Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"
Оценка 4.6

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
окружающий мир
4 кл
23.04.2019
Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"
Цель исследования: выявить особенности леворуких детей и трудности, с которыми им приходится встречаться в мире праворуких. Актуальность: леворуких людей становится всё больше, а живут они в праворуком мире, поэтому имеют разные трудности. Чтобы помочь таким людям, надо знать их особенности. Во многих странах уже с начала XX века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь — ножницы или швейная машинка для леворуких, однако это не просто облегчает им работу, но свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека. Поэтому 13 августа объявлен всемирным днём левшей.
проект.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Илекская средняя общеобразовательная школа №1 Илекского района Оренбургской области с. Илек Трудно ли быть левшой в мире правшей                                                      Автор работы: Молодых Олег Сергеевич                                                                          ученика 4 «г» класса                                                                                      МБОУ Илекская СОШ №1                                                                                                                            Руководитель: Полякова Лариса Николаевна                                                                                 учитель начальных классов                                                                                МБОУ Илекская СОШ №1 2018 г. Содержание Введение ………………………………………………………………………………………...  3 1.Поисковый этап ………………………………………………………………………………. 5 1.1.   Кто   такой   левша?   …………………………………………………………………………. 5 1.2. Причины леворукости и отношение к левшам в истории человечества……………….   6  2.Мои исследования ……………………………………………................................................  8 2.1. Практическое определение количества правшей, левшей.  Тесты на предмет выявления леворукости и праворукости. ………………………………………………………………… . 8 2.2.   Хорошо   ли   учатся   левши?.................................................................................................... 10 2.2.   Трудности,   встречаемые   левшой………………………………………............................. 11 2.3. Интересные факты из жизни левшей…………………………………………………….. 13 Заключение…………………………………………………………………………………….. 14 Список использованной литературы…………………………………………………………. 15 Приложение 1………………………………………………………………………………….. 16 Приложение 2………………………………………………………………………………….. 17 Приложение 3………………………………………………………………………………….. 20 Приложение 4………………………………………………………………………………….. 28 2 Введение                                                                                    Средь гениев левшей немало,                                                                               Об этом знает целый свет,                                                                                   Средь них писателей узнаем                                                                          И покорителей планет,                                                                                    Вы подковать блоху сумели,                                                                               И покорили сотни стран,                                                                                     Наверно, в вашей колыбели,                                                                               Сам ангел вас поцеловал. Человеческий организм – большая загадка для самого же человека. Миллионы лет он живёт на земле, а до сих пор таит в себе массу неизведанного и таинственного.  Есть   люди,   не   похожие   на   других.   Они   резко   отличаются   от   большинства особенностями   поведения,   мировоззрения,   отношения   к   происходящему   вокруг   – соответственно и чувствуют себя иначе, будто пришельцы с чужой планеты (белые вороны, готы, «ботаники» и др.).  Но меня заинтересовала категория людей, на первый взгляд ничем не выделяющихся.  Единственное их отличие от окружающих – леворукость. Еще во времена первобытных людей человечество разделилось на левшей и правшей, чему есть  ряд  документальных  подтверждений.  Но все­таки  основную  часть населения всегда составляли правши. Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание.   Стремление   разгадать   эту   загадку,   постичь   природу   иного,   необычного, исключительного, и тем самым осознать свою особенность в мире, самое большое желание леворуких людей. Со мной учатся ребята, которые пишут левой рукой. Я тоже попробовал писать левой   рукой,   вырезать,   кушать,   но   у   меня   ничего   не   получилось,   так   и   хотелось   всё переложить   в   правую   руку.   Я   узнал,   что   таких   людей   называют   левшами.   Мне   стало 3 интересно, почему одни пишут правой рукой, другие – левой. Вообще левша — это норма, болезнь или одаренный человек? Каково леворукому человеку в «праворуком» мире? Цель   исследования:  выявить   особенности   леворуких   детей   и   трудности,   с которыми им приходится встречаться в мире праворуких. Задачи: 1. Изучить физиологические основы праворукости и леворукости. 2. Узнать причины леворукости и отношение общества к леворуким людям. 3. Провести тесты на предмет выявления леворукости и праворукости. 4. Доказать, что леворукость – не порок, а особенность человека. 