Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»
Оценка 4.7

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
31.03.2018
Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»
С ранних лет мы сталкиваемся с необходимостью познания истории нашей деревни, района, нашей страны. Мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, восславивших нашу Родину, и постепенно, узнавая с каждым разом все больше и больше, мы становимся как будто ближе, начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту и силу той страны, в которой живем. Через познание Малой Родины, её исторического и культурного наследия человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Малая Родина – это колыбель человека.
Проект по традиционной культуре.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Терновская основная общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области» » Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка» Подготовила учащаяся 8 класса: Кожухова  Валентина «МБОУ Терновская ООШ» Учитель: Гутара Ирина Николаевна,  учитель географии Адрес: 309060 Белгородская область,  Яковлевский район, с.Терновка,                 улица Центральная,  д. 11 село Терновка, 2017 Оглавление Введение………………………………………………………………………..3­8 Раздел 1. История с. Терновка………………………………………………9 1.1. История возникновения с. Терновка Раздел 2.  Фольклорное наследие села ………………………………………..10­16  2.1. Песенные традиции села Терновка 2.2. История создания ансамбля  2.3. Исполнительская манера терновцев 2.4. Сохранение традиций Заключение……………………………………………………………………….17­18 Источники и литература………………………………………………………..19 Приложение………………………………………………………………………20­26 Введение С ранних лет мы сталкиваемся с необходимостью познания истории нашей деревни, района, нашей страны. Мы учим даты важнейших событий, исторические факты, имена людей, восславивших нашу Родину, и постепенно, узнавая с каждым разом все больше и больше, мы становимся как будто ближе, начинаем глубже понимать и осознавать всю красоту   и   силу   той   страны,   в   которой   живем.   Через   познание   Малой   Родины,   её исторического и культурного наследия человек осознает свою сопричастность к истории страны, ее прошлому, настоящему и будущему. Малая Родина – это колыбель человека.   Чувство Родины у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних ­ это большой город, у других ­ маленькая деревенька, но все люди   любят   ее   одинаково.   Некоторые   уезжают   в   другие   города,   страны,   но   ничто   не заменит ее. Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. Терновка – моя малая Родина. Нам посчастливилось жить и родиться здесь. В селе Терновка живут и трудятся   наши   родители,   и   потому   все   нам   в   нем   знакомо,   дорого,   близко.   С   самого детства мы дышим её природным воздухом и наслаждаемся запахами, которые трудно ещё где­нибудь   встретить.   Мы   вовсе   не   претендуем   на   какую­то   исключительность   своих чувств. Думаем, что тоже самое могли бы сказать все люди, которые сердцем привязаны к родному месту.  На первый взгляд наше село не обладает какой­то необыкновенной экзотической красотой: здесь нет высоких гор, морей, океанов– здесь есть земля, на которой люди растят хлеб, протекает река, цветут сады. Но это наша Родина, дороже которой не может быть ничего   на   свете.   И   на   наш   взгляд   фольклорное   наследие   нашего   села   имеет   большое значение и достойно того чтобы о нем знали жители белгородского края. Обзор   литературы. В   процессе   работы   над   данным   исследованием   было рассмотрено большое количество источников, посвящённых историческому краеведению, истории Белгородского  края. Цель: изучить культурное и фольклорное  наследие  родного села и сохранить его для будущих поколений. Задачи работы:      изучить историю развития родного села; изучить историю создания терновского фольклорного ансамбля; активизировать   поисковую   и   исследовательскую   деятельности,  привлечь внимание сверстников к истории родного края. собрать   краеведческий   материал   и   систематизировать   полученную информацию о фольклоре села; Предмет исследования – фольклорное песенное наследие села Терновка. Куратор проекта: Гутара Ирина Николаевна. Эксперты­консультанты проекта:        Кулабухова Марина Алексеевна ­ руководитель народного ансамбля «Терновчанка» Игнатуша Нина Владимировна – дочь  Лужецкой ОльгиЕмельяновны. Участники: учащиеся школы.  