Проект "Речевая агрессия школьников"
Оценка 4.7

Проект "Речевая агрессия школьников"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа
4 кл
07.02.2017
Проект "Речевая агрессия школьников"
Слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни - это интересный и своеобразный мир, имеющий свои законы, тайны и загадки, свою историю. Слова, как люди, рождаются, живут и служат нам, старятся, и даже умирают. Как редко можно услышать приятные слова от людей на улице, в общественных местах или от друзей. Зато разговорная речь «богата» на обидные слова. В чем «секрет» популярности подобных слов? Рассмотрим стилистические и семантические особенности наиболее часто встречающихся в речи обидных слов. Из огромного списка обидных слов мы выбрали слова, которые часто приходится слышать дома или на улице: «негодяй», «дурак», «идиот», «лох», «коварный тип». Мы обратились к разным источникам и раскрыть тайны их происхождения.
проект 3 класс Речевая агрессия.doc
Городской конкурс проектов и исследовательских работ обучающихся 1­4 классов Исследовательская работа «Речевая агрессия младших школьников »                                                                                                                                               Автор работы:                                                                              Научный руководитель:  ученик  4 класса А                                                                          учитель начальных классов           МОУ СОШ №13                                                                                МОУ СОШ №13 Александров Всеволод         Винничук Г.И. г. Оленегорск                             2017 г. Оглавление 2 1. Введение  Определение цели и задач исследования…………………………………………………… 3 2. Основная часть 2.1. В гостях слова или из истории некоторых слов. Некоторые тайны слов…………….4­5 2.2. Мифы и факты об обидных словах……………………………………………………….5­6 3. Социологические исследования 3.1. Анкетирование…………………………………………………………………………….. 6 3.2. Эксперимент………………………………………………………………………………..6­7 4. Заключение……………………………………………………………………………….7­8 5. Литература…………………………………………………………………………………8 6. Приложение………………………………………………………………………………..9­26 «Какое ты слово скажешь, такое и в ответ получишь» Древнегреческий философ Гомер 3 1. Введение            Наша жизнь ­ это ежедневное общение с родителями, взрослыми, друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Поэтому легко заметить, что в нашей среде, заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски.          Даже содержательный разговор многое теряет, если речь собеседника засорена грубыми, неуместными словами. Очень обидно, что многие наши ребята не могут выразить свою мысль связно, без сквернословия.             Мы   часто   слышим   в   свой   адрес   дополнительные,   неприятные   «комплименты».   Как реагировать, если тебя называют «идиотом», «лохом» или «дураком»? Подобные обращения становятся   нормой.   Они   являются   не   только   оскорбительными,   но   и   вызывают   вспышки агрессии. Я задумался: почему люди используют в речи обидные слова, и можно ли исправить ситуацию? Актуальность работы  заключается в том, что мы попытались изучить этимологию обидных слов и обогатить нашу речь красивыми, звучными словами и выражениями. Таких слов часто бывает достаточно, чтобы успокоить человека, убедить его, пробудить благородные чувства. Тема   моего   исследования  «Речевая   агрессия   среди   младших   школьников   или   некоторые тайны слов».      Интерес к данной теме был вызван следующими факторами: ­ ­ все слова имеют значение и часто несут дополнительный смысл; ­ есть слова, которые нам приятно слышать, на другие мы реагируем с обидой; ­ взрослые и дети употребляют огромное количество обидных слов, не задумываясь об их ­ ­ значении, а многие добрые слова в речи не используют.  Цель исследования: доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость отрицательно  влияет не только на других, но и на нас самих. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить литературу по теме. 3. Выявить факторы, влияющие на речевую культуру школьников. 4.   Провести   анкетирование   среди   детей   и   взрослых   на   предмет   целесообразности использования грубых, обидных слов. 5. Выяснить причины употребления обидных слов. 6. Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов. 7. Создать альбом класса «Добро в твоем сердце» 8. Дать полезные советы и рекомендации. Объект исследования ­ дети и взрослые.  Предмет исследования ­ этимология грубых, обидных слов.                                                        Гипотеза исследования ­ наше исследование привлечет внимание к данной проблеме, и дети будут более бережно обращаться со словами, щадить чувства других. Методы и приемы исследования:  наблюдение, беседа, работа со словарем, анкетирование, анализ, классификация и эксперимент.  