Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
классное руководство
4 кл
07.03.2018
Данный материал предназначен для учащихся начальной школы (1-4 кл.) Знакомит с историей возникновения татуировок и различных рисунков на лице, кому и для каких целей наносили такие рисунки. Цель данного проекта - узнать (биографию) историю семьи, познакомиться с обычаями и ритуалами своей семьи.
ПРОЕКТ Татуировка и раскраска народов Чукотки.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА АМГУЭМЫ»
Проект
«ТАТУИРОВКИ
«ТАТУИРОВКИ
НАРОДОВ
НАРОДОВ
ЧУКОТКИ»
ЧУКОТКИ»
Составитель проекта
учитель начальных классов
Шарапова Оксана Владимировна 20142015уч.год
Цель нашего проекта
узнать (биографию) историю семьи, об обычаях и ритуалах семьи.
привить любовь к родному краю;
соблюдать традиции и обычаи своего народа;
познакомить с искусством народов Севера;
расширять кругозор.
Задачи проекта
способствовать формированию уважительного отношения детей к
родителям, родителей к детям;
развивать кругозор детей путем изучения жизненного пути старших
членов семьи;
учить поддерживать и продолжать семейные традиции;
способствовать объединению детей, их родителей на основе общего
интереса к общей деятельности;
выявлять, поддерживать и поощрять талантливые семьи и их детей.
Работа над проектом будет способствовать
общеучебных умений и навыков:
развитию следующих
Рефлексивные умения: Умение осмысливать задачу, для решения
которой недостаточно знаний.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: Умение взаимодействовать
с любым партнером.
Презентационные
Навыки монологической речи.
умения
и
навыки:
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учащиеся 4 класса
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: март – апрель 2015г.
ВИД ПРОЕКТА: творческий, краткосрочный, индивидуальный. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
устный журнал «ТАТУИРОВКИ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»
Татуировка и раскраска.
Мы живём на краю нашей большой Родины, на Чукотском
полуострове. Суровый климат Заполярья, бескрайние снежные
дали, короткое и холодное лето, долгая полярная зима,
освещаемая сполохами северного сияния – это Чукотка.
Чукотка! Суровый холодный край. Лишь коротким летом
спешит солнце согреть землю. Но не успеет ещё растаять снег,
как задует северный ветер и снова всё охватывает леденящая
стужа. Кажется, какая может быть жизнь в этом пустынном
крае?
Народная поговорка гласит: «За что бог поселил этот народ
в таких холодных местах?». Действительно, что заставило этот
народ более 2000 лет назад прийти на северовосток Азиатского
материка, в зону вечной мерзлоты, приспособиться к
тяжелейшим природным условиям, построить свой мир,
передавать из поколения в поколение обычаи, обряды,
художественные традиции?
Эти люди не побоялись стужи и вечных льдов, выстояли,
выжили и приспособились к суровой природе Севера. Это были
предки современных коряков, чукчей и эскимосов.
