Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистовМУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР(МОУ МЦ «Раменский дом учителя»)
Проект цикла уроков по формированию патриотизма на примере участников Олимпийских игр и героев художественных произведений
Над проектом работали:
Антонова Э.В. - учитель истории, МОУ Быковская СОШ №15
Белич С.А. – учитель литературы, МОУ Быковская СОШ №15
Фролова А.Г. – учитель физкультуры, МОУ Ганусовская СОШ
Новосёлова О.В. – учитель математики, МОУ гимназия №2, г.Раменское
Руководитель проекта: Чернявская А.Г.
2016 г.
Основной замысел проекта
Проект объединяет следующие уроки для 5 класса:
история;
математика;
литература;
физическая культура.
Цели | Описание |
Предметные результаты | Закрепление ранее полученных знаний, расширение границ их применения; получение более широких знаний о патриотизме. (освоит понятие «патриотизм»). Овладеет способами решения типовых задач. |
Познавательные | Умение структурировать информацию и вырабатывать алгоритм. |
Регулятивные | Участие и опыт совместного формулирования целей уроков (целеполагание!), принятия решения в проблемной ситуации. |
Коммуникативные УУД | Умение формулировать собственное мнение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Личностные УУД | Развить гражданский патриотизм, любовь к Родине: |
Таблица 1. Ожидаемые результаты цикла уроков
Объединение уроков осуществляется на основании развития чувства ПАТРИОТИЗМА на примере участников Олимпийских игр и героев-патриотов.
Уровень актуального развития
Знания | Описание |
Предметные | Учащиеся на примерах могут объяснить понимание термина «патриотизм». |
Познавательные | Прочитаны произведения о героях – патриотах. |
Регулятивные | Умение ставить цель, работать по алгоритму. |
Коммуникативные | Навыки сотрудничества, речевые навыки. |
Личностные | Ориентанция в системе моральных норм и ценностей, уважение к истории, другим народам России и мира, доброжелательное отношение к окружающим. |
Таблица 2. Уровень актуального развития
Урок истории
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Таблица 3. Ожидаемые результаты
Цели | Описание |
Предметные результаты | Получат знания о проведении олимпийских игр и участии нашей сборной, познакомятся с фамилиями знаменитых олимпийцев, изучат видеоматериал с фрагментами награждения наших олимпийцев. |
Познавательные УУД | Научатся работать с новой информацией, правильно формулировать, объяснять и пользоваться новыми терминами по предметам; анализировать и обосновывать свои выводы в устной форме. |
Регулятивные УУД | Учащиеся научатся работать в командах над проблемной ситуацией и нахождением способов ее решения, будут продолжать учиться ставить перед собой цели. |
Коммуникативные УУД | Будут продолжать учиться построению диалоговой коммуникации (вопрос-ответ), будут учиться выслушивать мнения оппонента, правильно на них реагировать (соглашаться или возражать по высказанному), учиться отстаивать свое восприятие по данному вопросу. |
Личностные УУД | У учащихся будет сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, Олимпийской символике нашего народа, к олимпийским традициям. |
Урок истории.
Этапы урока | Описание урока |
Актуализация и мотивация учебной деятельности. | Вопросы: Кто знает про Олимпийские игры? Как они проходят? Участвует ли наша сборная? Каких вы знаете спортсменов-олимпийцев? |
Проблемная ситуация и целеполагание. | Показ видео «Слезы Ирины Родниной на церемонии награждения». Вопросы: За что награждают спортсменов? В каком виде спорта? Какие чувства у спортсменов и почему? Какие чувства возникают у вас? |
Поиск способа решения и получение недостающего знания. | Вопрос: Как олимпийцы заслуживают миссию быть патриотами страны? (работа в группах «Патриот ли олимпиец?», синквейн на доске общих понятий) |
Самоконтроль и самооценка. | Контролируют работу в группах, выступают в обсуждениях, отстаивают свое мнение, самооценивают свой результат |
Рефлексия | Как я понял слово «патриот» и «патриотизм»? Можно ли назвать олимпийцев патриотами страны? Почему? Хотел ли ты дальше изучать темы патриотизма? Тебе или твоим близким знакомо это чувство? Расскажи. |
Таблица 4. Организационная структура урока.