5. Изучить интересные факты в мире, связанные с леворукостью.  6. Выпустить брошюру в помощь учителям, ученикам­левшам и их родителям. Гипотеза: леворуким людям тяжело жить в праворуком мире. Объект исследования – человек. Предмет исследования ­ леворукость и праворукость. Методы   исследования:  теоретический   анализ   литературы;   устный   опрос; проведение исследования с помощью тестирования; метод обобщения. Актуальность: леворуких людей становится всё больше, а живут они в праворуком мире,   поэтому  имеют   разные   трудности.   Чтобы   помочь  таким   людям,   надо   знать   их особенности. 4 1.Поисковый этап 1.1. Кто такой левша? Левша   —   человек,   предпочтительно   пользующийся   левой   рукой   вместо   правой (Приложение 1. Рисунок 1. Левша) Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую. Рука, используемая для письма, не является точным индикатором   лево­(право­)   рукости.   Так,   множество   левшей   пишут   правой   рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач. А есть также люди, одинаково владеющие обеими руками – так называемый амбидекстры. Левша, левый, леворукий существует много разговорных терминов, используемых для обращения к человеку ­ левше. Некоторые из них могут быть оскорбительными для левши в определенном контексте. Исторически сложилось, что быть правшой, означает «быть   квалифицированным,   умелым,   ловким».   Латинское   слово   «dexter»   («правый») обозначает правшу как ловкого. Испанский термин «diestro» имеет два значения: «правша" и «квалифицированный». Во множестве языков прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Русский язык также предоставляет множество примеров подобного рода. "Левый товар"   ­   товар,   проданный   незаконным   образом,   или   товар   фальшивый,   подделанный. Аналогично можно рассматривать значение словосочетаний "левый доход", "левые деньги", "левым образом" и т. п. Подобная окраска слова "левый" встречается и в выражениях, не относящихся к финансам: "как левая нога захочет", "левая сторона", "встать с левой ноги" и др. В   английском   языке   слово   "леворукий"   имеет   дополнительные   значения "неуклюжий", "лицемерный", "зловещий", "незаконный". Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках. 5 1.2. Причины леворукости и отношение к левшам в истории человечества. Некоторые   ученые   утверждают,   что   до   массового   появления   орудий   труда   в каменном веке левшей и правшей было примерно равное количество. Так же учёные считают, что самым главным занятием человека, повлиявшим на его праворукость, является война. Чтобы защитить сердце, человек в левой руке держал щит или его прообраз, а в правой — орудие убийства для нападения (Приложение 1. Рисунок 2. Воин). В   замках   даже   винтовые   лестницы   закручивали   так,   чтобы   правшам, поднимающимся снизу, труднее было ударить мечом обороняющегося сверху хозяина. Но в Шотландии,   где   до   странного   много   левшей,   встречаются   замки   с   противоположной закруткой лестниц (Приложение 1. Рисунок 3. Винтовая лестница). А вот в Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она пишет левой рукой. О   традиционном   отношении   к   левшам   на   Руси   говорят   народные   приметы   и поговорки: «Оберегаясь от сглаза, нужно было плевать только через левое плечо»; «Встал с левой   ноги,   весь   день   пойдёт   наперекосяк».   В   русских   сказках   героев   часто предупреждали: «Налево пойдешь, пропадёшь».     На Руси леворуким запрещалось давать показания в суде, считалось, что левшой был сам дьявол. Такой приказ ввел Петр Великий. В   средневековье   считалось,   что   дьявол   —   левша,   поэтому   за   людьми   с   такой особенностью следила и охотилась инквизиция. Многие левши уехали в Новый свет (США сейчас 30% населения — левши). Но есть исторические исключения:  6  На   греческих   вазах   встречаются   изображения   воинов­левшей:   они   держат   щит правой рукой, а меч – левой.  В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».   У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.   У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.  Инки считали, что быть левшой — большое счастье. Таких людей очень почитали, считая их способными к магии и целительству. Но и через много веков положение левшей не менялось. В советской школе о том же, как рассадить учеников за партами и приспособить не только рабочее место, но и весь процесс   обучения   под   потребности   детей   левшей,   никто   не   задумывался.   Напротив, желание   ученика   держать   ручку   в   левой   руке   воспринималось   как   каприз   или   дурная привычка. Левшей в лучшем случае переучивали, а то и наказывали. В 1985 г. запрет на переучивание   был   снят.   В   Германии   переучивание   левшей   было   запрещено   несколько раньше, в 70­е гг. А ещё в начале прошлого века к ним применяли достаточно жёсткие меры, левую руку им привязывали за спиной. Совсем зверские приёмы применяли для переучивания зулусы. Они опускали левую руку ребёнка­левши в кипящую воду. Врачи   объясняют   разделение   людей   на   праворуких   и   леворуких,   устройством нашего головного мозга. Леворукий человек не обязательно все делает левой рукой, но левая рука у него развита лучше, ее движения более ловки и точны. Ею пишет, рисует, шьет,   ею   держит   оружие   и   инструменты.   