Проект "Сам себе логопед"
Оценка 4.6

Проект "Сам себе логопед"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
дефектология
Детсад
02.04.2017
Проект "Сам себе логопед"
Публикация является частью публикации:
Проект Сам себе логопед.docx

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

Комитет образования Администрация «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка»

 

 

 

 

                    ПРОЕКТ

Сам себе логопед

 

 

 

 


Руководитель проекта:

 Унгефуг Евгения Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ «Звездочка»

 

 

 

 

п.Игрим

2017г.

Содержание:

 

Паспорт проекта.

Пояснительная записка.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта.

«Сам себе логопед»

Руководитель проекта.

Унгефуг Евгения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Звездочка»

На какую аудиторию рассчитан проект.

Проект рассчитан на аудиторию родителей воспитанников ДОУ

Участники проекта.

-       учитель-логопед

-       родители

-       воспитатели

Тип проекта.

по доминирующей деятельности –  практико-ориентированный;

по комплексности – монопроект;

по координации и характеру контактов – внутренний;

по количеству участников – групповой;

по продолжительности – долгосрочный.

Сроки реализации проекта.

Ежегодно (сентябрь – май), пока не исчерпается актуальность данного проекта.

Проблема.

Необходимость создания условий для эффективного включения родителей к коррекционно-развивающий процесс.

Цель проекта.

Формирование родительской компетентности в вопросах речевого развития и коррекции речевых дефектов у дошкольников для создания необходимых условий закрепления результатов логопедической коррекции в домашних условиях.

Задачи проекта.

Задачи:

1.     Изучить  научную и методическую литературу по выбранной теме.

2.     Определить круг вопросов, которые необходимо разъяснить родителям.

3.     Разработать и провести мероприятия для повышения родительской компетентности.

4.     Представить результаты опыта педагогическому сообществу.

Ожидаемые результаты.

1.     Будут созданы условия для повышения родительской компетентности в вопросах оказания логопедической помощи дошкольникам.

2.     Родители приобретут теоретические знания и практические навыки, необходимые для закрепления с ребенком умений, полученных на логопедических занятиях.

3.     Увеличится количество родителями, активно участвующих в коррекционно-образовательном процессе.

Продукты проекта

1.       Модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда.

2.       Анкеты для работы с родителями.

3.       Цикл консультаций «Помощники логопеда».

4.       Материалы выступлений на родительских собраниях.

5.       Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»

6.       Материалы папок-передвижек для родителей.

7.       Игротека в кругу семьи (игры для развития речи).

 

 

Пояснительная записка к проекту.

Проект реализуется в рамках оказания логопедической помощи воспитанникам ДОУ, как средство организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Содержательная составляющая данного проекта направлена на формирование и повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития и коррекции речевых дефектов у дошкольников, что позволяет помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка и стать полноценными активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

В соответствии с новым Законом «Об образовании в РФ» именно родители несут ответственность за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка, а образовательные организации оказывают им  помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как  в этом случае удается создать единое пространство речевого развития ребенка. Именное осознанное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс  позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы. Повышению уровня готовности родителей к участию в коррекционно-логопедической работе способствует система работы педагогов с родителями, направленная на развитие теоретического и практического компонентов педагогической компетентности в процессе поэтапного сопровождения семьи на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ.

 Взаимодействияе с семьей в коррекционно-логопедическом процессе строится на основе гуманистического, онтогенетического, системного, личностно-ориентированного подходов и на принципах развития, закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Позиция родителей не всегда характеризуется направленностью на сотрудничество. Выделены подгруппы родителей: инициативных, которые активно участвуют в коррекционном процессе, стремятся к сотрудничеству и видят в нем залог успешного развития речи ребенка; ситуативно-инициативных, принимающих участие в коррекционном процессе лишь по просьбе логопеда; пассивных, не стремящихся к сотрудничеству вообще. Эта группа самая малочисленная, но и самая сложная.

Ежегодное анкетирование родителей, проходящее в конце учебного года с целью оценить эффективность работы учителя-логопеда, позволяет выявить следующие моменты: родителей видят положительный результат работы логопеда, считают работу эффективной и признают необходимость организации логопункта в ДОУ, но в среднем только 70-80%, регулярно закрепляют с ребенком сформированные навыки, остальные закрепляют навыки от случая к случаю, и некоторые родители, считают, что их ребенок справится сам, без их помощи. Часть родителей испытывают определенные трудности при выполнении домашних заданий, чаще всего это отсутствие желания у ребенка заниматься и его быстрая утомляемость, отдельные родители отмечают, что  не уверены в правильности выполнения заданий. Анкетирование родителей, проведенное с целью выяснить уровень родительской компетентности по вопросам развития речи (анкета 1) показало:

89% - родителей беспокоит речевое развитие собственного ребенка,

33% - стараются найти информацию, о  том, как развивать речь ребенка,

88% - хотели бы повысить свою компетентность и согласны на сотрудничество,

100% - считают, что занимаются речевым развитием  своего ребенка (беседуют, читают),

только 11%  - играют в словесные игры.

Все это доказывает необходимость совершенствования процесса взаимодействия учителя-логопеда и родителей и проведение мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей по развитию детской речи.

