталога (см. Каталог,  Часть 1). В   соответствии   с   Каталогом   составлены   6   Путеводителей   (см. Путеводители),  которые   содержат   яркий,  увлекательный   материал,   позволяющий совершить   «путешествие»   в   далёкие   страны,   города     и   селения   к   героям литературных произведений разных эпох и народов. Путеводители  включают в себя 18 портрет   писателя,   изображения   всех   найденных   памятников   персонажам   его произведений, рассказ о них в форме экскурсии с обращением к читательскому и эмоциональному опыту слушателей (читателей), использованные ресурсы. Статьи в «Путеводителе…»   знакомят     зачастую   и   с   книгами,   чтобы   побудить   учащихся заглянуть на их страницы и узнать больше о мире, в котором живёт тот или иной литературный персонаж.  К   каждому   из   Путеводителей     создана   виртуальная   экскурсия   в   формате PowerPoint, которую можно использовать и на уроке, и во внеурочное время, а также рекомендовать   учащимся   для   самостоятельного   осмысления   материала   урока.   В каждую из виртуальных экскурсий включён не только иллюстративный и текстовый материал из Путеводителя, но и самостоятельно подобранные  автором­составителем проекта   и   инициативными   группами   учащихся   с   помощью   Интернет­ресурсов увлекательные   ролики,   клипы,   которые,   на   мой   взгляд,   помогают   усилить эмоциональное впечатление от увиденного. В течение 2015­2016 учебного года проведено четыре виртуальных экскурсии (путешествия) для обучающихся 4­го, 5­х и 7­го классов, продолжается работа по созданию «инициативных групп» экскурсоводов из числа обучающихся 7 «А», 8 «Б», 10 «А» и 11 «А»  классов. Материалы   записаны   на  CD­диски.   Каждый   диск   посвящён   отдельному писателю, эстетично и качественно оформлен. На диске содержится Путеводитель, Каталог   (часть   1),   изображения   всех   памятников   из   конкретного   Путеводителя   в формате JPEG, видеофайлы, включённые в презентацию.  Каталог,   Путеводители   и   презентации   выложены   на   сайте   методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 28» (см. сайт школы  http://school28kem.ucoz.ru/:   сайт   методического   объединения       учителей 19 русского   языка   и   литературы,   раздел   «Проектная   деятельность» https://sites.google.com/site/mofilologiigkemerovo/home). В   ходе   осуществления   мероприятий   данного   этапа   6   учащихся   проявили интерес к самостоятельной исследовательской работе, связанной с сопоставлением памятников   литературным   героям   и   текстов   художественных   произведений.   На данный момент двое учащихся из 6 успешно реализовали свой творческий потенциал, потенциал исследователей, выполнив работу по теме “«Маленький принц» Антуана де   Сент­Экзюпери   в   бронзе,   мраморе   и   монументальной   скульптуре”   и   достойно защитив   её:   2015­2016   учебный   год   –   Межрегиональная   поисково­краеведческая конференция   «Сибирия»   (Дидикова   М.,   Сухаренко   В.,   9   «А»,   сертификат участников),   2016­2017   учебный   год   ­  IV   Всероссийская   открытая   олимпиада научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции», секция «Историко­культурное наследие» (Дидикова М., Сухаренко В., 10 «А», Диплом  II степени).  Проект   и   промежуточные   его   продукты   подготовлены   к   участию   в муниципальном конкурсе методических разработок в декабре 2016 года. Этап рефлексии, презентации проекта и всех его продуктов Мероприятия Сроки Участники Ответственные На протяжении всего срока реализации проекта, с периодичностью 1 раз в неделю На протяжении всего срока реализации Авт.­сост. проекта, учащиеся 6«А», 7 «Б», 9 «А», «Б» классов Авт.­сост. проекта Кривошеева И.В. Кривошеева И.В.  20 № п/п 1. Анализ информации, решение промежуточных задач. 2. Выявление соответствия полученных 3. 4. 5. № п/п 1. 2.   и результатов проведённых мероприятий плану проекта. Оценка полученных результатов, коллективное   их обсуждение. проекта На протяжении всего срока реализации проекта Авт.­сост. проекта, учащиеся 6«А», 7 «Б», 9 «А», «Б»   Творческие  отчёты учащихся о работе в проекте. Май, сентябрь 2017 года Презентация проекта   со   всеми его продуктами. Сентябрь 2017 года Авт.­сост. проекта, учащиеся 6«А» (7 «А»), 7 «Б» (8»Б»), 9 «А», «Б» (10 кл.)   Авт.­сост. проекта Кривошеева И.