Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.Материал для педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 21 «Ладушки»
Проект «Сказки Феи цветов».
(экологическое направление)
группа компенсирующей направленности
детей с ТНР
Выполнили воспитатели:
Бугрова И.А.
Царева А.В.
2018 год
г.о.г. БорАктуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это
способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу,
наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений,
так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять,
и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные
свойства
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все.
Цель проекта:
Знакомство детей с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их
роста, и влиянием на эмоциональное состояние человека.
Задачи:
1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии
2. Упражняться в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения,
садовые, луговые, лесные цветы
3. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах
4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами
5. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира
6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,
наблюдательность и любознательность ко всему живому
7. Развивать творческие способности детей, закреплять умение отражать полученные
впечатления в рисунках, творческих работах.
8. Вовлечь родителей в проектную деятельность.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный специалист,
родители.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, коллективный,
краткосрочный (2 недели).
Постановка проблемы: «Какие бывают цветы?»
Ожидаемые результаты проекта:
Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
Умеют ориентироваться в видах растений (комнатные, луговые, садовые,
лекарственные).
Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
Освоили нормы поведения в природном окружении.
Видят красоту окружающего мира.
Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Итоговое мероприятие:
Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».
Мини – развлечение.
Методы, используемые в реализации проекта:
Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное,
коллективное).
Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное
представление.
Технологии моделирования.
Ароматерапия.
Слушание музыкальных произведений.
Детское проектирование, семейные проекты.
Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных
областей).
Формы организации по реализации проекта:
Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
Художественнотворческая деятельность детей и родителей воспитанников
(рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.).
Трудовая деятельность (работа в уголке природы – посадка, уход за растениями,
посадка семян цветов и пр.).
Образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный.
Определение уровня знаний детей по теме проекта.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
Подбор опытов и экспериментов.
Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный
материал.
Основной.
Цикл познавательных занятий.
Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в царство комнатных
растений», «Весенние первоцветы», «Красная книга природы».
Отражение результатов познавательной деятельности через художественно –
творческую деятельность детей.
Заключительный.
Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности
детей.
Выставка детского творчества «Цветочный калейдоскоп».
Участие родителей в выставке «Цветочные фантазии».
Оформление альбомов «Лекарственные растения», «Комнатные растения»,
«Луговые растения», «Садовые цветы».
Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах».
Презентация проекта.
Реализация проекта
Физическое развитие:
Здоровье;
Физическая культура.
Познавательное развитие:
Ознакомление с природой:
«Что меняется летом»;
«Первоцветы»;
«Зелёная служба Айболита»
Исследовательская деятельность:
«Как пьет растение?»;
«Где лучше расти?»;
«Цветы не поливаешь, что произойдет?»;
«Как продлить жизнь срезанным цветам?».
Конструирование:
Оригами «Тюльпан».
Речевое развитие:
Коммуникация:
Беседы – «Мой любимый цветок», «Какие комнатные растения живут у вас дома?»,
«Какие цветы растут в саду?», «Если бы я был садовым (лекарственным, луговым,
комнатным) цветком», «Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
Наблюдения – за цветником наулице, комнатными растениями в группе.
Развитие речи:
«Подарок любимому человеку ».
«Что мы знаем о цветах?».
Заучивание стихов.
Чтение художественной литературы;
Сказки, стихи – «Дюймовочка», «Как поссорились растения», С.Караулис «Фея с
волшебной поляны»; М.Пришвин «Золотой луг»; «Цветик – колокольчик» (по методике
«Расскажи стихи руками»); А.Толстой «Колокольчики», У.Благинина «Ромашка»,
Е.Трутнева «Цветы» и др.
Словотворчество (стихи, загадки, заклички).
Составление описательных рассказов.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование:
«Мимоза» (ватные палочки).
«Мой любимый цветок» (по выбору детей).
Лепка:
«Цветы для мамы».