Дело   в   том,   что   движения   правой   руки регулируются преимущественно левым полушарием мозга, а движения левой – правым. У левшей,   в   отличие   от   большинства   людей,   доминирует   правое   полушарие   мозга (Приложение 1. Рисунок 4). Вывод: права леворуких людей ущемлялись во все времена. Кто же такой левша — это норма, болезнь или одаренный человек? Исследованием   занимаются   и   сейчас   учёные   в   разных   странах   мира.   Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Существует множество любопытных гипотез: 1. Ранее общепринятая обществом правшей: левши ­ это уроды, отклонение от нормы. Их нужно переучивать. Леворукость ­ это болезнь, как шестипалость, она передается по наследству ­ ее нужно искоренять. 7 2. Исключительность и избранность. Как одного на миллион Природа рождает гения, так и левша рождался на 1000 правшей. Популяция левшей увеличивается, растет число одарённых и имеющих исключительное предназначение людей. 3. Наши предки ­ правой рукой цеплялись за ветки, а левой подносили пищу ко рту. Прошло около 10 миллионов лет, изменился климат, и пращуры спустились на землю. 4. Самая   интересная,   что   леворукие   люди   произошли   от   пришельцев,   получив   их необыкновенные психические способности. 5. В   современном   мире   согласно   данным   других   исследований,   предпочтительное развитие одной из рук вполне может передаваться и по наследству! Так, оказалось, что в семьях, где оба родителя – левши, 50% детей тоже рождаются левшами. 6. Травма   или   болезнь.   Это   так   называемая   вынужденная   право­   или   леворукость, связанная с заболеваниями мозга, руки, ноги и т.д.     Вывод: ген леворукости передается по наследству. 2. Мои исследования  2.1.   Практическое   определение   количества   правшей,   левшей.     Тесты   на предмет выявления леворукости и праворукости. Вы думаете, что вы — правша? Возможно, вы правы, а возможно — и нет. Закройте глаза и переплетите пальцы левой и правой рук в замок. А теперь поглядите: большой палец какой руки оказался сверху? Если правой, то вы, скорее всего, правша. Если левой, то вы, наиболее вероятно, генотипический левша. Вышеописанный   тест   помогает   определить   лишь   ведущую   руку.   Причислить   же человека   к   праворуким   или   леворуким   можно   лишь   приблизительно,   по   совокупности наиболее   важных   функций.   Например,   по   функции   письма   большинство   из   нас   — праворукие,  а  по  хватательной  функции  — леворукие.  Доказано, что примерно  у  98% людей, неважно, праворукие они или леворукие, доминантное полушарие — левое. В норме за ведущую руку отвечает полушарие, расположенное с другой стороны тела. И лишь у 10% левое, доминантное, полушарие отдает команды левой же, ведущей, руке. Именно эти люди и есть настоящие левши. И я провёл такое исследование среди своих одноклассников. Тест для определения степени праворукости «Все ли правши не левши». Для оценки степени праворукости я использовал несколько несложных практических тестов среди учеников 4 «г» класса (23 человека) нашей школы (Приложение 3). 8 Испытуемым   предлагались   задания: 1. В какой руке держит ручку или карандаш. 2. «Поза Наполеона» — скрещивание рук. 3. Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху). 4. Тест «рассматривание в подзорную трубу» 5. Закидывание ноги на ногу 6. Переплести пальцы рук в замок. 7. Расчесать волосы. Вот какие результаты у меня получились: Ф.И.                            № теста 1. Гаврилова Оля 2. Горбенко Егор 3. Еслямгалиев Карим 4. Есин Никита 5. Джамадинова Карина 6. Джамадинов Кирилл 7. Зимин Андрей 8. Ковалёв Данил 9. Кусумкулов Альберт 10. Кудряшова Алёна 11. Ляшенко Кирилл 12. Молотова Анастасия 13. Молодых Олег 14. Ноздрачёв Кирилл 15. Симкин Борис 16. Сидорова Ульяна 17. Сынков Андрей 18. Федотов Илья 19. Федюнина Анна 20. Филиппова Полина 21. Фролова Виктория 22. Чеботаева Милена 23. Шушулямина Алёна 1 П П Л П П П Л П П П П П П П П П П П П П П П П 2 П Л Л П П Л  Л  П  П  П  П  П П П   Л Л П П П П П   Л П  4 3 П  П П П Л Л П П  П П П П Л Л П П П П   П  П П П П П П П П П П П П Л  П  П П  П  П П  П П П П Л П П П 5 П П П  П П П Л  П П П П П П П П П П П П П П П П 7 6 П П П Л Л Л П   П П П П П Л Л П П П П П   П П П  П П П П П  П П Л  П П П П П П П П П П П П П Л  П П Результат правша частич. частич. правша правша частич. левша правша правша правша правша. правша правша правша частич. частич. правша правша правша правша правша частич. правша           Выводы: Из   всех   одноклассников   70%   чистых   «правшей»,   из   двух   левшей   –   один «абсолютный» левша, 26% ­  частично левши. 9 Я – абсолютный правша. У меня ведущая правая рука, хотя многое я могу делать и левой рукой. Например, я расчесываюсь левой и правой рукой попеременно. Я выяснил, что у меня ведущим является правый глаз, правое ухо и правая нога. 2.2. Хорошо ли учатся левши? Интересно, зависят ли успехи в учебе, и успехи моих одноклассников от того левша человек   или   правша.   Чтобы   ответить   на   этот   вопрос,   мы   с   классным   руководителем провели   сравнительный   анализ   успеваемости   учеников   по   основным   предметам. Рассматривались четвертные оценки учащихся.   При этом отмечалось, правша или левша данный ученик. Некоторые психологи отмечают: Левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут. У леворуких       гораздо   сильнее   выражены   конкретно   ­     образные   качества.   Они   более впечатлительны,   возбудимы,   подвержены   эмоциональным   всплескам.   