Татуировка бытовала как у сибирских народов (ханты, манси,
якуты, эвенки), так и у американских эскимосов, была
характерна и для азиатских эскимосов и оседлых чукчей, у
последних она, возможно, появилась под влиянием первых. Еще в
конце XVIII в. татуировка лица, плеч и рук встречалась у мужчин оленных чукчей , хотя постепенно уже выходила из моды,
первыми от нее отказались кочевники. В XIX — первой половине
XX в. женщины татуировались намного чаще, чем мужчины. У
девушек наколки были социально значимым показателем
вступления во взрослую жизнь. Татуировался лоб, уголки глаз,
щеки, подбородок. У мужчин татуировка располагалась над
глазами, на висках, а также на щеках. Еще в 1934 г. у некоторых
мужчин в Чаплине татуировка была около уголков рта, что,
очевидно, символически заменяло амулеты лабретки.(лабретка –
губное
губу)
3 Лабретки известны на Чукотке и археологически: Судя по
письменным документам первой трети XVIII в., лабретки из
моржовых клыков тогда встречались у азиатских эскимосов
вставляется
в
украшение,
Согласно же преданию, часть аляскинских эскимосов поселились
в Наукане лет за сто до 1924 г. Мужская татуировка имела
апотропейный характер Тут мы поговорим лишь о военном
аспекте данного явления. Опасным для человека, убившего врага,
считался дух последнего, который должен был всячески вредить
своему обидчику. Для того чтобы уберечь себя от этого злого
духа, и наносили татуировку. В частности, оседлые «чукчи»
татуировали на своих руках изображения убитых ими врагов в
виде абстрактных человечков, подобные же фигуры располагали
и на лбу над
оседлые «чукчи» с помощью татуировки
(определенных знаков) наносили на предплечья и ноги
информацию о количестве убитых и взятых в плен врагов (Sauer
1802: 230; ср.: 237). В. Г. Богоразу (1991: 189) также
рассказывали колымские чукчи, что в старину после убийства
неприятеля на внутренней стороне правого запястья по
направлению к локтю накалывали точку. Подобные же метки
после удачной охоты на кита или медведя делали сибирские
эскимосы и чукчи — в области суставов, эскимосы с о. Большой Диомид — на лице, а с о. Св. Лаврентия — на плече, запястьях,
пояснице, коленях, лодыжках (Антропова 1957: 215; Krupnik,
Krutak 2002: 316; ср.: Руденко 1949: 149, 152–154; Богораз 1991:
189
Эскимосы же с о. Св. Лаврентия вообще наносили такие точки
после наиболее значительных
событий в своей жизни
(Krupnik, Krutak 2002: 316).
на
Татуировка
лице,
выставленная на всеобщее
обозрение, служила, кроме
того, своего рода показателем
силы, смелости и охотничьей
удачи,
качеств,
пользовавшихся
особым
уважением со стороны
т.
е.
соплеменников.
На оленьем празднике
кочевые чукчи рисовали
кровью забитого животного
знаки на лице, руках и
груди, чтобы уподобиться
духам, охраняющим оленей.
Причем у каждой семьи
были свои знаки, обычно
различные полосы, точки 1877.
№
47:
1998:
(Burch
(Богораз 1901: 17; Каллиников 1912: 106; Богораз 1939: 64;
Гурвич 1983: 109–110). Это, согласно разъяснениям чукчей,
охраняло их самих и их оленей от болезней (Суворов 18676: 163;
Мв
386;
4 Эскимосы СевероЗападной Аляски, отличившиеся в бою,
наносили татуировкой четыре параллельные черты на каждую
щеку
109).
[123]ТанБогораз 1979а: 209; Кавелин 1931: 107; Вдовин 1987:
41). Как объясняли приморские чукчи (1927), обычай мазать
кровью лицо возник после примирения оседлых и оленеводов в
знак мира и дружбы (Кавелин 1931: 99). Приморские же жители
мазались охрой, а в случае опасности и графитом, для защиты от
духа, который увязался за гостем (Богораз 1901: 19; 1939: 69;
ср.: Свердруп 1930: 319). Это уже близко к боевым функциям,
ведь опасность для чукчей исходила не только от земного врага,
но и из мира злых духов, настроенных по отношению к человеку
не менее враждебно. Цель подобного раскрашивания состояла в
том, чтобы изменить облик, сделаться неузнаваемым для болезни
и злого духа (Богораз 1901: 19; 1939: 142; Hughes 1984a: 251). В
качестве этнографических параллелей можно заметить, что
эскимосы Кадьяка раскрашивали все лицо перед набегом (Гедеон
1994: 61), а чугачи чернили свое лицо, чтобы не было заметно их
страха
146).
(Malaurie
1974:
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Проект Татуировки и раскраска народов Чукотки. (1-4 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.