Ханты-Мансийский автономный округ
Тюменская область
Комитет образования Администрация «Березовский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звездочка»
ПРОЕКТ
Руководитель проекта:
Унгефуг Евгения Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ «Звездочка»
п.Игрим
2017г.
Содержание:
Паспорт проекта.
Пояснительная записка.
Список использованной литературы.
Приложение.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта. |
«Сам себе логопед» |
Руководитель проекта. |
Унгефуг Евгения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Звездочка» |
На какую аудиторию рассчитан проект. |
Проект рассчитан на аудиторию родителей воспитанников ДОУ |
Участники проекта. |
- учитель-логопед - родители - воспитатели |
Тип проекта. |
по доминирующей деятельности – практико-ориентированный; по комплексности – монопроект; по координации и характеру контактов – внутренний; по количеству участников – групповой; по продолжительности – долгосрочный. |
Сроки реализации проекта. |
Ежегодно (сентябрь – май), пока не исчерпается актуальность данного проекта. |
Проблема. |
Необходимость создания условий для эффективного включения родителей к коррекционно-развивающий процесс. |
Цель проекта. |
Формирование родительской компетентности в вопросах речевого развития и коррекции речевых дефектов у дошкольников для создания необходимых условий закрепления результатов логопедической коррекции в домашних условиях. |
Задачи проекта. |
Задачи: 1. Изучить научную и методическую литературу по выбранной теме. 2. Определить круг вопросов, которые необходимо разъяснить родителям. 3. Разработать и провести мероприятия для повышения родительской компетентности. 4. Представить результаты опыта педагогическому сообществу. |
Ожидаемые результаты. |
1. Будут созданы условия для повышения родительской компетентности в вопросах оказания логопедической помощи дошкольникам. 2. Родители приобретут теоретические знания и практические навыки, необходимые для закрепления с ребенком умений, полученных на логопедических занятиях. 3. Увеличится количество родителями, активно участвующих в коррекционно-образовательном процессе. |
Продукты проекта |
1. Модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда. 2. Анкеты для работы с родителями. 3. Цикл консультаций «Помощники логопеда». 4. Материалы выступлений на родительских собраниях. 5. Серия буклетов «В помощь заботливым родителям» 6. Материалы папок-передвижек для родителей. 7. Игротека в кругу семьи (игры для развития речи). |
Пояснительная записка к проекту.
Проект реализуется в рамках оказания логопедической помощи воспитанникам ДОУ, как средство организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Содержательная составляющая данного проекта направлена на формирование и повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития и коррекции речевых дефектов у дошкольников, что позволяет помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка и стать полноценными активными участниками коррекционно-развивающего процесса.
В соответствии с новым Законом «Об образовании в РФ» именно родители несут ответственность за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка, а образовательные организации оказывают им помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как в этом случае удается создать единое пространство речевого развития ребенка. Именное осознанное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы. Повышению уровня готовности родителей к участию в коррекционно-логопедической работе способствует система работы педагогов с родителями, направленная на развитие теоретического и практического компонентов педагогической компетентности в процессе поэтапного сопровождения семьи на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ.
Взаимодействияе с семьей в коррекционно-логопедическом процессе строится на основе гуманистического, онтогенетического, системного, личностно-ориентированного подходов и на принципах развития, закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Позиция родителей не всегда характеризуется направленностью на сотрудничество. Выделены подгруппы родителей: инициативных, которые активно участвуют в коррекционном процессе, стремятся к сотрудничеству и видят в нем залог успешного развития речи ребенка; ситуативно-инициативных, принимающих участие в коррекционном процессе лишь по просьбе логопеда; пассивных, не стремящихся к сотрудничеству вообще. Эта группа самая малочисленная, но и самая сложная.
Ежегодное анкетирование родителей, проходящее в конце учебного года с целью оценить эффективность работы учителя-логопеда, позволяет выявить следующие моменты: родителей видят положительный результат работы логопеда, считают работу эффективной и признают необходимость организации логопункта в ДОУ, но в среднем только 70-80%, регулярно закрепляют с ребенком сформированные навыки, остальные закрепляют навыки от случая к случаю, и некоторые родители, считают, что их ребенок справится сам, без их помощи. Часть родителей испытывают определенные трудности при выполнении домашних заданий, чаще всего это отсутствие желания у ребенка заниматься и его быстрая утомляемость, отдельные родители отмечают, что не уверены в правильности выполнения заданий. Анкетирование родителей, проведенное с целью выяснить уровень родительской компетентности по вопросам развития речи (анкета 1) показало:
89% - родителей беспокоит речевое развитие собственного ребенка,
33% - стараются найти информацию, о том, как развивать речь ребенка,
88% - хотели бы повысить свою компетентность и согласны на сотрудничество,
100% - считают, что занимаются речевым развитием своего ребенка (беседуют, читают),
только 11% - играют в словесные игры.
Все это доказывает необходимость совершенствования процесса взаимодействия учителя-логопеда и родителей и проведение мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей по развитию детской речи.