Именно   поэтому среди людей искусства много леворуких. А вот точные науки, к которым склонны правши, левшам, как правило, даются с трудом. Так же отмечают, что леворуким тяжело приходится в школе, они часто путают буквы, плохо читают, медленно пишут, у них плохой подчерк и вообще, считается, что леворукие дети часто плохо учатся. Что у нас получилось: Изучив успеваемость «абсолютных» правшей, мы выяснили, что у всех учеников проявляются   различные   способности,   у   некоторых   есть   проблемы   с   математикой,   с русским языком. Чуть больше половины из них ­ учатся на «4» и «5», у некоторых есть «3». Среди   «частичных»   левшей   похожая   ситуация   ­   дети,   с   разнообразными способностями, с различной успеваемостью в школе. А левши? В классе их двое. У одного успехи в учебе ­ хорошие, у другого – чуть ниже. Из   данного   исследования   получается,   что   умственные   способности   ученика   не зависят   от   того   левша   он   или   правша.   Думаю,   на   успеваемость   оказывает   влияние множество других факторов (помощь родителей, склад ума ребенка и т.д.) Следовательно,   на  сновании   вышеизложенных   фактов   можно  сделать   вывод,   что дети   с   неявно   выявленной   леворукостью   в   некоторых   случаях   приспосабливаются   к 10 праворукой окружающей среде, что и снижает процент левшей к школьному возрасту, так как стойкое предпочтение руки формируется к 5 годам (предшкольный период). Итак, леворукость – не порок и не дефект, а в каком­то смысле даже некоторое преимущество. Ведь большинство левшей одинаково хорошо пользуются обеими руками. 2.3. Трудности, встречаемые левшой Как же живётся леворуким в праворуком мире? Конечно, леворуким детям очень трудно освоится в праворуком мире, ведь все вещи ­ от дверных ручек, замков, автомобилей, музыкальных инструментов до пуговиц на нашей одежде ­ предназначены для праворуких людей.  Левша упорно пытается приспособиться к «правостороннему» миру. Это требует от него огромных усилий, ведь то, что у обычного ребенка формируется естественным путем, левше надо освоить при помощи обходного пути.  Все наручные часы рассчитаны на правшей. Наденьте свои часы на правую руку и попробуйте   их   завести,   тогда   вы   поймете,   какое   неудобство   для   левши   создает традиционное расположение заводной головки. Многие   инструменты   и   устройства   разработаны   с   расчётом   на   удобство использования именно правой рукой. Например, ножницы устроены таким образом, чтобы линия разреза была видна человеку, держащему их в правой руке, хотя в таком случае она окажется   скрытой   для   пользователя­левши.   Кроме   того,   ручки   часто   штампуются   в сторону,   обратную   для   левши,   следовательно,   ему   их   неудобно   держать,   и   частое применение таких ножниц может привести к серьёзному дискомфорту. Самый простой выход — покупать специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных. На таких сайтах, как leftyslefthanded.com, leftorium.com, можно приобрести множество необходимых вещей (Приложение 4).  Ножницы для леворуких благодаря перевернутым лезвиям легко режут бумагу при работе именно левой рукой, в отличие от обычных ножниц для праворуких, которые при использовании их левшами лишь сгибают и мнут ее. 11  Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы, возникающие в связи с неудобным движением руки слева направо, при котором рукой закрывается шкала линейки и размазывается проведенная линия.   В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону. Если   ребенок   с   самого   начала   школьного   обучения   будет   пользоваться специальными   школьными   принадлежностями,   то,   скорее   всего,   он   не   почувствует дискомфорта.  Даже, оказывается, существуют специальные прописи для леворуких детей, которые отличаются от обычных тем, что все образцы пишутся с правой стороны по отношению к ученику   для   расширения   зрительной   зоны.   Написание   букв   в   них   сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма). В быту и на производстве все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких   людей.   Большинство   левшей   признаются,   что   в   жизни   они   очень   часто ощущают неудобства. Конечно, со временем практически ко всем «правым» предметам можно привыкнуть. А   как   неудобно   работать   за   компьютером…Конечно,   проще   всего   приобрести специальную мышку и клавиатуру с левым расположением клавиш. Но такие клавиатуры очень   трудно   найти.   В   Россию   они   привозятся   только   последних   моделей   и   стоят, естественно, недешево. Поэтому на самой обыкновенной двух­ или трехкнопочной мышке достаточно   изменить   функции   клавиш.     А   вот   клавиатуру   самостоятельно   изменить практически невозможно.  Левши за рулем вначале тоже испытывают неудобства. Для них гораздо удобнее автомобиль   с   правым   расположением   руля   или   с   автоматической   коробкой   передач. Придется   правой   рукой   одновременно   и   без   заминок   выполнять   целый   ряд   операций. Именно поэтому считается, что у левшей за рулем несколько замедленная реакция.  Получается,   жизнь   леворуких   людей   затруднена.   Связано   это   с   тем,   что   все изобретения сделаны под правую руку. Но во все времена человек был изобретателен. Об этом   можно  судить   на   примере   знаменитого  левши­музыканта   Пола   Маккартни.   Более того,   большинство   молодых   музыкантов   и   еще   небогатых   музыкантов   чаще   всего вынуждены самостоятельно переделывать себе гитары.  Левшам   ничего   не   оставалось   делать,   как   заниматься   саморазвитием   и   наукой: согласно   исследованиям   Университета,   Св.   