География проекта: с. Терновка, Яковлевский район, Белгородская область Партнёры:         администрация школы; администрация Терновского сельского поселения и глава Терновского сельского поселения Калинин В. Н.;        работники дома культуры с. Терновка. Этапы реализации проекта: Данный проект будет реализовываться в 4 этапа: 1 этап: (2017 г.  с 01 по 30 августа) – изучение литературы, интернет источников в рамках проекта; 2   этап   (2017   г.   с   01   по   30   сентября)  –  изучить   историю   создания   терновского фольклорного ансамбля. 3 этап (2017 г с 01 по 25 октября)  – обобщение  и систематизация  полученного материала; 4 этап (2017 год с 26 по 30октября ) ­   оформление проекта, создание презентации. Смета­расходов № 1 2 Расходы Разработка проекта: Бумага     А4   для распечатки   анкет   и взятия интервью, оформление работы Краска для принтера  Итого:   500 руб   Кол­во шт., ед. 1 пачка. . Внебюджетные средства Бюджет Спонсоры ­ ­ ­ ­ 250 руб. 250 руб. Методы работы: анкетирование, интервьюирование, поисковый, синтез, аналитический.  Список и анализ источников:  Беседа с куратором проекта Гутара И. Н.  Интервью с Кулабуховой М. А. и Игнатуша Н. В.  Сведения из школьного  музея, архива дома культуры  и интернет ресурсов Работа над проектом Сбор   информации   начался   с   беседы   с   учителем   географии   и   куратором   проекта Гутара   И.Н.Ирина   Николаевна   рассказала   мне   о   проекте,   о   том,   как   правильно распределить время для качественного его выполнения. Затем я посетила школьный музей, где познакомилась с историей нашего села и знаменитыми людьми. После посещения музея я решила, что фольклорное наследие нашего села достойно того, чтобы о нём помнили и не забывали.           В результате работы над проектом, мы провели анкетирование, в ходе которого  было задано   5   вопросов  (приложение   №   1).  Всего   было   опрошено106   человек   из   них: школьников  ­ 55  человек,учителей  11  человек,  родителей  и  жителей  села­  50 человек. Проанализировав анкеты, мы пришли к выводу, что учителя и жители села все знают о фольклоре нашего села и знакомы с деятельностью фольклорного ансамбля и его запевалой Ольгой Емельяновной Лужецкой, а вот школьники особенно начальных классов знают о фольклорном наследии села очень мало.   Сравнительный анализ анкетирования 100 100 100 100 120 100 80 60 40 20 0 50 45 Количест во от вет ивших правильно, чел. 2 0 0 Вторым   этапом   нашей   работы   была   встреча   с   дочерью   запевалы   и   лидера фольклорного   ансамбля   Лужецкой   О.   Е.   –   Игнатуша   Н.В..В   ходе   интервью,   Нина Владимировна рассказала нам о том, какими качествами обладала её мама. Из интервью с Игнатуша   Н.В.   «Мама   была   целеустремлённой,   отзывчивой,   умела   быть   благодарной. Также   она   имела   лидерские   качества,   без   этого   она   не   смогла   бы   сплотить   песенный коллектив. Но наиболее сильно развиты у неё были чувства долга, ответственности, любви к своему селу и русской песне». Рассказы сопровождались показом фотографий. Нина Владимировна   была   тронута   тем,   что   я   решила   вспомнить   творчество   терновского фольклорного этнографического ансамбля (приложение № 2).               Ещё одним человеком, давшим нам интервью, методист терновского сельского дома   культуры,   руководитель   современного   ансамбля   «Терновчанка»   Кулабухова   М.А. Марина Алексеевна рассказала, что терновский хор известен, не только в нашем районе, но и в области. В подтверждение она показала газеты, в которых помещены статьи об этом.        Проведя анкетирование, интервью, проанализировав имеющуюся информацию в газетах, интернете, нами был систематизирован  и обобщён весь изученный материал. В результате,в   ходе   работы   над   проектом,мыне   только   окончательно   убедились,   что фольклорное наследие нашего села имеет большое значение,  но идостойно того чтобы о нем знали жители белгородского края. Раздел 1. История с. Терновка История возникновения с. Терновка Точной даты основания села (а до 30­х годов двадцатого столетия – слободы), не установлено.   