Актуальность создания данной программы обусловлена ухудшением здоровья младших школьников в связи с учебной перегрузкой и гиподинамией; необходимостью разработки педагогических рекомендаций по организации совместной просветительской, воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы педагогов, родителей и медицинских работников по формированию здорового образа жизни учащихся начальных классов.
МОУ «Основная общеобразовательная школа №10
г.Вольска Саратовской области»
Проект
«Семья Школа
Здоровый образ жизни»
Автор работы:
Туртаева Снежана Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
© Фокина Лидия Петровна
По данным исследований Всемирной
организации здравоохранения здоровье
человека зависит…
образ жизни
50%
окружающая
среда
20%
наследственност
ь
20%
медицина и
здравоохранение
10%
© Фокина Лидия Петровна
Многочисленные исследования
последних лет показывают, что
около 30% детей, приходящих в
школу, имеют те или иные
отклонения в здоровье.
За период обучения в школе число здоровых детей
уменьшается в 4 раза.
Число близоруких детей увеличивается с 1го класса к
выпускным с 3,9% до 12,3%; с нарушениями осанки – с 1,9%
до 16,8%; с заболеваниями ЖКТ – с 5,6% до 16,4%; с
хроническими заболеваниями – с 15,9% до 17,3%.
© Фокина Лидия Петровна
Сравнительный анализ состояния
здоровья обучающихся 1 класса (23
человека),
4 класса (24 человека)
Заболевания
в 2016 – 2017 учебном году
1 класс
4 класс
Нарушение зрения
Сколиоз
Заболевания ЖКТ
17% (4
человека)
26% (6
человек)
30% (7
человек)
25% (6
человек)
37% (9
человек)
37% (9
человек)
Хронические заболевания
9% (2
человека)
12% (3
человека)
© Фокина Лидия Петровна
«Семья Школа Здоровый образ жизни»
Проект
Цель проекта :
создание условий для
организации эффектив
ного социально – педаго
гического взаимодейст
вия образовательного
учреждения с семьёй по
формированию навыков
здорового образа жизни младших школьников.
© Фокина Лидия Петровна
Актуальность создания данной программы
обусловлена ухудшением здоровья младших школьников в
связи с учебной перегрузкой и гиподинамией;
необходимостью разработки педагогических рекомендаций
по организации совместной просветительской,
воспитательнообразовательной и физкультурно
оздоровительной работы педагогов, родителей и
медицинских работников по формированию здорового образа
жизни учащихся начальных классов.
© Фокина Лидия Петровна
Задачи проекта:
1. Привлечь внимание родителей к здоровьесбережению.
2. Повысить компетентность родителей в вопросах
сохранения и укрепления здоровья детей и собственного
здоровья.
3. Обучить родителей эффективным формам и методам
формирования навыков здорового образа жизни.
4. Способствовать осознанию родителями ответственности
за формирование у ребёнка ценностных ориентиров
здорового образа жизни.
© Фокина Лидия Петровна
Участники проекта:
родители обучающихся 1 – 4 классов;
дети младшего школьного возраста;
педагогический коллектив;
медицинский персонал;
социальные партнёры.
© Фокина Лидия Петровна
Условия реализации проекта:
Установление партнёрских отношений с семьёй, создание
атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Создание системы просветительской работы с семьями
обучающихся.
Насыщение проекта различными формами совместной
деятельности учащихся, родителей, педагогов.
© Фокина Лидия Петровна
Планируемые результаты:
Сохранение и укрепление здоровья учащихся и осознания
важности ведения здорового образа жизни.
Увеличение знаний родителей о психофизических
особенностях детей младшего школьного возраста.
Апробирование новых форм и методов работы классного
руководителя с родителями по формированию основ
здорового образа жизни.
Повышение интереса семей обучающихся к спортивным
мероприятиям.
Вовлечение семей в мероприятия, способствующие
формированию ЗОЖ.
© Фокина Лидия Петровна
Этапы реализации проекта:
I. Организационно – подготовительный.
II. Основной.
III. Заключительный (рефлексия).
© Фокина Лидия Петровна
Организационно – подготовительный этап.
На этом этапе изучаются психолого – педагогическая
литература, нормативные документы. Формируется тема
проекта, определяется проблема, проводится входная
диагностика. Разрабатывается система социально –
педагогического взаимодействия образовательного
учреждения с семьями обучающихся по формированию
навыков ЗОЖ, структура, план, программа действий.
Подбираются формы и методы работы для реализации
проекта.
© Фокина Лидия Петровна
Основной этап.
На данном этапе осуществляется реализация проекта
по организации социально – педагогического
взаимодействия образовательного учреждения с семьями
ребёнка младшего школьного возраста. Работа педагогов с
родителями обучающихся. Взаимодействие участников
проекта.
