Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
Тема:
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В
ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ
САХАРНОГО ДИАБЕТА»
Студенты IV курса
специальности 34.02.01. Сестринское дело
(базовая подготовка):
Кормщикова Эмануела, Назарова Юлия,
Макунина Наталия, Адамян Вартуи,
Морозова Виктория, Разумова Валерия.
Методические руководители- преподаватели:
ЦМК профессиональных модулей
Н.С. Лютенберг
Е. А. Харитонова
Ю. С. Зимина
Коломна, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………..……………………………………………………….……………3
Цель проекта……..………………………………………………………………………..5
Междисциплинарные и внутримодульные связи, методы и приема……………….…………………………………………………………………….9
Информационное обеспечение проект.……………………………………….. ………10
Приложения……………………………………………………………...……………….12
Приложение 1. Компьютерные презентации
Приложение 2. Санитарные бюллетени
Приложение 3. Представление диетического стола №9
ВВЕДЕНИЕ
Всемирный день борьбы против диабета отмечается 14 ноября. Он не является общегосударственным днем в России, однако страна выступает в поддержании акции, связанные с датой. Учредителями действия выступила Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ) и Международная диабетическая федерация. Дата имеет символическое значение, она приурочена ко дню рождения Фредерика Бантинга, открывшего инсулин и спасшего многие жизни.
Сахарный диабет является медико-социальной проблемой, относящейся к приоритетным национальным системам здравоохранения все стран.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения «Сахарный диабет является проблемой всех стран и возрастов ». Занимает третье место как причина смерти после заболеваний сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний, несмотря на все достижения цивилизации в диагностики, лечении и профилактике данного заболевания.
Сахарный диабет был известен еще за полтары тысячи лет до нашей эры. На сегодняшний день заболеванием страдает более 415 млн. человек, из них 90 % диабетом 2-типа. В России статистика такова: около 11 млн. человек страдает сахарным диабетом, второй тип определяется у более 9 млн. человек. Согласно Регистру распространенность заболеваемости составляет более 2,5 % среди всего населения, у 4 % определяется преддиабет.
Прогнозы ВОЗ неутешительны, к 2030 году каждая 7 смерть прогнозируется от сахарного диабета, а к 2040 году количество больных вырастет до 642 млн. человек, прирост составит + 55 %.
Министерство здравоохранения Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
Тема:
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В
ДИАГНОСТИКЕ, ЛЕЧЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ
САХАРНОГО ДИАБЕТА»
Студенты IV курса
специальности 34.02.01. Сестринское дело
(базовая подготовка):
Кормщикова Эмануела, Назарова Юлия,
Макунина Наталия, Адамян Вартуи,
Морозова Виктория, Разумова Валерия.
Методические руководители преподаватели:
ЦМК общепрофессиональных модулей
Е.В. Клопкова,
ЦМК профессиональных модулей
В.В. Пынтя
Коломна, 2019г.
1СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………..……………………………………………………….……………3
Цель проекта……..………………………………………………………………………..5
Междисциплинарные и внутримодульные связи, методы и приема……………….
…………………………………………………………………….9
Информационное обеспечение проект.……………………………………….. ………10
Приложения……………………………………………………………...……………….12
Приложение 1. Компьютерные презентации
Приложение 2. Санитарные бюллетени
Приложение 3. Представление диетического стола №9
2ВВЕДЕНИЕ
Всемирный день борьбы против диабета отмечается 14 ноября. Он не является
общегосударственным днем в России, однако страна выступает в поддержании акции,
связанные с датой. Учредителями действия выступила Всемирная организация
здравоохранения ( ВОЗ) и Международная диабетическая федерация. Дата имеет
символическое значение, она приурочена ко дню рождения Фредерика Бантинга,
открывшего инсулин и спасшего многие жизни.
Сахарный диабет является медикосоциальной проблемой, относящейся к
приоритетным национальным системам здравоохранения все стран.
По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения
«Сахарный диабет является проблемой всех стран и возрастов ». Занимает третье
место как причина смерти после заболеваний сердечнососудистой системы и
онкологических заболеваний, несмотря на все достижения цивилизации в
диагностики, лечении и профилактике данного заболевания.
Сахарный диабет был известен еще за полтары тысячи лет до нашей эры. На
сегодняшний день заболеванием страдает более 415 млн. человек, из них 90 %
диабетом 2типа. В России статистика такова: около 11 млн. человек страдает
сахарным диабетом, второй тип определяется у более 9 млн. человек. Согласно
Регистру распространенность заболеваемости составляет более 2,5 % среди всего
населения, у 4 % определяется преддиабет.