Однако,   если   придерживаться   «Списка   населённых   пунктов   южных   уездов России в XVII – начале XVIII века», то населённого пункта с названием «Терновка» вплоть до 1720 года не было (см. приложение). По всей видимости, Терновка появилась в более позднее время, либо она существовала под другим названием, как когда­то село Гостищево (Липовая Слободка – Архангельское – Гостищево). Тогда как слобода Шопино уже значится в списках 1646 года, правда, как собственность графа Б. П. Шереметева. Что касается названия села, то существуют две версии. Первая.   По­видимому,   произошло   от   некогда   распространённого   здесь   тёрна. Старожилы Терновки рассказывают, что он произрастал в нашей местности с незапамятных времён целыми зарослями. И сейчас ещё по склонам оврагов можно увидеть этот колючий кустарник. Вторая, более правдоподобная. Первые поселенцы­переселенцы назвали своё новое место проживания «Терновкой», чтобы сохранить название украинского села, из которого они приехали. Поселение   располагалось   по   склонам   яров,   но   большей   частью   первые   жители устраивали свои жилища у подножия правого берега Липового Донца, поближе к воде. В селе до сих пор ещё стоят кое­где хаты, а рядом с ними колодцы с «журавлями» для подъёма воды. Большая часть местных жителей, имеющих древние родовые корни, носит фамилии с   окончанием   «енко»   (Головащенко,   Колениченко,   Скрыпченко,   Рыбальченко   и   т.   д.). Отсюда можно сделать вывод, что поселение было основано выходцами с Украины. Живя сначала свободной слободой, терновчане вскоре попали в крепостную зависимость одних из самых крупных землевладельцев Курской губернии – семьи графов Шереметевых. Земля являлась   главным   богатством   и   для   помещиков,   и   для   крестьян.   Графу   Дмитрию Николаевичу   Шереметеву   принадлежала   вотчина   в   Шопинской   волости,   в   которую входили сёла Терновка и Шопино, а также хутор Журавлёвка. Во владении графа было 1 230 десятин земли. Его сын, А. Д. Шереметев, сдавал в аренду крестьянам 409 десятин. Долгое время слободчане обустраивали своё хозяйство и налаживали отношения с соседями – жителями села Вислое и слобод Шопинской и Ямской. Немало возникало и проблем.   Так,   в   1794   году   висловские   однодворцы   Михаил   и   Иван   Губаревы   с сообщниками   захватили   часть   терновских   земель,   располагавшихся   чересполосно   с висловскими.   Распахали   и   засеяли   хлебом.   Терновчане   подали   жалобу   в   Белгородский уездный   суд.   После   долгого   разбирательства   с   использованием   понятых,   привлечением Курской межевой конторы и Московской межевой канцелярии, спорная земля, несмотря на протесты Губаревых, была отдана терновчанам. Хлеб же поделили между селениями.  В   том   же   1794   году   жители   Терновки   повадились   рубить   дрова   в   соседнем Черносаженском лесу, принадлежавшем ямщикам слободы Ямской. Кроме терновчан, на рубку   съехались   жители   сёл   Вислое,   Хохлово,   Непхаево,   слобод   Шопиной   и Петропавловки. Ямщики справедливо возмутились и обратились в суд. После судебной тяжбы   с   жителей   Терновки   и   других   селений   была   взята   подписка   о   невъезде   в принадлежащий ямщикам лес. В 1850 году в Терновке (232 двора) были заняты постоем 154.  Десятая ревизия в 1858 году записала в слободе Терновка Белгородского уезда «1081 душу мужского пола». В   1861   году   в   стране   было   отменено   крепостное   право;   пришло   желанное освобождение.  После отмены крепостного права на новые земли потянулись переселенцы. На свою новую родину они принесли свои обычаи и традиции. Прошло более 200лет, а часть местных жителей говорит на украинском языке, поёт украинские песни, т.е.передаёт культурное   наследие   из   поколения   в   поколение.  Своеобразие   терновской   песенной традиции объясняется во многом историей заселения села. Большой вклад по передаче культурного наследия вносит фольклорный ансамбль «Терновчанка»   с.Терновка.   Этотколлектив   знаком   жителям   Яковлевского   района   и Белгородской области по прекраснымконцертным программам. Раздел 2.  Фольклорное наследие села 2.1.Песенная традиция села Терновка В процессе заселения Яковлевского района сложились смешанные русско­украинские поселения, и одно из них – слобода Терновка. Длительное совместное проживание, их тесные   хозяйственно­экономические   связи   привели   к   значительному   этнокультурному разнообразию.  