В. Возможно обращение к коллегам­ учителям русского языка и литературы Кривошеева И.В. Кривошеева И.В. Негативные последствия, риски и издержки Негативные Пути преодоления последствия, риски и издержки Опасность   переоценки результатов проекта. Чрезвычайная загруженность   учащихся, возможных   участников проекта. Проводить   промежуточную   рефлексию мероприятий   на   протяжении   всего   периода осуществления проекта. Дозированное получение заданий учащимися по   теме   проекта   с   учётом   их   внеурочной занятости,   обращение   за   помощью   к родителям учащихся. 21 3. 4. Отсутствие   мотивации   у участников проекта.   Неумение учащихся самостоятельно   находить и обрабатывать информацию.   5. Малая   совместимость   со 6. 7.   при усердном здоровьесберегающими технологиями слишком   участии в проекте Возможная невостребованность продуктов проекта Недостаточная заинтересованность родителей в деятельности детей   –   участников проекта Наличие   яркого   рекламного   хода   в   форме игры «Узнай памятник литературного героя», просмотра   различных   видеосюжетов   о литературных памятниках. Подготовка   для   учащихся   методических советов, памятки по поиску информации для проекта и её обработки. Дозированное получение заданий учащимися по   теме   проекта   с   рекомендациями   по выполнению зрительной гимнастики. Учесть   яркость,   занимательность   подачи материала   о   памятниках   литературным героям,   разработать   конспекты   уроков литературы с включением в них материалов проекта.  Проведение   разъяснительной   работы   о целесообразности   участия   в   мероприятиях проекта   через   систему   информирования   и проекте, проведение родительских собраний, доведение   информации   об   успехах   в реализации мероприятий проекта. Средства контроля и обеспечение доступности результатов Для выявления эффективности реализации проекта и сравнения его основных характеристик с планом предполагается выполнение следующих практик: ▲Анкетный   опрос   участников   проекта  (см. выше   Краткое   описание (содержание) организационного этапа (этапа замысла)). ▲Рефлексия по проекту: 22 1)Ваши   чувства   и   ощущения   при   выполнении   задания   по   теме   проекта (опишите кратко). 2)Как вы осуществляли поиск?   3)Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий?  4)Что нового узнали при выполнении заданий проекта? 5)Что бы вы хотели пожелать по поводу проведения следующих проектов: – себе – … – учителю –… ▲ Оценка качества содержания материала о памятнике (памятниках) литературному  (­ым)   герою  (­ям):  есть   изображение   памятника,   присутствует информация   о   памятнике   (где,   когда   установлен,   авторы),   имеются   ссылки   на источник изображения и текста.  ▲ Выявление уровня читательской культуры при реализации проекта. Анкетный опрос: 1)Что   в   проекте   «Путешествие   к   памятникам   литературным   героям»   вам особенно заинтересовало?   Выберите несколько ответов  из списка и/или добавьте свой вариант ответа:  подбирать информацию по заданиям;  создавать презентации с учителем по теме проекта;  участвовать в исследовательской работе в рамках проекта; ○ ○ ○ ○ ○ 2)В   проекте «Путешествие к памятникам литературным героям» мне было трудно…  Выберите несколько ответов из списка и/или добавьте свой вариант ответа:  виртуальная экскурсия к памятнику литературному герою;  другое (добавь свой вариант ответа). ○  подбирать информацию по заданиям; 23 создавать презентации с учителем по теме проекта; ○ ○ ○ 3.Какие произведения, изучаемые (изученные) на уроках литературы, после  участвовать в исследовательской работе в рамках проекта;  другое (добавь свой вариант ответа). реализации проекта вам хотелось бы перечитать заново? ▲Востребованность материалов проекта на сайте методического объединения литературы: учителей https://sites.google.com/site/mofilologiigkemerovo/home, на сайте «Инфоурок.ру». языка   русского     и   Прогнозируемое дальнейшее развитие проекта 1.Создание   литературной   интерактивной   карты   «Памятники   литературным героям». 2.Создание  полного комплекта «Путеводителей к памятникам литературным героям» и виртуальных экскурсий к программе по литературе для 8, 9 и 11 классов. Обеспечение проекта Учебно­методическое обеспечение проекта 1.