Проект "Сам себе логопед"

  • Работа с родителями
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Проект Сам себе логопед.docx

Ханты-Мансийский автономный округ

Тюменская область

Комитет образования Администрация «Березовский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка»

 

 

 

 

                    ПРОЕКТ

Сам себе логопед

 

 

 

 


Руководитель проекта:

 Унгефуг Евгения Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ «Звездочка»

 

 

 

 

п.Игрим

2017г.

Содержание:

 

Паспорт проекта.

Пояснительная записка.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Название проекта.

«Сам себе логопед»

Руководитель проекта.

Унгефуг Евгения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Звездочка»

На какую аудиторию рассчитан проект.

Проект рассчитан на аудиторию родителей воспитанников ДОУ

Участники проекта.

-       учитель-логопед

-       родители

-       воспитатели

Тип проекта.

по доминирующей деятельности –  практико-ориентированный;

по комплексности – монопроект;

по координации и характеру контактов – внутренний;

по количеству участников – групповой;

по продолжительности – долгосрочный.

Сроки реализации проекта.

Ежегодно (сентябрь – май), пока не исчерпается актуальность данного проекта.

Проблема.

Необходимость создания условий для эффективного включения родителей к коррекционно-развивающий процесс.

Цель проекта.

Формирование родительской компетентности в вопросах речевого развития и коррекции речевых дефектов у дошкольников для создания необходимых условий закрепления результатов логопедической коррекции в домашних условиях.

Задачи проекта.

Задачи:

1.     Изучить  научную и методическую литературу по выбранной теме.

2.     Определить круг вопросов, которые необходимо разъяснить родителям.

3.     Разработать и провести мероприятия для повышения родительской компетентности.

4.     Представить результаты опыта педагогическому сообществу.

Ожидаемые результаты.

1.     Будут созданы условия для повышения родительской компетентности в вопросах оказания логопедической помощи дошкольникам.

2.     Родители приобретут теоретические знания и практические навыки, необходимые для закрепления с ребенком умений, полученных на логопедических занятиях.

3.     Увеличится количество родителями, активно участвующих в коррекционно-образовательном процессе.

Продукты проекта

1.       Модель взаимодействия родителей и учителя-логопеда.

2.       Анкеты для работы с родителями.

3.       Цикл консультаций «Помощники логопеда».

4.       Материалы выступлений на родительских собраниях.

5.       Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»

6.       Материалы папок-передвижек для родителей.

7.       Игротека в кругу семьи (игры для развития речи).

 

 

Пояснительная записка к проекту.

Проект реализуется в рамках оказания логопедической помощи воспитанникам ДОУ, как средство организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Содержательная составляющая данного проекта направлена на формирование и повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития и коррекции речевых дефектов у дошкольников, что позволяет помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка и стать полноценными активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

В соответствии с новым Законом «Об образовании в РФ» именно родители несут ответственность за физическое, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка, а образовательные организации оказывают им  помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как  в этом случае удается создать единое пространство речевого развития ребенка. Именное осознанное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс  позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы. Повышению уровня готовности родителей к участию в коррекционно-логопедической работе способствует система работы педагогов с родителями, направленная на развитие теоретического и практического компонентов педагогической компетентности в процессе поэтапного сопровождения семьи на протяжении всего периода пребывания ребенка в ДОУ.

 Взаимодействияе с семьей в коррекционно-логопедическом процессе строится на основе гуманистического, онтогенетического, системного, личностно-ориентированного подходов и на принципах развития, закрепления речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

Позиция родителей не всегда характеризуется направленностью на сотрудничество. Выделены подгруппы родителей: инициативных, которые активно участвуют в коррекционном процессе, стремятся к сотрудничеству и видят в нем залог успешного развития речи ребенка; ситуативно-инициативных, принимающих участие в коррекционном процессе лишь по просьбе логопеда; пассивных, не стремящихся к сотрудничеству вообще. Эта группа самая малочисленная, но и самая сложная.

Ежегодное анкетирование родителей, проходящее в конце учебного года с целью оценить эффективность работы учителя-логопеда, позволяет выявить следующие моменты: родителей видят положительный результат работы логопеда, считают работу эффективной и признают необходимость организации логопункта в ДОУ, но в среднем только 70-80%, регулярно закрепляют с ребенком сформированные навыки, остальные закрепляют навыки от случая к случаю, и некоторые родители, считают, что их ребенок справится сам, без их помощи. Часть родителей испытывают определенные трудности при выполнении домашних заданий, чаще всего это отсутствие желания у ребенка заниматься и его быстрая утомляемость, отдельные родители отмечают, что  не уверены в правильности выполнения заданий. Анкетирование родителей, проведенное с целью выяснить уровень родительской компетентности по вопросам развития речи (анкета 1) показало:

89% - родителей беспокоит речевое развитие собственного ребенка,

33% - стараются найти информацию, о  том, как развивать речь ребенка,

88% - хотели бы повысить свою компетентность и согласны на сотрудничество,

100% - считают, что занимаются речевым развитием  своего ребенка (беседуют, читают),

только 11%  - играют в словесные игры.

Все это доказывает необходимость совершенствования процесса взаимодействия учителя-логопеда и родителей и проведение мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей по развитию детской речи.