Организация взаимодействия с родителями выстраивается на основных постулатах пошаговой технологии продвижения к контакту и взаимопониманию, предложенной Д. Филоновым. Использование данной технологии позволяет преодолеть настороженность родителей, подвести к адекватному общению, при котором слова учителя-логопеда начинают вызывать нужную реакцию у родителей. Суть технологии заключается в следующем: доверительное общение возникает только как естественное желание с обеих сторон, процесс взаимодействия должен развиваться последовательно и поэтапно (попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие).
Модель взаимодействия
учителя-логопеда с родителями.
Этапы проекта
Этапы |
Содержание |
Форма |
Участники |
Сроки |
Подготовительный |
Создание условий для реализации проекта |
- Изучение литературы по данному вопросу. |
Учитель-логопед
|
Сентябрь |
- Подготовка анкет для оценивания родительской компетентности, проведение анкетирования. |
Учитель-логопед, родители, воспитатели |
|||
- Определение круга тем, с которыми необходимо познакомить родителей и разработка мероприятий по выбранным темам. |
Учитель-логопед |
|||
Повышение родительской компетентности |
Выступления на родительских собраниях: «Чтобы малыш говорил правильно». Младшая группа. «Один день из жизни или где найти время для развития речи ребенка». Средняя группа. «Использование компьютерных игр для совершенствования речевых навыков у детей». Старшая группа. «Грамота и грамотность. Как подготовить ребенка к школе». Подготовительная группа. |
Учитель-логопед, родители, воспитатели |
Октябрь-ноябрь. |
|
Цикл консультаций «Помощник логопеда» для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь: «Причины речевых нарушений», «Артикуляционная гимнастика. Правила выполнения», «Развитие правильного физиологического и речевого дыхания», «Роль фонематического восприятия в формировании речи ребенка», «Правила автоматизации звуков». |
Учитель-логопед, родители.
|
Один раз в месяц, октябрь-февраль. |
||
Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь: особенности речевого развития ребенка, практическое применение упражнений и игр, необходимых ребенку, по показаниям, работа в индивидуальных тетрадях, рекомендации по дальнейшему развитию речи ребенка после окончания логопедических занятий. |
Учитель-логопед, родители.
|
В течение учебного года. |
||
Открытое итоговое занятие для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь: демонстрация результатов работы и практических приемов и упражнений для подготовки детей к школьному обучению. |
Учитель-логопед, родители, воспитатели |
Апрель. |
||
Наглядные средства просвещения родителей: Игротека в кругу семьи (игры для развития речи). Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»: «Волшебные звуки вокруг нас», «Чтобы речь была красивой», «Чтоб язычок был послушным», «Сухой бассейн для маленьких пальчиков», «Полезные игры для маленьких пальчиков». Папки-передвижки: «Возрастные нормы речевого развития», «Причины речевых нарушений», «Считалки и компания», «Великий и могучий. Почему наши дети с трудом пишут по- русски?», «Девочки и мальчики, тренируйте пальчики», «Научился говорить… А дальше?», «Врожденная грамотность, играючи!», «Учимся восхищаться природой!», «Начало грамоты. Умение слышать слово», «Как дети учат друг друга», «Если малыш не говорит». |
Учитель-логопед, родители. |
В течение учебного года |
||
Итоговый |
Оценка результатов проведенной работы |
Итоговое анкетирование родителей. |
Учитель-логопед, родители, воспитатели.
|
Май |
Анализ логопедом работы по взаимодействию с родителями. |
||||
Представление результатов работы педагогическому сообществу (педсовет, личный сайт). |
Для оценки эффективности проекта использовались методы наблюдения и беседы, анкетирование, совместная рефлексия.
Результаты реализации проекта полностью совпадают с ожидаемыми: созданы условия для повышения родительской компетентности в вопросах оказания логопедической помощи дошкольникам, родители приобрели теоретические знания и практические навыки, необходимые для закрепления с ребенком умений, полученных на логопедических занятиях, увеличилась активность родителей, участвующих в коррекционно-образовательном процессе. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования (анкета 2) и анализ логопедом работы по взаимодействию с родителями. 100% родителей считают, что повысили свою компетентность в вопросах развития речи детей, информация для них оказалась полезной, 44% будут продолжать свое самообразование, 83% считают, что стали уделять развитию речи ребенка больше внимания. Анализ работы по взаимодействию с родителями, показал возросшую активность родителей: самостоятельное обращение родителей за индивидуальной консультацией выросло на 40%, на 25% выросло количество родителей, регулярно закрепляющих с детьми навыки, полученные на логопедических занятиях.
Предлагаемый проект может быть использован логопедами, воспитателями дошкольных учреждений.
Список использованной литературы:
1. Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.
2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
4. Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.
5. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.
6. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
7. Монахова Т.В., Преемственность в речевой работе детского сада и семьи //Научно-методический журнал. Логопед. -2006. - №5.
8. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11.
9. Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед. -2007. - №2.
Приложение
Анкеты для родителей.
Цикл консультаций «Помощники логопеда».
Материалы выступлений на родительских собраниях.
Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»
Материалы папок-передвижек для родителей.
Игротека в кругу семьи (игры для развития речи).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.