© Фокина Лидия Петровна
Заключительный этап (рефлексия).
Подведение итогов, мониторинг, анализ результатов.
Эффективность реализации проекта. Планирование работы
с семьями обучающихся на следующий учебный год с учётом
рекомендаций, выработанных в результате анализа
проведённой работы.
© Фокина Лидия Петровна
Формы взаимодействия педагогов и
родителей:
Тематические родительские собрания.
Индивидуальные и групповые консультации для
родителей.
Тематические беседы с обучающимися и родителями.
Классные праздники, семейные гостиные.
Малые олимпийские игры (семейные).
Походы выходного дня, экскурсии.
Дни открытых дверей в ОУ.
Выставки семейного творчества.
© Фокина Лидия Петровна
Основные направления реализации
проекта:
1. Социально – педагогическая диагностика (изучение
образа жизни семей; выявление особенностей семейного
воспитания; отношение родителей к проблеме
здоровьесбережения) .
2. Валеологическое просвещение родителей (знакомство
родителей с результатами диагностики состояния
здоровья ребёнка; привлечение родителей к участию в
составлении индивидуальных программ (планов)
оздоровления детей; обучение родителей конкретным
приёмам и методам оздоровления).
© Фокина Лидия Петровна
3. Организация совместного досуга семьи и школы
(спортивные праздники, встречи с интересными людьми,
вернисажи, совместные проекты, выпуск семейных газет,
походы, экскурсии).
4. Участие родителей в воспитательно – образовательном
процессе (создание условий для активного взаимодействия
школы и семьи в вопросах обучения и воспитания).
5. Профилактика семейного неблагополучия (патронаж
семей, индивидуальные консультации, беседы, работа
родительского комитета, заседания педагогического
консилиума).
© Фокина Лидия Петровна
Результативность проекта
1. Динамика формирования установки на ЗОЖ
обучающихся начальной школы и их родителей возросла
с 43% до 87%.
2. Процент посещаемости обучающимися спортивных
секций возрос с 17% до 41%.
3. 93% родителей обучающихся начальной школы
принимают активное участие в мероприятиях,
способствующих сохранению здоровья обучающихся
(походы, экскурсии, посещение бассейна, ледового
дворца, малые олимпийские игры).
© Фокина Лидия Петровна
Реализация проекта позволила:
Эффективно использовать ресурсы образовательного
учреждения.
Установить стратегическое партнёрство семьи и школы.
Удовлетворить потребность родителей в педагогическом
просвещении.
Повысить компетентность родителей в вопросах
сохранения и укрепления здоровья детей и собственного
здоровья.
Создать механизм преемственности в ранней
профилактической работе с родителями младших
школьников.
© Фокина Лидия Петровна
Мероприятия, проведённые в рамках
реализации проекта:
© Фокина Лидия Петровна
Мероприятия, проведённые в рамках
реализации проекта:
© Фокина Лидия Петровна
Будьте здоровы!
© Фокина Лидия Петровна
Библиографический список:
1.
Мудрость воспитания. Книга для родителей./ Сост. Б.М. БимБад.,
Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.:Педагогика, 1987.
2. Дереклеева Н.И Родительские собрания 1 – 4 классы. М., 2005.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2007.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
М.: Вако, 2004.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и
компьютер. М.: Вако, 2007.
6. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 3 класс/
Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
7. Макеева А.Г. Все цвета, кроме
черного: педагогическая
профилактика наркотизма школьников./ М., Просвещение, 2005.
© Фокина Лидия Петровна
8. Формы и методы работы по формированию представлений о здоровом
образе жизни учащихся начальных классов./ Авт. Л.П. Нестеренко, Е.Ю.
Головинская, М.С. Мышкина, Н.А. Семенова. – Самара: ГОУ СИПКРО,
2005.
9.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. ред. А. Г.
Асмолова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010.
10.Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.Приобщение школьников к
здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
11.Психологопедагогическое обеспечение социального здоровья детей и
подростков в условиях дополнительного образования: Методическое
пособие/ под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.
© Фокина Лидия Петровна
Интернет – ресурсы:
1. Фотографии из семейного архива семей Крыловых,
Решетниковых, Малышевых (опубликованы с согласия законных
представителей обучающихся).
2. http://pedsovet.su/load/3851045866 (шаблон для
презентации автор Фокина Лидия Петровна)
3. http://www.lioznonews.by/news/
с1сентябрявступилвсилукодексреспу/ (ученик)
4. http://kruschk1.ucoz.ru/?page28 (здоровым быть здорово)
5. http://malro26.mariel.ru/news1314.shtml (на лыжах)
6. http://www.chitalnya.ru/work/1073653/ (Будьте здоровы!)
7. http://uchise.ru/zdorovyyobrazgiznidetyamvshkolu.html (наше
здоровье в наших руках)
© Фокина Лидия Петровна