Лаврентия   2004   года,   коэффициент   IQ   у левшей   заметно   выше,   чем   у   правшей.   В   2006   году   исследователи   из   Лафейетского 12 Колледжа и Университета Джона Хопкинса пришли к заключению о том, что среди тех, кто закончил колледж, мужчины­левши на 15 % богаче мужчин­правшей, а среди получивших высшее образование мужчины­левши богаче на 26 %.  2.4. Интересные факты из жизни левшей Благодаря   проведённым   опросам   и   исследованиям   считается,   что   левши   очень талантливы. У многих из них есть предрасположенность к музыкальному, актерскому и другому творчеству. Также известно, что много левшей среди спортсменов. У левшей даже есть собственный праздник, который отмечается 13 августа с 1976 года. В мире существует еще великое множество интересных фактов о левшах.  Левши   пробиваются   выше   в   жизни:   к   примеру,   последние   четыре   американских президента — левши. В. В. Путин – скрытый левша. Он часто кладет левую руку на правую. И еще – он очень эмоционален, поэтому его речи имеют такой успех у слушателей. Свой   знаменитый   «маленький   шаг   одного   человека   —   и   огромный   шаг   всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой. Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу.   Все полярные медведи — левши. Левши никуда не денутся. Левши составляют меньшинство. Однако это не означает, что со временем их не останется. Некоторые исследователи даже уверены, что, если дело дойдет до выживания сильнейших, левши окажутся в числе победителей.  И знаете, почему? В противостоянии один на один левши имеют преимущество – их соперник не знает, чего от них ожидать. «Поведение левшей непредсказуемо, никто не 13 знает, что они предпримут и с какой стороны», ­ сообщает в ABC News исследователь из Университета Монпелье Шарлотта Фори. По результатам ее исследований примитивных обществ,   левши   выживали   во   все   времена   (самое   время   вспомнить   левый   хук   Рокки Бальбоа).    В ходе исследования я установил: Заключение 1. Леворукость  не привычка, не болезнь, а достоинство человека, его уникальность и неповторимость. Левша – настоящая загадка природы. 2. Леворукость   нельзя   считать   причиной   нарушений   или   отклонений   в   развитии, виновницей   сниженных   интеллектуальных   и   физических   возможностей,   как   считалось ранее. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особенностями работы мозга.   Левая рука никак не влияет на учебу, это зависит от самого ребенка, от его отношения к учебе и леворукий вовсе не безрукий. 3. Я думал, что леворукость связана с более развитым левым, а праворукость ­ правым полушарием головного мозга, а оказалось, что все наоборот! Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое ­ правой. 4. Способных людей среди левшей и правшей равное количество. 5. Леворукому  человеку  очень трудно в  праворуком  мире,  потому  что все  орудия труда рассчитаны на правшей. Во многих странах уже с начала XX века не только не переучивают леворуких, но и стараются создать все условия для их нормальной жизни. Казалось бы, мелочь — ножницы или   швейная   машинка   для   леворуких,   однако   это   не   просто   облегчает   им   работу,   но 14 свидетельствует о внимании общества к нуждам каждого человека. Поэтому 13 августа объявлен всемирным днём левшей. Учитывая проблемы учащихся­левшей нашей школы, мы составили брошюру в помощь учителям, ученикам­левшам и их родителям (Приложение 3). . Список литературы 1. Безруких М.М. Если ваш ребенок ­ «левша» / Безруких М.М., Князева М.Г. – Тула : Актоус, 1996. – 78 с. 2. Айрапетянц    В.А.    Леворукий   ребенок   //Воспитание   и   обучение   детей   с нарушениями развития. ­ 2003 г. ­ № 3. 3. Юдин Н. О феномене леворукости. /У Воспитание школьников. ­ 2002 г. ­ № 10 4. Интересные   факты   о   левшах   [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа: http://kvn201.com.ua/fact_levsha.htm 5. Левша [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Левша 6. Левши   в   праворуком   мире   [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа: http://ria.ru/entertainment/20110813/416744021.html#ixzz3xsdrKQpu 7. Маркина Н. Мозг правшей и левшей ­ в чем разница? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nkj.ru/archive/articles/6059/ 8. Правши или левши? // В мире науки. – 2006, ­ №7 9. Чуприков А. П. Мир леворуких / А. П. Чуприков, Е. А. Волков. ­ Киев. 2008. – 124 с. 10. Чем   отличается   левша   от   правши?   [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа: http://thedifference.ru/otlichie­levshi­ot­pravshi/ 15 Приложение 1. Рисунок 1. Левша                                                                 Рисунок 2. Воин                                 Рисунок 3. Винтовая лестница. 16 Рисунок 4. Моторные пути, связывающие руки и мозг. Тесты №1 для определения ведущей руки. «Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.       Приложение 2. Переплести   пальцы   рук   в   замок.  Если   сверху   оказался   палец   правой   руки   ­ признак правши, левой­признак левши. 17 Тест   на   аплодирование.  При   аплодировании   более   активна   и   более   подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки. Необходимо понаблюдать какой рукой испытуемый чаще пользуется при письме, расчесывании, мытье посуды, в какой руке держит щетку и т.