Проект цикла уроков по формированию патриотизма на примере участников Олимпийских игр и героев художественных произведений
Оценка 4.8

Проект цикла уроков по формированию патриотизма на примере участников Олимпийских игр и героев художественных произведений

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
ppt
Междисциплинарный 3
5 кл
12.01.2017
Проект цикла уроков по формированию патриотизма на примере участников Олимпийских игр и героев художественных произведений
ПРОЕКТ ДУ. Патриотизм. Группа 2 (3).ppt

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (МОУ МЦ «Раменский дом учителя»)

Проект цикла уроков по формированию патриотизма на примере участников Олимпийских игр и героев художественных произведений


Над проектом работали:

Антонова Э.В. - учитель истории, МОУ Быковская СОШ №15
Белич С.А. – учитель литературы, МОУ Быковская СОШ №15
Фролова А.Г. – учитель физкультуры, МОУ Ганусовская СОШ
Новосёлова О.В. – учитель математики, МОУ гимназия №2, г.Раменское

Руководитель проекта: Чернявская А.Г.

2016 г.

Основной замысел проекта Проект объединяет следующие уроки для 5 класса: история; математика; литература; физическая культура

Основной замысел проекта Проект объединяет следующие уроки для 5 класса: история; математика; литература; физическая культура

Основной замысел проекта

Проект объединяет следующие уроки для 5 класса:
история;
математика;
литература;
физическая культура.

Цели

Описание

Предметные результаты

Закрепление ранее полученных знаний, расширение границ их применения; получение более широких знаний о патриотизме. (освоит понятие «патриотизм»). Овладеет способами решения типовых задач.

Познавательные
УУД

Умение структурировать информацию и вырабатывать алгоритм.

Регулятивные
УУД

Участие и опыт совместного формулирования целей уроков (целеполагание!), принятия решения в проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД

Умение формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные УУД

Развить гражданский патриотизм, любовь к Родине:
- ученик продемонстрирует чувство гордости за свою страну;
- готовность следовать, образцам, нормам жизни героев-патриотов и участников Олимпийских игр;
готовность осваивать виды деятельности, способствующие становлению их личности на примере геров-патриотов и олимпийцев.

Таблица 1. Ожидаемые результаты цикла уроков

Объединение уроков осуществляется на основании развития чувства ПАТРИОТИЗМА на примере участников Олимпийских игр и героев-патриотов.

Уровень актуального развития

Уровень актуального развития

Уровень актуального развития

Знания

Описание

Предметные

Учащиеся на примерах могут объяснить понимание термина «патриотизм».

Познавательные

Прочитаны произведения о героях – патриотах.

Регулятивные

Умение ставить цель, работать по алгоритму.

Коммуникативные

Навыки сотрудничества, речевые навыки.

Личностные

Ориентанция в системе моральных норм и ценностей, уважение к истории, другим народам России и мира, доброжелательное отношение к окружающим.
Некоторые учащиеся защищали честь школы по школьным дисциплинам и занимали призовые места, поэтому можно предположить, что учащимся знакомо чувство патриотизма на уровне школы.

Таблица 2. Уровень актуального развития

Четырехуровневая модель развития

Четырехуровневая модель развития

Четырехуровневая модель развития

ЗНАНИЯ

Предметные УМЕНИЯ и
навыки, конкретные УУД

СПОСОБНОСТИ
(обобщенные УУД), компетенции

ЦЕННОСТИ
Установки
Позиции
Роли

Урок истории Тип урока : урок открытия новых знаний

Урок истории Тип урока : урок открытия новых знаний

Урок истории

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Таблица 3. Ожидаемые результаты

Цели

Описание

Предметные результаты

Получат знания о проведении олимпийских игр и участии нашей сборной, познакомятся с фамилиями знаменитых олимпийцев, изучат видеоматериал с фрагментами награждения наших олимпийцев.

Познавательные УУД

Научатся работать с новой информацией, правильно формулировать, объяснять и пользоваться новыми терминами по предметам; анализировать и обосновывать свои выводы в устной форме.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся работать в командах над проблемной ситуацией и нахождением способов ее решения, будут продолжать учиться ставить перед собой цели.

Коммуникативные УУД

Будут продолжать учиться построению диалоговой коммуникации (вопрос-ответ), будут учиться выслушивать мнения оппонента, правильно на них реагировать (соглашаться или возражать по высказанному), учиться отстаивать свое восприятие по данному вопросу.