Прогнозы ВОЗ неутешительны, к 2030 году каждая 7 смерть прогнозируется от
сахарного диабета, а к 2040 году количество больных вырастет до 642 млн. человек,
прирост составит + 55 %.
Человеку, страдающему сахарным диабетом требуется:
постоянные наблюдение специалистов,
контроль уровня сахара,
3 соблюдение строгой диеты,
мониторинг дозирования физической нагрузки и т.д.
Но самое главное то, что заболевание приводит к тяжелым осложнениям,
утрате трудоспособности, инвалидизации и высокой смертности.
Экономические затраты государства составляет в среднем более 230 тысяч
рублей в год на одного пациента, а их количество неуклонно растет.
Выше изложеное мотивировало преподавателей ЦМК профессиональных
модулей В.В. Пынтя, ЦМК общепрофессиональных дисциплин Е.В. Клопкову на
реализацию проектной деятельности студентов по изучению вопроса сахарного
диабета, его диагностики лечения и профилактики.
Проект на тему «Профессиональная деятельность медицинской сестры в
диагностике, лечении и профилактике сахарного диабета»
следующими этапами:
будет представлен
1) КП на темы сахарного диабета: «Лабораторные и инструментальные методы
исследования при сахарном диабете», «Особенности течения сахарного диабета у
детей», «Сестринская помощь при сахарном диабете»;
2) конкурс санитарных бюллетеней по профилактике осложнений сахарного диабета;
3) представление домашнего задания: Диета №9 «Завтрак диабетика», «Обед
диабетика»; «Ужин диабетика».
Участниками проекта выступили студенты 492 рых групп специальности
34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки: Кормщикова Эмануела, Назарова
Юлия, Макунина Наталия, Адамян Вартуи, Морозова Виктория, Разумова Валерия.
4ЦЕЛИ ПРОЕКТА
обучающие:
обобщить, систематизировать знания обучающихся;
выявить межпредметную связь;
привести в систему знания обучающихся.
развивающие:
научить обучающихся практическому применению полученных знаний;
повысить психологическую культуру обучающихся;
развивать познавательный интерес к предметам;
воспитывающие:
воспитание ответственного отношения к профессиональной медицинской
деятельности;
воспитание коммуникабельности, чувства товарищества, формирование
мотивации к изучению предмета, самоанализу и рефлексии;
способствовать формированию познавательной активности студентов;
способствовать формированию представлений о психическом,
психологическом здоровье как жизненно важной ценности;
прививать умение работать в коллективе.
5С целью овладения видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно
диагностическом и реабилитационном процессах», и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения темы
«Профессиональная деятельность медицинской сестры в диагностике, лечении и
профилактике сахарного диабета» должен:
иметь практический опыт:
- осуществления ухода за пациентами при сахарном диабете;
- проведения реабилитационных мероприятий в
отношении пациентов с данной патологией;
уметь:
- готовить пациента к лечебнодиагностическим
вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом;
- консультировать пациента и его окружение
по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия
в пределах своих полномочий в условиях первичной
медикосанитарной помощи и стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры,
и основные приёмы массажа;
- проводить мероприятия по сохранению и
улучшению качества жизни пациента;
- осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- вести учетноотчетную медицинскую документацию;
знать:
6- причины, клинические проявления, возможные осложнения,
методы диагностики проблем пациента, организацию и
оказание сестринской помощи;
- основные пути введения лекарственных препаратов;
- виды, формы и методы реабилитации;
- правила использования аппаратуры, оборудования,
изделий медицинского назначения.
Результатом освоения темы является овладение обучающимися видом
профессиональной деятельности «Участие в лечебнодиагностическом и
реабилитационном процессах», в том числе
общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также
для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
7ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять
повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к
природе, обществу, человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом
для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебнодиагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и
службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в
соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры,
оборудования и изделий медицинского назначения
в ходе лечебнодиагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
8МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
ОП02. Анатомия и физиология человека
ОП.03. Основы патологии
ОП.05. Гигиена и экология человека
ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий
ПМ 02. Участие в лечебнодиагностических, реабилитационных процессах
ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра
ВНУТРИМОДУЛЬНЫЕ СВЯЗИ
МДК 01.02. Основы профилактики;
МДК 02.01 Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях;
МДК 02.02 Основы реабилитации;
МДК 04.02 Безопасная среда.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
проблемное обучение;
9 объяснительноиллюстративный метод;
информационнокоммуникационные технологии (использование
мультимедийной слайд – презентации).