Подборка   методических,   информационных   статей   по   теме   проекта   (см. Библиографический список). 2.Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровиной. 3.Тексты   художественных   произведений:   В.П.Астафьев.   «Царь­рыба», П.П.Бажов.   «Хозяйка   Медной   горы»,   «Огневушка­поскакушка»,   «Серебряное копытце»,   «Каменный   цветок»;   Г.­Х.   Андерсен.   «Дюймовочка»,   «Гадкий   утёнок», «Новое платье короля», «Огниво», «Оле­Лукойе», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»; Антуан де Сент­Экзюпери. «Маленький принц»; Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий», «Нос», «Мёртвые души», «Тарас 24 Бульба»;   Габдулла   Тукай.   «Шурале»;   И.А.Крылов.   «Слон   и   Моська»,   «Ворона», «Волк   и   Ягнёнок»,   «Ворона   и   Лисица»,   «Зеркало   и   обезьяна»,   «Две   собаки», «Квартет», «Кукушка и Петух», «Свинья под дубом», «Осёл и Соловей», «Мартышка и Очки», «Стрекоза и Муравей». Материально­техническое обеспечение проекта Для   осуществления   проекта   имеется   учебный   кабинет,   оборудованный необходимыми   техническими   средствами:   экран,   ноутбук,   мультимедийный проектор, принтер. Финансово­экономическое обеспечение проекта № п/п 1. Наименование необходимого ресурса Приобретение   бумаги   для печати проекта, Путеводителей, Каталогов.   2.  3. 4. Приобретение   матовой   и глянцевой   фотобумаги   для выпуска   объявлений   о «путешествиях». Приобретение   дисков   для записи на них информации о памятниках   литературным героям. Печать материалов проекта. Финансирование 10 пачек, 1400­00 2 пачки, 300­00 100 штук, 1000­00 Не требуется Источники финансирования Добровольные пожертвования авт.­сост., родителей  Собственные средства автора­ составителя проекта Собственные средства авт.­ сост. проекта Печать осуществляется силами родителей на предприятии, авт.­сост. на цветном принтере, приобретённом на добровольные родительские 25 пожертвования Тема   работы   оказалась   увлекательной.     Приступая   к   её   изучению,   автор­ составитель не подозревала, что она настолько обширна и даже сложна. О некоторых памятниках   информацию   можно   было   найти   без   труда,   о   других   –   приходилось обратиться не к одному источнику Интернет­ресурсов; в отдельных случаях, кроме фотоизображения, ничего не обнаруживала.  Среди основных результатов своей работы отмечу следующие: 1.Информация   о   памятниках   литературным   героям,   содержащаяся   в текстовом   варианте   (в   библиотеках)   и   найденная   в   Интернет­ресурсах,   мною систематизирована, составлен  совместно с учащимися первый Каталог , куда вошли объективные данные о 82 памятниках литературным героям. Следует вместе с тем отметить,   что   и   этот   Каталог,   и   все   последующие   предусматривают   включение дополнений, в случае, если в ходе последующей работы будут обнаружены ещё какие­ то сведения о памятниках литературным героям, вошедшим в Каталог. 2.Представлены  6 Путеводителей и виртуальные путешествия  к каждому из   красочностью,   отличающиеся   эмоциональностью   подачи   материала, них, оригинальным оформлением. 3.Создано три группы «экскурсоводов» из числа учащихся 6, 7 и 9 классов и проведены   виртуальные   путешествия     к   памятникам   литературным   героям   Г­Х. Андерсена   для   учащихся   начальной   школы,   к   памятникам   литературным   героям П.П.Бажова   для   обучающихся   5а,   5б   классов,   к   памятникам   Маленькому   принцу Антуана де Сент­Экзюпери для школьников 7а класса.  4.К каждому Путеводителю прилагается диск CD­R (всего шесть). 5.В   рамках   проекта     осуществлена   научно­исследовательская   работа   по аналогичной теме, но уже ученицами  9 класса, в которой они изложили собственные 26 литературно­критические   оценки   отобранным   памятникам   в   плане   соответствия своему читательскому восприятию и переживанию; попытались выявить эстетическое решение памятников.  Один из возможных путей дальнейшего изучения памятников литературным героям   –   аспект   рецептивной   эстетики,   исследование   восприятия   памятников хорошим и плохим читателем книг, прочитавшим книгу или только посмотревшим мультфильм или кинофильм и т.д.  6.Работа   со   всеми   приложениями   в   настоящий   момент   имеется   в   фонде областной   научной   библиотеки   имени   В.Д.