Песенная   традиция   села   Терновка   Яковлевского   района   Белгородской   области отличается ярким неповторимым обликом и исполнительскими особенностями: плотным красочным   многоголосием   с   обилием   задержаний,   экспрессивной   манерой звукоизвлечения, насыщенной вибрацией в голосе, а также богатым репертуаром, ведущим положением протяжной песни в местной системе жанров. Своеобразие   терновской   песенной   традиции   объясняется   во   многом   историей заселения села.Московские корни местных жителей проявляются в говоре: они используют взрывное «г» в отличие от всех других сел Белгородской области, а также согласные звуки «с» вместо «ц» и «щ» вместо «ч» («у купса» вместо «у купца», «на пещке» вместо «на печке»).   2.2. История создания ансамбля Верность традициям у жителей нашего села заложена в крови.       За   долгую   историю   своего   существования   далеко   за   пределы   своих   родных   мест шагнула слава о коллективе из села Терновка. Лидером   и запевалой ансамбля долгое время была Ольга  Емельяновна  Лужецкая.  Она собирала исполнительниц, предлагала им учить слова новых песен,готовила к выступлениям. Часто во время репетиций в шутку она переделывала слова песни, желая повеселить своих подруг. Эти переделки были связаны с какими­либо   злободневными   событиями:   чей­то   день   рождения,   выборы   депутата, назначение   нового   председателя   и   тому   подобное.   Житейская   мудрость   и   женская проницательность  помогали видеть в происходящем вокруг главное, и вот звучали под аккомпанемент баяна колкие словечки.          Многое рассказала нам об Ольге Емельяновне её подруга детства и участница хора Перепелица  Лидия  Ефимовна.  Лидия Ефимовна  и  Ольга  Емельяновна  были  знакомы  с детства, дружили, учились в одной школе в с. Терновка (тогда была семилетка: 4 класса отучились в Терновке, а оставшейся 3 года ходили учится в школу с. Шопино). Лужецкая Ольга   Емельяновна   закончила,   как   и   её   подруга,   семилетнюю   школу.   «Было   тяжёлое время,­ вспоминает Лидия Ефимовна, – прошли наши и детство, и юность… развлекаться было и некогда. Зарабатывали на хлеб: ходили нанимались копать людям огороды. Тогда ещё   колхоз   был.   В   колхозе   работали   и   все   это   сопровождалось   песнями,   частушками, шутками». О   жизни   Ольги   Емельяновны   нам   рассказала   и   её   дочь,   Игнатуша   Нина Владимировна, которая 30 лет являлась директором Терновского Дома Культуры. От неё мы узнали и о том, что Ольга Емельяновна создавала народный хор ещё и в молодости, когда она работала в Харькове на кондитерской фабрике. Было это в 1939­1940­ годах. Молодые   девушки,   приехавшие   в   город,   скучали   по   деревне   и   с   удовольствием   пели знакомые песни. В начале 1941 г. ее семья переехала в с.Терновка Белгородской области.    В тяжелые военные годы Ольга Емельяновна работала бригадиром полеводческой бригады, потом на сепараторном пункте. Сама возила сливки в Гостищево, ухаживала за этой лошадью. Нина Владимировна рассказывает: «Помню маты на сити який­то козеин всё катае и катае, та писню напевае». Она помнит, что мама всегда была запевалой «у баб». В 50­60 годы трудилась в колхозе: свёклу полола, натоку работала – в общем, «як уси бабы». Как все трудилась, но была всё­таки не как все: всегда на виду, всегда на людях. Ни одна свадьба,   ни   одно   событие   в   селе   не   обходилось   без   Ольги   Емельяновны:   заводной «организаторши», озорной певуньи. Да и помнила баба Оля все порядки и обряды: как сватать, как свадьбу гулять, как в армию провожать. Но и тут своё что­то вносила. «На свадьбах всегда на второй день вареники пекла. Спросите хоть у кого про её печёные вареники   –   вкусные,   я   вот   теперь   сама   пробую   такие   делать»,   ­   рассказывает   Нина Владимировна.  Когда вышла на пенсию, 1990г., организовала народный хор: «Ташо нам дома сыдить, бабы,   пийшлы…»,­   сзывала   она   своих   подруг   молодости.   А   из   воспоминаний   Лидии Ефимовны мы узнали, что Ольга Емельяновна с раннего детства была «сочинительницей» ­ сама   сочиняла   и   пела   частушки,   придумывала   считалочки,   присказки   новые   песни   на известные мотивы, что­то в них переделывала, добавляла, и «танцы придумывала, на улицу стали ходить­тут уже частушки пошли» (приложение 3) Назвали хор «Терновчанка» в него входили 8 односельчан: Костенко Нина Алексеевна, Борщёва Ефросинья Андреевна, Перепелица Лидия Ефимовна, Новикова Лидия Григорьевна, Талащенко Нина Тимофеевна, Сидоренко Мария Степановна, Горбатенко Лилия Михайловна, Гостищева Анна Ивановна. Пели женщины на всех праздниках, участвовали в районных конкурсах фольклорных ансамблей,   ездили   по  другим   сёлам,   были   неоднократно   награждены   грамотами.   