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Основные источники
1. Козлова Л.В.. Основы реабилитации. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.М 475
2. Маколкин В.И. Овчаренко С.И. Внутренние болезни М, «Медицина» 1998г. 432,
432с.
3. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов н/Д.: Феникс,
2017. – 766 с.(Медицина для вас).
4. Соколова Н.Г. , Тульчинская В.Д. Педиатрия с детскими инфекциями Ростов
н/Д: Феникс, 2015. 443 с.
5. Соколова Н.Г., Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии. Ростов н/Д:
Феникс, 2014. 443 с.
6. Смолева И.В. Терапия с курсом ПМСП М., Ростов н/Д : Феникс 2015. 473 с
Дополнительные источники
101. Алгоритмы безопасности перемещения пациентов. – Раменское: Раменская
типография, 2014. – 45 с.
2. Организация специализированного сестринского ухода. М.: ГЭОТАРМедиа,
2013 – 464 с.
3. Широкова Н.В. и др. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций:
учебное пособие. М.: ГЭОТАР Медиа, 2013. 160 с.
4. Качаровская Е.В., Лютикова О.К. Сестринское дело в педиатрии: руководство.
М.: ГЭОТАР Медиа, 2013. 128 с.
5. Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность» СанПиН 2.1.3.263010. М.: Рид Групп, 2012. – 224 с.
Интернетисточники
1. Медицинский справочник болезней [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.medglav.com/
2. Паллиативная помощь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://palliativ.ru/
3. Педиатрия – здоровье ребенка [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://pediatriya.info/
4. Реабилитация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://reabilitaciya.org/
5. Сахарный диабет: диабетический информационный портал [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.saharniydiabet.com/
6. Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального
обследования. ГОСТ Р 52623.12008 (утв. Приказом Ростехрегулирования от
– Режим доступа:
04.12.2008 N 359ст) [Электронный ресурс].
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=454063
7. Сестринское дело
[Электронный ресурс].
– Режим доступа:
http://www.sisterflo.ru/index.php
8. Нормативные документы в области медицины и фармацевтики [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.webapteka.ru
11Приложение № 1
Компьютерные презентации на темы:
«Лабораторные и инструментальные методы исследования при сахарном
диабете»
«Особенности течения сахарного диабета у детей»
«Сестринская помощь при сахарном диабете»;
1) «Лабораторные и инструментальные методы исследования при
сахарном диабете»
122)
«Особенности течения сахарного диабета у детей»
3)
«Сестринская помощь при сахарном диабете»;
1314
Приложение № 2Санитарные бюллетени:
15Питание при сахарном диабете
(Диетический стол №9).
Приложение № 3
При сахарном диабете формируется абсолютная или относительная
недостаточность действия или секреции гормона поджелудочной железы инсулина.
Недостаток инсулина в организме ведет к нарушению проникновения глюкозы в
ткани организма, уменьшению ее накоплений в печени в виде гликогена и, как
результат этого процесса, развитию жировой инфильтрации печени за счет
мобилизованного жира из жировых депо. При этом нарушается синтез жира из
углеводов и возможно развитие истощения организма. Избыток жиров в печени и
повышенная выработка холестерина способствует усиленному синтезу и накоплению
В липопротеидов, что ведет к атеросклерозу. В условиях ацидоза усиливается
распад белков и накопления в крови продуктов азотистого обмена, выведение
которых может нарушаться изза возможного повреждения почек.
проводиться
Диетотерапия существенная часть комплексного лечения заболевания,
заболевания.
тяжести
учетом
с
При использовании стандартной диеты необходимо способствовать созданию
условий для нормализации всех видов обмена, ограничивать экстрактивные вещества,
обогащать рацион липотропными веществами и витаминами. Суточное количество
белка 8590 г (4045 г живого), жиров 7080 г (2530 г растительных масел),
углеводов 300330 г с исключением рафинированных углеводов. Энергоценность
рациона 2170 2400 ккал.
Энергоценность рациона зависит от массы тела, возраст, пола и характер труда.
Употребление простых углеводов (мёд, сахар, варенье) могут вызвать резкий подъем
глюкозы в крови после еды, ухудшая состояния больных. Важно грамотно
16распределять углеводы равномерно в течение дня на все приемы пищи. Желательно,
чтобы по энергоценнности на завтрак приходилось 10%, обед 30%, полдник 0%,
ужин 0% и на ночь 10% суммарной энергоценности рациона.