д. Тесты для определения ведущего глаза. Тест «карта с дыркой»:  в листе плотной бумаги вырезается в центре отверстие; держа эту карту на расстоянии 30­40 см. испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2­3 м от него; при закрывании ведущего глаза предмет смещается. Тест   «рассматривание   в   подзорную   трубу»  осуществляется   обычно   ведущим глазом.                        18 Тесты для определения ведущего уха. Тест   «шепот».  Экспериментатор   что­то   говорит   испытуемому   шепотом.   При равенстве остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т. е. то ухо, услышанное которым легче, быстрее осознается. Тест   «тиканье   часов».  Испытуемому   предлагается   оценить   громкость   тиканья часов. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз к уху. Прикладывание телефонной трубки к уху.  Обычно прикладывают к ведущему уху. Тесты для определения ведущей ноги. Закидывание ноги на ногу ­ ведущая нога сверху. Тест №2 19 Отвечая на вопросы, записывайте цифры: «Левой»­1балл, «Все равно» ­2 балла, «Правой» ­3 балла 1. Какой рукой вы обычно пишите? 2. Какой рукой вы рисуете? 3. Какой рукой вы кидаете мяч? 4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.? 5. В какой руке держите зубную щетку? 6. В какой руке держите нож, когда режете что­нибудь? (без вилки) 7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди? 8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее? 9. Какой рукой вы используете ластик? 10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды? 11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку? 12. В какой руке вы держите мухобойку? Результаты: 33­36 = Абсолютный правша 29­32 = Правша 25­28 = Почти правша 24       = Амбидекстр  20­23 = Почти левша 16­19 = Левша 12­15 = Абсолютный левша Брошюра в помощь учителям, ученикам­левшам и их родителям. Если Ваш ребёнок левша  Приложение 3. "Завитки раковины за редкими исключениями завернуты справа налево. И если попадается раковина­левша, знатоки ценят ее на вес золота". Жюль Верн Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости. 20 Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.  Необходимо   научиться   внимательно   наблюдать   за   своим   ребёнком,   видеть   и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.  Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие   у   левши,   совсем   не   обязательно   связаны   с   его   леворукостью,   такие   же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка. Не рекомендуется “пробовать” научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья. Определить ведущую руку целесообразно в 4­4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. Научите   леворукого   ребёнка   правильно   сидеть   за   рабочим   столом,   правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. При   обучении   письму   используйте   “Прописи   для   леворуких   детей”.   Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.  Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены,  что он знает все  буквы. Складывайте буквы  из  их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.  Важно   помнить,   что   леворукие   дети   переживают   адаптацию   к   школе   гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но еще больше – негативной оценки взрослыми их деятельности. Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребенка, помня о том, что письмо дается ему гораздо труднее, чем другим детям. Леворукому   ребенку   надо   предлагать   больше   заданий   на   развитие   двигательной активности   руки,   для   развития   группы   мелких   мышц.   Очень   хорошее   упражнение   – вырезание букв крупного формата из газет. Ребенок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры. Еще одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребенку быстрее усвоить технику письма. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим. 21 Рекомендации, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще. 1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая Левша   плохо   понимает,   какая   рука   левая,   а   какая   правая.   Купите   ребенку   яркий браслет или часы. Можете сделать какое­то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет   –   левая.   Ребенок   быстро   сможет   сориентироваться   при   наличии   такого напоминания. 2. Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее,   помогая   ребенку   справляться   с   трудностями.   Например,   можно   попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа. 3. Приучайте использовать обе руки. С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что   нужно   отнимать   у   левой   руки   ее   ведущую   роль.   Поможет   игра   с   мячом,   игра   на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки. 4. Не торопите маленького левшу. Ребенок­левша   всегда   будет   медлительнее.   Торопить,   кричать,   показывать   свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании. 5. Повторяйте и закрепляйте знания. Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом,   то   для   левши   это   невозможно.   Каждый   новый   материал   должен   усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением. 6. Организуйте учебное пространство под левшу 22 Следует   обратить   внимание   на   правильную  организацию   рабочего  места.   Свет   и учебники должны находиться с правой стороны. 7. Обучайте ребенка­левшу по схемам и правилам. Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения   простые   и   понятные   схемы.   Правила   по   решению   задач   лучше   сделать схематичными,   или   вообще   составить   элементарную   памятку   по   этапам   выполнения задания. 