Личностные УУД

У учащихся будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, Олимпийской символике нашего народа, к олимпийским традициям.

Урок истории . Этапы урока Описание урока

Урок истории . Этапы урока Описание урока

Урок истории.

Этапы урока

Описание урока

Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Вопросы: Кто знает про Олимпийские игры? Как они проходят? Участвует ли наша сборная? Каких вы знаете спортсменов-олимпийцев?

Проблемная ситуация и целеполагание.

Показ видео «Слезы Ирины Родниной на церемонии награждения». Вопросы: За что награждают спортсменов? В каком виде спорта? Какие чувства у спортсменов и почему? Какие чувства возникают у вас?

Поиск способа решения и получение недостающего знания.

Вопрос: Как олимпийцы заслуживают миссию быть патриотами страны? (работа в группах «Патриот ли олимпиец?», синквейн на доске общих понятий)

Самоконтроль и самооценка.

Контролируют работу в группах, выступают в обсуждениях, отстаивают свое мнение, самооценивают свой результат

Рефлексия

Как я понял слово «патриот» и «патриотизм»? Можно ли назвать олимпийцев патриотами страны? Почему? Хотел ли ты дальше изучать темы патриотизма? Тебе или твоим близким знакомо это чувство? Расскажи.

Таблица 4. Организационная структура урока.

Урок математики Таблица 5. Ожидаемые результаты

Урок математики Таблица 5. Ожидаемые результаты

Урок математики

Таблица 5. Ожидаемые результаты

Тип урока: урок отработки навыков и рефлексии.

Цели

Описание

Предметные результаты

Учащийся овладеет способами решения типовых задач: «больше на», : «меньше на», «больше в … раз», : «меньше в … раз», «…, что на … больше», «…, что на … меньше».

Познавательные УУД

Учащийся научится создавать алгоритмы и применять их для решения типовых задач.

Регулятивные УУД

Учащийся научится ставить цель, работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится формулировать собственную точку зрения.

Личностные УУД

- учащийся продемонстрирует чувство гордости за свою страну, получит возможность осознать важность побед;
- учащийся получит информацию о видах деятельности, способствующих становлению личности.

Урок математики. Этапы урока Описание этапов урока

Урок математики. Этапы урока Описание этапов урока

Урок математики.

Этапы урока

Описание этапов урока

Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Проблемная ситуация и целеполагание.

Учащиеся разделены на 3 группы.
Каждая группа получила лист с задачами по Олимпийским играм.
В листе 12 типовых задач (по 2 на каждый тип). Нужно решить задачи, определить тип задачи и отнести задачи к одному из 6 типов. Результаты занести в таблицу результатов (ТР).
Целеполагание: задачи какого типа и на какую тему сегодня будем решать?
Рефлексия: каким образом решали задачи каждого типа?
Учащиеся проговаривают алгоритмы решения типовых задач.

Решение типовых задач и отделение алгоритма от предметного содержания.

Учащиеся решают типовые задачи и записывают алгоритм в ТР.

Самоконтроль и самооценка.

В группах имеется таблица «Золото олимпиад» с количеством золотых медалей России и других стран в разные годы Олимпиады.
Требуется составить две задачи различных типов.

Рефлексия

Чему научились? Какие трудности испытывали?
Используя таблицу «Золото олимпиады» учащиеся отвечают на вопрос: какое место заняла Россия по количеству золотых медалей в разные годы (годы называть)?
Какие чувства испытывает победитель олимпийских игр?
Назовите российских победителей олимпиад? (ответ по материалам урока истории и текстов задач, решаемых на уроке).

Таблица 6. Организационная структура урока.

Урок литературы Таблица 7. Ожидаемые результаты

Урок литературы Таблица 7. Ожидаемые результаты

Урок литературы

Таблица 7. Ожидаемые результаты

Цели

Описание

Предметные результаты

познакомится с публицистическими произведениями о героях-спортсменах,
способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки написания эссе

Познавательные УУД

ставит и осознает познавательную задачу;
извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах газет .

Регулятивные УУД

принимает и сохраняет учебную задачу;
планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действует по поставленному плану.

Коммуникативные УУД

задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Личностные УУД

положительно относится к героям-спортсменам, испытывает чувство патриотизма, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Тип урока: урок творчества.