Фёдорова   и   в   районной   библиотеке «Родничок». Проект   способствует   формированию   всех   ключевых   компетенций,   Проект   является предполагаемых   Стандартом   общего   образования   РФ.   перспективным, так как предоставляет неограниченные возможности для творчества учащихся, интерпретации произведений. 27 Библиографический список 1.   Барышников,   Е.   П.   Литературный   герой  [Электронный   ресурс]/Е.   П. Барышников   //  Фундаментальная   электронная   библиотека   «Русская   литература   и фольклор». Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). – Режим доступа: http://feb­ web.ru/feb/kle/Kle­abc/ke4/ke4­3153.htm. Загл. с экрана. 2.Брокгауз, Ф. А.,  Ефрон  И., А.  Энциклопедический   словарь.  Современная версия. – М.: Изд­во Эксмо, 2005. – 672 с. 3.Даль, В. И.  Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4­х т. – М.: Изд­во АСТ, 2006. – 1280 с.  4.Даньшина,   И.   Н.   Что   такое   «виртуальная   экскурсия»?  [Электронный ресурс]/И. Н. Даньшина. – Режим доступа:: http://din474.jimdo.com/.  Загл. с экрана. 5.  Елшина, М. Про памятники   [Электронный ресурс]/М. Елшина. – Режим доступа: pamjatniki.htm. Загл. с экрана.  http://www.publiclibrary.ru/readers/hobby/club­pochemuchek­pro­ 6.Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Электронный ресурс]/Б. В. Емельянов. – Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm. Загл. с экрана. 7.Люди помешались на необычных памятниках [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.utro.ru/articles/2005/04/25/432411.shtml. Загл. с экрана. 8.Молева, Н. История новой Москвы или кому ставят памятники? [Текст]/Н. Молева. – М.: АСТ, Олипм, 2008. ­ 224с. 28 9.Необычные   и   забавные   памятники   со   всего   мира   Про   памятники [Электронный ресурс] ­  Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/showjournal. Загл. с экрана. 10.Необычные   памятники   России  [Электронный   ресурс]   –  Режим   доступа: http://log­in.ru/articles/629/. Загл. с экрана. 11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]/С. И. Ожегов. ­ Режим доступа: http://www.ozhegov.org/a.shtml. Заглавие с экрана. 12.Памятник  [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. Загл. с экрана. 13.Памятники  [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: http://litpamyatniki.narod.ru/fan.html. Загл. с экрана. 14.Памятники   литераторам   и   их   героям    [Электронный   ресурс].   –   Режим доступа: http://mikoy.moifoto.ru/85747. Загл. с экрана. 15.Памятники литературным героям [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tlt.poetree.ru/news/pamjatniki_literaturnym_gerojam. Загл. с экрана.  16.Памятники литературным героям [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.screen.ru/school/litmemory/mumu.htm. Загл. с экрана. 17.Памятники   писателям   и   литературным   героям  [Электронный   ресурс]– Режим доступа: http://www.gazeta.lv/story/8530.html. Загл. с экрана. 18.Памятники   и   фонтаны    [Электронный   ресурс]  –  Режим   доступа: http://paifo.ru/po­stranam/285­frantsiya/parizh.html?start=20. Загл. с экрана. 19.Петербургские   памятники   литературным   героям   и   профессиям доступа: ресурс] Режим   –  [Электронный     http://community.livejournal.com/russiantowns/648661.html. Загл. с экрана. 29 20.Путеводитель   [Электронный   ресурс]   /Малый   академический словарь//Энциклопедии, dic.com/enc_big/Skulptura­55302.html. Загл. с экрана. словари.     ­   Режим   доступа:  http://enc­ 21.Рубинштейн,   А.   М.   Герои   литературные   в   памятниках  [Электронный ресурс]/А.   М.   Рубинштейн   //  Фундаментальная   электронная   библиотека   «Русская литература   и   фольклор».   Краткая   литературная   энциклопедия   (КЛЭ).  –  Режим доступа: http://feb­web.ru/feb/kle/kle­abc/ke2/ke2­1412.htm. Загл. с экрана. 22.Самсонова, А. И. Методические рекомендации по подготовке и проведению краеведческих   экскурсий   обучающимися  [Электронный   ресурс]/А.   И.   Самсонова. Новокузнецк: http://www.kuztur42.narod.ru. Загл. с экрана. 23.Скульптура    [Электронный   ресурс]   /Большой   энциклопедический словарь/Энциклопедии, dic.com/enc_big/Skulptura­55302.html. Загл. с экрана.   словари.   –   Режим   доступа:    http://enc­ 24.Стрельникова,   А.В.   Необычные   памятники   как   объект   городского визуального   пространства   [Текст]/   А.В.   Стрельникова   //   Социологические исследования. – 2013.