8. Повторяйте школьный материал дома. Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома. 9. Уделите внимание письму. Ребеноку­левше   практически   всегда   сложно   научиться   писать.   Школьник   может   не дописать   строчку,   писать   зеркально.   Проблемы   возникают   и   при   копировании, переписывании какого­либо текста. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины   предложения.   Поэтому  особое   внимание   нужно   уделить   выработке   привычки читать и писать слева­направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно.   Можно   использовать   для   помощи   картинки   с   сюжетами,   обычные   игровые кубики. 10. Используйте закладку при чтении При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше. Вам придется поддерживать Вашего ребенка на протяжении всего обучения в школе, в результате он обязательно начнет радовать Вас своими успехами. Для   решения   более   детальных   вопросов,   связанных   с   трудностями   в   обучении леворукого ребенка, всегда обращайтесь к специалистам. Памятка для учителя: В  классе  леворуких  детей  рекомендуется   сажать   у  окна,   слева   за  партой.  В  таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточное освещение. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы   доска   находилась   от   него   справа,   это   снизит   вероятность   ошибок   зрительного 23 восприятия,   которые   обусловлены   левосторонним   игнорированием   пространства, характерным для леворуких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а левое плечо.   Можно   рекомендовать   расположение   тетради   или   листа   бумаги   таким   образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. При   постановке   техники   письма   следует   ставить   руку   так,   чтобы   строка   была открыта.   Рекомендуется   правонаклонный   разворот   тетради   и   прямое   (безнаклонное) письмо. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания   букв,   который   ему   удобен.   Категорически   противопоказано   требовать   от леворукого   ребенка   безотрывного  письма.   (Безотрывное   письмо   нецелесообразно   и   для праворуких детей). Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости,   неуверенности,   выбрал   для   себя   тот   вариант   письма,   связанного   или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям. Неправильный   способ   держания   ручки   часто   создает   много   дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка. При   обучении   и   воспитании   левши   необходимо   учитывать   особенности   его эмоционального статуса. Педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы   не   акцентировать   его   внимание   на   леворукости   и   вместе   с   тем   создать благоприятные   условия   для   проявления   и   развития   его   индивидуальности.   Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время, испытывая присущие левшам затруднения, ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии.   Задача   взрослого   ­   развить   в   нем   чувство   оптимизма,   уверенности   в   себе, самоценности,   активного   отношения   к   жизни.   Принимая   во   внимание   повышенную энергоемкость   протекания   психических   процессов   у   левшей,   а   как   следствие   быстрые утомляемость   и   истощаемость   нервной   системы,   необходимо   придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся. Александра СОБОЛЕВА www.children­psy.ru 24 Левши – особенные дети... Рекомендации учителю Уделите ему немного личного времени:  Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.  Не   торопите   левшу.   Если   он   не   успевает   делать   задания   вместе   со   всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке.  Постарайтесь   сделать   так,   чтобы   он   при   детях   не   демонстрировал   свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес.  Хвалите   левшу  за  все,   что  у  него  получается.  При   похвале   эти  дети  буквально расцветают.  Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.  Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что­либо связанное с темой вашего объяснения.  Воздержитесь   от   эмоциональных   пометок   в   школьных   тетрадях   или   дневнике ручкой с толстым нажимом. Еще   раз   хочу   подчеркнуть,   что   ребенок­левша   нуждается   в   индивидуальном подходе.   Поэтому,   хотя   предложенные   ниже   задания   можно   применять   и   в   классе,   в основном они рассчитаны на дополнительную работу родителей или психолога. Задания, которые понравятся левше Чтение Иногда детям бывает сложно освоить чтение, потому что в их сознании нет четко сложившегося образа буквы. Легко устранить эту проблему, если рисовать на песке, снегу буквы, человечков, похожих на буквы, лепить буквы и слова из глины или соленого теста, выкладывать из прутиков и прочее. «Рисуйте» буквы, а затем и слова в воздухе, на спинке ребенка, на его руке – пусть он отгадывает их, а также задает такие же задания вам – ведь ему тоже хочется побыть в роли учителя! Если ребенок умеет читать, но с трудом, читайте ему сами, следя за тем, чтобы он водил пальцем по строчкам, следя за вашим чтением. 25 Читая ему вслух, спрашивайте: «Ты это все себе представляешь?» – потому что не хотят   учиться   читать   обычно   те   ребята,   у   которых   еще   не   сформировано   образное мышление. Из­за плохого чтения ребенок часто не успевает узнать содержание произведений, необходимых   по   программе.   