2. Основная часть                                                                                                                  4 2.1. В гостях у слова или из истории некоторых слов. Некоторые тайны слов. «У наших слов есть крылья, но они летят не туда, куда бы нам хотелось» Дж. Элиот.         Слова, которыми мы пользуемся в повседневной жизни ­ это интересный и своеобразный мир, имеющий свои законы, тайны и загадки,  свою историю. Слова,  как люди,  рождаются, живут и служат нам, старятся, и даже умирают. Как редко можно услышать приятные слова от людей на улице, в общественных местах или от друзей. Зато разговорная речь «богата» на обидные слова. В чем «секрет» популярности подобных слов? Рассмотрим стилистические и семантические особенности наиболее часто встречающихся в речи обидных слов.      Из огромного списка обидных слов мы выбрали слова, которые часто приходится слышать дома или на улице: «негодяй», «дурак», «идиот», «лох», «коварный тип».   Я обратиться к разным источникам и  раскрыть тайны их происхождения. И вот, что я выяснил: А) Почему «негодяй» уже не негодяй?       Повстречались как­то на бумаге «Негодяй» с «Негодяем». Познакомились, разговорились. «У меня неприятности, ­ говорит один. Ввели в России в XIX веке рекрутский набор. И рад бы Родине послужить, да не годный я. Здоровье не то. Раз в армии не служил, значит, негодяй».            «И   я   ­   негодяй,   ­   говорит   другой.   Вот   уже   два   века   я   ­   черствый,   равнодушный, бесчеловечный субъект. И заметь, армия тут ни при чём»          А   в   современном   языке   значение   слова   «негодяй»   забыто,   хотя   само   слово   активно используется.   Таких   примеров,   когда   первоначально   слово   не   содержало   даже   намека   ни оскорбление, много. Б) Сколько лет «дураку»?        В документах  XV­XVII  вв. слово «дурак» встречается в качестве второго нецерковного имени, его использовали, чтобы обмануть злых духов ­ мол, что с «дурака» взять. Истории известны Князь Федор Семенович Дурак Кемский, московский дьяк Дурак Мишурин. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии ­ Дуров, Дураков, Дуринова. Согласно другой версии, первого родившегося в семье ребенка называли «Первак», следом шли «Вторак» и «Третьяк». Четвертый по счету ребенок ­ «Другак». Но выговаривать слово было сложно, и, «Другака» переименовали в «Дурака». В) Хорошо ли быть «идиотом»? Греческое слово «идиот» не содержало даже намека на психическую болезнь. Древние греки относились к общественной жизни ответственно и называли себя «политэс». Тех, кто не ходил на голосование, граждане не уважали и называли «идиотэс». Вскоре слово обросло новыми пренебрежительными оттенками ­ ограниченный, неразвитый, невежественный человек. В этом значении дошло слово и до наших дней. Г) Почему «лоха» берут голыми руками? «Лох» ­ популярное сейчас словечко. У жителей Севера оно относилось к рыбе ­ лососю, сёмге. Каждый год, через крутые каменистые пороги, идет лосось к месту нереста. Отнерестившись, рыба теряет  последние  силы  и израненная, сносится вниз по течению. А там ее уже ждут хитрые рыбаки и берут лоха буквально голыми руками. Со временем «лохом» стали называть человека, которого легко обмануть. Рассчитанные на доверчивых людей ­ «простофиль» образовались слова и выражения: «лохануться», «развести лохов», «лохотрон». Е) Малое слово большую обиду творит.       5      XX век «подарил» нашим гражданам много обидных слов. Высмеивали людей недалеких, с недостатками или со странностями: «Дылда», «Чмо», «Бомба», «Жлоб», «Ботан». Интересна  история   появления   выражений:   «Конь   педальный»   или   «Конь   в   пальто».   Любого   могли оскорбить этим самым «Конем» (хотя вряд ли кто помнит об игрушке советских времен ­ лошадке на колесах, прообразе обидных слов). Ж) Не смотри на кличку, а смотри на птичку.     А сколько «обидных» слов, образуется от фамилий человека. Они легко врезаются в память, еще   легче   срываются   с   языка.   Обидчики   не   задумываются   об   их   значении   и   не   обращают внимания, какое действие оказывают эти слова на окружающих.       Как оказалось, многие слова раньше были вполне безобидными, а в наше время приобрели дополнительные оскорбительные оттенки. Некоторые считают, что ничего страшного в этом нет, даже не замечают, когда их произносят, а другие очень остро реагируют на них. 2.2. Мифы и факты об обидных словах      Да, обидные слова существуют в нашей жизни, и отношение к ним совершенно разное. Мы обратились  к родителям с просьбой рассказать, что они думают о речевой агрессии среди детей. 60% опрошенных обеспокоены тем, как говорят их дети. Однако, 40% считают, что в нашем жестоком мире по­другому не выжить. Кто же из взрослых прав? Мы решили развеять некоторые   мифы   взрослых   о   данной   проблеме,   опираясь   на   исследования   психологов   и собственный небольшой опыт.                                                      