Рацион больных сахарном диабетом в основном должен содержать сложные
углеводы: хлеб, крупы, овощи, фрукты, ягоды. В продуктах растительного
происхождения преобладают щелочные компоненты, что очень важно для борьба с
ацидозом. Разрешено употреблять в пищу картофеля 200 300 г с точным учётом
общего количества углеводов. Продукты по разному воздействуют на уровень
глюкозы в крови. Способность изменять количество глюкозы в крови
характеризуется гликемическим индексом. Чем ниже гликемический индекс
продукта, тем он полезнее больному сахарным диабетом : ржаной хлеб, макароны
звездочки, зерновые злаки ячмень, гречка, рис, ржаные зерна, пшеничные зерна,
яблоки, апельсины, зеленый консервированный горошек, фасоль, чечевица, арахис,
соевые бобы, молоко, йогурт, яблочный сок.
Содержание углеводов в суточном рационе больного должно быть постоянным.
Для получения разнообразного меню используют таблицу взаимозаменяемости
продуктов по углеводам. Существует понятие «хлебная единица» количество
продукта, которое содержит 12 г углеводов, в один приём больной не должен
употреблять больше 6 ХЕ. 1 ХЕ требует 1,42 – 2 ЕД инсулина и способна повысить
сахар в крови на 2,77 ммоль /л. Используя таблицы химического состава пищевых
продуктов, можно подсчитать хлебные единицы для любого продукта.
В питании больных сахарном диабетом ведущую роль играют пищевые волокна,
которые содержатся в оболочках растительных клеток. В диете больных сахарным
диабетом их должно быть в пределах 2530 г. При наличии у больного сахарным
диабетом сопутствующих заболеваний: панкреатита, энтероколита, из рациона
исключают грубо волокнистые овощи (капусту, редис), заменяя их кабачками,
патиссонами, тыквой, цветной капустой, у которых клетчатка более нежная и не
вызывает механического раздражения органов желудочно кишечного тракта. Овощи
17можно заменить крупой. Коэффициент пересчёта овощей на крупу равен 5. Это
означает, что 200 г овощей может заменить 40 г крупы.
Жиры в рационе способствует щажению инсулярного аппарата, в то же время они
полностью не расщепляются, а в крови накапливаются недоокисленные продукты их
обмена. Поэтому в основном варианте стандартной диеты и в диете с пониженной
калорийностью их несколько ограничивают, особенно в случае жировой
инфильтрации печени и кетоацидоза. С целью профилактики атеросклероза следует
ограничивать продукты с высоким содержанием холестерина (яичный желток,
субпродукты, тугоплавкие жиры). В питании в достаточном количестве должны
присутствовать растительные масла, содержащие полиненасыщенные кислоты и
фосфолипиды. Они оказывают липотропное действие и способствуют синтезу
холина. В рационе должны присутствовать продукты, богатые липотропными
факторами( творог, рыба, мясо, гречневая и овсяные крупы), так как они
предотвращают возможную жировую инфильтрацию печени.
В питании больных должно быть достаточное количество витаминов
(ретинол, группы В, аскорбиновая кислота), микроэлементов, таких, как цинк,
марганец, медь, минеральных компонентов. Для профилактики обезвоживания
организма количество жидкости не ограничивается и должно составлять 1,5 л в
сутки. Содержание поваренной соли в рационе не предусматривается 67 г в сутки
изза склонности больных сахарным диабетом к артериальной гипертензии, сердечно
сосудистым и почечным заболеваниям.
Дробное питание позволяет избежать больших одномоментных нагрузок на
инсулярный аппарат поджелудочный железы. Основной вариант стандартной диеты
как самостоятельный метод лечения используется при латентном диабете, диабете
легкой степени тяжести, а также при определении толерантности к углеводам у
больных с впервые выявленными сахарным диабетом.
РЕКОМЕНДУЮТ:
хлеб, преимущественно черный.
18 Супы на овощном отваре, на слабом мясном и рыбном бульоне 12 раза в
неделю.
Мясные блюда говядина, телятина, курица, индейка в отварном и
заливном виде, нежирные сорта рыбы ( судак, треска, щука, навага, сазан)
в отварном виде.
Капуста белокочанная, цветная, салат, редис, огурцы, помидоры,
кабачок, картофель, свёкла, морковь не более 200 г в день, крупяные,
бобовые, макаронные изделия и блюда в ограниченном виде.
Кислые и кисло сладкие сорта фруктов и ягод( яблоки зеленые, лимоны,
апельсины, клюква и др.) до 200 г в день в сыром виде и на ксилите,
сорбитоле в виде компотов.
Молоко, творог, сыры в ограниченном виде, неострые соусы, сливочное,
растительное масло до 40 г в день.
Диета №9 : Пример меню на один день
«Завтрак диабетика»;
19«Обед диабетика»
«Ужин диабетика»
2021