Духовно-нравственное воспитание тесно связано с народным искусством, с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, многие из которых, к сожалению, забыты. Как возродить народные традиции и вернуть любовь к народным праздникам?
Светлый праздник Пасхи.doc
Проект «Светлый праздник Пасхи».
Тип проекта:
исследовательский, практикоориентированный, игроролевой, творческий;
межпредметный (литература, история, художественный труд, изобразительное
искусство, музыка, физкультура);
групповой;
средней продолжительности.
Участники: ученики и учителя начальных классов.
Целевая группа:
учащиеся начальных классов и их родители;
учителя школы;
Актуальность: духовнонравственное воспитание тесно связано с народным
искусством, с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки
неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о
прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления
человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, многие из
которых, к сожалению, забыты. Как возродить народные традиции и вернуть любовь к
народным праздникам?
Цель проекта: больше узнать об этом празднике и о том, как его празднуют.
Задачи:
познакомить детей с русским народным праздником Пасха, обрядами и обычаями
связанными с этим праздником; с традиционными пасхальными блюдами;
разучить с детьми русские народные игры, песни, хороводы и стихи, связанные с
этим праздником;
оформить выставку художественной литературы, детских работ, посвященных
Пасхе.
Сроки реализации: в течение двух месяцев до праздника (в этом году – 4 апреля).
Планируемый результат: написание сценария праздника, проведение праздника
«Светлая Пасха».
Этапы работы.
1. Классный час «Праздники на Руси». Совместно с учителем дети приходят к
решению провести свой праздник «Светлая Пасха». 2. Учащиеся разбиваются на группы. Между группами распределяется работа,
определяются сроки ее выполнения.
1 группа – находит и читает литературу о празднике, работает в интернете;
2 группа – ищет песенный репертуар, разучивает хороводы;
3 группа – ищет стихи русских поэтов о Пасхе;
4 группа – ищет игры, которые можно провести на празднике;
5 группа – ищет в литературе, что можно приготовить на Пасху к праздничному столу;
6 группа – готовит костюмы.
3. Группы собираются вместе и рассказывают, что они нашли, изучили по данному
им заданию. Выбирается инициативная группа, которая на основе собранного
материала пишет сценарий. Остальные дети заняты оформлением зала и другой
подготовкой к празднику.
4.
Сценарий написан. На уроках музыки дети учат русские народные песни,
хороводы. На уроках ИЗО и труда изготавливают праздничные открытки,
подарки, маски и костюмы. На уроках физкультуры разучивают русские
народные игры. Дома с родителями дети готовят праздничные угощения.
Распределяют роли, разучивают их.
5. Презентация – проведение праздника. В нем принимают участие сами ученики,
приглашаются гости – их родители, друзья, воспитанники д/сада, жители села.
6. Самооценка проекта.
Было ли интересно работать над проектом?
Понравился ли сам праздник вам и вашим гостям?
Что могло быть сделано подругому, если бы снова начали разрабатывать этот
проект?
Чему вы научились, работая над проектом?
Чему вам необходимо еще научиться? Сценарий праздника «Светлая Пасха».
1й ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и
счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Потому что она посвящена
русскому народному празднику – Пасхе.
2й ведущий. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. В этот день старики
расчёсывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос
на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.
Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как
будет «играть» и «веселиться» красно солнышко. На Руси существовало поверье, что
на Пасху солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же
обращались к солнцу с помощью заклички.
Настя Ш. Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче
И зима – теплее,
А весна – милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде – бобы,
В поле – рожь и ячмень,
В саду – зелёный хмель.
Игра «Грачи летят».
Эта игра на внимание. Все поют песенку, а как остановятся, поднимают руки вверх,
машут и приговаривают: «Летят, летят!». Старайтесь не ошибаться – «лететь» следует
только вместе с теми, кто на самом деле летает. Кто ошибается – тот больше не игрок.
Дети идут по кругу и поют такие слова:
Грачи летят,
На всю Русь кричат:
Чучучу –
Мы несём весну!
(Поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи.)
Все: Летят! Летят!
Журавли летят,
На всю Русь трубят:
Гугугу –
Не догнать никому!
Поросята летят,
Голосаты визжат:
Хрюхрюхрю –
Надоело нам в хлеву!
Пчёлы летят,
Гудят, бунчат: Жужужу –
Медову несём сыту!
Комары летят,
Кричат, пищат:
Дудуду –
Не уйти никому!
Медведи летят,
Толстопятые рычат:
Руруру –
Надоело нам в лесу!
Синицы летят,
На всю Русь кричат:
Дзудзудзу –
Не поймать никому!
1й ведущий. В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному,
торжественно. (Запись колокольного звона.) Этот звон, ребята, зовётся Пасхальный
благовест. А сейчас послушайте стихотворение С.Есенина, которое было написано им
под впечатлением праздничного колокольного звона. Оно так и называется
«Пасхальный благовест».
Эдик Ч. Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна.
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Гдето за дорогой
Замирает звон.