Организация взаимодействия с родителями выстраивается на основных постулатах пошаговой технологии продвижения к контакту и взаимопониманию, предложенной Д. Филоновым. Использование данной технологии позволяет преодолеть настороженность родителей, подвести к адекватному общению, при котором слова учителя-логопеда начинают вызывать нужную реакцию у родителей. Суть технологии заключается в следующем: доверительное общение возникает только как естественное желание с обеих сторон, процесс взаимодействия должен развиваться последовательно и поэтапно (попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие).

 


 

 

Модель взаимодействия

 учителя-логопеда с родителями.

 

 


 

Этапы проекта

 

Этапы

Содержание

Форма

Участники

Сроки

Подготовительный

Создание условий для реализации проекта

-      Изучение литературы по данному вопросу.

Учитель-логопед

 

Сентябрь

-      Подготовка анкет для оценивания родительской компетентности, проведение анкетирования.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели

-      Определение круга тем, с которыми необходимо познакомить родителей и разработка мероприятий по выбранным темам.

 Учитель-логопед

Повышение родительской компетентности

Выступления на родительских собраниях:

«Чтобы малыш говорил правильно». Младшая группа.

«Один день из жизни или где найти время для развития речи ребенка». Средняя группа.

«Использование компьютерных игр для совершенствования речевых навыков у детей». Старшая группа.

«Грамота и грамотность. Как подготовить ребенка к школе». Подготовительная группа.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели

Октябрь-ноябрь.

Цикл консультаций «Помощник логопеда» для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь:

«Причины речевых нарушений», «Артикуляционная гимнастика. Правила выполнения», «Развитие правильного физиологического и речевого дыхания», «Роль фонематического восприятия  в формировании речи ребенка», «Правила автоматизации звуков».

Учитель-логопед,

родители.

 

Один раз в  месяц, октябрь-февраль.

Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь: особенности речевого развития ребенка, практическое применение упражнений и игр, необходимых ребенку, по показаниям, работа в индивидуальных тетрадях, рекомендации по дальнейшему развитию  речи ребенка после окончания логопедических занятий.

Учитель-логопед,

родители.

 

В течение учебного года.

Открытое итоговое занятие для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь: демонстрация результатов работы и практических приемов и упражнений для подготовки детей к школьному обучению.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели

Апрель.

Наглядные средства просвещения родителей:

Игротека в кругу семьи (игры для развития речи).

Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»: «Волшебные звуки вокруг нас», «Чтобы речь была красивой»,  «Чтоб язычок был послушным», «Сухой бассейн для маленьких пальчиков», «Полезные игры для маленьких пальчиков».

Папки-передвижки: «Возрастные нормы речевого развития», «Причины речевых нарушений», «Считалки и компания», «Великий и могучий. Почему наши дети с трудом пишут по- русски?», «Девочки и мальчики, тренируйте пальчики», «Научился говорить… А дальше?», «Врожденная грамотность, играючи!», «Учимся восхищаться природой!», «Начало грамоты. Умение слышать слово», «Как дети учат друг друга», «Если малыш не говорит».

Учитель-логопед,

родители.

В течение

учебного года

Итоговый

Оценка результатов проведенной работы

Итоговое анкетирование родителей.

Учитель-логопед,

родители, воспитатели.

 

Май

Анализ логопедом работы по взаимодействию с родителями.

Представление результатов работы педагогическому сообществу (педсовет, личный сайт).

 

Для оценки эффективности проекта использовались  методы  наблюдения и беседы, анкетирование, совместная рефлексия.

Результаты реализации проекта полностью совпадают с ожидаемыми: созданы условия для повышения родительской компетентности в вопросах оказания логопедической помощи дошкольникам, родители приобрели теоретические знания и практические навыки, необходимые для закрепления с ребенком умений, полученных на логопедических занятиях, увеличилась активность родителей, участвующих в коррекционно-образовательном процессе. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования (анкета 2) и анализ логопедом работы по взаимодействию с родителями. 100% родителей считают, что повысили свою компетентность в вопросах развития речи детей, информация для них оказалась полезной, 44% будут продолжать свое самообразование, 83% считают, что стали уделять развитию речи ребенка больше внимания. Анализ работы по взаимодействию с родителями, показал возросшую активность родителей: самостоятельное обращение родителей за индивидуальной консультацией выросло на 40%, на 25% выросло количество родителей, регулярно закрепляющих с детьми навыки, полученные на логопедических занятиях.

Предлагаемый проект может быть использован логопедами, воспитателями дошкольных учреждений.

 


 

Список использованной литературы:

1.       Алексенко С.Г. Индивидуальное консультирование родителей как одно из направлений деятельности учителя-логопеда ДОУ // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.

2.       Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.       Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

4.       Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. - СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012.

5.       Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей, родителей, М.: «Айрис дидактика», 2004.

6.       Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.

7.       Монахова Т.В., Преемственность в речевой работе детского сада и семьи //Научно-методический журнал. Логопед. -2006. - №5.

8.       Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11.

9.       Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед. -2007. - №2.

 

Приложение

Анкеты для родителей.

Цикл консультаций «Помощники логопеда».

Материалы выступлений на родительских собраниях.

Серия буклетов «В помощь заботливым родителям»

Материалы папок-передвижек для родителей.

Игротека в кругу семьи (игры для развития речи).