Но,   к большому   сожалению,   в   клубе   не   сохранились   ни   одной   из   этих   грамот.   И   в   газете «Победа» публиковалась статья об их выступлении на Масленницу в районном центре. «Ну, может в 90­м году, это было, помню, нам тогда магнитофон подарили, ­рассказывает Лидия Григорьевна. – А Ольга подарила вареник, как лапоть, самому Турьянскому». В 1991 году хор занял второе место в районном конкурсе художественной самодеятельности, в 1993 ­ были награждены чайным сервизом. Без бабы Оли хор распался. «А кому ж запевать?»­ говорили женщины, участницы хора.   Проводили   они   в   последний   путь   свою   подругу   с   песнями­причитаниями,   какие поются на похоронах, они их знают. Ольга   Емельяновна   и   её   подруги   знали   многие   слова,   что   пришли   из   далёкого прошлого. Каждому слову было своё время и место. А с ними жить легче. Современному человеку часто не хватает именно этих слов. Народная   песня   по   праву   считается   главным   видом   народного   творчества,   она достаточно   широко   распространена   и   в   наше   время.   Интерес   к   ней   всё   больше возрождается, свидетельству этому и эта работа. А громко об этом заявлено в статье Басаргиной А. А., научного сотрудника Музея народной культуры: «Пора задуматься над проблемой сохранения нематериального духовного наследия нашего края!» Нематериальное наследие нашего села – это деятельность фольклорного коллектива под руководством Лужецкой О. Е. Женщины спели для своих земляков много народных песен, красивых и душевных. Некоторые из этих песен нам напели оставшиеся в живых участницы хора (Гостищева А. И., Новикова Л. Г.). В основном это украинские песни; ведь исконные   терновчане   –   это   потомки   казачества.   «Хохлятские»   песни   отличаются   от лирических протяжных песен «москалей». По замечанию исследователя Карачарова И. Н., «особая ритмическая чёткость, подчёркнутость каждого звука в песне, эмоциональность и экспрессивность пения – черта потомственного воинского поселения». Поэтому и много народных «украинских» песен о служивом казаке, о сиротской доле, о вдовьей участи. Но любимой   песней   Ольги   Емельяновны   являлась   более   радостная   украинская   песня   «А миймылыйварэнычкивпросэ». Нужно   отметить,   сто   песни   народные   не   просто   пелись,   а   «игрались».   Это подчёркивает   и  фольклорист  Карачаров   И.  Н.:   «Присутствует  в  местном  музыкальном наследии   нерасторжимость   пения   и   хореографического   движения».   В   коллективе «Терновчанка», как обыграть песню, всегда придумывала Ольга Емельяновна. Исполняли «с притопом и с прихлопом», иногда вставляли целые сценки в песню. Особенно любила Лужецкая О. Е. Масленницу: перед зрителями разыгрывались действо, всё по песне, да всё влад. «Тут тебе и козёл, и бык, и драка, и пляска…, а бабки поют, да всё ой­лё­лё­шеньки», ­ рассказывают односельчане.  В тех песнях, что записаны в тетради Ольги Емельяновны, повествуется о женской доле, о мужской службе, о любви и разлуке. Некоторые песни – широко известны, такие как «Ехали козаки», «Дан приказ ему на запад», «Ой, на гори тай жныцижнуть», «Маруся», «Скакал   козак   через   долину»   и   т.д.   Происхождение   других   песен   мне   не   известно. Ясмотрела   сборники   народных   песен.   Мне   трудно   рассудить,   какая   из   песен   записана дословно, а в какой Ольга Емельяновна внесла свои изменения. «Бабушки» рассказывали, что если они не могли полностью вспомнить слова, то «Ольга добавляла в такт». И эти «добавления» сливались в одно целое произведение. Мне кажется, что это и не столько важно, это не плагиат, нигде публиковаться Ольга Емельяновна не собиралась, главное было, чтоб песня звучала. И эту песню слушали со слезами на глазах женщины 90­ых годов: Спородила мати хорошего сына, Лычко билэ, чорни брови дала казакови Було б лучше дать щастя на ёго долю.... Явно авторской является песня «Растуть вишни».В ней отражена уже современная проблема ­ дети не заботятся о своих престарелых родителях. «Дэж мои вы риднидиткы, шо я народила?»