2й ведущий. А сейчас послушайте церковное песнопение, которое исполняли в
светлый праздник Пасхи. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому
музыка написана для хора. Это духовная музыка, её автор – русский композитор
Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый
совершенный музыкальный инструмент – голос человека. Звучит фрагмент песнопения.
1й ведущий. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И
сейчас нам девочки исполнят хоровод с вербочками.
Хоровод с вербой.
(«Солнышко встало». Муз. Филиппенко, сл. Волгиной)
2й ведущий (показывает ветку вербы). Верба, не давшая ещё листьев, цветёт и как бы
заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всё живое на земле теплом и новым
урожаем. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом, поэтому
существовал обычай – вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной.
1й ведущий. А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая:
«Как вербочка растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не
больно, говоря: «Верба хлёст, бей до слёз. Бьём, чтобы были здоровыми». Послушайте
стихотворение А.Блока «Вербочки».
Таня Р. Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
2й ведущий. Очень красивое стихотворение. Не правда ли? «Завтра встану первая
для святого дня». Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно:
вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения.
Ведущий подходит к праздничному пасхальному столу.
1й ведущий. Обратите внимание, ребята, как красив и радостен наш пасхальный стол.
Традиционными пасхальными блюдами были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца.
Яйца красили в разные цвета, но чаще – в красный. Перед Пасхой в магазинах
продавались и по сей день продаются специальные краски для раскрашивания яиц. Ими
можно было не только раскрасить яйцо в какойнибудь один цвет, но и расписать
цветами, орнаментами или нарисовать какуюнибудь картинку. На яйцах изображали
Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной красками писали: «ХВ», что
значит «Христос воскрес».
2й ведущий (показывает соответствующие картинки). А если на яйце была
нарисована сосна – это означало долголетие и здоровье. Звезда – нравственная чистота,
человеколюбие. Солнце – к урожаю. Для пасхальных яиц делали вот такие красивые,
яркие, красочные подарочные подставки в виде петушков, курочек, цыплят.
А у нас – яйцазайчики. 1й ведущий. Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с
другом и говорим: «Христос воскрес» «Воистину воскрес». Этот обычай очень
давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни.
Ведущие обмениваются яйцами, показывают обряд христосования.
Проект с открытым голосованием.
Выходит ученик и читает стихотворение М. Максимовича «Христос воскрес».
Никита В. «Христос воскрес!» поют колокола.
И весть та – радостна, светла –
Над миром носится волной,
И мир внимает вести той.
«Христос воскрес!» поёт земля,
Моря и горы, и поля…
Им в ответ звучит с небес: «Воистину воскрес!»
2й ведущий. Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич.
Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с
куполом.
Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы, если же он
потрескается, то ктонибудь из родных может заболеть.
1й ведущий. Как всякий большой праздник – Пасха заполнена различными забавами,
играми.
Игра «Не урони яйцо».
Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не
уронить яйцо. Победит тот, кто быстрее вернётся на место.
2й ведущий. Чтото мы немножко притомились.
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаем вам загадки.
Кто смышлёней – поглядим!
Ведущие садятся на лавку и загадывают детям загадки, которые написаны на
расписных пасхальных яйцах.
Наша толстая Федора Белые овечки
Наедается не скоро. Сидят на свечке. (Верба.)
А зато, когда сыта,
От Федоры теплота. (Печка.)
В одном бочонке
Два разных пива Загадки в «киндерах».
Не смешиваются. (Яйцо.)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб.)
1й ведущий. А сейчас вас ожидает вот что!
Будет звонкая гармошка Полтора часа играть,
Мы споём для вас частушки,
А вам нужно подпевать.
Выходят дети в русских народных костюмах, исполняют частушки.
Юля Ч. Так живи, частушка, всяко!
Под гармошку и струну!
Надо нам, друзья, однако,
Спеть сегодня хоть одну.
Алёна П. Станем, девицы, рядком
Да частушки пропоём!
Вероника Ш. Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много –
Можем растеряться.
Юля М. Мы частушек много знаем
Под разлив гармошки.
У нас куплетов в голове,
Как в мешке картошки.
Настя Ш.Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
Таня Р. Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
Аня Ш.
Как по речке, по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую –
Развёл гармошку звонкую.
Хором. Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую!
2й ведущий. А сейчас послушайте стихотворение, посвящённое Пасхе.
«Христос воскрес».
Егор Т. Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Люба О. С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес!
Полина К. Вот просыпается земля,
И одеваются поля…
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
1й ведущий. Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и
празднуется Пасха. А теперь…
2й ведущий. Подходите, подходите,
Угощение берите!
Чаем запивайте! Поднос с зайчиками.
Вместе. Нас добрым словом вспоминайте!
Игра «Чьё яйцо крепче?»
Проект: Светлый праздник Пасхи
Проект: Светлый праздник Пасхи
Проект: Светлый праздник Пасхи
Проект: Светлый праздник Пасхи
Проект: Светлый праздник Пасхи
Проект: Светлый праздник Пасхи
Проект: Светлый праздник Пасхи
Проект: Светлый праздник Пасхи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.