Содружество математики и 
литературы
“Гуманитарные 
науки... только 
тогда будут 
удовлетворять 
человеческую 
мысль, когда в 
движении своём 
они встретятся с 
точными науками и 
пойдут с ними 
Подготовили:
учащиеся 7а класса
Руководители проекта:
учитель литературы Герасимова О.Н.
учитель математики Пастухова Н.А.
рядом...”
А. П. Чехов
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Актуальность темы:
Математика и литература занимают  значительное место в 
жизни современного общества, а это значит,  вызывают к себе 
огромный интерес. Мы хотим разрушить стереотип полярности 
этих наук и доказать наличие между ними тесного 
взаимодействия. Достаточно лишь увидеть за словом число, за 
сюжетом – формулу и убедиться, что литература существует не 
только для литераторов, а математика – не только для 
математиков.
Цель работы: собрать 
доказательства существования 
связи между литературой и 
математикой. 
Задачи:
• подбор математических задач в 
литературных произведениях;
• решение отобранных задач, 
анализ полученных в ходе 
решения результатов;
• оценка проделанной работы и 
формулировка вывода.
Методы: поиск, изучение, анализ, 
 обобщение, сравнение.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            1.Старые меры длины в русской литературе.
 1 аршин = 4 четвертям = 16 вершкам.
 1 аршин = 71,12см
 1 четверть = 17,78см
 1 вершок = 4,5см.
«…Из числа всей ее челяди самым 
замечательным лицом был дворник Герасим, 
мужчина двенадцати вершков роста, 
сложенный богатырем и глухонемой от 
рождения»  (И.С.Тургенев «Муму»)
Вычислим рост Герасима.
12 * 4,5 см = 54 см.
Какой же Герасим тогда  богатырь?
Оказывается раньше, говоря о росте взрослого 
человека, указывали лишь число вершков, на 
которое он превышал два аршина.
Проведем повторное вычисление:
2*72см = 144см ( это 2 аршина)
144 +54= 198см ( 2 аршина и 12 вершков).
Получается рост Герасима был 1м 98см, а это 
действительно высокий человек.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «Но Герасим только закивал головою и так сильно 
принялся грести, хотя и против теченья реки, что в 
одно мгновение умчался саженей на сто».
(И.С.Тургенев «Муму»)
Маховая сажень – расстояние между 
концами пальцев распростёртых рук, это 3 
аршина, или 213см.
Косая сажень – расстояние от первого 
пальца левой стопы до концевой фаланги 
среднего пальца поднятой вверх правой 
руки, около 248см.
Получается, Герасим умчался на
 2,13*100 =  213м 
или 
2,48*100 =  248м.
Это по силам только человеку с 
богатырской силой.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            « Вижу один островок небольшой-
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.»
(Н.А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы») 
Каковы же размеры островка 
в современных единицах 
длины и площади?
S=а*в, 
а= 1 аршин =72см= 0,72м,
в = 1 сажень =216см= 2,16м.
S= 0,72 *2,16 =1,5552 м2.
 Можем сделать вывод: 
островок  и в самом деле был 
небольшим.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 
рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и 
другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а 
черное - 3 рубля?» (А.П.Чехов «Репетитор»)
1способ – арифметический: 
1) 138*3=414 (рублей) – если поровну
2) 540414=126 (аршин) – разница
3) 53=2 (рубля) – разница
4) 126:2=63 (аршин) – синего  сукна
5) 13863=75 (аршин) – чёрного сукна
2способ – алгебраический:
Пусть купили х аршин чёрного сукна и (138 – х) аршин 
синего. Тогда за чёрное сукно заплатили 3х рублей, а за 
синее – 5(138 – х) рублей. Так как всего заплатили 540 
рублей, то составляем уравнение:
3х + 5(138 – х) = 540
2х = 150
х = 75
Значит, купили 75 аршин чёрного и 
63 аршина синего сукна.
Ответ: 75 аршин чёрного сукна, 63 аршина синего сукна.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            “Три купца взнесли для одного торгового предприятия 
капитал, на который, через год, было получено 8000 руб. 
прибыли. Спрашивается: сколько получил каждый из них, 
если первый взнес 35000, второй 50000, а третий 70000?”  
(А.П. Чехова «Каникулярные работы институтки 
Наденьки»)  
1). 35+ 50+70= 155(тыс. руб.) – 
2). 8/155 – составляет прибыль 
3). 35*8/155=1,81 (тыс.руб.) – 
4). 50*8/155= 2,58 (тыс.руб.) – 
5). 70*8/155= 3,61 (тыс.руб.) – 
Ответ: 1810 рублей, 2580 
внесли 3 купца
от внесенной суммы
получил первый купец
получил второй купец
получил третий купец
рублей, 3610 рублей.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            “Какая часть его тела прошла более длинный 
путь за время кругосветных странствований – 
голова или ступни ног?” 
(Жюль  Верн “Таинственный остров”)
Вообразите, что вы обошли земной шар по 
экватору. 
Ноги прошли путь 2 R, где R – радиус земного 
шара. 
Верхушка же головы прошла при этом 
2  (R + 1,7), 
где 1,7 м – рост человека. Разность путей равна 
π
π
Итак, голова прошла путь на 10,7 м больше, чем 
ноги.
Любопытно, что в окончательный ответ не 
входит величина радиуса земного шара. 
Поэтому результат получится одинаковый и на 
Земле, и на Юпитере, и на самой маленькой 
планете.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «…Ему  будет ежедневно выдаваться столько 
съестных припасов и напитков, сколько достаточно 
для прокормления 1724 подданных страны 
лилипутов». (Джонатан Свифт « Путешествия 
Гулливера»)
Из какого расчета получили 
лилипуты такой огромный паек?
    Не надо забывать, что лилипуты 
это уменьшенная точная копия 
обыкновенного человека и имеет 
нормальную пропорцию частей тела. 
Значит, они не только в 12 раз ниже, 
но и в 12 раз уже и в 12 раз тоньше 
Гулливера. Получается, что объем 
тела Гулливера не в 12 раз, а в 12 
*12 *12=1728 раз больше лилипута. 
Именно поэтому ему понадобиться 
такое количество еды.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            “Чтобы положить конец всем сомнениям, я решил 
измерить запасы еды и питья. Я немедленно 
приступил к расчетам. Я положил на путешествие 
шесть месяцев. Было нетрудно определить, на 
сколько мне хватит пищи: для этого стоило лишь 
пересчитать галеты и установить их количество.” 
(Майн Рид «Морской волчонок»)
1 дюжина -12
1 ярд = 3 фута = 36 дюймов
Решение.
1). 36* 24* 72 = 10368 – объем 
2). 6*6*3/4=27 –объем галеты
3). 27*12 =324 – объем одной 
4). 10368 : 324 = 32 – дюжины
5). 32*12 = 384 –галеты
6). 384 : 2 =192 –дня
7).192- 8:2= 188 – дней осталось.
дюжины галет
ящика
                        