­ звучит в ней вопрос­плач матери через века. А ответ уже современный: «На   машину   с   хрусталём   деньги   им   копила,   а   прышлось   у   них   пожить   –   миста   нэ хватыло».Вызвала наш интерес и песня про долю примака. В сборнике «Да на нашей сторонушке...» опубликованы только частушки Лужецкой О.Е. Издавна частушки исполнялись во время молодёжных посиделок, на гулянках и в узком кругу. Они передают события, чувства, мысли и настроение.Частушка продолжает традиции народных песен. Однако язык частушки не только богаче, но и современнее. Частушка необычайно разнообразна по своему содержанию и ритмике. В частушках Лужецкой   О.Е.­   задор,   злободневность,   сатира.   Обычно   начинала   Ольга   Емельяновна, приплясывая: Говорят: я боевая, В девках не остануся, Но и горе же тому, Кому я достануся. Следом выходила одна из её подруг, подхватывая: Посылала меня маты  Загонять гусака, А я вышла за ворота  И дала там плясака. Отдельную тему составляют частушки военных дней, я их поместила в приложении. Но больше всего вспоминают её частушки про председателя. Председатели менялись часто в колхозе, а жизнь колхозника зависела и от его личных качеств. Частушки «бабы Оли» очень «боевые», в них много действий, выраженных глаголами. Вот они рифмуются:      Выходить ­ повеселиться, перестроилась – пристроилась ­ настроилась, припевать­ отдыхать­ искать, гулял­ утерял ­ объяснял, споём­ украдём, кушаем­ слушаем, живётся­ трётся и т.д.  Народные   традиции   и   обряды   хранила   в   своей   памяти   Ольга   Емельяновна.   Она старалась донести  эти знания своим  землякам. «Любила  баба Оля рассказывать, как  в старину колядовали, свадьбы гуляли»,­ вспоминает Нина Владимировна. Внучке свадьбу справляли «по правилам» «Свашка ­ нэлепашка, шишок нэ лепила, дружкив нэ дарыла»,­ помнят белгородские сваты. 2.3. Исполнительская манера жителей села Терновка В   целом   певческая   исполнительская   манера   жителей   села   Терновка   обладает признаками,   характерными   для   всей   южнорусской   традиции:   отличается   красочным многоголосием,   яркой   экспрессивной   подачей   звука,   насыщенной   вибрацией   голоса. Однако по репертуару и отдельным исполнительским особенностям (звук формируется близко к зубам, поэтому кажется светлым и чрезмерно открытым) она обособляется от локальных традиций соседних сел. В Терновке каждый сюжет и почти каждый песенный напев   имеет   местную   специфику.   Так,   некоторые   общерусские   сюжеты   получают   в Терновке неповторимую разработку: например, известный сюжет «Горы Воробьевские» о гибели молодца на чужбине превращается в любовный, а сюжет об отражении вражеского нашествия с зачином «Из­за лесу­лесу темного» перевоплощается в свадебный. Жанры   песенного   фольклора   представлены   в   Терновке   в   основном   протяжными,  хороводными и плясовыми песнями, страданиями «под язык», частушками.  Что касается календарных и свадебных песен, то записаны лишь единичные их образцы. Из календарных жанров   были   зафиксированы   только   колядки:   «Осинова   коляда   по   проулочку   бегла», «Маленький   хлопчик».   Отдельные   протяжные   песни:   «Во   прошлом   году»   и   «Уж   ты вёснушка, моя весна» получили здесь приуроченность к весеннему сезону. Центральное   место   в   местной   жанровой   системе   занимают   протяжные   песни лирического   содержания.   Социально­бытовая   тематика   представлена   в   песнях   о рекрутском наборе.  В   жанре   протяжных   песен   легко   выявляются   способы   превращения   музыкальных композиций   в   широкораспевные:   со   словообрывами,   повторами,   дополнительными вставками.   Кроме   того   протяжные   песни   имеют   типичные   именно   для   Терновки музыкальные каденции. 2.5.Сохранение традиций. Фольклорный ансамбль «Терновчанка» существует 78 лет, и на сегодняшний день в него входят 16 человек. В 1992 году в школе был создан детский фольклорный ансамбль «Радуга», но постепенно работа ансамбля была прекращена. В настоящее время детский ансамбль (с 2002 г.) возродился, но уже с новым названием «Топотушки». Значит, традиции нашего   села   будут   продолжаться.  