Миф   1.Младших   школьников   мало   интересует такая подростковая проблема, как общение, взаимоотношения, дружба. Факт  1.Так думают многие, но факты свидетельствуют об обратном: дети в возрасте 7­10 лет не отдают себе отчета в том, настоящая дружба или мнимая, и готовы ради друзей на все. 2.Оскорбление   ­   относительно   безвредное занятие. Так поступают все.   3.Использование   в   речи   обидных   слов, агрессивное   поведение   делают   ребенка взрослее,   придают   превосходство   над другими людьми   4.Ребенок   перенимает   нормы   поведения,, существующие   в   семье.   Если   родители   не говорят друг другу и своим детям обидных слов, то этого достаточно, чтобы их ребенок вырос культурным и вежливым.  5.Кто в детстве не имел обидного прозвища? Ничего страшного, вместе с детством уйдут и такие   прозвища   как   «Урод»,   «Каракатица», «Чайник», «Тумба­Юмба» и другие.   2.Нелицеприятные слова, оскорбления – главный фактор детских неврозов, вспышек агрессии. 75% детей,   услышавших   в   свой   адрес   обидные   слова, теряют   над   собой   контроль,   отвечают   тем   же, становятся   злыми,   ввязываются   в   драки.   С возрастом агрессия перерастает в жестокость.   3.Психологи   утверждают:   таким   способом   дети пытаются   определить   место   каждого   в   «детской стае»   и   включают   сигнал…  SOS!!!   Такие   дети требуют   особого   внимания:   они   обычно   имеют низкую самооценку, неуверенны в себе, не могут сопротивляться давлению окружающих.   4.Не   обсуждая   с   ребенком   проблем   общения, взаимоотношений   с   другими   людьми,   родители совершают ошибку. К сожалению, такие родители не  6являются   единственными   образцами   и ролевыми моделями для своих детей.   5.Вместе   с   детством   не   уходят   причины,   по которым возникли обидные «дразнилки». «Тумба» так и не избавилась от лишнего веса, а «Чайник» все   так   же   робок   и   нерешителен,   особенно   на дорогах.   Все   могло   бы   быть   по­   другому, отреагируй взрослые вовремя. негативному                 Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод: речевая агрессия существует. Она оказывает негативное влияние на ребенка. Но часть родителей остается в стороне от детских проблем.   Мы  можем   подтвердить   это   и   своими   собственными   примерами,   так  как   нам   не нравится слышать в свои адрес разные обидные слова, и мы всегда очень переживаем и не знаем, как поступить в данной ситуации. 3. Социологические исследования Обидеть, что ударить! Приласкать ­ нужно слова искать. Народная мудрость 3.1. Анкетирование      Чтобы выявить причины, по которым дети используют в речи обидные слова, мы составили анкету: 1. Употребляете ли вы обидные слова в адрес друг друга? 2. Что чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова? 3. Где можно услышать обидные слова? 4. Почему друг другу говорят обидные слова?              Как показало анкетирование, 82% учащихся утвердительно ответили на 1 вопрос. 70% детей очень болезненно реагируют па подобные слова, 59 % злятся и в ответ сами обзываются, 23%   лезут   в   драку,   27%   стараются   не   показать   вида,   что   им   больно,     а   3%   опрошенных стараются никак не реагировать на оскорбления (вопрос №2)            На 3 вопрос, где вы слышите подобные слова, 53% учащихся указали сверстников и старшеклассников, а 24% постоянно слышат их в семье. Не отличаются культурой речи 9% героев   компьютерных   игр,   8%   соседей,   6%  детей   назвали   телевидение.   Таким   образом,  на формирование речевой культуры школьника большое влияние оказывают сверстники, семья, школа.         Причины использования ругательных слов (вопрос №4) следующие:  а) потому что все обзываются; б) потому что дети не знают, что обозначают эти слова; в) считают, что так до другого быстрее дойдет;  г) чтобы обидеть другого; д) посмеяться над тем, кто слабее;  с) показать свое превосходство; ж) им все позволено, так как они богаче;  з) от жестокого сердца.  3.2. Эксперимент       Вот бы было здорово обходиться в речи без обидных слов! Мы часто говорим об этом на классных часах. Но многие дети по­прежнему обзываются и обижают друг друга. Тогда  Галина Ивановна   подсказала,   а   умные   книги   помогли   нам   узнать,   что   есть   такие   слова,   которые приятно   слышать   каждому   и   их   огромное   количество.   Так   появилась   идея   провести эксперимент по поиску добрых слов.               Как   показала   практика,   многие   учащиеся   согласны,   что   наша   речь   загрязняется,   и согласились поучаствовать в эксперименте по поиску добрых слов. Мы предложили обсудить следующие вопросы: 1. Какие добрые слова ты слышишь или говоришь сам чаще всего?                                            