«Волшебные цветы».
Аппликация:
«Каллы». (Трубочки для коктейля, ватные диски, ватные палочки.)
«Астра из ниток». (Нитки для вязания.)
«Гиацинт». (Цветная бумага.)
Музыка:
«Вальс цветов» П.И.Чайковский.
«Цветы» В.Моцарт.
«Вальс цветов» Шопен.
Социально – коммуникативное развитие:
Игровая деятельность:
Дидактические игры –
«Найди растение»;
«Собери цветок»;
«Отгадай, что за цветок»;
«Какого цветка не стало»;
«Четвертый лишний»;
«Найди такой же»;
«Найди растение по названию»;
«Узнай по описанию»;
«Что изменилось?».
Словесные игры –«Я садовником родился»;
«Опиши цветок»;
«Загадай, мы отгадаем».
Подвижные игры – «Солнышко и дождик»;
«Цветы и ветер»;
«Растения».
Хороводные игры
«Мы на луг ходили»;
«Галя по садочку гуляла».
Пальчиковые игры – «Цветы»;
«Наши алые цветы».
Настольные игры
мозаика «Выложи цветы»;
«Собери комнатное растение»;
«Собери букет»;
«Цветочное лото»;
Домино «Наш сад».
Сюжетно – ролевые игры – «Магазин цветов».
Труд:
Полив и мытье комнатных растений.
Посадка рассады цветов.
Черенкование комнатных растений.
Пересадка комнатных растений.
Безопасность:
Формирование основ экологической культуры.
Знакомство с Красной книгой.
Продолжение знакомства с правилами поведения на природе.Приложение №1
Паспорт растений «Цветочных часов»
1. Полынок. Зацвёл на клумбе полынок. Этот оранжевый цветок огонёк любят и взрослые, и
дети. Цветёт полынок ясным, солнечным днём. Утром, в 89 часов, он открывает свои лепестки. А
спрячется солнышко за тучку или день пойдёт к закату, и полынок закроет цветки.
2. Мать и мачеха. В апреле, на первых проталинах, появляется этот весенний цветок. Как только
пригреют первые утренние лучи цветочные головки мать и мачехи раскрываются. Это бывает
в 910 часов утра. А с наступлением вечера, в 56 часов, цветки закрываются.
3. Кувшинка белая. Разгонит солнышко туман, и на лесном озере в 78 часов утра раскроются
цветы белой кувшинки. А к 67 часам вечера, пока не опустилась вечерняя роса, кувшинки
закроют свои лепестки.
4. Маргаритка (многолетняя) Слово «маргаритка» означает «жемчужина». У многих народов
цветок маргаритки является символом сердечности и доброты. Небольшие кустики маргариток
вплоть до снега покрыты множеством цветков. Даже холодным осенним утром цветки маргаритки
раскрываются с первыми лучами солнца. А к вечеру они закрываются.
5. Цикорий. Цветки цикория похожи на стайку голубых мотыльков, которая присела отдохнуть на
зелёном кустике. Распускаются цветки цикория уже в 45 часов утра. А после полудня они
начинают смыкать свои лепестки и к 3 часам дня полностью закрываются.
6. Гвоздика травянка. Свои цветки звёздочки гвоздика открывает около 8 часов утра. А когда
солнышко начнёт клониться к закату, цветки гвоздики станут смыкать свои лепестки. И в 7 часов
вечера они уже плотно закрыты.
7. Лён. Разлилось посреди поля " синее море " это зацвёл лён. Тот самый лён, из которого шьют
красивые рубашки. платья, сарафаны. Синие цветы льна бывают открыты уже в 67 часов утра. А
в 45 часов вечера они закрываются.
8.Осот огородный. Даже всем знакомый сорняк осот огородный рад солнечному дню. Его цветки
раскрываются рано, в 5 часов утра, пока солнышко не высушило росу. Но к часам утра корзинки
цветов осота закрываются.