Руководит   ансамблями   методист   дома   культуры   с. Терновка  Кулабухова Марина Алексеевна (Приложение № 4). Все песни, исполняемые «Терновчанкой», достались им в наследство от бабушек и прабабушек, поэтому артистки не торопятся пополнять свой репертуар неизвестно откуда залетевшими мотивами. Может тем и интересны «Терновчанки», что им под силу некий песенный патриотизм. Ведь во всем, что исполняется ими, видна самобытность, изюминка родного края, на которых зиждется все творчество коллектива. Не умаляют певуньи и значения народного искусства для села в целом. Перефразировав известную поговорку о том, что "село живо, пока в нем есть школа", ­ многие из них любят повторять, что оно живо, пока звучит в нем народная песня. Тянутся к песне ребятишки.  Заключение Данный проект был направлен на изучение и сохранение фольклорного песенного наследия села Терновка.  В рамках работы над проектом мы изучили, как возникла песенная традиция в нашем селе,   кто   являлся   хранителем   традиций,   и   в   чём   проявилась   исполнительская   манера терновцев.   В   ходе   работы,   мы   пришли   к   выводу,   что,   песня   ­   самый   живой,   самый непосредственный   музыкально­поэтический   отклик   души   человеческой.   В   годы благополучия и мира рождаются песни светлые, бодрые и весёлые, в периоды застоя и смутного ожидания перемен – песни пьянящие и усыпляющие. Петь – природная потребность человека, они помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. Все в природе поет – и ручьи, и птицы. Дети поют просто и радостно, как сама природа. Взрослые поют, потому что душа просит выразиться в песне. Таким образом, народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его   культуру.   Меняется   время,   изменяется   общество,   моральные   устои   и   забываются песни,   сопровождавшие   раньше   человека   от   рождения   до   смерти.   Работа   над   темой позволила   нам   обратиться   к   истокам   народного   творчества,   расширить   свои   знания   о народной культуре, традициях русского народа, в данной работе жителей села Терновка. Общим   итогом   проекта   являются,   собранный   материал   о   фольклоре   села (Приложение   №   5)и   презентация   «Фольклорное   наследие   села   Терновка»,   в   которой красочно   представлено   фольклорное   песенное   наследие   села.   Врепертуаре   детского ансамбля «Топотушки» ­ песни родного села. Уверена, что так и будет. Материал   данного   проекта   можно   использовать   на   уроках   «Белгородоведение»   и «Краеведение», в музейных уроках и во внеклассных мероприятиях. Источники и литература 1. Мир традиций. ­ Белгород: КОНСТАНТА, 2008. 2. Дудка А.И. Этноистория и этнокультура Белгородского края  3. Учебное пособие под общей редакцией В.В. Овчинникова и Н.Н. Олейника.       4.  Белгородский край в истории СССР: учебное пособие для учащихся VII ­ X классов. 5. Рукописная тетрадь песен Лужецкой О. Е. 6.  Сборник народных песен. Традиционная культура Яковлевского района. Часть 1.,  2004 г. 7.  Сборник народных песен. Традиционная культура Яковлевского района. Часть 2.,  2004 г. 8.  Интервью с Игнатушей Н. В., дочерью Лужецкой О. Е. 9.  Интервью с Перепелицей Е. В., подругой детства. 10. Интервью с Гостищевой А. А., солисткой хора. 11. Осыков Б. И. Родное Белогорье // Учебное пособие для младших классов. Харьков: Кентавр, 1996 г. 12.  Научное издание. Белгородский краеведческий вестник. Выпуск 3. Белгород, 2003  13.  Обрядовая поэзия // Сборник фольклорных песен. Ленинград, 1981 г. Приложение  № 1. Анкета Приложение 1. Что вы знаете о фольклоре нашего села? 2. Кто является создателем фольклорных произведений в нашем селе? 3. Кто такая Лужецкая О. Е.? 4. Как называются фольклорные ансамбли нашего села?  5. С какого года существует наш фольклорный ансамбль? Приложение № 2 Терновский фольклорный ансамбль Приложение №3  Частушки военных дней Поведём огонь прицельный  Но огонь не пушечный  А весёлый скорострельный  Боевой частушечный Эх, частушка, ты частушка  Слова каждое­ снаряд. Бьёт фашистов по макушкам Помогает воевать. За окном у нас растёт  Сирень голубая. Мы победы дождались  Девятого мая. Все морошка, да морошка  Да никак не виноград  Есть для Гитлера дорожка  Да никак не в Ленинград. Лез в Москве фашист ­ Насильник  Через Надолбы и рвы  Крепкий Русский подзатыльник  Получил взамен Москвы. Фашиста сторон взяла  В стороне стонет хмурится Полетел он из Орла  Щипанною курицей Хвастал Гитлер я могу  Расправить Курскую дугу  Долго тужился ­ не смог. Согнут сам в бараний рог. Ты не жди фашист пощады  За грабеж и за разбой  Пулеметом и гранатой  Рассчитаемся с тобой. Гитлер шел получать  Пироги да пышки  А