7   2. Что нужно делать для того, чтобы люди поменьше говорили друг другу обидные слова?       Для того, чтобы проверить уровень использования учениками добрых слов, мы записывали их в специальном уголке. Чаще всего ребята писали такие слова, как: спасибо, пожалуйста,  здравствуй,   до   свидания,   дружба.   А   так   же:   поздравляю,   молодец,   очаровательно, выздоравливай, благодарю. Таких слов оказалось около 50.      А мы, просмотрев словари, выяснили, что в русском языке более 500 добрых слов. Чтобы исправить   ситуацию,   мы   решили   пополнять   свой   словарный   запас.   Все   одноклассники   и родители   поддержали   нас,  и   мы   начали   составлять   альбом   нашего  класса   «Добро  в   твоем сердце!   В   этот   альбом   мы   стали   собирать   слова,   советы,   пословицы,   поговорки   по   теме, афоризмы известных людей, стихи и сказки собственного сочинения.      Вот несколько добрых советов: 1. Выпустил словечко ­ не догонишь и на крылечке! 2. Нагрубил ­ извинись!  3.  Вместо 1 плохого слова скажи 10 хороших слов! 4. Следи за своей речью! Используй больше добрых слов! 5. Не забудь! Когда живется дружно, что может лучше быть: и ссориться не нужно, и можно всех любить! 4. Заключение «Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова» М. Горький        Итак, использование разных ругательных слов ведёт к обеднению индивидуального словаря и напряжённым отношениям между людьми. Чтобы улучшить отношения, терпимее относиться друг   к   другу   мы   начали   составлять   альбом   с   добрыми   советами.   Провели   мероприятия: классный час «Хочу узнать о себе правду», акцию «Не нужно ссориться!», составили памятку для малышей, которые придут 1 сентября в нашу гимназию «Советы из первых уст», собрали афоризмы  ­ кладезь мудрости,  различные  тесты, которые подскажут,  как правильно  нужно относиться друг к другу.       Подводя итоги, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась ­ исследование привлекло внимание к данной проблеме, конфликты не исчезли, но их стало меньше. Мы стали бережнее относиться   к   словам.   Таким   образом,   представленные   в   работе   исследования   позволяют сделать следующие выводы: 1.Некоторые ругательные слова были раньше довольно безобидными словами, а оскорбительный смысл приобрели в современное время. 2. Стилистически ограниченная лексика оказывает негативное влияние на формирование  словарного запаса младших школьников. 3. Источником формирования речевой культуры является семья, сверстники, старшеклассники, компьютерные игры, телевидение. 4. Как показало анкетирование, дети используют ругательные слова, потому что слышат их  вокруг себя, произносят их, часто не вникая в смысл слова.  Практическая значимость работы  состоит в том, что её результаты помогут нам в жизни; могут  быть  использованы   на  уроках  русского  языка,  на  классных   часах   и  для   дальнейшей научной   работы.   Работа   послужит   средством   освоения   толерантного   поведения   в межнациональном общении, будет формировать терпимое отношение друг к другу. Вот несколько советов, которые я хочу дать. 1. Игнорируй оскорбления. 2. Не говори другим таких слов, которые не хочешь услышать сам! 8 3. Самый эффективный способ общения ­ обращение по имени. 4. Дарите всем только прекрасные слова. Желаем вам приятного общения и добрых друзей! Спасибо за внимание!  5. Список использованной литературы  Большой энциклопедический словарь (Языкознание). М., 1998.  Лютова Е.К. , Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2001  Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.  JT.: Лениздат, Социально­ коммерческая фирма «Человек», 1999.  Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996  Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1995.  Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь­справочник лингвистических терминов. М., 1985.  Словарь афоризмов русских писателей / Королькова А.В., Ломов А.Г.; под рук. д­ра филол. наук, проф. Тихонова А.Н. ­ 2­е изд., стереотип. ­ М.: Рус. яз.­ Медиа, 2005  Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь / Авт. Зимин В.И. и др. М. :Школа­ Пресс, 1994.  Фопель К. А. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и  упражнения: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.  Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.  Щербинина Ю.В. "Если ребёнок грубиян..." М.: Ювента, 2006. Ресурсы Интернет      ru/referats/preview/72470/17  m.ru/show_work.php?work=38068 http://5ballov.qip.   http://zakazdiplo   http://www.dissercat.com/content/vliyanie­ekspozitsii­sotsialnoi­agressii­na­agressivnost­ mladshego­shkolnika

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"

Проект "Речевая агрессия школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017