                     
                                    
                        
                        
                            "Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Они сорвали всего 120 штук. 
Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у 
мальчика и девочки?" (Н.Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»)
Решение.
1). 1+2 =3 (части)
2). 120 : 3 = 40 
(орехов) – собрала 
девочка
3). 40*2 = 80 
(орехов) – собрал 
мальчик
Ответ: 40 орехов, 
80 орехов.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят 
килограмм в каждом. Рожь смололи, причем, из шести килограммов зерна 
вышло 5 килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки 
всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»      (Н. Н. 
Носов «Федина задача»)
Решение:
1) 450*80=36000(кг) – всего 
зерна
2) 36000:6=6000(раз) – по 6 
кг зерна в 450 мешках
3) 6000*5=30000(кг) – муки
4) 30000:3000 = 10(маш.) – 
для перевозки муки
Ответ: 10 машин 
потребовалось
 для перевозки муки.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            “Пять землекопов выкопали траншею в сто погонных 
метров за четыре дня. Сколько погонных метров 
выкопал каждый землекоп в течение двух дней при 
условии, что все землекопы выполнили одинаковый 
объем работ?” (Л. Гераскина  “В стране невыученных 
уроков”) 
Решение.
1). 100 : 2 = 50 (м) – 5 
землекопов за 2 дня
2). 50 : 5 = 10 (м ) - 1 
землекоп за 2 дня
   Ответ: 10 м выкопал 
каждый землекоп в 
течение двух дней.
                        
                     
                                    
                        
                        
                            Вывод:
     Обзор использованной нами литературы показал, что 
знания по математике нужны не только математикам, но и 
писателям.
     В художественных произведениях содержится много 
загадок, а иногда автор дает и отгадку. Авторы, используя 
математические данные, предлагают читателю подумать. 
    Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет 
сам добывать знания и отвечать на интересующие его 
вопросы.
    Грамотное использование математических фактов делает 
художественное произведение достоверным и реальным.
    Все это красноречиво указывает на связь между 
литературой и математикой. Объективным доказательством 
этой связи может служить использование многими авторами 
математических задач при написании своих произведений.