досталися ему  Синяки да шишки Эх играй, играй гармошка  Ты сыграй на новый тон  Как бежал домой япошка  С Хан­Хил­Гола без кальсон. Крепко били самураев  Мы на сопке за рекой  Будут помнить умирая Как тревожить наш покой. Под окном у нас растёт  Сирень голубая  Мы победы дождались  Девятого мая. То не ветер пыль метет  То боец домой идет  Форма новая на нем  Ордена горят огнем. Мы частушки вам пропели  Все что пели­ в самом деле  Сами знаете о том  Мы неправду не поем. Приложение № 4 Ансамбль «Терновчанка» Ансамбль «Топотушки» Приложение № 5. Фольклорные песни Растуть вишни Растуть вишни растуть сливы що я насадила  Дежмоириднэнькидиткищо я породила  Породила поженила свадьбы всым сгуляла  Все равно хоть задыхалась диток им качала.  Разлытилысьрозлучылысьпозабулы маму  А як деньги то им нужни слали телеграммы  С книжки денежки сниму я вышлю переводом  А гусей и поросяток можно параходом На машину и хрустали деньги им копыла  А пришлось у них пожитымистаныхватыло Заявление пышу я налисточку белом Дайте миста председатель в доме престарелом  Умираю завещаю все свое хозяйство  Раз я диточкамнынужна Здайте в государство. У ныдилью в ранци У ныдильновранцы Щесонцены сходе Молодый казане По казарми ходе  Показарли ходе  В руках саблю носе  Начальника просе Ты начальник батько Отпустыдодому Покынувдивчену Нызнаю какого. Отпускаю тэбя Тащейны самого  А дарю таби коня вороного  Коня вороного  Золотя сидельце Поижайдодому Розвысылысерце, А Казаче идее ворона мыная А дивчена стоить  Слезы пролывая Ойкудаже ты идыш Ворота мыняш Я твоя кохана Хыба ты нызнаеш Я к бы ты кохана Так ты б меня ждала  Я за гору скрывся ты зругым гуляла  А задругу скрывся Ты сына прыдбала Ны сама я дбала Дбалы мы стобою В лозипидвырбою. Ой у лузи, та щей при берези Ой у лузи та щей прыберези Червонакалына. Спородыла молода дивчына Хорошого сына. Ойдеж вона его спородыла В зеленой дуброви Тай ны дала тому казакови Ни щастья ни доли  Тильки й дала тому козакови Лычко ой лычко черни бровы Було б тобимояридна маты  Щастья ой щастья долю даты. Нырозвывайся зеленый дубочек  Завтра мороз буде  Не жынысямолодыйкозаче Завтра набир буде. Яй морозу ой да ныбоюся Завтра ойзавтрай Вранциожинюся. Пидзелэным дубом Я полола бурякы Пидзелэним дубом, Полюбыла бригадира  С кучерявым чубом. Ой­ля ой­ляля, й ля­ля­ля­ля  Полюбылабрыгадира С кучерявым чубом. Тры дни в пэчинэпалыла, А дэнь дома ны булла, Вся брыгада в полэвыйшла Я стою билясэла Ой­ля­ля­ля... Я стою билля сэла. Як прыихавбрыгадир Да до мэнэна кони Айда, Нина, на работу  Зарабляты трудодни Ой­ля­ля­ля.... Як пошла я жытожаты до самого гаю  Вся брыгадазакрычала Мало нажынаю. Ой­ля­ля­ля.... Як прыихавбрыгадир и очами заморгав. Я ы копы нынажала вин кучери зачесав Ой­ля­ля Як до мэнэбрыгадирвэчэрамыходыть . Купывмэничэрэвычки дай до клуба водыть Ой­ля­ля­ля_____ А я тичеревычкы дай ныроззуваю А я свогобрыгадира люблю й дожыдаю Ой­ля­ля­ля.... Масляна неделя в Ростов полетела Ой­лёли­лёлёшеньки в Ростов полетела.  В Ростов полетела на пенёчек села, Ой­лёли­лёлёшеньки на пенёчек села На пенёчек села, оладушек съела Ой­лёли­лёлёшенькиоладушек съела. Оладушек съела, другим закусила Ой­лёли­лёлёшеньки другим закусила. Другим закусила, домой потрусила Ой­лёли­лёлёшеньки домой потрусила. Домой потрусила, вареник вкусила Ой­лёли­лёлёшеньки вареник вкусила. «Колечко моё позолоченное» Колечко ты моё позолоченное Я с милым дружком разлученная Разлученная, разведенная Он пожал мене ручку правую Целовал меня в щёчку алую Не целуй меня и не уговаривай Как любил меня, ты счастливый был Перестал любить – у тюрьму попал У тюрьме сижу в окошко гляжу Не идёт моя любовь преюная Не несёт она цвета алого А несёт она дитя малого Дитя малого раскудрявого «Ой у поле криниченька»  Ой у поле криниченька,  Там холодна водиченька Ты дивчина, ты кохана Ты неправдою живёшь Говорила нипойду замуж А теперь замуж идёшь Не сама я иду замуж А родители отдают Вы не шайте бело платье Я не стану под венец Лучше вырейте могилу Во зелёному саду И поставьте крест зелёный И две розы во боках Буде милый окать с фронту И заедет он ко мне И привяжет коня к кресту И поклонится он мне Ой и чьяж это могила Перовою поросла Ой чья ж это дивчина  От Любови померла.

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»

Проект  «Сохранение фольклорного наследия села Терновка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018