­ № 4. – С. 95­99.  Статья   доступна   в   базе   данных   East   View   (доступ   к   текстам   в   Зале информационно­библиотечных ресурсов областной библиотеки имени В.Фёдорова).  25.Тужулин, Н. Мир вокруг тебя Про памятники   [Электронный ресурс]/Н. Тужулин. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/encMir/78.htm. Загл. с экрана. 26.Шенкман, В. В гостях у памятника [Электронный ресурс]/В. В. Шенкман. – Режим доступа: http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200700717. Загл. с экрана. 30 Приложение № 1 Понятийная основа проекта ПАМЯТНИК: «Памятник, ­а, м. 1.Скульптурное или архитектурное сооружение в память кого­чего­н. Памятник Пушкину…» [11].   «Памятник  –   всё,   что   сделано   для   облегченья   памяти,   для   того   чтобы помнить дело, не забыть чего­либо» [3].    «Памятники, архит., 1)сооружения, возводимые с целью увековечить память данного лица или события…» [2].  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ: «Литературный   герой  —   образ   человека   в   литературе.   Однозначно   с литературным   героем   нередко   употребляются   понятия   «действующее   лицо»   и «персонаж». Иногда их отграничивают: литературным героем называют действующих лиц   (персонажей),   нарисованных   более   многогранно   и   более   весомых   для   идеи произведения. Иногда понятие «литературный герой» относят лишь к действующим 31 лицам, близким к авторскому идеалу человека (т. н. «положительный герой») или воплощающим героическое начало. Следует, однако, отметить, что в литературной   наряду   с   понятиями характер, тип и   образ, критике   эти   понятия, взаимозаменяемы»[1]. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ: «Герои   литературные   в   памятниках  —   воплощённые   в   монументальной скульптуре образы героев литературы» [21]. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА: «Монументальная   скульптура  (памятники,   монументы)   связана   с архитектурной   средой,   отличается   значительностью   идей,   высокой   степенью обобщения, крупными размерами; монументально­декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово­парковая скульптура)…» [23].  ПУТЕВОДИТЕЛЬ: «Путеводитель, ­я, м. […] 2.Справочное   издание,   содержащее   необходимые   сведения   для   поездки, путешествия или помогающее ориентироваться среди выставленных для обозрения материалов» [20]. ЭКСКУРСИЯ: «Экскурсия  –   продуманный   показ   достопримечательных   мест,   памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними» [22]. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ: 32 «Виртуальная   экскурсия  –   это   организационная   форма   обучения, отличающаяся   от   реальной   экскурсии   виртуальным   отображением   реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов» [4].  Основными преимуществами   виртуальной   экскурсии   к   памятникам литературным героям  являются следующие: Доступность ­ возможность осмотра без больших материальных и временных ◄ затрат; ◄ ◄ ◄ «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; Возможность осмотра в любое время; Возможность   многоразового   просмотра   экскурсии   и   прилагаемой информации. Приложение № 2 Анкета 1.Знаете ли вы, что такое «виртуальная экскурсия»? (Подчеркните нужное.) Да; Нет 2.Какие вы знаете виртуальные экскурсии? (Для тех, кто ответил  утвердительно на вопрос № 1.) 3.Знаете ли вы, что некоторым литературным героям установлены памятники? (Подчеркните нужное.) Да; Нет Если знаете, то укажите, каким и где? 33 _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _______________________________________________________ Если не знаете, хотелось бы вам получить информацию о них? (Подчеркните нужное.) Да; Нет. 5.В какой форме вам хотелось бы получить информацию о памятниках  литературным героям? (Выберите нужное.) А) на уроке от учителя Б) из библиотеки В) экскурсия (в том числе виртуальная) к памятнику Г) самостоятельный поиск информации в сети Интернет 6.Как вы считаете, нужна ли современному школьнику информация о том,  какие и где установлены памятники литературным героям?  Да; Нет Любой свой ответ (и утвердительный, и отрицательный) объясните. 34

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"

Проект "Путешествие к памятникам литературным героям"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.