Организация взаимодействия с родителями выстраивается на основных постулатах пошаговой технологии продвижения к контакту и взаимопониманию, предложенной Д. Филоновым. Использование данной технологии позволяет преодолеть настороженность родителей, подвести к адекватному общению, при котором слова учителя-логопеда начинают вызывать нужную реакцию у родителей. Суть технологии заключается в следующем: доверительное общение возникает только как естественное желание с обеих сторон, процесс взаимодействия должен развиваться последовательно и поэтапно (попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие).

 


 

 

Модель взаимодействия

 учителя-логопеда с родителями.

 

 


 

Этапы проекта

 

Этапы

Содержание

Форма

Участники

Сроки

Подготовительный

Создание условий для реализации проекта

-      Изучение литературы по данному вопросу.

Учитель-логопед

 

Сентябрь

-      Подготовка анкет для оценивания родительской компетентности, проведение анкетирования.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели

-      Определение круга тем, с которыми необходимо познакомить родителей и разработка мероприятий по выбранным темам.

 Учитель-логопед

Повышение родительской компетентности

Выступления на родительских собраниях:

«Чтобы малыш говорил правильно». Младшая группа.

«Один день из жизни или где найти время для развития речи ребенка». Средняя группа.

«Использование компьютерных игр для совершенствования речевых навыков у детей». Старшая группа.

«Грамота и грамотность. Как подготовить ребенка к школе». Подготовительная группа.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели

Октябрь-ноябрь.

Цикл консультаций «Помощник логопеда» для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь:

«Причины речевых нарушений», «Артикуляционная гимнастика. Правила выполнения», «Развитие правильного физиологического и речевого дыхания», «Роль фонематического восприятия  в формировании речи ребенка», «Правила автоматизации звуков».

Учитель-логопед,

родители.

 

Один раз в  месяц, октябрь-февраль.

Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь: особенности речевого развития ребенка, практическое применение упражнений и игр, необходимых ребенку, по показаниям, работа в индивидуальных тетрадях, рекомендации по дальнейшему развитию  речи ребенка после окончания логопедических занятий.

Учитель-логопед,

родители.

 

В течение учебного года.

Открытое итоговое занятие для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь: демонстрация результатов работы и практических приемов и упражнений для подготовки детей к школьному обучению.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели

Апрель.

Наглядные средства просвещения родителей:

Игротека в кругу семьи (игры для развития речи).

Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»: «Волшебные звуки вокруг нас», «Чтобы речь была красивой»,  «Чтоб язычок был послушным», «Сухой бассейн для маленьких пальчиков», «Полезные игры для маленьких пальчиков».

Папки-передвижки: «Возрастные нормы речевого развития», «Причины речевых нарушений», «Считалки и компания», «Великий и могучий. Почему наши дети с трудом пишут по- русски?», «Девочки и мальчики, тренируйте пальчики», «Научился говорить… А дальше?», «Врожденная грамотность, играючи!», «Учимся восхищаться природой!», «Начало грамоты. Умение слышать слово», «Как дети учат друг друга», «Если малыш не говорит».

Учитель-логопед,

родители.

В течение

учебного года

Итоговый

Оценка результатов проведенной работы

Итоговое анкетирование родителей.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели.

 

Май

Анализ логопедом работы по взаимодействию с родителями.

Представление результатов работы педагогическому сообществу (педсовет, личный сайт).

 

Для оценки эффективности проекта использовались  методы  наблюдения и беседы, анкетирование, совместная рефлексия.

Результаты реализации проекта полностью совпадают с ожидаемыми: созданы условия для повышения родительской компетентности в вопросах оказания логопедической помощи дошкольникам, родители приобрели теоретические знания и практические навыки, необходимые для закрепления с ребенком умений, полученных на логопедических занятиях, увеличилась активность родителей, участвующих в коррекционно-образовательном процессе. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования (анкета 2) и анализ логопедом работы по взаимодействию с родителями. 100% родителей считают, что повысили свою компетентность в вопросах развития речи детей, информация для них оказалась полезной, 44% будут продолжать свое самообразование, 83% считают, что стали уделять развитию речи ребенка больше внимания. Анализ работы по взаимодействию с родителями, показал возросшую активность родителей: самостоятельное обращение родителей за индивидуальной консультацией выросло на 40%, на 25% выросло количество родителей, регулярно закрепляющих с детьми навыки, полученные на логопедических занятиях.

Предлагаемый проект может быть использован логопедами, воспитателями дошкольных учреждений.

 


 

Список использованной литературы:

1.       Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.

2.       Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.       Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

4.       Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.

5.       Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.

6.       Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.

7.       Монахова Т.В., Преемственность в речевой работе детского сада и семьи //Научно-методический журнал. Логопед. -2006. - №5.

8.       Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11.

9.       Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед. -2007. - №2.

 

Приложение

Анкеты для родителей.

Цикл консультаций «Помощники логопеда».

Материалы выступлений на родительских собраниях.

Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»

Материалы папок-передвижек для родителей.

Игротека в кругу семьи (игры для развития речи).


 

Проект "Сам себе логопед"

Проект "Сам себе логопед"

Содержание: Паспорт проекта

Содержание: Паспорт проекта

Ожидаемые результаты. 1

Ожидаемые результаты. 1

Позиция родителей не всегда характеризуется направленностью на сотрудничество

Позиция родителей не всегда характеризуется направленностью на сотрудничество

Этапы проекта Этапы

Этапы проекта Этапы

Этапы проекта Этапы

Этапы проекта Этапы

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017