Предложите   своему   «мученику»   другой   способ   изучения предмета. Сегодня продается огромное количество аудиокассет с записями классических произведений.   Включая   кассету   ребенку   перед   сном,   вы   поможете   ему   с   большей эффективностью   усвоить   содержание   произведения.   Читать   текст,   зная   интонации   и характеры героев, гораздо легче. К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок развивает аудиальное восприятие. Таким образом, он не только пассивным образом изучит заданную книгу,   но   и   полюбит   чтение.   Можно   показать   ребенку   фильм,   снятый   на   основе литературного   произведения.   Правда,   сюжет   фильма   может   быть   очень   далек   от первоисточника,   поэтому   взрослому   желательно   знать   содержание,   чтобы   вовремя откорректировать   развитие   событий   и   поведение   героев.   Многие   литературные произведения показывают жизнь такой, какая она есть на самом деле. Проводите аналогии между   жизнью   и   эпизодом   из   книги   –   и   юный   читатель   поймет,   что   литература   не абстрактный вымысел, а очень даже полезная в жизни вещь. Ребенок, который, стоя на морском   берегу,   слышит   стихотворение   Лермонтова   «Парус»,   не   сможет   остаться равнодушным к поэзии. Развитие речи  Один   из   недостатков   левши   –   незнание   низкочастотных   слов,   то   есть   тех   слов, которые не так часто употребляются. Шляпка гриба, носик чайника, крона дерева, спинка стула – некоторым совершенно неизвестны эти слова. На профессиональном языке это называется бедностью речи. Незнание многих слов или их значений приводит к тому, что ребенок   не   в   состоянии   не   только   красиво,   но   и   ясно,   понятно   выразить   собственные мысли. Иногда его речь становится загадкой даже для родителей, особенно когда дети пытаются пересказать любимый фильм или поведать о том, что произошло на улице во время   игры.   Из­за   этого   –   неудовлетворительные   оценки   за   пересказы,   изложения   и сочинения.   Бедность   речи   может   стать   причиной   негативного   отношения   к   уроку литературы и чтению как процессу. Ведь, читая, ученик не понимает значения большей части   слов,   а   значит,   и   смысл   всего   текста   остается   для   него   непонятым.   Изучать 26 низкочастотные   слова   можно   на   прогулке.   Наслаждаясь   свежим   воздухом,   ребенок   с помощью ваших объяснений быстро поймет разницу между кроной и ветками, лучше узнает лесных   зверей   и   птиц,   особенности   строения   их   тела,   освоит   лексику,   связанную   с явлениями природы.  Знакомая   нам   с   детства   игра   «в   слова»   (по   очереди   называем   новые   слова, начинающиеся   с   последней   буквы   предыдущего   слова)   поможет   ребенку   запомнить написание многих слов и расширит его словарный запас.  Игра «Виселица», или «Балда», чрезвычайно полезна ученикам, пропускающим в слове буквы. Правила игры таковы: один загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт,   транспорт,   мебель),   и   обозначая   его   первую   и   последнюю   буквы,   а   общее   их количество заменяется черточками. Например, слово апельсин будет выглядеть так: А ­ ­ ­ ­ ­ ­ Н. Другой называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Верно названная буква встает на свое место, а неверно названная превращается либо в часть виселицы, либо в буквы слова балда. Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово балда.  Словарные   слова   можно   запоминать   также   с   помощью   забавных   рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы. Например, корову можно нарисовать с огромными глазами в виде букв о, а пальто может иметь фасон в форме той самой а, в написании которой чаще всего и ошибаются.  Чтобы   проработать   правописание   приставок   или   безударных   гласных, придумывайте вместе смешные истории – сказки, в которых отражается трудное правило. Например, написание некоторых слов с приставками при­ и пре­ поможет запомнить такая «сочинялка»:  Жила­была Придумка. Она очень любила придумывать всякие наряды. Как­то раз придумала она себе платье. Примерила – некрасиво. Присела Придумка, призадумалась. Решила   пристрочить   к   платью   кружева.   Пришила   и   пошла   показать   подружке   Пре. «Прелестно,   превосходно!»   –   восхитилась   Пре.   Придумка   припрыгнула   на   месте, притопнула,   прихлопнула,   прильнула   к   подружке   и   сказала,   что   в   следующий   раз   она придумает что­то специально для прекрасной Пре. «Премного благодарна», – ответила та. Игра «Целое животное». Желательно играть в компании из 3–4 человек. Ведущий дает задание: описываем слона. Каждый ребенок должен называть по очереди по одному предложению. Маша. Он серого цвета. Коля. У него есть хобот. Петя. Он очень большой. 27 Маша. У него толстая морщинистая кожа. Коля. У него маленькие глазки. Петя. Ноги у него похожи на столбы. Маша. Он живет в Африке и т.д. Проигрывает тот, кто не может назвать следующего предложения. Далее ведущий дополняет и исправляет сведения детей и предлагает одному из них пересказать описание полностью. Задание на дом – записать историю и нарисовать животное. Приложение 4. Товары для левшей 28 29 30 Сайты   Интернет­магазинов,   в   которых   родители   леворуких   учеников   могут приобрести канцелярские товары:  http://levoedelo2007.narod.ru/ http://www.lefthandwriting.ru/ 31

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"

Проект "Трудно ли быть левшой в мире правшей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2019