Урок математики
Таблица 5. Ожидаемые результаты
Тип урока: урок отработки навыков и рефлексии.
Цели | Описание |
Предметные результаты | Учащийся овладеет способами решения типовых задач: «больше на», : «меньше на», «больше в … раз», : «меньше в … раз», «…, что на … больше», «…, что на … меньше». |
Познавательные УУД | Учащийся научится создавать алгоритмы и применять их для решения типовых задач. |
Регулятивные УУД | Учащийся научится ставить цель, работать по алгоритму. |
Коммуникативные УУД | Учащийся научится формулировать собственную точку зрения. |
Личностные УУД | - учащийся продемонстрирует чувство гордости за свою страну, получит возможность осознать важность побед; |
Урок математики.
Этапы урока | Описание этапов урока |
Актуализация и мотивация учебной деятельности. | Учащиеся разделены на 3 группы. |
Решение типовых задач и отделение алгоритма от предметного содержания. | Учащиеся решают типовые задачи и записывают алгоритм в ТР. |
Самоконтроль и самооценка. | В группах имеется таблица «Золото олимпиад» с количеством золотых медалей России и других стран в разные годы Олимпиады. |
Рефлексия | Чему научились? Какие трудности испытывали? |
Таблица 6. Организационная структура урока.
Урок литературы
Таблица 7. Ожидаемые результаты
Цели | Описание |
Предметные результаты | познакомится с публицистическими произведениями о героях-спортсменах, |
Познавательные УУД | ставит и осознает познавательную задачу; |
Регулятивные УУД | принимает и сохраняет учебную задачу; |
Коммуникативные УУД | задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. |
Личностные УУД | положительно относится к героям-спортсменам, испытывает чувство патриотизма, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Тип урока: урок творчества.
Урок литературы.
Этапы урока | Описание этапов урока |
Актуализация и мотивация учебной деятельности. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Основной вопрос: зачем нам изучать публикации о спортсменах? |
Проблемная ситуация и целеполагание. | Создание проблемной ситуации. |
Поиск способа решения и получение недостающего знания. | 1). Работа в группах: |
Рефлексия | Напишите короткое эссе (5 предложений) на тему: Как спортсмены заставляют нас гордиться своей Родиной? |
Таблица 8. Организационная структура урока.
Урок физической культуры
Тип урока: урок обобщения способов деятельности.
Цели | Описание |
Предметные результаты | Получит знания по истории возникновения Олимпийских игр, видам Олимпийских игр, символами и традициями, ритуалам открытия и закрытия Олимпийских игр. |
Познавательные УУД | уметь осуществлять поиск и обработку информации; |
Регулятивные УУД | Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность. Управление своей деятельностью. |
Коммуникативные УУД | анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; |
Личностные УУД | ученик испытает чувство гордости за свою страну; |
Таблица 9. Ожидаемые результаты.
Урок физической культуры.
Этапы урока | Описание этапов урока |
Актуализация знаний и мотивация | В течении месяца учащиеся работали в командах по одной из тем, являющейся частью проекта «Герои олимпийских игры от античности до наших дней». Одна из тем: «Первое участие России в Олимпиаде». Силами учащихся подготовлена презентация в электронном виде. |
Проблемная ситуация и целеполагание | Ребята как вы думаете, что будет предметом нашей деятельности сегодня на уроке? |
Поиск способа решения и получение недостающего звена | По каждому слайду (группе слайдов) выступают учащиеся от команд. Выстраивается целостная картина по проекту «Герои олимпийских игры от античности до наших дней». |
Самоконтроль и самооценка | Команды задают вопросы друг другу. |
Рефлексия | Что заставляло первых российских олимпийцев принимать участие в олимпиаде? |
Таблица 10. Организационная структура урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом позволила:
Понять разницу между объединениями «группа» и «команда».
Получить опыт использования метода проектов, самостоятельной работы над учебным материалом.
Развить коммуникативные навыки.
Усовершенствовать методику разработки деятельностного урока.
Получить навыки по развитию определённого УУД в цикле разноплановых уроков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.