Урок литературы. Этапы урока Описание этапов урока

Урок литературы. Этапы урока Описание этапов урока

Урок литературы.

Этапы урока

Описание этапов урока

Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Основной вопрос: зачем нам изучать публикации о спортсменах?
Формулирование темы урока: "Спортсмены, защищающие честь нашей Родины. Обзор газет».

Проблемная ситуация и целеполагание.

Создание проблемной ситуации.
Вопросы для обсуждения:
какие черты характера нужны спортсменам на соревнованиях?
каким литературным героям присущи эти черты?
Решение затруднения. Обратимся к словарю.
- На какой вопрос мы будем отвечать на этом уроке? (Какие черты характера проявляют спортсмены на международных соревнованиях?)

Поиск способа решения и получение недостающего знания.

1). Работа в группах:
Обсуждение подготовленных статей
Работа с текстом
Подготовить рассказ о наиболее ярких эпизодах побед
2). Выступления от групп
-Какие затруднения возникли при поиске и выборе статей, почему вы оставновились именно на этом спортсмене?
3). Создание синквейна на доске на тему: «черты характера данного героя».

Рефлексия

Напишите короткое эссе (5 предложений) на тему: Как спортсмены заставляют нас гордиться своей Родиной?
Вопросы на рефлексию:
- насколько каждый из Вас соответствует построенному нами образу защищающего честь Родины спортсмена?
- какие качества каждый из нас должен развить, чтобы быть похожим на него?

Таблица 8. Организационная структура урока.

Урок физической культуры Тип урока : урок обобщения способов деятельности

Урок физической культуры Тип урока : урок обобщения способов деятельности

Урок физической культуры

Тип урока: урок обобщения способов деятельности.

Цели

Описание

Предметные результаты

Получит знания по истории возникновения Олимпийских игр, видам Олимпийских игр, символами и традициями, ритуалам открытия и закрытия Олимпийских игр.

Познавательные УУД

уметь осуществлять поиск и обработку информации;
характеризовать явления ( действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить выход из критического положения.

Регулятивные УУД

Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность. Управление своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
оказывать товарищескую поддержку;
добиваться достижения общей цели;
умение работать в командах.

Личностные УУД

ученик испытает чувство гордости за свою страну;
готовность взять примеры жизни олимпийцев как ориентиры в становлении личности;
удовлетворение от участия в социально-значимом деле.

Таблица 9. Ожидаемые результаты.

Урок физической культуры. Этапы урока

Урок физической культуры. Этапы урока

Урок физической культуры.

Этапы урока

Описание этапов урока

Актуализация знаний и мотивация

В течении месяца учащиеся работали в командах по одной из тем, являющейся частью проекта «Герои олимпийских игры от античности до наших дней». Одна из тем: «Первое участие России в Олимпиаде». Силами учащихся подготовлена презентация в электронном виде.
Учащимся последовательно предлагается прослушать гимн России, рассмотреть макет факела и вспомнить о событии, которое увековечило название города Олимпия. После каждого задания учащиеся отвечают на вопросы:
Какое музыкальное произведение прозвучало? В каких случаях его слушают? Факел с чем ассоциируется? Какое событие увековечило город Олимп?

Проблемная ситуация и целеполагание

Ребята как вы думаете, что будет предметом нашей деятельности сегодня на уроке?

Поиск способа решения и получение недостающего звена

По каждому слайду (группе слайдов) выступают учащиеся от команд. Выстраивается целостная картина по проекту «Герои олимпийских игры от античности до наших дней».

Самоконтроль и самооценка

Команды задают вопросы друг другу.

Рефлексия
Перенос способа в новую ситуацию.

Что заставляло первых российских олимпийцев принимать участие в олимпиаде?
Какое значение имеет решение этого проекта для вас и для других? Как и где можно его использовать?
Учитель: «Теперь у вас есть опыт работы над проектом и вы можете применить его на других уроках».

Таблица 10. Организационная структура урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа над проектом позволила:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работа над проектом позволила:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом позволила:
Понять разницу между объединениями «группа» и «команда».
Получить опыт использования метода проектов, самостоятельной работы над учебным материалом.
Развить коммуникативные навыки.
Усовершенствовать методику разработки деятельностного урока.
Получить навыки по развитию определённого УУД в цикле разноплановых уроков.

Скачать файл